Маклай и папуасы. Как знаменитый путешественник миклухо-маклай получил двойную фамилию и смог выжить среди дикарей-каннибалов Миклухо маклай и папуасы новой гвинеи

Бедный Бой, он умер... - наконец сказал Миклухо-Маклай. Ульсон [помощник Маклая – шведский моряк – прим. Ред. ] стоял совершенно расте­рянный и спрашивал, что теперь делать.

Тело мы бросим сегодня ночью в море. Так, чтобы они [папуасы] ничего не видели. А сейчас потрудитесь набрать побольше камней и положить их в шлюпку. Тело должно сразу же пойти ко дну...

Миклухо-Маклай любил Боя и остро переживал первую утрату. Никогда больше этот мальчик не уви­дит родного острова, не услышит шума прибоя и шелеста листьев кокосовых пальм у хижины, где ждет его одинокая мать...

Но Маклай был прежде всего человеком научного долга, лишенным предрассудков и ложной сентимен­тальности. Ради истины он не щадил себя, и другие, окружавшие его, должны были служить целям науки. Ульсон, которой при жизни Боя всегда дурно отзы­вался о нем, бранил юношу, теперь заговорил о боге и об исполнении воли его. На глазах шведа стояли слезы.

Бросьте хныкать, Ульсон, - резко оборвал его Маклай. - Бой умер потому, что отказывался от пищи. Туземное поверье. Они считают, что больной не должен есть совсем или есть очень мало. И вот ре­зультат.

Глаза шведа округлились от ужаса.

Это кощунство! - закричал он. - Бог нака­жет вас...

Затем перешел на умильно-просительный тон:

Очень прошу, не делайте этого. Я запрещаю распиливать мой череп! Запрещаю. И не смейте вы­брасывать меня на съедение акулам...

Маклай криво улыбнулся:

Не вопите! Мозг такого осла, как вы, - не­большая находка для науки. Кроме того, вы еще не умерли, черт бы вас побрал с вашей трусостью и нытьем! Пусть будет по-вашему...

Одержав победу, Ульсон успокоился. Но он плохо знал Маклая: не уговоры шведа повлияли на реше­ние ученого, а тот факт, что у последнего просто не оказалось достаточно большой склянки для помеще­ния мозга полинезийца. Однако он вспомнил, что обещал профессору Гегенбауру при случае добыть и прислать в Страсбург гортань темнокожего человека со всею мускулатурой ее. Опасаясь, что вот-вот могут явиться папуасы, и не обращая внимания на вопли дрожащего от суеверного страха Ульсона, ученый быстро достал анатомические инструменты, склянку со спиртом и принялся за дело...

Боя похоронили этой же ночью. Наутро явились туземцы и стали уговаривать Миклухо-Маклая от­пустить Боя в Гумбу, где его обязательно вылечат. Чтобы отвлечь их от этих неприятных разговоров, уче­ный решил совершить «чудо». Он взял блюдечко, на­лил немного спирта, поставил блюдечко на веранду и позвал гостей. Взяв затем стакан с водой, он отпил немного из него, и дал попробовать одному из тузем­цев, который убедился, что в стакане вода. Прибавив к спирту на блюдечке несколько капель воды, Маклай поднес зажженную спичку. Спирт вспыхнул. Туземцы отпрянули. Ученый стал разбрызгивать горящий спирт на лестницу, на землю. Папуасы с криками бросились вон из Гарагаси. Вскоре, однако, возле хижины собралась огромная толпа. То были жители Бонгу, Били-Били и острова Кар-Кар.

«Маклай, не зажигай моря!» - кричали они.

Если до этого случая папуасы называли русского ученого «гаре тамо», что значит «человек в футляре», то есть «человек в одежде», то теперь его стали имено­вать «каарам тамо» - «человек с Луны». Убеждению в том, что «тамо-русс» - «русский человек» явился с Луны, послужил еще один случай: как-то ночью мимо Гарагаси проходили две ярко освещенные пиро­ги. Ученому пришла фантазия отсалютовать им фей­ерверком, и он зажег фальшфейер. Эффект получился потрясающий: папуасы побросали факелы в воду и удрали.

«Тамо-русс выпустил в небо Луну», - рассказы­вали они в селениях. Так за Маклаем закрепилась кличка «человек с Луны». Напрасно Маклай раскла­дывал перед Туем географическую карту и старался объяснить, где находится Россия. «Бой улетел в Рос­сию?» - спрашивал Туй и указывал на Луну. Другие интересовались, есть ли на Луне дома, деревья, жен­щины и сколько там у Маклая жен, на каких звездах ему удалось побывать. Ученого поразило, что папуасы считают солнце большой звездой.

Только пожилой папуас Каин с острова Били-Били был задумчив. Он побывал на острове Сегу, где ему показали «телум-Анут» - фигуру женщины с бака ев­ропейского судна. Там же он впервые услыхал о да­лекой стране, где у людей есть железные топоры и ножи, большие дома и где все одеваются в платья и носят башмаки, как Маклай. Остальные считали свой берег единственным местом на земле, где обита­ет человек.

Колесников М.С. Миклухо-Маклай. М., «Молодая гвардия», 1961 г., с. 124-127.

Томан И.Б.
Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - №4. - С.4-9.

Н.Н. Миклухо-Маклай: «белый папуас»

В тот день, когда к берегам Новой Гвинеи подошел русский военный корабль «Витязь», похожий на огромное морское чудовище, местные жители подумали, что наступил конец света. Одни стали спешно рыть себе могилы, другие пытались скрыться в горах. Нашлось, правда, несколько отчаянных смельчаков, которые решили, что к ним прибыл легендарный первопредок Ротей. Они сели в лодки и поспешили ему навстречу. На корабле их встретили дружелюбно, с благодарностью приняли дары, однако на обратном пути папуасы были столь напуганы внезапным пушечным выстрелом, прогремевшим в честь благополучного прибытия судна, что усомнились в своем предположении. А Ротей ли это? Уж не пожаловал ли к ним сам злой дух Бука?

Такой ли в точности была первая встреча Николая Николаевича Миклухо-Маклая с папуасами Новой Гвинеи, сказать трудно, ибо данная история была записана более двадцати лет спустя после того, как ученый уехал из этих мест. Достоверно известно одно: местные жители встретили нежданного гостя отнюдь не с распростертыми объятиями. Впрочем, Николай Николаевич не рассчитывал на иной прием. Он был достаточно наслышан о кровожадности туземцев, однако, хоть и не верил большинству подобных рассказов, все-таки считал, что местным жителям не за что любить незнакомца, потревожившего их покой. И все же, направляясь в первый раз к папуасской деревне, не зная ни языка, ни обычаев, ни намерений ее обитателей, он не взял с собой никакого оружия и не остановился даже тогда, когда несколько стрел пролетело над его головой. Остановившись недалеко от толпы вооруженных людей, он спокойно расстелил на земле циновку, улегся на нее и заснул. Проснувшись через два часа, он увидел вокруг себя тех же людей, которые на этот раз были настроены дружелюбно и почтительно. Столь резкая перемена настроения объясняется абсолютным хладнокровием Миклухо-Маклая перед лицом опасности. Папуасы решили, что человек, полностью лишенный страха смерти, обладает сверхъестественными способностями и, может быть, даже бессмертен.

Что же привело русского ученого к берегам Новой Гвинеи?

Николай Николаевич Миклуха (такова была его первоначальная фамилия) родился 5 июля 1846 года в семье инженера-путейца в селе Рождественское близ г. Боровичи Новгородской губернии. Вскоре семья переехала в Петербург. В 1859-1863 гг.

Н.Н. Миклухо-Маклай учился во 2-й Петербургской гимназии. В 1863 году он стал вольнослушателем отделения естественных наук физико-математического факультета Петербургского университета; одновременно посещал лекции в Медико-хирургической академии. В 1864 году за участие в студенческих волнениях его исключили из университета, и он вынужден был продолжить образование в Германии, где изучал философию, химию и медицину в Гейдельбергском, Лейпцигском и Йенском университетах. Здесь он, кстати, удлинил свою фамилию, превратившись из Миклухи в Миклухо-Маклая. Фамилию, которую он взял себе, носил его предок, правда, звучала она чуть иначе: Миклуха-Махлай.

В 1866 году профессор Йенского университета Эрнст Геккель пригласил Миклухо-Маклая и швейцарского студента Генриха Фоля в экспедицию на Канарские острова для изучения губок – примитивных многоклеточных животных, обитающих в южных морях. Через три месяца, проведя необходимые исследования, профессор уехал, а Миклухо-Маклай со своим спутником переоделся в арабский костюм и отправился в путешествие по Марокко. Это первое перевоплощение во многом предопределило дальнейшую судьбу Миклухо-Маклая. Он понял, что его истинное призвание – не ботанические и зоологические штудии, а исследование жизни человеческой путем проникновения в самую ее гущу, дабы постичь иную культуру не только разумом, но и сердцем.

Миклухо-Маклай закончил Йенский университет в 1868 году и вновь отправился на Восток, где, как и прежде, перевоплотился в араба. На этот раз он посетил Египет, Саудовскую Аравию, Эфиопию и Судан. Однако, с увлечением исследуя культуру этих стран, молодой ученый понимал, что он здесь не первопроходец. Ему же хотелось познакомиться с неизвестными народами, никогда не вступавшими в контакт с европейцами. И вот однажды ему попалась в руки изданная в Бремене книга Отто Финша «Новая Гвинея». И тут-то он понял, куда должен ехать.

Вернувшись в Россию, молодой ученый сумел убедить коллег в необходимости осуществления своего замысла и с помощью Русского Географического общества получил разрешение отправиться к берегам Новой Гвинеи на военном судне «Витязь».

8 ноября 1870 года «Витязь» вышел из Кронштадтского порта и почти через год, 19 сентября 1871 года, бросил якорь в заливе Астролябии, на северо-восточном берегу Новой Гвинеи. Этот залив был открыт в 1827 году французским мореплавателем Дюмоном Дюрвилем, который назвал его в честь судна, на котором приплыл. Однако Дюрвиль, опасаясь лихорадки и туземцев, не высадился на берег. Таким образом, Миклухо-Маклай был первым европейцем, который ступил на землю Новой Гвинеи.

В тот же день Миклухо-Маклай стал вести дневник, в котором скрупулезно записывал все свои наблюдения. Он был издан только в 1950 году. Этот дневник бесценен не только как источник о культуре папуасов Новой Гвинеи. Он представляет собой потрясающе интересную, захватывающую историю о встрече двух культур, о самых неожиданных гранях человеческих взаимоотношений и, самое главное, о всепобеждающей силе добра.

Как свидетельствуют дневники Миклухо-Маклая и воспоминания о нем, собранные среди папуасов много лет спустя, жители Новой Гвинеи прониклись уважением и любовью к не похожему на них пришельцу, который, в отличие от обычных людей, совсем не боялся смерти. Миклухо-Маклай быстро выучил их язык и завоевал их доверие, ибо папуасы были для него отнюдь не только объектами наблюдения. Они стали для него друзьями и даже больше. Как мы видели, жители Новой Гвинеи считали Миклухо-Маклая необыкновенным человеком, и он принял ту единственно возможную для себя роль, которую он должен был играть. Только так он мог войти в сообщество папуасов, увидеть его изнутри и выжить.

(по рис. Миклухо-Маклая)

У папуасов были самые разные представления о личности Миклухо-Маклая, причем сейчас довольно сложно выяснить, какие из них сложились во время его пребывания среди них, а какие – после, когда образ странного пришельца стал обрастать легендами. Его принимали то за легендарного героя Ротея, то за пришельца с луны (видимо, из-за бледного цвета его кожи), но более распространенным было представление о том, что в Миклухо-Маклая вселился дух их далекого предка. Вот почему обитатели Новой Гвинеи называли Миклухо-Маклая «белым папуасом», что для ученого было весьма лестно: значит, его принимали за своего, несмотря на необычную внешность. И это неудивительно: Миклухо-Маклай настолько свыкся с образом жизни и привычками папуасов, настолько сросся с данной ему ролью, что ему не надо было притворяться и изображать из себя одного из них. Он действительно был им; в противном случае папуасы почувствовали бы какую-то фальшь, притворство или страх, и тогда европеец не сдобровал бы…

Зная о своем высоком авторитете среди папуасов, Миклухо-Маклай чувствовал ответственность перед ними. Он лечил их, обучал полезным навыкам в области сельского хозяйства; порой ему удавалось предотвращать междоусобные войны. Впрочем, пребывание Миклухо-Маклая на Новой Гвинее идиллией не назовешь. Все это время он балансировал над пропастью, и одно неверное слово, жест или взгляд могли стоить ему жизни. Как мы помним, уже первый день экспедиции мог оказаться для ученого последним. Похожий случай произошел и впоследствии. Однажды ему сообщили, что двое молодых людей хотят его ограбить и убить. И тогда Миклухо-Маклай один пошел в деревню, где они жили, созвал ее обитателей, среди которых были его потенциальные убийцы, сообщил им о том, что знает их намерения, и затем, сославшись на усталость, спокойно улегся спать. Проснулся он целым и невредимым. Молодые люди, только что мечтавшие расправиться с ним, подарили ему свинью и проводили до самого дома, оберегая от возможного нападения себе подобных.

Этот и другие подобные случаи заставили папуасов поверить в бессмертие их белого собрата. И все же однажды они решили прямо спросить его об этом. Что надо было ответить на подобный вопрос? Правда могла стоить жизни. Солгать? Но Миклухо-Маклай не исключал того, что может умереть от болезни или погибнуть, и тогда столь веривших в него людей постигнет глубокое разочарование. И он решился на отчаянный шаг. Дав одному из спрашивавших большое и острое копье, он велел ему проверить самому. Папуасы были потрясены предложением Миклухо-Маклая. Никто не решился проверить бессмертие «белого папуаса», и больше ему вопросов на эту тему не задавали.

В декабре 1872 года русский военный корабль вновь оказался у берегов Новой Гвинеи. Его появление поставило Миклухо-Маклая перед выбором: остаться или уехать. Ему нелегко было расставаться со своими друзьями, с которыми он сроднился душой, однако стремление донести до научной общественности результаты своих наблюдений и жажда новых открытий взяли верх. Он простился с папуасами, обещав им непременно вернуться. И сдержал свое слово. После странствий по Филиппинским и Молуккским островам он в июне 1876 года вернулся на знакомый берег, где прожил до ноября 1877 года.

Впоследствии он поселился в Сиднее, где занимался исследовательской работой и откуда совершил еще одно путешествие по островам Тихого океана. В 1882 году он, после 12-летнего отсутствия, посетил Россию. Встречали его как героя. Он выступал множество раз с докладами о своих исследованиях, о нем писали газеты, и даже царь изъявил желание побеседовать с прославленным ученым.

Однако Миклухо-Маклай не мог долго оставаться на одном месте. Ветер дальних странствий снова звал его, и, кроме того, он хотел вновь увидеться со своими друзьями-папуасами. В 1883 году Миклухо-Маклай покидает Россию и возвращается в Австралию. В Батавии он встречает российский корвет «Скобелев» (новое название корвета «Витязь») и не может отказать себе в желании вновь посетить берег Маклая, куда намеревался зайти командир корабля адмирал Копытов. Несколько дней, с 17 марта по 23 марта, Миклухо-Маклай проводит в знакомых местах. Несмотря на то, что ученый договорился с жителями острова Сегу о строительстве своего дома на острове Мегаспена, вернуться на Берег Маклая ему было уже не суждено. Тяжелая болезнь позволила Миклухо-Маклаю оставаться среди друзей лишь несколько дней, и он вновь простился с ними. На этот раз навсегда.

Вернувшись в Сидней, Миклухо-Маклай обрел, наконец, семейное счастье. В феврале 1884 года он женился на Маргарет Робертсон, дочери крупного землевладельца и политического деятеля Нового Южного Уэльса, которая родила ему двоих сыновей. В 1886 г. учёный вновь возвращается в Россию и снова предлагает императору «Проект Берега Маклая» как противодействие колонизации острова Германией. Однако и эта попытка не принесла желаемого результата. Очевидно, активизация соперничества с Германией в стол удаленном регионе могла принести России не столько политические и иные дивиденды, сколько ненужные внешнеполитические осложнения, тем более что именно в 1884 г. был возобновлен «союз трех императоров» - российского, германского и австрийского.

В 1887 году ученый еще раз ездил в Австралию. Конец 1887 - начало 1888 годов были посвящены лихорадочной работе над многочисленными рукописями, которые надо было подготовить для печати. Здоровье Миклухо-Маклая было давно подорвано и он, чувствуя приближение смерти, работал без устали. 2 апреля 1888 года он умер в возрасте 41 год в клинике Вилие в Санкт-Петербурге. Жена Миклухо-Маклая и его дети, вернувшиеся после смерти учёного в Австралию, в знак высоких заслуг ученого до 1917 года получали российскую пенсию, которая выплачивалась из личных денег Александра III, а затем Николая II.

Имя самоотверженного ученого, отважного путешественника и великодушного Человека известно и на родине, и в далекой Новой Гвинее. В 1947 году имя Миклухо-Маклая присвоено институту этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая). Тогда же режиссер А.Е. Разумный снял художественный фильм «Миклухо-Маклай». В 1996 году, в год 150-летия со дня рождения Миклухо-Маклая, ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира. В том же году у здания Музея им. У. Маклея (Macleay Museum) на территории Университета Сиднея (University of Sydney) установлен бюст учёного (скульптор Г. Распопов). В Москве есть улица Миклухо-Маклая. О нем напоминает и Берег Миклухо-Маклая, протянувшийся на 300 километров между заливом Астролябия и полуостровом Хуен, на территории государства Папуа – Новая Гвинея. Порой его посещают и российские путешественники. Будем надеяться, что наши читатели и автор этих строк когда-нибудь тоже окажутся среди них.

Литература

1. Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений. В 5-ти тт. - М.-Л., 1950-1954. Т.1. Дневники путешествий. 1870-1872. - М.-Л.,1950; Т.2. Дневники путешествий. 1873-1887. Т.2. - М.-Л.,1950.
2. Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Сост. Б.Н. Путилов, отв.ред. Д.Д. Тумаркин. - М.: Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, 1990-1996. Т.1. Путешествия 1870-1874: дневники, путевые заметки, отчеты. - М., 1990. Т.2. Путешествия 1874-1887: дневники, путевые заметки, отчеты. - М.,1993.
3. Бутинов Н.А. Н.Н. Миклухо-Маклай – великий русский ученый-гуманист. - Л., 1971.
4. Бутинов Н.А., Бутинова М.С. Образ Н.Н. Миклухо-Маклая в мифологии папуасов Новой Гвинеи // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». - СПб., 2001. - Выпуск №8.
5. Егорьева А.В. Русский географ и путешественник Миклухо-Маклай. - Л., 1971.
6. Колесников М.С. Н.Н. Миклухо-Маклай. - М., 1961.
7. Путилов Б.Н. Миклухо-Маклай: путешественник, ученый, гуманист. - М., 1985.
8. Чуковская Л. Н.Н. Миклухо-Маклай. - М., 1952.

Имя Миклухо-Маклая хорошо известно каждому: выдающийся этнограф сделал многое для исследования быта коренного населения Новой Гвинеи. Обывателям казалось, что его жизнь сродни захватывающему дух приключению, на самом же деле великий путешественник сталкивался с огромными трудностями в своей работе, его постоянно одолевали болезни.

Миклухо-Маклай прожил всего 41 год и с детства постоянно отвоевывал право на жизнь. Вначале он перенес воспаление легких, позже была малярия и лихорадка, эти болезни провоцировали постоянные обмороки, припадки бреда. Смерть Маклая вообще была вызвана заболеванием, которое врачи не сумели диагностировать: у ученого болела челюсть, у него не функционировала одна рука, и были сильнейшие отечности ног и живота. Много лет спустя во время перезахоронения останков Маклая были проведены исследования, в результате которых было установлено: у Маклая был рак челюсти, и метастазы распространились по всему телу.
Так чего же добился этот человек в жизни?

В конце XIX века ученые не имели точного представления, откуда на планете Земля появился человек. Впрочем, не имеют они его и сегодня. Но только тогда с опубликованием в 1859 г. книги "Происхождение видов" Чарльза Дарвина казалось, что долгожданный ответ вот-вот будет найден. Хотя эта теория и расколола общество. Очень многие не соглашались с тем, что человек не является творением Божьим, а произошел от обезьяны.

Именно в это время исключенный за приверженность идеям Чернышевского из петербургского университета молодой русский студент Николай Миклухо-Маклай оказывается в Европе. В Германии его учителем становится ярый дарвинист Эрнст Геккель. Тогда же йенский профессор выдвинул теорию, согласно которой в историческом прошлом между обезьяной и человеком существовало промежуточное звено, исходный материал, от которого в дальнейшем и произошли все расы. Молодой ученый становится ярым сторонником этой идеи и решает найти эту исходную форму, которая, по его мнению, еще сохранилась на Земле: на Филиппинах, островах Меланезии и Малакке. Двадцатитрехлетний исследователь решает отправиться туда, где до него еще не побывали этнографы. Он считает, что на Новой Гвинее ему уж точно удастся обнаружить искомое и обогатить человечество невиданным научным открытием.

Вся эта затея вряд ли бы смогла осуществиться, если бы председатель Российского Географического общества Великий князь Константин Николаевич не решил использовать молодого ученого в своих целях. Он надеялся, что Миклухо-Маклай сможет наладить добрые отношения с папуасами и найдет подходящие бухты для стоянок русских кораблей. К длительному плаванию по Тихому океану как раз готовился корвет "Витязь". Его капитан получил приказ взять на борт ученого, который будет заниматься изучением губок или чего-то в этом роде. Этнограф получает отдельную каюту и все необходимое для длительной жизни среди дикарей. После утомительного многодневного плавания корабль наконец бросил якорь у берегов Новой Гвинеи в заливе Астролябии. Место было выбрано самим Миклухо-Маклаем.

Первая экспедиция этнографа в Новую Гвинею датируется 1871 годом. Путешественник добрался к далекой земле на корабле «Витязь» и остался жить с аборигенами. Правда, первая встреча не обошлась без эксцессов: местные встретили корабль дружественно, согласились подняться на борт, но когда уходили, услышали залп и, конечно же, испугались. Как оказалось, залп был дан в качестве приветствия новых «друзей», но аборигены задумки капитана не оценили. В итоге Маклай уговорил единственного оставшегося на берегу смельчака стать его проводником.

Парня звали Туй, он помог Маклаю войти в контакт с жителями прибрежных деревень. Те, в свою очередь, построили исследователю хижину. Позже Туй получил серьезную травму - на него упало дерево, Маклай смог вылечить мужчину, за что получил славу целителя, прибывшего… с Луны. Гвинейцы всерьез считали, что в обличии Маклая к ним пришел прародитель рода Ротей.

Маклай прожил год с папуасами, за это время в России уже успели опубликовать официальный некролог, поскольку никто не верил, что в тех условиях было возможно выжить. Правда, экспедиция на корабле «Изумруд» все же прибыла его забирать в установленный срок. Этнограф направил предложение в Россию организовать на Берегу Маклая российский протекторат, но инициатива была отклонена. А вот в Германии идея получила одобрение, и вскоре Гвинея стала немецкой колонией. Правда, на местных жителях это отразилось негативно: среди племен начались войны, многие папуасы погибли, деревни опустели. Организовать независимое государство под предводительством Миклухо-Маклая оказалось нереальной задачей.

Много лет спустя на месте хижины Маклая учеными из Советского Союза был поставлен скромный памятник. Или, вернее, мемориальный камень, который напоминает нам о первом настоящем ученом, посетившем эти гиблые места. Можно сказать, что это один из самых забытых и малопосещаемых памятников на земле.

Сейчас местные жители могут вам показать, где здесь находится камень, поставленный в честь "Тамо русс". Такое вот почетное прозвище 130 лет назад получил наш авантюрный соотечественник. Местные жители, как известно, не только не убили Миклухо-Маклая, но даже признали его чем-то вроде вождя — "тамо боро боро". И когда через год он собрался уезжать, дикари слезно просили его остаться, обещая ему жен, еду и множество других незатейливых туземных радостей. Когда же дело дошло до колонизации этих мест Германией и представители немецкой администрации попытались зайти в запертый заброшенный домик ученого, то папуасы решительно воспротивились этому. Они все еще верили, что Миклухо-Маклай обязательно вернется.

Несмотря на такой букет заболеваний, Миклухо-Маклай постоянно путешествовал, он объездил самые удаленные уголки нашей планеты и не боялся бывать там, где не ступала нога цивилизованного человека. Ученый стал первооткрывателем Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, до него никто не интересовался бытом коренного населения этих территорий. В честь экспедиций этнографа местность названа «Берегом Маклая».

Чем же заслужил русский ученый такую любовь дикарей? Он был одним из немногих, кто отнесся к ним просто по-человечески, то есть как к равным, хотя и называл их несколько снисходительно "своими папуасами". Наверное, так оно на самом деле и было, поскольку еще долгое время стоило путешествующему по этим местам произнести имя Маклая, как перед ним открывались все двери, а самые свирепые туземцы становились безопаснее ягнят.

Впрочем, это сослужило им в конечном итоге недобрую службу. В октябре 1884 г. в этих местах появился немецкий этнограф Финш. Он выдал себя за брата Маклая и добился тем самым расположения папуасов. А дальше произошло то, чего больше всего опасался Миклухо-Маклай. Северо-восточная часть Новой Гвинеи стала немецкой колонией. Ни о каком независимом папуасском союзе, о котором так мечтал русский ученый, речи идти уже не могло. Попытки основания на этих берегах русской колонии также провалились. У русского правительства в ту пору были совсем другие заботы, нежели организация поселения на забытом Богом клочке суши неизвестно где.

Естественно, что исходный материал, подтверждавший бы теорию Геккеля, ученым также не был найден. Причем ни на Новой Гвинее, куда Миклухо-Маклай возвращался еще дважды, в 1876 и 1883 гг., ни на Малакке, ни в Индонезии. Не было найдено даже следов той эмбриональной формы, от которой должен был пойти процесс раздвоения человечества на черных и белых. Тем не менее ученым был собран богатейший научный материал. Он лег в основу дневника, который, к сожалению, был полностью опубликован лишь в 1923 г., через 35 лет после смерти великого исследователя. Эта книга, которую он дописывал уже в бреду, стала делом всей его жизни, поскольку больше у него не осталось ничего.

Интересной была и личная жизнь путешественника: несмотря на постоянные болезни и разъезды, он успевал завязывать отношения с девушками. Пожалуй, самой экстравагантной оказалась история с пациенткой, которую Маклай лечил, когда проходил медицинскую практику. Девушка умерла, завещав ему череп в знак вечной любви. Из него этнограф сделал настольную лампу, которую потом всегда брал с собой в путешествия. Сохранились сведения и о романах Маклая с девушками из папуасских племен.

Были двое сыновей и жена - Маргарет Робертсон, дочь бывшего премьер-министра Нового Южного Уэльса, дома в Сиднее и Петербурге, но в письме к брату незадолго до смерти он признается: "В деле относительно берега Маклая я потерпел почти что полное фиаско". Если же добавить к этому смерть в 42 года от многочисленных болезней, перенесенных во время своих путешествий, то получится, что жил он и умер только ради папуасов. Что же сегодня его мечта исполнилась - Папуа - Новая Гвинея независимое государство, а на берегу Маклая, где с тех пор практически ничего не изменилось, еще помнят русские слова.

Великий путешественник-петербуржец умел очаровывать папуасов и австралийских красавиц

Мы помним, что аборигены съели Кука. А вот про Миклухо-Маклая, наоборот, с детства знаем, что он сумел подружиться с туземцами. Этот странный русский путешественник с непонятной фамилией как перекати-поле путешествовал по далеким южным островам. Собирался устроить на папуасской территории новое свободное государство - Чернороссию, а самое главное, научно доказал, что люди черной и белой расы совершенно одинаковы по своим умственным способностям. «Смена» разыскала в Петербурге потомков знаменитого путешественника.

Семейная легенда

В квартире родственников Миклухо-Маклая хранится родовой герб.

По семейной легенде считается, что дворянство Миклухам пожаловала Екатерина Вторая. Это случилось во времена русско-турецкой войны, - говорит Дмитрий Басов, потомок Маклая. - Полгода русские войска не могли отбить у турков крепость Очаков. Наконец решили атаковать. И первым, как гласит предание, на стену с факелом в руке взлетел казак Степан Миклуха. Поэтому на фамильном гербе Миклухо-Маклаев изображены крепость и человек с факелом.

Заснул и выжил

Миклухо-Маклая папуасы принимали за сверхчеловека, за бога, - рассказывает Дмитрий Басов. - Они называли его «человек с Луны». Часто аборигены убивали прибывающих к ним путешественников, но Маклай выжил. Он обезоружил дикарей своим неординарным поведением. Когда корвет «Витязь» подошел к берегу Новой Гвинеи, капитан предложил Маклаю взять с собой оружие и охрану из матросов. Но путешественник пошел в деревню один и безоружный. Папуасы стали стрелять в него из луков и замахиваться копьями. А он расшнуровал ботинки, лег и уснул посреди вооруженных врагов. Папуасы поняли, что он не боится их и потому бесполезно делать ему что-то плохое.

Я испытываю к Маклаю величайшее уважение. Читая его дневники, понимаешь, насколько это был благородный человек. Однажды он запретил войну. К нему пришли папуасы из соседней деревни и рассказали, что у них затевается война с другим племенем. Миклухо-Маклай сказал: «Если вы будете воевать, я подожгу море». Он дал одному папуасу плошку, на дне которой был керосин, велел зачерпнуть воды из моря, а потом поджег горючую жидкость. Папуасы упали на колени: «Маклай, мы больше никогда не будем воевать».

Еще он был потрясающе честен и никогда не лгал, а ведь это очень тяжело! Один папуас спросил его: «Маклай, ты можешь умереть?» Сказав «да», он потерял бы авторитет, а сказав «нет», солгал бы. Он дал в руки папуасу копье: «Ударь меня и узнаешь». Тот закричал: «Нет, Маклай, ты не можешь умереть!» и не взял копье…

Любовь к австралийке Маргарет

У путешественника было трое заграничных внуков: Роберт, Кеннет и Пол. Они часто приезжали в Петербург. Обычно встречались в день рождения предка 17 июля на его родине в небольшом поселке Окуловка на Новгородчине. Роберт даже отмечал золотую свадьбу в кругу петербургских родственников. Прошлым летом он скончался в Австралии.

В год 150-летия со дня рождения, когда Маклай был назван гражданином мира, в Сиднее был открыт памятник великому петербуржцу.

В жизни Миклухо-Маклая все было необычным. Даже история его любви и женитьбы на австралийке Маргарет Робертсон. Она была младшей, пятой дочерью премьер-министра колоний Нового Южного Уэльса. Красивая, богатая бездетная вдова. Многие из влиятельных колониальных чиновников просили ее руки. Сначала против брака с Маклаем были родственники Маргарет, потом несколько месяцев прошло в ожидании особого разрешения от русского императора на брак по протестантскому обряду. «Пусть женится хоть по папуасскому обычаю, лишь бы перед глазами не маячил», - такой ответ дал в итоге Александр III.

Не зная русского языка, с двумя детьми Маргарет отправилась вместе с мужем в Петербург и оставалась рядом с ним, пока он отчитывался перед Географическим обществом о проделанной работе в Новой Гвинее и в Австралии. Четыре года они прожили вместе. После смерти Маклая жена уехала обратно в Австралию, и русское правительство до 1917 года платило ей пенсию.


Маргарет-Эмма Робертсон (Миклухо-Маклай) с сыновьями Александром и Владимиром (сидит)


В Петербурге на Волковом кладбище на могиле Миклухо-Маклая было выбито несколько латинских букв. Никто не мог их расшифровать, пока жена его австралийского внука Роба - Алиса не догадалась, что это начальные буквы формулы бракосочетания в церковном ритуале: «Только смерть может разлучить нас». Этими буквами они подписывали письма друг другу.

Чернороссия - страна в Тихом океане

Миклухо-Маклай хотел создать на берегах Тихого океана новое общество. В 1871 году пала Парижская коммуна. Маклаю казалось, что настало время для социального эксперимента. Более глобального и более удачного. Он разослал приглашения для всех желающих поселиться в Новой Гвинее и создать новое независимое государство.

«Почему бы не поселиться здесь всем, кто пожелает? - писал он. - Мы заявим о своих правах на берег Маклая. Мы создадим здесь очаг тропического земледелия, проложим дороги».

В мае 1886 года в газете «Новости» появилось объявление: известный путешественник собирает всех желающих поселиться на берегу Маклая или на одном из островов Тихого океана. К 25 июня подали заявления 160 желающих. К сентябрю их было уже свыше 2 тысяч. Проектом заинтересовались видные общественные деятели, Лев Толстой справлялся о Маклае. Кто-то уже придумал название будущей колонии - Чернороссия. У Маклая был свой план: члены коммуны станут сообща обрабатывать землю, деньги отменяются, колония будет составлять общину с выборными органами управления - старейшиной, советом и общим собранием поселенцев.

Но такие замыслы напугали российского императора. Был вынесен вердикт: «Миклухо-Маклаю отказать».

Жизнь папуасов была далека от идеала, и Николай Николаевич это знал, как никто другой, - поясняет Дмитрий Басов. - У многих племен Новой Гвинеи были страшные обычаи, например. У них считалось нормой заманить врага, привлечь его хорошим отношением, прикинуться добрым, гостеприимным, пригласить в свой дом, убить, отрезать голову и в качестве трофея подвесить к потолку. Миклухо-Маклай надеялся, что русские люди не только спасут папуасов от безжалостной эксплуатации европейцами, но и смогут послужить смягчению их нравов.

Вера в Бога - это вера в людей!

Сам Дмитрий ни разу не был ни в Индонезии, ни в Папуа, ни в других экзотических странах - местах путешествий Маклая.

Когда я учился на восточном факультете Петербургского университета, несколько раз собирал чемоданы: то в Индонезию, то в Малайзию, но все поездки срывались. И я решил, что это неспроста. Наверное, когда-нибудь я побываю в Индонезии, но пока мне надо жить в России. Я много путешествовал по стране, был во многих деревнях, скитах, монастырях. В отличие от Миклухо-Маклая меня всегда больше интересовали религия и литература, но не наука.

Дмитрий Басов стал писателем. Он пишет под псевдонимом Дмитрий Орехов, и его книги продаются не только в России, но и в странах СНГ и даже в Австралии.

Последние два года я пишу прозу, но начинал с публицистических книг о православной духовности. Как приходят к православию? Понимаете, ребенок верит в разумность мира, и с этим связана праздничность детства. Однако, вырастая, он сталкивается с тем, что жизнь неразумна, жестока, несправедлива и почти что бессмысленна, поскольку заканчивается смертью. Он может попасть в окружение людей, живущих по волчьим законам, не признающих никакой морали. Казалось бы, ничего не мешает ему стать таким же, как другие, но что-то говорит «нет». Это «что-то» можно называть душой, совестью, «религиозным геном», «внутренним чувством». Мне кажется, «религиозный ген» есть у каждого, но у кого-то он не успевает раскрыться. Этим геном был наделен и Миклухо-Маклай. Да, конечно, он был ученым и полагал, что человечеству нужны в первую очередь научные знания, однако своей идее добра служил с полным напряжением сил как истинно верующий человек. Интересно, что физически он был слабым, худым, маленького роста. Никогда не отличался крепким здоровьем. Во время путешествий жестоко страдал от лихорадки. Ему было очень тяжело, но он умел преодолевать свои недуги - ради близких, ради папуасов, ради всего человечества.

Ольга ГОРШКОВА


Многие слышали о русском путешественнике Николае Николаевиче Миклухо-Маклае, который отправился на другой край Земли и прожил несколько лет среди папуасов. Он изучал их культуру и быт, а также флору и фауну Новой Гвинеи. Но всего этого могло и не быть, ведь знаменитого этнографа местные дикари едва не съели.


В школе Николай Николаевич Миклуха не считался одаренным учеником, даже дважды оставался на второй год обучения. Тем не менее, он смог поступить в престижный Гейдельбергский университет, затем слушал лекции в Лейпциге и Йене. Там он познакомился с философом и биологом Эрнстом Геккелем. Геккель пригласил способного юношу принять участие в научной экспедиции. В 1866-1867 годах они отправились Мадейру и Канарские острова.


Экспедиция из двух преподавателей и двух студентов изучала рыб и других обитателей моря. Сам Миклуха даже открыл для науки новый вид губок. Возвращались преподаватели и студенты по-разному: одни поехали через Париж, а Миклуха с напарником купили костюмы берберов и отправились в Марокко. Вероятно, именно там, в песках Черного Континента, в молодом русском ученом проснулся интерес к антропологии.


По возвращению в Йену он опубликовал свою первую научную работу о некоторых особенностях анатомии акул. Она была подписана двойной фамилией: Миклухо-Маклай. Сам ученый в своих записках не оставил об этом никаких пояснений, но у его наследников есть несколько версий. По одной из них, кто-то в их роду «пересекался» с шотландцем по фамилии Маклай. Другая, более правдоподобная, состоит в том, что, открыв новый вид губок, Миклуха приписал к его названию сокращение своей фамилии – Mcl. Так и появилось тот самый «Маклай».

Будучи человеком незнатного происхождения, Миклуха стыдился этого. Поэтому удвоив фамилию на польский манер (а мать Николая Миклухи была полькой), он сделал ее более «презентабельной». Распуская слухи о своем дворянстве, Миклухо-Маклай облегчал себе путь в научном мире, так как аристократам было намного проще получить финансирование, попасть в экспедиции.


Вскоре Николай Миклухо-Маклай отправился в путешествие по Италии, а затем в странствование по египетской пустыне к Красному морю. Рискуя жизнью, он даже пытался попасть в священный для арабов город Джидду. Тогда же молодой путешественник подхватил малярию, а также задолжал своим друзьям крупную сумму денег.


Вернувшись на родину, Миклухо-Маклай вступил в Русское географическое общество, завел полезные знакомства и смог организовать экспедицию по Тихому океану. В ноябре 1870 года на борту 17-пушечного корвета «Витязь» путешественник вышел в длительное плавание. По пути он провел ряд исследований флоры, фауны, климата, закупил подарки для аборигенов: ножи, топоры, ткань, иголки, мыло, бусы.

20 сентября 1871 года «Витязь» причалил в бухте Астролябия у северо-восточного побережья Новой Гвинеи. Когда корабль дал артиллерийский залп, чтобы приветствовать собравшихся папуасов, те испугались и разбежались.



Оригинально прошло первое знакомство Николая Миклухо-Маклая с туземцами уже на земле. Чтобы наладить отношения с местными жителями, он отправился в деревню Горенду, где жили дикари-каннибалы. Увидев белокожего человека, те стали угрожать, бросали копья, стреляли из луков под самые ноги. Выжить в такой ситуации, казалось, почти нереально. Что же сделал русский путешественник? Он расстелил циновку, лег на нее и демонстративно заснул.


Когда ученый открыл глаза, он увидел, что папуасы потеряли весь боевой задор. Дикари, увидав человека, который их нисколько не боялся, решили, что тот бессмертен. Более того, туземцы подумали, что это настоящий бог.

Естественно, никто не стал их разубеждать в обратном. Николай Миклухо-Маклай еще не раз удивлял папуасов. Однажды он продемонстрировал туземцам, как горит спирт. Он пояснил дикарям, что если захочет, то сможет поджечь и все море. После такого его, естественно, боялись и уважали еще больше.



Это было лишь начало первой экспедиции русского путешественника в земли Новой Гвинеи, из которой он привез богатейший этнографический и антропологический материал, а также коллекции животных и растений этого тропического острова с другой стороны Земли, который найдет чем удивить. У папуасов Новой Гвинеи есть еще



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то