Устная публичная речь. Публичная речь: основные виды Устная публичная речь делового характера
Тема 8. Особенности устной публичной речи
Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов
Основной функцией речи является передача информации – коммуникативная функция. Однако информативность представляет важное условие для всех стилей. Необходимость устной передачи различной информации является условием функционирования разговорной речи.
Несмотря на так называемую «свободу» и «ненормированность» разговорной речи, определенные требования все-таки существуют. К примеру, используемые слова должны быть однородными стилистически; использование лексики, эмоционально окрашенной, должно иметь основание. На фонетическом, морфологическом и синтаксическом уровнях, действуют определенные закономерности, свойственные именно разговорной речи.
Особенностью разговорной речи является то, что большая часть информации содержится не в тексте высказывания, а в ситуации общения. Говорящий надеется на то, что собеседник сумеет выбрать из речи нужную ему информацию, т.к. ему в той же мере понятен разносторонний контекст конкретной ситуации общения: время и место действия, события, жестикуляция и мимика, речевой этикет.
Помимо использования слова, которое имеет конкретное значение, существуют иные методы передачи информации. Они не относятся к речи как к таковой. Это внеязыковые факторы, невербальные средства общения – мимика и жесты. Жесты и мимика используются для усиления чувств и выражения отношения говорящего к собеседнику. Выражение лица подчас показывает гораздо больше, чем говорят слова. Помимо «изучения» лица партнера, следует следить и за своей мимикой и жестами, знать, как вы реагируете на слова, замечания, предложения.
Жесты | |
указательные | уточняют указательные местоимения тот, то, этот |
изобразительные | используются тогда, когда не хватает слов, когда хочется «наглядно» продемонстрировать форму предмета, его размер и пр. |
символические | условны, они связаны с абстракцией (например, поклон артистов перед публикой после спектакля) |
эмоциональные | служат выражением эмоций и чувств |
ритмические | отражают ритм речи; подчеркивают замедление, ускорение речи, а также выделяют логическое ударение |
механические | выдают волнение выступающего, говорят о его неуверенности в себе (когда говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, теребит галстук) |
Риторика – особая наука о законах "изобретения, расположения и выражения мыслей в речи", т.е. наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей.
Другое название этой науки – ораторское искусство, красноречие, мастерство устного публичного выступления, (устар.) элоквенция.
Особенности риторики как эмоционально-интеллектуальной деятельности:
Понятие «логическая культура оратора » включает в себя следующие умения:
на этапе подготовки речи – подбор и отбор фактического материала, разработка плана и композиции выступления, формулировка тезиса (основной мысли), выстраивание системы доказательств и аргументов;
в ходе самого выступления – парирование контраргументов оппонентов
на этапе подведения итогов выступления – анализ ошибок и промахов, допущенных во время речи. У Москвина аргументативная компетенция индивида (с. 5)
Языковая культура оратора предполагает умение выбрать языковые средства, соответствующие теме, аудитории, ситуации, обеспечивающие эффективность, выразительность и убедительность речи.
Культура устной речи, в том числе беседы, выступления, лекции, предполагает не абсолютное следование законам языка и письменной речи, а сознательное использование всех языковых средств для достижения цели в конкретных условиях. Бытует мнение, что культура речи основывается на правильной литературной речи. Это неверно! Литературная речь требует соблюдения правил грамматики, что несвойственно живому слову. В грамматике в основном рассматривается анализ, а не синтез, необходимый для живой речи. Развитию последней помогает овладение ораторским искусством.
Мы привыкли считать оратором человека, часто выступающего с трибуны перед большими аудиториями. Однако ораторское искусство – это умениеубеждать словом в любой аудитории. Люди давно поняли объединяющую и мобилизующую роль слова.
История ораторского искусства очень древняя, но вершин своего развития оно достигает в демократическом обществе или в борьбе за демократию и свободу. Для менеджеров и предпринимателей из всех видов ораторского искусства (политическое, дипломатическое, судебное, академическое и другие) важнейшим является самый молодой вид – деловая риторика, возникшая в XIX веке.
Часто рассуждают, что говорить – не делать, что выступление – это только слова. Но речь – тоже деятельность, имеющая все признаки последней: цель, мотив, средства и результат. Сила слова давно известна: словом можно исцелить и убить. Слово поднимает массы людей на различные свершения. Любая речь является процессом, составляющие которого обычно ставят в такой последовательности: содержание, цель, аудитория (слушатели), речь (средства), ситуация . Действительно, основное внимание обращают на содержание, тогда как первым и важнейшим элементом является сам выступающий (оратор). Наибольший эффект от выступления имеет место при другой расстановке приоритетов: оратор (кто говорит), содержание (о чем говорит), аудитория (кому говорит), цель (зачем в данной аудитории говорить об этом), ситуация (место, условия, состояние аудитории), речь (как раскрыть содержание в данной аудитории с учетом ситуации).
Читая речь, мы чувствуем позицию автора, но все-таки воспринимаем ее более нейтрально, чем устное выступление хорошего оратора. Говорящий может подчеркнуть главную мысль. Он обязательно должен выражать свою позицию, прочувствовать излагаемый материал и видеть его системно: только это обеспечивает успех выступления. Изложение вслух заранее заготовленной письменной речи не является устной речью, а будучи подготовлено другими, не выразит позиции выступающего. Не ясно, есть ли у такого выступающего своя позиция? Хороший оратор может поднять даже слабую мысль, а слабый – погубить великую идею.
Целью выступления всегда является формирование убеждений у слушателей. Необходимо добиться того, чтобы эти убеждения стали основой поступков. Убеждение – это сложный процесс, соединяющий мировоззрение и поступки человека. Необходима убежденность оратора, чтобы вызвать адекватную реакцию у слушателей, сделать их союзниками и соратниками.
Часто основой выступления делают передачу информации, и в этом случае устное выступление превращается в способ трансляции, опускается на репродуктивный уровень. Цель выступления – не передача содержания, а его осмысление, организация которого зависит от конкретной аудитории, ситуации и содержания, которое реализуется в выступлении опосредованно.
Следует помнить, что ораторское искусство – это искусство публичногомышления. Осмысление не только придает достоверность выступлению и настраивает слушателей в резонанс с выступающим, но и позволяет оратору проверить и уточнить свои положения, а иногда найти новые непосредственно в процессе выступления. Проблемное выступление – это постановка мыслительной задачи, которая решается перед аудиторией или совместно с ней. Последнее предпочтительнее, так как слушатели, самостоятельно подошедшие к решению, начинают считать дело своим и более активно участвуют в решении задач, выдвинутых выступающим.
Оратор и его аудитория.
В специальной литературе, посвященной ораторскому мастерству, большое внимание уделяется личности оратора , тем качествам, которые от него требуются (эрудиция, культура и так далее). Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать и в роли лидера или трибуна , и в роли человека , как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и так далее. Это вопрос стратегии.
Очень важно для оратора владение приемами, которые помогают ему сразу привлечь внимание слушателей, заинтересовать их.
Так, можно начать выступление с яркого эпизода, нарисовать картину события, дать афоризм, цитату, начать с парадокса. Однако, несомненно, что они не являются характеристиками вступления. Образное описание ценно как в главной части, так и может успешно применяться в любой части речи.
Следует помнить, что яркое начало в значительной степени теряет свое значение и даже вредит, будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен увеличиваться, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным – с эффектным, поражающим воображение началом, и «серым» продолжением. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.
В искусстве публичного выступления существуют правила, с помощью которых можно привлечь слушателей. Так, необходимо:
– «разбудить» слушателей;
– заинтересовать их;
– показать с самого начала, что данная речь не будет похожа ни на что из того, что они слышали ранее;
– дать понять, что факты, которые будут изложены в речи, интересны им.
С чего следует начать выступление? Зачастую неопытные ораторы склонны начинать выступление либо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно подобная попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того, чтобы доставить ей удовольствие. Рассказы должны быть к месту, а не приводиться только лишь для того, чтобы их рассказать. Извиняться перед выступлением не следует, так как обычно это раздражает слушателей.
Не нужно говорить сразу, как только подниметесь на трибуну. Лучше, если оратор обведет всех слушателей дружеским, но уверенным взглядом. Этот прием является первым возможным контактом оратора со слушателями. Первое позитивное впечатление, которое слушатели получат от оратора, часто является решающим.
Некоторые ораторы начинают речь подчеркнуто тихо, для того чтобы заставить слушателей быть внимательными. В древности учителя ораторского мастерства рекомендовали даже произносить первые предложения как бы колеблясь и с мнимой неуверенностью, чтобы таким способом достичь напряжения и благодаря этому – сосредоточенности.
Очень важнообращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если в предыдущие века обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то в настоящее время ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стали проще, без прикрас, более деловитыми.
Обращение к слушателю – это первый шаг к сближению с ним. Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. В большинстве случаев используются нейтральные обращения, но они бесцветны. Обращение по возможности учитывает состав слушателей, например: «дорогие сослуживцы», «уважаемые друзья», «дорогие коллеги». Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.
Довольно часто употребляемое обращение «уважаемые присутствующие» достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь «присутствующие». Обращение используется не обязательно в начале речи, его можно вставлять в любую ее часть. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.
Если отношения со слушателями стали более теплыми, то больше не требуется употреблять слишком дистанционированное обращение, однако, оно должно быть без неуместной близости. Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем, чтобы его правильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.
Кроме того, очень важнанастроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни их недооценки, ни их переоценки. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и так далее). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо тяжелее.
Нелегко одновременно говорить правильно по отношению как к специалистам, так и к дилетантам (слишком велика разница в образовании). К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.
Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно, если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его, мысленно задать себе вопросы: «Каковы эти люди, которые меня слушают?»; «Что они думают?»; «Что они чувствуют?»; «Что они знают?»; «Что хотели бы услышать и что я должен им сказать?»; «То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?».
Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому. Но вот внимание слушателей завоевано. Как его удержать и усилить? Для этого существует довольно много средств.
Кратко перечислим некоторые средства и их воздействие на слушателя.
Пример. Подробность. Сравнение. Важнейшее правило гласит: все абстрактное следует представлять наглядно, с помощью метких сравнений и примеров, а также образов и включаемых в речь коротких рассказов. Если уровень образного мышления слушателей низок, то речь должна быть особенно наглядной. Отыскивайте хорошие примеры и сравнения: они создают ясность, так как связаны с известным, а это известное служит мостиком, помогающим пониманию. Сравнение редко обладает доказательной силой. Однако, благодаря наглядности, а часто и остроумию, оно охотно используется. Особенно хорошо запоминаются смешные сравнения.
Образ (метафора), образный рад. Образ – особая форма сравнения. Конечно, образы не создаются искусственно. Они приходят, когда мы зорко наблюдаем жизнь – людей и предметы, и обдумываем их в образах. Яркий образ остается в памяти людей, а абстрактные рассуждения, как правило, не остаются. С помощью образов все можно представить нагляднее, но нельзя ничего доказать. Точный образ действенен, но следует избегать его искажения. От разрушения образа никто не застрахован. И если это случается, то вред для речи уже неустраним.
Короткие рассказы. Небольшие воспоминания о пережитом, вставленные в речь анекдоты – все это разнообразит речь. Хорошо действуют подробности и прямая речь. Память слушателей долго удерживает увлекательное описание события.
Повтор. Он вызывает воспоминание, глубже закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи. Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор («Никто, абсолютно никто не имеет на это права!»); частичный повтор («Я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз»); расширенный повтор. Важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая – усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился.
К расширенному повтору также относитсяразъяснение. Выражение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют.
Призыв (восклицание). Им охотно пользуются в речах, в которых необходимо выразить определенное мнение. Призыв – это настойчивое обращение к слушателям (в большинстве случаев краткое и точное): «Подумаем об этом!»; «Этого мы не можем допустить!». Восклицание не употребляют часто, так как его действие притупляется. Восклицание должно быть убедительным и неназойливым.
Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они необходимы в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателей.
Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.
Предуведомление. Оно призвано создать у слушателей повышенное ожидание.
Игра слов. Она остроумна и смешна. Игра слов с «подтекстом» охотно воспринимается слушателями. Любая игра слов основана на богатстве связей языка.
Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт. При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению.
Вставка. Вставкой называется замечание, которое делается мимоходом. Ее функция – приобщить слушателя к моменту высказывания («...но, возможно, вы еще не полностью разделяете мой взгляд, поэтому я хочу привести вам дальнейшие доказательства...»).
Все перечисленные выше средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем подчас одно средство «встроено» в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять слишком кучно, в противном случае их действие притупляется. Многие из выступающих применяют эти средства неосознанно, но при подготовке речи нужно сознательно «встраивать» эти средства в ее структуру. Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.
Кроме того, немаловажным является то, как закончить выступление. Это объясняется тем, что слушатели, скорее всего, будут дольше помнить заключительные фразы. Никогда нельзя заканчивать выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу», «Так что, пожалуй, на этом я закончу».
Заканчивая выступление, оратор не должен говорить о том, что он его заканчивает.
Вот некоторые варианты возможного завершения выступления:
– сделайте краткое резюме высказанных вами положений;
– сделайте слушателям подходящий комплимент;
– вызовите улыбку или смех;
– процитируйте подходящие поэтические строки;
– создайте кульминацию.
Оратору важно подготовить хорошее начало и хорошее окончание выступления и сделать так, чтобы они были связаны друг с другом. Следует помнить, что закончить выступление нужно прежде, чем слушатели захотят этого.
Подготовка речи.
Подготовка речи включает в себя работу над теоретическим и фактическим материалом и составление самой речи, то есть ее композиционно-стилистическое оформление. Как отмечал известный судебный деятель XIX века П.С. Пороховщиков, «… речь должна быть написана в виде подробного логического рассуждения; каждая отдельная часть этого рассуждения должна быть изложена в виде самостоятельного логического целого, и эти части соединены между собой в единое целое». Не следует писать текст речи полностью, так как при произнесении ее в зависимости от реакции аудитории на те или иные фрагменты требуется импровизация, акцентирование одних моментов высказывания и упоминание вскользь других. Однако, тезисный план, конспект основной фактологической части необходим. Умело подобранный фактический и цифровой материал делает речь конкретной, предметной, доходчивой и убедительной. Факты, излагаемые оратором, выполняют две функции: иллюстрации положений речи и доказательства их правильности. Первые могут быть изложены ярко и эмоционально, а вторые – кратко, точно, логично. Отобранные факты должны быть яркими, но не случайными, отражать суть явления, изложение их должно быть системно и связано с общей идеей речи. При подготовке выступления следует обращаться к различным письменным источникам. Параллельно должна осуществляться работа над стилем изложения и композиционно-логическим расположением частей.
Следующий этап в работе над речью – репетиция, в процессе которой следует обратить внимание на темп речи и технику произношения, стараясь достичь образцового литературного произношения, соответствующего нормам литературного языка. Большую роль играют паузы, расстановка фразового и логического ударения.
Целостность ораторского выступления заключается в единстве темы – главной мысли текста, и основной проблемы, поставленной в нем. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. В этом плане максимально важнакомпозиция текста – закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. В композиции можно выделить следующие части: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Одна из частей, кроме основной, может отсутствовать.
Начало речи должно захватывать аудиторию, что достигается искусным построением зачина. Чаще всего, зачин содержит этикетные формулы и создает четкое представление об уважительном отношении оратора к аудитории, направлении и теме выступления. По мнению видного теоретика и практика ораторского искусства, знаменитого русского юриста XIX века А.Ф. Кони, чтобы выступление имело успех, следует завоевать и удержать внимание аудитории, привлечь слушателей в первый, самый ответственный момент в речи. Внимание возбуждается простым, интересным, интригующим, близким к тому, что переживал и испытывал в жизни каждый. Следовательно, первые слова оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны: что-нибудь из жизни, что-нибудь интересное, неожиданное, парадокс, странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, а на самом деле связанная со всей речью. Вот один из примеров зачина, который использовал в своей практике сам А.Ф. Кони: «В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно влияла одна (пауза) сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то...».
Вступление содержательно насыщенно, психологически подготавливает слушателя к существу речи и вводит его в процесс восприятия текста. При построении вступления следует учитывать несколько моментов:
– психологический – закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя;
– концептуальный – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.
Вступление помогает оратору перейти к главной части, где, собственно, излагается основной материал.
В основной части следует использовать факты, логические формы аргументации, анализировать примеры, спорить с воображаемыми оппонентами – словом, применять полный арсенал полемических средств. При этом необходимо следовать критериям построения публичного выступления:
– правильность речи (орфоэпическая, грамматическая, речевая);
– точность речи (недопустимость двусмысленных, неоднозначных толкований);
– логичность речи (доказательность, аргументированность изложения);
– богатство и выразительность речи (использование стилистического арсенала выразительных речевых средств);
– уместность речи (корректность в применении оценок, уважительность к аудитории).
В заключении подводятся итоги всему сказанному, суммируются, обобщаются мысли, высказанные в основной части, кратко повторяются основные тезисы выступления или связываются воедино отдельные его части, еще раз подчеркивается главная мысль и важность для слушателей разобранной темы, намечаются пути развития идей, высказанных автором, ставятся перед аудиторией какие-либо задачи, закрепляются или усиливаются впечатления, произведенные содержанием речи.
Концовка содержит этикетные формулы призыва или пожелания. Нередко содержание и концовка тесно связаны между собой.
Все части ораторской речи тесно связаны, переплетены. Связанность достигается когезией, ретроспекцией и проспекцией .
Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга и в то же время связанные между собой. Этот тип связи выражается различными повторами, словами, обозначающими различные временные, пространственные и причинно-следственные отношения: «таким образом», «итак», «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «в настоящее время», «затем», «посмотрим далее», «перейдем к следующему», «принимая во внимание», «с одной стороны», «с другой стороны», «между тем» и так далее.
Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может и ссылаться на информацию, которая имеется у аудитории помимо его выступлений, отсылать к предшествующим выступлениям. Ретроспекция вводится словами типа: «как мы знаем», «как мы понимаем», «как было сказано ранее», «как я говорил об этом», «это заставляет нас вспомнить» и так далее.
Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи.
К публичному выступлению следует готовиться.
Перед выступающим стоят три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать . Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной и доступной; она не должна быть перегружена проблемами. Основная цель выступления – информировать слушателей о чем-либо, дать им определенные сведения о чем-либо, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, или, иными словами, определенный стереотип поведения.
Важный вопрос, который встает перед оратором – оценка обстановки и состава слушателей, так как неожиданная атмосфера может вызвать у него дискомфортное состояние. При подготовке к речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им будет непонятно; следует знать и учитывать состав аудитории. Оценивать аудиторию можно по социальным параметрам: социально-профессиональный состав и культурно-образовательный уровень. Здесь принимается во внимание интеллектуальный потенциал слушателей, степень их подготовленности, характер деятельности. Не менее важно учитывать пол, возраст, национальные особенности аудитории, а также степень однородности аудитории по всем параметрам. Оратору следует иметь в виду, что тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией, так как у нее разные цели, разный уровень и особенности восприятия.
Вопросы.
1. Какие роды ораторского искусства выделяются в современной практике публичного общения?
2. В каких сферах жизнедеятельности общества распространено социально-политическое красноречие?
3. Перечислите основные жанры академического красноречия.
4. Какова главная цель судебного красноречия?
5. Какие типы речей относятся к социально-бытовому красноречию?
6. Что такое духовное красноречие?
7. Какие подвиды духовного красноречия Вам известны?
8. Какие типы построения могут лежать в основе ораторской речи?
9. Почему ораторская речь полемична по своей природе?
10. Какие виды полемичности Вам известны?
11. Назовите основные средства полемического арсенала оратора.
12. В чем состоит специфика культуры ораторской речи?
13. Что является главным условием для развития ораторского искусства в обществе?
14. Какая последовательность должна быть соблюдена в ораторской речи?
15. Что необходимо предпринять оратору для достижения своей речью максимального эффекта?
16. Как Вы понимаете выражение: «ораторское искусство - это искусство публичного мышления»?
17. Охарактеризуйте понятие «образ оратора».
18. Что такое композиция текста речи?
19. Какие части выделяются в композиции речи?
20. Что должно содержать начало ораторского выступления?
21. Что должна содержать основная часть выступления?
22. Что должно содержать заключение выступления?
23. Что такое ретроспекция?
Тест 6.
1. Одним из древнейших видов русского красноречия является:
судебное красноречие;
академическое красноречие;
духовное красноречие;
социально-политическое красноречие.
2. Дидактическое красноречие является подвидом:
социально-политического красноречия;
социально-бытового красноречия;
духовного красноречия;
судебного красноречия;
академического красноречия.
3. Панегирическими принято называть:
обличительными речи;
убеждающие речи;
торжественные, хвалебные речи;
речи информационного характера;
развлекательные речи.
4. К подготовленным ораторским речам относятся:
лекция;
застольная речь;
проповедь;
митинговая речь;
предвыборная речь кандидата;
речь адвоката в суде.
5. Расположите в правильной последовательности приоритеты ораторского выступления:
ситуация;
оратор;
6. Главной целью ораторского выступления является:
произвести максимальный эффект на слушателей;
достичь взаимопонимания между оратором и аудиторией;
с помощью ораторских приемов навязать слушателям собственные убеждения, заставить их поверить в истинность этих убеждений;
пробудить у слушателей определенные мысли и чувства.
7. Успех ораторского выступления главным образом зависит от:
эффектного начала речи;
умения заинтересовать слушателей;
внешности и манер оратора;
компетентности оратора;
владения арсеналом ораторских приемов;
эффектной концовки речи.
8. Если во время произнесения речи оратор упускает какой-то важный момент, то он должен:
извиниться и вернуться к пропущенному пункту;
отдельно остановиться на этом пункте в конце речи;
использовать иной речевой прием.
9. Когезией называется:
начало речи;
особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи.
10. Ретроспекцией называется:
концовка речи;
эффектная вставка;
ораторский прием, отсылающий слушателей к предшествующей содержательной информации;
11. Проспекцией называется:
игра слов в речи;
отнесение содержательной информации к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления;
образный ряд, содержащийся в речи;
противопоставление.
Сейчас, в современном мире, наблюдается устойчивая тенденция к постоянному возрастанию роли публичной речи. Ораторское искусство - важнейший компонент личного обаяния человека, особенно если человек занимает или претендует на какой-либо пост, положение в обществе, место в социальной иерархии.
В современном обществе формируется особый социально-психологический стереотип - доверие к слову. Людям, высказывания и речь которых внешне правильные точки зрения языка и приятны для собеседников, доверяют, считают высказываемые ими мысли правильными, истинными.
Существует целый ряд причин, в силу которых эффективность устного выступления, как правило, оказывается значительно выше, чем если бы данный текст распространялся среди аудитории письменно:
1. Устное выступление - наиболее древний, а значит наиболее освоенный человечеством вид речи, наиболее привычный для человека и наименее трудоемкий для него.
2. Устная речь имеет богатый арсенал коммуникативных средств - мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал Б. Шоу, есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать.
3. Устная речь - способ общения, которым всегда владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.
4. В условиях устной речи дополнительным воздействующим фактором является сама личность оратора, его внешность, эмоциональность, убежденность.
5. В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает се воздействующую силу, облегчает понимание.
6. В условиях устного выступления творящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, может учесть их реакцию и изменить свою речь так, чтобы достичь максимальной эффективности в данных конкретных условиях.
7. В условиях устного выступления обычно есть четкий адресат выступления, что позволяет ориентировать выступление на конкретные интересы и особенности аудитории.
8. Устное выступление оперативнее письменного, оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени.
9. Устное выступление характеризуется, наконец, простотой реализации по сравнению с письменным - не нужны материальные затраты, специальные средства размножения и т. д.
Общаясь с людьми, человек постоянно осуществляет речевое воздействие на них - он чего-то от них требует, просит, спрашивает совета, в чем-то убеждает, побуждает к действию, пытается изменить их поведение и т. д. Все способы речевого воздействия на личность могут быть подразделены на три вида: убеждение, внушение и принуждение.
Убеждение как форма речевого воздействия есть изменение точки зрения собеседника путем приведения аргументов. При этом аргументы могут быть как логическими, так и психологическими, эмоциональными.
Внушение как форма речевого воздействия есть форма речевого воздействия на человека без аргументов, доказательств. Важнейшая характерная черта внушения заключается в том, что внушаемый прямо заимствует чужое мнение, воспринимает его некритически. Внушение может осуществляться за счет давления престижа («Сталин всегда прав»), эмоционального давления говорящего (особенно подвержены эмоциональному внушению дети и женщины), за счет соответствия мнения ожиданиям. Последний Способ может быть проиллюстрирован диалогом Балаганова и Паниковского из «Золотого теленка» И. Ильфа и Е. Петрова. Паниковский предлагает Балаганову украсть гири у Корейко, утверждая, что они золотые.
Принуждение как форма речевого воздействия есть способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него, последствий. Механизм принуждения может быть чисто речевым (угрозы, запугивания), а может включать и неречевые элементы. Как говорил известный американский гангстер Эль Капоне, «при помощи доброго слова и револьвера можно достичь гораздо большего, чем только при помощи доброго слова». Рольф Эмерсон, американский поэт, критик и философ, писал в XIX веке: «Подлинное красноречие не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддерживать порядок».
Американский специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности для оратора:
Нельзя прервать выступление, когда хочется;
Нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;
трудно понять отношение аудитории к себе;
слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами, в т. ч. и на ТВ;
нельзя вести себя свободно, так, как хочется;
по вашему выступлению о вас составят мнение, которое будет трудно изменить.
Ф. Снелл дает совет: «Слово находится с вами постоянно. Оно - прекрасная ежеминутная реклама вас и вашей работы. Не потеряйте шанс!»
Общие требования к публичному выступлению отражают опыт эффективных выступлений, а также ожидания аудитории, ее пожелания к оратору.
Основными требованиями к публичному выступлению являются следующие.
1 . Понятность главной мысли, доступность изложения . Поль Сопер высказал следующую мысль: «Непонятна обычно не тема, а изложение». Для того, чтобы главная мысль была понятной, необходимо, во-первых, ее иметь, то есть надо твердо знать, что ты хочешь сказать; во-вторых, необходимо приложить максимум усилий (используя специальные приемы; о которых речь пойдет ниже), чтобы мысль эта стала доступной слушателям. В результате выступления аудитория должна быть в состоянии ответить и сформулировать словами: что же он, оратор, хотел сказать?
2 . Решительное начало и решительный конец. Как начало, так и конец должны быть краткими, ясными, понятными и заранее продуманными.
3 . Краткость. Крайне важно соблюдать отведенный регламент, уложиться в отведенное время и даже чуть-чуть сэкономить его. Оратор, который закончил на 1-2 минуты раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, правильные, содержащие истинную информацию.
Хороший совет на эту тему дал своему сыну Франклин Делано Рузвельт. Объясняя ему, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: «Будь искренен, будь краток, садись».
4 . Разговорность. Выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией, оно должно носить характер беседы. Д. Карнеги писал: «Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда - не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи.
5 . Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной, не должна выходить за пределы, а рамках которых она остается приятной для слушателей и оказывает положительное воздействие на восприятие информации. Нельзя не согласиться с П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?» В связи с этим предпочтительнее обращаться к фактам, вызывающим эмоции, нежели к самим эмоциям.
6 . Выраженная потребность донести мысль до людей. Нужно не только иметь, что сказать, но и иметь потребность это выразить и сообщить об этом другим. Слушатели должны видеть, что все это говорится именно для них, что именно они важны для оратора и оратору хочется, чтобы именно они узнали о том, что он им сообщает. Это качество публичного выступления можно назвать «обращенностью оратора к аудитории» - без такой обращенности выступление воспринимается и усваивается неизмеримо хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должна быть видна, должна ощущаться на протяжении всего выступления.
7 . Установление контакта с аудиторией. Е. А. Юнина, Г. М. Сагач полагают, что контакт оратора с аудиторией предполагает: 1) корректировку речи по ее ходу, 2) управление поведением аудитории, 3) управление собственным поведением. Контакт с аудиторией может установиться на сразу, его установление может потребовать некоторого времени и специальных усилий, приемов. Отметим лишь, что если оратор соблюдает предыдущие шесть требований к публичному выступлению, то контакт с аудиторией, как правило, устанавливается.
В процессе выступления каждый оратор занимает определенную коммуникативную позицию, выступает в определенной роли, которую он сам на себя принимает. Таких коммуникативных позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые.
1. Позиция информатора. Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.
2. Позиция комментатора. Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок.
3. Позиция собеседника. Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.
4. Позиция советчика. Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты».
5. Позиция эмоционального лидера. Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.
Есть и позиции, которых рекомендуется избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция трибуна (преувеличенный пафос), позиция просителя («потерпите, я скоро закончу»).
Необходимо иметь в виду, что только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал.
Любой оратор знает, что внимание и доверие аудитории необходимо завоевать. Почему аудитория не ждет любого оратора с распростертыми объятиями? Почему аудиторию, как правило, необходимо «расшевелить», достучаться до нее? Тому есть ряд причин, основные из которых следующие.
Во-первых, аудитория инерционна. Будучи собрана вместе, аудитория уже имеет, как правило, определенное мнение, чем и определяется часто ее некоторый изначальный скептицизм по отношению к оратору - «ну что он может нам рассказать?» Конечно, часть аудитории может быть активно заинтересована в получений информации, однако исследования показывают, что таких людей в среднестатистической аудитории обычно около 30%; примерно 60% не имеют мотивации и их надо заинтересовать, а 10% обычно вообще «пробить» не удается, это негативная аудитория, которой ничего не будет интересно или полезно из услышанного (в силу разных причин). Таким образом, основная часть аудитории инерционна, что создает эффект пассивного сопротивления аудитории оратору.
Во-вторых, аудитория склонна сопротивляться тому воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению. Тенденцию к такому противостоянию раскрыл Б. Ф. Поршнев в своей книге «Социальная психология и история» (М., 1979).
«Всякий говорящий внушает», писал Б. Ф. Поршнев (с. 155), слушающий же как личность борется против внушения, так как не хочет подчиняться чужому влиянию, не хочет «подпадать под обаяние» оратора, хочет сохранить свою независимость в суждениях, мнениях, эмоциональной сфере. Внушение, как мы уже писали, психологи называют суггестией; борьба же с внушением оратора со стороны его слушателей, по Б. Ф. Поршневу, - «контрсуггестия».
Б. Ф. Поршнев пишет: «Если налицо полное и безоговорочное доверие.., то человеческие слова у слушающего вызывают с полной необходимостью те самые представления, образы и ощущения, которые имеет в виду говорящий, а полная ясность и безоговорочность этих вызванных представлений с той же необходимостью требует действий, как будто эти представления были получены прямым наблюдением или познанием, а не посредством другого лица.
Прямое внушение опасно - оно может привести человека к несвойственным, чуждым ему мыслям и поступкам, сделать орудием того, кто владеет этим оружием. Защищаясь, человек «отпускает» другим доверие очень осторожно. Поэтому, хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо и встречная психологическая активность - контрсуггестия».
Контрсуггестия, таким образом, представляет собой как бы проявление инстинкта самосохранения, проявление самозащиты, стремление сохранить статус-кво личности, не допустить чужого влияния на свое мнение.
Выделяются три самых распространенных способа такой борьбы слушателей с речевым воздействием оратора: избегание, подрыв авторитета, непонимание.
Стратегия избегания проявляется в следующем: аудитория проявляет невнимание, «пропускает мимо ушей» важную информацию, ищет и находит повод отвлечься от восприятия выступления оратора, не смотрит на оратора, не является на его выступление, стремится сесть подальше от оратора. Избеганием является и такой «детский» прием, как закрывание глаз.
Избегание проявляется также в уклонении от восприятия той или иной информации. Например, статьи или лекции о вреде курения читают и слушают 60% некурящих и только 30 % курящих; остальные 70% курящих просто избегают их. Стратегия «подрыва авторитета» основана на том, что источник информации квалифицируется как неавторитетный, неспециалист в данной области, и поэтому все то, что он говорит, можно всерьез не воспринимать. Повод для «подрыва авторитета» оратора всегда может быть найден: или он молодой (яйца курицу не учат), или рядовой человек (она не психолог, а простая мать, какие она может дать полезные советы), или слишком модно одет (он думает только о своей внешности), или одет и выглядит старомодно (он давно отстал от жизни), он не специалист в данном вопросе (он терапевт, а не фтизиатр, как он может судить о вреде курения) и т. д.
Подорвать авторитет оратора у слушателей может слишком высокий авторитет у них другого лица. Очень высокий авторитет одного лица может привести к отказу в авторитете всем другим, кроме него (бога, монарха, Сталина, Гамсахурдиа, учителя, тренера и т. д.). «Когда какой-нибудь старейшина рода, вождь племени, глава государства, руководитель церкви получал такой авторитет, таким образом, люди могли отказать в неограниченном доверии множеству остальных», - указывает Б. Ф. Поршнев.
И, наконец, стратегия непонимания. Эта стратегия заключается в том, что аудитория, слушая, например, оратора, идея которого ей просто не нравится, интерпретирует такую идею или его аргументы как непонятные, на этом основании отвергая и саму идею. В таком случае аудитория говорит: «Мы не поняли его, не поняли, что он хотел нам доказать». Непонимание здесь фиктивное, имеет место просто отказ от восприятия идеи или доводов на основании квалификации их как непонятных. «Непонятность» - это повод проигнорировать что-либо. Ср.: если выступает любимый вами оратор и вдруг говорит что-то, с чем вы в принципе не согласны, вы чаще всего не придадите значения этому и спорное место в его выступлении просто проигнорируете: «Он выступил, как всегда, отлично! Правда, там он что-то говорил о.., но я не понял, что он хотел сказать; а так все отлично, все верно сказал!».
Оратор должен знать и учитывать способы «противостояния» ему аудитории.
Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:
1) выступающий должен сам всесторонне овладеть темой, четко представлять свои задачи и суть вопроса;
2) он должен быть убежден в своей правоте и постараться убедить в ней слушателя. Очень важно, чтобы лектор не сомневался в своих ответах;
3) нужно продемонстрировать личную заинтересованность в процессе, в теме, в раскрытии таковой и внимание к аудитории;
4) старайтесь психологически воздействовать на публику. Люди должны разделить ваш творческий поиск, пойти за вами;
5) необходим план вашего выступления: в виде тезисов, записей или конспекта, чтобы речь звучала интересно и логично. Но зритель не должен ощущать этого. Нельзя стоять все выступление, уткнувшись в записи. В идеале план должен быть у вас в голове;
6) правильное поведение во время выступления. Сюда входит как внешний вид оратора, так и его культура речи и тактичность поведения с возможными оппонентами.
К этим условиям можно причислить хорошее знание языка и умение пользоваться этим знанием.
Публичное выступление также допускает чтение по заранее приготовленному тексту, но зачастую это демонстрирует неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит речь произносимая, а не зачитываемая с листа. Хотя следует отметить, что на официальных заседаниях, собраниях, где речь идет о цифрах и точных данных, нужно именно читать по подготовленному материалу, так как приблизительность здесь недопустима.
Большое значение при произнесении речи имеют произношение, ударение и интонации. Речь не должна быть слишком быстрой, пестрить слишком сложными словами или словами на иностранном языке. Слушатели должны ощущать внимание с вашей стороны, должна присутствовать обратная связь с аудиторией. Следует делать небольшие паузы и обсуждения по ходу выступления, чтобы понять, как публика реагирует на содержание. Но все это возможно при полном овладении материалом. Речь выступающего должна быть культурной вне зависимости от темы. Грамотность является основой любого публичного выступления. Отсюда вытекает необходимость тщательной подготовки такового, неоднократность правки. Выступление не должно быть растянутым, а должно содержать четко обозначенную мысль, идею автора в развернутом виде. Неточности, штампы, отсутствие логики делают самую интересную тему провальной. Автору можно посоветовать хорошо продумать содержание, критически оценить свою возможность подать материал. Этот вопрос включает в себя не только громкость и ясность речи, но и умение быстро осмыслить то, что вам предстоит передать слушателю.
Между слушателями и оратором должен появиться психологический контакт. Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватывающие говорящего. Хотя слишком длинные паузы в речи оратора скорее всего свидетельствуют не о раздумье, а о плохом знании предмета.
Публичная речь – сложный вид работы, поэтому готовиться к выступлению следует тщательно и заранее.
-
Особенности устной публичной речи . Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя -
Особенности устной публичной речи . Публичная речь -
Особенности устной публичной речи . Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было ярким и запомина... подробнее ». -
Особенности устной публичной речи . Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было ярким и за. -
Для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности : свобода
В устной речи языковым средством передачи смысла является интонация, а в письменной она
Публичная речь делится на массовую и коллективную. Это деление совпадает с делением на... -
1. Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой си. Особенности нарушений устной речи (по Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой). -
Монологические формы публичной речи . Публичная речь – это апофеоз ораторского искусства, его демонстрация.
Он обладает всеми признаками публичной речи , кроме проявления автора. Эта особенность присуща всем лирическим произведениям. -
Переход от устного текста к письменному: запись устного выступления, протокол собрания. Переход от одного типа речи к другому всегда сложен как процесс, так как это не просто запись. Слово и жест в публичных выступлениях разных... -
Понятливость, информативность и выразительность публичной речи . Публичная речь – это часть ораторского искусства. И она должна обладать определенным набором свойств, отличающих ее от просто разговорной речи . -
Профессиональная деформация - явление, объективно сопутствующее развитию человека в его проф. Каковы особенности культуры речи и внешнего облика сотрудников правоохранительных органов?
Найдено похожих страниц:10
Вплоть до середины XX в. в языковой жизни национальных обществ и в современной цивилизации в целом превалировало печатное слово. Функции звучащего слова ограничивались сферами неформального общения (разговорная речь, нормированная и ненормированная), сельскохозяйственного производства, примитивной промышленности и ремесел, театра, частично образования (школьного, специального среднего и высшего), публичной речи. При этом для русского речевого узуса советского времени публичная речь ограничивалась узкими рамками судебных процессов, административно-хозяйственных совещаний; широкое распространение получили: устная политическая пропаганда, однако с жестким набором обязательных, разрешенных тем, ритуальных словесных формул, стереотипной композицией устных выступлений, и научная популяризация - в виде публичных лекций весьма ограниченного репертуара, однообразных по своему построению, со стандартизированным иллюстративным материалом.
С развитием радио, кинематографа и особенно - с середины
XX в. - лавинообразного распространения телевидения, подкрепленного прогрессом в области дальней космической связи, монополия печатного слова сменяется все более возрастающей конкуренцией устной речи.
В результате исторических процессов 1980 – 1990-х гг. получила широчайшее развитие и распространение публичная речь, преимущественно речь политическая, в рамках многочисленных митингов, выборных кампаний, заседаний федерального парламента и региональных законодательных собраний, разнообразных «тусовок» молодежи, творческой интеллигенции, культурных акций и т.п.
Различие между устной и письменной речью ярче всего обнаруживается при сопоставлении фонозаписи и письменной записи (стенограммы) одного и того же устного текста. Как правило, очень яркая, эмоциональная, что называется зажигательная речь, произнесенная на митинге, в суде, парламенте и т.п., будучи напечатанной, сильно проигрывает по сравнению с устным оригиналом. Это связано с тем, что печатный текст не может передать всю силу слова произнесенного, гамму экспрессивных оттенков, звучащих в произносимом тексте, именно вследствие специфичности речи письменной и речи устной.
Эта специфичность обусловлена различной формой манифестации языка, а главное - психолингвистическими различиями в порождении и восприятии речи звучащей и воспроизводимой на письме. Выяснение таких различий - за рамками настоящего учебника. Ограничимся оценкой В.В. Вересаева, данной выслушанной им речи известного адвоката Ф.П. Плевако (чьи выступления в суде отличались яркой оригинальностью и часто неожиданностью построения, выразительностью, страстностью убеждения) и опубликованному тексту этой речи в газете: «Речь эта на бумаге, в печати, даже в отдаленной мере не передает ее потрясающей силы, которая заключалась в интонациях, в неодолимой, какой-то прямо колдовской заразительности чувства».
Стилевую специфику устных функциональных разновидностей литературного языка определяет сосуществование в текстах устной книжной речи черт, свойств книжной (письменной) речи и речи разговорной. Наиболее четко и последовательно гибридный характер организации речевых средств выявляется в текстах УПР.
Устная публичная речь - функциональная разновидность литературного языка, относящаяся к сфере книжной речи. Ее тексты консолидируются, объединяются в особую функциональную разновидность, в силу, с одной стороны, того, что в них находит Свое речевое воплощение групповая коммуникация, которая предполагает речевое общение в рамках нестабильных социальных коллективов. В таких коллективах носители языка объединены каким-либо занятием, общей работой, преходящими интересами, обстоятельствами, например учащиеся школы, класса, работники фирмы, фабрики, люди одной профессии, рода занятий, члены парламента, участники митинга, избиратели и т.п.
С другой стороны, все тексты этой функциональной разновидности имеют устную форму. Важно также отметить, что тексты устной публичной речи представляют собой выступления перед аудиторией. Это всегда выступления на публике, они посвящены общественно актуальным темам, вопросам (что предполагает официальность ситуации, в которой происходит выступление: вузовская аудитория, парламент, суд, митинг и т.п.). Отсюда и ее название: устная публичная речь; «устная» - реализуется только устно, как звучащая речь, в виде выступления оратора; «публичная» - от лат.- «общественный». В УПР находят осуществление те же задачи и цели социального общения, которые присущи письменным стилям - публицистическому, научному, официально-деловому. Соответственно в рамках УПР выделяются фрагменты: политическое красноречие (политическая речь; выступления на митинге, в парламенте, на съездах, конгрессах, форумах общественных организаций, национальных и международных, и т.п.); академическое красноречие (научная речь: доклад на научной конференции, семинаре, участие в научном диспуте, лекция и т.п.); административно-юридическое красноречие (судебная речь: речь обвинителя, адвоката, судоговорение и др.; доклад административно-хозяйственного содержания, деловые переговоры и др.).
Очевидно, эти фрагменты УПР соотносительны с публицистическим, научным, официально-деловым стилями:
По основным функциональным параметрам - задачам и целям
социального общения в политической деятельности, в области науки, в сфере юридической, административной и деловой деятельности; в этих фрагментах находят реализацию те же общественные
функции языка, что и в соответствующих стилях;
По основным лингвостилистическим категориям и явлениям,
принципам и приемам сочетания, объединения, использования речевых средств, специфическим для речевой структуры каждого из
«письменных» стилей, представленных в устных текстах политического, научного, административно-юридического, «делового» содержания и назначения.
Между тем УПР рассматривается как самостоятельное функционально-стилевое образование (функциональная разновидность литературного языка), поскольку, с одной стороны, в ее текстах осуществляется речевое общение в условиях групповой коммуникации. С другой стороны, тексты УПР - устные (стенограмма - лишь вербально-грамматический «слепок» устного текста), они не читаются, а произносятся, окончательно создаются в процессе произнесения.
Именно устная форма таких текстов и служит тем лингвистическим (речевым) основанием, которое интегрирует их - на базе групповой коммуникации - в особую функциональную разновидность литературного языка.
Наиболее исследованный фрагмент УПР - устная научная речь (УНР).
На речевом материале УНР отчетливо прослеживаются основные стилевые характеристики УПР, складывающиеся в результате соотношения и взаимодействия в ее текстах речи письменно-книжной, общелитературной (общелитературных речевых средств) и разговорной (литературной).
Простые предложения, как показывает исследование синтаксиса УНР, составляют 41,6% общей представленности синтаксических структур в устной научной речи. Для простых предложений характерно актуальное употребление глагольного времени. Если, в письменной научной речи практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы как наиболее конкретные, очень мал процент форм 1-го лица единственного числа, преимущественно используются формы 3-го лица и местоимения он, она, оно как наиболее отвлеченные по значению, то в УНР все эти формы (за исключением форм 2-го лица единственного числа и местоимения ты) используются активно. Формы 1-го лица в позиции субъекта составляют 53% (21% из них - форма 1-го лица, выраженная местоимением я в именительном падеже. Например: я предлагаю временное решение; Ну и с вашего разрешения я тоже буду использовать этот термин. Если в письменной речи местоимение мы выступает в качестве «мы совместности» и как компонент формулы вежливости, то в УНР мы представляет реальную множественность и определенность субъекта. Значение «совместности» тоже довольно активно в УНР (21% из почти 32% всех употреблений), причем в УНР такое мы - не какая-то абстрактная аудитория, а та, которая слушает и совершает вместе с говорящим конкретные действия, т.е. субъект в данном случае представлен определенно 2 .
Сложносочиненные предложения. Среди предложений открытой структуры (т.е. допускающих соединение более двух предикативных единиц) преобладают предложения с замыкающим союзом и или а. Например: Ну скажем / вот у вас / четыре / восьмеричных разряда / и вам нужно выделить вот этот разряд;, От Главного ботанического сада / в работе этого конгресса / приняло участие / тридцать три человека / и было сделано двадцать докладов. В письменной научной речи многие из таких конструкций невозможны.
Среди сложносочиненных предложений закрытой структуры в УНР обращают на себя внимание сочинительно-распространительные предложения с союзом «.Вторая часть таких предложений служит для распространения содержания первой. Например: Но следующий конгресс было решено созвать в Австралии, и он остался ботаническим конгрессом.
Сложноподчиненные предложения. В УНР наиболее широко используются предложения с определительными и изъяснительными
придаточными. Эти два типа придаточных составляют 73,69% всех
придаточных предложений. .
В УНР наблюдается тенденция к избыточности речи в сложноподчиненном предложении, которая проявляется в повторении в главном и придаточном подлежащего, выраженного местоимением (что не свойственно письменной речи). Например: Когда он обосновывал закон тенденции нормы прибыли к понижению, он этим подчеркивал, что...
Однако повторы, связанные с дублированием подлежащего, выраженного существительным, являются отклонением от норм письменной речи, особенно дублирование подлежащего главного предложения после придаточного (это характерно для УНР): Проблемы,
которые стоят перед созданием этой системы, они разные, эти проблемы.
Для УНР характерна общая тенденция к сокращению объема синтаксических построений по сравнению с речью письменной. Так, для устной речи нежелательны громоздкие, многокомпонентные [предложения с вводными и полупредикативными конструкциями {причастными и деепричастными оборотами).
В УПР представлен основной состав лексических единиц и со-] ставных наименований (прежде всего терминологических и номенклатурных), актуальный для соответствующих «письменных» .стилей. < Например, наряду с однословными терминами в УПР используются и такие, как оборачиваемость средств, тренировочные упражнения, корреляционный анализ, распад ткани, болезнеустойчивость растений и т.п.
В отличие от письменных научных и официально-деловых текстов в тексты УПР (в рамках устной научной речи и особенно политической речи) широко привлекаются эмоционально окрашенные, лексические и фразеологические единицы как из книжной, так и из! разговорной речи.
Использование в УПР, в том числе в устной научной речи, стилистически сниженных, разговорных и в то же время книжных экспрессивно окрашенных лексико-фразеологических единиц объясняется фактором адресности выступления оратора (он обращается к определенной аудитории) и функцией воздействия, т.е. стремлением оратора придать своей речи максимальную доходчивость для аудитории и убедительность.Среди привлекаемых в устные тексты, в том числе в тексты УНР, экспрессивных средств, выражающих эмоционально-субъективную оценку, есть лексико-фразеологические единицы, выражающие положительную и отрицательную оценку. Эти лексические единицы одинаково могут принадлежать как к книжной, так и к разговорной речи. Из книжной речи: непостижимый, феноменальный (феноменальная мять), великолепный; мудрость, самоотвержение, элита, корифей науки); эклектичный, надуманный, невразумительный, схоластика элементы схоластики), красивости (стиля) и др.; из разговорной речи: здорово, затравка, прикидки (предварительные), задумка, вранье и т.п.В текстах УНР практикуется также метафорическое использование слов. Эти слова в контекстах научного дискурса приобретают экспрессию «сниженности».
В аналогичной функции выступают фразеологизмы. Например: Правда, он немного перегнул палку и считал, что это вообще должны психологи
Итак, устная форма, являясь речевой базой устной публичной; речи как самостоятельной функциональной разновидности литературного языка (наряду с условиями создания и существования] устных книжных текстов в рамках групповой коммуникации), определяет основные функционально-стилевые характеристики УПР.] особенности использования речевых средств в ее текстах, четко соотнесенные с речевой структурой «письменных» стилей.