Чем отличалось феодальное поместье от средневекового города. Возникновение и рост средневековых городов, их место и роль в феодальном обществе. и Западной Европы

Ранний европейский феодализм обходился без городов и городского хозяйства. Города возникают в XI в. и начинают быстро расти. В первую очередь, оживают города, построенные римлянами: Лондон, Париж, Марсель, Кельн, Генуя, Венеция, Неаполь. Будущий Кельн к началу XI в. представлял собой значительное про-странство, обнесенное римскими крепостными стенами. Рядом с этими стенами на берегу Рейна появилось крошечное ремесленное поселение. Потом за короткий срок город вырос до размеров, втрое превосходивших прежний римский город, и был обнесен новыми стенами.
Причиной возникновения и быстрого роста городов было отделение ремесла от земледелия. С одной стороны, развитие ремесла шло по пути его специализации. Раньше деревенский кузнец был мас-тером на все руки: подковывал лошадей, делал серпы, ножи и даже оружие для дружины феодала. Ему хватало работы в феоде. Но теперь появляются мастера-оружейники, которые не будут подковывать лошадей, мастера по изготовлению доспехов, которые не умеют делать мечи. И этим «узким специалистам» уже не хватает работы в феоде. Им нужен рынок.
С другой стороны, растет спрос феодалов на предметы роскоши. Потому и появляются «узкие специалисты» в ремесле, что феодала уже не удовлетворяют грубые изделия домашних ремес-ленников. Он не желает больше ходить в домотканом полотне и овчинной шубе, ему требовались тонкие шерстяные ткани, а их производство нельзя было наладить в каждом феоде.
И теперь ставший ненужным феодалу ремесленник, чтобы со-вершенствоваться в своем деле и изготовлять те изделия, на которые повысился спрос, покидает деревню и селится в таком месте, куда стекается много народа, где он может найти много покупателей и заказчиков на свои изделия, - на пересечении дорог, под стенами крупного монастыря, куда стекается много паломников. На этом месте и начинает расти город.
В города бегут крепостные крестьяне. Тогда существовала пословица: «Городской воздух делает свободным»: по законам, при-
нятым повсеместно (любо- Главным направлением развития пытно, что несмотря на фео- феодализма в сельском хозяйстве дальную раздробленность, за- Западной Европы был рост коны и обычаи был и почти вез- товарного производства. де одинаковы), крестьянину
достаточно было прожить в городе один год и один день - и он становился свободным.
В условиях феодализма, когда рынок еще оставался узким, ре-месленник и в городе не сразу находил достаточное количество покупателей. Поэтому первое время горожане продолжали заниматься и сельским хозяйством, имели огороды и поля. Внутри Парижа еще в XIII-XV вв. были не только огороды, но и пахотные поля, а о городе Майнце говорили, что он частью заселен, частью засеян.
В городах часто свирепствовали эпидемии холеры и чумы. Но города давали свободу, и люди сюда стремились.
Правда, первое время город находился под властью того феодала, на земле которого он вырос. Иногда феодалы даже сами старались «организовать» города на своей земле, чтобы потом можно было облагать их высокими налогами: ведь горожане были богаче крестьян, а город приносил гораздо больший доход, чем деревня с полями, занимавшими такую же площадь. Иногда феодал пытался хозяйничать в городе, как в своей вотчине.
Но в том же XI в. повсеместно начинается борьба городов за свою независимость от феодалов. В этой борьбе, как правило, побеждали города. Крепостные стены города не уступали стенам феодального замка, а сплоченные вольнолюбивые горожане сами готовили оружие, в том числе и для феодалов. К тому же, города часто выступали в союзе с королевской властью: короли стремились ослабить могущество крупных феодалов.
Города добивались независимости, становились городами-коммунами, городами-государствами. Управлялся такой город выборным магистратом, заключал договора с другими государствами, вел войны, чеканил свою монету, т.е. действительно выступал как самостоятельное государство. Такими городами-государствами стали Генуя, Венеция и Флоренция в Италии, многие города Франции и Германии.
Но вернемся к ремеслу. Западноевропейское ремесло - цеховое. Цех был корпорацией ремесленников определенной специальности (пекарей, башмачников, ткачей). Такие объединения были необходимы для защиты ремесленников от конкуренции со стороны, для достижения равенства между ремесленниками, для защиты его членов от остального мира.
Как уже говорилось, в средние века человек сам по себе, без чьей-либо защиты, оказывался вне закона. В городе он мог суще-
ствовать только как член какой-то корпорации, которая cm w щищала. Своя корпорация была даже у нищих. Полому социальный строй средневекового города иногда называют корпоративным. А цеха могли защищать своих членов. Каждый цех был в то же время боевым отрядом. Он имел свое знамя, свое цеховое здание, где проводились собрания и торжественные акты. Во главе стоял выборный магистр.
Цех не был производственным объединением. Каждый мастер, член цеха, имел свою мастерскую (обычно в своем доме), где работал с несколькими подмастерьями и учениками.
Как уже сказано, одной из задач цехового устройства было достижение равенства между мастерами. Чтобы не было конкуренции, чтобы все мастера были обеспечены работой и каждый имел «приличное его положению существование», цеховые уставы строго регламентировали производство, ограничивая его размеры. Ограничивалось количество учеников и подмастерьев, которых мог держать один мастер. Каждый мастер мог приобретать лишь ограниченное количество сырья. Если он превышал норму, лишнее должен был передать товарищам по цеху. Цена продукции также определялась уставом.
Дело в том, что рынок сбыта был еще узким, и поэтому, если бы один мастер смог произвести и сбыть больше продукции, то другой мог оказаться без покупателей, т.е. без работы. Поэтому цеховые уставы регламентировали и технику производства. Ведь если кто-то изобретет техническое усовершенствование, он получит преимущество перед другими членами цеха. Поэтому все технические нововведения запрещались, и цеха стали тормозить технический прогресс. Это был первый недостаток цехового устройства.
Был и другой. Мы отметили, что одной из задач цеха была защита своих членов от конкуренции со стороны. Поэтому всякий человек, который хотел заниматься ремеслом, был обязан вступить в цех. А для этого он должен был сначала несколько лет работать учеником у одного из мастеров, затем еще несколько лет работал за плату подмастерьем. Только после этого его могли принять в мастера. Но для этого он должен был изготовить шедевр - отличное изделие, т.е. сдать экзамен на звание мастера; устроить пир членам цеха; предъявить определенную сумму денег, которая считалась достаточной для организации своего дела. Со временем препятствия на пу ги в мастера увеличивались: удлинялся срок ученичества, а сумма денег, необ-ходимая для вступления в цех, становилась все больше. Появляются «закрытые» цеха, которые уже не принимают новых членов. Только сын мастера после смерти отца мог занять его
место. Появляются «вечные подмастерья», которые уже не имеют надежды стать мастерами. В сущности, это были просто рабочие, работавшие за плату. И даже в своей борьбе за повышение заработной платы они использовали рабочую форму забастовок. Как мы видим, принцип равенства в цехах отнюдь не распространялся на подмастерьев.
В отдельных случаях цеховое ремесло перерастало в капиталистическое производство. Например, во Флоренции в XIV в. членами цеха суконщиков были не ремесленники, а купцы, которые закупали шерсть и продавали сукно. В мастерской, которая принадлежала такому купцу-мастеру, работало несколько десятков наемных рабочих - «чомпи», которые промывали и чесали шерсть. Очищенная шерсть затем поступала в руки прядильщиц из деревенских женщин, потом пряжа переходила к ткачам, а готовая ткань - к красильщикам. Все они работали у себя по домам, получая плату от суконщиков, и н состав цеха, как и «чомпи», не входили. Так, в XIV в. во Фло-ренции возникли первые в Европе капиталистические мануфактуры. Но это было исключение, потому что были нарушены все цеховые принципы.

Итоговая аттестационная работа по курсу: Всеобщая история: Средние века.Восток-Запад.

Преподаватель Петрова Майя Станиславовна, д.и.н., проф.

1 курс, вечернее отделение, ФИИ ВШР, студент Сигаев Ф.В.

Средневековый город в системе феодального общества(на примере Франции).

Развитие французского феодального общества в целом дает нам классические образцы того, как глубинные изменения в эконо­мической и политической структуре общества влекут за собой неизбежную и закономерную смену форм организации государства, попробуем проанализировать, как рождались города и что они изменили в государстве, где возникающее малочисленное«новое сословие» становится ключевым элементом укрепления королевской власти во Франции IX-XVIII вв.

Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа: 1) VI-VII вв. – период монархии Меровингов и 2) VIII в. – первая половина IX в. – период монархии Каролингов. Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии следующие этапы: 1) сеньориальная монархия (IX-XIII вв.); 2) сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.); 3) абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.). Этот период и будет, по возможности, рассмотрен нами.

Характерной чертой развитого феодализма было возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров товарного производства. В IX-XI вв. феодальные отношения во Франции становятся господствующими. Средневековые города оказывали громадное влияние на экономику деревни и содействовали росту производительных сил в сельском хозяйстве.

Причиной возникновения и быстрого роста городов было отделение ремесла от земледелия. С одной стороны, развитие ремесла шло по пути его специализации. Прежде деревенский кузнец был мастером на все руки: подковывал лошадей, делал серпы, ножи и оружие для войска феодала. Ему хватало работы. Но теперь появляются мастера-оружейники, которые не умеют подковывать лошадей, мастера изготовления доспехов, не умеютщие делать мечи. Теперь узкоспециализированным мастерам не достаточно работы у феодала, они нуждаются в рынке.

Сперва рынок в условиях феодализма оставался узким и ремесленник не сразу находил необходимое количество покупателей в городе, поэтому первое время горожане продолжали заниматься и сельским хозяйством, имели огороды и поля. Внутри Парижа еще в XIII-XV вв. были не только огороды, но и пахотные поля, которые только в последствии станут выноситься изначально за пределы городов.

Первое время города находились под властью того феодала, на земле которого он вырос. Иногда феодалы сами «организовывали» города на своей земле, чтобы потом облагать их высокими налогами: ведь город приносил гораздо больший доход, чем деревня с полями, занимавшими такую же площадь и горожане были богаче крестьян. Феодал пытался хозяйничать в городе, как в своей вотчине.

« В X в. начинается бурный рост средневековых городов во Франции, сначала в романизированной ее части - Южной Галлии (Марсель, Тулуза), а затем в средней и северной Франции. Рост городов был высоким, в первую очередь, там, где сохранялись античные города, с их опытом городской жизни, городского производства, торговых связей с Византией и странами Востока.» (Карев В.В., Ист.ср.в., т2., 5) Sedmitza.ru (декабрь 2010)

Но уже XI в. повсюду начинается борьба городов за свою независимость от феодалов, и в этой борьбе чаще побеждали города. Крепостные стены городов не уступали стенам феодальных замков, а вольнолюбивые и сплоченные горожане были ощутимо богаче крестьян, сами изготавливали оружие, в том числе и для феодалов. К тому же города часто выступали в союзе с королевской властью, которая стремилась ослабить могущество крупных феодалов.

Высокий уровень и самостоятельность ремесленного производства достигают кузнечное и оружейное ремесло, выделка тканей, строительное дело. Одновременно начинают развиваться промыслы: добыча металлов, соли, заготовка рыбы, пушнины, леса и т.д. В связи с развитием феодализма ремесло становится все более самостоятельной и ведущей отраслью в городах. Высокий уровень и самостоятельность ремесленного производства достигают прежде всего кузнечное и оружейное ремесло, выделка тканей, строительное дело. Одновременно с повышением уровня ремесленного производства начинают развиваться промыслы: добыча металлов, соли, заготовка рыбы, пушнины, леса. С эволюцией развитого феодализма ремесло становится все более и более самостоятельной и ведущей отраслью в городе. Ремесленники, как и крестьянине, были мелкими про­изводителями, владели орудиями производства, самостоя­тельно вели свое хозяйство, основанное на лич­ном труде. В отличие от крестьянина специалист-ремеслен­ник с самого начала был товаропроизводителем, вел товарное хозяйство кроме этого он не нуждался в земле как средстве производства. В следствии этого городское ре­месло развивалось и совершенствовалось несравненно быстрее, чем сельское хозяйство и ремесло деревенское.

С XII в. прекращается процесс дробления земельных владений. Феодальные поместья принимают родовой характер. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. Т.о., к XIII в. складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия дворянства. В IX- XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных» (primus inter pares). Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными васса­лами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, гра­фам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.)

Решающей особенностью ремесла и других видов деятельнос­ти во многих средневековых городах Западной Европы были кор­поративные объединениея лиц определенных специальностей в специализированные союзы- братства, цехи, гильдии. Ремесленные цехи появились почти одновременно с са­мими городами Франции с XI - начала XII в., но окончательное оформление цехов (составление и за­пись цеховых уставов, получение специ­альных грамот от королей и других сеньоров) произошло позже. Главной функцией цехов стало утверждение монополии на дан­ный вид ремесла, а так же установление контроля над произ­водством и продажей изделий собственного производства. Цех не был производственным объединением. Каждый мастер, член цеха, имел свою мастерскую (чаще в своем доме), где работал с несколькими подмастерьями и учениками.В последствии, в XIV-XV веках, именно подмастерья и ученики составят самую грамотную и организованную часть наёмных работников крупных городов.

В связи с ростом ремесленных и купеческих корпораций, в растущих городах, их борьбы с феодалами и внутренних социальных конфликтов, складывается особое сословие горожан –бюргеров (от германского Burg - город, откуда произошло средневековое латинское burgensis и французский термин bourgeoisie, первоначально также обозначавший горожан). В экономическом отношении новое сословие было связано с ремесленно-торговой деятельностью, пользовалось рядом льгот и привилегий. Словом «бюргер» в ряде стран Европы первоначально обозна­чали всех городских жителей В XIV-XV вв. этим словом обычно обозначались зажиточные слои горожан, из которых впоследствии вырас­ли первые элементы буржуазии. Городское сословие не было единым по своему социальному и имущественному положению, оно включало в себя патрициат, слой состоятельных торговцев, ремесленников и домовладельцев, рядовых тружеников и городское плебейство. Статус бюргера означал наличие собственности у горожанина; внесение строгоопределенных взносов в пользу города; владение землей на территории города и вокруг него; наличие движимого имущества; свидетельство о профессиональном мастерстве; личная благонадежность; участие в одной из городских корпораций, сторожевая и гарнизонная служба. Получая свои привилегии и иммунитет, город постепенно превращался в закрытую общность, полноправность в которой – право гражданства или бюргерства – также имело личный, местный характер, касающийся лишь данного города, не представляя из себя цельную социальную общность, горожане выделились как особое сословие или, как это было во Франции, сословная группа, разобщенность внутри которой усиливалась доминированием корпоративного строя внутри городов, а преобладание в каждом городе местных инте­ресов и торговое соперничеством меж­ду городами, лишь препятствовали совместным действиям средневековых горо­жан как сословия в масштабах страны.

В границах городов развиваются ярмарки (происходит от нем. наименования годичного рынка (Jahrmarkt), другое название – messe, fair, faire, feria – праздник, приуроченный к религиозным праздникам). С X-XI вв. ярмарки распространились во всех европейских странах. Особенно широким был ассортимент осенних ярмарок. Во Франции – в VII в. сложились и действовали в XII-XIII вв. ярмарки в Сен-Дени, с к. XII в. – в Шалоне, с XIII в. – в Шампани, в XV в. – Лионе.« В ХII-ХIII вв. возникает еще одно новое явление - ярмарки, как крупные центры оптовой торговли. Наиболее крупным ярмарочным центром в то время была Шампань.» (Карев В.В., Ист.ср.в., т2., 5) Sedmitza.ru (декабрь 2010)

Города добивались независимости, становясь городами-коммунами, городами-государствами, которые управлялись выборным магистратом, заключали договора с другими государствами, вели войны, чеканили свою монету, т. е. действительно выступали как вполне самостоятельные государства. Такими городами-государствами стали Генуя, Венеция и Флоренция в Италии, многие города Франции. « Многие города Северной Франции, практически не романизированные, такие как Суассон, Амьен и др., а также города Фландрии - Брюгге, Гент и др. - в результате коммунального движения стали городами-коммунами, со своим самоуправлением, свободными от сеньориальной зависимости.» (Карев В.В., Ист.ср.в., т2., 5)Sedmitza.ru (декабрь 2010)Однако большинство городов Франции, страны с сильной центральной властью, хоть и имели выборные органы, платили регулярные и не редко экстроординарные государственные подати.

Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения. Особое развитие получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворцового права в города… Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологией Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний, церковь выработала и своё право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в ХVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носивших название конституцией, булл и энциклик.

Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за со­бой не только рост численности и политической активности город­ского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодаль­ного хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных отношений произошли существенные измене­ния в правовом положении крестьян. К XIV в. в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представ­ляет собой лично свободных цензитариев , обязанных платить сень­ору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал. В XIV-XV вв. во Франции завершилась перестройка сослов­ного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий. Оформление трех крупных сословий не означало исчезновения унас­ледованного еще от предыдущего периода иерархического строе­ния класса феодалов. Однако ради укрепления своих общих пози­ций феодалы были вынуждены поступиться былой самостоятельностью, отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий. Консолидация сословного строя означала постепенно прекращение истребительных междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых кон­фликтов.

В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия . Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов, кроме того в XIV-XV вв. в основном завершилось формирование и "третьего сословия " (tiers etat), которое-то и пополнялось за счет бы­стро растущего городского населения и увеличения числа крестьян-цензитариев(первым сословием считалось духовенство, вторым дворянство). Это сословие было весьма пестрым по своему со­ставу и практически объединило в себе трудовое население и фор­мирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как «неблагородные», не имели каких-либо особых личных или иму­щественных прав. Они не были защищены от произвола со сторо­ны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, и на него ложилось все бремя уплаты государственных налогов. Оно выступало прежде всего как совокуп­ность городских ассоциаций и пока ещё не осознало себя единой общенациональной силой.

В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у фео­далов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета. Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии - вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраня­ли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некото­рую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк). Победа французской короны над римским папством, посте­пенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровожда­лась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и поли­тического веса королевской власти, и уже к началу XIV в. окончательно оформляется построен­ный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия.

Политическим выражением этого союза, в кото­ром каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения - Генеральные штаты и провинциальные штаты, что и по­ложило начало изменению формы государства во Франции - пре­вращению его в сословно-представительную монархию. Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве.

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Фран­ции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений, возникших и набирающих силу благодаря возникновению городов. Станов­ление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в про­тиворечие с потребностями капиталистического развития сослов­ный строй. Подавляющую массу населения во Франции в XVI-XVII вв. составляло третье сословие , которое все более становилось неод­нородным. В нем усилилась социальная и имущественная диффе­ренциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступе­нях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: фи­нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты. Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный ха­рактер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, оптимизации системы административного управле­ния. В период абсолютизма завершилось созда­ние централизованно построенной постоянной армии, которая была одной из крупнейших в Европе, а также регулярного королевского флота.

Использованная литература:

Карев В.В., История Средних веков., т. 2, глава 5. Sedmitza.ru (декабрь 2010).
Колесницкий Н.Д. «Феодальное государство.» М., 1967.

Люблинская А.Д. «Французский абсолютизм в первой трети XVII в.» М-Л., 1965.

О высоком уровне развития частнособственнических отношений в Рим­ской империи, в частности в Галлии, известно достаточно. Наряду с крупной земельной собственностью галло-римских аристократов, все более укрепляв­шихся в своих поместьях в течение III-V вв. в связи с варварскими вторжени­ями, развалом имперской структуры и общей натурализацией хозяйства, здесь в это время сохранялось и свободное крестьянство, а также свободные ремес­ленники и торговцы, при широком распространении в сельских районах раз­нообразных форм личной зависимости.

Иными словами, эволюция западноримских провинций, прежде всего Гал­лии, порождала оптимальные условия для зарождения элементов протофеодаль-ной общественной структуры. Их основы, как о том говорилось выше, явственно прослеживаются еще в кельтское время. Римское завоевание узаконило, ввело в жесткие юридические рамки, но тем самым обеспечило и юридически закрепи­ло переход от традиционных отношений власти-собственности кельтских арис­тократов к, в сущности, уже частной собственности на землю провинциальной галло-римской (как и иберийско-римской, африканско-римской и пр.) знати.

На кельтских территориях, вошедших в состав Римской империи, галло-рим-ский синтез рубежа эр, с одной стороны, привел к активной урбанизации и латинизации (через распространение школьного образования), а с другой - ут­верждения как крупного, так и среднего или мелкого землевладения на частно­собственнической правовой базе.

В условиях потрясшего сами устои империи "кризиса третьего века", по мере роста фискального гнета и административного произвола, жизнь в городах начи­нает понемногу замирать. Возрастает значение крупных сельских поместий. Их хозяева, в общественном положении и образе жизни которых уже не трудно разглядеть прообраз будущих феодальных сеньоров, окружены домашними ра­бами и различными категориями зависимого (в том числе и добровольно ищуще­го их покровительства) крестьянского населения, фактически становятся реаль­ными носителями власти в масштабах своих земельных владений.

Под опеку влиятельных магнатов переходят целые деревни, а то и неболь­шие городки. Это несколько затушевывает собственнические отношения как490 ___________________________

таковые, переплетая их с отношениями личностными, однако в целом никоим образом не отменяет их. Черты будущего феодализма проявляются еще ярче, когда в условиях прогрессирующей агонии Западно-Римской империи, усили­вающейся анархии и варварских вторжений виллы магнатов начинают укреп­ляться, а их хозяева - вооружать зависимых от них людей (колонов, слуг, даже рабов), что повышает общественный статус последних.

Все это, совместно с упадком городов, замиранием торговли и почти пол­ной натурализацией хозяйства, способствовало становлению к середине I тыс на территории Галлии и других позднеримских провинций по сути уже фео­дально-крепостнической, в ее экономическом понимании, системы, дальней­шее эволюционное развитие которой в некоторой степени было нарушено ус­тановлением власти германских королей. Однако следует подчеркнуть, что здесь мы не видим еще такого важнейшего элемента собственно феодализма как соединение иерархии землевладения с пирамидой власти, равно как и условно­го характера землевладения, вассально-сеньоральной лестницы и пр.

Было бы сильным упрощением полагать, что утверждавшие свою власть над бывшими римскими провинциями германцы несли с собой "первобытно­общинные отношения". После завоеваний у варваров, как отмечает Ж. Ле Гофф, привязанность к личной собственности была даже более сильной, чем у рим­лян. Франкская Салическая правда особенно дотошна и сурова в отношении различных форм посягательства на собственность, вплоть до потравы скотом чужой нивы, кошения травы на чужом поле, сбора чужого винограда и пр. И даже при произошедшем в последующие столетия поглощении мелкого сво­бодного крестьянского землевладения крупным, феодальным, на протяжении всей средневековой эпохи сохранялось представление о тяжести хозяйствен­ных правонарушений и преступлений.

Создававшиеся вестготами и остготами, франками и вандалами, бургундами и лангобордами варварские королевства накладывали привычные для германцев отношения личной верности-зависимости военных предводителей и их дружин­ников (которым выделялись в управление отдельные области) на сложившиеся в романоязычных провинциях рухнувшей Римской империи общественные фор­мы, включавшие крупное, связанное с эксплуатацией зависимого населения - колонов - землевладение, а также самоуправляющиеся коммуны деградировав­ших городов и уже сформировавшуюся, общую для всей Западной Европы, цер­ковную структуру во главе с первосвященником "Вечного города".

Новоиспеченные германские короли для укрепления власти вынуждены были считаться с авторитетом церкви (даже когда они сами были арианами) и тради­циями муниципального самоуправления, привлекать на свою сторону автори­тетную местную землевладельческую аристократию и использовать остатки римской администрации. При этом они присваивали себе земли римского им­ператорского фиска с проживавшим там свободным крестьянским населени­ем, становясь верховными землевладельцами в масштабах складывавшихся королевств раннего Средневековья. Это позволяло им раздавать земли в услов­ное держание, с правом использования в личных целях частей местных дохо­дов, родственникам, приближенным и доверенным лицам, которые - как гра­фы - направлялись управлять отдельными областями-графствами.

В результате всех этих сложных процессов, при усиливающейся романиза­ции варваров на территории бывших имперских провинций и определеннойЗападнохристианская цивилизация средневековья 491

варваризацией быта потомков местной знати, смешавшихся с пришельцами посредством брачных связей, формировалась более-менее унифицированная социальная структура, в основе которой лежало деление на "могущественных" людей варварского и римского происхождения и "смиренных" в обеих этни­ческих группах. В руках первых сосредоточивались земля и власть, тогда как другие оказывались в зависимости от них.

В свое время М. Блок высказал, поддержанную Л. Февром и другими меди­евистами идею о разделении истории средневекового Запада на "два феодаль­ных периода" с весьма различными ведущими тональностями. Рубежом между ними французский историк обоснованно считал XI в. С этого времени усили­вается новая аристократия, прочно, по праву наследования, удерживающая свои земли и рассматривающая себя в качестве не королевских наместников или чиновников, а полновластных господ, за самим королем признающая лишь права "первого среди равных".

В конце XI в. начинается "экономическая революция второго феодального периода", заложившая основания последующего роста Западнохристианского мира. Последний, динамично развиваясь в течение XII-XIII вв., переживает мучитель­ный кризис XIV в. (страшная эпидемия чумы в его середине, разгорающаяся Сто­летняя война и пр.) и вступает в свою новую фазу - Ренессанса в Италии и того сложного, продолжавшегося до начала XVI в., в сущности до Реформации, време­ни, которое И. Хейзинга удачно назвал "Осенью Средневековья".

Оправившаяся от опустошительных нашествий извне (арабских, норман-ских, венгерских) Западная Европа XI в., сохранившая наполненный энергией осевших варваров латинский индивидуалистически-рационалистически-прак-тицистский потенциал, приступает к активной хозяйственной деятельности. Сперва в авангарде этого преобразования стояли организовывавшие на рацио­нальных началах свои крупные хозяйства монастыри, ожившие с началом клю-нийского движения за обновление церковной жизни. Однако вскоре вырабо­танный в них и освященный авторитетом христианства дух уважительного от­ношения к физическому труду, к деятельности инженеров, вообще дух изобре­тательности и предприимчивости постепенно выходит за стены монастырей и проникает в светскую жизнь. Его основным носителем становится городской торгово-ремесленный люд.

Рассудочный рационализм схоластики в лице Роджера Бэкона, предвестни­ка будущего британского эмпиризма, обращается - впервые в истории чело­веческой культуры! - к опытному изучению природы как основы знания, а целью науки провозглашается увеличение власти человека над природой. По­этому, приводя многочисленные данные об усовершенствовании агротехники, рационализации в иных сферах экономической деятельности, современные исследователи приходят к выводу, что процесс технического развития, кото­рый, набирая силу в эпоху Возрождения, определит затем характер европей­ской цивилизации в Новое время, берет начало в Средние века - со второго, по М. Блоку, периода феодализма: первых трех веков II тыс.

Формирование эффективной системы сельского хозяйства к северу от Альп и Луары, связанный с этим рост народонаселения и его колонизационная дея­тельность в самой Западной Европе и на ее периферии (от плато Испании до болотисто-лесистых низменностей Прибалтики), развитие у знати жажды пре­стижного потребления, стимулировавшее развитие торговых отношений с со-492 _____________________________Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья

седними цивилизациями, и многое другое - все это способствовало взлету городской экономической жизни, основанной на духе рационализма и прагма­тизма, связанном с деньгами и расчетом.

Это развивало абстрактное мышление с акцептацией внимания на количе­ственных в ущерб качественным категориях, с привязанностью к плоскости эмпирически данного бытия. Оцениваемая абстрактными количественными категориями конкретика деловой жизни становится основой ориентации бюр­герского сознания, что подготавливает проанализированную М. Вебером в ее связи со становлением капитализма протестантскую деловую этику накопи­тельства, труда и предпринимательства.

Эволюция экономики в этот период повлекла за собой настоящую пере­оценку социальных ценностей. Если ранее немногочисленные и рассеянные ремесленники и купцы, в отдельных случаях иногда далее игравшие важную роль, как общественные группы не имели никакого значения, то с конца XI в. они консолидируются в пределах коммун и становятся во многих местах важ­ной, а в некоторых регионах - Северная Италия, затем Северная Германия и отчасти Нидерланды с Фландрией -- со временем и ведущей силой. Прежде всего, выдвигается образующее по преимуществу городской патрициат купе­чество, торговый и связанный с ним ростовщический капитал. В результате, как пишет М. Блок, рожденный в весьма редко сотканном обществе, где тор­говля мало что значила и деньги были редкостью, европейский феодализм глу­боко изменился, когда ячейки человеческой сети уплотнились, а обращение товаров и звонкой монеты стало более интенсивным.

Феодальный строй, с анархизмом и своеволием которого безуспешно пыта­лись в Х--XII вв. справиться папство и императорская власть, с XII-XIII вв. изнут­ри подрывается (а в Северной Италии вокруг таких процветавших городов, как Венеция, Флоренция или Генуя, и ликвидируется) развитием городов. При этом феодализм в Северной Франции, затем - Англии, а также Пиренейских государ­ствах (где он был развит куда слабее) сверху начинает обуздываться королевской властью. Но если королевская власть в течение XIII-XV вв. формировала каркасы и контуры новоевропейских территориально-государственных структур, в преде­лах которых зарождались современные нации, то в городах складывались новые типы социально-экономических отношений и соответствующие им формы мента­литета, столетиями пользовавшиеся переосмысливаемыми по-своему, но воспри­нимаемыми из официального христианства идее-образами.

Такого рода новое, исходящее не от католической церкви, а часто и созна­тельно направленное против нее переосмысление христианства, часто с замет­ными нехристианскими или, по крайней мере, неортодоксально-христианскими инъекциями, неизменно порождало учения, объявлявшиеся папами еретически­ми. С такими течениями католическая церковь боролась жестоко и беспощадно, как о том свидетельствует история преследований вальденсов и катаров в XII в., разгром и истребление южнофранцузских альбигойцев при параллельном вве­дении инквизиции в начале XIII в., маниакальная охота на ведьм и пр.

Базовые принципы Новоевропейской цивилизации, во многом наследовавшей и развивавшей, но в ином категорически отметавшей основания Западнохристи-анского мира феодального периода, вырабатывались и утверждались в течение всей первой половины II тыс. именно в городах, являвшихся по своей природе по отношению к господствовавшему феодализму чужеродными элементами. Как пер-Западнохристианская цивилизация средневековья 493

вым млекопитающим, им удалось выжить и окрепнуть в условиях засилия фео­дальных динозавров, выработав в себе те качества, бороться с которыми (когда те достаточно развились) господствовавшие ранее силы оказались не в состоянии.

Но победили не столько города сами по себе, сколько выработанный в их среде дух индивидуализма, сочетавшийся с высокой способностью к самоорга­низации, рационализма и прагматизма, предпринимательства и практического расчета, склонного переводить все стоимости и ценности на денежный эквива­лент. Поэтому средневековый город со своими цехами, гильдиями, мелочной регламентацией и пр., как далеко он бы не отстоял от реалий развитого капита­лизма, можно считать эмбрионом буржуазности, созревавшем в лоне феодаль­но-католического Западнохристианского мира.

Специфика и уникальность средневекового города на широком историчес­ком фоне, в его совершенно справедливом противопоставлении типу восточно­го города и определенном, но вовсе не абсолютизируемом сближении с горо­дом античным (с которым он и был связан тонкой пунктирной линией истори­ческой преемственности), были раскрыты в специально посвященном этой теме исследовании М. Вебера. Немецкий ученый обоснованно подчеркивал, что сред­невековый западный город был не только экономическим центром торговли и ремесла, политически (обычно) крепостью и часто местонахождением гарни­зона, административно судебным округом, но также скрепленным клятвой брат­ством. Как и в древнегреческом полисе, отношения между его полноправными гражданами-собственниками строятся по горизонтали как союзно-договорные, с выборными и отчетными перед гражданами органами власти.

Индивид выступает собственником, гражданином и воином, полноценным и свободным (в рамках принятых коммуной и защищающихся церковью норм) контрагентом в принципе любых экономических, общественно-политических или культурных отношений. Налагаемые же коммуной запреты и самоограни­чения в конечном счете призваны служить интересам если не всех поголовно, то, по крайней мере, основной массы ее членов. И до тех пор, пока в самой бюргерской среде разделение по признаку богатства и бедности не заходило уж очень далеко, эти ограничения не воспринимались враждебно даже наибо­лее преуспевавшими предпринимателями, понимавшими, что их частный инте­рес непосредственно связан с процветанием города как целого.

Сама коммунально-цеховая система была взорвана изнутри ее обогатившими­ся членами лишь с созданием централизованных государств преимущественно уже в эпоху абсолютизма, в XVI-XVII вв., когда интересы и права молодой бур­жуазии берется защищать утверждающееся национальное государство. Поэтому же (хотя, естественно, не только поэтому) капитализм в указанные столетия бурно развивается в Нидерландах, Англии и Франции, тогда как Италия и Германия, не создавшие таких государств, резко отстают. Но основы индивидуальных прав и свобод, в том числе (и в первую очередь) в сфере экономики, предприниматель­ства, были заложены именно в средневековых западных городах.

Таким образом, подводя итоги сказанному, следует подчеркнуть, что в усло­виях противостояния и борьбы основных начал средневекового Западнохрис­тианского мира в первой трети II тыс. в городских коммунах рождается опира­ющаяся на собственность индивидуальная, юридически оформленная свобода, реализующая свои возможности, в первую очередь, в утилитарно-предприни­мательской, рационализированной деятельности.494 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья

К XV-XVI вв. Западная Европа созрела для идеи личной, в том числе и духовной свободы, нашедшей свое выражение в двух разных, стремящихся опе­реться на, соответственно, античную и раннехристианскую традиции формах. Имеется в виду, с одной стороны, романский, сперва - собственно итальян­ский, гуманизм, делающий акцент на индивидуальности в ее чувственно-худо­жественном, гедонистическом и эстетическом отношении к миру, и, с другой - немецкая (а затем швейцарская и пр.) Реформация, акцентирующая внимание на активно действующей в материально-практической плоскости индивидуаль­ности в ее конечной связи с трансцендентным первоначалом - Богом.

Отсюда - этическая насыщенность протестантского менталитета, сочета­ющаяся (в отличие от православного или даже католического сознания) с рели­гиозным санкционированием обогащения как основы дальнейшей практичес­кой деятельности, направленной в сущности на еще большее обогащение. Это, естественно, вело к накоплению капитала, тогда как возрожденческая психо­логия (вполне в соответствии со столь почитавшейся ею античной ценностной шкалой) смотрела на приобретенные богатства с точки зрения их реализации во внеэкономической сфере: от создания художественных шедевров до быто­вой роскоши и утонченных чувственных наслаждени.

Во времена Возрождения и особенно Реформации в Западнохристианском мире человеческая личность находит опору в самой себе через утверждение своей конечной укорененности в божественном первоначале бытия. Но если романский мир эту укорененность трактует в ключе пантеистически восприня­того неоплатонизма его последним аккордом в натурфилософии Джордано Бруно), что снижает трагизм персональной драмы каждого из живущих, делая малозначимым для повседневной практики трансцендентную деперсонализи­рованную первореальность, то германский мир доводит драму личных взаимо­отношений каждого верующего и Бога, не имеющих между собою никаких посредников, до крайнего напряжения, получающего свое предельное выраже­ние в философии С. Кьеркьегора.

Глубокое созвучие кьеркьегоровской философии с интуициями Б. Паскаля, как и по духу полупротестантским движением янсенизма в целом, убеждает, что соответствующие умонастроения были характерны и для втянутых в эпи­центр становления Новоевропейской цивилизации северных областей роман-ско-католического мира, куда относилась и Северная Франция с Парижем.

Индивидуальное "я" мыслится в той мере, в какой за ним (и в связи с ним) стоит непосредственно Бог. Обратной стороной этого выступает уверенность новоевропейской буржуазии в своей "богоизбранности" и превосходстве над всеми прочими людьми, особенно - представителями других цивилизаций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Минобрнауки России

Реферат на тему:

Характерные особенности средневекового города Руси

и Западной Европы

Самара 2013

С одержание

Введение

Глава 1. Генезис города в средние века

1.1 Общие черты всех городов и основные черты феодального города

1.2 Города Руси

1.3 Города Западной Европы

Глава 2. Сходства и различия городов Руси и западной Европы

Заключение

Список литературы

В ведение

В современном городе активно развиваются контакты различных народов. И в прошлом, в эпоху феодализма, город был центром этнокультурных процессов, активным участником формирования народной культуры во всем ее многообразии. Не было, пожалуй, ни одной сколько-нибудь значительной области народной культуры, в которую не внесли бы вклада горожане. Но если роль города и городского населения в развитии духовной культуры народа издавна признавалась исследователями, то материальная культура горожан до недавнего времени не была еще настолько изучена этнографами, чтобы можно было сделать в этой области подобные обобщения. Вместе с тем материальная культура города составляет неотъемлемую часть народной культуры.

Цель работы: выявить характерные особенности средневекового города Руси и средневекового города Западной Европы.

В работе я поставил несколько задач:

1. Определить место города в феодальном обществе, его сущность.

2. Определить предпосылки образования феодального города.

3. Изучить развитие города в средние века, его роль в экономических, социальных и политических процессах.

Объектом моего исследования являются средневековые города Западной Европы и Руси. Предметом исследования являются образование городов, внешний вид городов и население городов Руси и Западной Европы.

При исследовании использовал труды известнейших русских историков, таких как Ключевский В.О. и Соловьев С.М., сборники очерков и статей Муравьева А.В, Сахарова А.М. и Гоффа Ж.Л., монографию В.В. Стоклицкой-Терешкович и труды известных историков Сванидзе А.А. и Рабиновича М.Т.

Глава 1. Генезис города в средние века

1.1 Общие черты всех городов и основные черты феодального города

Существуют общие черты всех городов всех времен:

1. Многофункциональность: (торгово-ремесленный центр, культурный центр, духовно-религиозный центр, крепость).

2. В городах нет сельскохозяйственного производства.

3. Сосредоточение двух видов деятельности (ремесло и торговля).

4. Административный центр.

Согласно источнику , феодальный город - это специфическое поселение с относительно высокой плотностью населения, поселение укрепленное, обладающее особыми правами, правовыми привилегиями концентрирующее не аграрные производственные, а социальные функции, связанные с мелкотоварным производством и рынком.

Черты феодального города:

1. Корпоративная организация производства.

2. Корпоративная социальная структура (права, обязанности, привилегии).

3. Регламентация производства.

4. Мелкое производство.

5. Определенная система привилегий (права жителей или свобода), право иметь в городе войско, органы самоуправления.

6. Тесная связь с землей, землевладением, сеньорией (особенно на первом этапе - город возникает на земле феодала).

7. Определенные повинности, налоги.

8. Часть населения составляют феодалы, имеющие земельную собственность.

9. Верхушка города приобретает земли в округе.

Из источника мы узнаем о том, что средневековый город - более высокая ступень развития поселений по сравнению с предыдущими стадиями до средневековых эпох.

Предпосылки и факторы образования средневекового города:

Предпосылками образования средневекового города явился прогресс в сельском хозяйстве: продуктивность, специализация, высвобождение части населения от сельскохозяйственной деятельности. Демографические факторы формирования города: сырьевая база, рост потребности у с/х населения в товарах ремесленников.

Формирование феодальной вотчины обеспечивает:

1. интенсификацию труда

2. организацию труда

3. способствует специализации

4. развитие ремесленного производства - отток населения.

5. Формирование социальной и политической структуры феодального общества:

Развитие государства (аппарат управления).

Складывание класса феодалов, заинтересованных в городе (организация труда, оружие, предметы роскоши, кузнечное дело, судостроение, торговля, флот, денежное обращение).

Условия, обеспечивающие появление городов:

Общественное разделение труда.

Развитие товарообращения.

Стимулирующий фактор - наличие городских центров, которые дошли из предыдущего времени: античный или варварский город.

Уровень развития ремесла и торговли (появление профессиональных ремесленников, работающих на рынок; развитие ближней и дальней торговли, создание корпораций купцов (гильдий)).

Формирование города.

Как он возникает? Вопрос спорный. В истории человечества были многообразные формы образования городов. Из источников и мы видим, что существуют различные теории авторов разных стран об основании городов:

· романская теория (на базе античных городов) - Италия.

· бурговая теория (замки) - Германия.

· вотчинная теория - Германия.

· Рыночная теория - Германия, Англия.

· Торговая концепция (внешняя торговля) - Нидерланды.

Город возник не внезапно. Процесс формирования города - процесс длительный. Превращение раннего города в средневековый происходит в основном в Европе в XI в. Города имели сложный социальный состав: и феодалы, и "рабы", и духовенство (церкви), свободное торговое население ремесленники - сложный комплекс и свободных и зависимых, и тех, кто еще не получил свободы. Постепенно все городское население превращалось в единое сословие - Burgeuses - жители города.

1.2 Города Руси

Образование городов.

Источник показывает нам, что следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. "Повесть временных лет" о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород, Ростов. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство из них вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки" (Волхов-Днепр). Только некоторые города: Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли, указывая фланговое ее направление к Азовскому и Каспийскому морям. феодальный повинность торговый

Из источника следует, что возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Восточные славяне расселялись по Днепру одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли. Такие сборные пункты назывались погостами. Из этих крупных рынков и выросли наши древнейшие города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг промышленных округов.

В Повести временных лет обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины IXв.: это городовая область, т. е. Торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже местной формы, варяжского княжества. Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. Киев служил главным образом оборонительным форпостом страны против степи и центральной факторией русской торговли.

Такой город как Новгород, образовался из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными, а потом соединились в одну большую городскую общину.

Источник говорит нам о том, что средневековые поселения можно подразделять по роду занятий жителей на поселения сельского типа, связанные главным образом с сельским хозяйством, и поселения городского типа, преимущественно ремесленно-торговые. Но названия типов поселения не соответствовали современным: городами назывались селения с оборонительными укреплениями, а неукрепленные селения имели иные названия. Преобладали поселения сельского типа - крестьянские селения вместе с сельскими усадьбами феодалов. Земля крестьянской общины простиралась на многие десятки верст. Административным, торговым и религиозным и религиозным центром общины был погост - селение, в котором у торговой площади группировались усадьбы представителей общинной администрации, церковь с дворами духовенства и кладбище, но было мало усадеб рядовых крестьян, которые в основном жили в деревнях.

В центре, на севере европейской России шел другой процесс: с XV - XVI в.в. возникали мелкие ремесленно-торговые поселения без укреплений (на новгородских землях - "рядки"). В XVIIв. процесс продолжался, поселения такого рода были названы непашенными слободами, по мере роста переименовывались в посады, но городами не назывались.

Население.

Основную часть населения старых городов составляли занятые ремеслом и мелкой торговлей "посадские люди", разного рода военные - "служилые люди". В больших городах, особенно в Москве, заметными группами были купцы разных категорий, духовенство и прочие. В городах имели усадьбы светские и церковные феодалы, нередко здесь располагались и центральные усадьбы монастырей.

Количественные соотношения между основными группами городского населения были различны в разных городах. Например, в Москве было относительно больше, чем в других городах, представителей феодальных сословий и различных государственных служащих. Иностранцы, проживавшие в Москве, преимущественно были западноевропейского происхождения, здесь было около 600 тысяч жителей. Кроме русских, жило много греков, персиян, немцев, турок, но жидов вовсе не было, т. к. их не терпели во всем государстве.

Согласно источнику , иностранцы замечали, что количество населения в городах гораздо меньше, нежели сколько можно было предполагать, судя по количеству зданий. Это происходило от того, какое значение имел город в Московском государстве: он был, прежде всего, огороженным местом, в котором окрестное население искало убежище во время неприятельского нашествия. Чтобы удовлетворять эту потребность, так часто возникавшую благодаря обстоятельствам, среди которых слагалось государство, города должны были иметь большие размеры, нежели какие нужны были для вмещения их постоянного населения.

Внешний вид городов.

Все русские города с первого взгляда были похожи друг на друга. В середине самый город, т. е. крепость, очень редко каменная, обыкновенно деревянная; в ином городе городовой мастер, сделал земляной вал. В городе соборная церковь, съезжая или приказная изба, где сидит воевода; губная изба для уголовных дел; казенный погреб или амбар, где хранилась пороховая или пушечная казна; тюрьма; святительский двор; воеводский двор; осадные дворы соседних помещиков и вотчинников, в которые они переезжают во время неприятельского нашествия. За стеною - посад, здесь большая площадь, где в торговые дни ставятся лавки с хлебом и со всяким товаром. На площади находится земская изба - средоточие мирского управления, гостиный двор, таможня, купеческий двор, конская изба; далее идут дворы тяглых людей: "на дворе изба, да баня с предбанником. Среди дворов с нехитрым строением, избами, клетями виднеются церкви, иные каменные, но больше деревянные. При церквах же находились богадельни, или дома нищей братии. Около каждой церкви было кладбище, в конце города располагался убогий дом, где хоронили тела казненных, преступников".

Почти все иностранцы, писавшие о Московском государстве, сообщают нам более или менее подробные известия о его столице, Москва есть лучший город в государстве, заслуживает быть столицей и никогда не потеряет своего первенства.

Сам город весь почти деревянный и очень обширный, но издали, кажется еще обширнее, т. к. почти при каждом доме есть большие сад и двор, кроме того, на краю города длинными рядами тянутся здания кузнецов и других мастеров, между этими зданиями также находятся обширные поля и луга.

Город широко раскидывался большею частью по ровной местности, не сдерживаясь никакими пределами: ни рвом, ни стенами, ни какими другими укреплениями.

Из источника мы узнаем, что в первой половине XVI века на посаде было немного каменных домов, церквей и монастырей; даже в Кремле дома и церкви были большей частью деревянными; из церквей каменными были Архангельский и Успенский соборы. Из домов было только три каменных. Дома были не очень велики и внутри довольно просторны, отделялись друг от друга длинными заборами и плетнями, за которыми жители держали домашний скот.

Первое место после столицы в XVI веке принадлежало Новгороду Великому. Ланнуа застал его еще таким, каким он был в лучшее время своей жизни и так описывает его наружный вид: "Город необыкновенно обширен, расположен на прекрасной равнине, окруженной лесами, но огорожен плохими стенами, состоящими из плетней и земли, хотя башни на них каменные. На берегу протекающей среди города реки расположена крепость, в которой находится главная в городе церковь св. Софии" .

Из источника узнаем о том что, иностранцы говорят об огромных богатствах Новгорода, бывших следствием его обширной торговли. О наружном виде в XVI веке иностранцы сообщают не много сведений. По словам Иовия, Новгород славился бесчисленным множеством зданий: в нем было много богатых и великолепных монастырей, и изящно разукрашенных церквей. Здания, впрочем, почти все деревянные. Англичане доносили, что он значительно превосходил обширность Москвы.

Новгородский кремль имел почти круглый вид и был окружен высокими стенами с башнями, кроме собора и зданий подле него, в которых жил архиепископ с духовенством, в нем почти ничего не было. Посевин насчитывает в Новгороде в мирное время не более 20 тысяч жителей.

Псков, младший брат Новгорода, в XVI веке сохранял еще большое значение в Московском государстве. В конце этого века он особенно стал известен иностранцам благодаря знаменитой осаде его Баторием и считался первой крепостью в государстве. Ланнуа говорит, что он очень хорошо укреплен каменными стенами с башнями и имеет очень большой замок, в который никто из иностранцев не смел входить, в противном случае подвергается смерти. Ульфельду сказывали в Пскове, что этот город имеет 300 церквей и 150 монастырей; и те и другие почти все каменные. По описанию Вундерера, посетившего Псков в 1589 году, город был очень многолюден, здесь жило много иностранных купцов и ремесленников. Дома простых людей в Пскове были большей частью деревянные и окружались заборами, плетнями, деревьями и огородами; над воротами каждого дома висел литой или писаный образ.

В XVII веке Псков сохранял еще значительные размеры, но в близи представлял жалкий вид: дома были по-прежнему почти все деревянные, а стены, хотя и каменные, но с плохими башнями, улицы нечистые и не мощеные, кроме главной, выходившей на торговую площадь, она была вымощена вдоль положенными бревнами.

1.3 Города Западной Европы

Источник говорит нам о том, что большую роль в структуре и развитии западноевропейской цивилизации в эпоху средневековья сыграл город. Приблизительно с 9-11вв начался процесс массовой урбанизации, складывания городской системы, который завершится к 12-13вв. Западный средневековый город вобрал в себя некоторые традиции античного полиса (прежде всего в плане своей автономии) и вместе с тем существенно отличался от него, т.к. сразу же стал социально отделяться от деревни.

Города представляли собой часть феодальной системы, поэтому горожане, будучи вассалами какого-либо сеньора (феодала, монастыря, короля), вынуждены были платить ренту деньгами или товарами, произвольные поборы, нередко принуждались к барщине, попадали в личную зависимость. Все это было совместимо с городскими занятиями и образом жизни. Результатом явились коммунальные движения, ставившие целью избавиться от злоупотреблений сеньора, добиться свободы рыночной деятельности и личной свободы для горожан. Наиболее полный комплекс привилегий, который получали города, включали:

1. Самоуправление, т.е. политическая самостоятельность;

2. Правовую автономию;

3. Право распоряжаться налогами или большей их частью;

4. Рыночное право, монополии в области торговли и ряда ремесел;

5. Право на прилегающие угодья и городскую округу (обычно в радиусе 3х миль); надо заметить, что многие города сами вставали в положение сеньора по отношению к прилегающей территории;

6. Отделение от всех, кто не являлся жителем данного города;

7. Подсудность своему суду и подвластность своей администрации.

Из источника следует, что город-коммуна не только обеспечивал личную свободу простолюдину ("городской воздух делает свободным" ) - в нем возникали республиканские формы правления, а это было новшеством и большим достоянием для монархического феодального общества. Город стал центром, двигателем мелкотоварного уклада - торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене. Город стал центром, средоточием наемного труда и новых категорий труда - административного, интеллектуального, обслуживающего и др.

Города были также источниками вольнодумства и свободолюбия, в них формировался тип предприимчивого, инициативного человека - будущего буржуа.

Именно города, с точки зрения многих историков, придали неповторимое своеобразие западноевропейской цивилизации.

Население западноевропейских городов.

Из источника следует, что размеры большинства западноевропейских городов были невелики. Такие города, как Флоренция, Милан, Венеция, Генуя, Париж, имевшие в конце 13 - начале 14 века более 50 тыс. жителей, считались гигантами. Подавляющее большинство городов насчитывало не более 2 тыс. жителей, а то и того меньше. В малых (до тысячи и менее человек) городах проживало 60% всего городского населения Европы.

Городское население состояло из разнородных элементов: из купцов; из ремесленников свободных и несвободных, зависимых от феодала, сеньора города; из вассалов городского сеньора, из его слуг, выполнявших различные административные обязанности.

Ремесленное и торговое население городов из года в год пополнялось тысячами крестьян, бежавших от своих сеньоров, для того чтобы стать жителями вольного города. Миграции людей из деревни в город и между городами играли решающую роль в городском развитии средневековой Европы. Из-за высокого уровня смертности, связанного с неблагоприятными условиями жизни, войнами, политической нестабильностью, ни один город не мог поддерживать численность своего населения за счет внутренних ресурсов и всецело зависел от притока новых жителей из сельской округи.

Не каждый житель города был бюргером. Чтоб стать полноправным гражданином города, нужно было изначально владеть земельным наделом, позднее - хотя бы частью дома. Наконец, нужно было уплатить специальную пошлину.

Вне бюргерства стояли бедняки и жившие подаянием нищие. К не бюргерам относились и лица, находившиеся в услужении у бюргеров, а также подмастерья, приказчики, лица, состоявшие на городской службе и поденщики.

Бедность была преходящим состоянием, которое стремились преодолеть, а нищенство являлось профессией. Ею занимались продолжительное время. Местные нищие прочно входили в структуру городского общества. В Аугсбурге в 1475 году они подлежали обложению налогом. Нищие создавали свои корпорации.

Но и само бюргерство не было социально однородным. Оно распадалось на две основные группы: патрициат и мастеров. Патрициат (знатные горожане) держал в своих руках городское управление - городской совет и суд. Они представляли город в его отношениях с другими городами, князьями, епископами, королевской властью. Основное место среди городских патрициев занимали крупные землевладельцы и купцы, а также разбогатевшие семьи ремесленников-мастеров.

Торговцы объединялись в цехи, и торговля, так же как и ремесленная деятельность, была строго регламентирована специальными постановлениями городских советов и цехов. Целью их было не допустить конкуренции и ограничить торговлю удовлетворением непосредственных потребностей и нужд населения города и округи.

Внешний вид западноевропейских городов.

Источник говорит нам о том, что в средневековом городе отсутствовала привычная нашему глазу четкая планировка, которую знал римский город: в нем нет ни широких площадей с общественными сооружениями, ни широких вымощенных улиц с портиками по обеим сторонам. В средневековом городе дома теснились вдоль узких и кривых улочек. Ширина улиц, как правило, не превышала 7-8 метров. Так, например, выглядела важная магистраль, которая вела к собору Парижской Богоматери. Были улицы и переулки еще уже - не более 2 метров и даже шириной 1 метр. Одна из улиц старинного Брюсселя до сих пор носит название "улицы одного человека": двое там уже не могли разойтись.

Уже с 12 века появляются инструкции городских властей о правилах возведения домов и поддержания опрятного вида улиц. С конца 13 века во Флоренции, Сене, Пизе была учреждена "служба для поддержания красоты". Высокому денежному штрафу подлежали те из домовладельцев, которые нарушали предписание относительно внешнего вида домов.

Первые сведения о городских мостовых исходит из Парижа 12 века: каждый горожанин должен был заботиться о том, чтобы улица перед его домом была замощена. К 14 веку улицы крупнейших французских городов имели мостовые. Но так дело обстояло не во всех городах Европы. В богатом Аугсбурге мостовых не было до 15 века, также как и тротуаров. Нередко горожане прибегали к ходулям, без которых нельзя было пробраться по грязной улице.

Городские дома обносились забором или глухой стеной. Окна были узкие, закрывавшиеся ставнями.

Только с 14 века в городах распространяется каменное строительство. Сперва появились каменные церкви, затем - дома знатных лиц и общественные здания; потом - усадьбы таких ремесленников, которые использовали печи и горны: пекарей, кузнецов, аптекарей. Но в целом каменные дома горожан были редкостью.

Пожары - бич средневекового города. Стремление избежать их сыграло, в известном смысле, свою роль в распространении каменной застройки в городах. Так, в Любеке после двух больших пожаров в середине 13 века городским советом в 1276 году было принято постановление, чтобы впредь дома сооружались из камня. Строить дома из кирпича и глины рекомендовал городской совет Нюрнберга в своих постановлениях 1329-1335гг.

Городские укрепления представляли собой сложную систему сооружений. Стены укрепляли многочисленными башнями, через ров был перекинут подъемный мост, охраняемый стражей. Крепостные стены - предмет неустанных забот горожан, на поддержание их в порядке взимался городской налог. Они были жизненно необходимы городу, т.к. постоянно угрожала опасность со стороны норманнов, соседа-феодала, а то и просто шаек грабителей.

Стены - не только защита, но и символ независимости города. Право на их возведение добывалось в долгой и жестокой борьбе с феодалом, сеньором города, на землях которого город сложился. Это право даровалось королями вместе с привилегией горожанам вершить свой суд, собирать в свою пользу таможенные и рыночные пошлины. И одним из тягчайших наказаний, которым только могли быть подвергнуты непокорные горожане, являлось разрушение стен их города.

Глава 2. Сходства и различия городов Руси и западной Европы

Города Западной Европы и Руси имели сходство:

1. Многофункциональность (город - это административный, экономический, духовно-религиозный и культурный центр).

2. В городах нет сельскохозяйственного производства (но на ранней стадии города представляли собой часть феодальной системы, поэтому горожане в Западной Европе будучи вассалами какого-либо синьора вынуждены были платить ренту деньгами или товарами, произвольные поборы. Результатом этого явились коммунальные движения, ставившие целью избавиться от злоупотреблений синьора, добиться личной свободы для горожан).

3. В городах сосредотачивалось два основных вида деятельности: торговля и ремесло.

Отличия городов Руси и Западной Европы:

1. В Западной Европе ремесло развивалось интенсивнее. Благодаря той роли, которую города играли в жизни средневековой европейской цивилизации, ее можно назвать не просто аграрной, а аграрно-ремесленной цивилизацией.

2. Договоров между феодалами и городами на Руси не было, тогда как в Западной Европе это было распространенным явлением.

3. Русские города отличались от западноевропейских внешним видом: русские города, в основном деревянные, а западноевропейские - уже с 13-14 веков застраиваются каменными и кирпичными строениями.

4. Самоуправление городов Западной Европы в средние века было более совершенным по сравнению с русскими.

Искать в русском средневековом городе те основные черты, которые мы привыкли соединять с понятием европейского города как центра, в котором сосредотачивается торговое и промышленное население известного округа, было бы напрасно. В Московском государстве, как стране преимущественно земледельческой, где в такой степени преобладала первоначальная промышленность, и так слабо развито было ремесло, очень немногие города подходили сколько-нибудь под понятие города в европейском смысле. Остальные вообще только тем отличались от окрестных селений, что были огорожены и имели большие размеры, но большинство населения их промышляло теми же занятиями, как и окрестные сельские жители.

В дальнейшем я хочу продолжить работу над данной темой и более глубоко изучить вопросы, касающиеся духовно-религиозной и культурной жизни городов Западной Европы и Руси.

Заключение

Во все времена города представляли из себя центры экономической, политической и духовной жизни народа, являлись главными двигателями прогресса. Города возникали не внезапно, процесс их формирования был длительным.

Средневековый город настолько выделялся из остального мира, что напоминал "цивилизацию в цивилизации". Природа не знает городов, где рукотворно все: дома, соборы, городские стены, водопроводы, витражи, мостовые. Здесь, как нигде, ощущается преобразующая воля, разум и рука человека. В городе рукотворная среда обитания преобладает над естественной.

Город - это место встречи людей разных национальностей, верований, культур. Он открыт для связей с внешним миром: для торговли, науки, искусства, обмена опытом. В городах жили люди десятков профессий и занятий: ремесленники и торговцы, ученые и студенты, стражники и чиновники, домовладельцы и поденщики, феодалы и их слуги… переселявшиеся в города феодалы и духовенство, и беглые крестьяне оказывались в водовороте городской жизни, испытывали на себе влияние мира денег и наживы, приобщались к привычкам и образу жизни горожан.

В 14-15 веках прежние центры средневекового мира - замок и монастырь - уступают место городам. Город стал центром мелкотоварного уклада - торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене. Город стал центром, средоточием наемного труда и новых категорий труда - административного, интеллектуального, обслуживающего и других.

Именно города с точки зрения многих историков придали неповторимое своеобразие западноевропейской цивилизации.

Список литературы

1. Сванидзе А.А. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Феномен средневекового урбанизма. - М., 1999.

2. Гофф Ж.Л. Другое средневековье. - М., 2000.

3. Ключевский В.О.. Русская история. Полный курс лекций в трех томах. Кн.1. - М., 1993.

4. Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. - М., 1991.

5. Рабинович М.Т. Очерки материальной культуры русского феодального города. - М., 1987.

6. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв - М.: Просвещение, 1979.

7. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России - М.: Правда, 1989.

8. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города Х-ХV вв. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Феодальные отношения в Западной Европе ХІ ст. Возрождение старых и появление новых городов в Западной Европе. Развитие ремесла и цехового производства. Внешняя и внутренняя торговля европейских стран ХІ ст. Социально-политическое развитие Европы ХІ ст.

    реферат , добавлен 21.02.2012

    Теории происхождения средневековых городов. Города под властью сеньоров. Особенности освободительного движения городов в городах Европы. Социально-экономические и политические результаты освободительной борьбы городов. Городское право "вольностей".

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Теории, определяющие понятие "город". Основные функции городов. Город и системы расселения. Города-крепости примитивных деспотий. Причины появления первых городов. Античные города-государства. Ремесленные города средневековой Европы, Италии и Англии.

    презентация , добавлен 06.03.2012

    Причины возникновения городов. Возникновение городских предместий (посадов). Вид средневекового города, его узкие и кривые улицы. Древние названия улиц. Внутренняя планировка древнерусских городов. Транспорт, население и его хозяйственные занятия.

    реферат , добавлен 11.12.2013

    Своеобразие истории древнего Казахстана. Особенности казахских городов средневековья, их неразрывная связь с миром. Возникновение и развитие городов как административно-торговых центров, значение их удобного местоположения и административная роль.

    презентация , добавлен 06.10.2013

    Феодальное землевладение. Административно-территориальные владения. Частная собственность. Община. Церковь. Наследование. Города. Протогорода. Древнерусские города. Денежное обращение и финансы. Земледелие. Ремесла. Внутренняя торговля. Внешняя торговля.

    реферат , добавлен 03.03.2007

    Город, его структура, внутреннее содержание, динамика развития. Древние города Казахстана. Города Южного Казахстана и Чу-Таласского междуречья. Города Илийской долины и Приджунгарья. Развитие городской культуры средневекового Казахстана в VI-XII века.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Определение понятия и особенностей средневекового города. Ознакомление с основными причинами возникновения городов Киевской Руси. Описание географии древнерусских поселений. Рассмотрение роли географического фактора в возникновении некоторых городов.

    реферат , добавлен 16.12.2015

    Древние города Полоцкого и Туровского княжеств. Описания особенностей строительства, внешнего вида городов и их населения. Ремесло и торговля в белорусских городах. Берестье - исторический центр территории Среднего Буга. Дрогичин над Бугом и его округа.

    реферат , добавлен 28.11.2013

    Государственное устройство Древнерусского государства. Политическая система и органы власти на Руси. Взимаемые налоги с населения сельских районов и городов. Особенности организации внешней и внутренней торговли. Опустошительные татарские набеги.

Эволюция феодального землевладения представляет собой растянутую во времени картину возникновения новых форм держания земли. К самой ранней, возникшей еще в VII в. относят такую форму землевладения, как прекарий. Правда, средневековый прекарий не имеет ничего общего с одноименным институтом римского права. По сути это была фиктивная сделка но смене титульного собственника земли. Собственник заключал договор купли-продажи с ближайшим монастырем, что продает ему свою землю. Цена сделки была исключительно символическая. Монастырь тут же уступал только что купленную землю прежнему владельцу, но на правах пожизненной и наследуемой аренды, также за исключительно символическую цену. Выражение «символическая цена» необходимо понимать буквально. Например, аббату монастыря показывали золотую монету, или же трясли у него над ухом монетами в кошельке, или же давали понюхать жареного каплуна и т.д. Вид, звон и запах и были уплаченной ценой. Причем довольными оставались обе стороны - Монастырь тем, что приобретал нового слугу, собственник - что приобретал покровителя. В тех суровых условиях именно монастыри оставались островками житейского благополучия и мира.

Со временем стали различать несколько видов прека- рия. Так, precaria data представлял собой раздачу церковных земель держателям на определенный срок - пять лет, но с правом пролонгации. Собственно, precaria oblata - получение от собственника земли с ее возвратом ему обратно, но уже с существенным приращением церковной.

Бенефиций является вторым по времени своего возникновения видом феодального землевладения. Время его возникновения относят к VIII в. Из названия этого института (от лат. beneficium - «благодеяние», «милость») явствует, что он представлял собой данное во временное пользование имущество в знак платы за оказанную услугу службу. Поскольку служба эта была в основном военная, различали прежде всего beneficium militaris, которым вознаграждались воины. Исторически бенефиций возникает из повсеместной раздачи Каролингами поместий воинам, которые предназначались к несению конной службы. Именно таким образом создавалась рыцарская конница. Неудобство бенефиция, прежде всего, для вассалов заключалось в его срочности. Согласно принципу nullum officio sine beneficium бенефиций отбирался, как только прекращалась служба, за которую он был дан. Поэтому вассалы стремились всеми правдами и неправдами превратить бенефиций хотя бы в пожизненное владение, что со временем удается. Так появляется феод.

Феод (лен) есть уже не только пожизненное, но и наследуемое владение: «Когда же Конрад отправлялся в Рим, вассалы, состоявшие на его службе, просили, чтобы он обнародованием особого закона соизволил передавать феод внукам по сыну...» (LF . I. 1 § 2). Владение феодом продолжалось даже тогда, когда вассал не нес уже непосредственной военной службы, ему достаточно было уплачивать для этого только щитовые деньги. Прекращение владения феодом могло состояться только в случае consolidatio (см. выше).

Особой разновидностью феодального землевладения был чинш или цензива (от лат. census - имущественный ценз, подать, уплачиваемая цензовиком). Согласно своему рангу это был один из низших видов землевладения. Чиншевик продолжал оставаться быть лично свободным, поскольку обременение лежало не на нем лично, а на его участке. Господин мог согнать с земли чиншевика только в строго определенных случаях и при соблюдении целого ряда формальностей: SLandrecht. II. 59 § 1. Брактон, описывая «glebae ascripticii», говорит о них: «Они пользуются привилегией не быть удаленными с земли до тех пор, пока способны вносить платежи, кои должны, независимо от того, в чьи руки королевское поместье может перейти» }

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то