Газеты пишут о росте продолжительности обучения. Общественная значимость и личностный смысл образования Образование становится доступным для широких слоев населения

1. Сущность образования . Образование – процесс и результат передачи от поколения к поколению знаний, умений и ценностей. Образование включает обучение (передача знаний и умений) и вос­питание (передача ценностей).

2. Виды образования:

· По способу организации: – институциональное (очное, очно-за­очное, заочное, семейное, экстернат, дистанционное) и самообразова­ние

· По финансированию – бюджетное и внебюджетное

· По уровню – дошкольное, общее (начальное, основное, среднее полное), профессиональное (начальное, среднее, высшее, послеву­зовское).

· По направленности: социально-гуманитарное, естественное, техническое, математическое, духовное…

· По юридическому статусу: государственное и негосударствен­ное, но, в любом случае, на основе государственных образователь­ных стандартов и государственной лицензии.

3. Принципы образования в РФ : общедоступность, светскость, демократизм управления, гуманистический характер, единство и многообразие (сочетание федерального, регионального и местного компонентов).

4. Тенденции развития современного образования:

Тенденция Ее сущность
Демократизация системы образования Во многих странах ликвидирована неграмот­ность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступ­ным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
Рост продолжительности образования Современное общество нуждается в высококва­лифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
Непрерывность образова­ния В условиях научно-технической революции ра­ботник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация образова­ния Внимание школы, педагогов к личности учащего­ся, его интересам, запросам, индивидуальным осо­бенностям
Гуманитаризация образо­вания Повышение роли общественных дисциплин в об­разовательном процессе - таких, как экономиче­ская теория, социология, политология, основы пра­вовых знаний
Интернационализация процесса образования Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем (например Болонский процесс в Европе)
Компьютеризация про­цесса образования Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационного масштаба

Функции образования



Экономические: формирование профессиональной структуры об­щества, приносит доход как самому человеку, так и государству, дает возможность профессиональной самореализации; люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использо­вать их в профессиональной деятельности

Социальные : социализация, воспроизводство социальной структу­ры общества, шкала социальной стратификации, канал социальной мобильности

Культурные – формирует мировоззрение, иной взгляд на мир, поз­воляет использовать достижения культуры для дальнейшего развития как отдельного человека так и общества в целом

В современном обществе роль образования непрерывно растет. Сож­ность и постоянные изменения общественной жизни требуют от человека не только высокого уровня знаний и умений но и способно­сти и постоянной готовности к их совершенствованию.

Религия

Что такое религия?

А. Проблема определения. Термин происходит от лат глагола religare – связывание

Варианты определений:

«вера в сверхъестественное»? – но и НЛО сверхъестественное

«вера в Бога» ? – но в конфуцианстве бога нет

вера – это субъективная убежденность человека в чем либо, на основе личной значимости, не требующая доказательств (но можно верить в дружбу, в любовь, в коммунизм).

Зависимость от убеждений человека:

«опиум для народа» – атеисты

«общение с Богом» – верующие

Б. Структура

В итоге лучше всего определять религию через е ё структуру – это совокупность догматов (положений); чувств (вера), действий (культ) и организаций (община, секта, конфессия, церковь), с помощью которых осуще­ствляется связь людей с потусторонним миром

В. Теории происхождения религии. Время появления – верхний па­леолит. Рождается из мифа. Версии происхождеия: теологическая, психологическая, материалистическая, социологическая.

Виды религий

По историческому признаку религии делят на 3 вида:

А. Первые формы религии

В первобытном обществе возникают такие формы религиозных представлений как тотемизм (вера в связь с божественным предком), фетишизм (вера в свойства предметов), анимизм (вера в духов и душу) и магия (вера в возможность действиями повлиять).

В первых цивилизациях – языческая религия (=политеизм – многобожие) – много богов, но каждый имеет четкие очертания – вид, характер, историю, сферу действия. Формируется пантеон богов – их общая совокупность и иерархия. Боги являются олицетворени­ем явлений природы, предков и общественной жизни. Выделяется главный.

Складывается единобожие первая попытка – Атон в Египте. Первой монотеистической религией признан иудаизм (культ бога Яхве)

Б. Исторические религии сначала возникают как национальные, но потом некоторые из них переходят границы государств и превраща­ются в мировые.

Национальные религии : индуизм, джайнизм – религия индусов, иудаизм – религия евреев, синтоизм – религия японцев, конфуци­анство и даосизм – китайские религии; зороастризм – религия пер­сов.

Мировые религии крупная общность людей, наличие последова­телей во многих странах и среди различных народов. Под такие кри­терии подходят христианство, ислам, индуизм, буддизм и иудаизм (ЮНЕСКО). В России принято выделять три мировые религии – буд­дизм, христианство и ислам. (учитываются дополнительные крите­рии – религия не может служить признаком национальной принад­лежности (как в иудаизме); в ней должна быть сложена достаточно четкая философская школа (нет в индуизме), она должна оказывать существенное влияние на ход развития мировой истории, искусство.

Отдельно выделяют ветхозаветные или авраамические религии, которые признают священной книгой Ветхий Завет и его сюжеты – это иудаизм, христианство и ислам.

В. Новые религиозные движения постоянно возникают и развива­ются. Обычно появляются как секта – вид религиозной организации. Могут быть как деструктивными (Аум Синрикё), так и позитивными (экуменизм – движение за объединение всех христианских конфес­сий; бахаизм – движение за объединение всех религий – 6 млн. по­следователей)

Мировые религии

Название Буддизм Христи­анство Ислам
перевод Просветле­ние Спасение Покорность
Время появле­ния VI-V вв до нэ, I в н.э. VII в н.э.
Место появле­ния Индии, Палестине (Рим империя); Аравийском полуострове
Бог Иисус един в трех лицах Аллах.
пророк Гаутама Моисей и др. Мухаммед и др. (в т.ч. Иисус)
цель жизни нирвана аб­солютное спо­койствие рай и воскрешение
Путь достиже­ния избавление от желаний избавление от грехов
4 истины и 8 ступеней 10 заповедей 5 столпов
Священная книга «Трипитака» Библия: Ветхий Завет, Новый Завет Коран, Сун­на
Число верую­щих 800 млн 2 млрд 1,8 млрд
Основной регион распро­странения Центральная и Восточная Азия Европа, Се­верная и Юж­ная Америка Сев.Африка, Западная Азия
направления махаяна и хинаяна католицизм, православие, протестантизм сунниты и шииты

Католицизм и православие разделились в 1054, главное противоре­чие – происхождение святого духа. Протестантизм возник в Герма­нии в XVI веке, как реакция на перегибы католической церкви. Глав­ная черта – возможность непосредственного общения человека с Бо­гом. Все верующие могут сами трактовать Библию, поэтому очень много школ и сект (кальвинизм, лютеранство, англиканская церковь, пресвитериане и т.д.).

ТЕМА 7. ОБРАЗОВАНИЕ и НАУКА

Образование – это процесс получения знаний о мире, приобщения к культуре, ценностям общества, мировой цивилизации.

Функции образования:

-обеспечение непрерывности образования – постоянное обновление знаний

-обеспечение самообразования – самостоятельная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области

-экономическая – подготовка к получении профессии

-культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, передача и сохранение духовных ценностей

Основные принципы современного образования:

-демократизация – расширение прав участников образовательного процесса

-гуманитаризация образования - выдвижение в учебном процессе на первый план овладение способами самостоятельного труда по приобретению знаний, увеличение учебного времени на изучение гуманитарных дисциплин (экономики, права, обществоведения, истории)

-профилизация – углубленная подготовка по отдельным предметам

-повышение конкурентоспособности ученика - научиться делать, научиться работать, приобретать не только профессиональную квалификацию, но и компетентность, являющуюся основой конкурентоспособностивыпускника.

-гуманизация образования - возрастание роли образования в формировании гражданских качеств и развития личности, предоставление учащимся возможности выбора образовательных услуг: развитие дистанционного образования, расширение возможностей для детей с ограниченными возможностями, расширение сети учреждений дополнительного образования

-информатизация образования – внедрение ИКТ в учебный процесс

-интернационализация образования – стремление соответствовать международным образовательным стандартам, приравнивание российского диплома о высшем образовании к дипломам других стран

-рост продолжительности (непрерывности) образования

Ступени образования

Общеобразовательное образование (задача образования на этой ступени - формирование общей культуры человека, его подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору и освоению профессии 1. Дошкольное образование (детский сад)
2. Начальное образование (1-4 класс)
3. Общее основное образование (5-9 класс)
4. Среднее (полное) общее образование (10-11 класс)
Профессиональное образование (обеспечивают последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня учащихся, подготовка квалифицированных специалистов) 1. Начальное профессиональное образование (профессионально-технические училища) 2. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи) 3. Высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии) 4. Послевузовское профессиональное образование (институты повышения квалификации)

Формы получения образования:

-самообразование - самостоятельное получение знаний в области науки, техники, культуры

-семейное обучение - обучение ребенкародителями

-экстернат – досрочное окончание школы

-обучение на дому – обучение детей с ограниченными возможностями педагогами школы

-дистанционное обучение - обучение через Интернет

Наука

Существует несколько подходов к пониманию что такое наука

Наука – это:

· особая система знаний (опирается на факты, доказательства, законы, теории, методы исследования)

· особый вид духовной деятельности людей, направленный на производство знаний, цель которого – постижение истины (принимают участие миллионы лю-дей - в современном мире 5 млн. ученых)

· отрасль духовного производства – создаются ценности, в результате которых происходит развитие общества

· социальный институт – имеет систему организаций и учреждений

Особенности науки:

Наука как особая система знаний в отличие от опыта и здравого смысла имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно отбираются, описываются, перепроверяются и обобщаются.

Научные знания по своей природе являются систематизированными .

Классификация науки

В систему научного знания входят не только научные факты , но также законы и теории , и методы получения научных знаний – методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств.

Особенность науки проявляется и в том, что она стремиться объяснить мир, используя особый язык – формулы, символы, знаки, понятия.

Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами – от логичных доказательств до сложных экспериментов.

Наука представляет собой особую сферу деятельности ученых , в которой принимают участие миллионы людей, например, в настоящее время в научных исследованиях занято более 5 млн. человек.

Учеными принято называть людей, профессионально занятых научной деятельностью, «производством» научных знаний.

Нравственные принципы труда ученых:

-осуждение плагиата – присвоения чужих идей

-научная честность и объективность – в стремлении к истине ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с другими обстоятельствами. Он должен руководствоваться изречением Аристотеля «Платон мне друг – но истина дороже».

-социальная ответственность за последствия научных открытий , использования их в антигуманных целях (например, создание водородной бомбы)

Тестирование:

1. 1, Саша учится в 4 классе школы, занимается в изостудии. На какой ступени образования находится Саша?

1) начальное образование

2) среднее (полное) образование

3) основное общее образование

2. Что из перечисленного не является методом научного познания?

1) наблюдение

2) эксперимент

3) выдвижение гипотезы

3. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука не может предвидеть будущее.

Б. Наука всегда опровергает заблуждения людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) В современном обществе растут требования к образованию. (Б) Несомненно, что система образовательных учреждений будет совершенствоваться. (В) Наверное, только качественное образование может обеспечить процветание любой стране.

1) отражает факты

2) выражает мнения

5. Арсений учится в колледже, посещает авиамодельный кружок. На какой ступени образования находится Арсений?

1) начальное образование

2) среднее профессиональное образование

3) среднее (полное) образование

4) высшее профессиональное образование

6. Одним из примеров научного знания является

1) доказательность

2) примерность

3) использование методов

4) сложность

7. Человек в процессе жизни проходит несколько ступеней образования. Сравните две ступени образования – основное общее и среднее профессиональное. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) получение знаний о природе и обществе

2) приобретение общих умений

3) формирование специальных навыков

4) изучение специальных предметов

5. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Наука является источником знаний о человеке. (Б) За последние годы особенно в этом направлении стала развиваться медицина. (В)Очевидно, что остается много неизученного в человеке даже при таком уровне развития науки.

Определите, какое положение текста

3) отражает факты

4) выражает мнения

8. К научным учреждениям относится

1) средняя школа

2) гимназия

3) Академия наук

4) колледж

9. В стране Z государство создало условия для обучения инвалидов. Какую тенденцию в образовании иллюстрирует этот факт?

1) всеобщая грамотность населения

2) гуманизация образования

3) проблема неграмотности инвалидов

4) непрерывность образования

10. Установите соответствие между типами учебных заведений и ступенью образования.


Похожая информация.



Образование:
1) процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями;
2) социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

Просвещение – распространение знаний, образования.
Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта.
Образование есть формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации.

Функции образования:
1) экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками);
2) социальная, личностная (социализация личности);
3) культурная (использование ранее накопленной культуры);
4) укрепление национальной безопасности (военной, экономической, экологической); 5) укрепление демократического общества.

Направления (тенденции) развития образования в современном мире:
1) гуманизация предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;
2) гуманитаризация означает усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин;
3) интернационализация образования понимается по-разному. Иногда предлагается максимально сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс). Другие специалисты считают, что такой подход снижает ценность национальных культур и механически переносит чужой опыт в другую социокультурную среду;
4) компьютеризация (использование новых современных технологий обучения).
В XX веке произошла
5) демократизация образования: образование стало доступным для широких слоёв населения.
Наблюдается 6) тенденция к росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей.
Образование стало 7) непрерывным, ибо в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии.

Цели (тенденции) образования.
В основу целей образования в ряде стран (в том числе в ЕС) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по образованию для XXI века. Они характеризуют и тенденции развития образования:
1) научиться познавать, уменье учиться;
2) научиться делать, научиться работать, приобретать компетентность = практикоцентризм;
3) научиться жить вместе, сосуществовать (возрастание роли образования в формировании гражданских качеств личности);
4) повышение роли образования в раскрытии творческого потенциала личности.

Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Российская система образования.

Ступени:

1) дошкольное образование;
2) общее образование:
а) начальное общее;
б) основное общее (5-9 классы);
в) среднее (полное) общее (10-11 классы);
3) профессиональное:
а) начальное профессиональное;
б) среднее профессиональное;
в) высшее профессиональное;
г) послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).

Принципы:

1) гуманистический характер;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) единство федерального образования при праве на своеобразие национального и регионального образования;
4) общедоступность образования;
5) приспособление системы образования к потребностям обучаемых;
6) светский характер государственного образования;
7) свобода и плюрализм;
8) демократический характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию.

Основные положения Болонской декларации:

1) принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
2) введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
3) внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни»;
4) существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования;
5) содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;
6) внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей;
7) содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.

Цели Болонского процесса:

1) построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
2) формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
3) обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
4) повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Недостатки Болонского процесса.
Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов ECTS (англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.
Болонский процесс – то есть приватизация высшего образования – приводит не только к снижению качества преподавания, но и создает преграды для получения этого образования большинству населения стран, принимающих участие в неолиберальном реформировании своих социальных систем.
Во многих европейских странах (например, во Франции, Греции, Сербии) преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной реформе образования. В том числе в Греции и Сербии им удалось вынудить правительства отказаться от навязывания приватизации образования.
По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров. Ведь четырёхлетный бакалавриат продолжает воприниматься как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным.
Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс – недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

Переход к практике непрерывного образования (век живи – век учись!). «Образование через всю жизнь» вместо «образования на всю жизнь».

Функции непрерывного образования:

1) компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании);
2) адаптивная (подготовка и переподготовка в условиях меняющейся ситуации);
3) развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста личности).



В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.

В XXI веке человечество вынуждено будет решать новые глобальные проблемы. Это осознание исчерпаемости мировых природных ресурсов, энергетический кризис, экологические проблемы, проблемы обеспечения человечества необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т. д.), проблемы здоровья человека, проблема бедности людей, переоценка направлений развития промышленности, коренное улучшение социальных условий жизни людей, расширение физических границ среды обитания человека, обеспечение мира для всех народов, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах и т. д. Правдоподобной гипотезой является то, что образование XXI века является ключом к решению этих глобальных проблем современного мира.

Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования).

Рис. 1. Образование ()

Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Среди социальных институтов современного общества об-разование играет одну из важнейших ролей.

Образование - один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институ-тов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образования - приобщение индивида к достиже-ниям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования - обучение и само-образование, т. е. если знания, умения и навыки приобрета-ются человеком самостоятельно, без помощи других обу-чающих лиц.

Функции образования:

1. Экономиче-ская - формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваи-вать научные и технические новшества и эф-фективно использовать их в профессиональной деятельности.

2. Социальная - социализация личности, воспроизводство соци-альной структуры общества. Образование - важнейший канал социальной мобильности.

3. Культурная - использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его твор-ческих способностей.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. (Рис. 2)

Рис. 2. Мировое образовательное пространство ()

В мировой системе образования выделяют определенные глобальные тенденции:

1. Демократизация системы образо-вания - во многих странах ликвидирована неграмот-ность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населе-ния, хотя различия в качестве и типах учеб-ных заведений сохраняются.

2. Рост продолжи-тельности обра-зования - современное общество нуждается в высоко-квалифицированных специалистах, что уд-линяет сроки обучения.

3. Непрерывность образования - в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быст-рым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

4. Гуманизация об-разования - внимание школы, педагогов к личности уча-щегося, его интересам, запросам, индивиду-альным особенностям.

5. Гуманитариза-ция образования - повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, полито-логия, основы правовых знаний.

6. Интернациона-лизация процес-са образования - создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.

7. Компьютериза-ция процесса об-разования - использование новых современных техноло-гий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба. (Рис. 3)

Рис. 3. Глобализация образования ()

К концу XX века численность учащихся во всем мире составляет около 1060 млн. человек, а доля грамотного населения в возрасте более 15 лет - лишь 75 %. По сравнению с данными 1960-х годов, к началу 1990-х число иностранных студентов, аспирантов и стажеров во всех странах мира возросло почти в восемь раз и превысило 1 млн. 200 тыс. человек. Фактически в мире два из каждых ста, получающих высшее образование, - иностранные студенты. Значительная доля всего международного студенческого обмена приходится на Европу.

В России за последние двести лет сформировалась уникальная система школьного и высшего образования. В 2008 году среднегодовая численность занятых в сфере образования в России составляла 5,98 млн человек. По данным за 2008 год в России насчитывалось 1134 государственных и негосударственных вуза и 1663 филиала, в которых обучалось 7 513 119 человек. Общее количество преподавателей составляло 341 тыс. человек. На январь 2010 года в России насчитывалось 1,36 млн учителей и 13,36 млн учеников, которые распределялись по 53 тысячам школ (из них 34 тыс. сельских и 19 тыс. городских).

Непрерывно и неустанно передавать опыт старших поколений младшим, сохранять и поднимать планку накопленных человечеством знаний, развиваться по ходу жизни, опережать ее и выступать двигателем прогресса, способствуя направлению его в цивилизованное, гуманное, демократическое, моральное, правовое русло - таковы извечные стратегические задачи российского образования. Современное понимание образования содержится в Федеральном Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования в России, Государственном образовательном стандарте, Федеральном Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и других основополагающих документах.

Федеральный Закон «Об образовании» гласит: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Общие требования к содержанию образования изложены в ст. 14 этого закона.

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели.

Американская модель: младшая средняя школа - средняя школа - старшая средняя школа - колледж двухгодичный - колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура.

Французская модель: единый колледж - технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей - университет, магистратура, аспирантура.

Немецкая модель: общая школа - реальное училище, гимназия и основная школа - институт и университет, аспирантура.

Английская модель: объединенная школа - грамматическая и современная школа - колледж - университет, магистратура, аспирантура.

Российская модель: общеобразовательная школа - полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж - институт, университет и академия - аспирантура - докторантура.

Рис. 4. Образование за рубежом ()

Образованный человек - это не только знающий и умеющий специалист в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и тот, у кого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Иными словами, образованность предполагает и воспитанность человека.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс. - М.: 2008. - 415 с.
  2. В. Я. Хуторской. Обществознание. Термины и понятия. - М.: 2006.
  3. Кравченко А.И. «Обществознание», 11 класс. - М: «Русское слово», 2011.
  4. Обществознание: 10-11 кл.: Школьный словарь-справочник/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига», 2004. - 510 с.
  1. Интернет-портал Ed.gov.ru ().
  2. Интернет-портал Obrnadzor.gov.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс и дайте ответы на вопросы 1-9 на с. 334-335.
  2. Используя учебник Обществознание: 10-11 кл.: Школьный словарь-справочник/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова, дайте определение таким понятиям, как образование, непрерывное образование, модернизация, компетенция.
  3. Выполните задания учебника Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс 1-8 на с. 335.
  4. Прочитайте источник, учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс, и ответьте на вопросы на с. 336.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то