Изучение жизни растений при помощи лупы. Разработка урока "строение растительной клетки". Структурные этапы урока

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Богородская средняя общеобразовательная школа» Инструктивные карточки лабораторных работ по биологии для 5 класса под редакцией В. В. Пасечника. Учитель биологии Сагина Н. В.

Чтобы понять, что существуют пределы того, что может видеть глаз, и что увеличительное стекло может помочь расширить эти пределы. Дети приходят с естественным любопытством и творчеством, и к моменту поступления в школу они имеют много опыта в области технологий. В частности, студенты могут быть подвергнуты воздействию оптических технологий, таких как очки, увеличительные линзы или даже перископы, микроскопы и телескопы. Занятия в классе должны начать направлять студентов «изобретательскую энергию», чтобы повысить их осведомленность и целенаправленное использование инструментов.

Лабораторная работа № 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Цель: изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними. Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока. Ход работы. Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений. 1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение? 2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения? 3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

На этом уроке студенты будут просматривать объекты разных размеров с нескольких расстояний, чтобы обнаружить, что их поле зрения ограничено. Студенты будут записывать то, что они видят, и будут сравнивать свои наблюдения с одноклассниками на открытом, внесудебном форуме. У них будет возможность спекулировать и экспериментировать свободно с увеличительными стеклами, а также проводить более структурированные эксперименты.

При обсуждении реальных приложений увеличительных очков ученики могут упомянуть о том, чтобы увидеть, как бабушки и дедушки или другие взрослые используют их для чтения. Если кто-то поднимает с помощью увеличительного стекла, чтобы начать огонь, объясните, что ученики не должны использовать инструмент таким образом, так как это очень опасно.

Устройство микроскопа и приемы работы с ним. 1 . Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта. 2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом. Порядок работы с микроскопом. 1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет. 2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами. 3. Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата. 4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета. 5.После работы микроскоп уберите в футляр. Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Обсуждение других инструментов, которые помогут людям испытать и обойти в мире, может включать слуховые аппараты, трости, костыли и кресла-коляски, а также роликовые коньки, скейтборды, велосипеды, автомобили, самолеты и ракеты. К концу урока студенты должны были оценить важность инструментов и технологий в своей жизни.

Другие уроки в этой серии включают. Возрастающее засоление почв является проблемой для сельского хозяйства во всем мире. Ученые из Университета Вюрцбурга теперь изучили, как растения регулируют потребление соли. Их результаты могут быть важны для селекции солеустойчивых видов.

Лабораторная работа № 2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате. Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля. Ход работы. 1.Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука. 2.Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 3.Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло. 4.При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы. 5.Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. 6.Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите. 7.Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор. 8.Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли? 9.Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету). 10.Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Все, наверное, знают, что из школьных уроков: соль состоит из катионного натрия и анион-хлорида. Однако вещество, которое обеспечивает надлежащую специю на кухне, вызывает значительные проблемы для сельского хозяйства в течение довольно длительного времени: во время изменения климата все больше сельскохозяйственных земель нужно орошать. Это неизбежно приводит к увеличению засоления почв, поэтому к обогащению ионов натрия и хлора.

Растения, растущие на таких почвах, обычно трудны. Причина: более высокие дозы хлорида оказывают токсическое воздействие на их развитие. Вюрцбургские ученые растений Дитмар Гейгер и Райнер Хедрич исследовали, могут ли растения различать нитрат питательных веществ и хлорид загрязняющих веществ. Они представляют результаты своей работы в текущем выпуске журнала «Текущая биология».

Лабораторная работа № 3. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Цель: приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом. Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата и шиповника Ход работы. 1.Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом. 2.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты. 3.Зарисуйте строение клетки листа элодеи. 4.Приготовьте препараты клеток плодов томата, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид. 5.Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?

Два канала фильтра нитрат и хлорид. Удлиненные клетки, проходящие через тело растения, как трубная система, направляют воду и питательные вещества из корня в побег. Специализированные клетки внутри корня загружают эту систему наведения с питательными веществами, которые были поглощены из почвы.

В сотрудничестве с испанской рабочей группой Эти мутанты имели только половину хлоридных ионов в соке, который поднимался в Лейтгеве до побега. Содержание нитрата оставалось неизменным. Исходя из этого, ученые пришли к выводу, что оба анионных канала контролируют проникновение хлорида в побег.

Лабораторная работа № 4. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи Цель: приготовить микропрепарат листа элодеи и рассмотреть под микроскопом движение цитоплазмы в нём. Оборудование: свежесрезанный лист элодеи, микроскоп, препаровальная игла, вода, предметное и покровное стекла. Ход работы. 1.Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты. 2.Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы. 3.Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы. 4.Сформулируйте вывод.

Биофизические исследования обнаружили хлоридный переключатель. Чтобы найти нитрат, ответственный за анион-фильтр в каналах, исследователи затем более подробно рассмотрели молекулы канала. Объяснение этого странного открытия было обнаружено учеными в ходе дальнейших исследований: «Предполагаемое противоречие между уровнями нитратов и хлоридов в опытных растениях и мутантами прояснилось, когда мы объединили оба анионных канала», - говорит профессор Дитмар Гейгер.

Она является академиком из Университета Антофагасты и одним из немногих чилийских экспертов по микробной экологии. Его направление исследований включает изучение экстремофилов, микроорганизмов, которые обитают в экстремальных условиях окружающей среды, что является основополагающим для выявления признаков происхождения жизни и развития биотехнологических применений. Однако сегодня выживание этих видов находится под угрозой неизбирательного продвижения нерудной добычи на севере страны.

Лабораторная работа № 5. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. Цель: рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей. Оборудование: микропрепараты различных растительных тканей, микроскоп. Ход работы. 1.Настройте микроскоп. 2.Под микроскопом рассмотрите готовые микропрепараты различных растительных тканей. 3.Отметьте особенности строения их клеток. 4.Прочтите П. 10. 5.По результатам изучения микропрепаратов и текста параграф заполните таблицу. Название ткани Выполняемая функция Особенности строения клеток

Кристина Дорадор, кандидат наук по естественным наукам с упоминанием в микробиологии и ученый из отдела биотехнологии факультета морских наук и природных ресурсов Университета Антофагасты. Несмотря на его способность с музыкой и его интерес к тому, чтобы быть палеонтологом, он оставил свою жизнь в Антофагасте для изучения Биологии в Сантьяго. В течение студенческих лет на факультете наук Чилийского университета он не только встречался со своими лучшими друзьями, которые теперь распространились по всему миру, но также имели свои первые подходы к микробной экологии, редкую специальность в Микробиология.

Лабораторная работа № 6. Строение плодовых тел шляпочных грибов. Цель: рассмотреть плодовые тела шляпочных грибов. Оборудование: муляжи шляпочных грибов. Ход работы. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части. Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. Зарисуйте строение гриба и подпишите названия его основных частей.

Когда она была на втором году обучения в возрасте 19 лет, также поощрялась первым лигнологом Чили, профессор Вила имел возможность представить свою первую научную работу на собрании общества ихтиологов. Таким образом, мало-помалу он начал понимать другие области биологии и, таким же образом, разнообразие школ мысли.

После своего опыта работы в лаборатории лимнологии и заканчивая ее диплом бакалавра наук по специальности «Биология», Кристина Дорадор, наконец, решила сделать свою докторскую степень в микроорганизмах на севере Чили в Кильском университете, Германия. Так начинается его непрекращающийся поиск, чтобы разгадать тайны невидимой жизни самых враждебных окружений северной Чили.

Лабораторная работа № 7. С троение плесневого гриба мукора. Цель: вырастить плесневый гриб мукор, изучить его строение. Оборудование: хлеб, тарелка, микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко, влажный песок. Условия проведения опыта: тепло, влажность. Ход работы. Плесневый гриб мукор. 1.Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из мелких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами. 2.Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора. 3.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры. 4.Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей. 5.На основе проведённых исследований сформулируйте вывод об особенностях строения гриба мукора.

Большая часть населения обрабатывает скудные концепции биологии. Как бы вы объяснили ребенку, что такое микроорганизм? Микроорганизмы - невидимая жизнь. Это ключевая концепция, поскольку, поскольку мы не видим их невооруженным глазом, трудно представить, что они существуют. Вот почему практические и игривые действия являются фундаментальными. Например, выращивание ручных бактерий в чашке Петри является явной демонстрацией того, что существуют организмы, связанные с нашим телом, но мы их не видим.

Искусство также является хорошим способом, поскольку микробные клеточные формы, их цвета и текстуры также позволяют создавать пространство для создания вместе с приобретением научных знаний. Почему важно изучение микроорганизмов? Потому что мы - микробная планета. С точки зрения биологического разнообразия мы являемся исключением. Микроорганизмы - самые разнообразные и обильные формы жизни на планете. Оригинальная, настоящая и будущая жизнь является микробной. На самом деле мы, как люди, сосуществование микроорганизмов и человеческих клеток под динамическим равновесием, и это выходит за рамки индивидуальности человека.

Ход работы. Строение дрожжей. 1.Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1 – 2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло. 2.Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки. 3.Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей. 4.На основе проведенных исследований сформулируйте вывод об особенностях строения дрожжей. Лабораторная работа № 8. Строение дрожжей. Цель: вырастить дрожжи, изучить их строение. Оборудование: микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко. Условия проведения опыта: тепло, влажность.

Кроме того, микроорганизмы отвечают за основные биогеохимические процессы Земли, определяя, например, аспекты климата. Почему говорится, что мы живем «микробной революцией»? Микробиология - это наука, которая начинается с впечатляющего изобретения: микроскопа. Это Золотой век микробиологии, с такими персонажами, как Луис Пастер или Роберт Кох. Это большое продвижение позволило разработать вакцины и приложить большие усилия для поиска новых антибиотиков для лечения инфекционных заболеваний. Кроме того, в то время были значительные успехи в изучении микроорганизмов в окружающей среде.

Лабораторная работа № 9. Строение зеленых водорослей. Цель: изучить строение зеленых водорослей Оборудование: микроскоп, предметное стекло, одноклеточная водоросль (хламидомонада, хлорелла), вода. Ход работы. 1.Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом. 2.Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заостренным передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы). 3.Оттяните часть воды из – под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении. 4.Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора. 5.Зарисуйте клетку и попишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника. 6.Сформулируйте вывод.

С помощью этих начальных молекулярных методов в 1990-х годах было обнаружено, что большинство микроорганизмов невозможно культивировать и что они присутствуют повсюду. Однако уровень охвата этих методов был ограничен самыми распространенными и частыми микробными группами. Примерно 10 лет назад стали использоваться новые методы секвенирования, которые позволили получить доступ к «неизвестному большинству» широким и недорогим способом, еще более углубив тот факт, что во всех средах существует огромное микробное разнообразие; даже в человеческом теле.

Лабораторная работа № 10. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Цель: изучить строение мха, папоротника, хвоща. Оборудование: гербарные экземпляры мха, папоротника, хвоща, микроскоп, лупа. Ход работы. СТРОЕНИЕ МХА. 1.Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья. 2.Определите форму, расположение. Размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его. 3.Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения. 4.Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения. 5.Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов? 6.Сравните строение мха со строением водоросли. В чём сходство и различие? 7.Запишите свои ответы на вопросы.

Кроме того, были разработаны другие методы, такие как геномика клетки, которые позволили узнать предполагаемый метаболизм или функции микробных групп, которые нельзя культивировать, но которые, как известно, присутствуют в некоторых средах. Недавно правительство Соединенных Штатов запустило Инициативу по микробиомам, которая стремится упорядочить различные среды для создания информации первого уровня и, в частности, развивать такие области, как медицина, сельское хозяйство и энергетика.

Вы изучали эту группу микроорганизмов в северной части Чили более десяти лет. Концепция «экстремофилов» описывает те организмы, которые живут в экстремальных условиях, то есть системы с условиями окружающей среды, которые затрудняют жизнь жизни. Однако это описание рождается с человеческой точки зрения. В целом эти экстремальные экосистемы характеризуются низким визуальным биологическим разнообразием, но в них преобладают микроорганизмы, которые очень разнообразны. Сами микроорганизмы не являются экстремальными.

СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ХВОЩА 1.С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария. 2.Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща? 3.Зарисуйте побеги хвоща. СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ПАПОРОТНИКА 1.Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища: форму, размеры и окраску вай. 2.Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника? 3.Сравните папоротника с мхами. Найдите признаки сходства и различия. 4.Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям? Каковы черты сходства мха, папоротника, хвоща

Они очень адаптированы к этим условиям окружающей среды; Это ваша ниша, ваша среда обитания. Где можно найти микрофиты экстремистов в Чили? В Чили существуют бесчисленные места обитания, считающиеся крайними. Кислотные, солевые, холодные, горячие озера. Фактически, в средах, которые считаются «не экстремальными», также можно найти микроорганизмы, которые выживают, например, при высоких температурах или при высокой солености. Интересная вещь - широкий диапазон выживания.

Какое открытие вы обнаружили с тех пор, как начали изучать микроорганизмы экстремофилов? Точнее, самое интересное было обнаружить большое разнообразие этих микроорганизмов, что противоположно традиционным знаниям о том, что жизнь «невероятна» в этих системах.

Лабораторная работа № 11. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Цель: изучить строение хвои и шишек хвойных. Оборудование: хвоинки ели, пихты, лиственницы, шишки данных голосеменных растений. Ход работы. 1.Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску. 2.Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка. Хвоинки длинные (до 5 – 7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе…… Сосна обыкновенная Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку…… ……………….Ель Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с оной стороны……………………………… Пихта Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму……………………………….. Лиственница

Ключ состоит в том, что эти многочисленные экстремальные переменные делают их очень универсальными и высоко адаптируемыми микроорганизмами. Почему важно знать микробное биоразнообразие Чили, особенно тех, которые считаются «экстремофилами»? В этих экосистемах доминируют микроорганизмы и являются трофической и функциональной базой системы. То есть, не изучая их и не связывая их с другими компонентами, следует игнорировать самые разнообразные и самые распространенные. Поэтому, учитывая современные знания, каждый организм сосуществует с многочисленными микробными видами, которые являются ключевыми для его существования.

3.Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу. 4.Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным? Название растения Хвоя Шишка Длина Окраска Расположение Размер Форма чешуек Плотность


Раздел И. РАСТЕНИЯ

Тема 1. Строение и жизнедеятельность растений (на примере покрыто-семенной дводольної растения)

УРОК 5

Тема. Строение клетки. Лабораторная работа №1. Строение клетки растения

Цель. Изучить строение растительной клетки; научиться изготавливать временные мікропрепарати растительных клеток и исследовать их с помощью микроскопа. Начать формировать навыки работы с микроскопом.

Основные понятия и термины: оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, пластиди, вакуоли, включения.

Оборудование: микроскоп, препарувальний набор, лук, традесканция, элодея, картофель, постоянные мікропрепарати; таблицы “Строение растительной клетки”, “Строение пластид”; учебник.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы), наглядные (демонстрация оборудования), практические (выполнение лабораторной работы); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решения проблемных ситуаций).

Тип урока: комбинированный.

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения учениками домашнего задания.

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

5. Обобщение и систематизация изученного (выполнение лабораторной работы).

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения учениками домашнего задания.

Фронтальная беседа: 1. Какие процессы жизнедеятельности характерны для растительных организмов? 2. Дайте определение и краткую характеристику таким терминам, как раздражимость, обмен веществ, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, испарения, минеральное питание, рост и размножения. 3. Назовите условия, необходимые для жизни растений, объясните их роль.

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Рассказ с элементами беседы. Как вы считаете, есть ли нечто общее в строении всех организмов? Все живое, за винятком вирусов, состоит из особых структурных элементов - клеток. Срок “клетка” ввел в 1665 году английский ученый Роберт Гук. Систематическое изучение клеток началось лишь с XIX столетия с созданием так называемой “клеточной теории”. Согласно этой теории, все живые организмы построены из клеток и именно жизнь обеспечивается разделением и функционированием клеток. Клетки могут быть разной формы и разного размера, но они сходны по своему строению, химическим составом, основными проявлениями жизнедеятельности и обмену веществ. Формулировка проблемного вопроса. Как вы считаете, о чем это свидетельствует? А это свидетельствует о том, что, по мнению ученых, которые придерживаются эволюционных взглядов, все организмы, живущие на Земле, имеют общее происхождение, то есть происходят от одного предка.

Сегодня на уроке мы рассмотрим строение клетки растений. Вы познакомитесь с новым методом исследования - микроскопией. Изобретение и использование микроскопа дало новый толчок в развития естественных наук.

План

1. Строение лупы и микроскопа.

2. Строение клетки растений.

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Строение лупы и микроскопа

Рассказ сопровождается демонстрацией лупы и микроскопа. Простейшим увеличительным прибором является лупа. Лупы увеличивают изображение в 4-25 раз. С их помощью можно увидеть отдельные части растения, крупные клетки.

Основным прибором, которым пользуются во время изучения микроскопических живых организмов или их отдельных частей, является микроскоп. Различают световые и электронные микроскопы. Световые микроскопы увеличивают изображение до 3 600 раз, а электронные - в десятки и сотни тысяч раз. Главными частями светового микроскопа являются увеличительные двояковыпуклые линзы, размещенные в особой трубке - тубусе. На верхушке тубуса находится окуляр, а с нижней стороны - объектив. Трубка-тубус крепится к штативу, с которым соединен предметный столик. Тубус двигается с помощью винтов.

Объект исследования размещают на предметном столике, в центре которого есть отверстие. Через отверстие свет с помощью зеркала направляется на объект и просвечивает его. Увеличение, что дает микроскоп, определяют следующим образом: увеличение микроскопа = увеличение окуляра (число, стоящее на окуляре) х увеличение объектива (число, стоящее на объективе).

Для того, чтобы настроить микроскоп для работы, следует посмотреть в окуляр и вернуть зеркало, расположенное под предметным столиком, таким образом, чтобы можно было увидеть освещенный круг. Мікропрепарат (который содержится на предметном стекле и накрыт накривним стеклышком) кладут на предметный столик и осторожно закрепляют лапками. После этого следует, вращая винт, опустить тубус до накрывного стекла, но не прижимать его, чтобы стеклышко не треснуло. Далее вы смотрите в окуляр и медленно поднимаете тубус, вращая винт до тех пор, пока изображение в окуляре не станет четким.

Строение клетки растений

Объяснение. Демонстрация таблиц “Строение растительной клетки”, “Строение пластид ”, рисунков из учебника или изображение на интерактивной доске. С помощью микроскопа на постоянных (изготовленных по особой технологии) или временных (изготовленных во время исследования) микропрепаратах изучают строение клетки растений. В ней за помощью светового микроскопа можно увидеть оболочку, цитоплазму, ядро, пластиди и вакуоль. Другие органеллы видны только в электронном микроскопе. Оболочка клеток растений твердая, окружает внутреннее содержимое и поддерживает устоявшуюся форму клетки. Ядро обычно имеет округлую или овальную форму и его хорошо видно в клетке. Цитоплазма бесцветная и прозрачная. Пластиди бывают трех типов и различаются по цвету: зеленые (хлоропласты), желтые, оранжевые или красные (хромопласти) и бесцветные (лейкопласты). Вакуоля обычно одна, иногда их может быть несколько, они заполнены бесцветным или окрашенным клеточным соком. Кроме органелл, в клетках растений можно наблюдать так называемые включения. Это образования различной формы в цитоплазме, которые содержат питательные вещества, продуцируемые именно в этих клетках. Например, в клетках семян подсолнечника - капли масла, у картофеля - шарики крахмала и тому подобное.

Для строения клеток растения характерным является наличие пластид, вакуолей и внешней твердой оболочки, образуется из целлюлозы, гемицеллюлозы, пектина или хитина и придает клетке и всему растению прочности. Пластиди - органеллы, свойственные только клетке растения. их разделяют на хлоропласты, хромопласти и лейкопласты. В хлоропластах (зеленых частицах) происходит фотосинтез, хромопласти придают органам растения яркого красного, оранжевого или желтого окраса, а в бесцветных лейкопластах чаще всего накапливается крахмал.

5. Обобщение и систематизация изученного (выполнение лабораторной работы).

Лабораторная работа № 1

Тема. Строение клетки растения.

Цель. Ознакомиться со строением клетки растения, научиться изготавливать временные мікропрепарати, закрепить навыки пользования световым микроскопом.

Оборудование: микроскоп, лупа, лук, вода, препарувальний набор, раствор йода.

Ход работы

Задача 1. Ознакомиться со строением микроскопа.

Внимательно рассмотрите микроскоп. Найдите объектив, окуляр, тубус, предметный столик, винт. Определите увеличение микроскопа.

Задание 2. Изготовить временный мікропрепарат. Ознакомиться со строением клетки растения.

1. С помощью иглы препарувальної снимите с внутренней стороны мясистой чешуи лука маленький клочок прозрачной кожицы.

2. Нанесите пипеткой на предметное стекло 1-2 капли воды, каплю йода и пинцетом положите в воду снятую кожицу; расправьте ее иглой и накройте накривним стеклышком.

3. Поместите изготовлен мікропрепарат на предметный столик микроскопа и внимательно его рассмотрите. Зарисуйте увиденное под микроскопом.

Задание 3. Ознакомиться с хлоропластами.

Изготовьте временный мікропрепарат с листа элодеи. Рассмотрите мікропрепарат с помощью микроскопа, найдите хлоропласты в поле зрения микроскопа. Зарисуйте отдельную клетку с хлоропластами. Подпишите рисунок.

Задание 4. * Ознакомиться с хромопластами.

Изготовьте временный мікропрепарат из мякоти плодов, в клетках которых есть хромопласти (объект по выбору учителя). Рассмотрите мікропрепарат с помощью микроскопа и найдите хромопласти в поле зрения микроскопа. Зарисуйте хромопласти, сохранив их форму и цвет. Подпишите название растения, хромопласти которой вы рассматривали.

Задание 5. * Ознакомиться с лейкопластами.

Изготовьте мікропрепарат с клубни картофеля. Капните на предметное стекло воды. Разрежьте клубень, с надрезанной части препарувальною иглой на предметное стекло нашкребіть картофеля столько, чтобы вода помутнела. Накройте препарат накривним стеклышком.

Закрасьте мікропрепарат йодом. Для этого каплю раствора йода нанесите на предметное стекло рядом с накривним стеклышком. Затем возьмите фильтровальную бумагу, приложите его к препарату с противоположной от йода стороны и втяните йод под накривне стеклышко.

Рассмотрите и найдите мікропрепарат лейкопласты (известно, что крахмал от йода синеет).

Зарисуйте лейкопласты клубня картофеля.

Задание 6. * Поле чудес. Трубка, в которой содержатся главные части микроскопа (5 букв - тубус). Место, на котором размешивают объект исследования (6 - столик). Микроскоп, впервые сконструирован в 30-е годы XX века (11 - электронный). Деталь микроскопа, с помощью которой движется трубка микроскопа (5 - винт). Самый простой увеличительный прибор (4 - перхоть). Часть микроскопа, к которой прикрепляется трубка и предметный столик (6 - штатив). Деталь микроскопа, с помощью которой освещают объект (8 - зеркало). Самый распространенный тип микроскопа (9 - световой). Главные детали светового микроскопа, обеспечивают увеличение объекта (5 - линзы). Главная часть микроскопа, что размещается в нижней части трубки (7 - объектив). Главная часть микроскопа, размещенная на верхушке трубки (6 - окуляр).

Сделайте вывод.

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, ответить на вопросы после параграфа.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то