Почему ребенку трудно учиться? Причины школьной неуспеваемости. консультация (1 класс) на тему. Каждый ребенок — это индивидуальность со своим характером, объемом знаний, личными качествами и умственными способностями Ребенку плохо дается учеба

Если учеба ребенку дается с трудом, в первую очередь ему должны помочь родители. Они лучше всех знают своего сына или дочь. Поэтому им легче найти причину плохой успеваемости отпрыска.

Ребенок не виноват

Вполне возможно, ребенок не справляется со школьной программой потому, что имеет проблемы со здоровьем. Например, логопедические. Ребенок с нарушением речи испытывает трудности при письме и чтении. Ему непросто отвечать у доски. Поэтому даже с хорошими знаниями он может получать тройки.

На школьные успехи влияет и темперамент. Если ребенок медлительный от природы, ритм работы в классе кажется ему слишком быстрым. Он не успевает, чувствует себя «не в своей тарелке», быстро утомляется.

Не требуйте от ребенка невозможного. Поймите, не каждому дано быть отличником.

Не лень, а усталость

Усталость – главная причина плохих оценок. Родители должны обратить внимание на внеклассные занятия ребенка. Медики считают, что школьник может нормально учиться, если посещает только один интеллектуальный кружок и спортивную секцию. Избыток дополнительных нагрузок отнимает силы и отвлекает от уроков.

Важно соблюдать режим дня. Засыпать и просыпаться ребенок должен в одно время. Это правило распространяется и на подготовку домашнего задания, прием пищи, прогулки. Правильный распорядок благотворно влияет на самочувствие.

Компьютер – друг или враг?

Ограничьте время, которое школьник проводит у телевизора или компьютера до 1,5 часов. Психологи давно бьют тревогу: у ребенка, погруженного в экранные картинки, отключается часть мозга, отвечающая за творчество.

Он плохо усваивает предметы, связанные с абстрактным мышлением. Не понимает физику. Не умеет писать сочинения и даже рисовать.

Однако не стоит накладывать табу на компьютер. Информатику сейчас начинают изучать в детском саду. Появилось много развивающих компьютерных игр, качественных познавательных фильмов.

Дело по душе

Причиной школьных проблем могут быть сложные отношения со сверстниками. Ребенок остро переживает свои неудачи в учебе, боится насмешек одноклассников.

Вместе найдите занятие, в котором он сможет раскрыть свои таланты и побороться за первенство. Достижения поднимут самооценку. Уверенность в себе пригодится и в учебе.

В школу всей семьей

Регулярно проверяйте домашнее задание. Ребенок должен понимать, что выученный урок у него обязательно спросят мама или папа. Хвалите даже за маленькие успехи (быстро решил задачу, сделал меньше ошибок в упражнении).

Проявляйте искреннюю заинтересованность школьными делами сына или дочки. Спрашивайте, как прошла экскурсия в музей, как класс готовится к празднику. Ребенок должен доверять родителям и в нужный момент обращаться за помощью.

29.08.2012 в 13:31, просмотров: 8527

Уважаемая редакция!
У меня душа болит за внука. Матвей наш пойдет уже в третий класс, но все никак не научится нормально читать и писать. Никак не могу понять, почему. Мальчик он старательный. В классе не хулиганит, ведет себя хорошо. Родители сами грамотные люди, и ребенка старались приучить к книжкам. Но все равно никак у него не получается. В школу он с первого класса ходит вместе со своим другом, Робертом. Подружились они еще в детском саду. Оба ребенка из хороших, культурных семей. Но у Роберта прекрасные оценки, а Мотя едва вытягивает. Почему так получается? Что не в порядке с моим внуком? Может быть, у него какие-то отклонения в развитии?
Людмила Д.

Уважаемая Людмила!

Можно понять и разделить вашу тревогу. Для большинства родителей, а также бабушек и дедушек, учебный год начинается с беспокойства о том, как будет успевать ребенок. Это относится к любой семье, но особенно к тем мамам и папам, чьим детям учеба дается нелегко. Да, вполне может быть, что у Матвея, как вы говорите, какие-то отклонения в развитии. Ни в коем случае не спешите с выводами. Чтобы разобраться, имеет ли место какая-то патология, нужно привлечь специалистов - медиков и педагогов. Но исключать такую вероятность тоже нельзя. Если вы обратитесь к журналу Parents или к другим популярным изданиям для родителей, то найдете массу статей по поводу часто встречающегося у школьников отклонения от нормы, которое получило название learning disability.

Что же это такое - learning disability, или сокращенно - LD ? Педиатры считают, что это неврологическое расстройство. Относительно LD существует немало мифов и преувеличений.

Некоторые родители, которым говорят, что у их сыновей или дочерей learning disability, впадают в панику. Другие же, напротив, не придают особого значения, считают, что дитя подрастет - все пройдет.

И то, и другое - неправильный подход. Не надо путать LD с умственной отсталостью, аутизмом. Не имеет также это никакого отношения к глухоте, слепоте и отклонениям в поведении. Никак не связано и с такими житейскими обстоятельствами, как частая смена школы или многочисленные пропуски занятий. Очень важно также понять, что когда дети иммигрантов изучают английский язык и он им не дается, не ищите в этом проявления органической неспособности к обучению. Трудности в освоении английского, который не является родным языком, - это совсем другой случай.

LD - это аномалия. Она проявляется в том, что дети испытывают трудности в чтении, письме, правописании. Им нелегко подыскивать объяснение значений слов, вспоминать и систематизировать информацию. Все это при условии, что они предоставлены сами себе, и их учат такими же методами, как и остальных сверстников, не испытывающих подобных трудностей.
Запомните, это важно: дети с learning disability требуют особого подхода и внимания, как в школе, так и в семье.

Да, LD не поддается лечению или исправлению. Это проблема на всю жизнь. Однако не следует воспринимать это как драму. Дети с LD - не глупее других, а иногда умнее. Знаете ли вы, что Альберт Эйнштейн не умел читать до девяти лет? Что аналогичные проблемы испытывали такие известные люди, как Уолт Дисней, генерал Паттон, вице-президент Нельсон Рокфеллер, актриса Вупи Голдберг? Это не помешало им достичь немалых высот в своей карьере.

По данным Национального Института здоровья, у 15 процентов населения страны - то есть у каждого седьмого американца - отмечены признаки LD в той или иной форме. Затронуты этой напастью 3 миллиона детей в возрасте от 6 до 21 года. Главным образом они испытывают трудности при чтении или другие лингвистические проблемы.
Learning disability - звучит, конечно, несколько устрашающе. Ведь «disability» - это в переводе «нетрудоспособность», «инвалидность». Так что же, значит, «неспособность к обучению»? Никогда не ставьте такое клеймо на своего ребенка. Пугаться не надо: при правильной поддержке со стороны взрослых мальчики и девочки с LD могут успешно заниматься в школе, а потом оказываются способны нормально работать и преуспевать в самых разных сферах.

Чем могут помочь родители? Поощрять сильные стороны своего ребенка, знать его слабости, понимать, как работает вся образовательная система, сотрудничать с профессионалами, постигать методы преодоления специфических трудностей.

Дженет Таббс более 30 лет работает консультантом в разных педагогических организациях. Она - автор семи книг. Сама вырастила четверых детей и имеет восемь внуков. То есть огромный опыт общения с детьми, как совершенно нормальными, так и имеющими разные отклонения от нормы.
Вот вкратце некоторые ее рекомендации родителям.

Learning disability проявляется в самых разных формах. Иногда в такой слабой, что вообще нелегко распознать. А иногда в столь разрушительной, что ребенок явно не выглядит в глазах окружающих так, как все остальные. Обычно родители и другие члены семьи поначалу дома воспринимают отклонения просто как некие странности. И лишь когда начинаются занятия в школе, учитель обнаруживает, что с этим мальчиком или девочкой не все в порядке. Нет никаких явных физических или умственных симптомов, но есть некоторые косвенные признаки. Среди них наиболее распространенные:

Базовые принципы. Не справляется с элементарными арифметическим расчетами.
Сложность в том, что ребенок не осознает, что с ним происходит. Так же, впрочем, как и окружающие. Взрослые часто объясняют школьные неудачи своих детей ленью, упрямством, глупостью или строптивостью.

Над ребенком, который не может читать и писать, смеются его товарищи. Он начинает бояться, что его вызовут к доске. Прибегает к отвлекающим маневрам - кладет голову на парту, вертит карандаш, рисует, шепчется, бросает книги и ручки на пол. Словом, устраивает «представления» для того, чтобы отвлечь учителя и привлечь к себе внимание. Если это удается и одноклассники поощряют «исполнителя», он продолжает забавляться и забавлять других. Вместо того, чтобы учиться. А в основе этого нераспознанного поведения - learning disability.

Есть во всем этом много сходства с другим отклонением, которое называется Attention Deficit / Hyperactivity Disorder - ADHD. Но это разные вещи, хотя проявляются вроде бы одинаково. Ребенок с повышенной активностью и дефицитом внимания на уроке скучает. Ему хочется больше, чем может дать ему учитель. И вот он разыгрывает из себя «клоуна» на потеху классу. В то время как школьник с learning disability и рад бы учиться и участвовать в том, чего хочет учитель, но не может в силу своих особенностей.

Итак, каковы же основные проявления learning disability?
Дислексия - расстройство, при котором возникают трудности в понимании письменной речи. Иногда называют «расстройством чтения».

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении, пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов. Иногда «проглатывают» начальные слоги. Скорость чтения невысокая.

Дислексия встречается у мальчиком чаще, чем у девочек. Считается, что существует генетическая предрасположенность к этому расстройству. Нарушение обычно становится очевидным ко второму классу. Иногда со временем смягчается, но не всегда.

Дискалькулия - неспособность к изучению арифметики. В основе - сложности с вычислениями с помощью цифр, неспособность оценивать количество предметов в поле зрения. Ни в коем случае не является свидетельством ущербности интеллекта. Люди с синдромом дискалькулии часто становятся художниками, скульпторами, поэтами.

Дисграфия - нарушение письма. Ученики младших классов пишут с трудом, им не даются диктанты. Упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания. Почерк неразборчивый. Дети постарше стараются пользоваться короткими фразами с ограниченным набором слов, но и в них делают множество ошибок.

Нарушения слухового и визуального процесса - Проблемы восприятия. При нормальном слухе и зрении дети испытывают трудности в понимании речи, в частности, объяснений учителя.

Уже говорилось о том, что даже когда у ребенка явно есть learning disability, родители могут во многом смягчить последствия и помочь своему сыну и дочери. Лиза Раппопорт, детский психолог, доктор наук, ассистент профессора педиатрии Медицинской школы имени Альберта Эйнштейна составила памятку для родителей. Советы, как нетрудно убедиться, хороши в любых случаях, страдают ли дети от learning disability или нет. Но особенно они важны, когда дети все-таки страдают от LD.

Составляйте расписание
Когда дети приходят из школы, им необходимо, перед тем как приступить к домашним заданиям, какое-то время расслабиться и отдохнуть. Вот в этот-то момент и помогите им наметить, что нужно сделать до того, как они отправятся в постель.

Сделайте список всего, что задано на дом, включая долгосрочные проекты. Против каждого задания поставьте предполагаемое время, необходимое для выполнения. Причем объясните сыну или дочери, что лучше включить в расчет побольше времени, то есть добавить какой-то «люфт». Проблема в том, что школьники, пока не приобретут достаточно опыта, не умеют правильно рассчитывать и, как правило, недооценивают сложность той или иной домашней работы.

Оцените ресурс внимания
Это тоже проблема - определить, насколько хватит сил у вашего ребенка, прежде чем потребуется перерыв. Обычно это зависит от возраста и индивидуальных особенностей. Ресурс внимания у каждого индивидульный, и тут должно прийти на помощь ваше знание особенностей сына или дочери.

Планируйте паузы
После того, как станет ясна периодичность перерывов, обдумайте их продолжительность и обсудите с вашими мальчиками и девочками, чем бы они хотели их заполнить. Малышам и гиперактивным детям разных возрастов рекомендуется после каждых 20 минут занятий делать паузу. Но им достаточно побегать и попрыгать минут пять, не больше. Старшеклассники могут заниматься подряд час- полтора, а потом устраивать перерыв на 30-40 минут. Но все это, конечно, не догма. Любое расписание, которое удобно для ребенка, должно быть приемлемо и для родителей. Обычно оно устанавливается «методом проб и ошибок» и меняется по мере того, как дети растут.

Распределите время на уик-эндах
Нет ничего необычного в том, что школьники вспоминают о своих домашних заданиях в воскресенье вечером. Чтобы избежать стрессовой ситуации, позаботьтесь о том, чтобы еще в пятницу вечером у вас был составлен четкий план действий на субботу-воскресенье по принципу: делу время, а потехе - час.

Идеальное подспорье для управления временем - специальный блокнот, в который ребенок заносит все, что должен сделать - домашние задания, поручения от родителей, поездки по делам, встречи с друзьями. Указываются даты и часы. Сам процесс составления такого всеобъемлющего расписания - это шаг по упорядочению и организации жизни. Причем это не обязательно должен быть блокнот в буквальном, физическом смысле. Вполне можно делать все то же самое в электронной форме, используя компьютер или разные другие современные гаджеты.

Научив своих детей сызмала управлять временем, вы поможете им выработать навыки самостоятельности и умение ограничивать себя и устанавливать приоритеты. Все это совершенно необходимо, чтобы добиться успеха в жизни.

Дополнительную полезную информацию вы найдете также на других сайтах:
www.ldonline.org
www.ncld.org
www.teachlearning.com
www.readingrockets.org

Мне 15 лет,учусь слабо,много 3,по математике 2,её вообще не знаю.Учитель говорит,что у таких нет будущего,мне очень плохо.Много раз думала о суициде.Жаль родителей,понимаю это.Каждый день плачу,потому что много унижений было,хотя бы радует то,что я не одна из девочек учусь плохо в классе.Я не знаю,что мне делать,как быть...А мысли убить себя посещают меня всё чаще.Не сдам ГИА,я не знаю куда мне идти... и что делать дальше.Постоянно депрессивное состояние.У меня нет подруг близких и друзей тоже нет.Я-неудачница,вот поэтому и думаю,что не незачем больше жить на этом свете.
Поддержите сайт:

Гость, возраст: 15 / 01.02.2013

Отклики:

Учитель не прав, что так говорит! Каждый человек
талантлив и способен и ТЫ в этом числе! И если
тебе не дается то, что дается большинству - это не
значит, что ты неудачница!у меня тоже в школе не
шли точные науки и учителя внушали что я глупа!
да, это было очень неприятно(((я выбрала
гуманитарную профессию, совершенно не связанную с
точными науками... а по поводу ГИА, в самом
крайнем случае можно пересдать....а от себя я
желаю тебе сдать ГИА успешно!

buday , возраст: 24 / 02.02.2013

Здравствуй! Неужели Ты считаешь, что Твои РАЗМЫШЛЕНИЯ о неудачах в предстоящей сдаче экзаменов настолько верны, что из-за них можно уйти в мир иной? Как Ты считаешь, какова вероятность успешной сдачи экзаменов? Я уверен, что она равна 100% Ты удивишься: "Да не может быть!" Я отвечу: всё в Твоих руках. Чтобы достичь успеха, необходимо научиться концентрироваться на том, что Тебе действительно важно. Так ли Тебе важно поведение учителя? РАЗВЕ ТОЛЬКО ОТ НЕГО ЗАВИСИТ УСПЕШНАЯ СДАЧА ЭКЗАМЕНОВ??? Не устраивает поведение учителя - игнорируй его. Иными словами, абстрагируйся от негатива и стремись к достижению своих целей. Понимаю, что отсутствие друзей - не есть хорошо. Но подумай: нет друзей - больше времени на подготовку к экзаменам, на посещение факультативов, на занятия с репетитором. Попытайся находить положительные моменты в любой ситуации. Конечно же, поддерживай отношения со сверстниками, не замыкайся в себе, стремись к поиску преданных, верных и НАСТОЯЩИХ друзей!!! Не стесняйся просить помощи у родителей и родственников, чаще общайся с ними. Знай: они имеют то, чего недостаёт и Тебе и мне, ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ. Советы старших могут реально помочь в трудную минуту. Чтобы не только выйти из депрессии, но и предотвратить её последующее возникновение, найди своё хобби. Это может помочь направить Твою энергию в сторону творчества, созидания и саморазвития. Не бойся трудностей!!! Если судьба против тебя - ей же хуже!!! Закаляй свою силу воли и добивайся всего того, чего Ты хочешь, чего Ты достоин!!! Цени Жизнь, ибо Она - наше главное богатство. Вот мои тебе советы на ближайшее будущее, надеюсь, я смог Тебе помочь! Удачи!!!

Михаил, возраст: 18 / 02.02.2013

Милая, образование само по себе счастья не дает. Только если
нравится учиться. Будущее не известно никому. Учитель представляет
будущее человека только в ВУЗе? - Это его право. В мире есть масса
специальностей, которые не требуют образования, а требуют
специальных навыков. Они могут приносить и доход, и радость. Да,
не престижно, но мне очень хотелось поработать кассиром. Моя
подруга водила трамваи и перепробовала еще много чего. В итоге
стала поваром. Дело тяжелое, но ей нравится. Менеджеров и
экономистов с бухгалтерами и юристами, по-моему уже солить
можно!!!
А может, Вам дрессировка собак понравится? Или еще что-то? Разве
это плохо? Почему надо обязательно математику с литературой?
Да все не знают, куда идти, не только Вы!!! Родители посоветовали -
это не в счет, потом мало кто работает по специальности). Все еще сто
раз поменяется.
Все мои одноклассники, и отличники, и двоечники, - все устроились в
жизни, никто не пропал. И Вы не пропадете. Вчерашняя отличница,
закончила МАИ, продает шторы. "Троечница" создала ансамбль
народной песни. Разве баллы оценивают Вашу личность и Ваше
будущее?!

ЕленаОбыкновенная, возраст: 37 / 02.02.2013


А что по этому поводу говорят ваши родители? Они не могут взять вам репетиторов?

Агния Львовна, возраст: 72 / 02.02.2013

Да какая разница как ты учишься,неужели никогда не слышала о том,что все успешные люди-бывшие троечники,а все закоренелые неудачники-бывшие отличники.Подумай хотя бы про своих учителей-они всегда много и хорошо учились,учатся до сих пор и получают копейки.Знаешь почему,да потому что школа и институты дают знания не нужные для жизни совершенно.
Поверь,я в 2 раза тебя старше,вполне успешная дама,знаю что говорю.Что вообще нужно для жизни из школьной программы...Элементарно уметь считать,ну ты же знаешь таблицу умножения,читать умеешь,да и пишешь вроде без ошибок.(кстати,редкость среди молодежи).
Что тебе делать...Развиваться и самосовершенствоваться.Заниматься тем чем интересно,искать новые увлечения,читать статьи про совершенствование Личности,учиться любить и уважать себя.Верить в себя.
Через несколько лет станешь этакой бизнес леди-красивой,независимой успешной...
Не обращай на них внимания - учителя,одноклассники и прочие,кто хочет убить в тебе Личность.Они сейчас видят в тебе слабую,на которой можно поизмываться. пусть обломаются!!!

Осенняя слякоть, возраст: 30 / 02.02.2013

Привет! Гони эти мысли от себя по-дальше! Не
слушай своего учителя, не обращай внимания на
внешний негатив. Слушай только конструктивную
критику.
Не беда, что ты плохо учишься. Хорошо делай
то, что у тебя получается. Может в какой-то
одной области. Практика показывает, что
отличники потом становятся исполнителями на
предприятиях, а троечники - руководителями! Это
тенденция. Тем более, что профессий разных -
море!
Троечники более приспособлены к практике
жизни, у них нет таких комплексов отличника,
нет такого фанатичного отношения к учебе, как у
отличников, и они меньше беспокоятся по этому
поводу. А беспокойство приносит только
психические и душевные проблемы. Зачем это
нужно? И ты тоже не беспокойся по этому поводу,
а делай то, что можешь делать. Школу закончишь
все равно, так или иначе. Важно
приспосабливаться к практике. Большинство из
того, что человек изучает в школе и в учебном
заведении, ему на работе не понадобится.
Займись интересным делом, отвлекись от этих
депрессивных мыслей. Гуляй чаще на улице.
Займись физкультурой, это закаляет характер,
силу воли. Не смешивай свои проблемы в кучу, а
решай их по отдельности. И на каждый день
определенное количество задач. Так намного
проще. Не забывай отдыхать.
Подруг найдешь себе, надо их искать. Может
быть, ты найдешь их среди своих
единомышленников, например, по какому-то делу,
увлечению. Так часто бывает.

Антоний, возраст: 24 / 02.02.2013

Девочька додогая, знаешь ли ты скоко взрослых
людей, учившиеся на двойки,тройки счастливы в
жизни. Миллионы.Причем многие из них успешны.
Улыбайся!Удачи!

Алексей, возраст: Вау, 39 / 02.02.2013

Дорогая...! Как учитель смею Вас заверить, что Гиа Вы сдадите. Все сдадут, ибо учителя себе не враги, и им еще в этой школе работать. Да и оценка не показатель знаний. Если есть проблемы по математике пиши - разберемся.

Матильда, возраст: 31 / 03.02.2013

Привет! Расскажу тебе о своем опыте. Что думаешь произошло в моей жизни, когда я закончила школу на сплошные пятерки? Ничего абсолютно. Да, я поступила куда хотела и да, школьная база помогала мне легко пережить первый год университетской учебы. А дальше? Дальше уже заботишься только об учебе в университете и там уже не важно как ты в школе училась. Школьным красным аттестатом даже попонтоваться не успела.

В общем, школа, университет, работа, пенсия - это обыденные стандарты большинства. И им не обязательно следовать. Если хочешь преуспеть в них, то стараться стоит. Если это тебя не интересует,обязательно найди то, что в чем захочешь преуспеть.

И вообще гений в голове лучше, чем какие-то оценки в дневниках, зачетках. Не ограничивайте себя пожалуйста этими оценками;)

Магистрант одного из престижных универов, возраст: 21 / 07.10.2013


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
13.01.2020
Одногруппники постоянно унижают меня. Слышу постоянные насмешки. Каждый день, приходя с учебы, я плачу в подушку и думаю о самоубийстве.
12.01.2020
Я похоронил тех, кто были единственными для меня любимыми, тех, для кого и ради кого хотелось жить. Очень часто посещают мысли о суициде.
12.01.2020
Я поддалась, но я жалею, я жалею, я не знаю, где сейчас мой ребенок, я хочу просто умереть, я не нужна никому, и мир этот мне не нужен.
Читать другие просьбы

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Наши дети растут очень быстро, преподнося нам все новые и новые сюрпризы. Хорошо, если они приятные, но ведь это далеко не всегда так. Прилежный школьник, например, может вдруг отказаться выполнять домашние задания и начать прогуливать занятия. В такой ситуации самое время родителям задуматься о том, что делать, если ребенок не хочет учиться. Мы постараемся ответить на этот вопрос.

В первую очередь необходимо установить не хочет учиться. Нередко виной всему становятся несложившиеся отношения с одноклассниками. В такой ситуации поможет обсуждение проблемы на в присутствии других мам и пап и самих ребят. Если же конфликт возник на ровном месте, нужно поговорить с ребенком и объяснить ему, как следует себя вести. Обязательно выслушайте сына или дочь. Только возможность выговориться способна существенно повлиять на ситуацию.

Если вашего другие школьники, обязательно поддержите его. Старайтесь похвалой повышать его самооценку. Восхищайтесь его смелостью, ведь он, несмотря ни на что, идет в школу.

Что делать, если ребенок не хочет учиться из-за конфликта с учителем? Здесь уже немного сложнее. Для начала вам самим придется серьезно и основательно поговорить с педагогом. Возможно, это уладит разногласия. Однако в некоторых случаях приходится идти на крайние меры - менять класс или даже школу. Конечно, это достаточно тяжело, но порой это единственный вариант решения проблемы.

Еще одна причина, по которой дети отказываются ходить в школу или прогуливают занятия, - трудности с освоением программы. Возможно, ребенку просто «не дается» какой-то предмет. Что делать? Если по этой причине, то нужно с ним позаниматься дома. Если же сами вы не обладаете для этого достаточным количеством времени, наймите репетитора.

Что делать, если ребенок не хочет учиться, а видимых причин для этого нет? Мотивировать его! Однако это нужно делать грамотно. Здесь помогут следующие советы:




  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то