Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики. Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста. · позевывать с открытым и закрытым ртом
Осень.
1.Общее расслабление
2.Развитие общей моторики
3.Развитие мелкой моторики.
4. Массаж лица .
5. Развитие мимических мышц.
– Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы Улыбнулись, обрадовались, огорчились.
– Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.
– Но ветер унёс тучки, и вы снова улыбнулись.
– для губ: губы в улыбке – «трубочка»;
– Для языка: «лопаточка» (удерживать под счёт до 10).
– постановка нижнедиафрагмального дыхания.
Упражнения выполняются стоя, рука на диафрагме: выдох, вдох, шумный выдох.
– голосовые упражнения: изобразить завывание ветра: у –у –у –у… громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер).
8. Физкультминутка.
Деревья.
1.Общее расслабление
Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами: топ-топ-топ.
Машем мы руками качаем головой.
2.Развитие общей моторики
3.Развитие мелкой моторики.
4. Массаж лица .
– поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;
– поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;
– поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);
– поглаживание носа от кончика к переносице;
– поглаживание от уголков губ к ушам;
– «пальцевый душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).
5. Развитие мимических мышц.
– Улыбнулись.
– Огорчились.
– Удивились.
– Рассердились
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта;
– для губ: «бублик» – «трубочка», «воздушный поцелуй», беззвучная артикуляция звуков А,У;
– Для языка: самомассаж языка (покусывание – дя-дя-дя, расслаблениние – тя-тя-тя).
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
– Упражнение на автоматизацию нижнедиафрагмального дыхания (стоя – вдох, выдох, пауза, шумный выдох)
– голосовые упражнения: Ау, ау, Аукаем: осень разноцветную приаукиваем (распевать гласные звуки).
8. Физкультминутка.
Овощи.
1.Общее расслабление
2.Развитие общей моторики «Урожай».
3.Развитие мелкой моторики.
4. Массаж лица .
Поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.
5. Развитие мимических мышц.
Выполнение действий по тексту.
Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам не весело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот;
– для губ: «почмокать» губами; «пошлёпать» губами;
– Для языка: Удерживать язык у нижних зубов под счёт от 1 до 5; покусывать язык зубками.
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
8. Физкультминутка.
Фрукты.
1.Общее расслабление
2.Развитие общей моторики
3.Развитие мелкой моторики.
4. Массаж лица .
– Лоб – гладим лёгкими движениями от середины лба к вискам.
– Глаза – рисуем пальцами очки.
– Щёки – гладим от носа к ушам.
– Подбородок – от середины подбородка вверх по щекам к вискам.
– Шея – согреем шейку (поглаживание, точечный массаж).
5. Развитие мимических мышц.
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: покашливание, имитация голубиного воркования;
– для губ: «вкусное варенье»;
– для языка: «почистим зубки» (Верхние зубы изнутри).
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
– Дети разводят руки в стороны и делают вдох.
Затем обхватывают себя руками и приседая («опускаясь под воду») делают выдох 2-3 раза.
– Тянем один гласный звук, на одном выдохе. У——
У———-
У—————-
8. Физкультминутка.
Насекомые.
1.Общее расслабление
2.Развитие общей моторики
3.Развитие мелкой моторики.
4. Массаж лица .
5. Развитие мимических мышц.
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для губ: удержать губами витаминку;
– Для языка: «иголочка»; «киска лакает молоко».
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
– Упражнение «На турнике». Исходная позиция – стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произнесением звука «фффф» (3-4 раза).
Голосовые упражнения.
Произносить на одном выдохе сочетания из двух звуков: Вдох, выдох
Ау—–
Ау———–
Ау——————
8. Физкультминутка.
Перелётные птицы.
1.Общее расслабление
2.Развитие общей моторики «Кукушка».
3.Развитие мелкой моторики.
4. Массаж лица .
Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.
5. Развитие мимических мышц.
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: открывать и закрывать рот под счёт до 5; резко опускать челюсть вниз;
– для губ: губы в улыбке – «трубочка»;» рупор» (5 раз)
– Для языка: «лопаточка»; «иголочка».
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
– вдох носом, выдох носом(5 раз, контроль зеркало);
– Голосовые упражнения – произносить на одном выдохе звуки ИУ:(вдох, выдох)
ИУ——-
ИУ———–
ИУ—————
8. Физкультминутка.
Грибы.
1.Общее расслабление
2.Развитие общей моторики. «По ягоды»
3.Развитие мелкой моторики. «Опята».
4. Массаж лица .
Водичка. Водичка,
Умой моё личико.
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
5. Развитие мимических мышц.
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: рот открыт, движение нижней челюсти вправо – влево;
– для губ: оттянуть нижнюю губу книзу (передние нижние зубы видны), удержать под счёт от 1 до 6, вернуть в исходное положение;
– Для языка: прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы (4 раза); «параход гудит» (ы – ы – ы)
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
– подышим лесным воздухом6 вдох ртом, выдох носом (3-4 раза).
– голосовые упражнения6 произносить на одном выдохе звук Ы.
Вдох, выдох. Ы———
Ы—————-
Ы———————–
8. Физкультминутка.
Игра «Запретное движение»
Домашние животные.
1.Общее расслабление
Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена, а расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Раз, два, три ты кругом смотри.
2.Развитие общей моторики. «Кошка»
3.Развитие мелкой моторики.
4. Массаж лица .
5. Развитие мимических мышц.
Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб.
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: открыть рот(подержать под счёт до пяти); движение челюсти вправо-влево;
-для губ: почмокать губами, пошлёпать губами;
Для языка: почистить нижние зубки (с внутренней стороны), почистить верхние зубки.
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
– вдох ртом – выдох носом (5 раз);
– голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса (вдох-выдох м-м-м-м-м)
8. Физкультминутка.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Мы походим как ребята,
И как мишка косолапый.
Дикие животные.
1.Общее расслабление
2.Развитие общей моторики
3.Развитие мелкой моторики.
4. Массаж лица .
По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживанием), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
5. Развитие мимических мышц.
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: рот открыт (удерживать под счёт до 10); попеременно открывать и закрывать рот;
– для губ: оскал, «трубочка» (чередование)
– для языка: язык «маляр», «почистить верхние зубки»;
-для щёк: помидоры толстячки, огурцы худышки.
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
Вдох через нос, выдох через рот (4 раза);
-голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса – вдох-выдох
АМММММММММ
УННННННННННН
8. Физкультминутка.
Одежда, обувь, головные уборы.
1.Общее расслабление
2.Развитие общей моторики
3.Развитие мелкой моторики.
4. Массаж лица .
Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.
5. Развитие мимических мышц.
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: имитация жевания;
– для губ: почмокать губами, пошлёпать губами;
– для языка: мы прижмём язык губами (пя-пя-пя), а потом прижмём зубами (тя-тя -тя).
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
Вдох через рот- выдох через рот (45 раз).
-голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
Э О А ————-
Э О А———————–
Э О А———————————
8. Физкультминутка.
Игра «Запретное движение»
Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возрастаЗвуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики .
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, необходимо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата.
Наиболее подвижным речевым органом является язык . Он состоит из:
корня языка – основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости;
спинки языка , в которой различают заднюю, среднюю и переднюю часть . Особо следует выделить кончик языка , которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, т.к. от их работы зависит качество произнесения звуков.
Кончик языка может:
опускаться за нижние зубы (как при произношении свистящих звуков)
подниматься за верхние зубы (как при произнесении звуков [т], [д], [н] )
прижиматься к альвеолам (как при звуке [л] )
вибрировать под напором выдыхаемой струи (при звуке [р] )
подниматься вверх без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках [с], [з], [ц] );
подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (при произнесении шипящих звуков).
Задняя часть языка может
подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках [к], [г] );
образовывать щель с нёбом (как при звуках [х] ).
прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать в бок выходящую струю воздуха (как при звуках [с], [з], [ц], [ш], [ж],[ч], [щ], [р] )
опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке [л] ).
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут:
вытягиваться в трубочку (как при звуке [у] )
округляться (как при звуке [о] )
обнажать передние верхние и нижние резцы (как при звуках [с], [з], [ц], [л] и др.)
слегка выдвигаться вперед (как при звуке [ш], [ж] )
смыкаться с верхней губой (как при звуках [п], [б], [м] );
образовывать щель, приближаясь к верхним зубам (как при звуках [в], [ф] ).
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос (так образуются носовые звуки [м], [мь], [н], [нь] ). Если мягкое нёбо поднято. То оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха идет только через рот, и образуется ротовые звуки (все кроме [м], [мь], [н], [нь] ).
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Проводить артикуляционную гимнастику лучше перед общей утренней зарядкой или перед завтраком (обедом). После еды речевая гимнастика может вызвать рвотный рефлекс. Артикуляционные упражнения могут включаться в занятия по звуковой культуре речи. В домашних условиях упражнения можно делать перед вечером перед сном.
Упражнение не должно доводить органы артикуляции до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети могут сидеть за столами или полукругом перед воспитателем.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Упражнение перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребенком, поэтому взрослый должен уметь показать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество выполнения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог может регулировать темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движений должен стать произвольным – быстрым ил медленным.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Существует два типа артикуляционных упражнений:
статические упражнения – направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд.
динамические упражнения – представляют собой ритмичное повторение движений по 6-8 раз и способствуют выработке подвижности языка и губ, их координированности и переключаемости.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов:
показ упражнения;
выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
проверка правильности выполнения, указание на ошибки;
выполнение упражнения без зеркала (на основе собственных кинестетических ощущений).
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
увеличить амплитуду движений;
уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
подготовить речевой аппарат ребенка к правильному произношению звуков.
Все упражнения артикуляционной гимнастики объединяются в комплексы для выработки определенных групп звуков или для отработки основных движений и положений, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Упражнения для губ
Улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
Хоботок (Трубочка) – вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
Заборчик – губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Бублик (Рупор, Клювик) – зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны.
Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок . – чередование положений губ.
Кролик . – зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
Улыбка – Трубочка – вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
Пятачок – вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
Рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
Уточка – вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
Недовольная лошадка – поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
Упражнения для губ и щек
Покусывание, похлопывание и растирание щек.
Сытый хомячок – надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
Голодный хомячок – втянуть щеки.
Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
Птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
Лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Чашечка – рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Иголочка (Стрелочка. Жало) – рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Горка (Киска сердится) – рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
Трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.
Грибок – рот открыт, язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка .
Часики (Маятник) – рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Змейка – рот широко открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
Качели – рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Футбол (Спрячь конфетку) – рот закрыт, напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Чистка зубов – рот закрыт, круговым движением языка обвести между губами и зубами.
Катушка – рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
Лошадка – присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Гармошка – рот раскрыт, язык присосать к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Маляр – рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Вкусное варенье – рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Оближем губки – рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
Трусливый птенчик – широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок – "птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
Акулы – на счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть двигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
Обезьяна – челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
Сердитый лев – челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
Силач – рот открыт; представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот; расслабиться.
Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
Дразнилки – широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па .
Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я (расстояние между зубами в два пальца);
о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о
ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё (расстояние между зубами в один палец);
и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и (рот слегка открыт).
Произнесите гласные звуки с голосом:
я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я
о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о
ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё
и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и
Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
а-а-а-а-а-е-е-е-е-е
а-а-а-а-а-и-и-и-и-и
и-и-и-и-и-а-а-а-а-а
о-о-о-о-о-я-я-я-я-я
а-а-а-а-а-и-и-и-и-и-и-о-о-о-о-о
и-и-и-и-и-э-э-э-э-э-э-а-а-а-а-а
а-а-а-а-а-и-и-и-и-и-э-э-э-э-э-о-о-о-о-о-о и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба
Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Произвольно покашливать.
Покашливать с высунутым языком.
Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Надувать щеки с зажатым носом.
Медленно произносить звуки к, г, т, д.
Подражать:
стону,
мычанию,
свисту.
Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а . Звук [и] отделяется от звука [а] паузой.
Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
[р]
Чьи зубы чище ?
Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Маляр
Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Кто дальше загонит мяч?
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф] , сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
нельзя надувать щёки.
следить, чтобы ребёнок произносил звук [ф] , а не звук [x] , т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
Вкусное варенье
Описание:
Внимание!
Индюк
Описание: бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание!
следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
Барабанщики
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д] . Сначала звук [ д ] произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Внимание!
рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
кончик языка не должен подворачиваться.
звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя; для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [л]
Наказать непослушный язычок
Описание: пя-пя-пя .… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
Вкусное варенье
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Пароход гудит
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).
Внимание!
следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
Индюк
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).
Внимание!
следить, чтобы язык был широким и не сужался.
чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Качели
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание!
следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Лошадка
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание!
упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Лошадка едет тихо
Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание!
следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
кончик языка не должен загибаться внутрь.
кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
Дует ветерок
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание!
следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения
шипящих звуков ([ш], [ж], [щ], [ч])
Наказать непослушный язычок
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя … Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе; следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Сделать язык широким
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
боковые края языка должны касаться углов рта.
Приклей конфетку
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Внимание!
следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Грибок
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
Внимание!
следить, чтобы губы были в положении улыбки.
боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
при повторении упражнения надо открывать рот шире.
Кто дальше загонит мяч
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
нельзя надувать щёки.
следить, чтобы ребёнок произносил звук [ф], а не звук [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
Вкусное варенье
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "наказать непослушный язык"; как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Гармошка
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Внимание!
следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Фокус
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя; если это не получается, можно слегка придержать язык.
нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
«Весёлый язычок»
Развитие артикуляционной моторики
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.
Работа по развитию подвижности органов артикуляционного аппарата проходит по следующим направлениям:
· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;
· проведение работы по борьбе с солевацией;
· проведение артикуляционной гимнастики .
Артикуляционная гимнастика
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.Показывает его выполнение.
3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:
1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.
2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3.Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.
4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье), это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).
5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.
Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ
Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:
· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);
· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);
· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).
После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).
Далее вводятся следующие упражнения:
1.« Непослушные губки». Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2.«Улыбка -трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3.« Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4.« Рыбка »:
· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;
· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».
5.« Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
6 .«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,похожийна фырканье лошади.
7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.Опускатьнижнюю губу, обнажая нижниезубы.
8.« Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
9.« Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
10.«Сильные губки»:
· удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);
· удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.
Артикуляционная гимнастика для губ и щек
1.« Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2.« Толстушка». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Худышка». Втянуть щеки.
4.« Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Артикуляционная гимнастика для мышц языка
Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики рекомендуются следующие упражнения:
· помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов;
· вытягивание языка вперед и убирание его назад;
· стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.
Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:
1.« Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.
2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].
3. «Накажем язычок». Губы в улыбке, легко покусывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.
4. «Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти былинеподвижны.
5. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.
6. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.
7.« Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобычелюсть и губы не двигались.
8.« Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же повторять с открытым ртом.
9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.
10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.
11.« Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
12.« Фасолька». При паретичном, вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т. п.
13.« Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
14.« Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
15.« Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
16.« Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.
17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
18. «Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении она будет отклоняться.
19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.
20. «Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.
21 .«Лошадка-2». То же, но беззвучно.
22. «Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.
23.« Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфету — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.
24.« Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.
25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.
26 .«Дразнилка». Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получаетсязвук, похожийна детское«поддразнивание».
27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола
Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти
Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:
1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.
6. «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони.Расслабиться.
8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
9. «Силач-4». Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.
Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба
1.« Спатьхочется»:
· позевывать с открытым и закрытым ртом;
· позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2 .«Горлышкоболит»:
· произвольнопокашливать;
· хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;
· покашливать с высунутым языком;
· имитировать полоскание горла с запрокинутой головой;
· полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром);
· глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);
· глотать капли воды, сока.
3. «Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.
4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].
5.Подражать:
· стону;
· мычанию;
· свисту.
6. «Силач»:
· запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка;
· опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;
· запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук;
СООБЩЕНИЕ
из опыта работы учителя-логопеда
Надымовой Людмилы Ивановны
по теме «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
с. Менщиково, 2015
ТЕМА: Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Любой из нас пришел на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всем при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Е. Ахальцева
Нарушения звукопроизношения у детей является достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работа с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР, ФНР) я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Данная проблема возникает по разным причинам, одна из причин является недостаточное развитие артикуляционной моторики.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Цель: развитие артикуляционной моторики дошкольников, способствующее устранению недостатков произношения.
Задачи:
Совершенствование развития артикуляционной моторики через артикуляционные упражнения.
Подобрать эффективные методы формирования произносительных возможностей дошкольников.
Повысить компетентность родителей в значимости артикуляционных упражнений.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Расстройство подвижности артикуляционных органов является одной из ключевых проблем возникновения нарушений в произношении звуков. Без восстановления нарушенных функций мы не можем надеяться на исправление речевого дефекта. Поэтому специалисты много времени и внимания уделяют артикуляционной моторике.
Вопросами развития артикуляционной моторики занимались теоретики и практики, специализирующиеся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева и др.). В специальной логопедической литературе достаточно полно раскрыта значимость работы по развитию моторики артикуляционных органов для формирования правильного звукопроизношения, даны описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.
Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений:
Статические, направленные на удержание определенной артикуляционной позы;
Динамические, требующие многократного повторения одного и того же вида движений.
При выполнении упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимые для закрепления определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).
Одно из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики, является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимая, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация, снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей.
Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей. М.Ф. Фомичева в книге «Воспитание у детей правильного произношения» отмечала, что проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме, потому что это основная деятельность детей дошкольного возраста. Она предложила сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнее овладеть артикуляционной гимнастикой. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, преодоление трудностей проходит легче.
С целью информирование родителей о формах и методах подготовки органов артикуляций детей к правильному произношению, был организован семинар – практикум для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», открытые занятия с дошкольниками, беседы (индивидуальные, подгрупповые), консультации «Фитнес для язычка», «Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой», «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», изготовлены фото-презентации, памятки и буклеты с упражнениями.
Совершенно очевидно, что реализовать поставленные задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и педагогов.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи – процесс длительный; и чтобы его сделать интересным, для педагогов были проведены консультации: «На зарядку с язычком: упражнения для детей подготовительного возраста», «Язычок путешественник», «Артикуляционная гимнастика для малышей», семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи», изготовлены памятки и буклеты с упражнениями.
В настоящие время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. «Артикуляционная гимнастика для девочек» и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Н.В. Нищевой, О.А. Новиковская «Веселая зарядка для язычка» и многих других. Авторы данных пособий предлагают оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения. Интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми с большим интересом.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мною изготовлено и апробировано игровое пособие «Артикуляционная гимнастика с Веселым Язычком». Пособие изготовлено на основе содержания книги «Уроки логопеда» Е.М. Косиновой, оно состоит из стенда и картинок символов для всех артикуляционных управлений. Имеется картотека с описанием всех упражнений и методическими рекомендациями по их выполнению.
На стенде изображена лесная тропинка, по которой «путешествует» Язычок. Картинки изготовлены из магнитного винила. Стенд и картинки заламинированы, что позволяет проводить санитарную обработку пособия. Изготовленное таким способом пособие выглядит ярко и эстетично, практично в работе, устойчиво к износу и повреждениям. Возможность манипулирования картинки-символы вызывает у детей живой, неугасимый интерес к артикуляционным упражнениям.
Магнитный способ крепления очень интересен детям, они с удовольствием прикрепляют и снимают со стенда картинки. Это занятие способствует развитию мелкой моторики рук.
С помощью данного пособия можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков, подчинив его сказочному или игровому сюжету. Дети с радостью приходят на помощь Язычку и помогают ему выполнить какое-то задание, отправляются с ним на прогулку, спасают его от беды.
Работа с пособием начинается с самых первых занятий подготовительного этапа работы по исправлению неправильного произношения. С помощью главного героя Язычка дети знакомятся со строением артикуляционного аппарата, узнают о пользе упражнений для язычка и других органов артикуляции, учатся выполнять эти упражнения.
Так как упражнения должны выполняться перед зеркалом, то считаю целесообразным размещения пособия возле зеркала в зоне индивидуальной работы. Пособие очень органично вписалось в интерьер логопедического кабинета и стало функциональным элементом предметно-развивающей среды.
Занятия артикуляционной гимнастикой проходят по определенной схеме. На столе перед ребенком лежат картинки – символы. Следуя сюжету сказки, выбираются нужные картинки, выполняются упражнение и картинка прикрепляется к стенду-тропинке. После выполнения артикуляционной гимнастики проводится беседа по сказке – вспоминаем, куда отправился Язычок, что он делал, с кем познакомился и т.д. На первых занятиях упражнения выполняются в последовательности, предложенной логопедом. На последующих занятиях дети самостоятельно выбирают последовательность выполнения упражнений, самостоятельно придумывают сюжет. Это способствует развитию у детей воображения и фантазии.
Также с помощью данного пособия можно проводить работу по развитию лексико-грамматической стороны речи – учить употреблять в речи пространственные предлоги (за, на, в, под, над, из-под и др.). Детям очень нравится обыгрывать картинки, и после окончания занятия они еще несколько минут играют, озвучивая все свои действия, что способствует развитию связной речи.
Использование игрового пособия позволяет сделать занятия интерактивными, интересными, увлекательными, эмоционально комфортными. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее.
Выполнив упражнения артикуляционной гимнастики на занятии, ребенок, вернувшись в группу, рассказывает новую сказку своим друзьям, а дома – родителям. Это способствует многократному ненавязчивому повторению комплекса артикуляционных упражнений.
Оценка эффективности проводимой работы по развитию артикуляционной моторики проводится на основе диагностики, проводимой в начале и в конце учебного года. Обследование артикуляционной моторики проводиться в виде диагностических проб при использовании словесных инструкций, образца, показа. К концу учебного года у детей с речевыми нарушениями значительно улучшается подвижность, выносливость, точность движений активных мышц артикуляционного аппарата.
Успешное использование игрового пособия при выполнении артикуляционной гимнастики позволяет достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.
Надеюсь, что представленное пособие вызовет интерес логопедов, а главное – принесет пользу в их работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения у детей.
Литература
1. Косинова Е.М. «Уроки логопеда»: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.
2. Журавлева А.Е. «Домашняя логопедия». – М.: Эксмо, 2012.
3. Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения». – М.: Эксмо, 2013.
4. Крупенчук О.И. Воробьева Т.А. «Исправляем произношение»: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.
5. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 №1155.
6. Интернет-ресурсы.
7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» - М.: Просвещение, 1989.
Экспериментальное изучение артикуляционной моторики проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 143». В эксперименте участвовало 9 детей в возрасте от 3 до 5 лет со стертой формой дизартрии.
При изучении кинестетического орального праксиса было отмечено, что Вероника (3 года) неточно ответила на вопросы, при произнесении звука [ТЬ] она сказала, что кончик языка находится внизу. Кристина (4 года) и Катя(4 года) исправили свои ошибки, а именно положение губ при произнесении гласных после стимулирующей помощи. Максим (5 лет) и Максим. (4 года) отказались выполнять задания, говорили, что не знают ответа. Витя (4 года) не смог понять самого задания и так же отказался от его выполнения. Соня (4 года) давала неверные ответы определяя положение губ при произнесении гласных и положения кончика языка при произнесении звуков [И] и [Ш], говоря, что во всех случаях кончик языка находится наверху. Артем (4 года) часто ошибалась в своих ответах, не определял изменения положения губ после слогового ряда, при произнесении звуков [Т], [Д], [Н] ответил, что кончик языка расположен внизу, не исправлял свои ошибки даже после помощи. Карина (4 года) долго искала правильную позу при произнесении гласных, но дала правильные ответы и положения артикуляции после стимулирующей помощи.
В ходе обследования кинетического орального праксиса Вероника длительно искала позу при выполнении упражнения «парус» и «лопаточка», после некоторого времени началась саливация. Кристина длительно искала позы, выполнила задания с ошибками вместо «мостика» сделала «лопаточку», а вместо «паруса» сделала «вкусное варенье». Максим и Соня выполняли задания с ошибками, путали позы, наблюдались синкинезии. Витя и Катя правильно выполняли упражнения, но время удержания позы составляло 2 секунды, у Артема время удержания позы составило 1 секунду. Максим не дал ни одного правильного ответа, путал все позы не мог их долго удерживать. Карина длительно искала позу «лопаточка» и «вкусное варенье», наблюдалась саливация.
После обследования динамической координации артикуляционных движений было отмечено, что: Вероника замедленно переключалась с одного движения на другое. Кристина ограничилась двумя правильными движениями, а Соня тремя правильными движениями. Максим длительно искал позы для упражнений «качели» и «маятник», после чего заменял эти движения друг на друга. Витя, Артем и Максим отказались выполнять задания. Катя выполняла задания с ошибками, все упражнения она заменяла друг другом или выполняла не в полном объеме, так же были отмечены гиперкинезы. Карина после длительного поиска позы давала правильную позу.
Обследование мимической мускулатуры показало, что у Вероники, Кристины, Артема, Кати и Карины были нарушены лишь такие единичные движения, как втянуть щеки, нахмурить брови, надуть щеки, поочередно надуть щеки, наморщить лоб. У Максима некоторые движения были выполнены неточно, например: наморщить лоб и нахмурить брови, но сам исправлял свои ошибки и давал правильную позу. Витя и Соня точно выполнили все задания. У Максима отмечалась сглаженность носогубных складок, он испытывал затруднения при каждом выполнении задания, не мог найти нужную позу или просто не выполнял некоторые задания.
Анализируя результаты обследования мышечного тонуса и подвижности губ, можно отметить, что Вероника, Кристина и Карина отказались выполнять задания. У Максима наблюдались затруднения при выполнении задания, длительный поиск позы в связи с малоподвижностью губ. Витя неточно выполнил движения «заборчик» - «трубочка», но после помощи исправил и дал правильное выполнение. Соня исправляла все позы после стимулирующей помощи. Артем и Катя неточно выполняли движения опустить нижнюю губу и поднять верхнюю. Максим не выполнил ни одного правильного задания, заменял одно движение другим.
При обследовании мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики было отмечено, что у Вероники и Карины наблюдалось посинение кончика языка. У Кристины наблюдались сопутствующие движения челюстью. У Максима была саливация, которая усиливалась при функциональной нагрузке. Витя долго искал все позы вследствие чего, были затруднения в выполнении заданий. Соня и Катя после самокоррекции дали правильное выполнение упражнения «маятник». Артем длительно искал все позы, после чего дал правильный ответ. Максим не дал ни одной правильной позы.
После анализа результатов обследования дети были распределены по уровням состояния артикуляционного аппарата. Уровни распределяются так: берется самая высокая оценка за выполнение заданий (по методике Е.Ф. Архиповой это 4) и самая низкая (по той же методике это 0). Высчитывается средний балл каждого ребенка путем суммирования баллов за каждое задание и деления его на количество обследуемых профилей. Уровни распределились так:
4 – высокий;
3 – 2 – средний;
1 – 0 – низкий.
Распределение детей по уровням сформированности артикуляционной моторики представлено в таблице 1.
Таблица 1
Состояние артикуляционной моторики детей среднего возраста со стертой дизартрией
Как видно из таблицы, ни у одного ребенка со стертой дизартрией не отмечается высокий уровень сформированности артикуляционной моторики. Средний и низкий уровни представлены практически равным количеством детей Проведенное экспериментальное обследование показало, что артикуляционная моторика детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией имеет следующие особенности: саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, насильственные движения, сопутствующие движения при выполнение конкретных заданий, ограниченные движения нижней челюсти, тремор и посинение кончика языка, вялость губ и щек. Данные особенности могут привести к искажению звукопроизношения, делая речь ребенка малопонятной. Ограниченные движения нижней челюсти приводят к нарушению модуляции голоса и его тембра. Так же нарушения звукопроизношения могут привести впоследствии к таким нарушениям как дисграфия и дислексия.
Все это свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной и комплексной коррекционной работы.