Сборник идеальных эссе по обществознанию. Гайдар А.П. «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит…» Проблема отношения детей к событиям в стране (ЕГЭ по русскому) Фронтовая полоса пропуская гурты колхозного егэ

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

- (4)Дяденька, дайте два патрона.

- (5)На что тебе патроны?

- (6)А так... на память.

- (7)На память патронов не дают.

(8)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

(9)Губы мальчишки презрительно кривятся:

Ну вот! (10)Что с них толку?

- (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(17)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это - обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне. (26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

- (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (30)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(33)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(35)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны. (36)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.

(По А. П. Гайдару)

Показать текст целиком

В предложенном для анализа тексте советский писатель Аркадий Петрович Гайдар ставит проблему переживания детьми военных событий.

Раскрывая проблему, автор приводит в пример мальчика Якова, который оказался на фронтовой полосе. Он просит у солдат два патрона «на память», однако выясняется, что нужны они совсем для другой цели. Герой кладёт ему «в горячую руку обойму» и берёт на себя ответ, что «каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону».

В годы войны дети понимали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, шли на любые уступки, лишь бы помочь . В этом, на мой взгляд, заключается позиция А.П. Гайдара.

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Текст 10 по А. Гайдару

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

- (4)Дяденька, дайте два патрона.

- (5)На что тебе патроны?

- (6)А так… на память.

- (7)На память патронов не дают.

(8) Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

(9) Губы мальчишки презрительно кривятся:

Ну вот! (10)Что с них толку?

- (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16) И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(17) Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это - обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне.

(26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

- (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (ЗО)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(ЗЗ)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(35)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны. (Зб)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.

(По А. П. Гайдару*)

* Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков, 1904-1941) - русский советский детский писатель, киносценарист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Аргументы

  1. Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает, что Петя Ростов в 15 лет и на войне остается ребенком, проявляет детскую непосредственность.

(к изложению содержания относитесь осторожно, все наскоро из Интернета, точно только факты, авторы и названия произведений)

Петя Ростов Одним из самых трогательных и очаровательных образов является образ Пети Ростова. Рассмотрим эпизод из 4 тома произведения, который повествует о первых впечатлениях Пети в партизанском отряде. Петя – младший ребенок в семье Ростовых, живой, жизнерадостный мальчик, любимец матери. Попадает он на войну еще совсем юным, но у него уже есть цель – совершить подвиг и стать героем. Он был в восторге от того, что находится в партизанском отряде и у него есть возможность проявить себя. Он безрассудно хватается за любую возможность показать, что он уже взрослый и может воевать наряду с опытными офицерами. И больше всего он боится пропустить возможный случай, где бы он мог проявить свое геройство. Петя — романтик, для него война является приключением, возможностью испытать себя, свою храбрость и силу. Он ничего не боится, он стремится быть в центре событий, обязательно на передовой, и тогда он сможет осуществить свою мечту о подвиге. Однако в отряде его оберегают. Генерал запрещает Пете принимать участие в любых действиях Денисова. Как романтик может согласиться с этим? Но он выполняет приказ, ведь для военного это закон . В семье мальчика окружала добрая, дружеская атмосфера, благодаря чему он вырос отзывчивым, чутким, способным к состраданию. Он искренне любил всех людей и также был уверен в любви других людей к себе. Он старается сделать что-нибудь приятное для своих однополчан: то угощает изюмом, то предлагает помощь. В отряде к Пете также относятся очень тепло, по-отечески. Но мальчик хочет выглядеть старше своих лет, он старается доказать всем, что он уже вырос и стал самостоятельным. Однако, несмотря на все попытки скрыть это, мы понимаем, что он еще по-детски наивен. Гибель именно Пети, младшего из семьи Ростовых, показывает всю жестокость и бесчеловечность войны.

2. В.О. Богомолов повесть «Иван». В.О. в. более жестока,.

«Иваново детство» - фильм Андрея Тарковского по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван».

Иван Буслов родом из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце - в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч(погибает) или подполковник.

Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш».

После войны в найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Иван — тоже ребенок, В. Богомолов подчеркивает это эпизодом, когда ему понравился красивый нож, как любому мальчику. И Гайдар не случайно пишет «Беру на себя ответственность», желая показать, что война — дело взрослых, они должны брать на себя ответственность за все, что происходит.

Тыловая железнодорожная станция на пути к фронту. Водонапорная башня. Два прямых старых тополя. Низкий кирпичный вокзал, опоясанный густыми акациями.

Воинский эшелон останавливается. К вагону с кошелками в руках подбегают двое поселковых ребятишек.

Лейтенант Мартынов спрашивает:

Почем смородина?

Старший отвечает:

С вас денег не берем, товарищ командир.

Мальчишка добросовестно наполняет стакан верхом, так что смородина сыплется на горячую пыль между шпал. Он опрокидывает стакан в подставленный котелок, задирает голову и, прислушиваясь к далекому гулу, объявляет:

- «Хенкель» гудит... Ух! Ух! Задохнулся. Вы не бойтесь, товарищ лейтенант, вон они наши пошли истребители. Здесь немцам по небу прохода нет.

Ось! Там вона бухает...

Лейтенанта Мартынова это сообщение заинтересовывает. Он садится на пол у дверей и, свесив ноги наружу, поедая смородину, спрашивает:

Гм! А что же, хлопец, на той войне люди делают?

Стрыляют, - объясняет мальчишка, - берут ружье или пушку, наводют... и бах! И готово.

Что готово?

Вот чего! - с досадой восклицает мальчишка. - Наведут курок, нажмут, вот и смерть будет.

Кому смерть - мне? - И Мартынов невозмутимо тычет пальцем себе в грудь.

Да ни! - огорченно вскрикивает удивленный непонятливостью командира мальчишка. - Пришел якийсь-то злыдень, бомбы на хаты швыряет, на сараи. Вот там бабку убили, двух коров разорвало. О то чего, - насмешливо пристыдил он лейтенанта, - наган нацепил, а как воевать, не знает.

Лейтенант Мартынов сконфужен. Окружающие его командиры хохочут.

Паровоз дает гудок.

Мальчишка, тот, что разносил смородину, берет рассерженного братишку за руку и, шагая к тронувшимся вагонам, протяжно и снисходительно ему объясняет:

Они знают! Они шутят! Это такой народ едет... веселый, отчаянный! Мне один командир за стакан смородины бумажку трехрублевую на ходу подал. Ну, я за вагоном, бежал, бежал. Но все-таки бумажку в вагон сунул.

Вот... - одобрительно кивает головой мальчишка. - Тебе что! А он там на войне пусть квасу или ситра купит.

Вот дурной! - ускоряя шаг и держась вровень с вагоном, снисходительно говорит старший. - Разве на войне это пьют? Да не жмись ты мне к боку! Не крути головой! Это наш «И-16» - истребитель, а немецкий гудит тяжко, с передыхом. Война идет на второй месяц, а ты своих самолетов не знаешь.

Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, к перекрестку села, машина останавливается.

На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. Он чего-то просит. Скотина мычит, в клубах пыли щелкает длинный бич.

Тарахтит мотор, шофер отчаянно сигналит, отгоняя бестолковую скотину, которая не свернет до тех пор, пока не стукнется лбом о радиатор. Что мальчишке надо? Нам непонятно. Денег? Хлеба?

Потом вдруг оказывается:

Дяденька, дайте два патрона.

На что тебе патроны?

А так... на память.

На память патронов не дают.

Сую ему решетчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

Губы мальчишки презрительно кривятся:

Ну вот! Что с них толку?

Ах, дорогой! Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? Может быть, тебе дать вот эту зеленую бутылку или эту черную, яйцом, гранату? Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? Лезь в машину, не ври и говори все прямо.

И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, уверток, хотя в общем нам уже все давно ясно.

Сурово сомкнулся вокруг густой лес, легли поперек дороги глубокие овраги, распластались по берегам реки топкие камышовые болота. Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. А он еще молод, но ловок, смел. Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завернутый в клеенку комсомольский билет. И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запыленные губы, он ждет жадно и нетерпеливо.

Я смотрю ему в глаза. Я кладу ему в горячую руку обойму. Это - обойма от моей винтовки. Она записана на мне.

Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, куда надо, сторону.

Как тебя зовут?

Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

Грузовик трогается. Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. Он смеется и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

Ой, нет! Этот паренек заложит обойму не в пустую крынку.

Дети! На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны.

Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии.

Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

Перед боем на берегу одной речки встретил я недавно парнишку.

Разыскивая пропавшую корову, чтобы сократить путь, он переплыл реку и неожиданно очутился в расположении немцев.

Спрятавшись в кустах, он сидел в трех шагах от фашистских командиров, которые долго разговаривали о чем-то, держа перед собой карту.

Он вернулся к нам и рассказал о том, что видел.

Я у него спросил:

Погоди! Но ведь ты слышал, что говорили их начальники, это же для нас очень важно.

Паренек удивился:

Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки!

Знаю, что не по-турецки. Ты сколько окончил классов? Девять? Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора?

Он уныло и огорченно развел руками:

Эх, товарищ командир! Кабы я про эту встречу знал раньше...

Пройдут годы. Вы станете взрослыми. И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные дни для Родины, вы не болтались под ногами, не сидели сложа руки, а чем могли помогали своей стране в её тяжелой и очень важной борьбе с человеко-ненавистным фашизмом.

И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, уверток, хотя в общем нам уже все давно ясно.

Сурово сомкнулся вокруг густой лес, легли поперек дороги глубокие овраги, распластались по берегам реки топкие камышовые болота. Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. А он еще молод, но ловок, смел. Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завернутый в клеенку комсомольский билет. И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запыленные губы, он ждет жадно и нетерпеливо.

Я смотрю ему в глаза. Я кладу ему в горячую руку обойму. Это – обойма от моей винтовки. Она записана на мне.

Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, куда надо, сторону.

– Как тебя зовут?

– Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

Грузовик трогается. Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. Он смеется и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

Ой, нет! Этот паренек заложит обойму не в пустую крынку.

Дети! На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки – мальчуганы, девочки – переживают события Великой Отечественной войны.

Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти

два слова.

А. Н. Островский всю жизнь уделял серьёзное внимание работе над языком: он следил (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) каждая

фраза соответствовала выдвинутой идее.

Из чащи на опушку выскочил заяц, но, сделав прыжок, (ТОТ)ЧАС же бросился (НА)УТЁК.

ВРЯД(ЛИ) нам (ВО)ВРЕМЯ удастся укрыться от дождя.

(НЕ)СМОТРЯ на раздвинутые полотняные занавески, свечи всё ТАК(ЖЕ) горели ровным, немигающим светом.

Актёр вышел на площадку, устроенную (В)ВИДЕ просторного стеклянного павильона (С)ЗАДИ вагона.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Для получения бумаги высокого качества раздробле(1)ые, пропита(2)ые особе(3)ым составом, варе(4)ые при особой

температуре стволы деревьев должны быть превраще(5)ы в текучую массу.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите

номера этих предложений.

1) Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.

2) Какая- то сила вздёрнула Маргариту и поставила перед зеркалом и в волосах у неё блеснул королевский алмаз.

3) За полное скорби и гражданского негодования стихотворение «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов был арестован и

сослан на Кавказ.

4) Художники рисовали карандашом и пером маслом и акварелью.

5) В жизни много бед горестей и печалей и преодолеть их порой бывает непросто.

16. -ы), на месте которой(-ых) должна( -ы) стоять запятая( -ые).

Величественное животное (1) застывшее в нескольких десятках метров от нас (2) качнуло своими ветвистыми рогами

(3) и (4) сорвавшись с места (5) скрылось в чаще.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру( -ы), на месте которой(-ых) должна( -ы) стоять запятая( -ые).

Многим теперь (1) быть может (2) покажется странным, что ещё каких- нибудь сто лет назад в России не было ни одного

в России не было вовсе любителей искусства.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру( -ы), на месте которой(-ых) должна( -ы) стоять запятая( -ые).

Путь экспедиции (1) в состав (2) которой (3) входило несколько местных проводников (4) начался недалеко от

побережья.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В доме было тихо (1) и (2) если бы не яркий огонь в окошке (3) то можно было бы подумать (4) что там уже все спят.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите

подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на

перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

-(4)Дяденька, дайте два патрона.

-(5)На что тебе патроны?

-(6)А так... на память.

-(7)На память патронов не дают.

(8)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то