Соотношение государства и рынка. Сфера природопользования и охраны окружающей среды: соотношение государства и рынка. Объективная необходимость вмешательства государства в экономику
Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.
Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддерживает ауру для развития экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.
Можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.
Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.
Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.
Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.
В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.
Заключение .
Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть варианты. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.
Список литературы
1. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. - М., 1996. - 108 с.
2. Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века: Учебное пособие. - Мн., 1997. -415с.
3. Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина. - М., 1995. - 258 с.
4. Портер М. Международная конкуренция/ Пер. с англ. и предисловие В.Д. Щетинина. - М., 1993. - 896 с.
5. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М., 1994, - 736 с.
6. Шлихтер С.Б.., Лебедева СЛ. Мировое хозяйство: Учебное пособие. - М., 1996. - 220с.
7. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова – М., 1997. – 816 с.
8. Вопросы экономики. – 1997. - №5 – С. 149-158.
9. Мировая экономика и международные отношения.
Роль рынка в экономике. Рынку принадлежит важная позитивная роль в структуре экономики. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-технического прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально разработанным законодательством.
Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает "экономического человека", для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная же система формирует "человека административного", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного.
Рынок с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства.
Рыночный, механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода.
Важным преимуществом рыночной экономики является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.
Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена к использованию достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете полному удовлетворению потребностей общества. Лежащий в ее основе рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.Рынок имеет и негативные стороны. Он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.
Рыночная конкуренция приводит к экономической дифференциации производителей, высвобождению работников и безработице, обострению социального положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.
Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу.
Роль государства в рыночной экономике. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.
Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожную разметку и знаки и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости.
Государство тратит средства, осуществляя контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, где 27 % территории заражено радиоактивными элементами. Для того чтобы Беларусь могла стать чистой страной, на ближайшие десятилетия надо порядка 100 млрд дол.
Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.
Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство должно обеспечить право на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.
Функции государства. В литературе выделяют следующие экономические функции государства:
создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;
составление прогнозов развития социально-экономической системы на перспективу;
регулирование процессов использования производительных сил природы и охрана окружающей человека среды;
управление демографическими процессами, обеспечивающими рациональное, научно обоснованное воспроизводство производительной силы человека;
ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;
разработка целевых комплексных программ экономического развития;
повышение роли трудовых коллективов, каждого работника в управлении экономическими и социальными процессами;
согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;
формирование и регулирование системы стимулирования производственно-экономической деятельности;
регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;
регулирование процессов по включению страны в международную экономическую интеграцию.
Направления и методы государственного вмешательства в экономику. Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры выпуска продукции, ее квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.
Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство.
Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.
Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий.
Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах
предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.
Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям:
стимулирование капиталовложений;
обеспечение полной занятости;
стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены некоторых специфических товаров;
поддержка устойчивого экономического роста;
перераспределение доходов.
Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.
В Республике Беларусь, где происходит формирование рыночных отношений, к перечисленным направлениям государственного регулирования экономики добавляются новые, связанные с образованием многосекторной экономики, включающие проведение приватизации, демонополизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйственного механизма, включение экономических регуляторов вместо административных и многое другое.
Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другоГ: стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддерживает ауру для развития экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки. Это и обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. К тому же усиление регулирующей роли рынка непременно предполагает, что сам рынок должен стать объектом регулирования со стороны государства.
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства - это основные направления его деятельности, посредством которых реализуется назначение государства как политической организации, добившейся стабильности в обществе. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Ведь переход к рынку от высокоцентрализованной и административно управляемой экономики должен быть целенаправленным, в противном случае революционный слом старого механизма приведет к экономическим разрушениям и стагнации, подрыву государственности. Можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.
Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике. Если в развитой рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то в переходной экономике необходимо заново создавать всю базу хозяйствования. Это далеко не простое дело. Ведь законы разрабатывают, принимают и исполняют люди, еще недавно жившие в условиях, которые сегодня они призваны существенно изменить. Кроме того, многое в жизни общества меняется. Принимая законы, нужно уметь предвидеть будущее, поскольку правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику.
Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции приобретает особое значение. Во-первых, нужны законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.
Формирование рыночной системы предполагает обеспечение экономической и политической стабильности. С одной стороны, это необходимо для нарождающегося внутреннего бизнеса, а с другой -для привлечения иностранного капитала.
Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена кризисным состоянием переходной экономики, для которой характерны снижение экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения. В таких условиях резкое "сбрасывание" экономических проблем на рыночные механизмы саморазвития на основе рецептовмонетаристской доктрины еще более ухудшит рыночную ситуацию. К тому же использовать сугубо рыночные формы не представляется возможным, потому что система рыночных институтов, через которые можно было бы воздействовать на экономическую материю, отсутствует в переходной экономике или находится в эмбриональном состоянии.
Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфраструктуры. Целенаправленная реализация государством функции экономической стабилизации должна обеспечить не только равновесие в сложившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с учетом сложившихся условий, внутренних и внешних факторов экономического развития.
Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая снижение жизненного уровня населения. Государство вынуждено более интенсивно участвовать в регулировании распределительных процессов, происходящих в переходной экономике. Цель государственного вмешательства - сократить различия в размерах доходов между отдельными субъектами путем их перераспределения.
При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, поскольку возможности увеличения налогообложения ограничены. Высокие налоги снижают условную активность. Не безграничны и возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов. Значительное увеличение их размеров и продолжительности выплат ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосферу в обществе.
Посредством определенных финансово-бюджетных инструментов (дополнительное налогообложение или предоставление субсидий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные, с точки зрения общества, эффекты частной экономической деятельности.
В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.
Регулирующие функции государство выполняет посредством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу хозяйствования. Они преобладали в командной экономике. Экономические методы адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг.
Роль государства в регулировании переходной экономики. Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным их регулятором является рынок. Особенность переходной экономики состоит в том, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование потеряло уже всеобъемлющий характер, а механизм рыночной самонастройки еще не заработал в полной мере.
Тем не менее в переходный период командно-административные методы регулирования экономики все еще остаются. И не только по инерции, но и потому, что от них невозможно сразу отказаться. В течение определенного периода они сосуществуют (как в типичной многоукладной экономике) одновременно с методами, характерными для рыночной экономики. Однако по мере продвижения к рынку, с одной стороны, уменьшается степень государственного вмешательства в экономику и постепенно сужается государственное регулирование экономических процессов. С другой стороны, меняются формы, методы и инструменты государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.
Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддерживает условия для развития экономики. В странах же, только вставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки. Это и обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства в экономические процессы. Именно поэтому роль государства в управлении экономикой в переходном периоде во многих отношениях усиливается.
Усиление роли государства в данном случае понимается не в смысле восстановления, а тем более превышения его прежних функций, а в смысле овладения сложившейся ситуацией распада, ее преодоления и осуществления управления экономикой на иных экономических принципах, тем более что переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. К тому же усиление регулирующей роли рынка непременно предполагает, что сам рынок должен стать объектом регулирования со стороны государства.
Функции государственного регулирования экономики. Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства - это основные направления его деятельности, посредством которых реализуется назначение государства как политической организации, добившейся стабильности в обществе. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Ведь переход к рынку от высокоцентрализованной и административно управляемой экономики должен быть целенаправленным, в противном случае революционный слом старого механизма приведет к экономическим разрушениям и стагнации, подрыву государственности.
Можно выделить две группы регулирующих функций государства: по созданию условий эффективной работы рынка и по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функции стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры.
Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике, но если в развитой рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то в переходной экономике необходимо заново создавать всю базу хозяйствования. Правовая база переходной экономики, доставшаяся в наследство от командной экономики и ориентированная на директивное, централизованное руководство хозяйством, не соответствует новой рыночной модели экономики, она во многом должна быть создана заново.
Создание новой правовой базы хозяйствования - далеко не простое дело, ибо законы разрабатывают, принимают и исполняют люди, еще недавно жившие в условиях, которые сегодня они призваны существенно изменить. Кроме того, многое в жизни общества меняется. Принимая законы, нужно уметь предвидеть будущее, поскольку правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику.
Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции приобретает особое значение. Ведь там, где существует монополистическая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное использование ресурсов. Монополия нарушает рыночную конкуренцию, делая ее в раде случаев несостоятельной. Поэтому, во-первых, нужны законы, которые бы разрешали и стимулировали предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.
Формирование рыночной системы предполагает обеспечение экономической и политической стабильности. Это необходимо, с одной стороны, для нарождающегося внутреннего бизнеса, а с другой - для привлечения иностранного капитала.
Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена кризисным состоянием переходной экономики, для которой характерны снижение экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения. В таких условиях резкое "сбрасывание" экономических проблем на рыночные механизмы саморазвития на основе рецептов монетаристской доктрины еще более ухудшит рыночную ситуацию. К тому же использовать сугубо рыночные формы невозможно, потому что система рыночных институтов, через которые можно было бы воздействовать на экономическую материю, в переходной экономике отсутствует или находится в эмбриональном состоянии.
Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно государство институционально формирует структуру рынка: рынок товаров и услуг; финансовый рынок, включающий в себя межбанковский рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов; рынок труда. Государство активно участвует в создании инфраструктуры рынка: банки, биржи (товарные, сырьевые, фондовые), холдинги, корпорации, биржи труда и т.д.
Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и распределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Государство помимо функций чисто переходного характера выполняет функции, регулирующие макроэкономические пропорции, оказывающие стабилизирующее воздействие на экономику. На первый план выходят экономические методы регулирования. Решение таких макроэкономических задач, как преодоление кризисных явлений в экономике, спад производства, сдерживание инфляции, проведение структурной перестройки, решение проблем социальной защиты граждан может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса инструментов фискальной и кредитно-денежной политики.
Целенаправленная реализация государством функции экономической стабилизации должна обеспечить не только равновесие в сложившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с учетом сложившихся условий, внутренних и внешних факторов экономического развития.
Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая снижение жизненного уровня населения. Государство вынуждено более интенсивно участвовать в регулировании распределительных процессов, происходящих в переходной экономике. Цель государственного вмешательства - сократить различия в размерах доходов между отдельными субъектами путем их перераспределения.
При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, поскольку возможности увеличения налогообложения ограничены. Высокие налоги снижают условную активность. Не безграничны и возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов. Значительное увеличение их размеров и продолжительность выплат ослабляют стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосферу в обществе.
Посредством определенных финансово-бюджетных инструментов (дополнительное налогообложение или предоставление субсидий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные явления в экономике.
В тех сферах, где рынок не способен в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.
Регулирующие функции государство выполняет посредством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу хозяйствования. Они преобладали в командной экономике. Экономические методы адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг.
Литература
Бузгалии А.В. Переходная экономика. М., 1994.
Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник. М., 1996.
Курс переходной экономики: Учебник /Под ред. Л.И.Абалкина. М., 1997. Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, 1995.
МясниковичМ.В. Становление рыночной экономики Республики Беларусь. Мн., 1995.
Основы теории переходной экономики (Вводный курс): Учеб. пособие /Под ред. Е.А.Киселевой, М.Н.Чепурина. Киров, 1996.
Рыночное реформирование экономики. Беларусь. Мн., 1997. Вып. 2. Теория переходной экономики. Т.1. Микроэкономика: Учеб. пособие /Под ред.
B. В.Герасименко. М., 1997.
Шимов В.Н. Становление развития социально ориентированной экономики в Республике Беларусь: актуальные проблемы //Белорус, экон. журн. 1997. № 1.
Экономика переходного периода: Учеб. пособие /Под ред. В.В.Радаева и др. М., 1995.
РАЗДЕЛ 2
МИКРОЭКОНОМИКА
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Хатунов Сергей Юрьевич. Структурное соотношение государства и рынка в условиях интернационализации: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01: Москва, 1999 153 c. РГБ ОД, 61:99-8/1561-2
Введение
Глава 1. Соотношение государства и рынка в процессе интернационализации экономики 12
1.1. Возникновение в экономической теории проблемы соотношения государства и рынка, исторические традиции ее исследования и современное состояние 12
1.2. Функции государства и рынка в процессе интернационализации (глобализации) экономики 48
Глава 2. Государство и рынок взаимосвязей 62
2.1. Динамика структурных изменений в соотношении государства и рынка 62
2.2. Источники интернационализации отношений государства и рынка 81
2.3. Формы развития взаимоотношений государства и рынка 106
Выводы и предложения 136
Список использованной литературы 140
Приложения 150
Введение к работе
Актуальность темы исследования
Одной из наиболее сложных проблем рыночного хозяйства является интернационализация экономики, поскольку в ней сфокусировались проблемы как национальной, так и мировой экономики. Включение экономики России, как рыночно-ориентированной и открытой экономики, в систему мирохозяйственных связей подчас опережающее темпы ее внутренней трансформации породило много проблем, требующих нестандартных и непривычных решений, более глубокого понимания и основательного изучения истории, состояния и перспектив решения этих проблем. Интерес проявляется не только к межгосударственным и макроэкономическим связям, но и внешнеэкономической деятельности фирм и предприятий.
В последние десятилетия развитие международной и национальных экономик находилось в зависимости от динамики межгосударственных отношений. В 70-х годах мир столкнулся с острым кризисом мировой экономической системы. Появилась настоятельная необходимость обеспечения национальным рынкам и мировому рынку благоприятных условий развития. Освобождение от излишнего контроля международных потоков товаров, услуг и капиталов является самой большой и важной частью этих условий.
Рост цен на нефть и, как следствие, накопление нефтедолларов явились толчком одного из самого большого перераспределения богатства в истории человечества. Государства развитых стран опасались инфляции и поэтому поощряли перевод нефтедолларов на рынки развивающихся стран в виде займов под их государственные проекты развития. Такие действия государств в начале 1980-х годов породили
мировой долговой кризис. Как развитые, так и развивающиеся страны, совместно с международными институтами стремились стабилизировать мировую экономику, создавая благоприятные условия для развития рынка.
В десятилетие, предшествующее 1970-ым годам, внимание к изучению проблемы соотношения государства и рынка понизилось. Однако отмеченные выше события обусловили оживление этой проблемы. В 1990-х годах она стала ключевой проблемой для всего мира.
Проблема соотношения государства и рынка обострилась, поскольку даже относительно простые явления экономической жизни не могут быть объяснены в рамках прежних представлений. Это связано с попытками использовать теории, разработанные для конкретных условий взаимодействия государства и рынка, для объяснения ситуации в любых условиях, придать этим теориям всеобщность.
В XIX веке проблему соотношения рынка и государства изучали в неразделенном виде. Исследования проводились в неразрывном единстве государства и рынка: рыночная экономика считалась политикой государства, а политика государства контролировала рыночную экономику.
В XX столетии дальнейшее изучение проблемы получило развитие в разделении ее на две направления: государство и ее политика изучалась политической наукой, а рынок и экономика - экономической наукой. При этом, экономисты изучали модели рынка и состояние рынка, а политики объясняли поведение индивидов и групп в государстве и поиск ими преимуществ в политических объединениях. Несомненно, что изучение каждой из этих проблем сильно продвинулось вперед, углубляя понимание в своей области. Однако изучение одной проблемы в отрыве от другой снижала значимость второй проблемы. События,
происходившие после второй мировой войны, заставили ученых глубже осознать эти проблемы в отдельности и в совокупности. Ведь многие явления, например нефтяное эмбарго, относятся не только к экономической, но и к политической проблеме. Они затрагивают не только проблему рынка, но государства.
Проблема соотношения государства и рынка, существующая на стыке политики и экономики, таким образом, вновь стала актуальной для научного исследования. В круг исследования этой проблемы вовлекаются как результаты работ классиков предыдущих столетий, так и работы современных экономистов, политиков и социологов.
Степень разработанности темы. Проблему соотношения государства и рынка в том или ином аспекте рассматривали А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс, А.Гамильтон, А.Маршалл и другие ученые. Важное значение для анализа взаимоотношения государства и рынка и его динамики имеют исследования И. фон Тюнена, В. И. Ленина, К.Каутского, Дж.М.Кейнса, К.Поланьи, М.Фридмана и других.
В настоящее время поступательный процесс воздействия рыночной экономики на государственную политику требует расширения и углубления исследований этого процесса. В связи с этим в экономической науке уделяется большое внимание вопросам соотношения государства и рынка в новых условиях, которые обусловлены глобальным процессом. Учеными публикуется большое число статей, монографий, аналитических материалов обобщающего и прикладного характера, применительно, как к отдельным государствам и рынкам, так и международной системе в целом. Среди них следует отметить следующих зарубежных экономистов и социологов: Т. Або, Р. Барри, Р. Бойер, Ф. Браудел, Д. Броди, Я. Бхавати, И. Валлеиштейн, М.
Вебер, Р. Гилпин, Д. Драйш, П. Дракер, Р. Купер, Ф. Лазар, Г. Мюрдаль, Р. Петрелла, М. Портер, Дж. Рагги, М. Станиланд, С. Стрейндж, Б. Хагес, Э. Хелленер, Г. Шварц, а также отечественных авторов: Л.А.Баграмов, И.В. Бойко, А.С. Булатов, Н.А. Войлошников, Е.А. Дедегкаев, А.П. Киреев, К.Б. Козлова, Н.Н. Ливийцев, О.Ю.Мамедов, В.Т. Мусатов, И.М. Осадчая, B.C. Пригарин, В.Т. Рязанов, И.А. Спиридонов, И.П. Фаминский, В.А. Федорович, В.Е. Щевцов, В.Д. Щетинин, И.П.Шмелев.
В то же время остаются дискуссионными некоторые положения: зависимость внутренней экономики от мировой, влияние государства на мировой рынок, последствия развития глобальных экономических связей, направленность взаимодействия государства и рынка, какова динамика развития взаимоотношений государства и рынка и т. д. Недостаточная разработанность этих проблем послужила основанием для определения цели и задач диссертационной работы.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование современного состояния развития государства и рынка и обоснование их рационального структурного соотношения в условиях интернационализации экономики.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Исследовать экономико-исторические аспекты возникновения в теории проблемы взаимоотношения государства и рынка;
Систематизировать экономические условия функционирования государства и рынка;
Выявить и проанализировать мировую динамику взаимодействия государства и рынка;
Определить предпосылки и условия либерализации в отношениях государства и рынка в мировом масштабе;
Раскрыть наиболее эффективные направления взаимодействия государства и рынка, способствующие всеобщей интернационализации экономики;
Обосновать основные предпосылки и последствия развития глобальных экономических связей.
Объект исследования. В качестве объекта исследования в данной работе выступают государство и рынок, находящиеся в диалектическом взаимодействии в условиях ускоряющейся интернационализации экономики.
Предметом исследования являются формы интернационализации экономической жизни с их историческими и географическими особенностями развития государств и рынков в едином взаимозависимом комплексе.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют совокупность форм и методов научного исследования, используемых в отечественной и зарубежной практике. В диссертации применен аналитический метод оценки практических результатов хозяйственной деятельности. Особое внимание уделено методам системного анализа, динамических рядов и комплексного рассмотрения сложных проблем с использованием диалектического подхода выявления и объяснения противоречий.
В процессе работы приняты во внимание специальные учебные курсы по проблемам взаимоотношений государства и рынка в новом глобальном порядке, читаемые для слушателей American Graduate School of International Management и студентов University of Central Arkansas.
Источниками информации послужили материалы официальной статистической отчетности ООН, Всемирного банка, МВФ и статистических управлений ряда стран; данные ежегодных отчетов
Всемирного банка, ОЭСР, МВФ и других международных организаций; материалы конференций ГАТТ и ВТО.
Положения диссертации, выносимые на защиту.
1. Интернационализация экономики привела к появлению новой системы взаимоотношений между государством и рынком. Государство сохраняет за собой роль центра долгосрочного, стратегического регулирования экономики, облегчающего приспособление своих экономических агентов к новым условиям функционирования рынка.
2. Требования рыночной экономики определяют факторы, которые руководят интересами государства. В процессе интернационализации потребности рынка все больше принимают объективный характер, а нужды государства субъективный.
3. Определение теоретических основ взаимоотношения государства и рынка следует рассматривать в получении оценок по следующим направлениям: оценки последствий развития мировой рыночной экономики, оценки взаимоотношения между политическими и экономическими изменениями внутри стран, оценки значения мировой экономики для внутренних экономик.
4. Формами развития взаимоотношений государств с мировым рынком являются: экономическая интегрированность государств в мировой рынок; экономическая зависимость как механизм взаимодействия рынков развитых стран с рынками развивающихся стран; экономическая либерализация отношений рынков развитых стран; экономическая глобализация как новая форма взаимоотношений мирового и национального рынков.
5. Мировая система не просто арена, где формируются отношения государства и рынка. Она принимает непосредственное участие в этом
процессе и предопределяет законы движения рынков, а рынки в свою очередь предписывают государству выработать определенную политику. 6. Развитие взаимоотношений в системе «государство - рынок» в условиях интернационализации порождает бесконечное множество локальных подсистем отсчета, каждая из которых справедлива в малой области т.е. национальных и внутренних экономиках. Последние в свою очередь связаны между собой, посредством мер разработанных государствами и условий глобализации экономики диктуемых рынком.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Расширено теоретическое определение о том, что предпосылкой интернационализации экономики является смещение приоритета между государством и рынком в сторону государства в виду его главной роли в качестве регулятора экономики.
2. Обосновано, что процесс интернационализации экономики обеспечивается государственным протекционизмом, так как точкой отсчета мирового рынка по-прежнему остается внутренний рынок, который контролируется государством.
3. Показано, что мировая система предопределяет движение рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а рынки в свою очередь, предписывают государству определенное экономическое поведение.
4. Доказано, что экономическая целесообразность интернационализации для отдельных стран обеспечивается положительным влиянием мирового рынка на внутренний из-за ограниченности размеров последнего.
5. Определены общие особенности развития взаимоотношений государства и рынка, заключающиеся в схожести современных отношений государства и рынка с состоянием их в XIX веке и
региональные, которые соответствуют соотношению государства и рынка страны доминирующей в данном регионе.
6. Развито теоретическое представление о формах совершенствования взаимоотношений государств с мировым рынком и обоснована определяющая особенность их направленности как интеграционная и глобальная.
7. Выявлены последствия экономической глобализации, заключающиеся в том, что межгосударственные отношения развиваются более динамично, вызывая изменение существующих экономических противоречий и появление дополнительных; вопрос о едином мировом экономическом лидере претерпевает существенные изменения; функции государства и рынка расширяются.
Теоретическое значение работы. Теоретическая разработка концепции оптимального соотношения государства и рынка в современных социально-экономических и исторических УСЛОВИЯХ является попыткой углубить научное познание в данной области. Это связано с необходимостью привлечь внимание научной общественности к тому, что в условиях интернационализации формирование новых подходов к известной парадигме - необходимый аспект для всех движущих сил рыночной экономики.
Практическое значение работы. Практическая значимость данного теоретического исследования состоит в том, что его основные положения могут использоваться как рекомендации для выработки экономической политики государства, а также при чтении спецкурсов для студентов экономических специальностей. Ряд положений помогут в изучении
региональных рынков, их реакции на действия отдельных государств и международных институтов.
Публикации. Основные положения и результаты данного исследования были опубликованы в 4 работах общим объемом 2,1 п.л.
Объем и структура диссертации. Логика исследования определила структуру диссертации, которая включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Работа изложена на 154 страницах машинописного текста.
Во введении обоснована актуальность избранной темы, степень ее разработанности, обозначены теоретическая и практическая значимость работы, определены его предмет, цели и задачи, а также методологическая основа и научная новизна проведенных исследований.
В первой главе исследована сущность и содержание подхода к вопросу о возникновении в экономической теории проблемы соотношения государства и рынка, а также обоснована необходимость более глубокого анализа функций государства и рынка в условиях интернационализации экономики.
Во второй главе проведено исследование динамики глобальных процессов во взаимоотношениях государства и рынка, определены источники интернационализации и на их основе раскрыты формы развития взаимоотношений государства и рынка.
В заключении обобщены результаты данного диссертационного исследования, сформулированы выводы и предложения.
Возникновение в экономической теории проблемы соотношения государства и рынка, исторические традиции ее исследования и современное состояние
Проблемы интернационализации экономики с их социально-экономическим и политическим значением вызывают значительный интерес не только для отдельно взятой страны, но и для всего мирового сообщества. Проблемы мирового масштаба все больше становятся основными для каждого государства или правительства.
Взаимосвязь общих понятий «экономика» и «политика» отражает взаимодействие очень сложных институтов в обществе. Для их анализа дополнительно используются другие понятия, близкие к названным, например, такие как «рынок» и «государство», «богатство» и «власть».
Параллельное существование и взаимное воздействие друг на друга «государства» и «рынка» в современном мире создает область практической деятельности - экономику. Область теоретической деятельности охватывает исследование как проблем государства, а точнее экономических функций государства, так и исследование проблем рынка. Без этих двух фундаментальных частей не было бы полноценной экономической теории (политической экономии). Если государство бездействует, то рыночные силы и ценовой механизм окажутся единственными экономически активными и мир будет чисто экономическим. А без рынка государство или его органы власти занимались бы распределением имеющихся экономических ресурсов и создали мир, который в чистом виде принадлежит политике или политической целесообразности. Однако в чистом виде ни один из этих общественных институтов существовать не может и, поэтому, воздействие государства или рыночные изменения происходят с течением времени и В различных обстоятельствах. Поэтому, концепция "рынок и государство" анализ, который мы проводим, названа Максом Вебером идеальной моделью.1
Экономическую науку характеризуют как науку, исследующую экономические аспекты и условия политической, общественной и личной жизни человека. Вместе с тем она не может не касаться многих политических вопросов, которые практик не может игнорировать; поэтому она является наукой и чистой, и прикладной. Вот почему ее лучше обозначать широким термином «экономическая наука», чем более узким термином «политическая экономия». Ряд экономистов таких, как Гари Беккер и Бруно Фрей определяли политэкономию, как применение методологии строгой экономики, то есть, модель рационального поведения личности во всех видах человеческой деятельности. Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов используют термин «политическая экономия», видя в ней свою особенную экономическую теорию, объясняя ее, как общественное поведение и/ или коллективные действия. Эту теорию иначе называют марксистской. Делая выбор подходов, в политэкономии в основном останавливаются на одной из двух методологий и теорий экономики. Тем не менее, Р. Туз и другие используют политэкономию в обращении к кругу вопросов, которые вызывают взаимодействие экономической и политической деятельности и исследуются любым доступным методологическим и теоретическим способом.2
Хотя обращение к политэкономии основывается на применении метода и теории в экономической науке и является очень полезным, тем не менее, еще недостаточным в обеспечении исчерпывающей основы для научного исследования. Нередко политические и другие неэкономические факторы бывают слабыми. Методология и теория политэкономии нуждаются в совершенствовании, необходимой для понимании процесса общественных изменений, включающих взаимодействие социальных, экономических и политических аспектов. В этих условиях, используя термин «политическая экономия», мы пытаемся очертить круг конкретных вопросов и рассмотреть их при помощи всех известных аналитических методов и теоретических аспектов.
В данном исследовании выделяются вопросы, которые возникают при взаимодействии государства и рынка, как следствие более широкого явления - взаимодействия политики и экономики в современном мире. Они отражают суждения о том, как государство и связанные с ним политические процессы воздействуют на производство и распределение богатства и как, в частности, политические решения и интересы оказывают влияние на размещение экономической деятельности и распределение доходов и расходов от этой деятельности. Иными словами, эти вопросы исследуют эффективность действий рынка и экономических сил на распределение власти и благосостояние среди государств и других политических институтов и особенно, как эти экономические силы изменяют мировое распределение политической и военной власти. Так как ни государство, ни рынок не могут выступить в роли первичного, то причиной связи, обуславливающей их отношения, является взаимодействие и цикличность. Таким образом, исследуемые вопросы концентрируют взаимное воздействие самыми различными способами для установления порядка и систематизации человеческой деятельности: в государстве и на рынке.
Функции государства и рынка в процессе интернационализации (глобализации) экономики
В последнее время государство все больше уделяет чрезвычайное внимание тем основным факторам мировой рыночной экономики, которые руководят или должны руководить развитием государства. Именно потребности рыночной экономики определяют факторы, которые руководят интересами государства. В процессе глобализации потребности рынка все больше принимают вид объективного фактора, а нужды государства субъективного. Потребности рынка, в сущности, играют решающую роль в экономическом структурировании общества. Изменяющаяся рыночная структура вызывает рост новых моделей экономических и политических сил, которые трансформируют общества. В «Манифесте Коммунистической партии», К. Маркс и Ф. Энгельс описывают это как непревзойденную машину экономического роста: «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более грандиозные производительные силы, чем все предшествующие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, массы населения, словно вызванных из под земли, - какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда?»1 Ссылаясь на потребность в усилении международной рыночной экономики, Карл Поланьи заключает: «...включение рынков в саморегулирующую систему огромной силы не было результатом прирожденной тенденцией рынков к бурному росту, а скорее результатом сильно искусственного стимулирования оказавшего помощь основной части общества во вполне естественно встречающейся ситуации, которая была создана не менее искусственным феноменом машины.»2
Процесс глобализации характеризуется возрастанием и ускорением международных потоков различного рода: капиталов, товаров, услуг, информации, инноваций, идей, ценностей, иначе говоря, всего того, что изобретается и производится человеком, делая его жизнь интереснее. В свою очередь обмен имеющий глобальные масштабы, появляется в результате действия трех факторов: 1) инновационные совершенствования техники и технологии в особенности в сфере транспорта и связи, 2) развитие финансовой сферы и 3) развитие глобального производства. За два последних десятилетия резко возросли международные финансовые трансакции, не подверженные государственному контролю. Объем международных банковских займов то есть займов, вызывающих трансграничное перемещение денежных средств и внутренних займов, выраженных в иностранной валюте, стремительно возрос с 324 млрд. долларов в 1980 г. до 8,5 трлн. долларов в 1996 г. Объем ежедневных сделок на валютных рынках увеличился с 250 млрд. долл. в 1985 г. до 1200 млрд. в середине 90-х годов и продолжает ежегодно увеличиваться примерно на 5-7 процентов.1 Быстрый рост международных финансовых операций был связан с возрастанием спроса на них со стороны транснациональных корпораций и предприятий, которые начинали интернационализировать свою деятельность, а также государств, внешняя задолженность которых резко увеличивалась. Финансовая сфера расширялась также и под воздействием таких факторов, как распространение незаконной торговли оружием и наркотиками, дерегулирование финансовой сферы, ускорение процессов приватизации и связанной с этим вопросы безопасности.
Современную глобализацию предприятий следует, на наш взгляд рассматривать как новую стадию их интернационализации, которая заключается в том, что транснациональные кампании (ТНК) стремятся быть представленными если не во всех, то во всяком случае в стратегически наиболее важных регионах мира (Приложение 1). Для самих предприятий интернационализация и глобализация являются одновременно «необходимостью, амбициозной целью и средством добиться международного признания».1 Вступившие на этот путь предприятия рассматривают мировой рынок как единое поле соперничества, что неизбежно вызывает изменения в их организационной структуре, которая становится более гибкой и мобильной. Крайней формой глобализации является создание временных сетей предприятий, сообща использующих возможности рынка.
В конце нынешнего века перед каждым государством встала проблема сочетания необходимости модернизации технико-экономической системы и сохранения традиционных ценностей т.е. национальной идентичности."1 Однако модернизация экономики вызывает усиление неравенства как в рамках отдельных государств, так и в мировом масштабе. Неравенство, которое долгое время было в порядке вещей, сегодня воспринимается как несправедливость. Вместе с тем и процесс глобализации носит весьма неравномерный характер: он по-разному затрагивает отдельные отрасли и государства. Статистические данные ООН показывает, что в начале 90-х годов на долю 20% наиболее богатого мирового населения приходилось 82,7% мирового дохода, тогда как на долю 20% самых бедных - всего 1,4%.:
Влияние глобализации на государства происходит по трем направлениям их деятельности. Первое, интеграционные процессы. Процессы международной интеграции, отражающиеся в расширении международной торговли и инвестиций, обмене современными технологиями и другими видами жизнедеятельности человека, все-таки не устраняют государство как таковое, но делают их границы более проницаемыми, а также способствуют переменам в межгосударственных отношениях, создавая единое поле именуемое как мировое сообщество. Развитие интеграции подчиняет государства, также как предприятия и отдельных людей, логике конкурентной борьбы, в ходе которой они должны показать.
Динамика структурных изменений в соотношении государства и рынка
С середины девятнадцатого века развитие теории международной экономики соединило диалектическим взаимодействием конкурирующие между собой современные государства и силы, глобализующие международные рынки. Экономические силы и агенты объединяются в шестнадцатом веке с нарождающимся капитализмом, имеющим стремление к выходу за пределы территорий, юрисдикции, суверенитетов и политического контроля государств. Концентрируясь на развитии отношений между современным государством и международным рынком, властью и богатством, можно определить структуру международных экономических отношений.
Рынки постоянно, беспристрастно и подсознательно изменяют размещение производства в географическом пространстве. Государства вмешиваются, чтобы помогать или препятствовать такому, движимому рынком, перераспределению, но только периодически и на основе самозаинтересованности и часто с заранее непредсказуемыми результатами. Государства добились своих самых больших успехов в контроле над международными и внутренними рынками в послевоенный период. С 1945 и до 1973 года государства использовали институты, которые были сформированы в годы великой депрессии и второй мировой войны для регулирования внутренних экономик и защиты внутренних рынков от давления, которое исходит от международных рынков. Однако уже начиная с 1973 года их воздействия стали разрушительными для внутренних экономик. Рынки становятся все более нестабильными. Производственный и финансовый капитал, который хорошо укоренился, казалось неумолимо двигался вокруг земного шара, разыскивая наиболее выгодное и прибыльное применение своим возможностям, создавая пространственное неравенство. Появлялись новые конкуренты из стран, которые раньше считались дальними, а их рынки непривлекательными.
Будучи далеко не типичным, стабильность и успешное государственное вмешательство послевоенного периода представляли собой резкое отклонение от типичных процессов глобальной экономики. Глобальная экономика фактически перемещается обратно в прошлое, и все больше и больше становится похожей на глобальную экономику девятнадцатого столетия.
Объяснение типичных процессов довоенного периода глобальной экономики, необходимо для того чтобы увидеть, как послевоенный период отклонился от этого процесса и обеспечить понимание вероятного будущего. Многое из того, что происходит сегодня, становится понятным, если рассматривать основные процессы развития довоенной экономики. Несколько напряженных моментов, возникших между государством и рынками, были сформированы еще довоенной экономикой.
Государства и рынки, власть и богатство являлись неразрывно переплетенными в мировой экономике, потому что современное государство и современная экономика развиваются одновременно. На самом деле ни государство, ни международный рынок не могли существовать один без другого. Таким образом, изучение международной политэкономии приближается к изучению происхождения государства и государственной системы шестнадцатого века и международного рынка того времени. Понять это невозможно, не обратив своего внимания к сельскому хозяйству и к ограниченности, которая имела место в разделении труда при слабой транспортной системе того времени. Начнем рассмотрение того положения, которое отражало происхождение государства и мирового рынка в шестнадцатом веке.
Современное государство - четко определенная организация с законной и непрерывной монополией принуждения на определенной территории. Монополия принуждения дает государству способность подчинить другие организации и группы внутри этой территории по своим правилам и по своим законам. Однако создание и поддержание такой монополии требует ресурсов. Иначе говоря, государства могли получать их путем захвата за пределами своих территорий, однако, в конечном итоге установление вековой традиции монополии принуждения требует стабильного запаса ресурсов внутри собственной юрисдикции. Это, в свою очередь, требует ограничить законность. Описывая такой процесс законности, профессор Фредерик Лэйн, специализирующийся на истории экономики утверждает, что грабитель может стать начальником полиции, если он способен платить и поддерживать государственную монополию подавления на определенной территории. Сельское хозяйство составляло приблизительно 80% всей экономической деятельности, тем самым, оно было фактически единственной отраслью, которая обеспечивала ресурсами все государства того времени. Однако характер сельского хозяйства ограничивал количество излишков, которое было бы доступно для извлечения, и даже если предположить, что излишки можно все-таки извлечь, то из-за недостаточных транспортных возможностей они с трудом концентрировались в руках государства. Таким образом, характер сельского хозяйства шестнадцатого века накладывает свои ограничения на формирование не только государства, но и внутреннего рынка. Они как бы боролись между собой за выживание. Из-за трудностей получения достаточного количества ресурсов из сельского хозяйства большинство государств выработали стратегию, известную под названием меркантилизм. По замыслу этой стратегии, которая ориентировалась на извлечение ресурсов из внешних источников, государства должны были создать приток благородного металла и покрывать тем самым недостаточность внутренних ресурсов. Фактически такая внешняя ориентация меркантилизма была лишь средством для достижения внутренних результатов: создание единого внутреннего правового пространства, укрепляющего господство центральной власти. Это единое пространство сделало возможным для государств опираться не только на внешние ресурсы, но также использовать наиболее устойчивые внутренние ресурсы из запасов созданных самим государством. Соответственно, большие запасы подразумевают наибольшую стабильность внутреннего управления и, таким образом, единого закона. Появилась внутренняя политическая и экономическая борьба за реализацию политики меркантилизма.
Источники интернационализации отношений государства и рынка
В англосаксонской традиции, о чем свидетельствуют появившиеся в начале 90-х годов некоторые работы, проводилось различие между государствами и рынками, при этом анализировали экономические силы и экономические изменения.1 Там, где такое различие ведет к привилегированному положению одних и дискриминацию других, оно всегда расходится с исторической реальностью. Государства и политическая власть имеют разнообразный набор связей с экономической деятельностью, даже если провозглашается невмешательство. Там, где различие служит определением вклада относительно ясных действий политической власти и скрытого результата бесконечного числа частных деятелей, оно имеет определенную аналитическую ценность.1
В капиталистическом «центре» мировой экономики, баланс со временем смещается от меркантилизма, который шел рука об руку с образованием современного государства, к либерализму и снова назад к более регулируемому государством порядку, сначала в эпоху империализма, а потом, вслед за послевоенным перерывом не долго просуществовавшего либерального порядка, до начала великой депрессии 1930-х годов. Государство в течении 1930-х годов должно было принять роль агента экономического оживления, защитника национального благосостояния и занятости от нарушений со стороны внешнего мира. Корпоратизм, союз государства с производительными силами на национальном уровне, стал под разными названиями моделью экономического регулирования.
После второй мировой войны система созданная Бреттон-Вудскими соглашениями стала нарушать баланс между либеральным мировым рынком и внутренней платежеспособностью государства. Государства стали держать ответ за внутренний экономический порядок перед учреждениями международного экономического порядка: Международным валютным фондом, Мировым банком и Генеральным соглашением о тарифах и торговле - в целях либерализации торговли и стабильности курса валют и их конвертируемости. Им также были предоставлены средства и время для того, чтобы сделать необходимые поправки в установленной ими ранее национальной экономической практикой, с тем чтобы не приносить в жертву благополучие различных групп и слоев общества в этих стран. Кейнсианское управление спросом вместе с перипетиями корпоратизма поддерживали этот международный экономический порядок во всех взлетах и падениях капиталистического цикла деловой активности. Умеренная инфляция, приписываемая тонкой настройке национальных экономик, стимулировала долгий период экономического роста. Война и производство вооружений играли ключевую роль. Вторая мировая война вывела национальные экономики из депрессии, корейская война и холодная война подстегивали экономический рост 1950-х и 1960-х годов.
Кризис этого послевоенного порядка может быть прослежен в 1968-1975 годах. В этот период сбалансированный компромисс предложенный Бреттон-Вудскими соглашениями сдвинулся по направлению к подчиненности национальных экономик заметно растущим требованиям мировой экономики. Государства становились более ответственными перед глобальной экономикой.
Как и почему это случилось? Вряд ли в данном диссертационном исследовании дано полностью адекватное объяснение. Данная проблема еще долго будет дискуссионной. Однако возможно выделить Бреттон-Вудский период как действительный поворотный пункт в смысле ослабления старых и возникновения новых структур. Тем не менее, несколько ключевых элементов преобразований (старых структурных сил в новые) могут быть определены, как: структурная сила капитала; структурирование производства; роль иностранной задолженности.
1. Инфляция, которая ранее была стимулом роста, благоприятным одинаково для бизнеса и для организованного труда, теперь, с ее большими темпами и уменьшающимся маржинальным доходом, рассматривается бизнесом, как препятствие для капиталовложений. Дискуссии среди экономистов по поводу того, что именно служит здесь причиной, тяговая сила спроса или напор растущих цен, не привели к единому заключению. Бизнес обвинял профсоюзы - в повышении оплаты труда, а государство - за циклы дополнительных, иногда неоправданных затрат, займов и налогов. Государствам приходится понимать, что оживление экономического роста зависит от доверия бизнеса к инвестированию, а доверие зависит от «дисциплины», которой должны подчиняться профсоюзы и государственные финансовые управленцы. Инвестиционный бойкот и бегство капитала является мощным оружием, которое не может игнорировать безнаказанно ни одно правительство. Типичная демонстрация их эффективности была дана в изменении политики в период президентства Миттерана во Франции.