Специфика социальной ситуации развития. Особенности социальной ситуации развития младенца. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте

Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста - ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация "МЫ", социальная ситуация комфорта. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон, который является условием нормального физического и психического развития ребенка. И этот эмоционально-положительный фон необходимо постоянно поддерживать, для чего человечество изобрело эрзацы присутствия взрослого: это пустышка и укачивание. Первая потребность, которая формируется у ребенка - это потребность в другом человеке.

Влияние на системы социального обеспечения

Но также такие меры, как компенсация за семью, родительские, детские и родительские льготы или другие денежные выгоды, такие как признание периодов обучения в пенсионном и долгосрочном страховании родителей или финансируемых государством учреждений по уходу, могут, естественно, только создавать эффекты, если желание ребенка вообще существует. Поскольку они уже живут среди нас, большие ошибки прогноза маловероятны. Поэтому последствия этих сдвигов в отношении страхования пенсий, здоровья и долгосрочного ухода могут быть предсказаны достаточно надежно.

Только развиваясь рядом со взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком. На развитие этой потребности надо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый. Первые признаки общения были описаны М.И. Лисиной. Это внимание, интерес к другому человеку (ребенок смотрит, прислушивается к голосу); эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание. Психологи говорят: "Младенец беспомощен, если он один, но пара "мать и дитя" не только не беспомощны, но поражают своей жизнестойкостью". С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие-ребенка.

В Германии обязательное пенсионное страхование является основой для поставки более 90 процентов пожилых людей на пенсию. Помимо минимального резерва наличности, резервы для будущего не создаются. Если сами сегодняшние вкладчики достигли пенсионного возраста, их взносы, выплаченные заранее, уже давно потрачены, а их пенсии должны финансироваться за счет взносов, выплачиваемых тогда трудоспособным населением, то есть отсталым поколением своих детей. Благодаря системе «оплата по ходу» старшее, среднее и молодое поколение находится в виде договорных отношений с точки зрения преимуществ и вознаграждения.

Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте

В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». На первых порах прямохождение, ходьба - это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется я круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка ребенка в пространстве.

Этот так называемый контракт с тремя поколениями ставит вопрос о справедливой взаимосвязи между преимуществами и соображениями. В этой связи Федеральный конституционный суд постановил в своем основном решении. Финансовый и объем генерирующего вклада в виде воспитания детей в решающей степени зависит от соотношения числа пожилых людей, которых нужно уделить количеству людей среднего поколения, которые предоставляют эти услуги.

Просьба о гибком выходе на пенсию

Для реформы пенсионной системы существуют различные варианты действий, которые можно объединить. Увеличение ставки взносов, снижение пенсионного уровня, увеличение числа участников, сокращение числа пенсионеров за счет увеличения пенсионного возраста, частичное финансирование расходов по пенсионному страхованию из налоговых поступлений. С точки зрения государства, легче всего повысить пенсионный возраст. Тем временем в Германии было решено увеличить до 67 лет. Но это может быть только первым шагом.

Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их является очевидным, не лежит на поверхности. Психологическая «робинзонада» не способна обеспечить эффективное развитие человека. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды.

Поскольку продолжительность жизни продолжает расти, любой фиксированный возраст выхода на пенсию, независимо от того, насколько высок, будет увязан в демографической динамике, а несоответствие между пенсионерами и пенсионерами будет продолжать восстанавливаться. Многие люди в возрасте 60-х и 70-х годов хотят работать, но также имеют достаточно свободного времени.

Увеличение коэффициента зависимости по старости не может быть отменено, и связанное с этим увеличение бремени может распространяться по-разному на средние и старшие поколения. Сокращение увеличения дохода на душу населения за счет технического прогресса, повышающего производительность. Однако наибольший рост производительности не может полностью компенсировать увеличение зависимости от старости и связанное с этим увеличение нагрузки на среднее поколение.


Складывается социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок-предмет-взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения - это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по назначению, совместные игры.

Ожидания государства всеобщего благосостояния

Это правда, что подавляющее большинство населения знает, что демографические тенденции создают серьезные проблемы для пенсионной системы. Тем не менее, только 25 процентов населения убеждены в необходимости продления срока службы. Если на данный момент граждане должны были быть проголосованы, подавляющее большинство голосов будет голосовать за 65-летний возраст вступления в должность. Однако постепенно готовность принять более длительную рабочую жизнь растет под впечатлением от публичных дебатов.

Взрослый для ребенка раннего возраста - это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Доля людей, которые лично подготовлены к работе до достижения 67-летнего возраста, увеличилась с 24 до 33 процентов за последние четыре года, в то время как доля, которая строго сокращает срок службы, сократилась с 56 до 50 процентов есть. Государственное медицинское страхование.

Как и в случае пенсионного страхования, около 90 процентов населения также является участником обязательного медицинского страхования и около десяти процентов частного медицинского страхования. Нормативная медицинская страховка, как и обязательное пенсионное страхование, организуется в соответствии с системой оплаты по мере необходимости, поэтому нет никаких резервов для демографического увеличения расходов на здравоохранение. Напротив, частное медицинское страхование создает такие резервы с целью поддержания постоянной ставки взносов, поскольку расходы на здравоохранение возрастают из-за демографического старения и снижения доходов по демографическим причинам.

Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:

Инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;

Предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;

Доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;

В свою очередь, более высокие ставки взносов взимаются в молодые годы, чем связанные с возрастом расходы на здоровье. Результирующие резервы являются процентными и используются для снижения ставок взносов в старости. Расходы на душу населения в возрасте от восьми до десяти раз выше, чем возраст возраста с возрастом. По мере увеличения доли пожилых людей в населении расходы на здравоохранение в целом возрастают.

Расходы на душу населения для пожилых людей выше, потому что они чаще болеют, чем молодые люди. Еще одна тенденция увеличения затрат связана с тем, что возрастная составляющая расходов на здравоохранение на душу населения постоянно изменяется вверх в результате медико-технического прогресса.

Чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;

Активное использование речи во взаимодействии.

2. Социальная ситуация развития в раннем возрасте

Демографическое старение не только увеличивает расходы, но и уменьшает доходы от обязательного медицинского страхования, поскольку количество участников сокращается по демографическим причинам. Начальный разрыв между расходами и доходами требует увеличения ставки взноса по страхованию медицинского страхования от примерно 15 процентов до примерно 21 процента, даже если медико-технический прогресс не несет дополнительных затрат.

Как и в случае с обязательным медицинским страхованием, демографическое старение также имеет эффект снижения доходов и увеличения расходов в рамках обязательного страхования по долгосрочному уходу. Эффект демографического старения, повышающий издержки, можно увидеть, вычислив «Демографический фактор ухода за пожилыми людьми», в котором указывается количество людей в важной возрастной группе самого старого для числа людей, нуждающихся в уходе, что составляет от 20 до 40 лет моложе на каждые 100 человек Возрастная группа, из которой предоставляется большая часть помощи.

В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса – ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Коэффициент зависимости от старости измеряет чисто демографическое увеличение бремени в секторе ухода, которое является результатом изменений в возрастной структуре. Дальнейшее бремя, также демографическое, возникает из-за того, что доля людей, которые остаются бездетными для жизни, резко возросла. Подавляющее большинство услуг по уходу предоставляются членами семьи иждивенцев и их детей. Число людей, нуждающихся в помощи, которые остаются бездетными и нуждаются в заботе о семье, будет особенно высоким.

Невидимые, недооцененные помощники

Это приводит к тому, что нарушается принцип возмездного правосудия, если количество детей и их пособия по уходу не учитываются при установлении тарифов. Трудно найти дружеские отношения и отношения. Многие страдающие слабоумием не могут оставаться в одиночестве в своей неопределенности и беспокойстве на минуту, потому что родственники - это беспокойное блуждание, повторяющиеся вопросы и разговоры, страх и агрессивность - постоянное бремя. И хотя слабое деменция и ее последствия давно обсуждались: психическое ухудшение собственного отца, матери или супруга - это то, о чем никто не любит говорить.

Общение ребенка со взрослым начинает опосредоваться предметами уже во второй половине младенчества. Однако ребенок вычленяет только отдельные предметы и самого взрослого он рассматривает как интересный предмет. Первоначально его привлекают физические свойства предметов, а не способы действия с ними. Со всеми предметами он действует примерно одинаково, независимо от их назначения и функций. Младенец еще не выделяет способа действия с предметом и его назначения, а взрослый является для него «источником» интересных предметов и ярких впечатлений. Он лишь показывает и дает ребенку различные предметы, а манипулирует с ними младенец по своему, самостоятельно и независимо от взрослого.

Обязательные и сострадательные родственники прочно спланированы в этой системе. Они разрываются между перегрузкой и виной. Сокращение числа младших и средних возрастных групп с одновременным увеличением числа и доли пожилых людей оказывает влияние не только на сферу социальной защиты, но также на рынок труда и экономический рост. Эти области тесно связаны: каждый недостающий вкладчик в пенсионное страхование, страхование здоровья и долгосрочного ухода также является недостающим налогоплательщиком.

Падение числа экономически активных людей не только приводит к потере дохода в рамках обязательного социального страхования, но и снижает темпы роста национального дохода. В результате, он уменьшает налоговые поступления, требуемые государством для финансирования грантов на пенсионное страхование, страхование здоровья и долгосрочного страхования, чтобы закрыть демографически растущий разрыв между доходом и расходами.

На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д.Б. Эльконина , заключается в том, что теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним. Взрослый становиться для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий. И хотя на протяжении всего раннего возраста форма общения со взрослым по прежнему остается ситуативно-деловой, характер делового общения существенно меняется. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимы соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное, новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.

Как иммиграция влияет на социальные и экономические проблемы демографического старения? В этом вопросе сначала необходимо провести различие между по меньшей мере четырьмя группами иммигрантов: гуманитарной иммиграцией, наемными рабочими, членами семьи, которые приходят, и репатриантами.

Помимо исключений для сезонных работников или определенных профессий, таких как компьютерные ученые, на сегодняшний день наибольшее число иммигрантов находится в группе, не имеющей права на участие. Однако это также важно для обеспечения работы. Это относится, например, к супругам, которые иммигрировали через воссоединение семьи, и к детям, которые увеличивают предложение рабочей силы после завершения их обучения.

В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает на фоне практического взаимодействия с предметами.

Вопрос об экономических и социальных последствиях иммиграции должен быть подразделен на подзапросы: влияние на предложение работы, на национальный доход и на возрастную структуру населения. Век от двух миллионов до более семи миллионов. Хотя это увеличило число людей трудоспособного возраста, число лиц, фактически набирающих занятость, не увеличилось в той же степени. Оставляя в стороне возраст выхода на пенсию или трудоспособность для работы, одним из факторов является уровень безработицы, который для рабочих-нерезидентов примерно в два раза выше, чем для местных рабочих.


3. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.

Общение ребенка с взрослыми усложняется и приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться по поводу не только непосредственно воспринимаемых предметов, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

Если удастся сократить дефицит навыков за счет эффективной интеграции, то иммиграция положительно скажется на росте национального дохода: любой приток, связанный с трудовой деятельностью и связанной с занятостью, увеличит национальный доход, поскольку каждый дополнительный работник будет увеличивать производство своими собственными Увеличивает спрос на продукцию и способствует получению дополнительного дохода для других работников.

Но сколько иммигрантов потребуется для прекращения демографического спада местной рабочей силы? Вот экскурс: предложение рабочей силы во многом определяется возрастной группой от 20 до 60 лет. Однако за предыдущим постоянством скрывались два противоположных движения. После этого усадка происходит в обеих группах.

М.И. Лисина выделяла две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, - познавательную и личностную .

В первой половине дошкольного возраста (3 – 5 лет) появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой) она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое». Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы, поэтому детей этого возраста иногда называют «почемучками».

Эти вопросы чрезвычайно разнообразны и охватывают практически все области знаний о мире, природе и обществе. Все, что ребенок слышит от взрослого и что видит сам, он пытается привести в порядок, установить закономерные отношения, в которые укладывается наш непостоянный и сложный окружающий мир. Ведущий для этой формы мотив общения - познавательный. Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве – как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить сомнения и ответить на вопросы. А поскольку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются темы, непосредственно не связанные с окружающей обстановкой, общение впервые приобретает внеситуативный характер.

Для внеситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого. Очень важной для них становится оценка взрослого; любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду. Исследования показали, что дети с познавательными мотивами общения демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших детей многие еще остаются на уровне ситуативно-деловой формы общения). Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. Главным средством такого общения является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации и осуществить внеситуативное общение.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает соответствовать интересам детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста – внеситуативно-личностная форма общения. В отличии от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей. Если в 4 – 5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях и т.д. Ведущими мотивами становятся личностные. Это значит, что главным побудителем общения, как и в младенческом возрасте, является сам человек независимо от его конкретных функций. Внеситуативно-личностное общение (как и ситуативно-личностное) не является стороной какой-то другой деятельности (практической или познавательной), а представляет собой самостоятельную ценность. Однако в отличии от младенческого возраста взрослый выступает для ребенка как конкретный человек и член общества. Ребенка интересуют не только его ситуативные проявления (его внимание, доброжелательность, физическая близость), но и самые различные аспекты его существования, которые не видны в конкретной ситуации не как не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и т.д.). Столь же охотно он рассказывает и о себе самом (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).

Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит доказательством ее правильности. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситаутивно-личностного общения. Что касается средств общения, то они, как предыдущем этапе остаются речевыми.

Между двумя внеситуативными формами общения нет четких возрастных границ: нередко случается, что внеситуативно-личностное общение не возникает до 6 – 7 лет, а иногда в упрощенном варианте оно встречается уже у трехлеток. Однако общая возрастная тенденция все же свидетельствует о последовательном появлении этих форм общения в онтогенезе.

Социальная ситуация развития дошкольника не ограничивается не ограничивается его контактами с окружающими взрослыми. Кроме реально окружающих ребенка взрослых в жизни и в сознании дошкольника появляется еще один – идеальный взрослый.

Он идеален, во-первых, потому, что существует только в сознании ребенка как идея, а не как конкретный реальный человек; а во-вторых, потому, что воплощает в себе совершенный образ какой-либо общественной функции: взрослый – папа, доктор, продавец, шофер и т.д. Причем этот идеальный взрослый не только представляется или мыслится ребенком, но становится мотивом его действий. Дошкольник хочет быть таким, как этот идеальный взрослый. Его главная потребность – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе со взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей.

Противоречие социальной ситуации развития ребенка – дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя роль взрослого как носителя общественных функций и вступает в определенное отношение с другими «идеальными взрослыми». Взрослый в ролевой игре присутствует не непосредственно, а опосредованно, через ту роль, которую берет на себя ребенок. Поведение ребенка в игре, его отношения к вещам и другим детям, выполняющим другие роли, опосредованы образом идеального взрослого и направляется им.

Именно поэтому, что ролевая игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника. В ней, с одной стороны, благодаря речевому действию происходит усвоение норм общественных отношений, а с другой – формирование самого механизма личностного поведения, т.е. подчинение своего поведения идеальному образу, ставшему мотивом деятельности ребенка. Основным мотивом игровой деятельности ребенка является возможно лучшее выполнение взятой на себя роли, действовать «как взрослый». Это мотив подчиняет себе непосредственные побуждения ребенка и является ведущим. С этой точки зрения, дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного усвоения человеческих отношений – норм и правил поведения, которые существуют в мире взрослых.

Кроме взрослого в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми.

Итак, социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте усложняется и дифференцируется. Взрослый человек остается центром жизни ребенка, но отношения с ним существенно меняются. Если в раннем возрасте социальная ситуация определялась исключительно отношениями ребенка с его близкими взрослыми, то начиная с дошкольного возраста ребенок вступает в отношения с более широким социальным миром. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме. Общение с реальными близкими взрослыми приобретает внеситуативный характер и побуждается новыми потребностями. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка – его отношения со сверстниками.

В направлении все более отличительного паттерна незрелости, благодаря именно такому направлению отбора стала возможной более гибкая адаптация нашего вида. 2.4 Социальная ситуация развития в период новорожденности С самого начала возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы. Однако социальная...

На внутришкольном учете;- семьи с детьми, употребляющими психотропные вещества; с родителями, вернувшимися из мест лишения свободы и т. д. Таким образом, одной из кризисных социальных ситуаций развития является и неполная семья, в первую очередь, в силу преобладания отрицательных результирующих воздействий на личностное и социальное развитие ребенка. Традиционно неполной признается семья, в...

Способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов. 3. Развитие отдельных видов деятельности Развитие предметной деятельности. Начало раннего детства знаменует переход от действий-манипуляций с предметами, в которых ребенок ориентировался прежде всего на их физические характеристики (цвет, форму, способность издавать звук и т.д.), к предметно-орудийным действиям. ...

Не станет одним из 25-30% детей алкоголиков, кто сами стали алкоголиками. Глава III. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы с детьми алкоголиков 3.1 Работа с детьми алкоголиков на территории юго-западного административного округа г. Москвы. Реабилитационные программы Сегодня накоплен значительный отечественный опыт организации помощи детям алкоголиков. Основная проблема...



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то