Библиография малых форм Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д. В библиотеках в последнее время. Малые формы библиографии – методическая консультация Что является библиографическим пособием

ПОСОБИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ

Данный материал адресован библиотекарям, ведущим библиографическое обслуживание пользователей в муниципальных и школьных библиотеках и осуществляющим выпуск информационно-библиографической продукции.

Основополагающим документом информационно-библиографической деятельности является ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения» . Он выделяет три основных типа библиографических пособий – библиографический указатель, библиографический список и библиографический обзор , хотя известны и другие типы пособий, которые можно рассматривать уже как варианты названных.

Согласно ГОСТу библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей. То есть наличие библиографического списка или библиографической записи отличает библиографическое пособие от информационного.

Библиографические пособия можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.


Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т. д.

В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно молодому пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности как библиографа, так и пользователя библиотеки.

Существуют и другие виды классификации библиографических пособий.

Чаще всего муниципальные библиотеки, в т. ч. работающие с детьми и подростками, выпускают следующие виды библиографических пособий: закладки, буклеты , памятки, рекомендательные списки, планы чтения; реже издаются библиографические указатели. Большое распространение приобрели также такие информационно-библиографические пособия как дайджесты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую). На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга) , а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора.

Наряду с художественной литературой закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме.

Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – 25 -30 см. В закладке дается обычно до 10 названий. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАКЛАДКА отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс ,с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги. Вот примеры закладок:

https://pandia.ru/text/80/343/images/image004_52.jpg" width="109" height="314">

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА – малая форма библиографического пособия, предназначенная для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или об общественно значимом событии. Памятка рекомендует читателю минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом.

Цель памятки, посвященной определенной личности, – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля искусства и др.) и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираются наиболее ценные издания его произведений, имеющиеся в библиотеке, а также литература, посвященная его жизни и творчеству: воспоминания, издания документального и биографического характера, художественные произведения разных жанров. Наряду с моноизданиями рекомендуются также главы из книг, вступительные статьи, очерки, материалы из журналов и сборников , посвященные данному лицу.


Разделы памятки следуют друг за другом в определенном порядке:

˜предисловие (или введение) с краткой биографической справкой (необходимые фактические сведения и информация об истории создания произведений);

˜обзор основных произведений;

˜список основных изданий и публикаций (если в библиотеке одно и то же произведение представлено в разных изданиях, то выбирают одно, более новое издание или издание, оснащенное научно-справочным аппаратом);

˜краткий список литературы о жизни и творчестве (сначала приводят библиографические описания книг, характеризующих жизнь и творчество в целом, а затем литературу об отдельных периодах и конкретных произведениях).

Тот же самый принцип используется при составлении библиографической памятки о каком-либо значимом событии : описание события, по возможности фотография или иллюстрация и рекомендательный список литературы.

Библиографическую памятку можно использовать для первоначального ознакомления с темой, творчеством автора, но не для углубленного изучения. Часто библиотекари оформляют памятки в виде буклета, т. е. издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.

Примеры памяток:

https://pandia.ru/text/80/343/images/image008_22.jpg" alt="http://3.bp.blogspot.com/-d5GC257zZPA/UFTT5Ya6WjI/AAAAAAAAAvE/brI5-DnkERc/s320/%D0%BE%D0%B1%D0%BB.%D0%9A%D0%B0%D0%BA+%D0%B2%D1%8B%D0%B9%D1%82%D0%B8+%D0%B8%D0%B7+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B0.jpg" width="146" height="208 id=">

ПЛАН ЧТЕНИЯ составляется в том случае, когда читателю в целях самообразования, расширения общекультурного или профессионального кругозора необходимо изучить определенный вопрос. Библиотека предлагает ему помощь в организации рационального чтения: в ходе беседы с читателем выясняется, что и в каком объеме его интересует, какие книги или статьи он уже прочитал. Выявляется литература, отбирается нужное количество книг и статей (обычно не более пяти-семи наименований ), которые и составляют «обязательный минимум». Читателю разъясняется, почему нужно изучать литературу именно в предложенном порядке, а не иначе, с какими произведениями важно познакомиться в самом начале, с какими позже, на что следует обратить особое внимание.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК – это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объема, с простой структурой, понятной пользователю, не имеет справочного аппарата. Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу.

В качестве синонима используется термин «список литературы» . Может быть как самостоятельным пособием, так и частью другого издания (внутрикнижный, внутригазетный, внутрижурнальный, пристатейный, прикнижный). Также библиографический список часто сопровождает неопубликованные документы: диссертации, научные отчеты и т. п.

Библиографический список, как и любое другое пособие, должен содержать название, указание на форму пособия (рекомендательный список литературы), выходные данные, хронологические рамки предлагаемых документов, год издания.

1) Список-закладка «С чего начать».

Он составляется в тех случаях, когда читателю нужна помощь в самостоятельном изучении интересующего его вопроса. В отличие от обычного списка литературы, список «С чего начать» рекомендует первые книги для чтения, близкие по содержанию и степени доступности (3 – 5 названий), которые дают лишь самые основные сведения по теме . Этот вид пособия рассчитан на читателей-неспециалистов, главным образом, молодежь. Литературу из такого списка можно читать по выбору. Также пишут небольшой вступительный текст и аннотации . Текст содержит краткую характеристику темы, раскрывает ее значение. В аннотации желательно показать специфику каждой книги – по содержанию, форме изложения, подчеркнуть ее значение в ряду других книг. Таким образом, списки «С чего начать» не ставят перед читателем задачи обязательного чтения всех произведений подряд. Они сочетают оперативность и краткость информации о литературе с элементами рекомендации, популяризации книг по наиболее интересным темам краеведения.

Произведение, к которому составлена закладка, называется заглавным . Составляя такой список, библиотекарь должен хорошо знать содержание произведения, представлять, какие чувства оно вызовет у читателя, суметь «переключить» внимание читателей на другие книги (может быть, с книги невысокой художественной ценности, на более глубокие произведения, или на произведения, незаслуженно забытые читателями).

Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – 25 -30 см. В закладке дается обычно до 10 названий. Помимо произведений художественной литературы, в нее можно включать и научно популярные книги. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации , тексты , связывающие книги между собой. Раскрывая основное содержание, главную идею книги, можно пересказать интересный эпизод, чтобы привлечь внимание читателей. Часто в закладках рекомендуются однотипные произведения, очень похожие по сюжету. В этих случаях составляют групповые аннотации.

Готовая закладка тиражируется и вкладывается в ту книгу, к которой она составлена. Выдается вместе с книгой. После чтения литературы по закладке, можно предложить читателю рекомендательный указатель по нужной ему теме.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК литературы имеет более сложную структуру, чем библиографический . Составляется рекомендательный список, как правило, по наиболее важным или актуальным темам , например, «Деловая этика и этикет», «Совет да любовь» (о свадебных обрядах и обычаях), «Природа и человек», роман «Евгений Онегин» в литературоведении, изобразительном и музыкальном искусстве и т. п.

В соответствии с читательским и целевым назначением отбираются печатные и электронные документы, опубликованные в течение последних 3-5 лет. Объем обычного рекомендательного списка невелик – 15 – 20 названий книг и статей. Обязательно должны быть : предисловие, можно давать вводный текст к разделам пособия (если они есть). Аннотации должны быть четкими, краткими, продуманными. Произведения группируются по разделам, причем вначале обязательно помещают общий раздел, где рекомендуются книги и статьи по теме в целом, а затем 2 -3 частных раздела. Внутри разделов сначала приводятся библиографические описания наиболее ценных, интересных и доступных материалов.

Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее деление : книги, материалы периодической печати, информация сети Интернет, мультимедийные издания в алфавите авторов и произведений.

Рекомендательные пособия «малой формы» для молодых читателей – лишь первая ступень к формированию читательских интересов, серьезной самообразовательной работе. Следующая ступень – это самостоятельное использование печатных рекомендательных пособий . При составлении пособий «малой формы» нужно учитывать, что они оформляются красочно, снабжены обширными рекомендательными аннотациями, которые написаны живо и занимательно .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брежнева, обслуживание : учеб. пособие / , . – СПб. : Профессия, 2012. – 368 с. – (Библиотека).

2. Брежнева В. В . Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий : учеб.-практ. пособие. – СПб. : Профессия, 2004. – 304 с.

3. Диомидова: учебник для ср. проф. учеб. заведений. – СПБ. : Профессия, 2003. – 288 с.

4. Зыгмантович, библиографической продукции библиотеками: науч.-практ. пособие / . – Минск: Новое знание, 2009. – 229 с. – (Профессионалам библиотечного дела).

5. Коготков деятельность библиотеки: органи-зация, технология, управление : учебник. - СПб. : Профессия, 2004. - 304 с.

6. Справочник библиографа / науч. ред. , . – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Профессия, 2005. – 592 с. – (Библиотека).

7. Справочник библиотекаря / науч. ред. . - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Профессия, 2010. - 640 с. - (Библиотека)

МКУ «Калининская МБ»

Организационно-методический отдел

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ

ПОСОБИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ


ст. Калининская, 2013 г.

В последнее время большое значение приобрела издательская деятельность библиотек, как одно из направлений информирования пользователей, продвижения книги и чтения.

Библиотеки выпускают широкий круг информационно-библиографической продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая возрастные особенности.

Методические рекомендации «Информационно-библиографические пособия: виды и формы» адресованы библиотекарям, ведущим библиографическое обслуживание пользователей в муниципальных и школьных библиотеках и осуществляющим выпуск информационно-библиографической продукции.

Библиографические пособия

В старину на библиографических изданиях ставилась эмблема - золотые ключи. Сейчас она не печатается, но сохранила своё значение ключа к книжным фондам. Этот ключ доступен всем, только нужно научиться пользоваться им.

Библиографические знания необходимы в любом деле. Научную, исследовательскую работу невозможно представить себе без библиографической работы. Как написать реферат, сделать сообщение по теме, подготовиться к докладу? Всё начинается с изучения литературы по данному вопросу, и без помощи библиографии тут не обойтись.

Если читателю не требуется просматривать всю литературу по теме, а надо получить данные только по тем работам, которые рекомендованы, то можно воспользоваться рекомендательными библиографическими пособиями, т.е. книгами о книгах:

  1. Указатели.
  2. Списки.
  3. Планы чтения.

Указатели в нашей библиотеке находятся в специальном ящике "Библиографические пособия”. Их издают крупнейшие библиотеки страны в форме списков, обзоров, аннотированных списков. Указатели представлены тематические - "Всё об Олимпийских играх", "Познание продолжатся", "Приглашение к открытиям", "Лучшие книги зарубежных писателей”, "Классики художественной литературы”; жанровые - "Зарубежный детектив”, "Мир глазами фантастики"; персональные - "Чехов - детям”, "Нижегородские писатели - детям”, "Пушкиниана на Большой Морской, 33". Каждый указатель рассчитан на определённый круг читателей, на определённый возраст.

Библиотеки сами издают библиографические пособия, например "Миллион приключений на земле и в космосе”, посвящённый творчеству писателя Кира Булычёва, "Потомкам в пример" (жизнь знаменитых нижегородцев по книгам Карпенко В.Ф.), "Писатель, которому всегда двенадцать" (В. Крапивин) и др. составлены в нашей библиотеке.

Библиографические списки можно найти в ваших учебниках, например в литературе помещены списки литературы для внеклассного чтения.

Имеют библиографические списки дополнительной литературы энциклопедии издательства "Аванта+”: "Литература”, "Биология”, "Человек”, "Техника”, "Личная безопасность” "Советуем прочитать”.

В конце Энциклопедических словарей: юного историка, химика, физика, зрителя и т.д. можно найти обширные библиографические списки по темам "Что читать”. Такие списки есть во многих справочных и научно-популярных изданиях.

Каждая библиотека составляет малые формы библиографии - "Планы чтения ”, куда включает небольшое количество книг (5-7) по определённоё теме, которые вы можете использовать в выборе книг для чтения.

Представляем вашему вниманию некоторые библиографические пособия, изданные в нашей библиотеке:

От милосердия в книгах к неравнодушию в жизни : волонтёрство, добровольчество и милосердие в художественной литературе: рекомендательный указатель литературы. Вып. 2 / МКУК ЦБС Московского района г. Нижнего Новгорода. Центральная районная детская библиотека им. В.Г. Белинского; сост. И.Г. Пономаренко. - Н. Новгород, 2018. - 12 с. - (Книги, помогающие жить). PDF

Тургенев: игра в ассоциации: библиографический список для 6-9 кл. / сост. Н.В. Ларюхина; ЦРДБ им. В.Г. Белинского МКУК ЦБС Моск. р-на. - Н. Новгород: [б. и.], 2018. - с. : ил. PDF

Футбол на книжной полке: библиографический список литературы для 1-9 классов/ авт. сост. Пономаренко И.Г. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2018. - 25 с. : ил. PDF

Вокруг футбола: библиографический список литературы для 5-9 классов /авт.-сост. Ларюхина Н.В.. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2018. - 5 с. : ил. PDF

Сети Горького: мини-путеводитель для 5-9 классов /авт.-сост. Пономаренко И.Г. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2018. - 6 с. : ил. - (Загляните на сайт). PDF

художественные произведения, где среди героев есть люди с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми потребностями [Текст] : библиогр. указатель литературы: для учащихся 1-9 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. И. Г. Пономаренко. - Нижний Новгород: [б.и.], 2017. - 26 с. : ил. - (Книги, помогающие жить). PDF

Легко ли быть не таким, как все? : художественные произведения, где среди героев есть люди с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми потребностями [Текст] : библиогр. указатель литературы: для учащихся 1-4 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. И. Г. Пономаренко. - Нижний Новгород: [б.и.], 2017. - 12 с. : ил. - (Книги, помогающие жить). PDF

Легко ли быть не таким, как все? : художественные произведения, где среди героев есть люди с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми потребностями [Текст] : библиогр. указатель литературы: для учащихся 5-7 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. И. Г. Пономаренко. - Нижний Новгород: [б.и.], 2017. - 20 с. : ил. - (Книги, помогающие жить). PDF

Легко ли быть не таким, как все? : художественные произведения, где среди героев есть люди с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми потребностями [Текст] : библиогр. указатель литературы: для учащихся 8-9 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. И. Г. Пономаренко. - Нижний Новгород: [б.и.], 2017. - 18 с. : ил. - (Книги, помогающие жить). PDF

Художник мира животных: Евгений Иванович Чарушин - 115 лет со дня рождения [Текст] : библиогр. список: для учащихся 1-4 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. Н. А. Козмина. - Нижний Новгород: [б.и.], 2016. - 9 с. : ил. PDF

"Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса" : 120 лет со дня рождения Е.Л. Шварца: информационный буклет для учащихся 1-7 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. Н. А. Козмина. - Нижний Новгород, 2016. - 2 с. : ил. PDF

Cо страничек на экран: перелистай странички - посмотри мультфильм : рек.список книг и мультфильмов для детей и их родителей / ЦРДБ им. В.Г. Белинского; сост. Н.А. Козмина. - Нижний Новгород, 2016. - 10 с. : ил.PDF

: серия библиографических списков литературы к Году российского кино.

  • КиноИстория (история кинематографа, для 5-9 классов) PDF
  • Книга становится фильмом (экранизация литературных произведений, для 5-9 классов) PDF
  • На экране - герои школьной программы (экранизация литературных произведений писателей-классиков, для 5-9 классов) PDF
  • На экране - любимые книжные герои (экранизация известных произведений детской литературы, для 5-9 классов) PDF
  • На экране - ожившие картинки (мультипликация, для 5-7 классов) PDF
  • Когда оживает картинка (мультипликация, для 1-4 классов) PDF
  • Идём в кино! (киноискусство, для 1-4 классов PDF

Фронтовые строки: нижегородские поэты и писатели. Информационный буклет для учащихся 5-9 классов.

День солидарности в борьбе с терроризмом. Памятка. /авт.-сост. Тарновская О.М., Соловова Н.А.. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2014. - 3 с. : ил.

В поисках затерянной войны : библиографический список-путешествие по библиотеке для 7-9 классов / авт. - сост. Ларюхина Н.В. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2014. - 11 с. : ил.

Пособие знакомит с историческим событием - Первой мировой войной - в связи со столетним юбилеем со дня начала войны.

Олимпиада в Сочи: мини-путеводитель для 5-9 классов /авт.-сост. Пономаренко И.Г. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2013. - 6 с. : ил. - (Загляните на сайт).

Спорт - актив: библиографический список для 5-9 классов / авт.-сост. Ларюхина Н.В. - Нижний Новгород: МКУК ЦБС Московского района: ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2012. - 19 с. : ил.

Вариантов проведения свободного времени множество. Этот рекомендательный список расскажет вам об одном из лучших - активном отдыхе. Если вы захотите больше узнать о выбранном вами виде спорта, заниматься им правильно с максимальной пользой, обратитесь к литературе, представленной в этом списке.

В библиотеке вы можете познакомиться с данным списком в электронном варианте.

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
ВИДЫ И ФОРМЫ

Малые формы библиографии

Дорогие коллеги!

Сейчас в библиотеках зачастую работают люди с непрофильным образованием, которые имеют смутное представление о библиографии и библиографических пособиях. Данные материалы помогут познакомиться с видами информационно-библиографических пособий, методикой их составления. Первая консультация посвящена малым формам библиографии.

В последнее время большое значение приобрела издательская деятельность библиотек, как одно из направлений информирования пользователей, продвижения книги и чтения.

Библиотеки выпускают широкий круг информационно-библиографической продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая возрастные особенности.

Данный материал адресован библиотекарям, ведущим библиографическое обслуживание пользователей в муниципальных и школьных библиотеках и осуществляющим выпуск информационно-библиографической продукции.

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ

ПОСОБИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ

Основополагающим документом информационно-библиографической деятельности является ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения» . Он выделяет три основных типа библиографических пособий – библиографический указатель, библиографический список и библиографический обзор , хотя известны и другие типы пособий, которые можно рассматривать уже как варианты названных.

Согласно ГОСТу библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей. То есть наличие библиографического списка или библиографической записи отличает библиографическое пособие от информационного.

Библиографические пособия можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.

Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д.

В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно молодому пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности как библиографа, так и пользователя библиотеки.

Существуют и другие виды классификации библиографических пособий.

Чаще всего муниципальные библиотеки, в т. ч. работающие с детьми и подростками, выпускают следующие виды библиографических пособий: закладки, буклеты, памятки, рекомендательные списки, планы чтения; реже издаются библиографические указатели. Большое распространение приобрели также такие информационно-библиографические пособия как дайджесты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую). На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга) , а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора.

Наряду с художественной литературой закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАКЛАДКА отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс , с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги.

Вот примеры готовых закладок, которые получают книжные магазины:

Лицевая сторона
Обратная сторона
Лицевая сторона
Обратная сторона
























БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА – малая форма библиографического пособия, предназначенная для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или об общественно значимом событии. Памятка рекомендует читателю минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом.

Цель памятки, посвященной определенной личности, – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля искусства и др.) и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираются наиболее ценные издания его произведений, имеющиеся в библиотеке, а также литература, посвященная его жизни и творчеству: воспоминания, издания документального и биографического характера, художественные произведения разных жанров. Наряду с моноизданиями рекомендуются также главы из книг, вступительные статьи, очерки, материалы из журналов и сборников , посвященные данному лицу.

Разделы памятки следуют друг за другом в определенном порядке:

˜предисловие (или введение) с краткой биографической справкой (необходимые фактические сведения и информация об истории создания произведений);

˜обзор основных произведений;

˜список основных изданий и публикаций (если в библиотеке одно и то же произведение представлено в разных изданиях, то выбирают одно, более новое издание или издание, оснащенное научно-справочным аппаратом);

˜краткий список литературы о жизни и творчестве (сначала приводят библиографические описания книг, характеризующих жизнь и творчество в целом, а затем литературу об отдельных периодах и конкретных произведениях).

Тот же самый принцип используется при составлении библиографической памятки о каком-либо значимом событии : описание события, по возможности фотография или иллюстрация и рекомендательный список литературы.

Библиографическую памятку можно использовать для первоначального ознакомления с темой, творчеством автора, но не для углубленного изучения. Часто библиотекари оформляют памятки в виде буклета, т.е. издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.


Примеры памяток :

ПЛАН ЧТЕНИЯ составляется в том случае, когда читателю в целях самообразования, расширения общекультурного или профессионального кругозора необходимо изучить определенный вопрос. Библиотека предлагает ему помощь в организации рационального чтения: в ходе беседы с читателем выясняется, что и в каком объеме его интересует, какие книги или статьи он уже прочитал. Выявляется литература, отбирается нужное количество книг и статей (обычно не более пяти-семи наименований ), которые и составляют «обязательный минимум». Читателю разъясняется, почему нужно изучать литературу именно в предложенном порядке, а не иначе, с какими произведениями важно познакомиться в самом начале, с какими позже, на что следует обратить особое внимание.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК – это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объема, с простой структурой, понятной пользователю, не имеет справочного аппарата. Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу.

В качестве синонима используется термин «список литературы» . Может быть как самостоятельным пособием, так и частью другого издания (внутрикнижный, внутригазетный, внутрижурнальный, пристатейный, прикнижный). Также библиографический список часто сопровождает неопубликованные документы: диссертации, научные отчеты и т.п.

Библиографический список, как и любое другое пособие, должен содержать название, указание на форму пособия (рекомендательный список литературы), выходные данные, хронологические рамки предлагаемых документов, год издания.


1) Список-закладка «С чего начать».

Он составляется в тех случаях, когда читателю нужна помощь в самостоятельном изучении интересующего его вопроса. В отличие от обычного списка литературы, список «С чего начать» рекомендует первые книги для чтения, близкие по содержанию и степени доступности (3 – 5 названий), которые дают лишь самые основные сведения по теме . Этот вид пособия рассчитан на читателей-неспециалистов, главным образом, молодежь. Литературу из такого списка можно читать по выбору. Также пишут небольшой вступительный текст и аннотации . Текст содержит краткую характеристику темы, раскрывает ее значение. В аннотации желательно показать специфику каждой книги – по содержанию, форме изложения, подчеркнуть ее значение в ряду других книг. Таким образом, списки «С чего начать» не ставят перед читателем задачи обязательного чтения всех произведений подряд. Они сочетают оперативность и краткость информации о литературе с элементами рекомендации, популяризации книг по наиболее интересным темам краеведения.

Произведение, к которому составлена закладка, называется заглавным . Составляя такой список, библиотекарь должен хорошо знать содержание произведения, представлять, какие чувства оно вызовет у читателя, суметь «переключить» внимание читателей на другие книги (может быть, с книги невысокой художественной ценности, на более глубокие произведения, или на произведения, незаслуженно забытые читателями).

Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – 25 -30 см. В закладке дается обычно до 10 названий. Помимо произведений художественной литературы, в нее можно включать и научно популярные книги. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации , тексты , связывающие книги между собой. Раскрывая основное содержание, главную идею книги, можно пересказать интересный эпизод, чтобы привлечь внимание читателей. Часто в закладках рекомендуются однотипные произведения, очень похожие по сюжету. В этих случаях составляют групповые аннотации.

Готовая закладка тиражируется и вкладывается в ту книгу, к которой она составлена. Выдается вместе с книгой. После чтения литературы по закладке, можно предложить читателю рекомендательный указатель по нужной ему теме.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК литературы имеет более сложную структуру, чем библиографический . Составляется рекомендательный список, как правило, по наиболее важным или актуальным темам , например, «Деловая этика и этикет», «Совет да любовь» (о свадебных обрядах и обычаях), «Природа и человек», роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина в литературоведении, изобразительном и музыкальном искусстве и т.п.

В соответствии с читательским и целевым назначением отбираются печатные и электронные документы, опубликованные в течение последних 3-5 лет. Объем обычного рекомендательного списка невелик – 15 – 20 названий книг и статей. Обязательно должны быть : предисловие, можно давать вводный текст к разделам пособия (если они есть). Аннотации должны быть четкими, краткими, продуманными. Произведения группируются по разделам, причем вначале обязательно помещают общий раздел, где рекомендуются книги и статьи по теме в целом, а затем 2 -3 частных раздела. Внутри разделов сначала приводятся библиографические описания наиболее ценных, интересных и доступных материалов.

Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее деление : книги, материалы периодической печати, информация сети Интернет, мультимедийные издания в алфавите авторов и произведений. К рекомендательному списку дается краткое предисловие, а к каждому разделу – небольшие вводные тексты или цитаты, объясняющие суть раздела.

Рекомендательные пособия «малой формы» для молодых читателей – лишь первая ступень к формированию читательских интересов, серьезной самообразовательной работе. Следующая ступень – это самостоятельное использование печатных рекомендательных пособий . При составлении пособий «малой формы» нужно учитывать, что они оформляются красочно, снабжены обширными рекомендательными аннотациями, которые написаны живо и занимательно .

Продолжение следует.

(Помимо собственных материалов, использованы фрагменты методического пособия, подготовленного зав. информационно-библиографическим отделом Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К. Крупской Татьяной Романовной Елисеевой).
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ - примеры библиографии малых форм:

Малые библиографические формы

Буклеты

Толковый словарь

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Для выполнения этого задания необходимо изучить и усвоить такие темы, как «Библиографическая информация», «Библиографическая деятельность (процессы библиографирования)», «Информационно - библиографические ресурсы (типы, виды, формы библиографических пособий)».

Для знакомства с данными темами в рамках сессии отводится минимальное количество часов, в то время как они являются основополагающими для осознания и дальнейшего изучения дисциплины «Библиографоведение».

Следует показать умение выявлять необходимую информацию с помощью научно-справочного аппарата библиографического пособия, анализировать ее применительно к вопросам плана, которому надо строго следовать. Для этого изучается титульный лист, предисловие, оглавление, вспомогательные указатели, просматривается основная часть библиографического издания.

Цель : Закрепление навыков анализа БП, выявления их методических особенностей, определения возможностей их использования.

При выполнении контрольной работы формируются профессиональные компетенции ПК.1.2., ПК 1.3., а также общая компетенция ОК.04.

ПК 1.2. Проводить аналитико-синтетическую обработку документов в традиционных и автоматизированных технологиях, организовывать и вести справочно-библиографический аппарат библиотеки. - выполнение основных процессов и операций по формированию, ведению, и использованию справочно-библиографического аппарата; Текущий контроль:
ПК 1.3. Обслуживать пользователей библиотек, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий - проектирование информационной среды с учётом современных требований и специфики библиотеки; Текущий контроль: Самостоятельная работа / контрольная работа
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Владение алгоритмами поиска информации для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Самостоятельная работа

Порядок выполнения:

1. Изучить литературу:

Диомидова, Г.Н. Библиографоведение: учеб. для сред. спец. учеб. заведений / Г.Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 22 – 48; 270 – 272.

2. Выбрать одно библиографическое пособие. Пользуясь методикой изучения печатных библиографических пособий (изучение титульного листа, предисловия, структуры и содержания, методических особенностей основной части, т.д.), дать письменную характеристику выбранного пособия, аргументируя свои положения, приводя в пример библиографическое описание, по предложенному плану:

План анализа пособия:

1. Библиографическое описание пособия (начинать с красной строки).

2. Целевое и читательское назначение пособия (подробно – для кого, для чего).

3. Тип библиографического пособия в зависимости от методических и структурных особенностей (указатель, список, обзор), жанр.

4. Вид библиографического пособия в зависимости от признаков:

а) от целевого и читательского назначения;

в) от времени издания отражаемых в нем документов;

г) от полноты отражения произведений печати;

д) от способа библиографической характеристики (состава БЗ);

е) от принципов систематизации материалов в нем (группировка БЗ);

5. Принципы отбора литературы в пособии:

а) виды отраженных документов по целевому назначению: официальные, научные, научно-популярные, учебные, производственно-практические, справочные, литературно-художественные и др.);

б) в каких изданиях указывается литература (моноиздания, сборники, избранные произведения, собрания сочинений, серии; книги, статьи из журналов и т.д.);

в) в каких издательствах вышли отражаемые книги (перечислить);

г) за какие годы включена литература (хронологические рамки – указать);

д) выводы о соответствии отбора литературы целевому и читательскому назначению пособия.

6. Систематизация материала в пособии:

а) характер и расположение разделов, связь между ними, наличие рубрик и подрубрик; группировка библиографических записей (БЗ) в последних делениях. Нумерация, количество БЗ.

7. Способы библиографической характеристики документов:

а) виды библиографических описаний, заголовков библиографической записи;

б) виды аннотаций, их качество, структура (примеры элементов);

в) другие элементы БЗ (термины индексирования, ссылки, т.д.);

г) выводы о соответствии использованных способов характеристики произведений целевому и читательскому назначению пособия.

8. Состав и характер вспомогательного аппарата пособия:

а) предисловие к пособию, его роль (обосновывает его значение и актуальность темы, указывает целевое и читательское назначение пособия, принципы отбора литературы и т.д.);

б) вспомогательные указатели (виды, поисковые функции), их роль;

в) наличие других элементов, их значение;

г) выводы о соответствии справочного аппарата содержанию, целевому и читательскому назначению пособия, насколько он увеличивает возможности использования пособия при поиске и подборе книг.

9. Сделать выводы о возможностях (путях) использования библиографического пособия в работе с читателями:

В справочно-библиографическом обслуживании, библиографическом информировании, информационно-библиографическом обучении;

Привести конкретные примеры индивидуальных (беседы с какой категорией читателей?) и массовых: устных (обзоры, вечера, беседы) и наглядных (книжная выставка, тематическая полка) мероприятий - форма работы и название.

1. ГОСТ 7.0-99 «Информационно – библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения».

2. Библиотечная энциклопедия / Рос. Гос. Б-ка. – Москва: Пашков дом, 2007. – 1300 с.

3. Диомидова, Г.Н. Библиографоведение: учеб. для сред. спец. проф. учеб. завед. / Г.Н. Диомидова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2002. – С. 14–21. – («Библиотека»).

4. Справочник библиографа / науч. ред. Г.Ф. Гордукалова, Г.В. Михеева. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 768 с.

5. Моргенштерн, И.Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие / ЧГАКИ; И.Г. Моргенштерн; под. ред. Г.В. Михеева. – Санкт-Петербург: Профессия, 2005. – 208 с. – («Библиотека»).

Перечень сокращений, аббревиатур

ББК – Библиотечно - библиографическая классификация

БЗ – Библиографическая запись

БИ – Библиографическая информация

БО – библиографическое описание

БП – Библиографическое пособие

БС – Библиографическое сообщение

ИПЯ – Информационно - поисковый язык

УДК – Универсальная десятичная классификация



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то