Справка о проверке учебного фонда школьных библиотек. Справка "О результатах деятельности школьной библиотеки" - Учителям на заметку! III. Справочно-библиографическая работа

Цель: организация совместнойработы библиотеки и педагогического коллектива по стимулированию интереса к чтению, самообразованию.Работа библиотеки в школе, выполнение плана воспитывающей деятельности школьников в рамках Недели детской книги

Объект контроля: библиотекарь

Методы и формы контроля : собеседование сбиблиотекарем, посещение мероприятий иуроков

Виды контроля : тематический

Сроки проведения : с 01.04 по 08.04.2009

Выход на результат : справка

Одна из задачдеятельности библиотеки – воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умения пользоваться библиотекой. Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного освоения учебных программ.

В ходе проверки выявлено следующее:

Школьная библиотека работает в режиме пятидневной рабочей недели с 8 00 до 16 00 часов.

План работы школьной библиотеки и план Недели детской книги составлен в соответствии с общешкольным планом.

В течение Недели Детской книги быловыявлено:

Ø Посещений школьной библиотеки – 451

Ø Взято книг избиблиотечного фонда – 753

Ø Самые активные классы, посещающие школьную библиотеку – 11 «б», 9 «а», 7 «в» Ребята из этих классов показали самый высокий процент посещений библиотеки в течение предметной недели. Спросом пользовалась у ребят литература различной тематики: это и информационные справочники, историческая литература,литература родного края и многое другое.

План работы в рамках Недели Детской книги был составлен совместно с методическим объединениемучителей гуманитарного цикла. Он направлен:

Ø на воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умениепользоваться библиотекой;

Ø насодействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей;

Ø на привлечение учащихся к систематическому чтению, развитию речи и мышления, познавательных интересов и способностей.

Был посещён урок внеклассного чтения в 5-х классах, который подготовили Юдинцева С.С. и Чекменёва В.М. по теме «Путешествие в книжное царство». Урокбыл подготовлен, соответствовал возрасту учащихся. Ребята в игровой форме учились работать с книгой, отвечали на каверзные вопросы, показывая свою эрудицию. Воспитательная эффективность этого урока – умение работать в коллективе: большом и малом (группы); повышение культуры слушателя и читателя. На уроке было много наглядности, оформлена книжная выставка, использовалосьм/медийное оборудование. Учителя учли дозировку использования оборудования в целяхпрофилактики и сохраненияздоровья учащихся. Общий эмоциональный фон урока – доброжелательный, творческая обстановка.

На других уроках применялись различные виды деятельности учащихся, наблюдалось многообразие форм проведения. Данные уроки имеют большое воспитательное значение, прививают любовь к чтению, развивают познавательные интересы.

Совместно с районной центральной детской библиотекой были проведены тематические классные часы:

с 5 «б» классом «Бажовские чтения» - кл.руководитель Тлеуленова А.С.

с 7 «в» классом «Бажовский фестиваль» - кл.руководительКучерова С.А.

с 9 «а,б» классами – «200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя» - кл.руководители: Токарева Л.М., Оникиенко Е.В.

Однако, некоторыемероприятия в рамках неделине были проведены:

Уразаева Г.А. – урок – презентация «Похвала книге» к 430-летию И.Фёдорова в 7-х классах; Кузнецова И.В. - викторина «Герои любимых книг» в 9-х классах.

В соответствии со знаменательными и памятными датами были оформлены выставки, стенды:

  • Тематическая выставка к 200-летию со дня рожденияН.В.Гоголя – Чекменёва В.М.
  • Информационная выставка «К нам новая книга пришла» – Чекменёва В.М.
  • Стенды«Души прекрасные порывы» - Донец И.Е., Юдинцева С.С.
  • Тематические выставки рисунков «Мы читаем и рисуем…», «Сказы Бажова», «По страницам произведений А.С.Пушкина»,«Книга»

Так же был проведён конкурс на лучшую эмблему, экслибрис школьной библиотеки среди учащихся 5-8 классов.

Подготовлен к выпускулитературный альманах №3, в который вошлитворческие работы учащихся школы, педагогов, выпускников школы под руководством Донец И.Е

Вывод : Работа школьной библиотеки ведется в соответствии со школьным воспитательным планом. Постоянно проводятся различные конкурсы и мероприятия. Работу библиотекаря школыЧекменёвой В.М. признать удовлетворительной.

1. Классным руководителям активнее сотрудничать со школьной библиотекой, вовлекая учащихся в подготовку и проведение классных часов и внеклассных мероприятий, соответствующих плану воспитательной работы в классах.

2. Библиотекарю Чекменёвой В.М. составить график проведения мероприятий по классам-группам совместно с классными руководителями на 2009/2010 учебный год и довести его на заседании методического объединения классных руководителей.

3. В рамках недели детской книги проводить не только уроки, но и внеклассные мероприятия после уроков, вовлекая учащихся в подготовку и проведение коллективного творческого дела.

4. Объявить замечание Уразаевой Г.А. и Кузнецовой И.В. за невыполнение должностных обязанностей учителя в рамках Недели на заседании МО учителей гуманитарного цикла.

5. Отметить работу учителей-предметников Тюриной Е.М., Юдинцевой С.С., Донец И.Е., Чекменёвой В.М. в рамках Недели.

Справка
по итогам проверки состояния работы школьной библиотеки
МБОУ «Нижне-Нойберского СШ №2».
Согласно плану внутришкольного контроля на 2015-2016 учебный год заместителем директора по воспитательной работе Ясаевой З.М. изучена документация заведующей школьной библиотеки Мацаевой Р.С-А.
Цель проверки: изучение системы работы школьной библиотеки и оценка её эффективности.
Сроки проведения проверки: с 16 по 21 ноября 2015 года
Изучая работу библиотекаря проведена следующая работа:
Заведующая библиотекой Мацаева Р.С-А.
Режим работы библиотеки с 9.00 до 17.30, ежедневно с перерывом на обед, с одним выходным днем (воскресенье).
Школьная библиотека, прежде всего, – учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет и функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу.
Проверка показала, что библиотека работает по плану, который является приложением к общешкольному и утверждён директором школы. План реален, выполним, имеются все разделы с анализом и задачами на новый учебный год. В годовой план библиотеки внесен план работы проведения библиотечных уроков. В своей работе библиотекарь руководствуется нормативными документами, регламентирующими работу библиотеки: Должностная инструкция;
положение о библиотеке школы;
правила пользования библиотекой школы;
конвенция о правах ребенка;
перспективный план библиотекаря;
инструкция об учете библиотечного фонда.
Школьная библиотека создаёт неформальные отношения со своими читателями, чем выгодно отличается от более формальных связей учителя и ученика. Вот почему именно школьная библиотека имеет многие преимущества в библиотечном обслуживании.
Школьный библиотекарь хорошо знает как учителей, так и учащихся школы, что позволяет ему более эффективно осуществлять и индивидуальную и массовую работу.
Библиотека находится в приспособленном помещении. В библиотеке имеется зона читального зала. В помещении светло, чисто, уютно, температурный режим соответствует нормам.
Классные руководители начальных классов проводят мероприятия по работе с книгой, по привлечению детей к чтению.
Библиотекарь Мацаева Р.С. ведёт индивидуальную работу с учащимися при обмене книг, при записи в библиотеку. Библиотечные уроки проводятся согласно плану и записываются в дневник работы библиотеки. Библиотека оформлена по принципу открытого доступа. В библиотеке постоянно оформляются тематические книжные выставки и выставки к юбилеям писателей. Учащиеся и педагоги школы активно используют периодические издания, выписываемые школьной библиотекой, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Документы учёта фонда:
книга суммарного учёта;
инвентарная книга учета дарственных книг;
инвентарная книга учёта методической литературы;
инвентарная книга учета школьных учебников.
Данные книги ведутся в соответствии с требованиями. Журнал регистрации посещения учащихся, дневник детской библиотеки в котором ведется запись учета посещаемости в библиотеку, план работы библиотеки, паспорт, федеральный список экстремистских материалов, папка информаций о проведенных мероприятиях и библиотечных уроках.
На день проверки вся литература была обработана. Библиотекарем начата картотека учёта учебников, картотека журнальных статей, картотека по профильному обучению, по ЕГЭ и ГИА.
Состояние комплектования фонда следующее:
школьные учебники – 9241;
художественная литература – 368;
методическая литература – 433;
словари и энциклопедии – 131.
Учащиеся обеспечиваются учебниками. Активом библиотеки один раз в четверть проводятся рейды проверки учебников. Результаты рейдов своевременно доводят до учащихся. Учащиеся старшего звена в основном берут из библиотеки периодические издания и литературу по программе.
Для обеспечения учёта при работе с фондом ведётся следующая документация:
- книга суммарного учёта фонда библиотеки;
- инвентарные книги (4 шт.);
- папки «Акты»;
- картотека учёта учебников;
- папка «Накладные»;
- читательские формуляры (301).
На выставочных стеллажах в 2015-2016 учебном году оформлялись следующие выставки: «Правила дорожного движения», «Здоровье потеряешь- все потеряешь», «Люблю тебя, моя Чечня», «Для родителей», «Лес- наш друг», «Знакомьтесь- новые книги», «С законом на «Вы», «Первый раз, в первый класс», «Готовься к экзаменам»,
«Права ребенка».

На основе вышеизложенного:
Выводы:
Работа школьной библиотеки по вовлечению учащихся в мир культуры ведется в соответствии с намеченным планом. Постоянно проводятся различные конкурсы и мероприятия. Библиотекой используются все возможные формы и методы обслуживания с применением всех имеющихся в библиотеке материалов и печатных изданий для выполнения главной задачи – формировании культуры чтения и любви к книге.
Рекомендации:
1. Внедрять новые, эффективные формы работы, новые технологии по формированию у читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
2. Организовывать мероприятия, ориентированные на воспитание нравственного, гражданско- патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни.
3. Продолжать повышать свою квалификацию и профессиональный уровень.
4. Формировать у обучающихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого пользователя.
5. Формировать фонд учебников согласно Федеральному перечню учебников и ФГОС.
6. Завершить работу по систематизации фонда.
Справку составила зам. дир. по ВР Ясаева З.М.

Библиотека находится на первом этаже школы, расположенной по адресу Республика Татарстан " href="/text/category/tatarstan/" rel="bookmark">Татарстан, Алькеевский район, село Базарные Матаки ул. ***. Общая площадь помещений 72 кв. м. Библиотека оборудована столами и стульями, стеллажами, шкафами имеется телевизор оборудованное компьютером рабочее место библиотекаря.

Книжный фонд библиотеки состоит из учебников, художественной, научно-популярной и методической литературы. Всего в книжном фонде состоит на учете 28250 книги. Фонд учебников: 14404 - экземпляров (из них федерального перечня 11379 экз. регионального 3025 экз.). Фонд пополняется за счет поступлений из федерального и регионального бюджетов.

Режим работы библиотеки – с 8.00 до 14,00 ежедневно, с выходным днём воскресеньем.

Библиотека работает по плану, утвержденному директором МАОУ СОШ, согласованным с заместителем директора по ВР, методистом ИМЦО Зайнуллиной обслуживание осуществляется в соответствии с нормативами и указаниями, данными в методическом пособии «Технологии работы школьной библиотеки » (инструктивно-методические материалы и учетные формы),

Основными задачами школьной библиотеки являются:

1. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.

2. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя.

3. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий и педагогических инноваций.

4. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, учебников, журналов, газет, видеоматериалов).

5. Накопление собственного банка педагогической информации.

6. Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей (администрации школы, педагогов, родителей, учеников) по доставке информации о достижениях психолого-педагогической науки, новых педагогических и информационных технологий.

7. Организация обучения пользователя (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей.

8. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах.

Фонд расставлен по таблицам ББК Фонд открытый. В библиотеке имеется штамп. Постоянно ведется картотека новых поступлений. Продолжается работа по составлению каталогов и картотек.

Обслуживание читателей

В 2011 – 2012 учебном году выполнено 376 библиографических справок . При выполнении библиографических справок били использованы, как традиционные носители информации так и электронные. Анализ справок показывает, что чаще всего пользователи обращаются в библиотеку, подыскивая материал для выполнения домашних заданий, для написания докладов, рефератов по заданию учителей. Преобладает информационное и деловое чтение.


Для открытого доступа предоставлена литература для младших школьников разделы: «О братьях наших меньших», «В гостях у сказки», «Татарские писатели – детям».

Педагогические работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, обучения и воспитания детей, новейшими педагогическими технологиями. Наиболее часто востребованы периодические издания «Вестник образования России», «Классный руководитель», «Последний звонок», «ПедСовет», «Народное образование». По всем этим изданиям имеются картотеки газетно-журнальных статей «В помощь учебно образовательному процессу», «Книга лучший друг», «Экологическое воспитание», «Великая Отечественная войнал», «Организация учебно - воспитательного процесса»

Значимыми показателями в работе библиотеки являются следующие показатели:


Показатели говорят о засоренности фонда, что и приводит к его низкой обращаемости. Читаемость несколько ниже среднестатистической в связи с тем, что книга перестает быть единственным источником информации.

В библиотеке ведется «дневник» не только книговыдачи по категориям читателей, но и разделение прочитанной литературы по темам. Это можно отобразить на диаграмме следующим образом:


Таким образом, наиболее спрашиваемой среди читателей является художественная и литература для 1-4 классов. Однако прочитанная художественная литература в основном вписывается в рамки школьной программы. И лишь некоторые ученики берут книги для чтения в свободное время .

Наиболее активными читателями школьной библиотеки являются следующие учащиеся:

1. Чукляева А (11 «б»)

2. (11 «Б»)

3. (11 «А»)

4. (11 «б»)

5. (10 «Б»)

6. (9 «а»)

7. (9 «в»)

8. Камалова Э(9«А»)

9. (9 «А»)

10. (8 «Б»)

11. (8 «Б»)

12. (8 «б»)

13. (8 «А»)

14. (3 «б»)

15. (3 «Б»)

16. (3 «Б»)

17. (3 «В»)

18. (5«А»)

19. (5«Б»)

20. ХуснутдиноваЭ. (6«А»)

21. (5 «а»)

22. (3 «В»)

23. (3«А»)

24. (3 «а»)

25. (3 «а»)

Низкая заинтересованность детей в чтении заключается в недостаточном комплектовании фонда и то, что в последнее время появился целый ряд изданий с уже готовыми решениями, сочинениями и т. д.

Диаграмма о количестве и составе читателей

Начальные классы" href="/text/category/nachalmznie_klassi/" rel="bookmark">начальных классов являются следующие разделы: «В мире сказок», «О братьях наших меньших», а учащиеся среднего звена отдают предпочтение художественной литературе, в основном в рамках школьной программы. Многие учащиеся пользуются справочной литературой (большая Российская энциклопедия, серии «Я познаю мир», «Все обо всем», словари, справочники), а так же книги, находящиеся по 1 – 2 экземплярам и пользующиеся спросом (краеведческая литература, серия «Мировая художественная литература для детей», «История государства Российского» и т. д.)

Чтобы привлечь внимание детей к книгам, расширить их кругозор в работе библиотеки были использованы книжные выставки : «В гостях у сказки», «Сто любимых книг», «Наш Тукай», «Береги здоровье смолоду», «Прочитайте нас пожалуйста», Писатели – юбиляры: , Н, В.Гоголь, . «Татарстан мой край родной», «готовимся к ЕГЭ», «Кем быть?», «Война, народ, Победа».

Проведены следующие мероприятия :

«ВОПРОСЫ ЗАДАЁТ КОЛОБОК» литературная игра 3,4 класс (развитие у учащихся активной читательской деятельности, памяти, развитие речи, наблюдательности); Литературная игра «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

1-2 класс(формирование мотивации чтения, воспитание интереса к чтению); «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» литературное путешествие по сказкам

Q прием и обработка поступивших учебников и художественной литературы;

Q прием и выдача учебников по графику (май – июнь, август);

Q оформление подписки на 2 е и 1 е полугодие 2008-09 учебного года.

Q составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года для всеобщего ознакомления;

Q электронная каталогизация новых поступлений художественной и методической литературы; учебников по авторам, предметам и классам.

На следующий учебный год библиотека ставит перед собой следующие задачи:

Q проведение мероприятий, направленных на пропаганду книги;

Q Привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей.

АНАЛИЗ

работы школьной

библиотеки

МАОУ «Базарно - Матакской

средней общеобразовательной

школы»

за учебный год

Справка по состоянию работы

библиотеки СШ № 16 имени Т. Айбергенова

Цель: Анализ эффективности работы школьной библиотеки

Объект контроля: библиотека

Сроки контроля : 1.11.2014 – 29.11.2014

Методы контроля: наблюдение, беседа, анализ.

Согласно плану внутришкольного контроля на 2014-2015 учебный год в период с 1.11.2014 по 29.11.2014 проведен контроль состояния работы школьной библиотеки. В ходе проверки было установлено, что цели работы библиотеки:

    формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

    адаптация учащихся к жизни в обществе;

    воспитание у учащихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

    формирование здорового образа жизни.

и задачи:

    бесплатное обеспечение участников образовательного процесса - обучающихся, педагогических работников, родителей (или иных законных представителей) обучающихся (далее - пользователей) - доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски).

    воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

    формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

    совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

соотносятся с целями и задачами работы школы в целом.

Анализируя результаты наблюдения, бесед с учащимися и работниками педагогического коллектива, собеседования с библиотекарем школы ___________________________________, можно сделать вывод, что:

    учащиеся посещают библиотеку активно, обращаются в основном за программными произведениями, художественной литературой, периодическими изданиями, пользуются научно-популярной, справочной, краеведческой, детской литературой. Однако у учащихся наблюдается тенденция брать информацию в Интернете. Библиотека оснащена 5 компьютерами с выходом в Интернет.

    частыми посетителями библиотеки остаются 9 -11 классы. В течение года они постоянно обращаются за книгами, серьезно изучают русскую классику, современную литературу и книги зарубежных авторов из школьной программы, обращаются за критическими статьями, а также за литературой по другим школьным предметам. Среднее звено интересуется фантастикой, детективами, историей, пользуются справочной литературой для написания рефератов и докладов. Учащиеся начальных классов активно посещают библиотеку, выбирают книги по интересам, стихи детских и русских писателей, систематически участвуют в различных библиотечных мероприятиях. Наиболее спрашиваемыми среди читателей являются познавательные журналы для малышей и подростков. Педагогические работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, обучения и воспитания детей, новейшими педагогическими технологиями

Работа с читателями

Массовая работа велась по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу.

Для дифференцированного подхода в работе с читателями 2014-2015 уч. году определены следующие группы читателей:

Учащиеся 1-4 кл.;

Учащиеся 5-6 кл.;

Учащиеся 7-8 кл.;

Учащиеся 9-11 кл.;

Педагоги;

Формирование библиотечного и учебного фондов. Сохранность фондов.

В структуру фонда библиотеки школы входят: книжный фонд, содержащий художественную литературу, входящую в школьную программу, научно-популярные издания, литературу для внеклассного чтения, а также справочно - энциклопедические издания; фонд школьных учебников; периодические издания, связанные как с обеспечением образовательного процесса, так и для досугового чтения; документы на электронных носителях информации по предметам, изучаемых в школе.

Общий фонд библиотеки СШ № 16 имени Т. Айбергенова насчитывает 44062 экземпляра, из них наименований учебно-методической литературы 34522 экземпляра, художественной литературы 9540, периодических изданий – 30 наименований. Учащиеся и педагоги школы обеспечены учебно-методической литературой на 100%. Библиотекарем в совместной работе с классными руководителями и учащимися ежегодно принимаются соответствующие меры для сохранности и пополнения книжного фонда:

    выдача учебников;

    работа с должниками;

    обмен учебниками с другими ОУ;

    информирование родителей об укомплектованности учебных фондов;

    анализ качественного и количественного состояния учебников;

    заказ на учебно-методическую литературу в соответствии с потребностью;

    проверка правильности расстановки фонда;

    работа с картотекой учебников;

    отбор учебников и ветхой литературы на списание.

В сентябре – октябре проведено оформление заказа на периодические издания на I полугодие 2014-2015 года. Для оптимизации книжного и учебного фондов списание ветхой литературы и оформление актов проводится c 10.11.2014 по 10.12.2014 при согласовании с Управлением образования города Астаны.

Проводятся беседы о бережном отношении к учебникам и книгам при записи в библиотеку, при посещении классов в сотрудничестве со старшей вожатой Закириной Гульмирой Кайсашевной проводятся частичные проверки учебников.

Ведение справочно - библиографического аппарата.

В библиотеке создан справочно-библиографический аппарат: алфавитный и систематический каталоги; энциклопедии, словари, справочники. На стадии формирования ведется работа по электронному каталогизированию учебников в рамках проекта « Smart School – Школа будущего», введение информации о структуре школы и количестве учащихся в каждом классе для автоматического определения обеспеченности учебниками – « E - Learning », систематически пополняется каталог имеющейся литературы.

Работа с родителями

В библиотеке также осуществляется обслуживание родителей: предоставление информации о пользовании библиотекой их детьми; индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для учащихся школы.

Самообразовательная деятельность

Библиотекарь принимает активное участие в городских совещаниях школьных библиотекарей, проводимых Управлением образования города; посещает различные семинары; открытые уроки, мероприятия и организует тематические выставки к мероприятиям.

Выводы:

Анализ результатов и процесса деятельности позволяет сформулировать следующие выводы:

    Информационно-массовая работа библиотеки ведется на хорошем уровне.

    Невозможно решать новые задачи, стоящие перед школьной библиотекой, без существенного обновления фондов.

    Выявлена положительная динамика по основным количественным показателям работы библиотеки.

Вместе с тем в ходе анализа результатов и процесса всей деятельности библиотеки отмечается

    спад интереса у 32 % учащихся к чтению художественной литературы;

    недостаточное комплектование основного фонда библиотеки

    невысокая активность работников педагогического коллектива на подписные периодические издания;

    по возможности создавать комфортные условия для учащихся в библиотеке (организация читального зала);

    заинтересовывать книгой, прививать потребность в регулярном чтении учащихся среднего звена;

    совершенствовать новые библиотечные технология в проведении массовых мероприятий;

Заместитель директора по УВР Калита Г.М.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то