Игра-викторина "литературный ринг". Литературная игра-викторина «Кто умнее всех? Шуточная викторина к дню библиотекаря

Загадочную библиотеку какого русского
монарха до сих пор ищут в таинственных
кремлёвских подземельях?
а)Ивана Грозного
б) Петра I
в) Бориса Годунова
г) Павла I

Более 500 лет энтузиасты ищут
библиотеку Ивана Грозного…
По легенде, племянница последнего
византийского
императора
Софья
Палеолог, в 1472 году ставшая женой
московского князя Ивана III, привезла в
Москву древние греческие и латинские
рукописные книги.
Следующий вопрос!

К сожалению,
ваш ответ не
правильный
возврат

Кто основал первую библиотеку на Руси?
а) Ярослав Мудрый.
б) Петр I Великий.
в) Иван IV Грозный.
г) Екатерина II Великая

…Первая библиотека на Руси была
основана в городе Киеве в 1037
году киевским князем Ярославом
Мудрым.
Следующий вопрос!

К сожалению,
ваш ответ не
правильный
возврат

Как назывался культурнопросветительский пункт в российской
деревне до начала 70-х гг. прошлого века?
а) Книжная палата.
б). Библиохата.
в). Изба-читальня
г). Читальный двор

Конечно это «ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ»!
ВЫ УГАДАЛИ!
Следующий вопрос!

К сожалению,
ваш ответ не
правильный
возврат

В каком городе находится самая большая в
нашей стране библиотека – Российская
государственная библиотека, в которой сейчас
более 40 миллионов книг на 247 языках мира?
а) Москва.
б) Екатеринбург.
в) Санкт-Петербург.
г) Новосибирск.

Совершенно верно!
Российская государственная
библиотека находится в г. Москва
Следующий
вопрос!

К сожалению,
ваш ответ не
правильный
возврат

Какой русский писатель (и баснописец)
почти 30 лет работал библиотекарем? Он
служил в Публичной библиотеке, а за
составление каталога русских книг получил
орден св. Владимира 4-й степени.
а) Иван Андреевич Крылов
б) Сергей Владимирович Михалков
в) Лев Николаевич Толстой
г) Самуил Яковлевич Маршак

30 лет проработал в Императорской
Публичной библиотеке Петербурга
писатель и баснописец
Иван Андреевич Крылов.
Следующий вопрос!

К сожалению,
ваш ответ не
правильный
возврат

Библиотека № 14 Библиотечно-информационный центр «Интеллект»
ул. Маршала Казакова, д.68, корп. 1

27 мая 2017 года в Библиотечно-информационном центре «Интеллект» (ул. Маршала Казакова, д. 68, корп. 1) состоялась викторина ко Всероссийскому дню библиотек.

27 мая принимают поздравления с профессиональным праздником сотрудники библиотек по всей России. Ведь именно в этот день отмечается Всероссийский день библиотек. Дата – 27 мая – выбрана не случайно, поскольку именно этот день была основана первая государственная общедоступная библиотека России – Императорская публичная библиотека, которая сейчас носит название Российской национальной библиотеки. 27 мая 1795 года – дата её основания.

Специалисты библиотеки «Интеллект» не могли пройти мимо этого события, и подготовили викторины «Верю не верю» и «27 мая – Всероссийский день библиотек». Самые любознательные из них узнали историю праздника и много интересных фактов о библиотеках по всему миру.

По итогам викторин мы с уверенностью можем сказать, что наши читатели самые эрудированные и начитанные. Самым сложным стал вопрос: «Для чего в библиотеках в древности стояли вёдра?», но и на него смогли дать правильный ответ: для свитков. Победителем викторины стала Белоногова Марина.

Спасибо всем читателям за поздравления, и участие в праздничных мероприятиях.

Литературная игра-викторина «Кто умнее всех?»

Участники:

Ведущая, класс игроков.

Предварительная подготовка.

Из листка цветной бумаги нарезаются квадратики произвольного размера. Всего потребуется несколько десятков подобных квадратиков. Каждый игрок, давший правильный ответ на вопрос ведущего, получает в качестве поощрения такой квадратик. В конце игры ребята проводят подсчет квадратиков, и тот, кто набрал их наибольшее количество, становится победителем игры. Поскольку игра состоит из двух частей, то лучше будет, если учитель запасется квадратиками двух разных цветов - для первого и второго туров.

Примечание.

Предлагаемый сценарий можно использовать для проведения не одного, а двух и даже трех мероприятий, поскольку каждый из разделов соревнования содержит большой резерв игрового материала.

Ведущая.

Ребята, сегодня мы проведем с вами веселую игру под названием «Кто умнее всех», где вы должны будете вспомнить некоторых героев популярных детских книжек - то, как их звали, где они жили, и в какие приключения попадали. Только не спешите делать скучные лица. Все задания в этой игре вовсе не будут для вас трудными. Наоборот, я думаю, что вы станете их выполнять с улыбкой. Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит от меня вот такой квадратик из бумаги. А наблюдать за тем, кто поднял руку первым, а кто вторым и так далее, будут мои помощники (представляет помощников). А в конце игры мы подсчитаем, кто сколько квадратиков набрал. Кто сумеет дать наибольшее число правильных ответов, тот получит больше квадратиков, тот и окажется победителем. Давайте начнем нашу игру с самых легких заданий.

Вот первое задание.

Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить - «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ - «Карло». И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару») .

  • Муха (цокотуха, горюха),
  • курочка (ряба),
  • лисичка (сестричка),
  • конек (горбунок),
  • сивка (бурка),
  • Иванушка (братец, дурачок),
  • дядя (Федор, Степа),
  • крокодил (Гена),
  • доктор (Айболит),
  • акула (каракула),
  • попугай (Карудо (Кеша и пр.)),
  • собака (Авва),
  • свинка (Хрю-хрю),
  • обезьяна (Чи-чи),
  • разбойник (Бармалей (Соловей),
  • Карабас (Барабас),
  • царь (Салтан, Горох, Дадон),
  • Али (Баба),
  • Илья (Муромец),
  • Винни (Пух),
  • Кристофер (Робин),
  • Железный (Дровосек),
  • питон (Каа),
  • тигр (Шерхан),
  • пантера (Багира),
  • Кощей (Бессмертный).

Ведущая.

А теперь - второе задание.

Давайте вспомним, чем нам нравятся сказки? Наверное, тем, что в сказках могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи - животные, куклы, деревья, цветы и даже соломенные чучела. Вот сейчас вам надо будет вспомнить, какой из персонажей носил следующее имя.

  • Рикки-Тикки-Тави (мангуст),
  • Винни-Пух (плюшевый медвежонок),
  • Буратино (деревянный человечек),
  • Мойдодыр (умывальник),
  • Страшила (соломенное чучело),
  • гадкий утенок (лебедь),
  • Малыш (мальчик),
  • Гена (крокодил),
  • маркиз Карабас
  • (сын мельника),
  • Суок (девочка),
  • Тянитолкай (невиданный зверь с двумя головами),
  • Ослиная Шкура (принцесса),
  • Матроскин (кот).

Третий этап игры похож на предыдущий, где вы угадывали, кем являлся названный герой. Он называется «Человек - не человек». И теперь вам предстоит вспомнить, человеком или еще каким-нибудь существом был названный герой. Только этот этап игры еще носит своеобразное название «Молчанка». Вам не надо давать вслух ответа на мой вопрос. А следует только кивнуть головой, если герой человек, это значит, что вы согласны с тем, что этот герой - человек. А если этот герой - не человек, вам надо хлопнуть в ладоши. Запомнили? Если это человек - кивните головой, ели нет - хлопните в ладоши, будьте внимательны. Итак, быстро вспоминаем и показываем условными знаками, кто такой:

  • Авва (не человек),
  • Пятачок (не человек),
  • царь Дадон (человек),
  • мама девочки Элли (человек),
  • Сивка-Бурка (не человек),
  • Мышиный король (не человек),
  • синьор Помидор (не человек),
  • гимнаст Тибул (человек),
  • Али-Баба (человек),
  • Оле-Лукойле (не человек),
  • Илья муромец (человек),
  • Багира (не человек),
  • крошка Ру (не человек),
  • пудель Артемон (не человек),
  • Маугли (человек).

Первая часть нашей игры подошла к концу. Теперь я прошу подсчитать, кто сколько талончиков набрал. Три человека, которые набрали наибольшее число талончиков, становятся лидерами. Им предстоит участвовать во второй части нашей игры, где и выявится ее настоящий победитель. За свои правильные ответы лидеры тоже будут получать талончики, только другого цвета, чтобы не спутать их с призами за первую часть игры.

Итак, вторая часть игры, которая называется «Игра с лидерами».

Задания второй части будут похожи на задания первой части, только чуть посложнее. И вторая часть, как и первая, будет состоять из нескольких этапов.

Первый этап игры - «Место жительства» - угадайте, где жили герои разных книг:

  • Карлсон (на крыше),
  • Винни-Пух (на Пуховой опушке),
  • дядя Федор (в деревне Простоквашино),
  • Незнайка (в Цветочном городе),
  • Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
  • Маугли (в джунглях),
  • волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
  • Щелкунчик (в городе Конфетенбурге),
  • девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
  • Тянитолкай (в Африке),
  • Маленький Принц (на звезде),
  • Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).

Второй этап - «Начало книжки».

Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.

  • «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).
  • «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
  • «За горами, за лесами,
    За широкими морями,
    Не на небе, на земле
    Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).
  • «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
  • «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
  • «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья».).
  • «В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).
  • «Одеяло убежало.
    Улетела простыня,
    И подушка, как лягушка,
    Ускакала от меня». (К. Чуковский, «Мойдодыр».).
  • «У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
  • «Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Саптане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
  • «Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
  • «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было». (Ю. Олеша, «Три толстяка»).
  • «Однажды мы гуляли во дворе - Аленка, Мишка и я». (В. Драгунский, «Заколдованная буква»).
  • «Жил-был поп
    Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
  • «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
  • «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).
  • «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». (В. Катаев, «Дудочка и кувшинчик»).
  • «Жила когда-то королева, у которой родился сын, такой безобразный, что долгое время сомневались - человек ли он». Ш. Перро, «Рике с хохолком»).
  • «Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).
  • «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.-X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).

Третий этап - «Кошечки и собачки».

В зависимости от того, какое животное имеется среди персонажей названной мною книги, вам надо будет залаять или замяукать, а потом назвать это животное. Обратите внимание, в некоторых из книг вам будут встречаться двое этих животных одновременно.

  • «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». (Собака Бимбо).
  • «Крокодил Гена и его друзья». (Собака Тобик).
  • «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Кот Базилио и пудель Артемон).
  • Русская народная сказка «Репка» (Собака Жучка и кошка Мурка).
  • «Доктор Айболит» (Собака Авва).
  • Русская народная сказка в обработке В. И. Даля «Снегурочка» (Собака Жучка).
  • «Белолобый» (Собака Белолобый).
  • «Кот в сапогах» (Кот).

Теперь давайте подсчитаем, кто из лидеров набрал большее число карточек за правильные ответы, тот и будет победителем в нашей литературной игре.

См. также:

УБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

https://pandia.ru/text/78/013/images/image002_122.gif" alt="ВИКТОРИНА" width="632" height="52 src=">

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 11 КЛАССОВ

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:

развитие и закрепление навыков и умений

работы с различными источниками знаний;

учащиеся 5-11 классов в течение недели

должны ответить на вопросы

и сдать ответы в библиотеку;

в конце недели подводятся итоги.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПО ПОДГОТОВКЕ:

1. Определение формата мероприятия и аудитории.

2. Оформление стенда «БИБЛИОТЕКА: от Древнего мира

до наших дней».

3. Составление вопросов для викторины.

4. Подбор литературы.

5. Анализ ответов.

6. Подведение итогов и награждение.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

1.Что означает в переводе с греческого языка слово «библиотека»?

2.Что вы знаете о самых первых библиотеках?

3.На чем писали люди до изобретения бумаги?

4.Какую мастерскую называли скрипторием?

Чем писались книги?

5.Кто был первыми создателями рукописных книг?

6.Откуда пошло название «красная строка»?

7.Что такое книгопечатание?

8.Когда и где появились первые печатные книги?

9.Назовите основные элементы книги, начиная

с переплета.

10.Соедините начало и окончание пословиц:

1.Книга - наш друг 1.Век не тужить

2.С книгой жить 2.Встретился с другом

3.Книга поможет в труде 3.Без нее как без рук

4.Прочел новую книгу 4.Коли только вершки хватать

5.Книга в счастье украшает 5.Что птица без крыльев

7.Ты без книги 7.А в несчастье – утешает

ВНИМАНИЕ:

Литература для поиска ответов имеется в школьной библиотеке .

Ответы сдавать в школьную библиотеку.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТЕНДА

https://pandia.ru/text/78/013/images/image004_91.gif" alt="ОТ ДРЕВНЕГО МИРА" width="559 height=169" height="169">

https://pandia.ru/text/78/013/images/image007_63.gif" width="96" height="60 src=">

В ДРЕВНЕМ МИРЕ особенно ценились сочинения научного,

художественного, духовно-нравственного содержания, независимо от языка написания и места нахождения. Книги привозились из всех стран мира. Если не удавалось приобрести оригинал, то с него делали копию, переводили с иностранных языков , чтобы сделать информацию как можно более доступной.

В библиотеках древности наряду с книгами по истории, литературе, политике, географии, математике, астрологии , астрономии , медицине, философии хранились различного рода архивные материалы. Это летописи, хроники, документы хозяйственного и делового значения, а также произведения искусства и музейные экспонаты.

Ангина" href="/text/category/angina/" rel="bookmark">ангины . Это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу. В библиотеке писали религиозные тексты, книги по медицине и астрономии, занимались даже бальзамированием . Египетские библиотекари и архивариусы пытались сохранить литературные памятники своего народа.

Книги-папирусы хранились в ящиках, глиняных кувшинах или специальных футлярах, позднее – в нишах стен. Пользовались ими фараоны, жрецы, высшие чиновники и писцы. Простому населению они были совершенно недоступны.

Когда в 525 году до н. э. персы завоевали Египет, они поразились огромному числу найденных папирусов самого разного возраста, начиная с 2000года до нашей эры.

БИБЛИОТЕКА ЦАРЯ АССИРИИ АШШУРБАНИПАЛА – подлинная жемчужина древней эпохи. Этот царь в VΙΙ веке до н. э. собрал в столице своего государства Ниневии большую библиотеку«ДОМ НАСТАВЛЕНИЙ И СОВЕТОВ» . Он рассылал в разные города Месопотамии своих представителей, опытных писцов, которые разыскивали древние книги и снимали с них копии. Многие таблички имели приписку, которая подтверждала точность копии. Сама библиотека находилась в Львином зале роскошного дворца. Библиотека в Ниневии содержалась в образцовом порядке, и система хранения книг помогала восстановить и прочитать разрозненные произведения. Каждая книга имела «библиотечный штамп»: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства».

В библиотеке был каталог, который представлял собой плитки с указанием названия произведения (по его первой строке), а также комнаты и полки, где оно хранится. К полке прикреплялась этикетка – величиной с мизинец – с названием отрасли знания. Библиотека содержала самую разнообразную литературу на нескольких языках. Шумеры оставили труды по математике, истории, сельскому хозяйству , литературные произведения, древние карты. Но когда под натиском войск Вавилонии и Мидии Ниневия пала, город подвергся полному разрушению. Пожар частично повредил книжное собрание – таблички рухнули в подвал и пролежали там 25 веков.

В настоящее время сохранившиеся тексты находятся в Британском музее.

ПЕРВАЯ ГРЕЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА была основана в VΙ веке до н. э. в Афинах. Книгособирание у греков приняло особенно большие размеры во времена Перикла вV веке до н. э. страстный любитель книг Эфидем имел в своей библиотеке сочинения Гомера и других поэтов. Не меньшее собрание книг было у трагика Еврипида. Самая замечательная коллекция книг, насчитывавшая 40 тыс. свитков, была у крупнейшего ученого древности – Аристотеля. В создании этой библиотеки принимал участие его воспитанник Александр Македонский. Ценность библиотеки была так велика, что ее не раз пытались похитить цари соседних государств.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ – самая большая и самая известная библиотека античности была основана в ΙΙΙ веке до н. э. царь Птолемей Ι, сделавший после смерти Македонского Александрию столицей Египта, задумал создать грандиозную библиотеку. Птолемеи тратили несметные денежные средства на приобретение литературных сокровищ. Все корабли, пристававшие к александрийской гавани, обязаны были провозить с собой рукописи. Птолемей Ι за огромные деньги купил библиотеку Аристотеля.

Создавалась Александрийская библиотека по образу и подобию греческих. Она входила в состав Мусейона – храма Муз. Мусейон представлял собой архитектурный ансамбль с университетом, обсерваторией, ботаническим садом и библиотекой. Все это было окружено парками и садами.

Библиотека размещалась в нескольких обширных помещениях. Свитки хранились в шкафах из кедрового дерева с горизонтальными полками, которые закрывались двухстворчатыми дверцами. Каждый свиток лежал в специальном футляре, к которому прикреплялись небольшие таблички с названием сочинения. Залы, где стояли книжные шкафы, украшались статуями великих писателей и ученых. К залам примыкали комнаты для помощников главного библиотекаря. Одни из них вели учет всем новым приобретениям. Другие – разбирали манускрипты, третьи – сохраняли рукописи от моли, червей, сырости. Должность главного библиотекаря занимали выдающиеся ученые и поэты.

В пору своего рассвета библиотека, просуществовавшая 6 столетий, имела 700 тыс. книг. В библиотеке было все, что создала греческая цивилизация: произведения поэтов, историков, ораторов, врачей, математиков. Были книги римских, египетских, сирийских, индийских, еврейских авторов. По форме книги были самые разнообразные: свитки, пальмовые листья, кодексы. Разнородны были рукописи по степени древности и по своей редкости. Ценились белизна, тонкость и плотность папируса, его полировка.

Библиотека не была просто складом исписанного папируса. Писатели и ученые всего мира приезжали в Александрию заниматься научной и литературной деятельностью.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ в ΙΧ веке славилась высоким уровнем развития экономики , образования, культуры. Она занимала второе место после Византии, опережая Англию, Италию, Францию и Германию.

В Древней Руси издавна знали, любили, создавали и очень бережно хранили книги, считая, что «свет дневной есть слово книжное» . Древняя Русь оставила множество рукописных произведений, которые рассказывают нам, как жили наши далекие предки, о чем думали, что умели делать, какого уровня достигли у них наука, искусство, литература и сама книга.

Вершины своего могущества Киевское государство достигло во времена правления князя Владимира и его сына Ярослава Мудрого. Тогда же появились первые РУССКИЕ БИБЛИОТЕКИ . В летописи сказано, что в 1037году князь Ярослав Мудрый собрал в Киеве много писцов, которые «списаша книги многи». Часть этих книг князь «положил в святой Софии церкви», основав первую библиотеку. Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой Геннадиевской библии, переведенной и написанной в Новгороде в конце ΧV века. На полях возле незнакомого читателю слова «библиотека» переводчик сделал пояснение - «книжный дом» . До этого в разных городах помещения для книг называли по-разному: «книгохранилища», «хранительная казна», «книжная клеть», «книжная палата » .

Киевские книжники привозили много книг из Болгарии и Греции. Это были хроники, исторические повести, сборники изречений, естественно-научные сочинения, философские и научные трактаты. Именно здесь были разработаны основы сборника законов Древнерусского государства - «Русская правда», «Церковный устав», поучения и «Слова». Именно в Софийском соборе по поручению Ярослава Мудрого начали писать летопись. В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания.

Сохранить библиотеку в то время было очень сложно. Считалось, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, а на их месте возникали новые. В 1169году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд. Дальнейшая судьба библиотеки неизвестна.

Вторым по величине крупнейшим культурным центром в ДРЕВНЕЙ РУСИ был Новгород Великий. Этот город в течение столетий накапливал и сохранял древнейшие памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. И здесь книги гибли от многочисленных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия, поэтому из общего числа книг ΧΙΙ – ΧΙV веков более половины приходится на долю Новгорода. Именно здесь сохранилась первая датированная рукописная книга – «Остромирово евангелие», созданная дьяконом Григорием.

Сама библиотека была под наблюдением новгородского владыки . В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги. Книжный фонд насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах.

Как же выглядела эта библиотека? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде – в длинной анфиладе залов на хорах собора. Обстановка в библиотеке воссоздает атмосферу древности. Здесь даже можно зажечь свечи, и воображение легко перенесет вас во времена давно минувшие, когда летописцы писали о том, что «велика бо бывает польза от учения книжнаго» .

Значение древних русских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и «книгохранительницами», огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники старины.

В настоящее время существует огромное количество библиотек.

Крупнейшей в мире считается БИБЛИОТЕКА КОНГРЕССА США , основанная в 1980 году и разместившаяся в величественном здании Томаса Джефферсона на Капитолийском холме напротив Конгресса. Ее фонды включают около 900 миллионов единиц хранения – от папирусов до микрофильмов. Здесь более 20 миллионов книг и брошюр на 60 языках, 36 миллионов рукописей. Есть и уникальности, например коллекции картографических материалов – около 4 млн. карт и атласов; музыкальная коллекция – 7 млн. единиц, среди которых 5 скрипок Страдивари. А так же более 10 млн. гравюр, фотографий, изделий народного творчества; 500 тысяч звуковых записей, 400 тысяч бобин кинопленки, миллионы микрофильмов. Они разместились на полках общей протяженностью 860 км.

Следующая по величине – НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ФРАНЦИИ . Это старинная библиотека – уже в 1377году в ее каталоге было описано 910 рукописей. С годами книжные сокровища библиотеки увеличивались, но принадлежала она по-прежнему французским королям. Только в 1795году, во времена Великой французской революции, библиотека объявлена национальной. Указом Конвента было решено построить для библиотеки специальное здание. Сейчас фонды Национальной библиотеки Франции насчитывают 30 млн. единиц хранения.

Далее в списке – РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА . По высочайшему повелению Екатерины ΙΙ от 01.01.01 года была основана Публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Для нее построили специальное здание, в котором библиотека находится и сегодня. Первый директор, Алексей Николаевич Оленин, создавал библиотеку почти с нуля – в ее собрании было всего 4 русские книги . Для читателей библиотека открылась в январе 1814года. Знаменитые библиотекари Публички так активно собирали книги, что сегодня она славится крупнейшим фондом именно русских книг, в том числе изданных за границей. В 1992 году она получила свое новое название. Ее фонд составляет 32 млн. книг.

Сегодня на месте сгоревшей в древности АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ возводится библиотека современная, оснащенная новейшей техникой для хранения и доступа к литературе в цифровом формате. Архитекторы многих стран представили 1400 своих проектов, из которых комиссия выбрала норвежский. В 1988 году был заложен первый камень новой Александрийской библиотеки. На месте его закладки были видны следы прежних археологических раскопок: найдены три статуи, водопровод и выложенная мозаикой площадка.

Новая библиотека представляет собой здание диаметром 60 метров со срезом, обращенным в сторону моря. Оно олицетворяет солнечный диск – божество, которому всегда поклонялись в Египте.


к игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их – три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

к ошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.

Игру покидает команда №…..

2 тур

(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

  1. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?
  2. 1. Серебро.
    2. Железо.
    3. Платина.
    4. Золото.

    (У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том…)

  3. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
  4. 1. Быть столбовой дворянкой.
    2. Быть владычицей морской.
    3. Быть вольной царицей.
    4. Новое корыто.

  5. Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.
  6. 2. Урок.
    3. Намек.
    4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

  1. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
    1. Горюшко ты моё.
    2. Пустая твоя голова.
    3. Дурачина ты, простофиля.
    4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.

Из игры выбывает команда № …

3 тур

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Задание 1:

(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
  2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
  3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Задание 2:

  1. Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
  2. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
  3. Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
  4. Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)

Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

  1. “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
  2. “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
  3. “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:

1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

(Слайд 18)

1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.

За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

Попросим жюри объявить результаты III тура…

Выбывают… (им вручаются призы).

В финал вышли …

Финал

ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то