Квалификационные требования к воспитателю доу. Профессиональные качества воспитателя детского сада. Каким должен быть воспитатель детского сада. Должностные обязанности воспитателя детского сада

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации системы образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется в Стратегии развития российского образования до 2020 года, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в ФГОС дошкольного образования.

Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.

В ряде нормативных документов чётко прописаны обязанности воспитателя. Это такие документы как:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

-Профессиональный стандарт, Утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н;

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155;

Должностная инструкция;

Трудовой договор, который заключают воспитатель ДОУ и работодатель;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

В соответствии с этими документами и будет выполнять свои обязанности воспитатель дошкольного образования.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми, что подразумевают наличие ряда компетенций у педагога: умение вызвать интерес ребёнка к разным видам деятельности, умение поддержать собственную активность ребенка, развивать любознательность, стремление постигать этот мир, растить «почемучек», а не просто передавать какие-либо знания. Педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это означает, что педагог должен уметь обеспечить индивидуализацию и, вместе с тем, равные возможности полноценного развития. Данная проблема влечёт за собой переосмысление работы методической службы детского сада. Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО должна быть ориентирована на развитие педагогических умений, которые находят отражение в Стандарте педагога. Развитию этих умений в свете современных требований к воспитателю ДОО должна способствовать грамотная организованная методическая работа


Взаимосвязь между требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО, Профессиональным стандартом педагога и формами методической работы

ФГОС ДО

Профессиональный стандарт педагога

Формы методической работы

Исследовательские умения

умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Семинар «Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС ДО» .

- Лекторий «Развитие профессиональных компетенций педагогов через самообразование и систему ПК».

- Совещание «Дорожная карта» – путь к выполнению стандарта педагога»

- Коучинг-сессия по теме «Работа с аттестуемыми педагогами»

Проектировочные умения

умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Дискуссионный клуб «Реализуем ФГОС ДО»

- Индивидуальное консультированиеи практикумы по проблемам овладения ИКТ-компетенциями; конкурсы проектов, презентаций и т.п.

Организаторские умения

умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям.

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Институт наставничества «Педагогическое проектирование как источник развития профессиональной компетентности молодого педагога»

- Смотр-конкурс, методическая неделя, педагогический пробег и т.п. по актуальным вопросам.

Коммуникативные умения

умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач

Методическая гостиная «Компетентностный подход в работе с родителями как условия успешной социализации детей».

Консультация «Приёмы создания благоприятного психологического климата в коллективе»

Конструктивные умения

умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

-«Школа дошкольных наук»;

Конкурс «Воспитатель ДОУ» и т.п.


Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования не только определённые требования. Чтобы качественно выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

  • Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

  • Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

  • Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя. Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.

  • Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

  • Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть, со всеми участниками педагогического процесса. Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети - хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

  • Педагогическая рефлексия.

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

  • Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим обучающимся. Не последняя роль принадлежит и внешности воспитателя. Детям нравятся обаятельные, опрятные воспитатели, имеющие модную причёску и стильно одевающиеся.

Из вышесказанного можно сделать вывод: для того, чтобы воспитатели соответствовали современным требованиям, необходима грамотная организация методического сопровождения, создание условий, способствующих развитию кадрового потенциала в каждом ДОУ.

Аттестация в детском саду (ДОУ)

Воспитатель детского сада - Квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений

Воспитатель детского сада - Должностные обязанности

Планирует и организует жизнедеятельность детей дошкольного возраста, осуществляет их воспитание и обучение. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации и социальной адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с воспитанниками (с группой или индивидуально) коррекционно - развивающую работу. Совместно с медицинским работником обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Внимательно относится к детям, обеспечивает удовлетворение в эмоционально-личностном общении, защиту от всех форм физического и психологического насилия, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Формирует у воспитанников нравственные качества, прививает им навыки ответственности, самостоятельности, культуры поведения. На основе индивидуальных способностей, интересов и склонностей вовлекает их в различные виды деятельности.

Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Принимает участие в работе совета педагогов, систематически повышает педагогическую квалификацию.

Изучает семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими.

Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Должен знать: Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; дошкольную педагогику и психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику дошкольного воспитания; основы дефектологии и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии); основы гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Лист оценки профессиональной деятельности воспитателя.

Деятельность воспитателя и его качества оцениваются по четырех бальной системе:

4 - данное качество ярко выражено

3 - данное качество сформировано в достаточной степени

2 - данное качество имеет место

1 - сформировано в минимальной степени или не сформировано вовсе.

Степень выраженности качества отмечается знаком + в одной из четырех граф.

I. Результаты деятельности воспитателя

Наличие у детей интереса к познанию.

Наличие у детей знаний, умений и навыков.

Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.

Наличие у детей творческих способностей.

Формирование у детей личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.)

Сумма баллов ______

II. Уровень знаний воспитателя

Знание методик воспитания и обучения дошкольников.

Знание психологии дошкольника.

Знание индивидуально-психологических особенностей детей.

Знание психологии детского коллектива.

Знание нормативных документов.

Знание вариативных программ и педагогических технологий.

Сумма баллов ______

III. Гностические умения

Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования, изучения опыта коллег.

Умение изучать личность воспитанника и особенности коллектива в плане выявления уровня их развития и условий влияющих на результаты воспитания и развития ребенка.

Умение правильно оценивать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности, перестраивать свою деятельности в соответствии с целями и условиями ее протекания.

Сумма баллов ______

IV. Проектировочные умения.

Планирование деятельности в соответствии с целями воспитания и развития дошкольников, характером материала, возрастнымиособенностями, с учетом связи с различными видами детской деятельности.

Прогнозирование и корректировка результатов своей деятельности.

Сумма баллов ______

V. Конструктивные умения.

Выбор оптимальных форм, методов и приемов работы с детьми.

Соблюдение принципов обучения и воспитания дошкольников.

Умение выбирать диагностические методики, способствующие выявлению уровня сформированности у детей умений и навыков.

Рациональное распределение времени работы с детьми, логически обусловленные переходы от одного этапа к другому.

Сумма баллов ______

VI. Организаторские умения.

Организация коллектива детей и целенаправленное управление его деятельностью с учетом динамики его развития.

Организация занятий, кружков с учетом интересов детей.

Сумма баллов ______

VII. Коммуникативные умения.

Умение устанавливать педагогически целесообразные контакты:

Воспитатель - дети (требовательность и справедливость во взаимоотношениях с детьми, умение найти в ребенке наиболее сильные положительные стороны его личности, предотвращение и разрешение конфликтов)

Воспитатель - родители (по результатам анкет «Наш воспитатель»)

Воспитатель - воспитатель (уравновешенность, требовательность, справедливость, чуткость отзывчивость, доброжелательность, искренность и др.)

Сумма баллов ______

Примечание: при сумме баллов от 20 до 40 от максимального количества, определенных по листу оценки профессиональной деятельности, воспитателю дошкольного учреждения присваивается вторая квалификационная категория, при сумме баллов от 41 до 70 - первая квалификационная категория, свыше 70 - высшая квалификационная категория.

II категория I категория Высшая категория
- Должен отвечать общим требованиям к воспитателю - Должен отвечать требованиям, предъявляемым к воспитателю II квалификационной категории - Должен отвечать требованиям, предъявляемым к воспитателю квалификационной категории
- Организует работу по познавательному развитию детей для достижения «Зоны ближайшего развития» - Организует воспитательно-образовательную работу с детьми на основе диагностики, отслеживает результаты - Проводит мониторинг результатов педагогической деятельности и вносит свои коррективы
- Владеет элементарными навыками педагогической диагностики - Осуществляет дифференцированный подход к детям с различным уровнем их развития - Участвует в экспериментальной работе по освоению новых программ и педагогических технологий или их разработке и апробации
- Обеспечивает положительное взаимодействие воспитателя и детей, детей между собой, воспитателя и родителей, воспитателя и коллег - Общение с детьми строит на основе личностно-ориентированного взаимодействия - Имеет авторские разработки (перспективное, тематическое планирование, дидактические пособия и др.)
- Использует передовой педагогический опыт коллег в своей работе - Использует в работе вариативные программы, педагогические технологии и методики, учитывая условия ДОУ - Владеет навыками публичных выступлений (выступает на МО, КПК, конференциях и др.)
- Активно участвует в методической работе ДОУ (выступает на педсоветах, проводит открытые занятия) - Активно участвует или организует методическую работу в городе (районе) - Проводит углубленную работу по одному из направлений воспитания и образования дошкольников, результатом которой является обобщенный опыт
- Имеет обобщенный опыт работы, распространяемый в городе (районе)

Жизнь не стоит на месте и постоянно предъявляет новые требования к уровню подготовки и трудовой пригодности работающих. Любой специалист периодически должен быть готов к проверке собственных профессиональных навыков. Учителя, воспитатели и другие труженики системы образования - не исключение.

С 1.01.2011 г. порядок, в котором проходила аттестация воспитателей детских садов и школ, изменился.

Что же получилось?

Как известно, существует аттестация обязательная и добровольная. Задача первой - подтвердить соответствие педагога должности, которую он занимает. Вторая имеет место, когда речь идет о повышении квалификационной категории.

По правилам, действующим раньше, если педагог хотел повысить свою зарплату, он по своей инициативе подавал заявление с просьбой присвоения одной из категорий - высшей, первой или второй. Делалось это руководством детского учреждения или органом управления образования.

Позже вторую категорию как таковую отменили. Аттестацией стали заведовать органы образования уровня субъекта РФ. Главное: эта процедура теперь обязательна. Один раз каждые пять лет абсолютно все педагоги при любом стаже работы, независимо от собственного желания, должны ее пройти, чтобы подтвердить свое соответствие должности, которую занимают.

Кому нужна категория

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (либо высшую) производится по желанию. Те, кто хочет ее получить, имеют право подать соответствующее заявление. Цель его - чтобы их аттестовали. То есть установили соответствие профессионального уровня категорий. Любая из них присваивается сроком на 5 лет, затем требует продления в аналогичном порядке.

Если же квалификация педагога не будет своевременно подтверждена, она автоматически снижается. Что тогда?

Бывшему работнику первой категории предстоит заново подавать заявление на аттестацию (чтобы ее восстановить).

А если он не сделает этого? В таком случае - в числе прочих аттестоваться на подтверждение соответствия.

Тому, кто утратил высшую, предстоит "проходить" все заново. Вначале потребуется аттестация воспитателя на 1 категорию. И не раньше чем по истечении двух лет у него появится право сдать на высшую.

Категории, полученные до указанной даты (1.01.2011 г.) действуют до конца срока присвоения. Но старое положение - после 20 лет вторая категория остается навсегда - теперь отменено. Эти воспитатели также должны будут подтверждать свою профпригодность раз в пять лет.

Какой бывает аттестация

Рассмотрим оба ее вида - обязательную и добровольную.

Первая, как уже упоминалось, обязана состояться один раз в каждые пять лет. Цель ее - подтвердить, что педагог соответствует своей должности. Ее обязаны пройти все работники, у кого нет категорий и нет желания их получать.

Освобождаются от аттестации занимающие должность не более 2 лет, мамы в декретном отпуске и беременные женщины. Срок прохождения для них наступит не раньше, чем через два года после завершения отпуска, предоставленного по уходу за ребенком.

Представление воспитателя на аттестацию производится работодателем. Если педагог занимает сразу несколько должностей в одном учреждении, и не аттестован ни по одной из них, то оно возможно сразу по всем.

Если же он работает по совместительству в разных местах, то каждый работодатель уполномочен направить его на аттестацию.

Как подаются документы?

Представление на педагога оформляется работодателем по установленному образцу. Документ содержит все нужные справки для аттестации воспитателя, подробную всестороннюю оценку профессиональных навыков сотрудника и качество его работы в должности. Кроме того, там имеется информация обо всех пройденных курсах повышения квалификации и результатах прошлых аттестаций.

Педагога за месяц до испытания под роспись знакомят с представлением. Документы подаются работодателем в комиссию по аттестации соответствующего субъекта РФ, где назначается ее дата, время и место проведения. Срок ее прохождения не должен быть больше двух месяцев.

Как она проходит?

Аттестация старшего и других работников ведется в установленном порядке. В процессе ее для подтверждения квалификации испытуемые подвергаются экзаменам в письменном виде или компьютерному тестированию. Цель их - выявить уровень владения профессиональными методами современного обучения, подтвердить ценный опыт работы воспитателя ДОУ и уровень собственной компетентности.

Решение, принятое комиссией, оформляется в виде протокола и вносится в аттестационный лист работника. Последний хранится в личном деле педагога.

Если аттестация пройдена успешно, вердикт комиссии - «соответствует занимаемой должности». В противном случае - «не соответствует».

Если вам не повезло

В последнем случае работодатель имеет юридическое право расторгнуть договор с работником, но не обязан этого делать. Он может предложить тому пойти на курсы повышения квалификации и затем пройти аттестацию повторно.

Вместо увольнения работник может и должен быть переведен с его согласия на другую должность (нижестоящую), если есть вакансия. Также не имеют право лишить работы временно нетрудоспособного, беременную и женщину с детьми до 3 лет или мать-одиночку с ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом.

Добровольная аттестация

Она организуется для присвоения первой (либо высшей) категории по инициативе работника и на основании его заявления. Цель ее - установить соответствие квалификации педагога требованиям заявленной категории.

Подать заявление на первую имеют право работники, не имеющие пока никакой. Или те, у кого срок действия полученной ранее 1 категории подходит к концу. На высшую - получившие первую два или более года назад, а также желающие продлить уже имеющуюся.

Заявление на аттестацию воспитателя подается педагогом самостоятельно в любое время. Чтобы срок предыдущей не истек в период его рассмотрения, рекомендуется подавать его заранее - за 3 месяца.

Как правильно оформить документы

Их полный пакет должен включать заявление на аттестацию по образцу, прошлый аттестационный лист (ксерокопию) - при его наличии, заполненный новый лист, портфолио достижений. Для составления последнего имеются методические рекомендации.

Документы, поданные в комиссию по аттестации местного субъекта РФ, рассматриваются обычно около месяца, затем назначается место и дата проведения. Проходить она должна только в течение определенного срока.

Аттестация воспитателей ДОУ ведется в строгом соответствии с имеющимися правилами и нормативами. Какие же требования предъявляются к каждой из квалификационных категорий?

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию

Педагог обязан владеть современными технологиями образования и уметь эффективно использовать их в практической деятельности. Продемонстрировать накопленный опыт работы воспитателя ДОУ. Доказать собственный личный вклад в улучшение качества путем совершенствования применяемых методик. Показать результаты усвоения программ воспитанниками и динамику достижений.

Аттестация на высшую категорию воспитателя: требования растут

Требуется наличие первой квалификационной категории, успешное применение на практике новых образовательных методик и технологий, демонстрация освоения воспитанниками практикуемых программ. Результаты должны быть стабильными, а показатели динамики успехов - выше среднего уровня субъекта РФ.

Воспитателю предстоит продемонстрировать личный вклад в совершенствование воспитательных и образовательных методик, улучшение качества образования. А также - владение новыми технологиями и распространение личного профессионального опыта.

Порядок прохождения

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию, как и на высшую, ведется определенным образом. Его профессиональные достижения, оформленные в виде портфолио, предъявляются на экспертизу.

Проверка квалификации проходит на заседании аттестационной комиссии, которое ведется как при педагоге, так и без его участия. Запись о намерении присутствовать на обсуждении должна быть включена в заявление на аттестацию заранее. Если же он после этого по каким-либо причинам не является на заседание, комиссия имеет право рассматривать его документы заочно.

Принятое решение заносится в протокол, а также в аттестационный лист работника. После этого оно утверждается вышестоящим органом - на уровне субъекта РФ. Итоги (выписка из акта данного органа и аттестационный лист) передаются работодателю.

А что потом?

Если аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (или на высшую) прошла успешно, и вынесено постановление о соответствии нужным требованиям, датой присвоения соответствующей категории считается день принятия решения комиссией. С этого же момента и педагога будет производиться по новой ставке.

Запись о том, что присвоена определенная категория, в обязательном порядке производится в трудовой книжке.

В случае "провала" аттестации выносится решение "требованиям не соответствует". Тогда претендовавшие на первую категорию остаются без таковой и обязаны аттестоваться на соответствие должности, которую занимают.

У «не сдавших» на высшую остается первая категория до окончания действующего срока. Затем педагог имеет право вновь попытаться "заработать" высшую категорию, либо ему придется подтверждать первую.

Обжалование итогов аттестации

Право на такое обжалование закреплено документально. Делается это путем подачи заявления в комиссию по трудовым спорам или даже в суд, причем в последнем случае важно сделать это в течение трех месяцев с момента аттестации.

Но на практике подобные ситуации случаются крайне редко. Как правило, педагоги подают документы на аттестацию, будучи основательно подготовленными - досконально изучив все нужные требования, подготовив грамотное и достойное портфолио и будучи полностью уверенными в собственных силах.

Юлия Головлёва
Современные требования к профессии воспитателя в группах раннего возраста

«Современному ребёнку – современного воспитателя - лозунг сегодняшнего дня!

А кто же такой «современный воспитатель » ! Давайте порассуждаем.

Сегодня, как никогда ранее, растёт ответственность педагога перед обществом за качество воспитания и обучения детей раннего возраста . Воспитателю необходимо совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом и примером для подражания. От его личностных качеств и профессиональных умений во многом зависит психологический климат в группе , эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками , успехи ребенка в деятельности.

Давайте рассмотрим современные требования к профессии воспитателя в группах раннего возраста :

1. Воспитатель должен быть искренним и непосредственным. Ведь малыши очень чувствительны и быстро распознают ложь, равнодушие, недоброжелательность.

2. Крайне важно для педагога позитивно принимать детей и доброжелательно к ним относиться. Это подразумевает положительное отношение педагога независимо от того, что и как ребёнок делает. Он должен быть свободен в общении со взрослым. Ему необходимо чувствовать, что взрослый открыт для него. Ребёнок должен быть уверен : что бы он ни сделал, что бы ни сказал, на него обязательно обратят внимание. Взрослый постарается понять его и помочь.

3. Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Воспитатель , обладающий этим качеством может без труда войти во внутренний мир ребёнка, чтобы лучше понять его чувства, мысли и переживания. Эмпатия подразумевает не только умение слышать слова малыша, но и понимать то, о чём он не договаривает.

4. Все педагоги сталкиваются с проблемой адаптации ребёнка к детскому саду. Многие дети с большим трудом переживают разлуку с мамой : сильно плачут и сопротивляются любым попыткам вовлечь себя в любую игровую деятельность. В данной ситуации от воспитателя требуется терпение и умение вызвать доверие к себе не только ребёнка, но и его мамы.

5. Ещё одной немаловажной особенностью в работе с детьми раннего возраста является необходимость личной обращённости к ребёнку. Необходимость индивидуального подхода очевидна во всех возрастах . Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Так как маленький ребёнок способен воспринимать только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему, а не целой группе .

6. Дети раннего возраста не могут регулировать своё поведение посредством слова. На них не действуют : всякие инструкции, призывы к послушанию, объяснения правил и т. д. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя . Они должны быть предельно выразительными и эмоциональными. Здесь необходим определённый артистизм от воспитателя . Современный воспитатель должен воспитывать не словами , а своими чувствами и действиями.

7. Воспитатель в группах раннего возраста должен уметь играть . Игра – является универсальным методом воспитания маленьких детей . Она требует непременного участия взрослого, который не только передает детям необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.

Таким образом, анализ современных требований к профессии воспитателя показал , что к личности воспитателя общество предъявляет ряд серьезных требований . Есть главные, устойчивые требования , постоянно присущие воспитателю всех эпох , времен и народов. К таким требованиям относятся : любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в области дошкольной педагогики и психологии, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей . Дополнительными, но относительно стабильными требованиями , предъявляемыми к воспитателю , являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др.

Но новая общественно-политическая, экономическая ситуация, сложившаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания . Они, в свою очередь, определяют требования , предъявляемые к личности воспитателя в соответствии с велением времени. В данный момент обществу необходим воспитатель нового типа , которого характеризуют : высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм , инновационный стиль научно-педагогического мышления; готовность решать творческие и исследовательские задачи; экспериментатор; профессионально компетентный в области информационной и коммуникативной деятельности; владеющий новыми технологиями и готовый работать в условиях рыночной экономики; способный постоянно самосовершенствоваться и повышать свое образование.

В современном быстроразвивающемся и постоянно меняющемся обществе предъявляются особые требования к современному воспитанию детей, а в частности к дошкольникам. Именно в этом возрасте у ребёнка закладываются основы мировоззрения, социального поведения, этнических норм и моральных качеств. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, которые будут играть решающую роль на жизненном пути человека. Ответственность за развитие этих качеств ложится на воспитателей. Обязанность воспитателя за несколько лет нахождения ребёнка в детском саду положить основу эмоционального, морального, социального, творческого и интеллектуального развития ребёнка, исходя и его способностей, врождённых особенностей и задатков. Это развитие обеспечивается профессионализмом воспитателя ДОУ.

В жизнь системы образования страны прочно вошёл Федеральный образовательный стандарт. ФГОС устанавливает ряд требований к условиям реализации основной программы ДОО: психолого-педагогические, кадровые, материально- технические, финансовые и к предметно - развивающей среде. Кадровые условия являются главными. В связи с этим разработан и утвержден профессиональный стандарт педагога, который вступит в силу с 1 января 2015 года.

Согласно этому стандарту педагог дошкольного образования должен:

  • Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
  • Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно – манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  • Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС).
  • Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
  • Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
  • Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
  • Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
  • Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
  • Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень. Воспитатель должен уметь сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель знающий возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях. Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности. Воспитатель любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, педагог помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять жизнерадостностью, чувством юмора. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя. Педагог дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения как с детьми и родителями, так и с коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса. Воспитатель должен показывать своим воспитанникам безукоризненное поведение. Ведь дети подражают поведению воспитателю в первую очередь. Так же воспитатель должен стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. С уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным и профессиональным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, дана только воспитателю, преданному своему делу. От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Ведь рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты. Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры. Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. А для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагога, которая позволит им работать по стандарту. Компетенция педагога – это одно из главных требований стандарта.

На основании этих требований будет строиться система подготовки педагогов, которая будет включать в себя: изучение тематической литературы, проведение обучающих семинаров, освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания. Проведение педсоветов и открытых просмотров и мастер – классов. Институты повышения квалификации будут перестраивать свою учебные программы для того, чтобы система дошкольного образования могла работать в соответствии с современными требованиями.




  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то