Как написать отчет по самообразованию в детском саду. Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию. Творческая лаборатория учителя

На сегодняшний день в нашем обществе впервые за всю его историю можно наблюдать стремительные и глубокие перемены. В корне изменился сам стиль жизни, касающийся образования. Ведь в прежние времена получение одного диплома было достаточным условием для продолжения всей трудовой деятельности человека. Однако на сегодняшний день в нашу жизнь ворвался новый стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Этот принцип особенно касается воспитателей, профессиональной задачей которых является создание всех необходимых условий для формирования личности маленького человека. Достижение этой цели невозможно без самообразования педагога.

Определение понятия

Что такое самообразование? Под этим термином понимают систематическую самостоятельно организованную познавательную деятельность. Ее основным направлением является достижение поставленных перед собой личностных и общественно значимых целей, которые способствуют удовлетворению познавательных интересов, профессиональных и общекультурных запросов, а также повышению профессиональной квалификации.

Только с помощью самообразования может быть сформирован индивидуальный педагогический стиль воспитателя и произойдет осмысление его деятельности.

Уровни самообразования

Считается, что организованный самим человеком процесс повышения профессиональных знаний проходит три последовательных этапа:

  • адаптационный;
  • проблемно-поисковый;
  • инновационный.

Каждая из этих ступеней самообразования отличается по своим возросшим качественным показателям. Так, первый уровень характерен для начинающих воспитателей. Его прохождение способствует адаптации к профессии. Что касается проблемно-поискового уровня, то на этом этапе происходит поиск оригинальных методик и эффективных приемов работы. Самая высокая степень развития наблюдается на третьей ступени самообразования. Инновационный уровень предполагает создание педагогом социально значимого продукта своей деятельности, который обладает практической новизной.

Цели самообразования

Для чего воспитателю необходимо совершенствование своих умений? Среди целей самообразования этого специалиста можно выделить:

  • углубление методических знаний;
  • усовершенствование и расширение методов воспитания и обучения на основе расширения психологического и общепедагогического кругозора;
  • рост общекультурного уровня специалиста;
  • овладение современными достижениями передовой педагогической науки и практики.

Направления самообразования

В каких областях педагоги, работающие с дошкольниками, могут углублять свои знания?

Среди них:

  • прочтение вновь изданных нормативных документов, касающихся вопросов дошкольного воспитания ;
  • ознакомление с новейшими достижениями физиологии и анатомии, детской психологии и педагогики;
  • изучение научно-методической и учебной литературы;
  • ознакомление с инновационной практикой ДОУ;
  • изучение новых педагогических технологий и программ;
  • повышение своего общекультурного уровня.

Темы самообразования

Какое конкретное направление является самым важным для воспитателя? Тема, выбранная им для самообразования, непременно должна быть связана с проблемами, решением которых занимается коллектив ДОУ, а также с основными направлениями деятельности детского сада. Это позволит наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед учреждением в целом.

Тема также должна подбираться с учетом профессионального мастерства и опыта воспитателя. Она должна быть понятна и близка ему. Только в таком случае можно будет получить эффективный результат и раскрыть творческий потенциал педагога.

Выбрать тему можно и с учетом существующих рекомендаций. Например, молодым специалистам лучше всего остановиться на вопросах изучения следующей информации:

  • по формированию основ мастерства педагога;
  • по осознанию ценностей развития, обучения и личностной модели воспитания;
  • по повышению конструктивных способностей и умений.

Для тех, кто работает воспитателем более пяти лет, рекомендуется:

  • овладевать способами, позволяющими проектировать воспитательно-образовательные процессы, что позволит повысить их эффективность и качество;
  • формировать умение в осуществлении анализа научно-методической литературы, а также совершенствовать применение на практике полученных знаний и активизировать свои творческие способности.

Более опытным, творчески работающим воспитателям важно следующее:

  • развивать собственные способности в перепроектировании работы с детьми на основе тенденций достижения психологии и педагогической науки, а также социального общественного заказа;
  • проявлять творческий потенциал;
  • пропагандировать собственные достижения;
  • развивать исследовательскую деятельность.

Если у воспитателя отсутствует образование, то ему рекомендуется рассматривать темы, позволяющие:

Стоит иметь в виду, что научить творчеству невозможно. Однако самообразование способно побудить педагога сделать определенные шаги для профессионального развития. А для контроля данного процесса необходим отчет воспитателя по самообразованию. Этот документ позволит руководству ДОУ оценить работу специалиста и при необходимости оказать ему необходимую методическую помощь.

Как написать отчет воспитателя по самообразованию? Для этого важно придерживаться определенной последовательности подачи информации.

Выбор темы

Отчет воспитателя по самообразованию должен включать в себя описание всех этапов данного процесса. Первым из них является выбор темы. На чем он должен быть основан? Тема самообразования находится в кругу профессиональных интересов педагога, а также всего ДОУ.

Также она напрямую зависит от уровня его квалификации. Отчет воспитателя по самообразованию в разделе, обосновывающем тему работы, должен также содержать задачи и цель повышения умений и знаний.

Планирование деятельности

Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе индивидуальный план, в котором описывается, что и в какие сроки важно выполнить, освоить и сделать. Его разработкой педагог занимается в начале года. В это же время со старшим воспитателем оговаривается форма, по которой должен быть предоставлен отчет по самообразованию воспитателя в саду, а также сроки его окончательного составления.

Теоретическое изучение темы

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду должен содержать в себе перечень проводимой работы, которая необходима для более эффективного решения стоящей перед педагогом проблемы, а именно по следующему:

  • знакомству с предметом самообразования и накоплению материала;
  • изучению необходимой специальной литературы;
  • ведению отчетной документации.

Все этапы проделанной работы должен отражать отчет по самообразованию воспитателя в саду. В том числе это может быть указание на участие педагога в ГМО, что позволило ему обогатить опыт работы, а также на посещение семинаров, консультаций и курсов повышения квалификации.

Практическая деятельность

Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе описание работы по применению знаний, умений и навыков в работе с детьми.

Практическая деятельность состоит в следующем:

  • в мониторинге по выбранной тематике, который делается в начале и в конце учебного года;
  • анализе условий, которые необходимы для реализации выбранной темы;
  • разработке и проведении бесед, образовательных ситуаций, развлечений и праздников;
  • организации выставок, на которых представлены детские работы;
  • реализации творческих проектов среди своих воспитанников;
  • организации кружковой деятельности;
  • изготовлении атрибутов и пособий, картотек и проч.;
  • создании для детей современной предметно-развивающей среды.

Подведение итогов

Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ должен заканчиваться анализом проделанной работы. Это позволит оценить не только эффективность решения задач по устранению той или иной проблемы, но и степень повышения квалификации педагога. В какой форме должен быть предоставлен отчет воспитателя по самообразованию?

Требования руководителя ДОУ будут являться приоритетными в этом вопросе. Отчитаться о проведенной работе по самообразованию педагог, помимо составления отчета, может таким образом:

  • выступая с докладом;
  • проведя открытые просмотры в ДОУ;
  • составив презентацию по созданной им в группе развивающей среде и педагогическим наработкам;
  • опубликовав статью.

Однако стоит помнить о том, что вне зависимости от выбранной темы отчет о самообразовании воспитателя ДОУ не должен представлять собой только красочно поданную информацию. Работа по совершенствованию умений и знаний даст свои положительные результаты только в тех случаях, когда будет вестись планомерно, целенаправленно и систематически. Этот процесс станет предпосылкой для формирования повышения профессионального мастерства и творческой активности каждого из педагогов ДОУ. На основе отчета воспитателя по самообразованию план по такой работе должен быть составлен для всех специалистов детского сада.

Тема «Развитие речи»

В качестве образца рассмотрим отчет по самообразованию воспитателя 2 младшей группы. В первом разделе данного документа указываются основания, которые послужили для выбора данной темы. Так, отчет по самообразованию воспитателя по развитию речи должен давать разъяснения о том, что в возрасте от 3 до 4 лет этот вопрос становится весьма актуальным. Детки, находящиеся в младшем дошкольном возрасте, нуждаются в проведении с ними работы по всестороннему развитию речи. В это направление входит деятельность по активизации и обогащению словаря ребенка, развитию грамотного построения речи и ее связности.

  • обогащение пассивного и активного словаря детей по самым разным лексическим категориям;
  • расширение и активизация словарного запаса малышей на основе получения знаний и представлений об их ближайшем окружении;
  • изучение методов, приемов и способов по активизации речевых навыков малышей;
  • повышение собственного уровня знаний с помощью изучения специальной литературы, а также инновационных технологий и методов современных педагогов в сети Интернет;
  • объединение усилий педагогов и родителей в решении задач по развитию речи у детей.
  • наблюдения;
  • игры, в том числе хороводные и словесные, пальчиковые, дидактические и подвижные;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • артикуляционная гимнастика;
  • разучивание песен и стихов.

При проведении кружковой работы с детьми в отчете должна быть описана и она. В заключение необходимо указать на результаты педагогической деятельности. Это повышение речевой активности деток, увеличение их словарного запаса, возникший интерес малышей к общению со сверстниками и с окружающими и т. д.

В этом же разделе должно быть указано и на пополнение предметно-развивающей среды группы, повышение уровня компетентности родителей в вопросах, касающихся речевого развития детей. Также в отчете должны быть описаны планы по продолжению работы в данном направлении с учетом применения инновационных методик и использования новинок методической литературы.

Тема «Мелкая моторика»

Это понятие обозначает точность двигательных способностей рук. Данная функция способствует также и развитию речи ребенка.

Отчет воспитателя по самообразованию «Моторика» должен описывать актуальность темы. Эта функция способствует развитию интеллектуальных способностей малышей. При плохой моторике дети неловко держат карандаш и ложку, не способны самостоятельно застегнуть пуговицу и шнуровать обувь. Им порой трудно работать с пазлами, собрать детали конструкции и т. д.

Также в отчете указывается цель деятельности, которая состоит в развитии координации рук и мелкой моторики. Задачи работы, которые также должны быть описаны в данном документе, состоят в улучшении этих способностей у ребенка.

Далее следует описание форм работы с детьми, а также использованных методов и приемов. Это могут быть физкультминутки и самомассаж кистей рук, лепка фигурок из пластилина и конструирование из бумаги, рисование по трафаретам и дидактические игры, обучение шнуровке и игры с мозаикой, пазлами и т. д.

В заключение отчета должен быть проведен анализ проделанной работы, указано на улучшение моторики у детей. Также должно быть разъяснено и то, что малыши научились лучше понимать явления, происходящие в окружающем мире, легче адаптируются в обществе и практической жизни и стали более уверенными в себе и самостоятельными.

Тема «Игра»

Данное направление самообразования позволяет более эффективно решать задачи по физическому здоровью дошкольников. И это является основной целью работы педагога.

Отчет по самообразованию воспитателя по игре должен содержать в себе планирование деятельности специалиста, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • изучение специальной литературы;
  • проведение работы с детьми;
  • беседы с родителями;
  • самореализация.

Отчет воспитателя также должен включать в себя описание практической деятельности, проведенной с детьми в течение года. Это может быть:

  • спортивный праздник по тематике «Русские народные игры»;
  • выставка детских работ по теме «Любимые игры»;
  • открытый показ результатов образовательной деятельности;
  • беседа с родителями о роли подвижных игр в жизни ребенка и т. д.

В заключение отчета воспитатель должен указать на успехи физического развития детей, в числе которых улучшение их умения прыгать и бегать, лазить, кидать мяч и т. д.

Протокол педагогической конференции от 18.05.2017

Отчёт по самообразованию педагогов ДОУ

Председатель: Башина О.Л. – ст. воспитатель

Секретарь: Антонова Н.В. – учитель-логопед

Присутствовало: 12 человек (воспитатели всех возрастных групп, муз. руководитель). Регистрационный лист прилагается.

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя, создание индивидуального маршрута педагогов

Задачи:

    Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.

    Повлиять на профессиональное становление педагога.

    Определить составляющие профессиональной компетентности и перечень основных профессиональных компетенций для педагога ДО.

    Защита ИОМ педагогов Дошкольного отделения

Подготовка к конференции

1.Создание инициативной группы по проведению педсовета.

2.Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.

3.Тематическая проверка «Эффективность работы по повышению педагогического мастерства педагогов ДО»

Повестка конференции

    Цели, задачи, подготовка к конференции – Башина О.Л., старший воспитатель.

    Отчёты воспитателей по темам самообразования – воспитатели.

    Подведение итогов конференции – ст. воспитатель Башина О.Л.

СЛУШАЛИ:

По первому вопросу ст. воспитателя Башину О.Л., которая познакомила присутствующих с целями и задачами конференции.

По второму вопросу выступили воспитатели групп. Они представили свои отчёты по самообразованию.

В течение года воспитатель Михалева Н.В. работала над темой «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность данной темы очевидна: маленький ребенок уже в раннем возрасте знакомится с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с разными предметами и получает сведения об их особенностях и качествах. Но если ребенок учится только на собственном опыте, его знания, как правило, бывают не точными, неполными, не упорядоченными. Для уточнения закрепления и приведения знаний в систему необходимо использовать дидактическую игру. Цель дидактической игры – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Цель самообразования : повышение своего теоретического уровня, педагогического мастерства в руководстве дидактическими играми дошкольников и компетентности по данной теме.

Задачи:

Изучить литературу по данной теме,

Воспитывать познавательный интерес при игре и работе с дидактическими пособиями,

Обновление и пополнение дидактического материала для проведения игр в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей,

Подготовить и поместить в родительский уголок консультации для родителей на тему «Дидактическая игра в жизни ребенка».

В своей работе Н.В. использовала три вида дидактических игр:

    Игры с предметами:

    «У кого что в руках». Цель: закреплять представления детей о знакомых фруктах и овощах и упражнять детей в правильном названии их.

    «Большие – меньшие». Цель упражнять детей в различении величины используя природный материал «листья, камешки, и т.д.»

    «Кому что нужно для работы?» Цель уточнить представления детей о том, кто чем работает.

    «Найди в мешочке одинаковое». Цель развитие осязание и тактильно мышечного чувства.

    «Укажи, о чем я скажу» Цель научить детей слово соотносить с предметом, по словам находить предмет.

    Настольно-печатные игры:

      • Лото «Времена года» Цель: уточнить и закрепить представления о временах года.

        Парные картинки «Сложи овощи» Цель: закреплять знания о разных овощах.

        Пазлы «Удивительное животное» Цель: закрипить знание о животных.

        Настольная игра «Веселый зоопарк» Цель: узнавать птиц, животных по внешнему виду.

        «Мозаика» Цель: уточнять представления о форме и цвете предметов.

        Игра «Что кому нужно» Цель: закреплять знания о предметах повседневной необходимости.

    Словесные игры:

    «Узнай по описанию» Цель: учить детей по описанию узнавать знакомые предметы, животные, растения.

Изготовила материал к дидактическим играм:

    «Положи цветок на место» Цель: закрепить знание о цвете: красный, желтый, зелёный, синий.

    «Найди свою метку» Цель: закрепить знание геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг.

    «Разбери перепутанные варежки» Цель: учить детей находить и сравнивать предметы по внешнему виду.

Перспектива на следующий год:

      • Продолжить работу по теме «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (согласно возрастной группе).

        Изучить новинки методической литературы.

        Изготовить картотеку дидактических игр для детей 4-5 лет и продолжить работу по пополнению дидактического материала для проведения дидактических игр в ДОУ.

        Поместить в родительский уголок консультацию для родителей по данной теме.

        Анкетирование родителей на тему «Как играть с ребенком».

Антонова Н.В. в течение года работала над темой «Коррекция и развитие речи детей 5 – 7 лет на материале стихов о природе».

Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа, стихотворения.

Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями , нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п. Одними замечаниями «говори правильно» дело не поправить. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок будет делать ошибки при письме.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже. Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.

Ежедневно педагоги с детьми проводят наблюдения в природе, и обязательной частью прогулки является использование художественного слова, чтение стихов о временах года. Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

Большую роль в развитии речи по ознакомлению с природой дошкольников играет экологическая тропа детского сада. Это специально оборудованный маршрут на территории детского сада.

Нами в качестве объектов экологической тропы выбраны различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (цветники, деревья, кустарники, травы цветы, старые пни, гнезда на деревьях, яблоневый сад, огород, зона лекарственных растений - календула, мята, ромашка, одуванчик, подорожник). В цветниках красиво цветущие растения подобраны таким образом, чтобы в течение сезона одни цветы сменили другие. До поздней осени пышно цветет герань, петуния, астра, бархатцы. Дети в течение года знакомились с новыми стихотворениями об этой красоте. Подбирались соответствующие стихотворения для автоматизации и дифференциации звуков.

Понимая важность развития речи детей, прежде всего, определяются основные направления работы:

Создание развивающей речевой среды;

Освоение методов и приёмов обучения;

Составление перспективно-календарного плана по развитию речи детей;

Диагностика и учёт уровней речевого развития каждого ребёнка;

Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу через беседы, консультации. Работа по развитию речи - это непрерывный процесс, связанный со всеми режимными моментами.

Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных слов и фраз используются чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения , которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе.

В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению.

Проводится работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий, уточняются обобщенные понятия (овощи, деревья …). Дети называют действия, связанные с движением игрушек, подбирают определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

При знакомстве с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество) речи.

Результат

1.Эмоционально-насыщенное, содержательное проживание ребёнка в детском саду

2.Удовлетворённость естественными потребностями в общении, творчестве.

3.Активность, инициативность детей в общении.

4.Наличие интереса к миру природы, любознательность, проявление гуманных и охранительных способов взаимодействия с природным миром.

5.Проявление творческих способностей в различных видах детской деятельности.

Системная работа дала свои результаты. Ребята стали грамотнее говорить, исправлять ошибки в речи товарищей, использовать разные конструкции предложений.

Башина О.Л. представила свой опыт работы по теме «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». Актуальность опыта работы по оздоровительной направленности состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка и взрослого к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ.

Цель работы: формировать представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.

Были поставлены следующие задачи:

    обеспечение условий для сохранения и совершенствования здоровья,

    формирование необходимых знаний здорового образа жизни, умения использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

О.Л. в работе с детьми применяет следующие здоровьесберегающие технологии:

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика;

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по физической культуре.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Гимнастика для глаз;

Релаксация;

Физминутки;

Пальчиковая гимнастика;

Дыхательные упражнения;

Совместным мероприятиям родителей с детьми,

Самомассаж.

Коррекционные технологии:

музыкатерапия.

Провела открытое мероприятие по теме ЗОЖ в подготовительной группе «Секреты здоровья». Занятие прошло с использованием ИКТ, где продемонстрировала использование здоровьесберегающих технологий на физкультурном занятии.

На педагогическом совете, по теме: «Безопасность и здоровье детей в наших руках», выступила с докладом «Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Разработала перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми 3-7 лет в соответствии с тематическими неделями.

В результате проделанной работы дети стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику. Также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега и других параметрах на физкультурных занятиях.

Перспектива на следующий учебный год:

1. Изучить новую методическую литературу.

2. Разработать комплекс упражнений по профилактике плоскостопия и дыхательной гимнастике.

3. Поместить на сайт детского сада консультацию для родителей по теме ЗОЖ.

Радькова С.Б. познакомила присутствующих со своими наработками по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность темы. Источники способностей и дарований детей на кончиках пальцев. По мнению В. А. Сухомлинского: «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питают источник творческой мысли".

Цель: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

С.Б. подчеркнула, что работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:

Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «ПОСЕЛИ ПУГОВИЦЫ В ДОМИК»);

Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»);

Игры с прищепками («Иголочки для ежика», «Постираем платочки»);

Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);

Игры с фасолью (найдем мишку, потерялся зайчик);

Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);

Аппликация (сначала просто рвать, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги);

Лепка (лепка из пластилина; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .

Игры на манке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

В течение. года С.Б. провела консультацию для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»; «Почему так важно рисовать ребенку?», составила картотеку пальчиковых игр и гимнастик, организовала выставку «Игры, способствующие развитию мелкий моторики».

В дальнейшем С.Б. планирует продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности.

Ратькова Т.Ю.представила свой педагогический опыт работы на тему «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста»

Актуальность. Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению

Цели:

    Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах.

    Развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов.

    Формирование важных качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения

Задачи:

    Учить выполнять задания в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.

    Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать головоломки, решать задачи.

    Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.

    Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.

    Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.

    Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.

    Развивать способности к логическим действиям и операциям.

Васильева М.С. в течение года работала над темой «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность. Для развития ребенка игра дает:

    Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения.

    Ориентироваться в сфере человеческих отношений;

    Координировать свои действия с другими, постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий ее участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми;

    Умение находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций, гибкость, развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный эмоциональный фон.

Цель: раскрытие личности ребенка и развитие его творческого потенциала посредством освоения игровой деятельности.
Задачи:

    Обеспечить развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умение использовать эти представления для создания новых сюжетов игр.

    Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.

    Обогащать речь детей, содействуя развертыванию ролевого диалога в играх;

    Создать условия для совместной игровой деятельности детей и взрослых.

    Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх.

Толстенкова С.В. рассказала о своём опыте работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и т.д. По признанию педагогов и психологов (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С Комарова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка.

Цели:

    Развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине, расширение представления о защитниках Отечества.

    Воспитание интереса и уважения дошкольников к историческому военному прошлому.

Задачи нравственно-патриотического воспитания

    Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.

    Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

    Воспитывать уважение к труду.

    Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

    Формировать элементарные знаний о правах человека.

    Расширять представлений о городах России.

    Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

    Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

    Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Формы работы с детьми

    Реализация образовательной деятельности согласно ФГС (День знаний, День народного единства, День матери, День защитника отечества (занятия на тему: Защитники Родины, беседа о военных профессиях), 8 марта, День Победы.

    Проведение экскурсий в библиотеку и школу.

    Взаимодействие с социальными институтами в рамках преемственных связей (библиотека, школа, полиция).

    Проведение праздников и досугов: праздничные концерты, физкультурные досуги, чтение художественной литературы.

    Продуктивная деятельность – изготовление открыток.

    Выставка детских рисунков.

    Уроки мужества. Беседы: Наша Родина – Россия, Трудолюбивый человек всегда прекрасен, Уроки вежливости.

Формы работы с родителями

    «День открытых дверей»

    Привлечение родителей к проектной деятельности по теме «Дорогою Добра».

    Беседы-консультации «О правилах поведения»

    Проведение праздников и совместного досуга.

    Участие родителей в конкурсной деятельности ДОУ.

    Наглядно-информационный материал.

Результаты работы в рамках нравственно-патриотического воспитания

    Воспитанники проявляют интерес к произведениям искусства и прикладного творчества.

    Знают о государственной символике.

    Учувствуют в конкурсах и патриотических праздниках.

    Принимают участие в проектной деятельности.

    Интересуются природой родного края, жизнью детского сада.

    Расширили кругозор по военно-патриотическому прошлому своей страны.

    С увлечением рассказывают о достижениях своих близких.

Свиридова Н.Н. познакомила присутствующих с опытом работы по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании младших дошкольников».

Ходунова О.А. поделилась опытом работы над темой «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Воспитатели рассказали о том, что при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов им оказывалась консультативная помощь и предоставлялась информация о возможностях методической работы в ДО для развития профессиональной компетентности и о возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ДО (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, методические сообщества, открытые мероприятия, электронные ресурсы, и т.п.).

Педагоги отметили, что характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности в контексте профессиональной деятельности, то есть педагог предстает сформировавшимся субъектом развития своей профессиональной компетентности.

По третьему вопросу

ст. воспитатель Башина О.Л. подвела итоги педагогической конференции, в ходе которой были определены условия профессионального роста:

    самообразовательная работа,

    чтение методической, педагогической и предметной литературы,

    обзор в Интернете,

    посещение семинаров, конференций, занятий коллег,

    дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами,

    систематическое прохождение курсов повышения квалификации,

    проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег,

    изучение информационно-компьютерных технологий,

    общение с коллегами в ДОУ в Интернете,

    участие в конкурсах,

    помещение своих разработок на сайтах в Интернете.

Формы самообразования педагогов:

    индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня

    коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.

Результативность:
Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Председатель: Башина О.Л.

Секретарь: Антонова Н.В.

Ниже предлагается примерная форма отчёта по теме самообразования воспитателя детского сада "Формирование основ педагогического мастерства"

Тема самообразования «Формирование основ педагогического мастерства» выбрана мною не случайно. Так как я стала воспитателем не так давно (указать срок) , то самообразование по этой теме для меня очень важно.

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло, можно.

Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:

...перечислить изученную литературу

Полезной оказалась информация на следующих сайтах:

...перечислить сайты-помощники

Кроме этого, в течение года я посещала методические объединения на муниципальном уровне, открытые занятия, проводившиеся в нашем детском саду, на которых я для себя почерпала много нового и интересного. Особенно ценными в плане изучения темы «Формирование основ педагогического мастерства» оказался просмотр форм работы образовательной деятельности у воспитателей с богатейшим педагогическим опытом, работающих в нашем детском саду (указать ФИО педагогов) .

В феврале текущего года мною была подготовлена консультация для воспитателей нашего детского сада «Формирование основ педагогического мастерства». В ходе неё было отмечено, что воспитатель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им средства и методы педагогического сотрудничества, берёт на себя ответственность за результаты своей работы.

В том же месяце был организован открытый просмотр для педагогов нашего дошкольного учреждения (указать тему открытого занятия) . В результате просмотра, воспитатели детского сада сошлись во мнении, что педагогического опыта мне не достаёт, но педагогические способности имеются.

В марте я принимала участие в «Конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ», в котором заняла ... место в номинации «Педагогический дебют». Участие в конкурсе придало мне уверенности в себе, стало подтверждением тому, что я нахожусь на правильном пути, но, в то же, время показало, что мне есть к чему стремиться и на кого равняться.

В апреле-мае я впервые участвовала в подготовке и проведении проекта на тему: «Этот День Победы!» (указать тему своего проекта) . Подготовка проекта стало значимым событием в моей педагогической карьере, т.к. в короткий срок предстояло узнать самой и поведать детям о героях-земляках, пробудить у ребят интерес к истории России, вызвать у них гордость за свой народ.

Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Для этого в группе на протяжении всего учебного года я проводила экспериментальную, индивидуальную работу с учётом увлечений детей, читала познавательную литературу, старалась чередовать методы работы, возбуждать активность воспитанников. Для меня стало правилом: «Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы общения с воспитанниками».

Благодаря наблюдениям за работой педагогов детского сада, их советам и наставлениям, а также изучению специальной литературы у меня сформировалось представление о мастерстве воспитателя детского сада. Я сделала вывод, что педагогическое мастерство — это искусство воспитания, требующее постоянного совершенствования.

Боровская областная санаторная школа-интернат

Воспитатель младшей группы: Кижеватова Н.Н.

Итоговый отчет по теме самообразования

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Воспитательная система нашей школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением - отдаленностью от места проживания детей. Большой процент наших воспитанников из многодетных, неблагополучных, неполных семей.

Ребенок, попавший в новые условия проживания, начинает испытывать трудности познавательного и коммуникативного характера. Формирующаяся, неустойчивая детская психика чутко реагирует на любые воздействия извне, т.к. социальная ситуация является одним из главных факторов личностного развития ребенка.

Учитывая неустойчивое социальное положение семьи, попадание ребенка в незнакомый коллектив и все вытекающие отсюда проблемы, определила следующие задачи:

    помочь детям найти свое место в обществе сверстников;

    учить умению выстраивать продуктивные личные контакты в социальном окружении.

Проблема адаптации ребенка в нашей школе для меня имеет одно из приоритетных значений.

Тема: «Адаптация и развитие личности в новых условиях проживания с учетом сохранения здоровьесбережения».

Цель: создание благоприятных условий для сохранения здоровья и самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

    Создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей.

    Развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно- исторических ценностей, развитие творческой активности.

    Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

    Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в организации и управлении учебно-воспитательным процессом, в деятельности творческих и общественных объединений.

    Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.

    Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.

Считаю, что внеурочная работа в группе - это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций.

Внеурочная учебная работа дает дополнительные возможности в плане дифференциации и индивидуализации воспитания школьников, оказания индивидуальной педагогической помощи.

Для достижения указанной цели в своей работе использую следующие направления работы:

    Гражданско-патриотическое воспитание;

    Правовое воспитание;

    Художественно-эстетическое воспитание;

    Физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование санитарно-гигиенический культуры;

    Трудовая подготовка и профориентация воспитанников;

    Экологическое воспитание;

В своей работе использую формы:

    изучение личных дел и медицинской документации ребенка;

    индивидуальные и групповые беседы;

    диагностические методики;

    воспитательные часы;

    открытые мероприятия;

    игры;

    экскурсии;

    практикумы;

    конкурсы, соревнования.

С целью более успешного протекания адаптационного периода в первый учебный месяц планирую больше мероприятий, способствующих сплочению детского коллектива: игры на знакомство, экскурсии, прогулки, занятия по интересам. Первичный диагностическо-прогностический тренинг, который провожу в первые дни пребывания детей в школе, позволяет более подробно изучить личность воспитанника.

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У воспитанника изменились социальное окружение и система деятельности. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт. Длительное психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети с ослабленным здоровьем являются наиболее подвержены дезадаптации.
Восприятие ребенком школьной жизни, развитие отношений с одноклассниками может быть непредсказуемыми. Очень важен процесс адаптации для воспитателя, который не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно группы и отдельных ребят.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Тесты, опросники помогают выявить:

Особенности общения со сверстниками;

Особенности общения с педагогами, со взрослым;

Особенности поведения: поведенческая саморегуляция, умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания;

Эмоциональное состояние: адекватность переживаний, личная тревожность, эмоциональная устойчивость;

Мотивационная сфера: позитивное отношение к школе, ориентация на самостоятельное получение знаний.

Действия воспитателя в тревожный адаптационный период:

1. снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в группе;

2. познакомить детей друг с другом и классным руководителем;

3. познакомить детей со школой, с режимом дня в школе;

4. познакомить воспитанников с условиями, правилами проживания в группе.

Задачи самообразования:

1. Изучение методической литературы.

2. Изучение личности воспитанников.

3. Изучение и применение воспитательных технологи й.

4. Обобщение по теме самообразования.

Индивидуальную самообразовательную работу осуществляла с помощью:

    средств массовой информации;

    оргтехники;

    библиотек;

    творческих дел и заданий;

    обмена опытом коллег.

В рамках повышения квалификации посетила курсы:

    «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе санаторной школы-интерната»;

    «Особенности гендерной социализации в процессе воспитания».

    «Воспитательные технологии в образовательном пространстве детских домов и школ-интернатов».

Изучала литературу

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего.

Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Наибольшего качества самообразование достигает тогда, когда педагог знает, что от него потребуют результат.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Работа по самообразованию может быть:

Формы самообразования:

В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается.

ИТАК, тема по самообразованию каждый год новая.

    ВАЖНО, чтобы знания по какому-­либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО научиться пользоваться библиотекой. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Выбор тем для самообразования

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями.

Тематикой самообразования также может быть:

    одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Оформление материалов по самообразованию

Педагог сам определяет в какой форме ему удобнее накапливать материалы по самообразованию: это могут быть ксерокопии с подчеркиванием важных мыслей или элементов/ конспектов занятий/ других материалов или выписанная в письменном виде информация. Материалы накапливаются в папке по самообразованию. Здесь же хранится план работы по самообразованию: План может содержать примерную разбивку по месяцам

План работы по самообразованию
Воспитатель________группы №_____МДОУ д/с №____
Тема:_________________________________________
Цель:

Задачи:__________________________________

Литература:

    _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________

Алгоритм составления отчета по самообразованию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В конце учебного года педагог представляет отчет о проделанной работе. Отчет может включать в себя:

Советы педагогам, занимающимся самообразованием:

1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей , определение темы по самообразованию, составление плана работы, подготовка практического материала.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результата работы для педагогов без квалификационной категории: доклады, проведение мероприятий по теме самообразования. Для педагогов 1/ высшей квалификационной категории - консультации для коллег, перспективные планы и конспекты занятий, программы.
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результата работы, самоанализ педагогической деятельности.

Возможные проблемы педагогов по вопросам самообразования

и пути их решения

Возможная проблема

Пути решения

    Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, а так же статистические данные.
    По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
    Составьте план или схему полученных при изучении материалов. Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
    Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в с детьми.

Примерная тематика
- Экологическое воспитание в семье.
- Нравственное воспитание старших дошкольников.
- Культурологический подход к воспитанию.
- Воспитание культуры межнационального общения.
- Деятельность воспитателя по ребенка.
- Социально-педагогическая деятельность воспитателя с неблагополучными семьями.
- Воспитание дошкольников в процессе освоения ими компьютерных технологий.
- Технология индивидуальной работы с дошкольниками.
- Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.
- Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников.
- Традиции детского коллектива.
- Совместная деятельность педагогов ДОУ и семьи по трудовому воспитанию дошкольников.
- Художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами фольклора....

«Самообразование педагогических работников»

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

    Выделите из многообразия проблем ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. Определите актуальность проблемы, перспективность и практическую значимость для воспитательно-образовательного процесса.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

    Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
    Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме Включите современные взгляды на проблему Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

    По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

    Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

    Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Самообразование педагогов. Подготовка к отчету по самообразованию.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего.

Работа по самообразованию может быть:

    индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ.

Формы самообразования:

    работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями; участие в работе научно-­практических конференций, семинаров; наработка материала по исследуемой проблеме.

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов.

Отчет по самообразованию может включать в себя:

    название темы цели задачи предполагаемый результат этапы работы сроки выполнения каждого этапа действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой способ демонстрации результата проделанной работы

письменный отчет должен включать в себя выводы и результаты работы, рекомендации для других педагогов. Объем отчета в компьютерном варианте – 3 – 5 страниц. Длительность доклада – 5 - 7 минут.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то