Консультации физкультуре доу для воспитателей. Консультация для воспитателей «Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ
Наталья Голикова
Консультация для воспитателей «Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста»
Подготовила : воспитатель
Голикова Н. А.
«Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста »
Физкультурная деятельность детей будет иметь чётко выраженную направленность, если :
Министр также хочет сделать детский сад на пять лет обязательным. Работа для развития детей - это первый вектор богатства для общества, - утверждает он. Федерация профсоюзов по вопросам образования считает, что дети четырехлетних детей из детского сада находятся в неблагополучных районах. Говорилось, что это звучит громко и ясно в течение многих лет. Дети из неблагополучных слоев населения должны быть стимулированы, чтобы привести их к тому же уровню, что и другие дети. Что касается всего Квебека, мы увидим позже, мы сделаем анализы, но, пожалуйста, давайте действовать и идти в чрезвычайную ситуацию! Отвечает президент Хосе Скалабрини сожалеет о медленных темпах Министерства образования потому что через три года детский сад до четырех образовательных программ еще не утвержден, и в сентябре 70 новых классов еще не были официально установлены.
2/3 всех движений, входящих в содержание занятия, циклического характера;
Все нагрузки, предлагаемые детям, строго дозируются по частоте сердечных сокращений;
В каждое занятие включаются упражнения на развитие координации движений и специальные дыхательные;
В каждом занятии есть паузы для мышечного расслабления и игровые ситуации, повышающие эмоциональное состояние детей ;
Ярослава Касакова - директор школы
Они были объявлены с декабря «Мы находимся в середине публикации в школах, и мы все еще находимся в неопределенности», - говорит Скалабрини.
Зденек Клейснер - заместитель директора школы
Гарант подготовки учителей для детских садов и смежной области дошкольной педагогики.Физическое воспитание и движение маленьких детей. Физическое воспитание в начальной школе. Школьники в движении. Физическое воспитание на практике. Мы двигаемся и играем личность ребенка. завершено издание. Движущая деятельность для дошкольного образования.
Воздушные и водные закаливающие процедуры стали органичной составляющей занятия;
Занятия включают самостоятельную двигательную деятельность.
Занятия по развитию движений начинают не менее чем через час после еды. Детей разделяют на 2-3 подгруппы (по 4-6 человек) .
Все действия организуются в игровой форме.
Обновленное издание. Мы играем с самыми маленькими детьми. переделка. издание. Мы играем с самыми маленькими детьми. Дворжакова, Х.: Мы тренируемся и играем. Некоторые проблемы физического воспитания в нынешнем чешском детском саду. Рост и двигательные характеристики детей дошкольного возраста в Чешской Республике. В: Моника Милова Теория и практика физического воспитания в детском саду. Прешов: Прешовский университет в Прешове - факультет образования, Словацкий комитет Всемирной организации дошкольного образования.
С. 104. Развитие морфологических и моторных характеристик в период дошкольного возраста. Деятельность в области дошкольного воспитания в нынешней учебной программе в Чешской Республике. Прешов: Прешовский университет в Прешове - факультет образования, Словацкий комитет Всемирной организации дошкольного образования, стр. 31. Перейдя к пониманию ребенка. Содействие психомоторной деятельности в школе для содействия обучению детей. В: Психомоторная идентичность - специфика и разнообразие.
Особенно любят дети занятия, объединённые сюжетом (игровой ситуацией) .
На занятии обязательно должна присутствовать мотивация- это вызывает у детей сочувствие , сопереживание, желание помочь, положительные эмоции.
Выбор игровых вариантов обусловлен не только возрастной спецификой . Игра, как информация о предстоящей деятельности, не представляет для ребёнка неопределённости, а кроме того, он знает, что этот процесс связан с приятными ощущениями в физическом и умственном плане . В игре есть всегда элемент непознанного, бы раз её не повторяли. Это имеет крайне притягательную силу. Одно только напоминание о предстоящем физкультурном занятии вызывает у детей положительные эмоции, желание заниматься.
Европейский конгресс психомоторности. Балансирующие пособия в классе. Международная научная конференция - июнь Либерец: Технический университет Либереца, Чешская Республика, стр. 68 -. Дошкольное воспитание детей: диагностическое качество полевых методов и обоснованность их частичных предметов. Международный научный и экспертный симпозиум. Университет Любляны, факультет образования, стр. 16 -.
Темы дипломных и бакалаврских диссертаций
Физическое воспитание в школьной и учебной программе дошкольного образования. В: Методические пособия для дошкольного образования, май. Несмотря на некоторые традиционные взгляды как общественности, так и профессионалов, физическое воспитание как субъект не должно в первую очередь способствовать повышению производительности двигателя. Учащиеся-инвалиды не должны исключаться из физического воспитания. Всегда можно найти подходящие альтернативы даже для учеников с двигательными нарушениями. Это обязанность учителя адаптировать мероприятия, чтобы учащиеся могли участвовать.
Побор игр происходит в соответствии с требованиями дидактики по следующим степеням :
По трудности освоения;
По подготовленности детей ;
По значимости для физического развития ребёнка ;
По значимости для интеллектуального развития .
Исследованиями педагогов, медиков установлено, что ребёнку необходимо для нормального функционирования органов и систем организма определённое количество движений, что только на 20 мин. Активных движений появляются позитивные изменения в сердечно - сосудистой, дыхательной и эндокринной системах. Общее количество ежедневно производимых 2-3-х летним ребёнком движений должно составлять от 6-8 тыс. локомоций (шагов) .
Используя компенсационные средства и адаптированные методологии, это может быть достигнуто. Классификация индивидуальных учеников с физическими недостатками в физическое воспитание, показания и противопоказания отдельных видов упражнений и занятий спортом осуществляется на основании медицинского решения и после консультации с физиотерапевтом.
В случае школьной посещаемости учащихся с двигательными нарушениями воспитатель не должен пренебрегать необходимостью во время обучения. Он использует такие методы и процедуры, которые создают физическое и психическое расслабление. Релаксация включена в образовательный процесс. Желательно проконсультироваться с физиотерапевтом в соответствии с индивидуальными потребностями конкретного ученика. В методологии перечислены инструменты для физического воспитания и релаксации.
Последовательность подбора игр и упражнений :
-развитие и совершенствование навыков ходьбы и бега;
Активация внимания и повышение эмоционального состояния ребёнка;
Освоение и инвентаря, снарядов, снарядов;
Разучивание имитационных, ритмических движений;
- развитие физических качеств ;
Разучивание движений самостоятельной разминки после дневного сна.
Применение мер и определение условий
Включая регулярную физическую активность, учитель способствует общему развитию физических и умственных способностей ученика. В сочетании с приятными впечатлениями учитель делает ученика более естественным и легче интегрировать ученика в социальную группу сверстников и устанавливать дружеские отношения. Обучая естественные ситуации, учитель учит ученика уважать правила, сотрудничать, терпеть различия. Предоставляя ученику возможность расслабиться, учитель помогает предотвратить возможное ухудшение состояния здоровья, которое может произойти из-за неправильной позиции тела, неправильных привычек компенсации и односторонней перегрузки. Варианты варьируются в зависимости от регионального бюджета.
Средний уровень частоты сердечных сокращений на физкультурном занятии не должна превышать 120-130 ударов в мин. Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей , т. к. создаются приятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех органов. Всё это помогает лучшему восприятию и запоминанию , у детей развивается мышление , воображение, речь, а так же навыки сравнения, анализа, синтеза и обобщения.
Также возможно использовать средства для аренды для конкретных организаций и реселлеров и дистрибьюторов. Фонды и фонды пожертвований, которые поддерживают инвалидов, также могут обратиться к юристам. В случае более тяжелых моторных нарушений нам нужны специальные компенсационные пособия. Посещение помощника учителя позволит учителю организовать организацию в течение часа. Сокращение числа учеников поможет индивидуализировать доступ и обеспечить безопасность всех учеников. Отсутствие школьных средств для приобретения пособий. Барьер школьной среды. Более высокие требования к управлению людскими ресурсами.
- Оценка индивидуальных потребностей ученика.
- Выберите нужный инструмент и попробуйте его.
- Правильное использование помощи во время обучения.
- Отсутствие образования учителями в области прикладной деятельности.
- Недостаточное количество персонала.
- Опасность несчастных случаев.
- Большое количество учеников в классе.
- Отсутствие компенсационных пособий.
Дыхательная система детей несовершенна . Чем меньше ребёнок, тем уже все дыхательные пути. Слизистая оболочка, их выстилающая, легко воспаляющаяся даже под действием частиц пыли, при этом и без того узкие ходы становятся ещё уже, ребёнку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребёнок, всегда должно быть хорошо проветрено.
Учащийся занимается физкультурой вместе со своим классом. В начале урока в играх учитель выбирает для детей совместную деятельность с «моторным парашютом». Все ученики в кругу, интегрированный ученик сидит на инвалидном кресле и держит парашют вместе, двигаясь вместе с ним в соответствии с инструкциями учителя. Эта дидактическая помощь позволяет учащемуся с инвалидностью принимать участие без каких-либо проблем в классе, а помощь в обучении не требуется.
Варианты мер в зависимости от степени поддержки
Ученик использует обычные пособия и инструменты для физического воспитания и отдыха. Легкие, текстильные или пенные средства, такие как пенные шарики, рефлекторные и массажные посохи, прыгающие шарики с держателями, реабилитационные шарики и ролики, бейсболки, круги, столбы, тряпочные шарики, мегаблоки и блочные модули, сенсорные пластины и сенсорные дорожки, баланс вспомогательные средства, батут, моторный парашют, движение «Мое тело», плавательные средства. Уважайте абразив двигателя, неуравновешенный темп ученика, поместите его в часы физического воспитания.
В комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.
Задачи дыхательной гимнастики :
Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
- развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в лёгких, деятельности сердечно - сосудистой системы.
Используя инструменты, перечисленные в шаге 1, он также может использовать трехколесный велосипед. У ученика учитель использует поддержку ассистента учителя на протяжении всего учебного подразделения. В рамках индивидуального образовательного плана можно объединить школьное обучение, которое сокращается и позволяет сотрудничать с деятельностью других организаций. В дополнение к вышеупомянутым инструментам учитель использует бассейн с расслабляющими мячами, противоотражающие подушки и роликовые подушки, кресло-каталку на велосипеде.
Дыхательную гимнастику можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке (не менее 2-х раз в день) .
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Физкультминутки на занятиях представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления детей , снятие отрицательных нагрузок.
Физкультминутки необходимо проводить на каждом занятии. Время проведения определяют по утомляемости детей .
Сегрегированные виды деятельности - это физические действия, которые ученик с ограниченными возможностями выполняет в другое время, чем другие ученики или с другим контентом, например, под руководством эксперта-физиотерапевта. Урок сокращен и позволяет сотрудничать с деятельностью других субъектов, таких как медицинские учреждения. Учитель использует инструменты, перечисленные в предыдущих шагах.
Начиная с первого года, школа была школой для учеников из ПРАГИ, НОВЫХ ЗЕМЛЕЙ и МАЛЕНЬКОЙ ЛОЗЕНИЦЫ, начиная с шестого класса также для учеников из Вепршовы, которые посещают пятый класс. Вновь посещаемые нашими детьми также дети, которые посещают начальную школу и детский сад в Сазаве.
Физкультминутки помогают не только повысить двигательную активность детей в течение всего пребывания ребёнка в группе, но и создают положительно окрашенную эмоциональную атмосферу.
Хочется надеяться, физкультминутки помогут не только повысить двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребёнка в группе, но и создать положительно окрашенную атмосферу.
Это позволяет педагогам реализовывать часть уроков на местах в благоприятных условиях и использовать природную среду Высочины для выполнения школьной образовательной программы в практических школьных школах. Постепенно были созданы классные комнаты, поэтому ученики теперь имеют возможность использовать 10 классных комнат, класс физики и химии, компьютерный зал, тренировочную кухню и школьную мастерскую, которая возникла в результате реконструкции бывшего угля. Внутри кампуса есть также отреставрированный открытый атриум и частный тренажерный зал.
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Логоритмические упражнения помогают ребёнку совершенствовать свои речевые способности в игровой форме. Плюс таких упражнений в том, что все они просты для выполнения и направлены на согласование речи с движением. Ребёнку вместе с взрослым синхронно совершает движения под музыкальное и речевое сопровождение.
Были созданы новые помещения для классов науки, языка и искусства. Школа без барьеров обеспечивается заново установленным лифтом и парковочными местами для инвалидов. Школьный сад с садовым домом и деревянными игровыми элементами используется в основном детьми детского сада, а днем дети из школьного клуба. В конце праздника наш основатель возобновил оборудование для игровых площадок и модифицировал песочницу.
Футбольное поле, прилегающее к кампусу, одновременно используется местным физическим образованием и не совсем подходит для нужд школьного физического воспитания. Преподавательский состав нашей школы относительно стабилен. Учителя имеют право на свою работу и имеют внутреннюю мотивацию. Они готовы сотрудничать во многих школьных проектах, обучать и организовывать внешкольные занятия для учеников. Из-за размера церкви каждый учитель также имеет другие функции и задачи, необходимые для функционирования школы.
Логоритмические упражнения могут проводиться на разных этапах учебных занятий, связанных с интеллектуальной деятельностью малыша : перед началом, в процессе (физкультминутка, после занятий. А так же на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре и даже во время утренней гимнастики.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Жизнь ребёнка-это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается , растёт. Насколько интересно мы организуем эту игру, настолько ребёнок будет ей увлечён. Но ведь игра может быть и полезной!
К сожалению, у детей наблюдается задержка речи. Учённые выявили закономерность : если развитие движений пальцев соответствует возрасту , то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же движение пальцев отстаёт, то и речевое развитие задерживается .
Большое воздействие на развитие движений всей руки и кисти оказывает игровая пальчиковая гимнастика. Подобные упражнения улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью маленьких детей . В них удовлетворяется естественное стремление развивающегося организма к движению, укрепляется здоровье, углубляются представления детей об окружающем мире , развиваются внимание , память, наблюдательность.
Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка : одновременно осуществляются физическое , умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание . Прежде всего, игры должны быть доступны по возрасту , вызывать интерес, радость, желание двигаться, содействовать повышению жизненного тонуса. Они могут быть самыми разными : развивающими движения , ходьбу, бег, прыжки, умение катать, бросать мяч, лазанье.
Подбирая игры, учитывают : педагогические задачи, время года, место подвижной игры в режиме дня, помещение для проведения, количество играющих, погоду, температуру воздуха.
Организация детей проводится быстро , за 1-2 мин., т. к. всякая задержка снижает интерес. Правила рассказывают, не прерывая хода игры, при этом объяснения краткие, точные и эмоциональные, сопровождают их показом движений.
В играх дети учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели и т. д.
Для поддержания радостного настроения, поощрения решительности и ловкости, желания двигаться команды, сигналы, указания, замечания даются в положительном, одобрительном тоне.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Закаливание - один из наиболее эффективных методов оздоровления организма.
Основное назначение закаливания заключается в тренировке терморегуляционного аппарата. Задействование механизмов терморегуляционной защиты автоматически ведёт к включению иммунной системы, чем чаще мы стимулируем работу терморегуляционного аппарата, тем лучше развиваем иммунную защиту ребёнка. Любое дошкольное учреждение имеет всё необходимое для целенаправленного закаливания детей раннего возраста : для организации воздушных ванн особых условий не требуется , а для водных достаточно иметь кран с водой.
Тренирует терморегуляционный аппарат разный температурный режим в помещениях. Например, в игровой комнате 20-22 С, в спальне- 18-20 С.
За организацию и правильность проведения закаливающих процедур несёт ответственность не только воспитатель , но и старшая медицинская сестра. Она консультируется с врачом дошкольного образовательного учреждения по поводу каждого ребёнка.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей . Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей , закрепление двигательных навыков.
Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Регулярные занятия утренней гимнастикой позволяет детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровне функционирования всех органов и систем.
Утренняя гимнастика стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и лёгких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создаёт бодрое , жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребёнка энергией на весь день, что крайне важно для его нормального физического развития .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Однако мало только говорить о значимости здоровья. Надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится та здоровая основа, на которой в дальнейшем может быть сформировано прекрасное будущее человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём!
Консультация для педагогов ДОУ
Тема: «Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников».
Инструктор по физической культуре
Шульгина Яна Олеговна
Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков.
Каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие, решая общую задачу укрепления здоровья, тем не менее, ставит и конкретную цель.
Утренняя гимнастика должна создавать у детей хорошее настроение и поднимать мышечный тонус. Она проводится без принуждения. Если помещение небольшое, то гимнастику можно проводить в два захода (с детьми, которые приходят раньше, и с теми, кто подходит лишь ко времени завтрака).
Рекомендуем широко использовать музыкальное сопровождение (пианино, грамзаписи, магнитофонное сопровождение со специально подобранной музыкой). Поднять интерес к гимнастике поможет использование разнообразного спортивного инвентаря (мелкого, крупного, тренажеров).
оздоровительный бег с комплексом упражнений;
занятия на полосе препятствий, если гимнастика проводится на воздухе и с применением тренажеров в физкультурном зале;
в форме двух-трех подвижных игр;
танцевально-ритмические упражнения.
Необходимо учесть, что если в течение дня детям предстоит серьезная умственная нагрузка, то утренняя гимнастика может носить развлекательный характер; если же в этот день должно состояться занятие спортивной секции, то утренняя гимнастика выполняет роль небольшого подготовительного занятия.
На физкультурных занятиях дети осваивают различные движения, спортивные упражнения.
В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность.
Так, например, на занятиях для самых маленьких главное - доставить как можно больше удовольствия, научить правильно использовать оборудование, ориентироваться во всем пространстве зала или спортивной площадки.
В среднем дошкольном возрасте основное внимание воспитатель направляет на развитие физических качеств, прежде всего выносливости и силы, которые станут основой необходимой физической подготовки в целом, и на освоение приемов элементарной страховки.
В старшем возрасте , уделяя большое внимание физической подготовке воспитанников, педагогу необходимо создать условия для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и воспитания самостоятельности.
Длительность занятий составляет 20-30 мин и зависит от характера нагрузок, содержания материала, настроения и самочувствия детей.
Формы работы с детьми различны. Например, разучивание новых сложных движений, требующих страховки, проводится индивидуально, а более легких - по подгруппам. Во фронтальное занятие включаются только те движения и упражнения, которые освоили все дети.
Кроме проведения классических занятий, возможны следующие варианты физкультурных занятий:
Игровые занятия, построенные на основе народных подвижных игр и игр-эстафет с включением игр-аттракционов (такие занятия несколько схожи с бытующими в практике детских садов спортивными досугами).
Занятия-тренировки по обучению «школе мяча», спортивным играм, элементам легкой атлетики.
Прогулки-походы: длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Такое занятие позволяет детям не только укрепить свое здоровье, так как ходьба и бег - универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц, но и значительно расширить знания об окружающем мире. Воспитатели должны заранее намечать маршрут, используя компасы, учитывать природные ориентиры. Протяженность маршрута до 4-5 км (туда и обратно). Маршрут делится на несколько этапов. Первый - самый короткий: от 200-300 м для детей среднего возраста, до 500-600 м для старших детей. Постепенно расстояние увеличивается. После освоения одного маршрута переходят на другой, более длинный. Дойдя до намеченной цели, можно дать детям отдохнуть, расслабиться. Здесь мы не рекомендуем проводить интенсивные подвижные игры, так как детям надо сохранить силы для возвращения. У ребят могут быть с собой рюкзачки, питье, какие-то любимые игрушки или вещи.
Сюжетно-игровые занятия.
В них всегда есть замысел, интересный для детей. Если малышам понятны игровые приемы («Попрыгали, как мячики»; «Идем на носочках, как мышки»), то более старшие любят не только игровой образ, но и длительный сюжет. Например: «Поход в зоопарк» - на таком занятии дети
имитируют движения животных; «Пожарные на учениях» - особое внимание уделяется быстроте движений, развитию скоростных качеств, а значит, любое движение (лазанье по гимнастической лесенке, пробегание по скамейке и т. д.) должно быть знакомо детям.
5. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах позволяют детям выполнять их любимые движения: вращения, качания, лазанье. Основная цель этих занятий - научить детей пользоваться тренажерами, развивать их самостоятельность. Другая цель - повышение плотности физкультурных занятий. Дети, умеющие работать на тренажерах, не нуждаются в страховке, что позволяет сделать эти снаряды частью игровой зоны группы или включать их как элемент в физкультурное занятие. Мелкие тренажеры типа балансира, ручного эспандера, ролика хорошо использовать в общеразвивающих упражнениях. Понятно, что способ организации детей на таких занятиях зависит и от количества тренажеров.
6 . Занятия, построенные на танцевальном материале, проводятся музыкальным руководителем не менее двух раз в месяц. Они служат своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально-ритмическим движениям и танцам. Накопленный детьми на подобных занятиях двигательный опыт используется затем воспитателем для проведения гимнастики или музыкальных разминок на воздушных ваннах, в физкультурных паузах, спортивных досугах. Структура занятий такова: сначала используются разные виды ходьбы и бега под музыку с включением элементов танцевальных движений, затем - музыкально-ритмическая разминка, народные или современные танцы, музыкально-подвижные игры и хороводы. Музыкальный руководитель показывает движения. Воспитатели находятся среди детей и выполняют движения вместе с ними. Занятия проводятся под фонограмму. Между структурными частями занятия проводятся расслабляющие упражнения под классическую музыку.
Самостоятельные занятия. Дети приучаются к организаторским действиям, так как им поочередно поручают провести разминку, бег, организовать игры. Смысл их в том, чтобы научить не только осознанно и правильно выполнять движения в нужной последовательности, но и страховать себя и товарища, уметь замечать ошибки и исправлять их.
Занятия серии «Забочусь о своем здоровье» можно проводить три-четыре раза в месяц. На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи, знакомятся с правилами гигиены жилища, ухода за одеждой, постелью. Отдельные фрагменты занятия проводят не только педагоги, но и медицинские работники.
Занятия-зачеты. Это своеобразные итоговые занятия, которые проводятся каждые два месяца. Их роль заключается в помощи детей воспитателю при квалифицированной оценке уровня развития сверстников. На занятиях-зачетах присутствуют медработники и старший воспитатель. Целесообразно заранее составить протоколы оценки физических качеств и физической подготовленности. Занятия проводятся в виде соревнований или спартакиад. Возможно, что дети среднего дошкольного возраста показывают свои успехи знакомому литературному герою, скажем доктору Айболиту.
Кроме занятий, мы накопили опыт организации гимнастики после сна.
Гимнастика после сна (или воздушные ванны в движении) поднимает настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Настроение детей зависит от их самочувствия, от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которую создает воспитатель. В основе подбора содержания такой гимнастики лежит учет имеющегося у детей двигательного опыта и характера предыдущей деятельности.
Например, если в этот день дети занимались спортивной подготовкой, то гимнастика проводится в игровой форме. Как и утренняя гимнастика, комплекс гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей.
Ходьбу проводим сначала в медленном темпе, используя упражнения для профилактики плоскостопия, затем предлагаем бег, но он значительно короче по длительности (нельзя давать большие нагрузки сразу после пробуждения, кроме того, длительный бег по комнате утомителен для детей. Предпочтительнее организовывать бег как серию подвижных игр или игровых упражнений). Для детей, просыпающихся раньше или позднее других, а также любящих заниматься самостоятельно, готовим комплекс упражнений для выполнения в группе. В содержание воздушных ванн в движении рекомендуем включать:
подвижные игры, хороводные игры с пением;
комплекс профилактической гимнастики;
спортивный ералаш с имеющимся оборудованием;
комплекс ритмической гимнастики.
После дневной гимнастики, согласно рекомендациям врача, проводятся закаливающие процедуры. Помимо специальных видов закаливания необходимо учить детей самостоятельным процедурам. Здесь можно обратиться к методике сухого и влажного обтирания и обширного умывания. Последнее довольно просто. Ребенок должен:
открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз», то же проделать левой рукой;
намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «два»;
намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «три»;
намочить обе ладошки и умыть лицо;
ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
Понятно, что эта методика больше подходит детям старшего дошкольного возраста, но мытье рук и лица после гимнастики доступно уже со второй младшей группы. Этот прием будет служить не только оздоровлению детей, но и приучению их к здоровому образу жизни с применением гигиенических процедур.
Мы убеждены, что работа детского сада по внедрению различных вариантов физкультурно-оздоровительных мероприятий органически входит во всю его многоплановую жизнь. Важно не заорганизовывать детей, решать вопросы психологического благополучия, здоровья детей через связь с другими видами деятельности и, самое главное, все, что предлагается детям, должно нравиться им.