Музыкальные занятия для детей с ограниченными возможностями. Музыкотерапия обучающихся с овз материал по музыке на тему. Игра «Упрямая подушка»

Надежда Анатольевна Шергина
Музыкальная реабилитация детей-инвалидов в рамках социального проекта «Музыка детских сердец»

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В нашем Реабилитационном Центре регулярно проводятся занятия по музыкальной терапии , которые посещает большинство детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Воспитанники нашего Центра – это дети с ограниченными возможностями, имеющие различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Для таких детей значимы следующие проблемы :

Отсутствует мотивация к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности;

Опыт творческой деятельности недостаточно освоен, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;

Не сформирована коммуникативная компетенция.

Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер .

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.

Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Задача педагога – научить понимать музыку , полюбить ее. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки , помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

В нашем Центре ведется большая систематизированная работа по музыкальному воспитанию . Начинается эта работа на занятиях музыкой и ритмикой и продолжается на репетициях музыкальных кружков , при подготовке праздников, развлечений совместно с воспитателями и родителями, а так же в концертной деятельности и участии в конкурсах.

Для организации и проведения эффективных занятий музыкотерапией в условиях Центра ни одна из существующих методик в полном объёме не подходила. В связи с необходимостью проведения занятий по музыкотерапии в группах , неоднородных как по возрастному составу детей , так и по структуре и тяжести дефекта, автором был разработан и апробирован проект групповой музыкотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья «Музыка детских сердец » .

За время работы проекта сформировались музыкотерапевтические группы , в которые подбирались дети с учетом их индивидуальных особенностей, возраста, характера патологии и предшествующего опыта занятий музыкотерапией . Как правило, до объединения детей в группу , каждый ребенок проходит этап диагностики для выяснения уровня его психического развития и коммуникационных возможностей, а дети с нарушениями общения - этап индивидуальных занятий со специалистами Центра.

Данный проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей Строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности . Работа по данному проекту строится в соответствии с Национальными стандартами Российской Федерации.

Цель проекта : ввести ребенка в мир музыки , обогатить его чувственно-эмоциональную сферу, способствовать самовыражению и самореализации, создавать предпосылки для развития музыкально -эстетического сознания.

Задачи :

Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре .

Формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его.

Учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов.

Развивать творческие способности в музыкально -художественной деятельности, психические процессы, коммуникативные навыки.

Развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.

Развивать музыкальный слух , память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.

Стратегия достижения поставленных целей и задач.

Успешное решение задач проекта зависит от содержания музыкального воспитания , от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности . Все разделы проекта объединяет игровой метод проведения занятий, который придает им привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон. Музыкальные занятия – основная форма организации . На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить.

В музыкальной деятельности существуют два этапа : первый – воспринимающая деятельность, когда ребенку поют, играют на инструменте, а он слушает; и второй, который строится на методе «освобождения творческих сил» и благодаря этому ребенок творит в музыке , импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте , участвует в концертах, театральных постановках и т. д. А результатом является эмоциональная отзывчивость и прекрасное настроение детей .

Подготовительный этап.

Выявление уровня музыкального развития детей , определение реабилитационного потенциала , составление плана реабилитационных мероприятий .

Основной этап.

На данном этапе организуется музыкальная деятельность по реализации цели и задач проекта , которая содержит четыре направления :

«Музыка с мамой » - для детей младшего возраста ;

«Праздник каждый день» - для детей старшего возраста ;

«Волшебный мир творчества» - занятия в музыкальной студии ;

«Подари улыбку миру» - музыкальная гостинаядля выпускников.

Музыка с мамой .

Это музыкальная программа раннего развития детей . Основной идеей программы является совместное участие в музыкальной деятельности детей , родителей и педагога.

Лучшим учителем музыки является мама ребенка. Полюбит ли малыш музыку , научится ли петь и ритмично двигаться, освоит ли какой-нибудь музыкальный инструмент – все это в большей мере зависит от маминых усилий. Организованные педагогом музыкальные занятия , позволяют маме заниматься с малышом пением и ритмикой, подбирать на слух песенки, играть в музыкальные игры , что поможет не только вырастить малыша музыкально одаренным , но и развить его мышление, память, любознательность.

Праздник каждый день.

Данная программа помогает превратить каждое занятие в маленький праздник, так как ребенку с ограниченными возможностями для полноценного развития праздник необходим как воздух.

Праздник – это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки , поэзии, в мир ярких зрительных образов, увлекательных игр и затей. Основные элементы занятий : логоритмика, слушание музыки , пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы направлены на решение значимых для развития ребенка проблем. Работая с детьми важно видеть каждого из них. Сделать так, чтобы они проявили все те таланты, которые спрятаны в них глубоко и чтобы в жизни они были раскованными, уверенными в себе.

Волшебный мир творчества.

Тот опыт, который дети приобрели на музыкальных занятиях , влияет на их самостоятельную деятельность, позволяет им успешно участвовать в работе студии «Волшебный мир творчества» .

Дети водят хороводы, слушают и поют песни, читают стихи, театрализуют действия, участвуют в постановках кукольных реприз, музыкальных сказок , в музыкально-дидактических играх . Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко могут выразить свое отношение к музыке словесно , через движения, в театральной постановке, что благотворно сказывается на коррекционном процессе детей с ограниченными возможностями. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Подари улыбку миру.

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями – это непрерывный процесс и он не заканчивается по достижению ребенком 18 лет. Для выпускников Центра организована работа музыкальной гостиной «Подари улыбку миру» . Здесь каждый делает то, что ему больше по душе, отвечает его интересам и способностям : кто-то занимается вокалом, кто-то участвует в постановках спектаклей, кто-то увлекается танцем. Украшая свою жизнь яркими красками творчества, выпускники ощущают свою значимость и являются примером для подрастающего поколения.

Заключительный этап.

На этом этапе ведется мониторинг музыкальной деятельности , отслеживается динамика музыкальных и двигательных навыков детей с ограниченными возможностями.

Результаты работы в рамках проекта .

В результате музыкальной деятельности у детей и родителей появляется устойчивый интерес к праздникам и развлечениям, организуемым в нашем Реабилитационном Центре . Ограниченность интеллектуального развития и физические недуги не позволяют детям выступать на профессиональной сцене, стать актерами, певцами, а вот на сцене, в родном Центре они – мастера искусств, музыканты . Ребята принимают активное участие в концертных программах для ветеранов ВОВ и тружеников тыла, других гостей Центра, благотворительных марафонах, неделях добра. Показывают свои таланты в областных и городских конкурсах творчества детей с ограниченными возможностями. Музыкальными номерами радуют тяжелобольных детей , посещая их на дому.

Многие воспитанники Центра, не останавливаются на достигнутом и продолжают свою творческую деятельность, посещая различные студии нашего города.

Музыкальная школа – 12 человек ;

Художественная школа – 9 человек;

Вокальная студия «Шанс» – 5 человек;

Танцевальные студии – 11 человек;

Цирковая студия «Арлекино» – 3 человека.

Это их самоутверждение, самовыражение, успех, что побуждает к самосовершенствованию.

беседника, лучше понимают свое место в системе детских взаимоотношений. Психологический климат в экспериментальном классе изменился в положительную сторону, стал благоприятным для развития позитивных межличностных отношений. В контрольном классе значительных изменений не произошло, т. е. состояние психологического климата осталось прежним, отражающим неблагоприятный эмоциональный настрой детской группы.

Таким образом, для формирования благополучного психологического климата в

группах слабослышащих школьников необходима целенаправленная, специально организованная педагогическая работа, включающая целый ряд направлений - таких как совершенствование представлений о качествах личности, способствующих и препятствующих установлению хороших межличностных отношений, в процессе внеклассного чтения, использования всех видов деятельности - общения, игровой, учебной, проектной - в зависимости от этапа психического развития детей с нарушениями слуха.

А. Г. Попок

МУЗЫКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Цель данной статьи - показать значимость музыкальной терапии для детей с ограниченными возможностями, которая не только развивает музыкальные способности, формирует эстетический вкус, но и является жизненно важным компонентом воздействия музыки на организм ребенка. Автор показывает опыт применения музыкотерапии в коррекционном Детском доме № 10 Кировского района Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: музыкотерапия, ограниченные возможности, хоровое пение, народный танец, игра на свирели, реабилитация, коррекция, катарсис.

MUSICAL THERAPY FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

The article discusses the relevance of musical therapy for children with disabilities. Musical therapy not only develops musical abilities and develops aesthetic tastes, but it is also a vital component of the influence of music on the child’s body. The application of music therapy at correctional boarding school № 10 by means of musical art is described.

Keywords: music therapy, disabilities, choral singing, folk dance, pipe playing, rehabilitation, correction, catharsis.

В современном обществе музыка является одним из видов художественной деятельности. Еще древнегреческие философы отмечали роль музыкального искусства в эстетическом воспитании индивида и его положительное терапевтическое влияние на личность. Платон утверждал, что, с од-

ной стороны, посланный миру «музыкальный союзник» приводит в порядок гармонию индивида, с другой - убирает дисгармонию его ума. Далее ученики Пифагора разработали методику музыкальной психотерапии, предполагавшую ежедневную программу песен и музыкальных пьес

для лиры, поднимавших бодрость духа, настроение людей, что снимало у них усталость, успокаивало перед сном.

Роль музыки в жизни людей с течением времени все возрастала. Ученые, композиторы, педагоги, музыканты разрабатывали проблемы детского музыкального образования и воспитания. Особое внимание обращалось на роль психологического фактора в процессе детского музицирования. Важнейшим аспектом в этом ключе явилась разработка музыкальных учебных программ, способствующих развитию детского музыкального интеллекта.

Эти проблемы в настоящее время с особой остротой стоят перед школой, детскими садами, и особенно при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности. В этих условиях терапевтическое влияние музыки на внутренний мир детей очевидно. Ведущую роль в приобщении к музыке детей с ограниченными возможностями играет педагог-музыкант, знающий методические пути музыкального воздействия на детскую психику, развивающуюся в необычных психолого-педагогических и музыкальных условиях.

Во второй половине XX века интерес к воздействию музыки на организм человека возрос. Многие современные ученые-психофизиологи в своих исследованиях обосновали влияние музыки на индивида: «Музыка снижает активность доминанты, сформировавшейся во время конфликта или стресса, разряжает накопившиеся отрицательные эмоции. В. Б. Полякова доказывает, что музыка может повысить работоспособность у людей, занимающихся умственным трудом, способствует снижению утомляемости, улучшает реакцию, обостряет чувство времени, память и сосредоточенность. Также музыка используется как средство развития детей с физическими проблемами: с умственной отсталостью, с нарушением слуха, зрения, с задержкой психического развития.

М. Е. Бурно считает, что «музыка помогает дефензивным (неполноценным) пациентам выйти из тягостных расстройств настроения, существенно смягчить у них патологическое переживание своей неполноценности, различные психопатические и неврозоподобные проявления: навязчивые, астено-ипохондрические, деперсонализа-ционные и т. д.» .

Музыкотерапевты Е. П. Дединская и К. А. Щербинин пишут: «Музыка является информационным каналом, недоступным для контроля сознания, проникающим в психику гораздо лучше, чем слово. Даже когда человек находится в коме, единственным связующим звеном между человеком и окружающим миром, способным вывести его из этого состояния, является музыка» .

Известный педагог, музыкотерапевт

В. И. Петрушин считает: «Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых, поэтому музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека» .

Многие исследователи отмечают лечебное влияние музыкального ритма на все системы и функции детского организма, в том числе на развитие мышления, внимания, моторики. Психофизиологическое направление музыкальной деятельности связано с положительным влиянием музыки на различные системы детского организма.

Таким образом, возможности музыки как средства воздействия на личность подробно исследованы и обоснованы различными философами, музыкотерапевтами, медиками и психологами. Музыка может стать незаменимым средством педагогического регулирования эмоционального состояния учащихся, средством коррекции и реабилитации школьников с проблемами в развитии, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подростков с деви-

антным поведением - воспитанников специальных школ.

В связи с этим можно сформулировать основные задачи:

1) изучить научно-исследовательскую литературу по музыкотерапии;

2) выявить виды музыкальной деятельности, используемые в музыкотерапии;

3) доказать важность музыкотерапии как здоровьесберегающего процесса для детей с ограниченными возможностями;

4) выявить различные виды деятельности музыкотерапии (хоровое пение, игра на свирели, танец) и их основные функции.

Существует много примеров терапевтического воздействия музыки на детей в детском доме. Например, хоровое пение - это вид деятельности, помогающий обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к искусству, научить слушать и понимать музыку, поддерживать внутреннюю гармонию и открыть в себе глубокую духовную природу. Возможности хорового пения для моделирования реализуются в овладении навыками самоконтроля и в реакциях на проблемные ситуации.

Детей, занимающихся пением, нужно учить правильному дыханию. Это важно, прежде всего, потому, что искусство пения - это искусство дыхания. К такому выводу уже давно пришли профессиональные певцы различных стран. Кроме того, правильное вокальное дыхание стимулирует работу сердца, снимает усталость и переутомление.

Начальное обучение пению в детском возрасте следует начинать с фальцета, пение тихое и в то же время звонкое, как звучание колокольчика, пение птички. К этому дети часто не готовы, они волнуются, порой доходят до стрессового напряжения. Педагогу нужно искать различные приемы воздействия на таких детей с целью достижения интонационно чистого пения и т. д.

В этой связи известный педагог В. А. Шереметьев полагает: «Правильное пение фальцетом на относительно высоких зву-

ках требует от вокального аппарата больших энергетических затрат, чем пение в разговорной манере и низкой тесситуре. Педагог должен сознательно повышать накал, интенсивность, темп занятий, чтобы включать детей в работу» .

Те дети, которые поют в хоре, либо занимаются индивидуальной вокально-хоровой работой, пытаются проникать в интонационные особенности песни и особенности своего собственного «Я». Осознание собственного «Я» несет в себе социальнопсихологические, нравственно-эстетические основы воспитания детей с ограниченными возможностями.

Результаты работы над развитием голоса, тембра, музыкальной памяти, а также над интонациями при исполнении песен, видны не сразу, а спустя годы после длительной работы. Дети поют хоровые песни осознанно, намного быстрее запоминают текст и легче вникают в сюжет произведения.

Известно, что все люди рождаются с разными возможностями и способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у людей и детей с ограниченными возможностям нет. Именно здесь на помощь приходит музыкотерапия, способствующая развитию музыкальных способностей.

В процессе систематической работы, при использовании различных видов музыкальной деятельности (хоровое пение, танцы, игра на свирели) происходит всестороннее развитие ребенка, обогащается его внутренний мир новыми музыкальными впечатлениями, осуществляется овладение различными музыкальными навыками.

Музыкотерапия - наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профи-

лактику, оздоровление и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию личностного развития. Музыка выполняет седативную (релаксационную), стимулирующую и катарсическую функции.

Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы. Примером такой деятельности в детском доме служит игра на свирели, которая вызывает положительные эмоции. Благодаря игре на свирели ребенок может представить определенную картину либо образ, стимулируя свои умственные способности, развивая музыкальную память. В процессе игры ребенок массирует кончики пальцев, а поскольку там находятся нервные окончания, в мозг поступают импульсы, в конечном итоге улучшается работа всех центров.

Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная танцевальная музыка. Таким примером в детском доме служат народные и эстрадные танцы. Любое музыкальное произведение - это предмет для работы с детьми, страдающими аутическими расстройствами, так как восприятие музыки активизирует эмоциональное воздействие, является регулятором эмоционального состояния, помогает становлению личности, дает

предпосылки для социализации и помогает самореализации каждого ребенка. Благодаря постоянной системе музыкальных занятий происходит улучшение концентрации внимания, формирования социального взаимодействия, что способствует коррекции психического развития ребенка.

Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть ее - не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнетающих его чувств. «Катарсис - от греческого - очищение - первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся его смертью» .

Л. С. Выготский подробно исследовал и описал катарсический метод. По его мнению, «переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, то есть в положительную эмоцию, которую несет в себе искусство. Искусство не может возникнуть там, где есть только простое и яркое чувство. Даже чувство, выраженное техникой, никогда не создаст ни лирического стихотворения, ни музыкальной симфонии; для того и другого необходим еще и творческий акт преодоления этого чувства, его разрешения, победы над ним, и только когда этот акт является налицо, только тогда осуществляется искусство» .

Как показывает опыт, чем раньше начинается работа с детьми с ограниченными возможностями, тем скорее они достигают результатов. У таких детей круг представлений о внешнем мире узок, им свойственны плохая координация движений, неустойчивое внимание. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Осуществление музыкального воспитания с такими воспитанниками крайне сложно.

Дети практически не испытывают интереса к окружающему миру, часто погружены в себя, некоторые из них не идут на контакты с людьми. Музыкальная работа в этом случае имеет свою специфику. В связи с их эмоциональной неустойчивостью необходимо менять виды музыкальной деятельности. Очевидно, что восприятие музыки у детей с ограниченными особенностями формируется очень медленно, средний показатель запоминания музыкальных произведений на 40% ниже, чем у нормально развивающихся детей. Скорость реагирования на музыку замедленна, видна эмоциональная незрелость, объем изучаемого материала находится также на низком уровне.

Выявлен широкий спектр разных расстройств - в области эмоций и поведения, нарушений психологического развития и социальной адаптации. Эти дети с дисгармоничным развитием имеют отклонения в личностном развитии. Однако есть у них одно свойство, помогающее им, - подражательность, которая проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и в пении. Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот. Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на организм. Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых, - это умение устанавливать контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - с положитель-

ным эмоциональным настроем. В третьих, необходимо самому педагогу постоянно самосовершенствоваться, изучая различную литературу в области коррекционной педагогики, психологии, музыкотерапии и т. д.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что музыкотерапия - это важный компонент развития каждого ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями, так как она приносит все только положительное как в жизнь детей, так и во внутренний мир каждого. Музыко-терапия является стимулом положительных эмоций, несет в себе функции успокоения и гармонии. И, несмотря на моральные трудности в работе с такими детьми, результаты есть, и очень заметные. Те дети, которые систематически занимались музыкальной деятельностью, более адаптированы в жизни, когда уходят из детского дома. Уровень страха перед выступлением в течение каждого мероприятия становится нормальным, страх перед будущим исвоим дальнейшим существованием у них снижается. Дети, которые занимались музыкальной деятельностью, не так агрессивны перед выпуском по сравнению с теми, кто не имел желания заниматься. Это огромный результат, благодаря которому хочется работать, творить, развивать каждого ребенка, которому необходима поддержка в жизни.

Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку. Для того, чтобы организовать и активизировать детей с ограниченными возможностями, собрать их внимание, установить с ними контакт, присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится необходимым элементом и служит для них мощным стимулом в процессе реабилитации. Музыкальная терапия не только развивает музыкальные способности, но и намечает пути развития эстетического вкуса, хотя бы на начальном уровне. Про-

исходит развитие музыкальности с исполь- сти: психологии, педагогики, вокально-

зованием различных смежных предметов хоровой деятельности, танцев и игры на

по разным видам музыкальной деятельно- элементарных инструментах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурно М. Е. Практическое руководство по терапии творческим самовыражении. М., 2002. С. 25.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. Минск, 1998. С. 105.

3. Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Всероссийской научнопрактической конференции / Под ред. А. С. Клюева. СПб., 2008. С. 4, 108.

4. НазайкинскийЕ. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1974.

5. Шереметьев В. А. Хоровое пение в детском саду. Челябинск, 2001. С.9.

1. BurnoM. E. Prakticheskoe rnkovodstvo po terapii tvorcheskim samovyrazhenii. M., 2002. S. 25.

2. VygotskijL. S. Psihologija iskusstva. Minsk, 1998. S. 105.

3. Muzykoterapija v muzykal"nom obrazovanii: Materialy Pervoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferentsii / Pod red. A. S. Kljueva SPb., 2008. S. 4, 108.

4. Nazajkinskij E. O psihologii muzykal"nogo vosprijatija. M.: Muzyka, 1974.

5. Sheremet"ev V. A. Horovoe penie v detskom sadu. Cheljabinsk, 2001. S. 9.

М. П. Стародубцев

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РОССИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ

Уже в XVII в. при Петре I было положено начало системе государственного образования. В этот период первый импульс получило советское образование, которое было взято под жёсткий государственный контроль. Открылись первые гарнизонные школы, ориентированные на дворянских детей. Наметился переход от общего начального образования к профессиональному, были заложены традиции по завершению образования в Европе. Выпускники школ нового типа отличались образом мысли, образом жизни, моральными устоями. Новый советский подход был реализован в привилегированных дворянских учебных заведениях.

Ключевые слова: учебное заведение, новые цели, новые люди, Академия наук, аристо-кратизация, светский идеал, мужские заведения, женское воспитание, духовные ценности.

THERY AND PRACTICE OF RUSSIAN TRAINING AND EDUCATION IN THE XVIII CENTURY

By the XVII century under Peter I the beginning of the public education system was made. A secular education which was brought under the strict government control started to develop. The first garrison schools were open to the children of nobility who served in the army as soldiers and educational institutions for training of professional personnel appeared. There was a transition from the universal primary education to the vocational training and the traditions to be educated

Всем, кто имел опыт общения с детьми с ограниченными возможностями, очевидно, что не так легко подобрать правильный подход к таким деткам, установить с ними взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности. Специалисты нашего центра прилагают все усилия для достижения этой цели, одним из эффективных методов является музыкальное воспитание. Кроме общеразвивающей функции, оно оказывает коррекционно-компенсаторное воздействие на детей с ОВЗ. Погружая ребенка в удивительный мир звуковой гармонии, удается эффективнее корректировать нарушенные функции, привлекать ребенка к различным видам деятельности, а также раскрывать его музыкальные способности. Ведь музыка создает положительный эмоциональный настрой, стимулирует ребенка к творчеству. Музыкотерапия совершенствует сенсорные функции (зрительное и слуховое восприятие), речевую деятельность.

Можно выделить основные проблемы, свойственные детям с ОВЗ:

Непроизвольность движений;

Страх посещений нового места, трудности при общении с новыми людьми;

Расстройство речевой функции или отсутствие речи;

Необщительность, безинициативность;

Проблемы с памятью и устойчивостью внимания у дошкольников.

Основываясь на наблюдениях, проводимых в процессе общения с «особенными» детьми, я могу сформулировать следующие принципы эффективного взаимодействия с ними:

Необходимо стимулировать проявление инициативы и активности у ребенка в совместной деятельности, а не пассивно осваивать какие-либо приемы, действия;

Следует развивать элементарные вокализации, звукоподражание у ребенка, а не просто совершенствовать произношение;

Необходимо стимулировать ребенка к танцевальному творчеству, а не повторять разученные движения.

Во время своих занятий я считаю необходимым создать доверительную атмосферу, предполагающую общение «на равных» ребенка и педагога. В ситуации, когда действия ребенка принимаются педагогом без каких-либо условий, есть возможность для проявления индивидуальности. Общение проходит в игровой форме, при этом детям не навязывается обязательные для всех действия и приемы, они могут принимать участие в игре, исходя из своего опыта и возможностей. Занятия имеет определенную структуру, которая позволяет детям усваивать новый материал, приобретать уверенность в собственных возможностях, проявлять творческое начало, помогать другим, сопереживать неудачам и радоваться успехам. Главное – это верить в ребенка, оказывать ему поддержку, дарить любовь.

Несмотря на то, что все люди появляются на свет с разными возможностями, дети с ОВЗ имеют полное право и возможность быть счастливыми, и мы должны постараться им в этом помочь. Для этой цели и служит музыкотерапия.

Музыкотерапия является психотерапевтическим методом, в основе которого лежит исцеляющее действие музыки на психологическое состояние человека. Позитивное действие музыкотерапии на детей с ОВЗ заключается в следующем:

Способствует установлению доверительной атмосферы, взаимопонимания между участниками процесса;

Усиливают эффект от проводимой терапии, так как с помощью музыки легче проникнуть во внутренний мир, переживания ребенка, чем при помощи обычных бесед;

Музыкотерапия обостряет все чувства человека, способствует их проявлению;

Помогает достичь внутренней гармонии, усиливает внутренний контроль и порядок.

Дети с ОВЗ характеризуются достаточно узким представлением о внешнем мире, дефектами речи, особенностями слуховых и зрительных восприятий, их нервная система недостаточно развита, может быть нарушена координация движений, возможны проблемы с памятью и вниманием. У них возникают трудности в согласовании движений с музыкой, им сложно координировать свои действия в соответствии с внешними сигналами (звуковыми, зрительными). Однако таким детям свойственна подражательность, что используется при освоении музыкально-ритмических движений, в подпевании и пении. В целях достижения эффекта развития психических функций у ребенка, что предопределяет общее развитие и полноценную адаптацию детей, я применяла в процессе своей работы следующие направления и приемы музыкотерапии:

Психогимнастика – совокупность упражнений, игр, которые направлены на развитие психомоторики, а также на сглаживание различных отклонений в психических процессах;

Логоритмические занятия- это набор музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, которые «вписываются» в один общий сюжет и проводятся в игровой форме;

Музыкально-дедактические игры – вид терапии, который доказал эффективность при решении коррекционных задач.

Все эти методы объединены одним общим знаменателем – они основаны на игре. Игра является наиболее понятным и доступным видом деятельности для ребенка. Применяя игровую форму, гораздо проще создать позитивный настрой, который бы способствовал активному взаимодействию между детьми и взрослыми, раскрытию творческих способностей. Поощряется проявление инициативы, поддерживается познавательный интерес и внимание ребенка.

Дети очень эмоционально реагируют на такую музыкальную терапию, большинство активно принимают участие в игре, при этом они с легкостью выполняют те задания, которые не готовы выполнить на других занятиях. Отмечается возникновение интереса у ребенка по отношению к окружающим, он ищет способы общения и взаимодействия с ними, а также пытается повторять какие-то действия и приемы. Ребенок учится подчинять свои действия определенным командам и условиям, отказываясь от своих собственных желаний и побуждений. При этом наблюдается улучшение общей координации движений, их ритмичность, дети проявляют активность. Они учатся обращаться с музыкальными инструментами, им интересны извлекаемые с их помощью звуки. Затем набор музыкальных инструментов усложняется, при работе с ними задействуются обе руки (ложки, треугольник). Малыши стараются подстраивать свои движения под изменяющееся звучание инструмента.

Активизируется и познавательная сфера ребенка: он старается запоминать и узнавать повторяющиеся мелодии, может дифференцировать на слух звучание разных инструментов, что способствует развитию слухового восприятия, также улучшается память, концентрация внимания. В результате музыкотерапии детям становится легче проговаривать простые слова, они учатся петь, чего не всегда удается достичь при других видах коррекционной работы. Дети с ОВЗ обычно обладают удивительной музыкальностью, они не просто слушают музыку, но и готовы сами участвовать в ее создании – им доставляет удовольствие петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. При этом, что не маловажно, они открыты для общения с педагогами и другими детьми.

Хотелось бы отметить утренники и развлечения как эффективные мероприятия при работе с детьми с ОВЗ. В процессе подготовки к утреннику ребенок ощущает эмоциональный подъем, он с нетерпением ждет это яркое праздничное мероприятие, в связи с чем эффективнее проходят занятия.

При подготовке к утренникам и праздникам необходимо участие муз. руководителя, логопеда и воспитателя, дефектолога они подбирают материалы и разрабатывают сценарий. Обязательно учитываются особенности каждого ребенка и возраст детей.

Утренники помогают обогатить внутренний мир ребенка, закрепляют полученные умения и навыки, раскрепощают его и настраивают на общение и активное взаимодействие с другими участниками. Таким образом, результатом проводимых мероприятий является позитивные изменения в состоянии ребенка, повышается психическая активность, раскрывается способность к творчеству, развивается эмоционально-личностная сфера, совершенствуются коммуникативные навыки.

Анастасия Адвахова
Реферат «Значение музыкотерапии, использование ее в работе с детьми с ОВЗ»

РЕФЕРАТ на тему :

«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ , ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЕ В РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Работу выполнила музыкальный руководитель

Адвахова Анастасия Константиновна

1. История возникновения музыкотерапии , как средства воздействия на организм человека.

Музыка рассматривается как фактор эстетического, эмоционального, творческого и нравственного развития. Тем не менее, недостаточно изучен аспект, связанный с развитием умственной активности детей. Исследование теоретических вопросов данной проблемы прослеживается в трудах таких философов, как Платон, Демокрит, Аристотель, Пифагор и др. Вопросы воспитания детей средствами музыкального искусства волновали также Аль-Фараби, который музыкальное образование и воспитание связывал с такими вопросами, как врожденные и приобретенные способности человека, а также подчёркивал, что музыку можно познать и постичь непосредственно обучением. Также Аль-Фараби сформулировал дидактическое кредо, способствующее умственной активности детей : целенаправленные и систематические музыкальные занятия , последовательная учеба; активная аналитическая работа и накопление музыкального опыта . Итак, мы видим, что начиная с древности, знаменитые философы разных стран мира отмечали колоссальное значение музыкального воспитания в умственном развитии детей. В трудах вышеупомянутых ученых и философов, а также педагогов, были заложены основы воспитания, которые способствовали бы музыкальному и умственному развитию детей. Среди известных педагогов, исследовавших благоприятное воздействие музыкального воспитания на умственное развитие ребёнка, были Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, М. Монтессори, Л. Н. Толстой, Ж. Ж. Руссо и многие другие.

Знаменитый педагог Я. А. Коменский считал, что музыкальное воспитание непременно должно начинаться с самого рождения. По мнению Я. А. Коменского, не надо ждать, когда ребенок вырастет, потому что, чем дольше родители будут затягивать с музыкальным воспитанием и обучением, тем хуже это будет для развития ребенка, а возможные его способности все больше будут затухать. Как мы видим, ценность замечания Я. А. Коменского состоит в том, что музыкальное воспитание должно охватывать, несомненно, все периоды развития детей, начиная сразу с младенчества.

В. А. Сухомлинский также акцентировал внимание на колоссальные возможности музыки в умственном развитии детей. По словам В. А. Сухомлинского, музыка является могучим источником мысли, а также могучим средством самовоспитания. Музыка способна пробудить скрытую энергию даже у самых инертных детей, она вливает в клетки мыслящей материи чудодейственную силу.

Таким образом, мы видим, что известные педагоги считали, что музыка является могучим стимулятором мысли, без которого практически невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Именно благодаря этим педагогам, наметилась устойчивая тенденция к изучению музыки , как вида искусства, которое способно эффективно воздействовать не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу детей. Также немалый интерес к воспитанию умственной активности детей средствами музыки проявили такие психологи, педагоги, искусствоведы, как М. Т. Арановский, О. А. Апраксина, Б. В. Астафьев, Т. Л. Беркман и другие. В трудах этих видных исследователей можно выделить несколько подходов к решению проблемы музыкального воспитания . Так, некоторые из них решали вышеупомянутую проблему с позиции соотношения эмоционального и рационального в музыке . Другие же рассматривали специфику музыкального мышления , а также его значение в обучении детей и профессиональной деятельности музыкантов . Третьи же видели в музыке также способ познания детьми окружающего мира . А четвертые обращали внимание на значение музыкального восприятия в развитии интеллектуальной сферы.

Отмечая взаимосвязь музыки и интеллектуальной сферы, ученые и педагоги-музыканты указывают , что сущность восприятия нового музыкального произведения заключается в стремлении слушателя почувствовать и понять позицию композитора, а также идею, которую он стремился передать слушателям, дать оценку данному сочинению в контексте современного развития музыкальной культуры . По мнению исследователей, условиями активизации музыкального восприятия детей , как способа их умственного развития, являются :

Обучение слуховому наблюдению музыки , т. е. наблюдению и осмыслению ее течения, развития происходящих в ней процессов;

Расширение опыта детей по слушанию музыки , привлечение произведений искусства для пробуждения у детей интереса к музыке ;

Активизация собственной деятельности детей в процессе знакомства с музыкальными произведениями ;

использование только высокохудожественных музыкальных произведений ;

Анализ музыкальных средств ;

Вопросы, которые направляют и заостряют слуховое внимание;

Сравнение и сопоставление музыкальных произведений , формирование знаний об особенностях музыкального языка и др .

Таким образом, музыка - это искусство , которое помогает познать окружающий мир, постичь сложные законы человеческого бытия, расширить кругозор, из чего следует, что она способствует умственному развитию и воспитанию детей.

Творческая деятельность детей, несомненно, также играет немаловажную роль в процессе их умственного развития. Проблема музыкального творчества , как средства формирования умственной активности детей, легла в основу исследования Н. А. Ветлугиной, которое показало, что творческая деятельность доступна всем детям, необходимо лишь создать условия, способствующие проявлению индивидуальных возможностей ребёнка.

Можно сказать, что развитие творчества в процессе музыкальной деятельности детей способствует проявлению и развитию их умственной активности. Колоссальное влияние музыки на формирование интеллекта детей, как части их духовной культуры, отмечал Д. Б. Кабалевский, композитор и видный музыкант-просветитель . Теория формирования музыкальной культуры детей в программе Д. Б. Кабалевского продвинулась от концепции музыкального обучения и воспитания, к системе взглядов на музыку , как на источник и на способ развития ребенка, а также как на метод освоения содержания других предметов, почву, на которой может произрастать духовное, нравственное, интеллектуально-творческое совершенствование ребенка.

Таким образом, анализ вышеизложенного позволяет нам сделать следующие выводы : проблема поиска эффективных путей воздействия музыки на воспитание и развитие детей постоянно находилась в поле зрения исследователей, музыкантов , психологов и педагогов; большинство исследователей-педагогов, музыкантов и психологов отмечают значительную роль музыки в развитии умственных способностей детей.

2. Что такое музыкотерапия ?

Музыкальная терапия (или “музыкотерапия” , дословно - “исцеление музыкой” , от лат. musica “музыка” и греч . therapeuein “лечить”) – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия. Цель музыкотерапии - восстановить гармонию звуковой палитры организма. Это происходит и при обычном прослушивании, и когда музыка воздействует на рефлексогенные точки и зоны. Вызванные ею вибрации напрямую налаживают игру нашего организма. Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма :

Ритм. Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции. Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус. Частотность. Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться. Также очень важны такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу «25-го кадра» .

Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия. Выделяют три основных направления лечебного действия музыкотерапии :

Эмоциональное активирование; регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей.

Музыка… . Когда мы слышим это слово - для каждого из нас в воображении звучит что-то своё. Но, безусловно, это всегда та мелодия, которая даёт нам силы, заряжает энергией и позитивом. Различают следующие формы музыкотерапии :

Активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий);

Пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон).

Интегративную

Интегративная музыкотерапия включает в себя две методики :

1. Музыкоцветотерапия – синтез музыки и цвета (восприятие музыки в сочетании с цветом) .2. Музыкоизотерапия - основана на синтезе музыкального и зрительного восприятия. Музыкальное восприятие в сочетании с просмотром шедевров мировой живописи. Рецептивная музыкотерапия используется в работе с дошкольниками имеющие нарушения зрения, речи, которые имеют эмоционально-личностные проблемы. Активная музыкотерапия включает в себя вокалотерапию, которая помогает работе сердечно-сосудистой системе и фольклоротерапию, которая обучает гармонизации внешнего и внутреннего мира человека.

3. Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике

Музыкотерапия - это лекарство , которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Например, мирный и ласковый плеск волн снимает психическое напряжение, успокаивает. Врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение.

Многие ученые заметили, что музыка действует избирательно : в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется . Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему; а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Но, несомненно, самый большой эффект от музыки - это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Музыка снимает меланхолию , а если верить библейской легенде, то царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе. Музыка может умиротворять , расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность. Слишком громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Те современные ритмы, которые, как горный обвал, обрушиваются на человека, подавляют нервную систему, увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Музыка Баха , Моцарта, Бетховена, напротив, оказывает удивительное антистрессовое воздействие.

В развитых странах, таких, как Япония, Германия, Дания, Швеция, музыкотерапия заняла достойное место.

Созданы научные общества музыкотерапевтов , готовятся специалисты этого профиля.

Например, в Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, вузе и т. д. В настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения. По совету врача беременные женщины предоставляют не родившемуся ребенку возможность слушать определенные мелодии. То, что плод воспринимает звуки, ни у кого не вызывает сомнения. При использовании музыкотерапии число осложнений в родах резко уменьшается, а малыши появляются на свет более спокойными.

Для детей с ограниченными возможностями развития наиболее важными являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики. Лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией занятий с детьми . Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста музыкальная ритмика осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе. Соответствующая музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы , когда исключается речевое общение. Но исключение составляет мелочтение (чтение под музыку ) заикающихся детей. Конечно, громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в то же время очень тихим.

Разработка и проведение занятий по музыкотерапии в дошкольном возрасте требует творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными педагогами . Использование музыкотерапии при ограничениях в развитии органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Также анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыкотерапии на учебную деятельность, повышение мотивации учения, возрастание удовлетворенности. Из многочисленных работ ряда ученых-дефектологов мы узнаем, что музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения. Музыкотерапия включает : прослушивание музыкальных произведений ; пение песен; ритмические движения под музыку ; сочетание музыки и изо деятельности .

Как показывает педагогический и исследовательский опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует :

Улучшению общего эмоционального состояния детей;

Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);

Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации) .

Таким образом, педагогический опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми , имеющими ограниченные возможности, подводит к следующим выводам :

1) использовать для прослушивания можно только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям;

2) лучше всего использовать музыкальные пьесы , которые знакомы детям, так как они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;

3) продолжительность музыкального прослушивания должна составлять не более десяти минут в течение всего музыкотерапевтического занятия . Как правило, используется только одно музыкальное произведение .

4. Музыкотерапия в ДОУ для детей с ОВЗ.

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит , что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно , в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки , наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Особое внимание педагогам следует уделить музыкально -рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н . Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!» . Для этого используется тихая , нежная, легкая, радостная музыка . Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания . Услышав звучание привычной музыки , малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей. Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях , но и во всех видах деятельности. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов : внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду. Исходя из вышесказанного следует вывод : при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон. В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Психологическое здоровье ребенка - это особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна их главных стратегических задач страны. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении и организация жизнедеятельности в семье. Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, укрепление здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста являются важнейшими социальными задачами нашего общества. Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в образовательных учреждениях. Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми , многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия . Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности . Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства , обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка : снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Так, например : - для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф . Шопена : «Мазурки» , «Прелюдии» , «Экспромты» ; а также «Вальсы» И. Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; - для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, музыку А . Вивальди и В. А. Моцарта; - для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Баркаролла» , «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского

Музыкотерапия , применяемая в игровой, доступной форме в психокоррекционной работе дошкольников с проблемами в развитии, помогает им сформировать осознанное отношение к своим проблемам, вместе со взрослыми преодолеть их и адаптировать к окружающей среде. Все выше сказанное говорит о том, что музыкальная терапия является одним из главных способов коррекции разных психических процессов : внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения.

Я слышал, что стихами Авиценна

Писал рецепты для больных людей.

Я слышал, что излечивал мгновенно

Больных своею музыкой Орфей.

Р. Гамзатов

Для настоящей музыки нет ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слышать. Лечебное применение музыки имеет тысячелетнюю историю. Музыка состоит из отдельных звуков. И многие музыкальные звуки, например колокольный звон, или созвучия, или последовательности звуков обладают чудесным оздоровительным воздействием. Согласно проведенным исследованиям каждый музыкальный инструмент действует на человеческий организм по-своему: звуки фортепиано и скрипки прекрасно успокаивают нервную систему, флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, а при звуках кларнета меняется кровообращение. Целебной силой обладают и музыкальные произведения В.А. Моцарта, Л. Бетховена, И.С. Баха, А. Вивальди, П.И. Чайковского, активизирующие энергетические процессы организма и направляющие их на его физическое оздоровление при различных заболеваниях. Тональность, темп, ритм, динамика музыкального произведения - ключевые средства, помогающие регулировать, развивать эмоциональную сферу личности.

Детство - наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем. Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

Музыкотерапия - один из видов арт-терапии (терапии искусством), основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психологическую коррекцию личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии.

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки:

Умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка.

Умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - положительного эмоционального настроя.

Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).

В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Поэтому на групповых занятиях музыкотерапией не ставится цель - развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем, связанных со здоровьем.

Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей с ограниченными физическими и умственными возможностями в сочетании с другими видами коррекционной работы.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

  1. Приветствие.
  2. Ритмическая разминка.
  3. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.
  4. Пение.
  5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
  6. Танцы, хороводы.
  7. Игры.
  8. Прощание.

Использование методик М. Монтессори и К. Орфа оказывают эффективное коррекционно-развивающее воздействие. Суть педагогики М. Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому», где значение имеет индивидуализация учебно-воспитательной деятельности. А система К. Орфа - система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка «Учимся, делая и творя» и включает в себя следующие элементы:

Речевые упражнения;

Поэтическое музицирование;

Музыкально-двигательные упражнения;

Игры с инструментами К. Орфа;

Элементарный музыкальный театр.

Музыкальный материал подбирается согласно возрастному составу детей, а также в зависимости от тяжести дефекта. Также в работе с детьми используется широкий спектр музыкальных инструментов и видов музыки, воздействующих на различные функции организма. Например, при слабой мелкой моторике пальцев используются клавишные инструменты (фортепиано, аккордеон); для координации движений - металлофон, треугольник, маракасы; для снятия стресса, при эмоциональных проблемах или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять в дальнейшем. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и исполнять, создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Самой главной для них является потребность в общении друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.

Мажорная музыка вызывает светлое, радостное настроение у детей, воздействуя на малоподвижного ребенка, лишенного мышечной активности, приводит мышцы в тонус, заставляя его двигаться. Минорная же музыка, наоборот, является прекрасным успокоительным средством для гиперактивных, неспокойных, раздражительных детей, помогает им успокоиться, расслабиться.

Таким образом, групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия применяется также и индивидуально и является средством, способным помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я», войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то