Аттестация: описание деятельности учителя-логопеда. Самоанализ деятельности учителя-логопеда учебно-методический материал на тему Самоанализ логопеда школы для аттестации

Я имею высшее педагогическое образование, в 2010 году закончила переподготовку в НИПКиПРО по специальности олигофренопедагогика, общий стаж педагогической деятельности - 11 лет. В данном учреждении работаю в должности учителя-логопеда 1 год. Имею первую квалификационную категорию (аттестована 28 февраля 2006 года).

Актуальность проблемы обозначена тем что, чем раньше начинается логопедическая коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторич-ными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической за-пущенности. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и орга-низация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чте-ния, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отста-вания в усвоении программного материала по русскому языку.

Необходимым условием гармоничного развития психики ребенка является полноценность речевой деятельности. Умственное и речевое развитие ребёнка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способ-ствуют развертыванию творческих сил личности ребёнка, устраняют препят-ствия к реализации ее общественной направленности, к приобрете-нию знаний.

При разработке путей специального воздействия особое внима-ние уделяется тем сторонам овладения речью, которые связаны не только с механическим подражанием, но и, прежде всего, с позна-вательной деятельностью ребенка, с сознательным овладением пре-подносимым материалом.

Повышение эффективности и качества обучения учащихся школы предполагает своевременное выявление, предуп-реждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.

Основная цель моей педагогической деятельности - максимальная коррекция отклонений в развитии речи учащихся. Для реализации поставленной цели в ходе работы я решаю следующие задачи:

Обследование речи учащихся (сентябрь - стартовая диагностика, январь - промежуточная, май - итоговая);

Разработка и реализация системы работы по коррекции нарушений речи у учащихся;

Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций (проводимые мной подгрупповые занятия направлены преимущественно на совершенствование лексико-грамматического строя речи детей и развитие связной речи, на индивидуальных занятиях я решаю задачи по воспитанию звуковой культуры речи детей);

Консультирую педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.

Мною выбрана тема для самообразования: «Индивидуальный и дифференцированный подход при коррекции отклонений в развитии речи учащихся».

Составляя воспитательно-образовательные, коррекционные программы для своих учеников я ориентируюсь на их индивидуальные особенности и потенциальные возможности, ежегодно внося коррективы в содержание программы.

Учитывая особенности детей, в ходе занятий использую игровые технологии и разные формы организации: подгрупповые и индивидуальные занятия, широко применяю дифференцированный подход в обучении. Конспект занятия по коррекции звукопроизношения представлен в Приложении №2. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, так как считаю, что для детей эта форма организации является наиболее эффективной. С этой целью ежегодно составляю план индивидуальной работы с детьми на каждое полугодие.

Особенностью логопедической работы в МОУ «СОШ с.Завьялово» является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются по уровню развития речи, по сформированности фонематического анализа и синтеза, по степени выраженности и патогенезу нарушений звукопроизношения. У одних детей звук поставлен и автоматизирован, у других имеется изолированное произношение звука, но он не закреплён в речи.

Специфика логопедической работы проявляется и в планировании. Фронтальные логопедические занятия строятся с учётом постепенного введения трудностей.

В начале учебного проводится логопедическое обследование обучающихся начальных и средних классов с целью выявления детей, имеющих нарушения устной и письменной речи.

Для проведения диагностического исследования устной речи школьников используется методика, разработанная Т.А.Фотековой совместно с Л.И.Переслени. Данные обследования представлены в Приложении №1. Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее сформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу для каждого учащегося.

Представленные данные позволяют оценить масштаб необходимой логопедической помощи детям в нашей школе в 2009-2010 учебном году.

На всех учащихся оформляются речевые карты. Учащиеся распределяются по группам соответственно речевым дефектам.

С 15 сентября по 15 мая с обучающимися, зачисленными на логопункт, проводится систематическая коррекционная работа.

Логопедическая работа в школе проводилась по следующим направлениям:

I. Коррекция нарушений звукопроизношения

1. Предварительный этап

· развитие ручной моторики;

· развитие дыхания;

· развитие речевого дыхания и голоса;

· развитие артикуляторной моторики.

2. Этап постановки звука

3. Этап автоматизации звука

4. Этап дифференциации звуков речи

II. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи

1. Развитие лексики

В конце учебного года проводится контрольное исследование. Результаты исследования в конце 2009-2010 учебного года представлены в Приложении №1 . В конце учебного года были выпущены из логопедической группы 11 учащихся, что составило 34%.

Данные сведения показывают, что логопедическая работа проводилась эффективно, у учащихся наблюдается значительное улучшение всех компонентов речевой системы.

В 2009-2010 учебном году мною подготовлены и проведены консультации для педагогов, выступила на МО

Уровень квалификации 2012 год. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия образования», полученная специальность «Логопедия», присуждена квалификация учитель-логопед. Педагогический стаж – 22 года В данном учреждении -13 лет Стаж учителя-логопеда – 6 лет


Курсы повышения квалификации 2011 г. Восточно-Сибирская государственная академия образования, «Современные подходы к организации и содержанию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями», 16 часов; 2013 г. Автономная некоммерческая организация «Центр развития молодёжи», г. Екатеринбург, «Стандарты второго поколения: завтра начинается сегодня», 36 часов; 2013 г. Иркутский институт повышения квалификации работников образования, «Педагогическая профилактика социально-негативных явлений субъектов образовательного процесса», 18 часов;


Курсы повышения квалификации 2013 г. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бурятский республиканский педагогический колледж», «Развитие информационно-образовательного пространства школы в условиях ФГОС», 72 часа; 2013 г. Восточно-Сибирская государственная академия образования, «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция», 08 часов; 2013 г. Иркутский институт повышения квалификации работников образования, «Нарушения речи младших школьников и их коррекция в условиях общеобразовательной школы», 108 часов.


Уровень профессионализма В своей деятельности опираюсь на Конституцию Российской Федерации. Закон РФ «Об образовании». Инструктивное письмо Министерства образования РФ от «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Конвенцию о правах ребенка. Санитарные правила и нормы. Правила техники безопасности и противопожарной защиты.


Владею современными образовательными технологиями и методиками: методики обследования речи детей О.Е. Грибовой, М.А. Поваляевой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности, владею приемами составления и планирования индивидуальных и групповых занятий на основании результатов диагностики речевого развития;


Методики Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Р.Н. Лалаевой, Е.В. Мазановой позволяют эффективно спланировать и организовать стратегию направленной коррекционной работы; применяю бланковые методики Е.В. Кузьминой на занятиях, что позволяет разнообразить виды и формы работы участников образовательного процесса; здоровьесберегающую технологию Е.Н. Дзятковской для развития общей и мелкой моторики.






Актуальность К моменту поступления в школу у детей сохраняются трудности и дефекты не только в активной речи, но и в понимании её, что становится предпосылкой недопонимания речи учителя, как правило, насыщенной специальной терминологией. Замедленный темп работы на всех уроках, и ощутимее всего при обучении грамоте аналитико- синтетическим методом, быстрое истощение и ослабление внимания дополняют характеристику речи. Несформированности способной сохранять в устной речи слово- звуковой состав слова и его ритмический контур, и, как правило, дети часто сознательно избегают употребление в спонтанной речи наиболее труднопроизносимые слова, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом.


Цель: Формирование правильного словового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием. Задачи: Изучить литературу по данной проблеме. Изучить начальный уровень развития коммуникативных УУД детей с ОНР и ФФНР. Разработать цикл занятий по формированию словоритмической структуры слова. Провести разработанный цикл занятий Повторное обследование уровня развития коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР.


Этапы работы Теоретический этап: подбор материала, памяток, справочной литературы Практическое решение проблемы: изучить начальный уровень коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР разработка цикла занятий апробация приёмов работы (на данном этапе имеется публикация статьи на тему «Коррекция нарушений слововой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Оценочный этап: повторное обследование уровня развития коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР


Показатели результатов логопедической работы с учащимися младших классов МБОУ "СОШ 4" с нарушениями речи за пять лет Год ПринятоВыпущено с нормой Выпущено с улучшениями Положи тельная динамика Оставлено Выбыло ч.-100%13 ч.-30,9%15 ч.-35,7%66,6 %14 – 33,4% ч.-100%14 ч.-34,1%15 ч.-36,5%70,6 %12 – 29,4% ч.-100%16 ч.-39,1%15 ч.-36,5%75,6 %10 – 24,4% ч.-100%20 ч.-51,2%11 ч.-28,2%79,4 %7 – 20,6%1 – 2,5% ч.-100%22 ч.-30,9%12 ч.-28,5%80,8 %8 – 19,2%-



Таким образом, данные, отраженные в таблице позволяют увидеть, что в период с уч г. по уч.г. отмечается стабильный рост количества учащихся, закончивших курс логопедических занятий и выпущенных с нормой и улучшениями. Для осуществления единого подхода коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста взаимодействую с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, родителями учащихся, логопедами образовательных учреждений, веду необходимую документацию, т.е. применяю целый комплекс мероприятий для эффективной коррекции речевых нарушений у младших школьников.


Личный вклад в повышение качества образования 2011 год, участие в работе VIII муниципальной педагогической конференции «Здоровье и образование», доклад «Развитие эмоционально- личностной сферы младших школьников с использованием методов арт- терапии», сертификат год, публикация, Общероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок», конспект урока математики. Пропедевтический период (в коррекционной школе V вида), 1 класс, диплом, год, публикация, V межрегиональная юбилейная конференция «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция» 6 декабря 2013 года, статья на тему «Коррекция нарушений слововой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» в сборнике «Диагностические и коррекционные аспекты сопровождения социализации детей и подростков с нарушениями развития», Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Восточно- Сибирская государственная академия образования», г.Иркутск.


2014 год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Моторная и оптическая формы дисграфии», на базе областного государственного общеобразовательного учреждения «Школа - интернат 7» год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Дислексия у младших школьников или как тяжело плохо читать», на базе областного государственного общеобразовательного учреждения «Школа - интернат 7» год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Организация коррекционной работы в условиях внедрения ФГОС в области КРО в СОШ», на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ 19».





Муниципальное образовательное учреждение

«Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя-логопеда

Волковой Регины Михайловны

г.Олонец

2011г.

Я, Волкова Регина Михайловна, работаю в муниципальном образовательном учреждении «Центр психолого-медико-социального сопровождения».

В 1995 г. окончила Карельский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт по специальности - педагогика и психология дошкольная.(Приложение №1)

С 1995 г. по1999 г. работала учителем-логопедом в детском доме №1 г. Олонца.

В 1997 г. прошла профессиональную переподготовку в институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров при Московском педагогическом государственном университете по логопедии. (Приложение №2)

В октябре 2000 г. приступила к работе в Районной психолого-медико-педагогической комиссии в должности учителя-логопеда.

В апреле 2008 г. Районная психолого-медико-педагогическая комиссия была ликвидирована, и открылось новое муниципальное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения», в которое я была принята учителем-логопедом по переводу. (Приложение №3)

Мой общий трудовой стаж - 16 лет;

мой педагогический стаж - 13 лет.

Награждена грамотами: 2006 г. - Почётная грамота Администрации местного самоуправления Олонецкого района (Приложение №4 )

2010 г. - Почётная грамота Министерства образования Республики Карелия. (Приложение №5)

Я представлю анализ своей профессиональной деятельности за последние два года, т.к. до этого времени находилась в отпуске по уходу за ребёнком.

Образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения» создан для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Основной направленностью деятельности учреждения является оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям и подросткам, родителям, работникам учреждений образования, здравоохранения. Образовательный процесс в учреждении осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных и коррекционно-развивающих образовательных программ. Структурным подразделением МОУ «Центр ПМСС» является логопедическая служба, куда входят учителя-логопеды учреждения, которые обслуживают дошкольные образовательные учреждения района на основе договора о совместной деятельности в рамках организации коррекционно-педагогической работы на территории Олонецкого района. Я как учитель-логопед обслуживаю муниципальное дошкольное образовательное учреждение №16 «Звёздочка». (Приложение №6) Логопедическая служба создана в целях оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

В связи с этим основным направлением в своей профессиональной деятельности считаю создание в процессе коррекционной работы условий, направленных на оказание своевременной коррекционной логопедической помощи детям с нарушениями речи.

Основными задачами деятельности учителя-логопеда являются:

в рамках профилактической работы обследование речи детей, посещающих учреждение и выявление детей, имеющих нарушения речи;

раннее выявление детей с отклонениями в развитии; направление нуждающихся в комплексном обследовании детей на консультирование специалистами районной ПМПК;

коррекция нарушений устной речи детей дошкольного возраста с целью подготовки к обучению в школе;

своевременное предупреждение нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

разъяснение и пропаганда основ логопедических знаний среди педагогов, родителей (лиц, их заменяющих), воспитанников;-консультирование родителей детей, имеющих нарушения речевого развития по проблеме организации специального воспитания детей с недоразвитием речевой функции;

систематическое повышение своей профессиональной квалификации;

оснащение кабинета необходимым дидактическим материалом.

На коррекционные логопедические занятия зачисляются дети в возрасте от 4 до 7 лет, имеющие нарушения в развитии устной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, фонетический дефект, заикание, овладевающие русским (неродным) языком). Зачисление производится на основании логопедического заключения, по заявлению родителей. Приём на логопедические занятия производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Одновременно у логопеда занимаются 20 детей. В период с 1 по 15 сентября проводится первичное обследование состояния речи детей ДОУ. По итогам обследования мною устанавливается очерёдность зачисления детей на занятия и оформляется контрольно-регистрирующая и планирующая документация (журнал регистрации детей с нарушениями речи, журнал посещаемости занятий, речевые карты с фиксированием динамики показателей не реже двух раз в год (Приложение №7) , планы методической работы, индивидуальное планирование, отчёты о проделанной работе, паспорт логопедического кабинета и расписание занятий, журнал консультаций, карты индивидуального сопровождения, которые ведутся вместе со специалистами МОУ «Центр ПМСС», где отражается коррекционная работа специалистов центра, результативность работы, работа с родителями, с учреждением (Приложение №8 ), речевые профили (Приложение №9)).

Основной формой организации коррекционно-логопедической работы являются индивидуальные занятия (Приложение №10).

Логопедические занятия организуются не реже двух раз в неделю индивидуально с каждым ребёнком (длительностью 15-20 минут). Срок коррекционного обучения у логопеда зависит от степени сложности дефекта. Дети, прошедшие курс коррекционных занятий и овладевшие правильными речевыми умениями, отчисляются с логопедических занятий.

Кроме того, в МДОУ №16 «Звёздочка» мною ведётся профилактическая работа с детьми младшего возраста, направленная на предупреждение нарушений в развитии устной речи: выявление неговорящих детей, консультирование воспитателей и родителей данных детей. Учёт этой работы ведётся в журналах консультаций и регистрации детей с нарушениями речи.

Специалистами МОУ «Центр ПМСС» для оказания необходимой помощи детям и подросткам района разработана дополнительная общеобразовательная программа специального (коррекционного) обучения «Квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся и воспитанников основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования», которая включает в себя модули (рабочие программы), составленные учителями-логопедами. При составлении логопедических модулей мы опирались на программы коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей», «Логопедическая работа с заикающимися детьми», «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей», «Логопедическая работа с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» (последние две программы разработаны мною в 2009 г). Учителя-логопеды, работающие в МОУ «Центр ПМСС», могут использовать их в своей деятельности.

Моё педагогическое кредо : «Уважать и любить детей». Я убеждена, что ребёнок - главная ценность. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать себя личностью, которую принимают и любят без всяких условий. Ребёнок - мой соратник, союзник, имеющий право на несогласие, сомнение и даже на ошибку.

К современным образовательным технологиям относятся здоровьесберегающие технологии . Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Усилия работников дошкольных образовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника. Одним из составляющих сохранения здоровья детей является работа учителя-логопеда. К здровьесберегающим образовательным технологиям в детском саду относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

Современное образование направлено на развитие личности ребёнка, раскрытие его возможностей, талантов, самореализации.

Планирование и контроль эффективности коррекционно-развивающей работы осуществляю с учётом стартовых возможностей и способностей дошкольников. Учитываю индивидуально-психологические особенности дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти. Во время занятий стараюсь раскрыть индивидуальные познавательные возможности каждого ребёнка и определить условия, необходимые для их удовлетворения. В центре находится сам участник коррекционно-развивающего процесса, т.е. ребёнок - как личность. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, на желание преодолеть дефекты речи, прикладывая для этого усилия, является личная поддержка ребёнка учителем-логопедом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, дать возможность ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой - либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый.

В процессе занятий применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)

Учебный материал не одинаков для всех участников коррекционного процесса. Так как коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме, на каждом занятии решается проблема именно того ребёнка, с которым занимаешься, есть возможность поработать над теми слабыми сторонами, которые больше страдают. Любая информация должна быть переработана воспитанником, поэтому стараюсь задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом ("вижу", "слышу", "чувствую"). В совместной деятельности ребёнок - мой равноправный партнёр.

В своей коррекционно-развивающей деятельности использую физкультурно-оздоровительные технологии . Наряду с речевыми нарушениями у многих воспитанников не развиты общая и мелкая моторика, страдают психические процессы: память, внимание, мышление. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.

Хочу остановиться только на нетрадиционных формах работы .

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики использую игры с пальчиками: "Разноцветные прищепки", "Пальчиковый бассейн", различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев (Приложение №11) . Также полезна пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии, что способствует синхронизации работы полушарий головного мозга (Авторская методика А.Л.Сиротюк "Коррекция обучения и развития школьников"). Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Многим детям нравится использование "Су-Джок" терапии (надеваем эластичное кольцо поочерёдно на все пальцы). Кроме развития познавательной и эмоционально-волевой сферы такой массаж пальцев является эффективным способом профилактики и лечения болезней.

Для восстановления работоспособности, снятия эмоционального напряжения у детей, их успокоения во время занятий проводятся релаксационные упражнения (Методика А.Л. Сиротюк "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

На коррекционных занятиях использую элементы имаготерапии, которая включает в себя куклотерапию и сказкотерапию. Это способствует развитию активности, самостоятельности, творчества, эмоциональности, произвольности. Кроме всего перечисленного имеет психотерапевтический эффект. У ребёнка ликвидируются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.

На своих занятиях одним из самых сильных, верных способов мотивации в коррекционном процессе по поддержанию у обучающихся интереса к приобретению знаний является создание эмоционального настроя на занятии. Использование художественного слова, устного народного творчества, коррекционных игр, ярких наглядных пособий помогает успешно решать задачи формирования интереса к занятиям.

Для проведения коррекционно-развивающей работы в МДОУ д/с №16 «Звёздочка» выделен кабинет. (Приложение №12) Качество материально-технической базы оставляет желать лучшего: недостаточная площадь кабинета, нет необходимой мебели, технических средств, компьютера. Сегодня новые информационные технологии прочно вошли во все сферы жизнедеятельности общества. Использование компьютерных технологий находит своё отражение и в коррекционно-образовательном процессе. Компьтер играет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Считаю, что в коррекционной работе с дошкольниками компьютер на занятии должен использоваться дозированно, не более 5-10 минут. Мною накоплен огромный материал (с различных курсов повышения квалификации, методической копилки учителей-логопедов г.Олонца, Интернет-источников), который можно было использовать в коррекционной работе с дошкольниками. Некоторые виды упражнений, направленные на автоматизацию, дифференциацию звуков, по развитию грамматического строя речи, связной речи разрабатываю сама. (Пример: Электронное приложение. Коррекционная работа). Имеется большое количество презентаций по различным лексическим темам, диски с упражнениями по развитию речи. Конечно, использование ИКТ стало для меня делом привычным при подготовке к семинарам, методическим объединениям, при оформлении различных видов документации. Но хотелось бы использовать информационные технологии и в своей коррекционной работе. Это бы разнообразило деятельность детей, сделало бы занятия более интересными и познавательными.

В кабинете имеются пособия и материалы : по обследованию речи, коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи и связной речи, развитию моторики, психических процессов. (Приложение №11, №13)

Логопедический кабинет постоянно пополняется наглядными пособиями, дидактическими играми. Часть материала оформила сама:

«Сосчитай» (упражнения на согласование числительного с существительным);

«Волшебные окошки» (Это пособие удобно при автоматизации и дифференциации звуков. Идея по созданию пособия принадлежит мне. Использованы коробки от конфет «Рождественский календарь», на одной стороне открывающегося окошка наклеена картинка, содержащая определённый звук, с обратной стороны схема места звука в слове или схема количества слогов, или цифра (ребёнок должен назвать количество предметов, изображённых на рисунке), или символ: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. Ребёнок получает задание, называет слово, открывая окошко может себя проконтролировать, правильно ли определил место звука в слове, количество слогов и т.п. (Приложение №13, А);

" Колёсики" (Данное пособие многофункционально. (Приложение №13, В) ;

«Пальчиковый бассейн» (Для развития мелкой моторики) (Приложение №11);

"Какой?" (образование относительных прилагательных: "Какой сок, варенье, суп, лист") (Приложение №13, Б) ;

«Фейерверк» (упражнение на развитие дыхания) (Приложение №13, Г) ;

звуковые схемы слов, слогов, звуковые символы (Использую методику Т.А. Ткаченко "Знаковая система". Автор предлагает специальные символы обозначения звуков в подготовке детей к обучению грамоте.) (Приложение №13, Д).

Пополняю кабинет методической литературой. За последние годы мною приобретены следующие пособия: И. Светлова «Домашний логопед. Программа развития правильного звукопроизношения». (Здесь собран богатый материал по автоматизации звуков, который можно использовать на индивидуальных занятиях); Н.В. Новоторцева «Энциклопедия речевого развития». (Автор выделяет 4 возрастные периода - 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет. С учётом возрастных особенностей и возможностей детей предлагается эффективный комплекс упражнений по фонетике, лексике, грамматике и связной речи); И. Скворцова «Логопедические игры» (В этом пособии подобраны игры и задания, позволяющие обогатить словарный запас ребёнка, устранить пробелы в развитии грамматического строя речи); Г.И. Шалаева «Большая книга логических игр» (Здесь кроме упражнений по развитию речи содержатся задания с развивающими методами обучения логике); В.С. Володина «Альбом по развитию речи» (Этот альбом выручает при обследовании речи дошкольников, его можно использовать на индивидуальных занятиях для нормализации грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи, для развития мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи).

В наши дни наблюдается количественный рост детей с речевой патологией, отмечается усложнение характера речевых патологий. Среди зачисленных на логопедические занятия в МОУ "Центр ПМСС" большая часть детей оказывается с общим недоразвитием речи. Такие дети требуют каждодневной работы специалиста, им рекомендовано посещение речевой группы, но в нашем городе специализированные группы прекратили своё существование. Логопеды Центра, не могут в полной мере оказать помощь таким детям. Мы долго не могли определиться, как нам организовать свою работу, чтобы она была более эффективной и решили остановиться на индивидуальной форме проведения занятий.

На коррекционно-развивающие занятия в учреждение МОУ "Центр ПМСС" в 2009 - 2010 году было зачислено 32 обучающихся МДОУ д/с №16 «Звёздочка».

Выпущены:

18 обучающихся;

1 ребёнок;

0 обучающихся.

Продолжили обучение в учреждении в 2011-2012 учебном году - 13 обучающихся.

Логопедическое заключение

ФД

ФФНР

ОНР, I ур.

ОНР, II ур.

ОНР, III ур.

Всего

Зачислено

Выпущено

Выбыло

В 2010-2011 году было зачислено 27 обучающихся МДОУд/ c №16 «Звёздочка».

Выпущены:

со значительными улучшениями в речевом развитии - 16 обучающихся;

отчислены из учреждения (согласно Положения о зачислении/отчислении из МОУ «Центр ПМСС» от 14.09.2009) по заявлению родителей - 2 ребёнка;

пропуск занятий без уважительной причины - 0 обучающихся.

Продолжат обучение в учреждении в 2011-2012 учебном году - 9 обучающихся.

Логопедическое заключение

ФД

ФФНР

ОНР, I ур.

ОНР, II ур.

ОНР, III ур.

ОНР у ребёнка с русским неродным языком

Всего

Зачислено

Выпущено

Выбыло

Оставлено для продолжения коррекционной работы

Каждый ребенок, посещающий логопедические занятия, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам: (Приложение №14)

звукопроизношение;

фонематические процессы;

слоговая структура слова

грамматический строй речи;

связная речь;

мелкая моторика.

На каждого ребенка дважды в год составляется речевой профиль, позволяющий увидеть «западающие» звенья и активизировать работу в данном направлении.(Приложение №9) Подобная форма мониторинга корреционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Обработав все речевые профили, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции. (Диаграммы результатов логопедической работы представлены ниже).

Конечный результат зависит от тяжести речевого нарушения, от отношения ребёнка к своему дефекту, от общего интеллектуального

развития ребёнка, от понимания родителями всей важности корркционной работы и их участия в корркционном процессе.

Как учитель-логопед я имею опыт работы с детьми школьного возраста. Мною разработаны речевые карты обследования речи младших школьников и старших школьников на основе методики обследования речи, предложенной Т.А. Фотековой.(Приложение №31)

Данная методика сочетает традиционные для логопедической практики приёмы с некоторыми нейропсихологическими методами. Для составления мониторинга логопедической работы со школьниками определила критерии оценки речевых функций.(Приложение №32)

По результатам обработки речевых карт удобно вычертить ин-дивидуальный речевой профиль для каждого ребенка. На нем наглядно видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны. Сопоставление речевых профилей, полу-ченных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.

Структурным подразделением МОУ «Центр ПМСС» является психолого-медико-педагогическая комиссия. Целью комиссии является организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования. Я являюсь членом психолого-медико-педагогической комиссии. (Приложение №15)

Как учитель-логопед я провожу обследование речи с целью выявления нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определения маршрута индивидуального развития. При проведении логопедического обследования используются следующие методы:

Изучение документации;

Метод беседы;

Логопедическое тестирование;

Метод наблюдений.

Представленные заключения всех специалистов комиссии обсуждаются, составляется коллегиальное заключение комиссии, систематизируются рекомендации. Для удобства проведения логопедической диагностики мною разработаны схемы обследования речи детей по возрастам(Приложение №16), подобран диагностический материал. Регулярно обновляю диагностический материал, используемый во время комплексного обследования.

За последние годы наблюдается количественный рост обучающихся с проблемами в развитии, с нарушением поведения, неусваивающих образовательные программы, обратившихся в ПМПК.

Количественный анализ диагностики в составе ПМПК

Специалисты ПМПК дают рекомендации по определению специальных условий для получения образования обучающимися. К сожалению, не всегда эти рекомендации могут быть выполнены: в отдельных учреждениях нет узких специалистов: логопедов, дефектологов, психологов, прекратили своё существование речевые группы, не созданы условия для обучения детей с ДЦП, со сложной структурой нарушения, с нарушениями зрения, слуха.

Одним из направлений моей деятельности является консультирование . Регулярно проводятся консультации для родителей: по результатам обследования речи ребёнка, даются рекомендации по развитию речи детей раннего возраста, по развитию речи детей с русским (неродным) языком, по преодолению эволютивного заикания, по постановке и автоматизации звуков, по подготовке документов на ПМПК.

Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности логопеда и родителей. Совместная работа способствует скорейшему преодолению речевых нарушений, позволяет родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. Можно выделить основные направления деятельности в работе с родителями: повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей и информационная поддержка родителей и оказание им помощи в установлении и поддержании содержательных контактов с другими социальными институтами (детская консультация, ПМПК, школа). Применяю разнообразные формы работы с родителями: беседы, индивидуальные консультации, родительские собрания.

К сожалению, многие родители индифферентно относятся как к наличию речевого нарушения, так и к процессу работы по его преодолению. Некоторые считают, что коррекция произойдёт сама собой, без особых усилий с их стороны. Приходится убеждать, что за положительным результатом всегда стоит огромный труд.

Также проводятся консультации для педагогов города и района по вопросам подготовки документов на ПМПК, по написанию педагогической характеристики, по обучению грамоте старших дошкольников, по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста, по особенностям работы педагога с заикающимся ребёнком.

Приятно отметить, что у меня партнёрские, конструктивные, доверительные взаимоотношения с коллегами. Многие коллеги, учителя-логопеды, обращаются за советом, помощью, в которой им не отказываю. Тесно сотрудничаю с логопедами школьных логопунктов по вопросам преемственности, воспитателями дошкольного учреждения, в котором осуществляю коррекционный процесс, психологом, врачами-специалистами детской поликлиники.

Отдельно можно выделить консультирование детей. Обращаются родители детей дошкольного и младшего школьного возраста - с целью определения уровня речевого развития, по причине неусвоения программы по русскому языку, для получения справки от логопеда для прохождения ВТЭК. Также я принимаю участие в коллегиальном консультировании в составе ПМПК с целью определения специальных условий для получения образования.

Пропаганда логопедических знаний - следующее направление моей деятельности. ( Приложение №17)

Участвовала в семинаре для родителей «Развитие детей раннего возраста» (29.09.09), который проводился специалистами МОУ «Центр ПМСС». Тема моего выступления: «Развитие речи ребёнка второго года жизни» (Приложение №18, Электронное приложение. Методическая деятельность).

Читала лекции на курсах для педагогов дошкольных образовательных учреждений района

за 2013-2014 учебный год

Учитель-логопед:

2014 год

Самоанализ деятельности учителя - логопеда

Цель ДОУ: создание условий обеспечивающих формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

1.Совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств через комплексный подход:

Организация оптимального двигательного режима;

Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

2.Развивать коммуникативные компетентности и интеллектуально-творческие способности детей в процессе развивающих игр средствами современных образовательных технологий. (ОТСМ-ТРИЗ-РТВ и ИКТ), путем совершенствования комплексно-тематического принципа планирования образовательной деятельности .

3.Повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития, образования и подготовки детей к обучению в школе через реализацию совместной проектной деятельности .

Деятельность учителя-логопеда по годовым задачам

Работа с детьми

1 задача годового плана

Укрепление соматического здоровья дошкольников. Развитие мимической мускулатуры. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие моторики речевого аппарата.

Занятия в проветренном кабинете; витаминизация детей; проведение занятий с соблюдением норм и правил Cан. Пин.

Проведение комплексов

(2-3упражнения) упражнений для развития мимической мускулатуры на каждом индивидуальном занятии.

На каждом индивидуальном или подгрупповом занятии с детьми-логопатами проводилась игра на развитие координации движений, а также упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук

Проведение комплекса артикуляционных упражнений с каждым ребенком - логопатом на индивидуальных занятиях.

Дети - логопаты старшей и средней групп с дизартрическим синдромом научились управлять мимикой лица.

У большинства старших дошкольников наблюдается значительное улучшение в развитии координации движений, у многих детей виден прогресс в развитии мелкой моторики пальцев рук.

Развитие моторики артикуляционного аппарата способствует лучшему исправлению дефектов звукопроизношения у детей.

2 задача годового плана ДОУ

Динамика развития детей

Развивать коммуникативные компетентности и интеллектуально-творческие способности детей в процессе развивающих игр средствами современных образовательных технологий. (ОТСМ-ТРИЗ-РТВ и ИКТ), путем совершенствования комплексно-тематического принципа планирования образовательной деятельности.

1. Использование блока логокоррекционных занятий с использованием ИКТ и технологии ОТСМ – ТРИЗ

2. Компьютерная программа «Учимся говорить правильно».

3. Игры с использованием ИКТ на автоматизацию и дифференциацию звуков.

4. Пополнение блока игр с использованием ИКТ на дифференциацию звуков

· Мотивация повышается детей к исправлению имеющихся дефектов речевого развития, повысился результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у старших дошкольников.

· У детей значительно расширился словарь словами-признаками; используя пособие «ЯБЛОНЯ», дети хорошо составляют описательные рассказы о каком-либо объекте.

· Дети – логопаты научились оперировать компьютерным манипулятором «Мышью».

3 задача годового плана ДОУ

Динамика работы с родителями

Повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития, образования и подготовки детей к обучению в школе через реализацию совместной проектной деятельности.

ü Участие в групповых родительских собраниях.

Ø Консультация родителей « Причины речевых нарушений».

Ø Консультация для родителей «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома».

Ø Консультация для родителей «Развитие графомоторного навыка у детей»

Ø Консультация для родителей

«Компьютерные игры – это хорошо или плохо? Как и во что играть шестилеткам»

Ø Консультация для родителей «Родителям будущих первоклассников»

Ø Участие в родительской конференции «Готовность детей к обучению в школе».

ü Проведение индивидуальных консультаций

Повышение профессионального мастерства


Курсы повышения квалификации,

аттестация

Методические объединения педагогов города,

семинары,

Реферат, доклад,

консультации,

дидактические пособия, методическая разработка

Городские

конкурсы,

конференции.

Результаты

самообразования

Аттестация на высшую категорию апрель 2014 г.

Посещение ГМО логопедов 18.09.13г.

МАДОУ № 4

Тема: Обсуждение плана работы ГМО логопедов ДОУ на год.

Посещение ГМО логопедов 18.02.14г. МАДОУ №11 «Елочка»

Тема «Здоровьесберегающие технологии в формировании звукопроизношения дошкольников»

24.04.2014г. МАДОУ № 2 «Сказка»

Научно - практическая конференция учителей – логопедов города

«Реализация личностно – ориентированного подхода в коррекционной работе специалистов службы сопровождения»

Консультации для воспитателей и родителей всех возрастных групп (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

Представление здоровье сберегающего пособия «Матрица» на ГМО

учителей – логопедов 18.02.2014 г.

Участник 2-го Всероссийского конкурса мультимедийных технологий «Организации работы с семьей»

Победитель конкурса в рамках ГМО учителей логопедов «Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя – логопеда»

Аттестация на высшую категорию

Индивидуальная работа с детьми и ее результативность

(Здесь таблица с ФИО детей и речевыми заключениями)

Выводы: в 2013-2014 учебном году на базе логопункта – структурного подразделения МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 2 «Сказка» была создана логопедическая группа. Так же, как в предыдущие годы, работой по коррекции и развитию речи занимался учитель – логопед

В сентябре 2013 года проведена диагностика уровня развития речи детей 4-6 лет. На первый план выдвигается проблема коррекции речи детей с дефектами различного генеза:

Итого с патологией речи –61 ребенок. В связи с одной ставкой логопеда, в логопедическую группу было зачислено 29 детей. Это дети-логопаты, выпускающиеся в школу и дети со сложными речевыми диагнозами. Логопедическая группа сформирована была таким образом:

В течение года выбыло 2 ребенка. Прибыло -6 детей

На конец года выпущено:

Результативность коррекционной работы 76%.

Анализ результативности

В течение года проводились подгрупповые и индивидуальные занятия по устранению неправильного звукопроизношения, по развитию речевого дыхания, мелкой моторики пальцев рук, фонематического восприятия; по формированию лексико-грамматической стороны речи, уделялось внимание работе над фразой ее использованием в связной речи. Помимо положительного результата прослеживается незавершенность работы:


· невозможность проведения индивидуальной коррекционной работы с детьми – логопатами в период с сентября по декабрь 2013 год (дети из-за закрытия аварийного здания ДОУ были распределены в другие ДОУ города);

· поступление детей в ДОУ и зачисление на логопункт в апреле 2014 год;

· плохая посещаемость некоторых детей детского сада;

· сложность дефектов (ФФНр, обусловлено дизартрией по диагнозу невролога, ОНР);

· не было должного внимания и контроля со стороны родителей.

Работа с педагогами

Участники

Ознакомление педагогов с результатами диагностики и с образованием логопедической группы.

Выступление на ПМПк ДОУ

Педагоги ДОУ

Ознакомление с этапами формирования речи.

Индивидуальные консультации

Воспитатели всех групп.

Дать информацию о значительном улучшении коррекционной работы с детьми при помощи родителей.

Познакомить воспитателей с влиянием фонематического слуха на письменную речь

Консультация для педагогов «Преемственность в речевой работе детского сада и семьи».

Индивидуальные консультации.

Консультация для педагогов «Роль фонематического слуха в формировании письменной речи детей».

Воспитатели всех группы.

Воспитатели подготовительной, старших и средней групп.

Воспитатели подготовительной, старших групп

Познакомить педагогов с положительной динамикой внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс ДОУ

Индивидуальные консультации

Консультация для педагогов «Ресурсы ИКТ в обучении детей»

Конспект коррекционного занятия «В гости к Царице русского языка »

Педагоги ДОУ

Педагоги г. Нягани и др. городов РФ (на сайте ДОУ)

Представить результаты конечной диагностики.

Выступление на педагогическом совете в конце учебного года.

Педагоги ДОУ

Выводы: тесная взаимосвязь воспитателей, учителя-логопеда, других педагогов детского сада способствует формированию и воспитанию правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями

Участники

Ознакомление с результатами диагностики, с началом работы логопедической группы, графиком работы учителя-логопеда.

Анкетирование родителей

Выступление на родительских собраниях.

Все группы (октябрь 2014)

Познакомить с правилами проведения артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастик, с особенностями развития фонематического слуха.

Расширить знания родителей о проведении коррекционной работы в ДОУ с детьми – логопатами.

Индивидуальные консультации.

Консультации на темы:

«Правила проведения артикуляционной гимнастики»,

«Учимся говорить правильно»,

«О правильном дыхании»,

«Преемственность в речевой работе детского сада и семьи»

«Речевая готовность детей к обучению в школе»

«Формирование фонематического восприятия»,

«Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста».

Консультации на данные темы, коррекционные занятия с использованием современных образовательных технологий, картотеки игр, фотографии работы с детьми - логопатами на сайте ДОУ (Страничка учителя-логопеда).

Родители средних, старших и подготовительной групп.

Родители подготовительной, старших и средних групп.

Познакомить родителей младших групп с нормой речевого развития и с правилами проведения артикуляционной гимнастики, с причинами патологии речи

Консультации на темы :

«Что такое артикуляционная гимнастика для чего нужна»,

«Причины патологии речи»,

«20 советов учителя–логопеда», «Учимся говорить правильно»

Родители младших групп.

Выводы: большое значение имеет тесное сотрудничество с родителями и их действенная заинтересованность в оказании помощи своему ребенку в развитии правильной, грамотной, красивой речи.

ü применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе;

ü продолжить внедрение современных образовательных технологий в логокоррекционную работу (продолжить составление блока коррекционных занятий этапа дифференциации звуков; введение в работу интерактивную доску);

ü осознанное включение родителей в совместный с учителем – логопедом коррекционный процесс;

ü организация и ведение совместного проекта с педагогом – психологом и родителями;

ü продолжать работу по самообразованию по теме «Современные образовательные технологии в работе учителя – логопеда».

Наталья Скворцова
Самоанализ деятельности учителя-логопеда

Самоанализ профессиональных достижений учителя-логопеда

Скворцовой Натальи Ивановны

(Фамилия, имя, отчество)

учитель -логопед _МБДОУ ЦРР д\с № 7 «Город Детства»

(место работы, должность)

Информация об учителе-логопеде :

Стаж (общий, в должности учителя-логопеда ) 12, 3; в должности учителя логопеда -9 лет .

Нагрузка (за период с предыдущей аттестации) по годам :

1. Динамика результатов развития обучающихся (воспитанников) за период с предыдущей аттестации

1.1. Успешность освоения обучающимися (воспитанниками) программ,

реализуемых (составленных) учителем-логопедом

Год Общее количество

обучаемых (воспитанников, зачисленных в логопедические группы Количество детей, освоивших

программу (или выпущенных из логопедической группы/ пункта)

2011-2012 26 26 100

2012-2013 31 30 96.7

Комментарии (описание до 3 тыс. знаков, включающее названия программ, цель использования, авторское методическое обеспечение и результат, в том числе в виде рисунков

В работе используется программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей, автор : Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

Целью работы является, реализация коррекционной программы по развитию речи, преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников 5-6 лет, на основе дифференцированного обучения и индивидуального подхода, оказание своевременной квалифицированной систематической логопедической помощи.

В своей работе реализую следующие задачи :

Развитие сенсомоторных функций.

Формирование кинетических и кинестетических основ артикуляционных движений.

Развитие фонетического и фонематического слуха.

Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Развитие просодических компонентов речи.

Обеспечение взаимосвязи коррекционного и общеразвивающего процессов.

Развитие познавательных процессов.

Развитие мелкой моторики и координации движения.

Развитие общей речевой коммуникации.

Осуществление личностно- ориентированного подхода.

Обеспечение взаимодействия с педагогами и специалистами ДОУ.

Привлечение родителей к работе по преодолению речевых дефектов у воспитанников.

Непосредственно коррекционная деятельность с детьми осуществляется в двух формах : индивидуальная и фронтальная. Дети зачислены после обследования и по итогам заседания ПМПК района. На каждого ребенка составляется личное дело, в которое входит : свидетельство о рождении, заявление родителей, согласие родителей на обследование и работу логопеда, речевая карта, направление на ПМПК, протокол на зачисление, индивидуальная программа.

Фронтальные занятия проводятся три раза в неделю, индивидуальные- по циклограмме деятельности .

Коррекционный процесс строится на основе нормативно- правовых документов организации логопедической работы ДОУ : конвенции о правах ребенка, Закона РФ «Об образовании» , Концепции специального (коррекционного) образования МО Ростовской области, Типового положения ДОУ, Типового положения о специальном (коррекционном) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др.

Создана единая коррекционно- развивающая среда, максимально направленная на преодоление речевых нарушений у детей.

Помимо этой работы проводится кружковая работа, которую посещают дети по запросу родителей раз в неделю. На эту работу также составлен план, ведется журнал посещаемости.

1.2. Результативность коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками) .

Результаты работы учителя -логопеда по коррекции (развитию)

устной речи обучающихся (воспитанников)

год Показатели позитивной динамики речевого развития обучающихся (воспитанников)

Развитие звукопроизно-шения Развитие словаря Развитие грамматичес-кого строя языка Развитие связной речи Развитие коммуникатив-ных умений и навыков

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

2011-1012 24 92.3 26 100 26 100 26 100 26 100

2012-2013 28 90.3 29 93.5 31 100 31 100 31 100

Результативность работы по коррекции речи за два учебных года (2011-2012, 2012-2013) отражена в годовых отчетах, протоколах на выпуск ПМПК, диагностических картах.

К концу каждого учебного года развитие грамматического строя речи, развитие коммуникативных умений и навыков выходит на 100% уровень, развитие словаря воспитанников в 2011-2012 уч. году пришло к норме, а в 2012-2013 году у одного воспитанника не соответствовало возрастной норме, что обусловлено индивидуальным развитием данного ребенка и его наследственными факторами.

К конце учебных годов звукопроизношение не соответствовало норме в 2011-2012- у двух человек; в 2012-2013 –у 3 человек. Несмотря на систематическую коррекцию, у этих воспитанников остались искажены некоторые звуки, что обусловлено тяжестью речевого дефекта именно этих воспитанников.

2. Результаты деятельности учителя -логопеда с педагогами, узкими специалистами и родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников)

2.1. Информация о консультациях для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей)

обращений

Год Педагогов и специалистов ОУ Родителей или законных представителей

2011 9 64.3 28 100

2011-2-12 10 71.4 26 100

2012-2013 10 62.5 31 100

2011 год указан в таблице отдельно, так как в данном детском саду я работаю с марта 2011г. На 2011 год количество педагогов в саду составляло 14 человек. В 2011-2012 учебном году, педагогов и специалистов в саду -14 человек. В 2012-2013 уч. году пед. состав увеличен до 16 человек.

Консультации для специалистов и воспитателе й проходили как в групповой форме (на педсоветов и педчасах, так и в индивидуальном порядке, по запросу воспитателя или специалиста.

Темы консультаций :

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие лексико-грамматических представлений у детей с ОНР.

Работа с родителями консультативного характера проводилась в 100% объеме. Это и групповые консультации, и индивидуальные консультации, в форме буклетов, выступления на родительских собраниях.

Темы :

Этапы формирования детской речи.

Речевая азбука для родителей младших дошкольников.

Игры на кухне.

Читаем и анализируем произведения вместе с детьми.

Когда следует идти к логопеду.

Четвертый год жизни. Развитие речи.

2.2. Разнообразие направлений и форм просвещения и профилактической работы учителя -логопеда со взрослыми (педагогами, студентами, родителями)

Направление

деятельности 2011-2012 2012-2013

Просвещение в области речевого развития детей Выступления на МО района Выступление на педсовете на начало года. Доклады МО в течении года.

Просвещение в области обучения и воспитания детей с нарушениями речи Выступления на педсовете в начале года Консультация, и рекомендации воспитателям логопедической группы по индивидуальному подходу к воспитанником и единству используемых методик.

Взаимодействие с другими специалистами ОУ (например, консилиумы, ШПМПК и др.) Участие в ПМПк ДОУ. Составление пакета документов. Индивидуальных программ. Участие в работе ПМПк ДОУ. Составление индивидуальных программ развития.

Другие направления профилактической работы и просвещения (в том числе, работа со студентами) Консультации для детей не посещающих ДОУ Сопровождение практики студента 4 курса ЮФУ логопедического факультета Марковой Е. С. С составлением программы практики и рекомендаций по её проведению, на базе нашего ДОУ.

В основе коррекционной коррекционной работы лежит понимание прямой зависимости эффективности диагностической, корреционной и профилактической работы с детьми от уровня профессионального мастерства, специальных знаний и умений всех участников коррекционно образовательного процесса. Поэтому этой работе уделено достаточное внимание.

3. Результат деятельности учителя -логопеда по созданию и апробации программно-методических, дидактических, учебных и других материалов.

В 2013 году разместила свое электронное портфолио на образовательном проекте сайт. о чем есть свидетельство (приложение) .

Там же участвовала в ежемесячном конкурсе «Лучший конспект занятия» , где представила конспект занятия логопедического кружка «Чудо- дерево» , за октябрь (сертификат в приложении) . «Лучший сценарий праздника» Конспект комбинированного развлечения к Дню матери «Рядом с мамой –хорошо!» , за ноябрь (сертификат в приложении) .

Также участвовала в интерактивном конкурсе «Магист» - «Лучший конспект занятия» .

Являюсь членом творческой группы ДОУ. Участвовала в работе адаптационной группы ДОУ. Разработаны и проведены занятия в этой группе в период с февраля по май 2013 года. (конспекты в приложении)

4. Обеспечение качества организации коррекционно-образовательного процесса на основе эффективного использования современных технологий (логопедических методик, в том числе информационных технологий

В своей работе использую современные образовательные технологии :

Информационные компьютерные технологии.

Результаты использования Информационные компьютерные технологии- положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованно повышает мотивацию к обучению, увеличивает концентрацию внимания, развивает творческие способности, формирует навыки самоконтроля , умение самостоятельно приобретать новые знания.

Технология проблемного обучения.

Помогает усвоить способы самостоятельного приобретения знаний , умений, навыков, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребенка способствует овладению знаниями, умениями, навыками, развитию мыслительных и творческих способностей детей.

Игровые технологии Овладеть ролевой игрой, формировать готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения . Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй. Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то