Английский язык для ребенка 5 лет занятия. Учебная программа. Как изучать английский язык с ребенком самостоятельно

Начать изучение английского с дошкольником 5-6 лет достаточно просто. Это увлекательный и многогранный процесс, причем родителям придется прилагать немалые усилия не только к обучению дошкольника, но и к развитию собственных языковых навыков.

Что и как учить с ребенком?

Методики обучения английскому языку детей в возрасте 5-6 лет отличаются от методик, предназначенных для малышей. В 5 лет дошкольник уже свободно говорит на русском, знает буквы и даже умеет писать. Поэтому ввести в обиход иностранный язык как второй родной так органично, как это происходит с детьми 2-3 лет, уже не получится.

  • Приобрести или нарисовать и повесить в детской плакаты с алфавитами обоих языков. Сразу на начальном этапе обучения стоит изучить буквы, научиться их писать. Но не стоит делать акцента на правилах чтения гласных в открытых и закрытых слогах, дифтонгах и т. д, как на школьных уроках английского. Достаточно сообщить ребенку, что, как и в русском языке, пишется одно, а произносится другое.
  • При изучении новых слов нужно обязательно показывать, как они пишутся. Таким образом параллельно будет происходить обучение чтению на английском. Поскольку в этом языке исключений по правилам чтения очень много, то стоит запоминать слова с их визуальным предъявлением. В начале обучения стоит использовать слова с простым написанием.
  • Использовать карточки, или даже лучше – наклейки, которыми можно подписать нужные вещи. Если на кухне нет места для размещения «натюрморта» в составе тарелки, чашки, ложки, стакана и прочих подписанных предметов – можно разместить их в детской на специальной полочке. Или создать своеобразный «словарик» из тематических карточек, которым малыш мог бы пользоваться.


На начальном этапе обучения, чтобы сохранить интерес ребенка к иностранному языку и дать ему возможность развития коммуникативных навыков, нужно изучать слова и фразы, которые:

  • часто используются в вашем доме на русском;
  • относятся к сфере интересов ребенка (куклы, машинки, роботы, зверюшки, рисование, катание на велосипеде);
  • понадобятся в обиходе для активного общения – названия посуды, мебели, одежды, частей тела. К ним же относятся основные используемые для общения глаголы и прилагательные – «спать, гулять, кушать, дай, покажи, смотри, иди, хороший, вкусный, горячий, холодный» и прочие.

Такой подход позволит ребенку довольно быстро научиться понимать и активно использовать английскую речь в быту.

Легко и просто иностранный язык учится в группе. Если удастся найти единомышленников с детьми такого же возраста, можно организовывать совместные прогулки, чаепития, тематические посиделки, просмотры мультфильмов. При продуманной организации у мамы исчезнет необходимость понукать ребенка к использованию языка – малыши научатся коммуницировать между собой на английском. При этом можно будет посмотреть и проанализировать, каких слов не хватает малышу, в какие моменты он переходит на русский. Также хорошо, если дети будут слышать разговоры взрослых на английском.

Как заставить ребенка сосредоточиться?

Не стоит утомлять дошкольника часовыми заранее запланированными занятиями – он пока еще быстро устает, ему трудно держать сосредоточение в течение длительного времени. Лучше всего обговорить с ним некоторые правила и придерживаться их. Например:

  • выполнение каких-то просьб, высказанных на английском;
  • использование языка в каких-либо ситуациях – во время обеда, прогулки и т. д.;
  • поощрение за правильное выполнение каких-либо заданий (к примеру, можно сделать новые карточки с английскими надписями для новых игрушек).

Чтобы не отбить желание изучать английский, ни в коем случае не нужно наказывать ребенка за отказ говорить на иностранном языке в каких-то ситуациях. В таком случае важно понять, что ему мешает – стеснение, усталость, отсутствие нужного багажа лексики. В идеале, когда английский звучит в доме постоянно и свободно используется хотя бы одним из родителей в быту, ребенок очень легко и быстро схватывает слова и фразы и не имеет каких-либо проблем с коммуникацией на иностранном языке.

Как избежать возможных ошибок?

Если ребенку неинтересно учить язык – всему виной неумение родителей правильно организовать занятия. Хотя, строго говоря, сама формулировка «организовать занятия» уже неверна. Общение на иностранном языке нужно ввести в повседневную жизнь – а это может быть довольно сложно для самих взрослых. С другой стороны, если вы сможете это сделать, у вас точно получится научить малыша английскому и подтянуть собственный уровень.

Перед тем как начинать изучать язык с дошкольником, нужно поговорить с остальными членами семьи и обсудить несколько принципиально важных моментов.

  • Нужно будет по возможности создавать языковую среду. Это разговоры на английском дома, просмотр ТВ-каналов, наличие возможности коммуникации с другими детьми и взрослыми на английском. Идеально, если получится найти ребенку англоговорящих друзей, няню, репетитора. Не стоит заставлять малыша смотреть мультики принудительно. Достаточно почаще включать телевизор на англоязычных каналах, причем неважно, что там идет – новости или ток-шоу. Ребенок будет привыкать к мелодике звучания языка, интонациям.
  • Остальным членам семьи, более-менее знакомым с английским, придется по мере сил принимать участие в обучении ребенка: отвечать на его вопросы, выполнять просьбы, высказанные на английском.
  • Взрослым придется повторить или выучить большой объем лексики. Не получится избежать прямого вопроса: «А как по-английски розетка?», когда ребенку нужно попросить папу подключить планшет на зарядку. Нужно быть готовым к любым вопросам и самим владеть большим запасом слов, потому что ни в коем случае нельзя учить ребенка исхитряться и строить фразы по-другому на начальном этапе обучения. Это может разочаровать его в родителях в общем и необходимости изучения английского в частности.


С точки зрения психологии, для результативности занятий английским проще и полезнее будет изменить свое отношение к происходящему: не «создаем языковую среду для обучения английскому ребенка», а «создаем языковую среду, чтобы самим подтянуть английский». Ребенок будет просто поставлен перед фактом, что в доме появился второй язык, на котором ему тоже нужно общаться. Если родители мудро преподнесут эту мысль (например, объясняют, что язык необходим для будущей поездки за рубеж), то со стороны ребенка меньше будет капризов и требований перейти на русский, когда у него нет желания говорить на иностранном. Английский нужен маме, папе и старшей сестре – поэтому они говорят на нем, смотрят фильмы онлайн и новости по телевизору. При таком подходе у взрослых будет больше возможностей для пассивного обучения ребенка языку, даже в те моменты, когда он не настроен заниматься. Поняв, что от его желания ничего особо не зависит, ребенок будет спокойнее относиться к необходимости говорить на втором языке, выполнять обращенные к нему просьбы, отвечать на вопросы, что в конечном итоге повысит результативность обучения.

Обучение английскому языку в последнее время приобрело довольно большие масштабы. Еще бы — это международный язык общения. Для того, чтобы быстро и эффективно изучать язык, необходимо увлечь ребенка с раннего возраста. Именно английский для детей 5 лет должен подаваться в интересной обертке.

Если вы хотите в будущем более широких возможностей выбора профессии для своего ребенка, то освоение английского с раннего детства действительно послужит этой цели.

Прежде всего, знайте, что если ребенок воспринимает что-то как игру, он обучается с наибольшей эффективностью. Дети не должны учить язык по указке, осознанно — должно проходить в игровой форме.

К сожалению, чем старше человек становится, тем меньше у него способности изучить язык. А заложенные в детстве в возрасте 3-5 лет основы английского языка сослужат добрую службы — обучение будет проходить легко и быстро, и проблем с произношением будет намного меньше.

Как преподнести английский для детей 5 лет

Именно в этом возрасте дети уже могу удерживать внимание хотя бы на 15-20 минут, особенно если это касается видео уроков английского.

Существует множество методик обучения, однако, как уже говорилось выше, рассматривайте только те методы, в которых заложены игровые моменты, которые увлекательны и интересны.

Английский для детей 5 лет быстро осваивается, когда в семье общаются на этом языке. Вы спокойно можете обучить ребенка счету от 0 до 10, элементарно — благо, есть даже специальные песенки, к примеру, вот эта про английский алфавит:

Все начинается с простого. Но если вы особо не знаете английский, не стоит передавать малышку свой искаженный английский, — обучение детей английскому в домашних условиях можно построить на интересных видео материалах, ведь дети очень любят анимацию и все, что с ней связано.

Какую методику освоения английского выбрать для детей

Рассмотрим некоторые методики.

Существуют языковые клубы, где можно просто сидеть и слушать. Ребенок очень быстро будет впитывать всю информацию, которая пригодится ему в эффективном освоении английского.

Можно водить ребенка к репетитору на индивидуальные занятия или на групповые занятия в какой-нибудь языковой школе. Было бы замечательно, если ваш ребенок попадет к преподавателю — носителю английского языка.

Самостоятельное обучение английскому тоже может быть эффективным. Как уже было сказано, можно подбирать для детей 5 лет видео материалы —

Ховрино

«Меня зовут Софья, мне 15 лет. Занимаюсь в центре «YES» уже больше полугода и чувствую заметный прогресс в английском! Методика преподавания направлена, в первую очередь, на разговорную практику. Стало просто воспринимать английскую речь на слух, вести элементарные разговоры. Никаких зазубриваний и огромных домашних заданий, как в обычной школе. Тем не менее, прогресс очевиден. Спасибо школе «YES»»

Ховрино

«Настоящим выражаю глубокую благодарность центру «YES»-Ховрино за качественное обучение моей дочери Екатерины. Прогресс после ваших занятий очевиден. Также хотел бы высоко отметить грамотный подбор преподавательского состава. Это настоящие профессионалы своего дела-Мастера! Хочу пожелать центру «YES» - Ховрино успехов в удержании высокой планки качества обучения. Мы с Вами!» С уважением, Антипов А.Ю., дочка учится 1 год

Ховрино

«Мы учимся в Центре иностранных языков первый год. Нам нравится. Ходим на 2 иностранных языка и видим заметные продвижения в изучении английского и китайского языка. Учителя подобраны на мой взгляд очень хорошо. Мой сын с удовольствием ходит в школу. Здесь царит теплая и доброжелательная атмосфера. В общем довольны и родители, и ребенок. Спасибо!»

Ховрино

«Выбирая курсы английского языка, я остановилась на школе иностранных языков «YES» по многим причинам. Во-первых, группы здесь маленькие, так что внимание уделяется каждому студенту. Во-вторых, новые, хорошие учебники известных иностранных издательств. Почти на каждом уроке мы смотрим видео с речью носителей языка, темы уроков интересные –есть что обсудить, в отличие от тем на школьных занятиях. Кстати, именно благодаря курсам у меня стало получаться излагать свои мысли на английском, и я довольно хорошо понимаю речь на слух. В школе «YES» часто проводятся различные мероприятия, организуются поездки. Недавно я посетила открытый урок японского языка и собираюсь записаться также на этот курс.»

Ховрино

Солнцево

Прошел летний интенсив в Солнцево. Понравилось. Отдельное спасибо преподавателю Дарье, помогла преодолеть неуверенность в произношении на английском. Будем надеяться на продолжение обучения.

метро Кузьминки

I’ve been studying in YES center for 2 years and during these 2 years I’ve learned English from B1 level to B2 + level. Practically C1 level. I really like the lessons. I’ve met a lot of teachers here and all of them were really kind. And I really understand the explanations, that’s why I understand practically everything during our lesson. By the way our lessons are interesting, we not only study. We also play different games to practice vocabulary, grammar and just to practice our speaking. By the way, we also speak a lot during the lesson. That’s why we not only drill vocabulary and grammar and also make our listening and other skills.

метро Кузьминки

Well, I’ve been studying in YES for 2 years and I think my life changed when I have met so good people who I communicate with. I regard our teacher Kate who is one of the most caring and understanding teachers I have ever met. She really explains the material in a good way what’s why I like her way of teaching. Also I am happy that I’ve met so many friends here. We communicate and spend a lot of time together. YES center helped me to improve my skills, my knowledge and my abilities in general. That’s why I’m really thankful.

метро Кузьминки

Я учусь в YES еще с открытия школы. Я могу сказать, что это очень эффективные занятия, дополнительные курсы. Я в течении очень маленького периода времени обучился очень многому. Так же я добился больших успехов в школе. Про преподавателя могу сказать, что у нас очень красивая и отзывчивая преподаватель, добрая, она всегда идет навстречу. Она не слишком строгая, но и не слишком мягкая. Одногруппники у меня классные и веселые, со всеми можно хорошо общаться.

Ховрино

Хочу отметить, что я выбирал курсы обучения с учетом близости к дому, а живу я в районе «Ховрино». Перед началом занятий администраторы предложили мне пройти бесплатное письменное и устное тестирование для определения моего уровня знания английского языка. В итоге мне очень повезло обучаться английскому языку в дружной группе у талантливого, отзывчивого и очаровательного преподавателя Екатерины! Занятия в группе Екатерины оптимально сбалансированы для студента: слушание преподавателя, коммуникация с преподавателем и со студентами в группе и само говорение студента проходят максимально выверено. Это позволяет нам получать всесторонние языковые навыки. В обучении мы используем коммуникативную методику, главная цель которой - научить применять язык в реальной жизни с первого занятия. На групповых занятиях Екатерина объединяет нас в небольшие подгруппы или пары, давая нам коллективные задания.

Ховрино

Английский язык я начал учить, когда понял, что без него никуда. По работе мне много приходится ездить в разные страны и конечно очень удобно когда рядом с тобой переводчик. А что когда его нет? Так возникла серьёзная мотивация в овладении языком. Сначала его начал учить самостоятельно, а потом осознал, что в этом деле нужна система и хороший педагог. Думаю, мне повезло. Как-то я попал на открытый урок в центре yes... Закончив первый уровень elementary я себя уверенно чувствую в общении с иностранцами. И на собственном опыте осознал, что иностранный язык открывает новые возможности! Главное не лениться и не пропускать занятия.

Ховрино

В центре YES я учу три языка: английский, испанский и китайский. Почему сразу три? Потому что иностранные языки мне хорошо даются! Особенно мне нравится испанский язык, потому что он очень красивый. Самый трудный язык – китайский, а особенно написание иероглифов. Я пока еще не решил, кем стану в будущем. Возможно дипломатом.

Ховрино

Больше всего мне нравится наш педагог, Екатерина Немцова. Она хорошо объясняет, добрая, отзывчивая. Мне нравятся люди, которые сидят на ресепшн, если что – подскажут. Нравится дизайн школы. Перед занятием я люблю пить горячий шоколад. Здесь у меня есть друзья. Английский язык мне нужен для поездок на международные соревнования по танцам и успехов в школе. В общем, мне нравится изучать английский язык.

Ховрино

Солнцево

Я, Дмитрий, инженер-конструктор небольшой московской компании. Одной из моих задач была организация конструкторного отдела в Китае. Там мне понадобился разговорный английский и я оказался в YES. Выбирая из не малого количества школ в моем районе, только здесь мне предложили летнюю группу для начинающих. И уже третий уровень я остаюсь верным студентом этой школы. Для меня важно и здесь это в полной мере присутствует четкая отработанная последовательная система обучения. Не торопясь, шаг за шагом, тема за темой, прорабатывается, вкладывается материал. Исходя из особенностей группы, ее пожеланий – преподаватель с методистом делают упор на задания, вызывающие у нас наибольшие затруднения. Спасибо нашим преподавателям за искреннее желание научить, за усердие и терпение.

Солнцево

Мое первое знакомство с центром иностранных языков YES началось после того, как я устроилась на работу. Возникла острая потребность в изучении английского языка. Уровень моего английского был на нуле, поэтому сильно переживала как буду успевать за группой, как будет проходить процесс обучения и так далее. Но как оказалось переживала я зря. Все сотрудники и преподаватели оказались очень отзывчивыми, всегда готовыми прийти на помощь. Особенно, огромное спасибо хочу сказать преподавателю – Поповой Евгении. Обучаясь на уровне Elementary я уже могу объясняться и вести диалог с иностранцами (носителями языка), читаю книжки, понимаю о чем поется в песнях зарубежных исполнителей. Результат обучения оправдал все мои ожидания. Спасибо школе YES за то, что вы есть.

метро Кузьминки

Хочу поблагодарить преподавателя английского языка для самых маленьких Евгению за профессионализм и индивидуальный подход к каждому ребенку. Илюша с большим удовольствием и интересом посещает занятия, которые проходят в легкой, игровой форме. Что позволяет без труда запомнить новый материал. Так же хотелось сказать отдельное спасибо администратору Юлии, которая всегда доброжелательно встретит, выслушает и ответит на все, интересующие, вопросы.

План вводного урока английского языка для малышей (5 лет)

Когда у меня встал вопрос о первом "тренировочном" занятии для других учителей, я просто встала в ступор- мне намного проще бывает показать сам урок и рассказать об основных моментах, нежели сделать подробное руководство. Ну, до прежних пор всё проходило вполне чётко- я даю показательные уроки, преподаватели сидят в уголочках с блокнотами и стенографируют, я опосля показываю свои материалы, знакомлю с дисками и принципы обучения выстраиваются в ряд сами собой. Но когда ко мне в раз пришли с интервалом дня в эдак два сразу три преподавателя, и каждому из них мне пришлось давать рекомендации для их первого урока, я захотела собрать группу всех гипотетических кандидатов и в рупор вещать об основах уроков. Ну или делать массовую спам-рассылку с планами - хотите- читайте, хотите- нет. В общем, умаялась объяснять, что да как.

Но решение всегда рядом, и моё нежелание систематизировать свой опыт электронно, а не в блокнотиках карандашом, сыграло против меня. Отныне и с тех пор я стала делать больше записей методического характера в электронном виде- в случае чего, и переслать удобнее, и пересмотреть, коли что. Сама -то папка под звонким именем "Англ. Малыши 10-13 год." весит ни много, ни мало, 8 гигабайт. А сами планы уроков -всё по невнятным блокнотикам. Негоже, подумала я, и запустила программу по "подпинываю" себя в области систематизации.


Один из результатов этого благого дела вы можете видеть тут. Мой (и теперь уже не только мой) первый урок у 5-летних ребят.

Тема урока : Знакомство
Лексический материал : Hi / I/ My name is…/ One, two, three / a cat / a dog/ a mouse / to touch/ to jump/ to run/ to sleep/ black/ brown
Оснащение : игрушка-папит Мика, бутылка с разноцветными палочками, коробка с игрушками (кот, собака, мышь), карточки с животными, карточки с цветами (черный и коричневый), ленточки, магнитофонная запись, ленты для танца.
Цель: введение и отработка первого лексического материала (движения, приветствие, животные)
Длительность : 45 мин.

Этапы урока:

Полет в Англию
-Приветствие
-Счёт
-Знакомство с игрушками (новый лекс. материал) + отработка
-Введение нового лекс. материала «движения»
-Введение лекс. материала по теме «цвета» +отработка изученного материала
-Отработка изученного материала при прослушивании музыки
-Завершение (прощание)

Как строить приветствие в группе малышей, занимающейся английским языком? Допустим, это ваше первое занятие, эдакий «установочный» урок. Малыши удивлены, кто-то еще стесняется, а кто-то сам по себе достаточно скованный малыш. Для «разряжения» атмосферы «собираем» всех вокруг себя и говорим: Сейчас мы летим в страну, где все говорят тоооолько по английски. Знаете такую страну? –тут ожидать правильный ответ можно разве что от детей, старше 5-ти лет. Обычно кричат- Америка, Англия! Если ответа верного дано не было, говорим: Мы с вами полетим в Англию, там мы будем говорить только по-английски, ни слова по-русски. Ну что, готовы лететь?- под крики «Да, да»- продолжаем: А как мы с вами можем полететь?- Варианты детей: На самолете, на вертолёте!
- Мы с вами полетим туда на самых настоящих самолетах. Как заводятся самолеты?- и показываем детям, как самолетики заводятся, с характерным «Брум, брум»- одновременно начинаем кругом бегать по комнате, ускоряясь- дети за вами. Хорошо, если есть музыка фоном- то есть вы одновременно включаете музыку для «полета» и, пока она (секунд 10) играет, вы кружите по комнате. Затем музыка прекращается, и все аккуратно «приземляются» вокруг учителя. И тут начинается самое интересное. На руке у учителя излюбленный Puppet (в нашем случае- енот Мика)

- учитель берет мячик (мягкий желательно) и толкает его to the Puppet
-Hi! - Мика толкает мячик обратно и говорит- Hi! Теперь уже учитель толкает мяч первому ребёнку и говорит Hi. Помогает малышу поздороваться, если он не решается ответить. И так со всеми, пока каждый не скажет заветное приветствие. После этого снова учитель обращается снова к Мике
- What"s your name?- и толкает мячик Мике
-My name is Mika!
-Ok, what’s your name?- уже толка мяч ребенку. Помогает ответить, шепотом подсказывая фразу.


И раскрашенные палочки для мороженного в ней.

Для первого раза достаточно три палочки. Палочки высыпаются из бутылки и красивым движением раскладываются на полу:
One, two, three.

Потом точно так же учитель сам показывает на каждую палочку пальцем, снова пересчитывая. Ребята присоединяются, учитель уже не просто показывает на полочки и называет, а шепотом подсказывает каждому из ребят, чтобы тот посчитал. Так до трех считает каждый.

Далее- берется большая коробка (разукрашенная яркими красками, или с красивыми наклейками на крышке), и учитель стучит по ней

Knock-knock-knock! Let"s open the box! What is there?
Открывается коробка, и из нее достается игрушка- a Сat. Только вот называть ее пока мы будем по имени (имя будет именем собственным, а не нарицательным, когда необходимо употреблять артикль, с ним будем разбираться чуть позже).

Hi, Cat! Hi! – мотивируем детишек поздороваться с cat, как они уже умеют.
Далее-
-Hi, Dog!
-Hi, Mouse!

На первый раз лучше не более 4х зверят. Зверят расставляем в рядок так, чтобы они никому не мешали.
Далее- учитель достает карточки с уже пройденными животными:
-It’s a cat!
(Дети уже знакомы с названиями и потому не будут ассоциировать артикль со словом- он не будет являться для них его частью)
-Where is a cat?- обращаясь к детям. Тут уместно будет спросить одного из малышей по имени и попросить, чтобы он принес или показал a Cat-игрушку. Карточка-картинка кладется рядом с игрушкой.
-Where is a dog?- следующего, причем задавая вопрос о игрушке- Is it a dog? –чтобы ребенок попытался назвать ее.
И так со всеми игрушками и карточками, пока игрушки не окажутся в стройном ряду с карточками перед ними.

Следующий шаг- движение.
-Stand up!- Учитель поднимает указательный палец вверх, затем трогает свой нос:
-Touch, touch, touch! I"m touching!- ребята повторяют действо за учителем.
Дабы слово «touch» не закрепилось навсегда за «носом», бежим к стенке и трогаем и ее, приговаривая- «touch, I"m touching!» и не забывая при этом спрашивать ребят- Are you touching?

Далее- берем уже знакомые рябятам карточки зверей, и расскладываем их в разные углы комнаты. И теперь- самое интересное: командные гонки. Учитель командует:
-Touch the cat!- все дружно подбегают (если детей очень много, следим, чтобы не было толкотни) и прикасаются пальцем к cat. Сам учитель тоже трогает карточку и добавляет: I"m touching. I"m touching the cat. Даже сейчас можно задавать вопрос детям: Are you touching? Are you touching the Cat- таким образом мы соединим сразу две новых лексических единицы- глагол и существительное. Про I пока не думаем – с ним разбираться будем чуть позже, он будет выделен как самостоятельная единица на последующем этапе.
Побегали- передышка. Следующий шаг- mixing-game. Детишки безумно любят различного рода «перемешивания». Снова садимся в круг, карточки снова в руках у учителя. Учитель берет четыре карточки, снова внятно и четко называет всех животных. Затем переворачивает их и делает mixing- то есть прямо на полу, приговаривая- I"m mixing!- смешивает карточки.
-Where is a cat?
-Where is a dog?- игра одновременно развивает внимательность и память. Правила объяснять предварительно не надо, дети, ошибившись один раз, обычно стараются запомнить уже на второй раз все как можно лучше.

Далее- цвета. Цвета выбираются в соответствии с цветом животных. Нет ничего страшного, что на первом уроке ребята выучат нелёгкое на первый взгляд слово brown, уж коль собака у нас коричневая. А потому нарезаем большие куски картона цветов brown (a dog), black (a cat) – На первый урок будет достаточно 2 цвета. Демонстрируем цвета, четко называем их. И далее-
-What else is brown in the room? –сам учитель встает, делая вид, что ищет brown.- Micka, is it brown?- обращается к Мике, показывая на желтую коробку. Мика парирует-
-Oh, no! It"s not!
-Where is brown?
-It’s brown!- Мика трогает коричневую доску (занавеску, стол- что угодно)- I’m touching brown!
Неугомонный учитель снова делает вид, что ищет что-то brown, но теперь уже дети, вскочив, тоже ищут и трогают коричневые вещи (предварительно необходимо проверить, что их в комнате в достаточном количестве). Тоже самое проделываем с черными вещами.

Далее, «потрогав» достаточно черных-коричневых вещей, все присаживаются, учитель берёт игрушки и демонстрирует карточки выученных цветов.
-Is Cat black?- дети одобрительно отвечают (black, black), yes (при употреблении слова yes желательно всегда кивать головой- A cat is black. Is Mouse black? No! (отрицательное качание головой). Стимулируем ребят повторять- A cat is black, a dog is brown.

Чтобы закрепить хорошенько цвета, можно использовать прием «ленточек». После «ревизии» цветов и животных, демонстративно берем какую-нибудь красивую коробку, полную черных и коричневых ленточек (по увеличению количества выученных цветов, добавляем новые ленточки) и раскидываем их по полу красивыми движениями.

Мика плачет:
-Oh, what a mess! Let"s pick all ribbons up! Black! Give me black!
Поняв слово black, детишки собирают все черные ленточки в коробку. Затем то же самое происходит с коричневыми, пока комната не будет чиста и все ленточки не будут собраны.

Движения.
Самая любимая часть- физкульт-минутка.

Учитель показывает на себя пальцем- I. Ребята повторяют- самое время «по-айкать». Далее учитель начинает прыгать:
-I"m jumping!- тоже на слове I показывая на себя пальцем. Все прыгают. Далее-
-I"m running!- все бегают. Встречные вопросы- Are you running, Misha? Are you running, Masha?
-I’m sleeping!- учитель зевает, укладывается спать. Micka, are you sleeping? –и Мика шёпотом отвечает:
-I"m sleeping…

Закрепляем: берём длинные ленты (не менее 2х метров длиной), связанные в узел на манер «карусели» как тут:

Каждый берет конец ленты и все дружно начинаем повторять те же действия, но уже в «карусели», отчетливо называя все свои действия. Особенно всем нравится «бег» в такой вот штуке уменьшенного формата, прямо как на Масленице. :)

Ну и наконец- музыка. Песня должна быть подобрана с учетом пройденных действий. Поскольку занятие первое, а в песенке чаще всего гораздо больше действий, можно просто не делать на них акцент в песне: не произносить, а просто выполнить. Песенка может быть такая:

Walk around the Circle
Walk around the Circle
We all fall down!
Jump around the Circle
Run around the Circle
Sleepy-sleepy-sleepy
I’m so sleepy
I’m sleeping

Никаких акцентов на незнкомое walk и circle (это задача следующих уроков)- мы просто ходим по кругу, держась за ленточки.
Ну и наконец – прощание.
-Oh, it"s time to fly back Home. Учитель «заводит» мотор, дети понимают, что пора лететь домой, включается та же «полётная» музыка, что и была вначале. Все снова оказываются в России:
-Ну что, ребята, теперь мы снова можем говорить по-русски. А теперь последнее- важно уметь правильно попрощаться по-английски, давайте попрощаемся с Микой:
-Goodbye, Micka!

И Мика подходит к каждому, прощаясь индивидуально со всеми:)

Учебная программа

Английский язык, дошкольное отделение (4–5 лет)

Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у дошкольников носят непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность, но при этом дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог припомнить впоследствии. Характерной особенностью внимания ребенка является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Многие основополагающие речевые навыки и умения еще не доступны детям дошкольного возраста, что связано с большим развитием правого полушария мозга по сравнению с левым. Это приводит к тому, что дети дошкольного возраста не могут выстраивать усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т. д. Поэтому, обучение должно строиться с учетом этих особенностей и существенно отличаться от обучения в начальной школе.

В детском саду “Крошка” обучение английскому языку начинается в группах детей 3-х летнего возраста, и заканчивается в группах детей 5-6 летнего возраста. Мы выделяем 3 этапа:

I этап – 3–4 года,
II этап – 4–5 лет,
III этап – 5–6 лет.

На каждом этапе программа строится с учетом особенностей детей данного возраста.

Основные технологии обучения дошкольников основываются на гармоничном сочетании 3-х методик преподавания:

1. игровой,
2. коммуникативной,
3. методики полного включения всего организма (total physical involvement).

На протяжении всего обучения сохраняется единство форм и видов работ, при этом доминируют наглядность и образность, так как фраза воспринимается ребенком не как набор отдельных лексических единиц, а как блок, нечто единое, целое, образ.

Данная программа предназначена для обучения детей 4–5 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Возраст от 4 до 5 лет получил название возраста “почемучек”. Дети старше 4 лет способны мысленно представлять себе то, что они никогда не видели. Они любят слушать рассказы взрослых и задают множество вопросов. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного бытия и начинает жить в протяженном во времени мире. Это позволяет перейти к поиску закономерностей, лежащих в основе устройства мира. Он начинает интересоваться процессами как упорядоченными системами событий. В связи с этим в обучение необходимо включать элементы закономерностей языкового строя. При этом 1) не отходить ни на йоту от основного принципа наглядности и образности; 2) руководствоваться принципом “делай, как я”, “говори, как я”; 3) учить языку исключительно на практике, без применения даже элементарных теоретических языковых понятий (teacher centered method).

Цели и задачи

Основной целью курса является ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития, введение элементарных языковых конструкций, воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора. Данные цели определяют основные задачи курса:

1. Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата ребенка.

2. Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов.

3. Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику).

4. Развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей.

5. Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.

6. Расширение кругозора детей и их общей культуры.

7. Развитие умений и навыков работы в большой группе (12–14 человек) и в малых группах по 5–6 человек, умение работать в команде.

Виды и формы работы

Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и микросоциума – семьи. Итак, основные приемы:

а) имитация;
б) создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);
в) использование учебных игр;
г) загадки;
д) драматизация мини-спектаклей, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышению самооценки, значимости, что предполагает методика успеха.

Принципы работы

1. Обязательно использовать различные средства поощрения, как вербальные, так и материальные.

2. Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка.

3. Лимитировать речь учителя на русском языке до 5–10%. (Речь ребенка на английском языке – 90%).

4. Системно вводить лексику:

    Первое занятие – 3 слова.

    Второе занятие – закрепление.

    Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.

5. Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.

6. Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.

7. Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимает языковые барьеры.

8. Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.

Учитель на занятиях использует следующие виды работы:

1. Работа над произношением.

а) сказка “Живой язычок”
б) скороговорки
в) рифмовки

2. Работа с игрушкой.

а) диалог с игрушкой
б) описание игрушки

3. Работа с картинкой.

а) описание картинки
б) игра “Что исчезло”
в) “Найди картинку”

4. Разучивание и декламация стихов.

а) конкурс стихов
б) разножанровая декламация (оптимистичная, печальная, сердитая и т. д.)

5. Разучивание песенок.

“Покажи” песенку

6. Инсценирование коротких рассказов и пьес.
7. Подвижные игры.
8. Спокойные игры.
9. Творческие игры.
10. Воспроизведение ситуативных диалогов.
11. Рассказ по картинке.
12. Изучение букв.

Организация работы в группе

На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к учителю, что помогает им хорошо видеть и слышать учителя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности. Занятие строится по системной схеме, которая должна время от времени незначительно варьироваться по мере прохождения этапов обучения.

Примерный план урока

1. Приветствие.
2. Фонетическая зарядка.
3. Повторение пройденного лексического материала.
4. Разминка с использованием подвижных игр.
5. Активизация пройденного и введение нового лексического материала.
6. Разучивание стихов и рифмовок.
7. Просмотр английских мультфильмов.

Структура и содержание курса

При выборе тематики, лексико-грамматических конструкций учитываются уровень развития детей, их мотивация и интересы, а также соотнесенность с учебными планами по развитию познавательных способностей и речи на русском языке в детском саду. На этапе обучения детей 4–5 летнего возраста, исходя из опыта обучения английскому языку детей данного возраста, представляется целесообразным ввести следующие 11 тем:

Увеличение объема лексики и расширение грамматических структур на втором этапе происходит путем постепенного ввода новых лексических единиц и усложнения грамматических конструкций (увеличение примерно на 40% в сравнении с этапом обучения детей 3-х лет). К концу обучения на II этапе детьми усвоено примерно 150–180 лексических единиц.

Занятия с детьми-дошкольниками следует проводить не реже трех раз в неделю продолжительностью от 20 до 25 минут. Эффективнее всего организовывать эти занятия утром (с 10 до 12 часов).

Методическая литература, учебный комплекс и наглядный материал, используемые на занятиях по английскому языку в детском саду.

1. Развитие интеллектуальных способностей школьника , Тихомирова Л.Ф. Ярославль, 1996.
2. Математика для малышей , Сербина Е.В., М.: Просвещение, 1992.
3. Чего на свете не бывает , под ред. Дьяченко О.М., Агаевой Е.Л., М.: Просвещение, 1991.
4. Развитие логического мышления детей , Тихомиро-ва Л.Ф., Басов А.В. Ярославль, Тринго, 1995.
5. Развитие познавательных способностей детей , Тихомирова Л.Ф., Екатеринбург, 2003.
6. УМК Как детишек нам учить по-английски говорить , Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г., СПб., КАРО, 2002.
7. Обучение иностранным языкам в детских садах , Чистякова Т.А.
8. Иностранные языки в школе , 1990–2004, НМЖ Москва.
9. УМК English-1 Верещагина И.Н. М. Просвещение, 2001.
10. Большой словарь Диснея, Walt Disney Production, 1996.
11. Round and round the garden , Peter Gross, 1978.
12. Handwriting , Zaner-Bloser, Inc., Columbus, 1987.
13. Sing out, Здоровова Б., Москва, Просвещение, 1990.
14. Enjoy English , Н.Роуеll, Титул, Обнинск, 1997.
15. Welcome , E. Gray, V. Evans, Express Publishing, 2001 (c карточками и видеокурсом).
16. Letterfun, E. Gray, V. Evans, Express Publishing, 2001 (с видеокурсом).
17. УМК Bravo
18. Muzzy in Gondoland , BBC English, “Инфа-М”, 1990.
19. Английский для малышей – 1, 2, Мастерская Игоря Шадхана, 2000.
20. Английский для малышей , Видео для дома , 2000.
21. Set Sail – l,2 , E. Gray, V. Evans, Express Publishing, 2001.
22. Тематические вечера на английском языке , Димент А.Л., М. Просвещение, 1988.
23. УМК Happy English , Indian Art Press, New Delhi, 1990.
24. Easy Picture Words 1–2, карточки.
25. King Size , KoHTyp-M, СПб, 1992.
26. “Happy English” лото.
27. Учебный набор цифр, букв и знаков с магнитным креплением.

М.А. Болховская,
Д/сад “Крошка”, г. Санкт-Петербург

* В группах 4-х летних детей занятия длятся 20 минут, 5-ти летних – 25 минут.
** Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г. Как детишек нам учить по-английски говорить. СПб.: КАРО, 2002.

Контроль проводится после прохождения каждой темы. Для этого выделяется одно занятие на повторение и закрепление, а также на выявление слов и конструкций, нуждающихся в дополнительной отработке.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то