Сдвг в школе и дома: как сладить с гиперактивным ребенком. Может ли гиперактивный ребёнок учиться в обычной школе? Какой учитель лучше для гиперактивного ребенка

«Ребёнок постоянно отвлекается на уроке, балуется, мешает остальным… меня всё время вызывают в школу. Что делать?» «Сын чрезмерно расторможен, убегает из класса, не слушает учителя. Как заставить его учиться?» СДВГ для кого-то — это набор букв, а для кого-то — диагноз, который заставляет родителей ходить по определённым специалистам. Многие ошибочно думают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это про то, что ребёнку не хватает родительского внимания. Нет, здесь речь идёт о конкретном диагнозе. В этой статье психолог Виктория Мусатова расскажет вам о том, как заинтересовать учёбой ребёнка с СДВГ.

СДВГ: как заинтересовать учёбой гиперактивного ребёнка?

Что такое СДВГ?

Для того, чтобы делать уроки, важно подобрать промежуток времени, в течение которого ребёнок оптимально удерживает концентрацию внимания. Например, это десять минут. Но нужно учитывать, что любое задание должно быть с завершением, т.е. ребёнка важно похвалить. Далее — переключаем внимание, нужна смена деятельности. Сочетать с физической активностью не стоит, т.к. начнётся перевозбуждение и вновь сосредоточиться на «тихих» занятиях будет просто невозможно.

При выполнении уроков стол должен быть чист от лишних предметов. Только ручка, книжка и тетрадь. Комнату также стоит очистить от игрушек, отвлекающих предметов, таких как: телефон, компьютер, телевизор. Задача родителя — не делать за ребёнка уроки, а научить правильно понимать задание, записывать его, складывать, вычитать, собирать вещи в портфель, быть организованным.

Для более успешного обучения родителям может помочь система жетонов. Например, ребёнок за каждое правильно выполненное задание получает жетон. Он их копит и далее обменивает на приз или подарок, лучше всего, если это — эмоции. Например, поход в аквапарк всей семьёй. Проведённое качественно время вместе очень помогает корректировать данное расстройство.

Желательно хотя бы два раза в месяц устраивать индивидуальный день для ребёнка. Только мама и ребёнок, потом только папа и ребёнок. В такие моменты не нужно обсуждать его оценки в школе или учить уроки, лучше прислушаться к ребёнку, к его желаниям и мыслям. Исходя из того, что детям с СДВГ часто делают замечания из-за того, что они отличаются поведением от других детей, у них занижена самооценка и повышена тревожность . Есть ощущения, что он ничего не стоит, и оно может укрепиться и преследовать его на протяжении всей жизни. Поэтому индивидуальные дни помогут восстановить баланс.


При СДВГ необходимо организовать правильное питание ребёнка

Также нужно нормализовать правильное питание. Например, цитрусовые, рожь, ячмень, пшеница- не самые лучше продукты для детей с расстройством СДВГ . Им больше необходимы молочные продукты, мясо, рыба , — такие, которые не обладают экстрактивными свойствами.

Важно помнить, что детям с этим расстройством важен строгий режим дня. Например, готовиться ко сну нужно заранее, возможно, стоит начинать с 19.00, чтобы лечь спать в 21.00. Нужна последовательность в действиях как ребёнка, так и родителей. Спонтанность и хаос могут только навредить. Перевозбуждение следует свести к минимуму. Мультики, блокбастеры лучше заменить на теннис, футбол и свежий воздух.

Вообще, спорт для ребёнка с СДВГ очень важен , т.к. если он не будет «выплёскивать» свою энергию, то возникнет энерготоксикоз, который приводит к перевозбуждению. Лучше всего выбирать спорт, в котором требуется максимум концентрации внимания , например, хоккей, пин-понг. При этом важно найти занятие, которое будет по душе ребёнку.

Рекомендуется включить в график йогу для детей. Она поможет расслабиться , установить правильное дыхание и релаксировать. Этому важно ребёнка научить.

Занятия с нейропсихологом также показаны, как правило, в них входят: растяжки, дыхательные упражнения , глазодвигательные упражнения, функциональные упражнения, коммуникативные упражнения, визуализация, релаксация, массаж. Функциональные упражнения состоят из развития внимания, произвольности и
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Дома можно самостоятельно выполнять нейроупражнения, по-другому они называются ассиметричные упражнения для развития мозга . Они полезны и для взрослых. Например, упражнение «кулак-ребро-ладонь». Сначала показываете ребёнку, потом он повторяет. Ставите на стол кулак, затем из кулака ставите руку в положение ребро, а затем в ладонь. Необходимо следить затем, чтобы пальцы были плотно прижаты друг к другу. Делаете в прямом и обратном порядке. Для обучения сначала делаете медленно, а затем, когда начинает получаться – ускоряете темп.

Следующее упражнение: левую руку и правую ногу поднимаете вверх, параллельно правую руку и левую ногу опускаете вниз. Важно не запутаться.

Как вариант, для растяжки дома можно предложить представить ребёнку, что он медуза и, сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе.

Для релаксации можно погасить свет, включить ночник и классическую музыку, и минуты три-четыре просто полежать молча, при условии, что никто не встаёт и не шевелится. Сначала это будет сложно, ребёнка нужно контролировать и возвращать в исходное состояние, но со временем он научится себя контролировать и получать расслабление. Такое упражнение можно делать перед сном, когда все дела уже выполнены и не нужно ни на что отвлекаться.

Дыхательные упражнения дома можно выполнять с помощью свечек. Родитель зажигает, ребёнок задувает. Также можно ртом надувать шарики.

Рекомендую к покупке домой нейропсихологическу игру «Попробуй, повтори» и беглое чтение «Читай-хватай». В поддержку родителям также советую зарегистрироваться на СДВГ-форумах и общаться с семьями, которые уже столкнулись с проблемой обучения при СДВГ.

И для того, чтобы не «утонуть» в этом диагнозе, почитать книгу Ирины Лукьяновой «Экстремальное материнство». Это чёткое практическое руководство о том, как себя вести в разных ситуациях, как помогать ребёнку в школе и т.д.

В завершение хотелось бы привести цитату В.Шекспира: «Лекарства наши часто в нас самих лежат…». Наберитесь терпения, путь обучения ребёнка с СДВГ будет нелёгким. Но при здравом смысле родителей и понимании учителей вы приведёте своего ребёнка к успеху! Здоровья вам и вашим детям!

Спасибо за уделённое время. Будем рады вашим вопросам и комментариям.

Окончила Тверской Технический Государственный Университет по направлению «Организационная психология», а также магистратуру по направлению «Психология». В настоящее время обучается по направлению «Клиническая психология». Практикующий психолог. С 2015 года ведёт практику с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Работала в психоневрологическом санатории, имеет опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, задержкой психического развития, задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, ДЦП, минимальной мозговой дисфункцией, расстройствами акустического спектра. Регулярно повышает свой профессиональный опыт на курсах повышения квалификации.

Множество родителей и учителей задают такой вопрос. Рассказываем, как взаимодействовать с учениками, у которых синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Вы можете быть в легком или в тяжелом замешательстве, если сталкиваетесь с такими детьми в первый раз. Они носятся по классу, отвечают без поднятой руки, не могут усидеть на одном месте и мешают другим и самим себе. Так? Отчасти. Но, если вы читаете эту статью, значит, вы настоящий профессионал и беспокоитесь за своих учеников. А наше дело – постараться вам помочь.

Для начала давайте попробуем разобраться: правильно ли мы понимаем явления СДВ (синдром дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Оля Каширина. Постоянно говорит, причем говорит без умолку, на уроках и на перемене, по теме и не по теме. На месте ей не сидится, она постоянно ерзает, грызет ногти или ручку.
Вася Загорецкий. Тихоня со среднего ряда. Витает в облаках, полностью отрешен от происходящего, на вопросы учителя отвечает невпопад, а иногда спонтанно выдает что-то далекое от темы обсуждения.

Кто из них страдает указанными синдромами? Конечно, кажется, что Оля. Но на самом деле и Вася тоже.

Основные показатели

Импульсивность . Внезапные ответы, резкие движения, таких детей даже называют «себе на уме».
Невнимательность . Рассеянность, витание в облаках, постоянное отвлечение от темы занятия и большие проблемы с концентрацией.
Гиперактивност ь . Тема нашего обсуждения. Шило вместо внутреннего стержня, уж простите нам эту шутку.

Эти три показателя могут комбинироваться, и в итоге мы получаем детей не только «реактивных», но и просто невнимательных, порой даже немного заторможенных, которые тем не менее все равно попадают в категорию СДВГ.
Возможно, ребенок с гиперактивностью может показаться настоящей проблемой для учителя. Дерганый, мешающий другим отвечать, а иногда, наоборот, подавленный. Зато такой ребенок всегда «в теме», не правда ли? Он легко привлекается к обсуждению, тянет руку и проявляет интерес к нестандартным форматам.
Но самой распространенной комбинацией, одновременно приносящей самый разнообразный набор впечатлений как родителям, так и учителям, являются дети и импульсивные, и невнимательные, и гиперактивные. «О, такого ребенка я знаю!» – сейчас воскликнули читающие нашу статью. Все мы знаем таких детей. Именно у таких учеников бывают «периоды» поведения, приливы и отливы.

И хотя в этой статье мы собирались говорить только о детях гиперактивных, обойтись без комментариев относительно «мечтателей» с СДВ/СДВГ нельзя.

Ученик-невидимка

Таких вы тоже знаете. В каждом классе есть свой тихоня, тихий мечтатель у окна или девочка, рисующая что-то на полях тетради. Увы, те дети, чье СДВГ скорее «невнимательное» (второй показатель из нашего списка), становятся невидимками. Будто бы Гарри Поттер дал им на время свою мантию. Признаков буйного поведения они не проявляют, так что учителя относятся к ним спокойно или даже никак. Что в результате? А в результате ребенок замыкается и «отсутствует».
Родители ругают его за плохие оценки, учителя за невнимательность, сверстники дразнят, наклеивая ярлык «не от мира сего». Но что, если виноват не ребенок?

Нужно отметить, что скучные или однотипные задания и приводят к переходу таких детей из состояния «вкл.» в состояние «выкл.». И дело не в «отсутствии», рассеянности или невнимательности, ведь вы сами знаете: такие ребята включаются, когда у них есть любимое занятие. Они способны концентрироваться на том, что им интересно. То есть учителю придется экспериментировать с методиками преподнесения информации и работать над включенностью большего процента класса (об этих методиках мы часто пишем в нашей группе в социальных сетях).

Таким детям для успешной адаптации может потребоваться помощь психолога или наставника, который «разговорит» ребенка и поможет найти себя. Подробнее об этом на осенней конференции по наставничеству GlobalMentori 2017 .

Поговорим о положительных сторонах

Ваши гиперактивные непоседы обладают некоторыми уникальными особенностями, попробуйте использовать их на занятиях.

1. Гибкое мышление
Да, эти мечтатели и фантазеры одновременно могут рассмотреть 3–4 варианта ответа или решения определенной задачи. В естественных науках предлагайте им больше «качественных задач», направленных на поиск причин явлений. На русском или литературе разрешайте использовать нетипичные формы ответа. Пусть сочинение будет в стихах, мы не на ЕГЭ. Заинтересуйте их.
2. Личное мнение
Да, когда мы спрашиваем на уроке истории о дате крещения Руси, нам хочется услышать в ответ четкий год. Но, если вопрос предполагает многовариантность, спросите гиперактивного ребенка. Причин революции 1917 года было точно больше 5. Я, как историк, могу назвать 15. Вдруг ваш ученик найдет еще больше?
3. Комментарии
Да, своими комментариями, неуместными шутками или жестами такие дети могут сбивать общий серьезный настрой. Зато это ваш способ получить желаемое вовлечение. Класс молчит? Спросите вашего гиперактивного мечтателя. Красноречие пламенного ребенка точно пробудит спящий класс.

И да, дорогие коллеги, такие дети держат нас, педагогов, в тонусе. Одинаковое задание такие дети ни за что не будут делать дважды.

Советы по работе с детьми с гиперактивностью, СДВ и СДВГ

    Если речь идет о поставленном медицинском диагнозе, пожалуйста, не полагайтесь только на эту статью, вам понадобится учебный план и школьный психолог.

    Оставайтесь в диалоге с родителями или начните его. Обязательно! Они будут вам только благодарны за простое человеческое отношение. Иногда родители могут предложить методики, которые можно смело взять в работу.

    Не пытайтесь изменить ребенка, да, вы можете его воспитать, но не надо корректировать его личность.

    Спрашивайте у самих детей, что им нравится. Берите информацию у первоисточника, он точно знает, КАК ему нравится учиться.

    Поговорите с классом. И тихоне, и вынужденному выскочке может быть сложно адаптироваться в среде «нормальных» детей, и вам лучше ненавязчиво проконтролировать ситуацию, чтобы в дальнейшем избежать травли.

    Чтобы вернуть к работе ребенка с гиперактивностью, используйте не повышенный тон, а личное обращение и контакт глаз.

    Учащимся с СДВГ может быть сложно систематизировать информацию и концентрироваться на чем-то. Им нужна система. Используйте инфографику (найдете ее в нашем ), пошаговые инструкции, советы – как учебные, так и жизненные.

    Любые требования к ребенку преподносите по-разному. Напишите на доске, проговорите, положите на стол распечатанное задание. Для младших классов очень хороши карточки с заданиями и опорные картинки.

    Постарайтесь не выпускать ребенка с СДВГ из поля зрения. Тихони часто садятся на задние парты, равно как и излишне активные ребята. Лучше посадите их поближе к своему столу. Если речь идет о младших школьниках – дайте ребенку лист или блокнот, обычные каракули помогут ему сосредоточиться. И заведите игрушки для снятия стресса. Обычный кубик или мягкий мячик с манкой, который можно теребить, очень поможет успокоить «беспокойные ручки».

    Ваша главная задача как учителя – добиться того, чтобы ребенок осмыслил полученный материал. А осмысливать можно всегда по-разному, так что используйте различные методы фиксации информации. Стикеры, доски с карточками, цветные карандаши, маркеры, ручка и бумага, заполнение таблиц – в ход может пойти все, пробуйте.

    Разбивайте любую задачу на части. Лучше меньше и постепенно. И не забывайте повторять задание, еще и еще раз.

    Не забывайте про игровой формат. Да, «мы в школе, а не в цирке», но здоровый юмор и качественное вовлечение в образовательный процесс еще никому не мешали.

    Детям с дефицитом внимания, как это может быть ясно уже из самого названия, нужна от вас обратная связь. Комментируйте их работу и хвалите, только тогда они будут лучше стараться. Им важно не только понимать требования, но и получить оценку их результата. При правильной похвале в самом ребенке можно сформировать мотивацию, которая поможет ему держать себя в руках.

Кунц Ирина Васильевна
педагог - психолог
МКОУ Крутологовская СОШ
Коченевского района
Новосибирской области

Гиперактивный ребенок в школе


Проработав педагогом-психологом одиннадцать лет, могу точно сказать, что в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.
Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертиться на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.
Некоторые педагоги, не владея достаточным уровнем знаний детской психологии, разводят руками и начинают искать причины в плохом воспитании ребенка родителями, в неправильной организации урока («Ну что я делаю не так?») и в других внешних факторах.
В таких случаях, если ребенок гиперактивно ведет себя на всех уроках без исключения и дома тоже не ангел, то школьный психолог может предположить, подчеркиваю, предположить, а не поставить диагноз , что у ребенка наблюдаются признаки гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания. Школьный психолог, а если такового нет в образовательном учреждении, то сам педагог должен обязательно провести беседу с родителями и порекомендовать посещение психиатра или невролога, которые профессионально могут обследовать ребенка и поставить диагноз.
Каковы же причины СДВГ - синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Точные причины возникновения у детей СДВГ пока не выявлены. Но повлиять могут такие факторы: инфекционные болезни перенесенные будущей матерью, действие алкоголя, лекарств, наркотиков, курение в этот период, угроза прерывания, несовместимость по резус-фактору, хронические заболевания матери, нарушения при родах, отравление наркозом, кесарево сечение, опасные заболевания младенцев, сопровождающиеся высокой температурой. Также может сказаться и генетический фактор.
Педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как этого требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Постоянные окрики, замечания, угрозы, наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источником новых конфликтов.
Итак, признаки гиперактивности обнаружены, беседа с родителями проведена, специалистами ребенку поставлен диагноз (не ранее чем в 6-7 лет), что делать дальше? Изолировать такого ребенка и вести спокойно урок мы не можем, да и ребенок не избавится таким образом от своего недуга.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача. Результат сотрудничества зависит от слаженной работы педагога-психолога (индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, беседы с родителями и учителем), учителя и родителей.
Рекомендации для учителей :
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.
1. Оптимальный выбор места за партой - в центре класса напротив доски. Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю.
2. Хладнокровие учителя - основа успеха. Взрослый должен в любой ситуации сохранять спокойствие.
3. До минимума ограничивать отвлекающие факторы.
4. Учебные занятия строить по чётко распланированному стереотипному распорядку, вводить ритуалы.
5. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка и поощрять за его хорошее поведение. Хвалить сразу же. Поощрять чаще, например, каждые 15 - 20 минут, выдавать жетоны за хорошее поведение, которые можно обменять на «награды», право идти в первой паре, дежурить и т.д. наказывать следует очень осторожно, и проявлять при этом последовательность.
6. Не загружать скучной работой. Больше динамики!
7. Давать короткие, конкретные и понятные инструкции, не более 10 слов. Использовать работу по пооперационным картам.
8. Использовать индивидуальный режим работы для этих учащихся: уменьшить рабочую нагрузку, вводить частые перерывы в работе; предусматривать возможность для двигательной «разрядки» (физкультминутки, психогимнастика); работать с ними активно, вызывать к доске в начале урока (дня).
9. Основная задача учителя - научить ребёнка работать по речевой инструкции, последовательно выполнять определённые действия, контролировать и оценивать их выполнение.
10. Не требовать одновременно аккуратности, внимательности и усидчивости. Это не под силу гиперактивному ребёнку.
11. Перед выполнением работы провести беседу с ребёнком, обговорить правила, заключив с ним своеобразный «договор» о тех или иных действиях.
12. Избегать сравнений ребёнка с послушными и спокойными сверстниками. Это унижает его и снижает самооценку.
13. В коллективную деятельность включать поэтапно: начать с индивидуальной работы, затем в малых группах и после этого перейти к коллективным видам деятельности.
14. Задания, предъявляемые на уроке писать на доске.
15. Обучать саморегуляции своего поведения, двигательной активности, приёмам избавления от мускульного напряжения.
16. Учитель и родитель могут обмениваться карточками, в которых записываются даже незначительные достижения. Это повышает уверенность и самооценку ребёнка.
17. Использовать на уроке элементы игры, соревнования.
18. Большие задания разбивать на последовательные части, контролируя выполнение каждой из них.
19. Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний.
20. Помнить, что с ребёнком необходимо договориться, а не стараться сломить его!
21. Объяснять родителям и окружающим, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
22. Использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживание). Помнить, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения.
23. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические программы, игры и упражнения.
Рекомендации для родителей:
При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:
- проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- с другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
4. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
5. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
6. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
7. Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности.
8. Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.
В заключение хочется сказать - все дети разные, но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.

Источники:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми», Москва, 2000
  2. Коррекционная работа с гиперактивными детьми - http://festival.1september.ru/articles/617601/
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности -

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) нередко называют болезнью современных детей. И хотя он диагностируется у 6% детского населения в популяции независимо от региона, любой учитель начальных классов по личным ощущениям может вам сказать, что таких детей у него куда больше.

Как понять, что у ребенка СДВГ и как с этим жить, чем ему могут помочь родители, и о какой помощи стоит попросить школьного учителя, в начале учебного года корреспондент Sputik Светлана Лицкевич поговорила с врачом-психотерапевтом, кандидатом медицинских наук, доцентом Татьяной Емельянцевой.

Что такое СДВГ?

Такие дети знакомы всем - расторможенные, импульсивные, дезорганизованные, не способные подолгу сосредотачиваться на одном деле. Они могут прыгать на месте, махать руками как птицы, быстро забывают произошедшее и не могут рассказать, что происходило сегодня в школе. Их поведение несдержанное, порой вовсе неуместное, а тетрадки полны исправлений, иногда они и вовсе могут оставаться пустыми, предложения недописанными. Как правило, при достаточно высоком интеллекте, дети с СДВГ учатся значительно хуже своих возможностей, высидеть до конца урок - для них невыносимая пытка. Как помочь такому ребенку адаптироваться в школе, а школе - быть лояльной к ребенку?

Время работает на ребенка

Так получилось, что тему приложения сил в науке врачу-психотерапевту Татьяне Емельянцевой подсказала сама жизнь. Изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ей пришлось заняться, потому что у сына появились характерные признаки этого недуга. Она не скрывает этот факт, ровно, как и то, что все поправимо - просто такие дети требуют большого родительского труда. И чаще всего с возрастом перерастают большинство своих трудностей.

Чаще всего СДВГ становится проблемой, когда ребенок идет в школу. Когда выявляется его неспособность прилежно учиться - такие дети расторможенные, рассеянные, катастрофически неорганизованные. В детском саду это может проходить практически незамеченным, если повезло с педагогом.

Если такой ребенок попадает в поле зрения врача-психотерапевта до школы, чаще всего врачи просят отдавать ребенка с СДВГ в школу попозже?

Да, здесь время работает на ребенка. Его нервная система созревает, и чем позже он пойдет в школу, тем лучше будут результаты. Год для ребенка - это очень много. Пускай такой ребенок будет в своем классе переростком, но это пойдет на пользу и ему и учителю, который будет с ним работать.

Многих волнует вопрос - надо ли говорить учителю про СДВГ?

Безусловно, это надо сделать. Ведь учитель должен стать вашим союзником. И только вместе вы сможете выйти на хорошие результаты. Но, возможно, лучше это делать постепенно, по мере поступления симптомов, - многих учителей этот диагноз пугает. Большое счастье, если вам удастся найти педагога, знакомого с СДВГ, прежде успешно работавшего с такими детьми, или столкнувшегося с подобным в собственной семье.

К психотерапевту чаще всего обращаются когда ребенок идет в школу и всем становится очевидно его "неудобное поведение"

Не стоит сразу становится в позу - будто учитель вам что-то должен. Вам нужно учиться находить общий язык. Но в большинстве своем школа с этим знакома. Я, например, когда пыталась объяснить учительнице сына про то, что у нас «особенности», она мне невозмутимо сказала: «особенности есть у всех, это же дети».

Считается, что раньше такого диагноза не существовало, это особенность современных детей, которая проявляется у них все чаще. Это верно?

Нет, конечно. СДВГ - не новый диагноз. Он детально описан еще у Марка Твена . Том Сойер - типичный гиперактивный ребенок. Когда-то СДВГ называли гипердинамическим синдромом. Потому что эта непоседливость, непослушность были очевидны для окружающих. Это клинический феномен расстройства развития нервной системы. К ним, кстати, сейчас относят не только СДВГ, но и аутизм. И все чаще эти диагнозы могут сочетаться, особенно с синдромом Аспергера (одно из расстройств аутистического спектра). Существует, конечно, такая точка зрения, что детям с СДВГ повезло больше - у них менее выраженная слабость развития нервной системы, чем у детей с симптомами аутизма.

Чаще всего СДВГ - диагноз мальчишек. У девочек он встречается в 3-4 раза реже.

Когда родителям надо начинать беспокоится?

Обычно СДВГ начинают «искать» после 4 лет. Признаки могут быть самыми различными, иногда совсем нетипичными. Но некоторые характерные черты узнаваемы. У 30% процентов таких детей бывают проблемы с речевым развитием. Практически для всех характерно капризное протестное поведение. Они скандалят в супермаркетах не потому, что избалованы - они крайне нетерпеливы и не могут контролировать свои эмоции. У них рано, еще в дошкольном возрасте, начинают провялятся различные тики - признак слабости нервной системы. У многих обостренная сенсорная чувствительность. Некоторые могут впадать в истерику от звука пылесоса, «жмет - трет» - это тоже про них. Ко мне обратилась одна семья, в которой девочка приходила в первом классе из школы и раздевалась донага - ей все мешало. Они придирчивы к текстуре одежды, текстуре пищи. Пища с комочками для такого ребенка может стать 100% условиям, чтобы вообще не есть. У них могут долго сохраняться энурезы, энкопрезы (каломазание). Может неправильно формироваться акт дефекации - пока был в памперсах - проблем не было, а на горшок - не получается, протест. Зато почти сразу наложит в штаны, как только его оставят в покое. И иногда только по эти признакам обращаются к специалистам, других признаков проблемного поведения не заявляется. Если у ребенка есть подобные симптомы - это повод показать его врачу-психотерапевту.

Где родителям брать силы

Что делать, если такой диагноз выставили?

Не воспринимать это как конец света и готовиться к длительной работе. В Америке эти вопросы решаются просто - условием обучения ребенка с тяжелой формой СДВГ в приличной школе является назначение психостимуляторов. Высокая эффективность их доказана. Они повышают уровень дофамина, которых у детей с СДВГ не хватает.

У нас такой практики нет, просто нет возможности назначать психостимуляторы. Важно понимать, что это не антибиотик, который пропил и забыл, они не вылечивают, они помогают на время. Психостимуляторы надо пить годами. Химические нейромедиаторы включают мог, внимание - дают тот драйв, который помогает им довести начатое до конца. Уходит неудобное поведение. Дети начинают лучше учиться - потому что еще одна проблема таких детей - они учатся хуже свои возможностей. У них многое зависит от настроения, от работоспособности именно сегодня. Например, солнца сегодня больше - ребенок более адекватен, его мозги включаются лучше, он более собран. Но никто не думает о долгосрочной перспективе ребенка - что будет с ним дальше, сможет ли он без психостимуляторов, каким будет его поведение. По большому счету - это не решение проблемы, это ее откладывание.

Я занимаюсь СДВГ больше 10 лет, работаю и с детьми, и с родителями. За это время немало детей выросло - я удивлена тем, как со временем все меняется, как они выравниваются со сверстниками. Я, конечно, понимаю, что имею дело с мотивиров

анными родителями. Дети с СДВГ при нормальном внимании и заботе могут вырасти достаточно успешными. Да, - с маленькими нюансами. Зато из них получаются хорошие художники, архитекторы, врачи, режиссеры - они видят мир по-другому, видят образами, у них развито чувство сопереживания, они больше живут сердцем.

Вы говорите, что родители должны быть готовы работать с ребенком. Все мы вроде как детей воспитываем, учим шаг за шагом и т.д. Для детей с СДВГ что-то должно быть по-другому?

Нужно быть готовыми бесконечно проходить все заново. Если у родителей нет этого настроя марафонца, результатов может не быть. Недавно у меня была семья, они живут в Америке, сюда приехали к бабушке. У мамы там второй брак, есть маленький ребенок. Она неспокойная, неровная, - вижу, что у нее нет сил на старшего ребенка, у которого СДВГ. Маме нужен конкретный ответ: как сделать так, чтобы ребенок слушался, чтобы учился хорошо, чтобы понимал, что маме тяжело. По итогу беседы пришлось сказать бабушке, что нет вариантов, кроме психостимуляторов там у них, в Америке. Просто потому, что я вижу, что у мамы нет сил помогать. Мальчик очень непростой, ему 10 лет и он уже понимает, что с ним что-то не так. Знает, что предстоит прием лекарства. Спрашивает: «правда, что я не смогу так радоваться, как раньше, например, когда мой друг забивает гол?». Мне пришлось ему объяснять, что это только на время, чтобы изменилось отношение к нему. Это, на мой взгляд, высвечивает проблему отношения самих детей к назначению психостимуляторов, как несвободу.

Татьяна Емеьянцева не скрывает, что вплотную заняться изучением СДВГ ей пришлось в том числе и по личным мотивам

Хотя бывает и другое - я провожу много лет групповые занятия для родителей. У меня был один папа, который ходил ко мне год от года. Слушал приблизительно одно и то же по несколько раз. Когда я спросила - зачем, он сказал: «я хожу сюда за тем, чтобы у меня появились силы и дальше помогать своему ребенку». На групповых занятиях не только знания - но и эмоциональная поддержка, когда есть чей-то более удачный опыт взаимодействия со школой, например.

Достучитесь до него - в буквальном смысле

Если вернуться к школе - чего можно ждать от учителя, на какую помощь рассчитывать?

Ребенку с СДВГ трудно адаптироваться в социуме, а его поведение часто бывает неуместным. Они неудобны, такие дети. Для родителей, для учителей. У них немало проблем с вербальной оперативной памятью. Так называемая внутренняя речь - умение проговаривать мысли «про себя» формируется у ребенка в норме к 7 годам, а у этих детей она может сильно запаздывать. Нередко бывает - задача решена, но объяснить последовательность действий он не может. Как компьютер без принтера. Но зато они отлично справляются с тестовыми заданиями, здесь они могут показывать хорошие результаты.

Одна из самых распространенных родительских и учительских жалоб: «он меня не слышит».

Для того чтобы он вас услышал, подойдите к нему, дотроньтесь, посмотрите ему в глаза - для них важен тактильный контакт, пускай он вслух проговорит вашу просьбу. Это способ усилить эффективность его памяти. А учитель, зная как тяжело такому ребенку высидеть целый урок, может отправить его сполоснуть тряпку для доски, или попросить раздать тетради, полить цветы. Их внимание необходимо переключать на двигательную активность, тогда он будет справляться. Если на контрольной такого ребенка посадить возле учительницы - он будет стараться куда больше. Учитель должен это учитывать. Но для этого родителям стоит сначала поговорить с ним об особенностях подхода к такому ученику. Своим пациентам я даю памятки для учителей, чтобы они знали, как успокоить, как переключить внимание гиперактивного ребенка. Информация доступна и в интернете. Не все ее ищут, к сожалению.

Важно понимать, что дети с СДВГ действительно устают больше других. При незрелости нервной системы и их подвижности они бегут впереди паровоза. Зачастую, когда устают, становятся просто неадекватными.

У нас с сыном была очень понимающая учительница, которая его отсаживала на диванчик, когда видела, что он укладывался на парту от того, что устал. Или разрешала сосать леденец, который включал внимание при выполнении контрольной работы.

Можно ли таким детям ходить в продленку?

Категорически не советую. В продленке его завод закончится. И начнется расторможенность, клоунское поведение. А дома все будет по-другому - он сменит обстановку, переключится, отдохнет и вскоре будет способен заняться выполнением домашних заданий.

Одна из теорий, объясняющих СДВГ - так называемая энергетическая, теория «слабой батарейки мозга». С двигателем машины все в порядке. Но бензина иногда не хватает. Для них важна эмоциональная подзарядка. Очень помогают «обнимашки-целовашки». Но многие родители силу тактильного контакта недооценивают.

Как их все-таки уговорить учиться?

Такого ребенка бесполезно ругать за плохие оценки - но если он получил хорошую, лучше поощрить его так, чтобы он запомнил это и захотел сделать еще раз. Наказание действует на них гораздо слабее, чем поощрение. Им быстро становится скучно, все надоедает. При дополнительной стимуляции эффективность всех людей повышается. И у этих детей - особенно. Они нуждаются в постоянном вознаграждении. Немедленно. Обещание - будешь хорошо учиться, через 2 месяца поедешь с классом на экскурсию - не для них. Их награда должна быть немедленной.

Люди на своей волне

Откуда берется такой диагноз и есть ли надежда, что со временем ребенок выровняется, перерастет его?

В 60-х годах прошлого века было объявлено, что СДВГ - черта характера, которая наследуется. Сейчас снова считается, что это расстройство развития мозга, обусловленное как наследственными факторами, так и внешними. В том числе и тем, как проходила беременность, роды, в каких условиях воспитывается ребенок. И если генетически ребенок был предрасположен к дефициту дофамина, но в родах случилась асфиксия - это может стать очевидной проблемой.

СДВГ встречается и у взрослых. И цифры называются разные - от 30 до 70% случаев детского диагноза СДВГ может переходить во взрослый возраст. Ко мне за консультациями все чаще обращаются молодые люди, которым уже за 30 лет - они предприимчивые, занимаются IT, вроде как все нормально. Но они понимают, что с ними что-то не так.

Какие жалобы бывают у взрослых?

Многие жалуются на проблемы внимания, работоспособности, выраженной астенизации, «депрессивности», не складываются отношения с близкими, с начальством. Одна молодая девушка выразила свою проблему так: «Я забыла все, чему меня учили…»

Так это специфика нашего образования - сдал и забыл… Это вам и без СДВГ сотни взрослых могут сказать.

Я не совсем об этом. Люди с СДВГ - на своей волне. Они легко переходят социальные границы, не всегда соблюдают социальные условности - могут напрямую сказать другим нелицеприятные вещи. Их нередко не любят окружающие, а они не могут понять почему. У них часто бывают перепады настроения, характерна амбивалентность, двойственность - когда они не могут понять, что им надо. Впрочем, они нередко бывают очень успешны. Есть сайт «великие с СДВГ», но приводить примеры я не буду - для врача это некорректно.

Из своего опыта могу сказать - детей с СДВГ за последние годы стало больше, как и детей с аутизмом. И это проблема не только здоровья женщины в перинатальном периоде. Это проблема общества, его информатизации. Просто проявляет эту проблему, прежде всего, ребенок.

Конечно, с такими детьми непросто - постоянно организовывать его досуг, смотреть, чтобы у него было хорошее настроение, разруливать проблемы, держать руку на пульсе.

Но вы в любом случае должны верить в своего ребенка. При этом понимая, что вы можете сделать только то, что можете сделать. Но не сделать этого просто нельзя.

Статья.

Гиперактивный ребенок в школе: Проблемы и решения.

На сегодняшний день самой распространенной формой нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ проявляется непосредственно рассеянием внимания, двигательной активностью (гиперактивностью) и четкостью поведения. Гиперактивность у детей характеризуется тем, что дети чрезвычайно подвижны. После поступления детей в школу проблема гиперактивности увеличивается. Их поведение не соответствует их возрасту, поэтому в школе они не могут достичь каких-либо результатов в обучении. Но при этом множество таких детей имеют высокий уровень интеллектуального развития. Навыки чтения или письма намного ниже чем у обычных детей. Письменные работы содержат в себе множество ошибок, которые характерны именно при невнимательности ребенка. У таких детей также переодически возникают обострения во взаимоотношениях со своими сверстниками, с педагогами, а также с членами семьи. Так как для всех проявлений синдрома типичны колебания во времени и ситуациях, поведение ребенка не предсказуемо.

Гиперактивность представляет собой некую болезнь, которая передается отчасти генетическим путем (по наследству), такие данные были представлены в нескольких исследованиях. Семейные опросы также придерживаются этой гипотезы.

Отечественные исследователи в свою очередь провели свои расследования, в которых пришли к такому выводу: заболевание развивается в результате изменения структуры Х-хромосомы. Исследования, проводимые много лет назад, и сегодня утверждают лишь одно, на развитие болезни непосредственное влияние оказывают гены.

Впервые описал синдромы гиперактивного ребенка, который ни минуты не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хаффман.

М.М. Чистякова в книге «Психогимнастика» говорит, что для таких детей необходимы занятия психогимнастикой. Также он доказал, что уроки изобразительного и музыкального искусства – это средства, которые помогают наладить контакт с детьми, имеющими такие нарушения.

А.Д.Столяренко в книге «Детская психодиагностика и профориентация» в разделе «Гиперактивность» рассуждает о том, что в основе синдрома СДВГ лежат незначительные, но все же поражения участков головного мозга, возникшие в результате осложнений во время беременности и родов, истощающие организм заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические, психические травмы.

Но отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. В 1972 году известный педиатр Ю.Ф. Домбровская выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют значительно больше всего проблем родителям и педагогам. Говоря о детях с этим нарушением, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М. Трошин, А.М. Радаев, Ю.С. Шевченко, Л.А. Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Сегодня это заболевание начинает принимать огромные масштабы во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует огромное число публикаций как в газетах, так и в книгах, журналах по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-2000, а в 19977-1980 гг. – 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг .

Цель статьи - изучить особенности внешнего и внутреннего развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

«Активный» - от латинского « aktivus » (деятельный, дейтсвенный). «Гипер» - от греческого « hyper »- над, сверху – указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется на ранних этапах, не соответствует возрасту, развитию у ребенка невнимательности, характеризуется отвлекаемостью, импульсивностью [ 11,с.20 ] .

Гиперактивность- комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности .

Причины гиперактивности у детей в младшем школьном возрасте:

Гены – гиперактивность больше присуща мальчикам, причем преимущественно большинство таких детей имеют светлые волосы и голубые глаза;

Здоровье генетических родителей – зачастую гиперактивные дети рождаются у матерей с аллергичными заболеваниями (астмой, экземой;

Отсутствие либо дефицит жирных кислот и питательных элементов (особенно Zn ? Mg , витамина B -12) симптомами при этом являются постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы;

Неправильное питание- в рационе ребенка преобладают сладкие продукты (шоколад, сахар и т.д.), молочные продукты, белый хлеб, помидоры, апельсины, яйца:

Неправильное воспитание- вседозволенность, нестабильность в поведении взрослых (наказание и поощрение со стороны родителей за один и тот же поступок) .

Родителям стоит помнить, что лучше их их ребенка никто не знает: ни врачи, ни учителя, ни знакомые. Ведь только родители могут оценить «нормальность» своего ребенка. Ну, а оценивая, также стоит не забывать, каждый ребенок индивидуален и имеет право быть личностью, не похожей на других.

Гиперактивность у ребенка может проявляться еще в дошкольном возрасте. Дома таких детей зачастую сравнивают с их старшими братьями, сестрами, сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего, собственно говоря, и страдают дети. Они не хотят быть похожими на других и зачастую специально ведут себя так. Первые проявления неусидчивости можно пронаблюдать в возрасте до 7 лет. Обычно днем такой ребенок не спит даже будучи еще малышом, ночной же сон у него беспокойный. Такие дети постоянно привлекают внимание, находясь дома либо в общественных местах, потому что все время сто-то трогают, хватают, не слушают своих родителей .

Особенности работы с гиперактивными детьми.

Система предоставления школьного материала в учебном заведении представляет сбой прежде всего педагогический монолог, который требует от детей внимательного слушания и удовлетворительного поведения, тогда как гиперактивным детям нужны визуальные и тактильные опоры в получении информации. В первую очередь родителям и преподавателям следует запастись терпением. Также нужно обязательно соблюдать распорядок дня .

Итак, гипреактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают огромную потребность в движении, что противоречит школьному уставу.

Таким образом, можно сказать, что наши школы не совсем готовы к обучению гиперактивных детей. Сам гиперактивный ребенок не способен структурировать свое время, поэтому на первых этапах его обучения взрослые должны помочь ему с пользой распределять данное ему время, в домашние задания были выполнены. Можно даже в некоторых случая отдавать ответственность за их выполнение самому ребенку, но родители контролируют процесс сами .

Так же проблемой в обучении гиперактивных детей является отсутствие игровых площадок в школе. Ведь гипреактивным детям оно жизненно необходимо, так как позволяет снять с себя некое напряжение, полученное в результате получения новых знаний. А поскольку в школах этого пространства нет, дети его могут устроить там, где захотят.

Эта проблема не однобока, она требует огромного внимая, как родителей, так и врачей, как педагогов, так и психологов .

Правила работы с гиперактивными детьми:

Работать с ребенком в начале дня, а не вечером:

Уменьшить рабочую нагрузку ребенка;

Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки;

Быть драматичным, экспрессивным педагогом;

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;

Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым;

Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания);

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;

Давать короткие, четкие и конкретные инструкции;

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее;

Предоставлять ребенку возможность выбора;

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Выводы. Проанализирова литературу, можно сказать, что причин возникновения синлрома дефицита внимания и гипреактивности у ребенка может быть несколько: психофизиологическая незрелость, нарушения работы мозга, социально-психологически неблагоприятная семейная обстановка.

Также можно смело сказать, что гиперактивные дети не очень хорошо приспосабливаются к непривычной обстановке и новому коллективу. Гиперактивному ребенку нужно уделять больше внимания и давать возможность физической разрядки во время занятия, это, конечно, не говорит о том, что необходимо работать лишь с этим ребенком или вообще не обращать на него внимания, просто к таким детям нужно разработать индивидуальный план и индивидуальных подход: чаще спрашивать, просить что-то принести или подать учителю, помочь собрать работы, рисунки, раздать материалы для занятий, т.е. занять ребенка полезной общественной работой, и тогда он будет ощущать, что полезен, будет стремиться к идеалу. Это поможет ребенку с удовольствием высидеть все 35 минут занятия, не нарушая дисциплины. Внимательный преподаватель может предоставить множество таких приемов. Конечно, приведенные советы не заменят никогда консультации у невропатолога и психолога. Гиперактивному ребенку необходимо постоянное наблюдение у специалистов. Конечно же, главная роль в борьбе с таким отклонением отводится семье. Именно родители должны предпринимать меры по борьбе с гиперактивностью. Зачастую говорят, что даже обычные ссоры в семье могут повлиять на развитие СДВГ, поэтому родители должны стараться при детях сохранять в доме спокойную обстановку.

Также родителям и учителям стоит помнить, что данный диагноз не смертелен. С этим дети могут жить и ничего страшного в этом нет, если, конечно, родители уделяют внимание проблеме внимания. Для большинства детей повышенная активность – это абсолютно нормально, на то он и ребенок. Нужно только, чтобы в процессе этой активности ребенок серьезно не травмировался, т.е. нужно внимательно контролировать его занятия и параллельно обучать осторожности как в физических движениях, так и в словесных, а со временем и осмысленности в поступках.

Список использованной литературы:

    Безруких М.М. Ребенок-непоседа\ М.М.Безруких.-М.: Вентана-Граф,2001.

    Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок\И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова.-М.: Искусство психотерапии,2001.-289с.

    Воспитание здорового ребенка: пособ. Для практических работников детских дошкольных учреждений \ сост.: М.Д.Маханева.-М.,1997.-295с.

    Горпинич Ж.О. Гиперактивность детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] . Ж.О. Горпинич.

    Готов ли ваш ребенок к школе?: пособие для родителей\сост Л.А. Венгер, А.Л.Венгер.-М.,1994.-288с.

    Ефремова О.Н. О гипреактивных детях\ О.Н. Ефремова\\ Дошкольное воспитание.-2010.-№10.-33с.

    Ковикова Е.П. СДВГ у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс ].

    Макарова Н.В. СДВГ.\Н.В.Макарова\\Воспитательная работа в школе.-2010.-№6.-144с.

    Педагогический энцеклопедический словарь\сост.:Б.М.Бим-Бад.-М.:РАГС,2003.-126с.

    Психологический словарь\под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко.-М.: РАГС,2003.-627с.

    Шахова Н.С. Психологические особенности готовности к школьному обучению гиперактивных детей [Электронный ресурс]



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то