Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок: признаки, ошибки родителей и правила воспитания. Что делать с гиперактивным ребенком? Почему ребенок гиперактивный

Многих родителей интересует вопрос: чем отличается синдром гиперактивности от обычного развития ребенка. Все дети в раннем возрасте отличаются непостоянством, непоседливостью и повышенной активностью. Так, когда же следует бить тревогу?

Зачастую шумных, непоседливых, невнимательных, непослушных детей, свойственных определенному типу личности, не оправдано относят к категории гиперактивных. Но такой диагноз может поставить только специалист с последующим обязательным медикаментозным лечением и психологической коррекцией.

Как правило, первые симптомы гиперактивности, которые в большинстве случаев сочетается с дефицитом внимания, появляются в возрасте двух-трех лет. Но наибольшее количество обращений за помощью к специалистам происходит в 6-8 лет. Это связано с активной подготовкой детей к школе, где и проявляется весь симптомокомплекс гиперактивности и дефицита внимания.

Так что же это такое? Синдром дефицита внимания и гиперактивность , сокращенно СДВГ, представляет собой нарушение функций центральной нервной системы, проявляющееся в расстройстве концентрации внимания и повышенной двигательной активностью.

Виды СДВГ

На сегодняшний день выделяют:

  1. Гиперактивность без нарушения внимания;
  2. Нарушение внимания без гиперактивности;
  3. Гиперактивность с нарушением внимания.

Наиболее часто встречается последний вариант, когда у ребенка наблюдается сочетание двух предыдущих.

Как понять, что ребенок гиперактивный?

Для того чтобы разобраться является ли ребенок гиперактивным необходимо знать основные симптомы этого синдрома, которые проявляют не менее 6 месяцев подряд.

  1. Первые проявления СДВГ можно наблюдаются у новорожденного. Такие дети очень чувствительны к внешним раздражителям. Они пугаются яркого света, громких звуков, плохо спят, капризничают без явной причины.
  2. На первом году жизни движения малыша долго имеют хаотичный, неосмысленный характер. Ребенок кажется неуклюжим. Развитие речи опаздывает по сравнению со сверстниками.
  3. Затяжной кризис трех лет, адаптация ребенка в детском саду, что увеличивает физические и психологические нагрузки на организм ребенка, приводит к усилению проявления симптомокомплекса гиперактивности. Такие дети не могут выполнять точные просьбы воспитателя, удерживать внимание на одном предмете, долго сидеть на месте. Главная задача родителей и воспитателей в этот период вовремя заметить, распознать и помочь малышу справится с этим расстройством.
  4. Значительное ухудшение в поведении, невнимательности проявляется у ребенка при посещении подготовительных занятий перед школой. В этот период происходит наибольшее количество обращений к психологам за помощью и для коррекции. Дети в этот период быстро переутомляются. Их эмоциональное развитие запаздывает и проявляется в негативизме, упрямстве, вспыльчивости. Они сложно и долго выстраивают взаимоотношения с другими детьми. Часто конфликтуют. Самооценка занижена. Успеваемость низкая даже при высоких показателях интеллекта. Они часто допускают нелепые ошибки из-за невнимательности. Постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. Не могут усидеть на месте, ходят по классу. Не реагируют на замечания взрослого.
  5. После 7-8 лет синдром приобретает ярко выраженные симптомы. Успеваемость низкая. Невнимательность, неусидчивость, неспособность выслушать или прочитать до конца задание, не доведение начатых дел до завершения, забывчивость, отстраненность, сменяющаяся импульсивностью.

Почему возникает эта проблема?

Гиперактивность у ребенка проявляется в следствии незрелость коры головного мозга, что приводит к неспособности ребенка адекватно распознавать внешние сигналы. От этого ребенок становится беспокойным, невнимательным, раздражительным, суетливым. Причин возникновения СДВГ достаточно много, основные из них:

  • Наследственный фактор;
  • Осложнения во время беременности и родов, родовые травмы;
  • Ушибы, травмы головы, тяжелые заболевания в раннем детстве;
  • Социальный фактор.

Учеными доказано, что это расстройство может передаваться по наследству. Шансы расстройства внимания и гиперактивности возрастают в несколько раз, если в семье у кого-то из близких родственников в детстве наблюдалось это заболевание.

Неправильный образ жизни, несоблюдение диеты, злоупотребление алкоголем, курение, принятие сильных лекарственных средств, женщины, особенно на ранних сроках, во время беременности, когда идет основное формирование головного мозга ребенка. Осложненные роды, асфиксия у новорожденного, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение и родовые травмы в 60% от всех случаев вызывают в дальнейшем развитие дефицита внимания и гиперактивность у ребенка. Не меньшую роль играют травмы и ушибы головы, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве. А неблагополучная обстановка в семье негативно сказывается на развитии ребенка в целом и усугубляет ситуацию еще больше.

Способы и методы коррекции гиперактивности

Эффективным методом коррекции гиперактивности, в зависимости от выраженности симптомов, является самостоятельные занятия с ребенком либо профессиональная помощь психолога. Она направлена на выработку усидчивости , постепенно усложняя и продлевая время выполнения различных задач, развитие произвольного внимания посредством различных методик и тестов. Коррекция и развитие эмоций малыша.

Если диагноз СДВГ ставит невролог или психиатр, то ребенку назначается медикаментозное лечение, на основании длительного и тщательного обследования. Если у истоков этого расстройства стоят проблемы в работе головного мозга и его коры, то правильно подобранное лечение специалистами и выполнение всех рекомендаций могут полностью избавить ребенка от этого недуга.

Развитие ребенка напрямую зависит от родителей. И если от независящих причин у ребенка обнаружено расстройство внимания и поведения, то правильные и своевременные действия могут значительно помочь ребенку.

Организованный распорядок дня, дисциплина, распределение нагрузки на день, полноценный отдых, повышение самооценки, здоровое питание значительно улучшат работоспособность ребенка. Детям, страдающим СДВГ, необходимо уменьшение нагрузки на нервную систему посредством исключения длительного просмотра телевизора и компьютерных игр, ограждение от нервных потрясений.

Если не получается самостоятельно справиться с этим расстройством не следует бояться обращаться за помощью к специалистам, четкое и правильно выполнение их инструкций обеспечат быстрое выздоровление.

В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга.

Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

  • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

  • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

  • Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Когда проявляется

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

Норма или патология. Ложная гиперактивность

Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

Диагностика

Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
Диагностика включает в себя три этапа:

  1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка , об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
  2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
  3. Электроэнцефалограмма . Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

Признаки

Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

  1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью . Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
  2. Не может усидеть на месте , если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
  3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
  4. Не может тихо сидеть . Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
  5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
  6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками . Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
  7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
  8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции . Часто устраивает скандалы и истерики.
  9. Сон ребенка неспокойный , днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
  10. Быстро теряет интерес к занятиям , перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
  11. Ребенок рассеянный и невнимательный , не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

  • Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола . На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

  1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола – это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
  3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

Также различают простую форму заболевания и осложненную. При осложненной форме СДВГ к симптомам добавляются другие признаки: нервный тик, заикание, энурез, головные боли.

Лечение

К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

В странах Европы и в США для лечения СДВГ широко применяют психостимулирующие препараты. Они довольно эффективны, но имеют много побочных реакций. Основные из них – нарушения пищеварения, головные боли, бессонница, задержка роста. В России СДВГ лечат ноотропными препаратами, которые положительно влияют на функции мозга (Холитилин, Энцефабол, Кортексин).

Эти средства более эффективны при дефиците внимания.
При упоре на гипердинамический синдром применяют препараты, влияющие на тормозные реакции центральной нервной системы (Фентибут, Пантогам).

Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

Больше информации о лечении синдрома вы можете узнать из видео:

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Что делать родителям, воспитателям и учителям

Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви . Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

ажно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

  • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

  • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

  • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

  • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

Итак список мультфильмов:

  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Петя Пяточкин»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Непослушный котенок»
  • «Непоседа»

Многих родителей интересует вопрос: чем отличается синдром гиперактивности от обычного развития ребенка. Все дети в раннем возрасте отличаются непостоянством, непоседливостью и повышенной активностью. Так, когда же следует бить тревогу?

Зачастую шумных, непоседливых, невнимательных, непослушных детей, свойственных определенному типу личности, не оправдано относят к категории гиперактивных. Но такой диагноз может поставить только специалист с последующим обязательным медикаментозным лечением и психологической коррекцией.

Как правило, первые симптомы гиперактивности, которые в большинстве случаев сочетается с дефицитом внимания, появляются в возрасте двух-трех лет. Но наибольшее количество обращений за помощью к специалистам происходит в 6-8 лет. Это связано с активной подготовкой детей к школе, где и проявляется весь симптомокомплекс гиперактивности и дефицита внимания.

Так что же это такое? Синдром дефицита внимания и гиперактивность , сокращенно СДВГ, представляет собой нарушение функций центральной нервной системы, проявляющееся в расстройстве концентрации внимания и повышенной двигательной активностью.

Виды СДВГ

На сегодняшний день выделяют:

  1. Гиперактивность без нарушения внимания;
  2. Нарушение внимания без гиперактивности;
  3. Гиперактивность с нарушением внимания.

Наиболее часто встречается последний вариант, когда у ребенка наблюдается сочетание двух предыдущих.

Как понять, что ребенок гиперактивный?

Для того чтобы разобраться является ли ребенок гиперактивным необходимо знать основные симптомы этого синдрома, которые проявляют не менее 6 месяцев подряд.

  1. Первые проявления СДВГ можно наблюдаются у новорожденного. Такие дети очень чувствительны к внешним раздражителям. Они пугаются яркого света, громких звуков, плохо спят, капризничают без явной причины.
  2. На первом году жизни движения малыша долго имеют хаотичный, неосмысленный характер. Ребенок кажется неуклюжим. Развитие речи опаздывает по сравнению со сверстниками.
  3. Затяжной кризис трех лет, адаптация ребенка в детском саду, что увеличивает физические и психологические нагрузки на организм ребенка, приводит к усилению проявления симптомокомплекса гиперактивности. Такие дети не могут выполнять точные просьбы воспитателя, удерживать внимание на одном предмете, долго сидеть на месте. Главная задача родителей и воспитателей в этот период вовремя заметить, распознать и помочь малышу справится с этим расстройством.
  4. Значительное ухудшение в поведении, невнимательности проявляется у ребенка при посещении подготовительных занятий перед школой. В этот период происходит наибольшее количество обращений к психологам за помощью и для коррекции. Дети в этот период быстро переутомляются. Их эмоциональное развитие запаздывает и проявляется в негативизме, упрямстве, вспыльчивости. Они сложно и долго выстраивают взаимоотношения с другими детьми. Часто конфликтуют. Самооценка занижена. Успеваемость низкая даже при высоких показателях интеллекта. Они часто допускают нелепые ошибки из-за невнимательности. Постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. Не могут усидеть на месте, ходят по классу. Не реагируют на замечания взрослого.
  5. После 7-8 лет синдром приобретает ярко выраженные симптомы. Успеваемость низкая. Невнимательность, неусидчивость, неспособность выслушать или прочитать до конца задание, не доведение начатых дел до завершения, забывчивость, отстраненность, сменяющаяся импульсивностью.

Почему возникает эта проблема?

Гиперактивность у ребенка проявляется в следствии незрелость коры головного мозга, что приводит к неспособности ребенка адекватно распознавать внешние сигналы. От этого ребенок становится беспокойным, невнимательным, раздражительным, суетливым. Причин возникновения СДВГ достаточно много, основные из них:

  • Наследственный фактор;
  • Осложнения во время беременности и родов, родовые травмы;
  • Ушибы, травмы головы, тяжелые заболевания в раннем детстве;
  • Социальный фактор.

Учеными доказано, что это расстройство может передаваться по наследству. Шансы расстройства внимания и гиперактивности возрастают в несколько раз, если в семье у кого-то из близких родственников в детстве наблюдалось это заболевание.

Неправильный образ жизни, несоблюдение диеты, злоупотребление алкоголем, курение, принятие сильных лекарственных средств, женщины, особенно на ранних сроках, во время беременности, когда идет основное формирование головного мозга ребенка. Осложненные роды, асфиксия у новорожденного, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение и родовые травмы в 60% от всех случаев вызывают в дальнейшем развитие дефицита внимания и гиперактивность у ребенка. Не меньшую роль играют травмы и ушибы головы, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве. А неблагополучная обстановка в семье негативно сказывается на развитии ребенка в целом и усугубляет ситуацию еще больше.

Способы и методы коррекции гиперактивности

Эффективным методом коррекции гиперактивности, в зависимости от выраженности симптомов, является самостоятельные занятия с ребенком либо профессиональная помощь психолога. Она направлена на выработку усидчивости , постепенно усложняя и продлевая время выполнения различных задач, развитие произвольного внимания посредством различных методик и тестов. Коррекция и развитие эмоций малыша.

Если диагноз СДВГ ставит невролог или психиатр, то ребенку назначается медикаментозное лечение, на основании длительного и тщательного обследования. Если у истоков этого расстройства стоят проблемы в работе головного мозга и его коры, то правильно подобранное лечение специалистами и выполнение всех рекомендаций могут полностью избавить ребенка от этого недуга.

Развитие ребенка напрямую зависит от родителей. И если от независящих причин у ребенка обнаружено расстройство внимания и поведения, то правильные и своевременные действия могут значительно помочь ребенку.

Организованный распорядок дня, дисциплина, распределение нагрузки на день, полноценный отдых, повышение самооценки, здоровое питание значительно улучшат работоспособность ребенка. Детям, страдающим СДВГ, необходимо уменьшение нагрузки на нервную систему посредством исключения длительного просмотра телевизора и компьютерных игр, ограждение от нервных потрясений.

Если не получается самостоятельно справиться с этим расстройством не следует бояться обращаться за помощью к специалистам, четкое и правильно выполнение их инструкций обеспечат быстрое выздоровление.

Что означает СДВГ?

В наше время многие родители, приходя к неврологу, или просто на слуху сталкиваются с таким понятием как «гиперактивный» ребенок или ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью – СДВГ. Давайте разберемся, что он означает. Слово «гипер» – с греческого означает на превышение нормы. А слово «активный» в переводе с латинского – деятельный, действенный. Все вместе – активный выше нормы.

Психологическая характеристика гиперактивных детей

Гиперактивные дети очень непоседливые, они все время бегают, прыгают, проявляют активность. Иногда всем кажется, что к ним прикрепили мотор, который бесконечно работает. Они подолгу могут активно двигаться, даже если от них этого не требуют окружающие.

Во время игр и занятий дети не могут усидеть на месте и не в состоянии контролировать свои руки и ноги. Так, в 2 – 3 года, когда малыш очень подвижен, он часто закатывает истерики , капризничает, бегает и быстро перевозбуждается, устает. На этом фоне могут возникать различные заболевания, нарушение сна.

В 3- 4 года добавляется расстройство координации движений, и родители настолько устают от такого поведения, что начинают бить тревогу и обращаются к специалистам. Доказано специалистами, что максимальное количество проявлений симптомов СДВГ наблюдается в период криза ребенка – в 3 года и в 6-7 лет. Такой портрет гипреактивного ребенка действительно вызывает у родителей много проблем и трудностей в воспитании.

Родители не должны вешать своему ребенку просто так ярлык «СДВГ», это могут сделать лишь только специалист – невролог, а психолог поможет на занятиях скорректировать это поведение. Разберемся более подробно, какие признаки в поведение могут возникать у детей с таким синдромом.

Дефицит внимания и гиперактивность

Признаки проявления этого диагноза зависит от сочетания трех основных проявлений:

  1. Дефицит внимания (невнимательность) . Малыш непоследователен в своих поступках. Он отвлекается, не слышит обращенную к нему речь, не соблюдает правила и не организован. Часто забывает свои вещи и избегает скучных требующих умственных усилий действий.
  2. Двигательная расторможенность (гиперактивность). Такие дети не могут подолгу сидеть на одном месте. У взрослого создается впечатление, что у ребенка внутри пружинка или заведенный мотор. Постоянно ерзают, бегают, плохо спят и много говорят.
  3. Импульсивность . Ребенок нетерпеливый, может вскрикивать с места, вмешиваться в разговор других, не способен дожидаться своей очереди, иногда агрессивен. Слабо контролирует свое поведение.

Если в возрасте до 6-7 лет у ребенка проявляется все выше перечисленные признаки, то можно будет предположить диагноз СДВГ.

Разбираемся в причинах

Для каждого родителя важно знать и понимать, откуда у ребенка появились такие симптомы и почему. Попробуем все это разъяснить. Мозг ребенка при рождении по некоторым причинам получил слабые повреждения. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, и поэтому после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.

Параллельно этому идет возрастное развития ребенка, ведь он учится сидеть, ходить, говорить. Поэтому уже с самого начала нервная система гиперактивного ребенка работа­ет с двойной нагрузкой. И при возникновении любой стрессовой ситуации, дли­тельного напряжения (например, адаптация в садике или в школе) у ребенка возникает ухудшение невро­логического состояния, появляются симптомы гиперактиавности.

Повреждения в головном мозге

  • Пренатальная патология;
  • Инфекционные заболевания;
  • Токсикозы;
  • Обострение хронических заболеваний у матери;
  • Попытки прервать беременность;
  • Иммунная несовместимость по резус-фактору;
  • Принятие алкоголя и курения.

Осложнения при родах:

  • Неправильное положение плода;
  • Стимуляция родовой деятельности;
  • Асфиксия;
  • Внутреннее кровоизлияние;
  • Преждевременные или затянувшиеся роды.

О том, как влияет родовая травма на последующую гиперактивность малыша, смотрите в видео:

Генетические причины

Исследование показывает, что расстройство внимания склонно распространяться по семейной линии. У детей с СДВГ обычно есть, по крайней мере, один близкий родственник, который тоже страдает СДВГ. Одной из причин гиперактивности является врожденный высокий уровень возбудимости нервной системы, который ребенок получает от матери, находящейся в возбужденном, стрессовом состоянии на момент зачатия, и в процессе прохождения самой беременности.

Психосоциальные причины

Это одни из самых важных причин проявления гиперактивности. Чаще всего родители, пришедшие к нам на консультацию и не подозревают, что причины такого поведения их детей кроется в семье:

  • Недостаток материнской ласки и человеческого общения;
  • Отсутствие теплого контакта с близкими людьми;
  • Педагогическая запущенность, когда родители совсем не уделяют внимание ребенку;
  • Неполная семья или много детей в семье;
  • Психическая напряженность в семье: постоянные ссоры и конфликты между родителями, избыток эмоций и действий, связанных с проявлениями власти и контролем, недостаток эмоций и действий, связанных с любовью, заботой, пониманием;
  • Жестокое обращение с ребенком;
  • Различные подходы к воспитанию ребенка в семье со стороны разных воспитывающих фигур;
  • Аморальный образ жизни родителей: родители страдают алкоголизмом, наркоманией, совершают правонарушения.

Положительные моменты

Но такие дети имеют не только недостатки в поведении, но и много положительных качеств. Это безудержные фантазеры и выдумщики, у них всегда готов неординарный ответ на любой вопрос, который вы зададите.

Став взрослыми, они превращаются в различных шоуменов, актеров, пополняют ряды креативно мыслящих людей. Любят мечтать, и замечают в окружающем мире, то, что не увидели вы.

Их энергия, гибкость и стремление к успеху привлекают к своей персоне людей, ведь они замечательные собеседники. В играх и различных группах они всегда на веду, лидеры с рождения. С ними точно не соскучишься.

Занятия и игры по коррекции гиперактивности

У дошкольников

Наиболее полная схема психологической коррекции при помощи игр и упражнений описана в книгах:

И. П. Брязгунова и Е. В. Касатиковой «Непоседливый ребенок»:

Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной «Гиперактивные дети»:

Арцишевской И. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»:

Занятия, которые проводятся с такими детьми, могут включать в себя следующие методы и приемы:

  • игры для развития внимания и координаций движений;
  • обучение самомассажу;
  • игры для развития тактильного взаимодействия;
  • подвижные игры сдерживающих моментов;
  • пальчиковые игры;
  • работа с глиной, песком и водой.

Вот несколько игр из этих книг для детей дошкольного и школьного возраста, которые может проводить в домашних условиях любая мама:

  • Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей »;
  • «Заводим будильник » – сжимаем ладонь в кулачок, выполняем круговые движения у солнечного сплетения;
  • «Будильник зазвонил, «ЗЗЗ» – гладим ладошкой по голове;
  • «Лепим личико » – проводим руками по краю лица;
  • «Лепим волосики » – нажимаем подушечками пальцев на корни волос;
  • «Лепим глазки » – трогаем кончиками пальцев веки, проводим указательным пальцем вокруг глаз. Моргаем глазами;
  • «Лепим носик » – проводим указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз;
  • «Лепим ушки » – пощипыванием мочки ушей, поглаживаем уши;
  • «Лепим подбородок » – поглаживаем подбородок;
  • «Рисуем носиком солнышко» – крутим головой, рисуем носиком лучики;
  • «Гладим свои ручки » – поглаживаем сначала одну руку, затем другую;
  • Произносим хором: «Я хороший, добрый, красивый, гладим себя по голове» ;
  • Упражнение «Раз, два, три - говори!» : Мама рисует дорожку, травку и домик на листочке или доске. Затем предлагает только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три - говори!», произнести то, что нарисовано на картинке. После этого мама с закрытыми глазами и просит ребенка дорисовать цветочек или птичку, затем она угадывает, что дорисовал ее малыш. Это игра учит быть ребенка терпеливым и внимательным.

На представленном ниже видео продемонстрировано коррекционное занятие с гипепрактивными детьми:

Игра «Внимательные глазки»

Мама предлагает ребенку внимательно рассмотреть, что есть у куклы, ее одежду, какого цвета глазки. Затем ребенок отворачивается и рассказывает, какая кукла по памяти.

Упражнение «Чудесный мешочек»

Ребенок рассматривает 6-7 мелких игрушек. Мама незаметно кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и предлагает потрогать игрушку в мешочке. Он поочередно ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свое предположение. После этого вынимает игрушку и показывает ее.

Игра «Кричалки - шепталки - молчалки»

Мама показывает ребенку цветные квадраты. Если он увидит красный квадрат – то можно прыгать, бегать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте и замолчать. Также для малыше подходят различные игры с песком и водой.

У детей школьного возраста

Игра в корректора

Возьмите любой напечатанный текст с крупным шрифтом. Одну часть текста дайте ребенку, другую оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «а» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами для взаимопроверки.

«Обезьянка»

Взрослый изображает обезьянку, а дети за ним повторяют. Сначала стоя на месте, а затем прыгая по всему залу. Стараемся в движении удерживать образ обезьянки.

«Перепутанные линии»

Можно начертить много линий и каракулей, и ребенок должен проследить взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими.

«Словесный ряд»

Называйте ребенку различные слова: диван, стол, чашка, карандаш, медведь, вилка, школа и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите игру с начала.

В работе с гиперактивными детьми можно использовать такой метод, как мульттерапию и сказкотерапию. Подбирайте мультфильм индивидуально по заданной проблематике ребенка.

Мультфильмы и сказки для профилактики и коррекции гиперактивности

Предлагайте вашему малышу просмотреть следующие мультфильмы:

  • «Непослушный котенок»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Непоседа»
  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Петя Пяточкин»

Читайте малышу сказки из следующих сборников:

«Коррекция двигательной расторможенности»:

  • «Непослушный козленок»;
  • «Маленький Чирик»;
  • «История про то, как Леня перестал лениться»;
  • «Непоседливый Егорка»;
  • «Вредные пальчики».

«Самоорганизация поведения»:

  • «Дети и родители победили Бардак в квартире»;
  • «День без правил»;
  • «Лужа Приятного аппетита!»;
  • «Сказка про мальчика, который не любил мыть руки»;
  • «Сказка о том, как одежда обиделась».

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком в разных ситуациях

При проявлении у ребенка симптомов СДВГ отвлекайте и переключайте внимание:

  • Заинтересуйте другой деятельностью;
  • Задавайте ребенку неожиданные вопросы;
  • Переведите поведение ребенка в шутку;
  • Не запрещайте действие ребенка в категорической форме;
  • Не приказывайте высокомерно, а просите сделать что-то вежливо;
  • Старайтесь слушать то, что хочет сказать ребенок;
  • Старайтесь одними и теми словами повторять многократно свою просьбу (спокойным тоном);
  • Оставляйте в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
  • Не читайте нравоучений (ребенок их все равно не слышит).

Послушайте советы доктора Комаровского о том, как нужно воспитывать гиперактивного малыша:

  • Детям трудно удерживать в голове много информации. Лучше всего разбивать для них задания на части. Сначала дайте одно задание, потом – другое. Например, сначала скажите, что нужно убрать игрушки и только после того, как малыш это сделал, давайте следующую инструкцию.
  • У большинства гиперактивных детей огромные проблемы с ощущением времени. Они не умеют планировать свою деятельность. То есть им нельзя сказать, что если ты сделаешь задание, то через месяц получишь игрушку. Им важно услышать, ты убираешь игрушки и получаешь конфету.

Лучше всего с такими детьми работает «жетонная» система. За выполнение любых дел ребенок получает поощрение в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. В эту игру можно играть всей семьей.

  • Применение таймера. Он помогает детям, у которых есть проблемы с ощущением времени, отслеживать его. Можно использовать обычные песочные часы или музыкальные минутки.
  • Обязательно нужно наблюдаться и консультироваться у специалиста, невролога и по необходимости принимать медикаментозные препараты.
  • Исключите избыточное употребление сахара. Это может давать дополнительную энергию, и привести к перевозбуждению нервной системы.
  • Исключите из рациона продукты, вызывающие пищевую аллергию. Это могут быть различные красители, консерванты, ароматизаторы.
  • Обеспечьте ребенку регулярный прием виитаминов .
  • В общениях с ребенком всегда поддерживайте позитивную установку.
  • Говорите всегда спокойным тоном. Избегайте слова «нет», «нельзя».
  • Избегайте большого скопления народа и шумных компаний.
  • Предугадывайте его переутомление , переключайте внимание.
  • Отведите ребенка в спортивную секцию, это дает полезную разрядку его организму.

Примерное меню гиперактивного ребенка

Специалисты диетологи разработали специальное меню для маленького непоседы.

Завтрак : овсяная каша , яйцо, свежевыжитый сок, яблоко.

Второй завтрак : орехи или очищенные семечки, минеральная вода.

Обед : суп с овощами и зеленью, рыбная котлета или курица с картофельным пюре, желе из ягодного сока.

Полдник : йогурт (ряженка , кефир), хлеб цельнозерновой или из муки грубого помола, банан.

Ужин : салат из свежих овощей, гречневая каша с молоком или творог, чай травяной из мелиссы или ромашки.

Поздний ужин: стакан молока с ложкой меда.

Это лишь примерный перечень блюд, меню можно корректировать с учетом риска возможных аллергических реакций и пристрастий ребенка.

Гиперактивное поведение нуждается в коррекции и правильной организации распорядка дня.

Если у вас гиперактивный ребенок, советы психолога подскажут, что делать родителям и как наладить с контакт.

Как определить симптомы?

Прежде всего необходимо выяснить, действительно ли у ребенка гиперактивность.

Синдром может быть обнаружен как в младенческом возрасте, так и гораздо позже.

Встречается он и у взрослых людей, некоторые исследователи связывают это с наличием определенных генов.

Полностью звучит как синдром дефицита внимания и гиперактивности, однако гиперактивность может диагностироваться и отдельно. Связано с нарушением работы головного мозга.

У мальчиков, по статистике, диагностируется в четыре раза чаще. Страдает синдромом примерно 1-7 % детей.

Симптомы, на которые следует обратить внимание:

  1. Дефицит внимания. Сниженная способность управлять своей реакцией, фокусироваться на своей задаче. При дефиците внимания у шестилетнего ребенка наблюдается беспорядочное поведение, невозможность усидеть в классе во время занятий. Но симптом может наблюдаться и без гиперактивности, поэтому необходимо дополнительное изучение и диагностика.
  2. Отсутствие самоконтроля . Ребенок может обладать нормальным интеллектом, но при этом вести себя, как маленький. У него недостаточно развита сила воли и способность сосредоточиться на важной задаче.
  3. Импульсивность . Сначала делает, потом думает. Резко реагирует на действия других людей. Может внезапно расплакаться. Ребенок пропускает стадию обдумывания реакции, а сразу совершает действие.

Причины возникновения

Причины возникновения синдрома бывают различны, зависит от многих факторов:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологические факторы: прием родителями или матерью алкоголя, запрещенных веществ, курение, проблемы, возникшие во время родов, угроза прерывания беременности, стрессы во время вынашивания ребенка.

Факторами, повышающими риск, является перенесение беременной инфекционных заболеваний, хронические заболевания, плохая экология, несовпадение резус-фактора.

Диагностика

В каких случаях ставят диагноз «гиперактивность» у детей дошкольного и школьного возраста? Что должно насторожить родителей и психолога при анализе поведения ребенка :


Особенно сильно гиперактивность проявляется примерно к 4 годам. Вначале родители радуются, что ребенок активен, любознателен, но затем это становится проблемой, так как его становится сложно контролировать, учеба дается нелегко, его внимание резко переключается.

Врачи для лечения гиперактивности могут назначать специальные препараты, но делать это самим родителями не рекомендуется.

Важно выяснить, действительно ли наблюдается нарушение в работе мозга, и назначить наиболее оптимальное и безопасное лечение.

При работе с гиперактивными детьми важно проявлять терпение. Если возбуждаются взрослые, то ребенок начинает нервничать сильнее. В итоге непослушание, отказ учиться.

При подозрении на синдром дефицита внимания и гиперактивность рекомендуется посетить психолога и терапевта . Они назначат соответствующие исследования.

Медикаментозным лечением обойтись не удастся. Необходимо тщательно продумать поведение родителей.

Взрослые должны создать благоприятную и спокойную обстановку . Ребенку обязательно нужна разрядка, чтобы ему было куда девать накопившуюся энергию. Для этого подойдут спортивные секции, прогулки на свежем воздухе.

Что делать родителям , если ребенку поставили диагноз гиперактивность?

Как справиться с ним дома?

Что делать с гиперактивным ребенком?

Родителям стоит как можно раньше обратить внимание на сверхактивного малыша.

Важно обеспечить комфортную обстановку для развития. Противопоказаны стрессы, семейные конфликты.

Ребенок с 2 лет реагирует на настроение близких людей, поэтому взрослые должны сохранять спокойствие и уравновешенность.

При общении с гиперактивным малышом потребуется терпение. Если вы будете на него кричать, и тем более наказывать физически, это приведет к усугублению ситуации.

Обязательно занимайте его какой-нибудь деятельностью. Не давайте сразу много игрушек, пусть учится сосредотачиваться на небольшом количестве предметов.

Как успокоить непоседу?

  1. Успокойтесь сами и не проявляйте раздражительность при ребенке.
  2. Забудьте про привычку повышать голос, это ребенка еще сильнее возбуждает.
  3. Разговаривайте с ним спокойно, уверенно, тихим, дружелюбным голосом.
  4. Переключите его на другую деятельность, смените обстановку, переключите внимание.
  5. Перед сном можно принять ванну с экстрактом шишек хна, сделать легкий массаж.

Медикаментозная терапия

Что назначают детям при гиперактивности? Медикаменты для лечения назначает только врач .

В качестве успокаивающего могут назначать глицин — это аминокислота, необходимая для работы головного мозга.

В тяжелых случаях может назначаться Пантогам , он относится к нотропным седативным препаратам. Прием его осуществляется только после консультации с врачом.

Возможно назначение Пироцетама , однако он имеет множество противопоказаний.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — лечение

Как вылечить чадо? При СДВ применяют:


Для детей с синдромом дефицита внимания большое значение имеет и организация правильного питания . Необходимо, чтобы мозг получал нужное ему количество белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Следует выявить продукты, на которые у ребенка есть индивидуальная непереносимость. Для совсем маленьких детей не рекомендуются возбуждающие напитки — кофе, крепкий чай.

Осторожнее следует быть с лимонадом, готовой едой, содержащей искусственные добавки, так как они могут непосредственно влиять на работу головного мозга и обмен веществ в целом.

Углеводы необходимы для работы мозга, но поступать они должны не в виде белого сахара и мучных изделий, а из натуральных продуктов питания — фруктов и овощей.

Как лечат гиперактивность у взрослых?

Как бороться с гиперактивностью? Прежде чем начать принимать медицинские препараты, стоит обратить внимание и на другие способы лечения гиперактивности у взрослых :

Гиперактивность — это не приговор , а особенность работы головного мозга. Скорректировать поведение поможет правильный подход, но при ярко выраженной гиперактивности и синдроме дефицита внимания рекомендуется консультация психолога и врачей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность. Советы родителям:



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то