Профессиональная подготовка в вузе по рабочим профессиям. Профессиональная подготовка рабочих

Подготовка рабочих кадров осуществляется не только в профессиональных учебных заведениях, но и в системе ученичества, на производстве и в процессе курсовой подготовки. (Симоненко В.Д., Ретивых В.М.)

Начальная профессиональная подготовка на производстве осуществляется по тем профессиям и специальностям, потребность в которых не удовлетворяется за счет выпускников профессиональных училищ и по которым подготовка рабочих вообще не проводится. Срок такой подготовки, как правило, не превышает шести месяцев.

Производство данных и информации будет расти гиперэкспоненциально и будет огромной потребностью для программистов, специалистов по базам данных, разработчиков приложений, аналитиков данных и т.д. например, мы будем искать значительных аналитиков данных, которые могут использовать гетерогенный набор инструментов для создания и поиска смысла в петабайтах данных, которые будут возникать в розничных, финансовых рынках, в Интернете и фактически в любой области. Эти специалисты будут совмещать математику, статистику, программирование, базы данных и психологию, чтобы последовательно и упростить свои главы интерактивной графики в реальном времени по эволюции процессов.

Ученичество бывает индивидуальным или бригадным (групповым). Обучение на производстве осуществляется под руководством инструктора или наставника. После окончания обучения ученики сдают квалификационные испытания и выполняют профзадания.

Существует также курсовая форма подготовки кадров, которая осуществляется в учебно-курсовых комбинатах и центрах. Эта форма целесообразна в тех случаях, когда нужны более глубокие специальные знания и проводить теоретические занятия непосредственно на производстве невозможно. Курсовая подготовка может осуществляться, например, по таким профессиям, как водитель автомобиля или троллейбуса, машинист крана, оператор газовой котельной, наладчик оборудования и др. Курсовая форма обучения используется также для переподготовки кадров в соответствии сосложившимся рынком труда. Окончившим курсы выдаются соответствующие свидетельства.

Самое главное, что в результате доступа к сети взорвется целый ряд онлайн-сервисов, ограниченных в настоящее время недостаточными возможностями трафика. Специалисты, которые будут обеспечивать защиту этих данных, смешивая междисциплинарные навыки, программирование, облачные вычисления и психологию, будут пользоваться большим спросом.

Роботизированный и искусственный интеллект

Это область, которая все еще находится в начале, учитывая ее потенциал, даже если на сегодняшний день есть только робототехнические заводы. Процесс автоматизации центров промышленного производства в мире станет еще более тем, что механики и инженеры по автоматизации будут более своевременными, чем когда-либо.

Основной формой начальной профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров являются профессиональные училища. Срок обучения в ПУ на базе основной школы - 3 года, на базе полного среднего образования - 1 год. Дидактическая система обучения в ПУ включает в себя три компонента: общеобразовательная подготовка, общепрофессиональная (профильная) подготовка, специальная подготовка. Проводятся теоретические и практические занятия, производственное обучение (в учебных мастерских или на производстве) и производственная практика.

Поскольку роботы будут принимать все более прямые производственные задачи, люди перейдут на программное обеспечение и программное обеспечение для управления разведкой. Растущая площадь для будущих рабочих мест будет областью обслуживания, в которой будут необходимы прямые человеческие контакты и личное участие. Всегда будет важно, чтобы люди находились в контакте с другими людьми и извлекали выгоду из непосредственного внимания человека. С этой точки зрения многие области, такие как профессиональные услуги, консультирование, законодательство, личная помощь и уход, медицина, психология, образовательные услуги и т.д. быстрорастущим районом будет медицинский, с одной стороны, рост населения в целом, а также рост стареющего населения, которое будет иметь особые потребности.

Выпускникам ПУ выдается диплом о присвоении профессии и аттестат о среднем образовании (обучающимся на базе 9-ти классов).

Инновационным типом начальной профессиональной подготовки кадров повышенного уровня является профессиональный лицей. Профессиональный лицей – государственное образовательное учреждение начального и среднего профессионального образования, основная форма планомерной подготовки специалистов с повышенным уровнем квалификации. Лицеи имеют четко выраженную специализацию. Они могут иметь узкоспециальную и многопрофильную направленность. В зависимости от профиля профессиональной подготовки лицей имеет соответствующее название: политехнический, экономический, строительный, железнодорожный, коммерческий, агротехнический, художественно-реставрационный и т.д.

Особая глава посвящена области творчества и инноваций, высшего человеческого интеллекта. Они будут умножаться, поскольку все больше и больше компаний понимают, что это будет единственная возможность дифференциации. Не имеет значения, кто бы ни смог создать наиболее «эффективную», но кому удастся придумать продукты как можно более интересные и инновационные. От образования к производству и продажам рабочие места, которые потребуют творчества в качестве предпосылки для занятости, будут расти беспрецедентными темпами.

Зеленая и нетрадиционная энергетика

Фактически, даже в отсутствие свободного времени потребность в развлечениях будет развиваться в ответ и в качестве компенсации за давление современного общества на успех, на стресс и когнитивную нагрузку. По мере прогресса исследований и давления на традиционные ресурсы будет расти еще больше, новые и новые варианты зеленой энергии будут доступны нетрадиционными способами. Энергетические потребности человечества будут расти с экспоненциальной скоростью, что будет абсолютно означать появление этой области.

Лицей имеет до трех ступеней образования. На первых двух ступенях осуществляется профессиональная подготовка с элементами политехнического и специального образования.

Сроки обучения: на базе основной школы - 3 года, на базе полной средней школы - 1 год. На третьей ступени осуществляется подготовка высококвалифицированных рабочих либо специалистов со средним специальным образованием на базе начального профессионального

Параллельно будет проведена работа по адаптации инфраструктуры энергопотребления и распределения, включая включение мелких производителей в национальные сети. И последнее, но не менее важное: миграция на электромобили активизируется, и соответствующая инфраструктура распределения позволит появиться все новые транспортные устройства, которые еще находятся в процессе развития. Будут инженеры, техники и широкий спектр электротехнических специалистов.

Границы и трансдисциплинарные профессии

По мере того, как все больше областей знаний реинтегрируются с целостной точки зрения, все больше и больше областей появятся. Они будут по определению трансдисциплинарными, связывая сегодняшнюю деятельность, казалось бы, невозможно собрать вместе. Конечно, мы их еще не знаем, но мы можем ожидать, что будем находиться на границе медицины, техники, вычислительной техники и социальной науки. Например, специалистам потребуются специалисты для управления интерфейсом между носимыми компьютерами и социальными науками и медициной, поскольку все больше и больше людей будут принимать одежду, содержащую различные датчики, которые постоянно подключены к Интернету.

образования со сроком обучения от 1 до 2-х лет.

В условиях рынка труда лицей имеет право осуществлять подготовку и переподготовку рабочих кадров и специалистов для предприятий различных форм собственности на коммерческой основе.

Общие педагогические закономерности, их проявление и реализация в учебных заведениях начального профессионального образования. После того как педагог определит цели и принципы, которыми будет руко­водствоваться в работе с обучащимися, он приступает к отбору содержания их воспитания и образования.

Как мы готовимся к будущему - будущее работы

Двигаясь вперед, некоторые люди могут выбирать различные формы и степени технологического усиления. В целом, в ближайшие годы мы станем свидетелями рождения. Новые языки программирования и новые технологии появятся во всех сферах деятельности! Новые поколения, которые рождаются в полностью оцифрованной экосистеме, будут прекрасно адаптированы и интегрированы в новую среду, а прогресс в медицине и уровне жизни сделает ее еще более активной.

Подготовка к будущему потребует нескольких эклектичных навыков, поэтому профессиональная и профессиональная подготовка станет еще более гибкой. Меньше внимания будет уделяться тому, что кто-то знает, но по тому, что они хотят изучать. С продуктивной точки зрения зависит от гибкости, гибкости, способности задавать разумные вопросы, любопытство, критический дух и объективный анализ, творческий подход и открытый ум. Все, что можно заметить, - это неспецифические навыки! Конечно, это не означает, что профессиональная подготовка не потребуется, так как фокус будет падать иначе.

С этого момента начинается создание практической части педагогическо­го процесса. Определив содержание, педагог далее подбирает ме­тоды, средства и формы его организации. Из всех шести компонентов педаго­гического процесса содержание является самым сложным и трудоемким для педагога.

Если воспитание - передача опыта одного поколения другому, то содержание - это та часть общественного опыта поколений, кото­рая отбирается в соответствии с поставленными целями развития чело­века и в виде информации передается ему. Как средство практической деятельности содержание проявляется следующим образом: педагог его передает учащимся, вовлекает их в процесс активного усвоения; учащиеся, усвоив содержание, затем используют его в своей произ­водственной деятельности. Наконец, и педагог, и учащиеся в ходе своей по­знавательной и практической деятельности изменяются: развивается их со­знание, поведение, отношение друг к другу, к деятельности и т. д. Эти изме­нения зависят от того, какое содержание и сколько его усвоено. Меняя содер­жание, мы управляем развитием человека.

Каковы навыки, которые наиболее важны?

Эти решения позволят любому человеку научиться чему-либо относительно быстро и даже весело! Удивительно или неощутимо, что психологические навыки, такие как креативность, открытость к идеям, людям и концепциям, навыки общения и коллективная работа, будут важнее, чем ряд технических возможностей. Очень немногие истории успеха будут способностью одного человека из-за повышенного уровня сложности и динамичности занятий в будущем. Потребность в технических знаниях в отношении определенных предприятий и проектов будет настолько обширной, что они просто превысят возможности отдельного человека.

Соответствие педагогических процессов уровню развития производства по конкретной профессии.

Преобразования, происходящие в современном российском обществе, непосредственно затрагивают систему образования. В обществе обостряется проблема занятости и необходимость подготовки квалифицированных специалистов, ориентированных не на узкую профессию, а на широкую универсальную подготовку, на включение в разные виды труда и быструю переориентацию, способных к усвоению новых технологий и специальностей. Все более очевидным становится, в этой связи, обновление сложившихся моделей профессионального образования, которое должно обеспечить соответствие между новым социальным заказом и уровнем, и качеством подготовленности современного профессионала.

Даже профессора крупнейших американских университетов сегодня сталкиваются с серьезными трудностями только путем просмотра специализированной литературы на более узких нишах. С другой стороны, особый класс способностей будет иметь лидерство, с одной стороны, и предпринимательство. Оба существуют, призывая к независимости и автономии, динамизму и ответственности, элементам, которые нужны сегодня, и тем более в будущем. Лидерство само по себе превращается в лидирующую формулу лидерства, глубоко сотрудничая еще больше, чем сегодня.

Сама школа будет развиваться много, мигрируя в сжатые, практически интерактивные и адаптированные к потребностям. Почти обязательное обучение будет опосредовано и подкреплено онлайн-экспертными системами и виртуальной реальностью. Люди будут учиться везде и где угодно, не исключено, что они будут свидетелями роспуска традиционных систем учителей и учеников, к схемам обучения на уровне общин под руководством наставника, например, сегодняшних онлайновых сообществ.

В.С.Леднев выделяет в любом образовательном процессе три составляющих: теоретическое обучение, практическое обучение, учебное проектирование.

В учреждениях начального профессионального образования в теоретическое обучение входят общеобразовательные, общетехнические и специальные дисциплины. Практическое обучение исторически в системе профессионально-технического образования получило название производственное обучение. Учебное проектирование в учреждениях начального профессионального образования развития пока не получило.

В современном состоянии профессионального обучения особую значимость имеет практическая подготовка будущих специалистов. С одной стороны, повышенные требования к общеобразовательному, общекультурному уровню специалиста, а, с другой стороны, высокий уровень специальной подготовки (знания, умения в рамках профессиональной деятельности) с особой остротой ставят проблему взаимосвязи теории и практики в профессиональной школе.

Взаимосвязь производственных и педагогических процессов в обучении рабочих, специфика взаимосвязи производственного и теоретического обучения, взаимосвязь общего политехнического и профессионального образования.

Одна из проблем современной системы профессионального образования состоит в определении соотношения теоретического компонента, подготовки специалистов разной направленности и различного уровня квалификации с производственным обучением.

Значимость теории и практики подчеркивается в научных трудах А.П.Беляевой, которая считает, что, так как знание и практика разделяются в своем развитии, то образование (как способ передачи знаний) и практическое обучение (в ходе которого формируются умения и навыки) также дифференцируются. И только когда наука начинает превращаться в непосредственную производительную силу, образование (насыщенность общенаучными и техническими знаниями) соединяется с практическим обучением, прежде всего, в сфере технической, а затем в материально-производственной деятельности и соответственно в массовом общем образовании.

В профессиональной школе учащиеся одновременно получают общеобразовательную и профессиональную подготовку. Общеобразовательные знания являются фундаментальными в изучении общетехнических, специальных предметов и производственного обучения. Знания теоретических предметов профессионального цикла оказываются промежуточными звеньями между профессионально-практической и общеобразовательной подготовкой. Общеобразовательные предметы связаны о общетехническими и специальными через базу знаний, необходимых в процессе профессионально-практического обучения. Это не простые, а сложные связи, базирующиеся па взаимодействии основ наук.

Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования

Общее образование в отечественном образовании одновременно является и политехническим. Его целесообразно рассматривать как пересечение общего и профессионального. Политехническое образование связано с решением таких задач, как: - знакомство учащихся с научными законами, лежащими в основе материального производства; - выработка у учащихся умений применять полученные знания в различных областях производства; - основательное овладение учащимися навыками обращения с простейшими орудиями производства; - подготовка учащихся к общетрудовой деятельности, сознательному выбору профессии и овладению специальностью.

В решении задач политехнического образования большое значение имеет трудовое обучение, которое удачно дополняет возможности изучаемых учебных предметов.

Профессиональные и ключевые квалификации и компетенции

Профессиологи различают понятия «специалист» и «профессионал». Специалист – это работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями и навыками. Профессионал - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности. Современному производству и обществу требуются именно профессионалы.

Профессиональная квалификация - это степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы.

Ключевые квалификации - общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по определенной группе профессий.

Ключевые компетенции - это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности и присуща специалистам. Ключевые квалификации обусловливают продуктивное осуществление интегративных видов деятельности и характеры для профессионалов. Ключевые компетенции определяют универсальность, социально-профессиональную мобильность профессионалов и позволяют им успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах.

Высшим уровнем профессионализма является мастерство, предусматривающее творческий характер и сформированность индивидуального стиля профессиональной деятельности.

  • Профессионально-квалификационная характеристика и профессиограмма как основа для разработки содержания подготовки квалифицированных работников с начальным профессиональным образованием.
  • 66.Профессиональные вредности, профессиональные заболевания и отравления. Влияние условий труда на заболеваемость промышленных рабочих. Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве.Гигиеническое регламентирование факторов производственной среды.Средства индивидуальной защиты.
  • 3.Развитие идеи опережающего профессионального образования как усиления его влияния на развитие экономики. Принципы реализации идеи опережающего образования: опережающего потребности производства уровня профессионального образования населения; опережающей подготовки кадров для регионов; профессионального саморазвития личности обучаемых.
  • Профессиональная подготовка осуществляется в системе, позволяющей специалисту прежде всего приобрести знания, необходимые для предстоящего выполнения требуемого производственного задания. Приобретенные знания используются для формирования умения.

    Умение рассматривается как процесс эффективной организации временных связей на основе ранее полученных знаний. Чем шире объем знаний, тем разнообразнее умение. Умение позволяет выработать у исполнителя важные производственные качества: организованность, способность правильного выбора приемов и методов, а также оценки результатов своей деятельности. Оно может быть приобретено разными средствами, в том числе инструктажем, подражанием лучшим образцам трудовой деятельности, личным поиском. Поэтому разнообразны и умения: познавательные, общетрудовые, конструктивно-технические, организационно-технологические, операционно-контрольные. Высоким по уровню следует считать умение, требующее больших знаний и использующее разнообразные приемы и методы труда.

    Умения отличаются от знаний тем, что всегда связаны с практикой. Есть знания, которые не сопровождаются умениями (например, можно хорошо знать устройство автомобиля и не уметь его отремонтировать). Однако ни одно умение не может быть реализовано без знания. Его цель - подготовить исполнителя к приобретению навыков.

    Профессиональное умение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, представленных в табл. 8.2 (по К.К. Платонову). Приобретаемые человеком профессиональные умения не только определяют качество его трудовой деятельности, обогащают опыт, но и становятся качествами личности, умелостью.

    Этапы формирования умений

    Этапы

    Психологическая структура

    1. Первоначальное уме- Осознание цели действия и поиск способов его вы-

    ние полнения, опирающихся на ранее приобретенные

    (обычно бытовые) знания и навыки.

    Деятельность методом проб и ошибок

    2. Недостаточно умелая Наличие знаний о способах выполнения действия

    деятельность и использование ранее приобретенных, неспеци-

    фических для данной деятельности навыков

    3. Отдельные общие Ряд высокоразвитых, но узких умений, необходи-

    умения мых в различных видах деятельности, например,

    умение планировать свою деятельность,

    организаторские умения и т.п.

    4. Высокоразвитое уме- Творческое использование знаний и навыков дан-

    ние ной деятельности с осознанием не только цели,

    но и мотивов выбора, способов достижения цели

    5. Мастерство Творческое использование различных умений

    Закрепление умений в навык - сложный процесс, требующий времени и условий. Так, грамотный человек может написать свою фамилию карандашом, пером, мелом, вырезать ее на дереве, картоне, выбить на камне и др. Это свидетельствует о его умении писать. Когда тот же человек длительно ставит свою фамилию на документах, его умение выступает уже в форме навыка со свойственными ему особенностями - скоростью написания, графической стереотипностью формы, наклоном букв, их количеством, дополнениями, не связанными с фамилией. Подобное усложнение можно заметить и при выполнении производственной операции. В фазе умения каждая операция осуществляется медленно, с сопутствующими статическими элементами, нарушением ритма, приложением большей силы, чем требует данная операция. Те же действия на стадии навыка выполняются не только быстрее и точнее, но и экономичнее, увереннее, стабильнее. Отсюда следует, что навык - это закрепленное упражнением умение квалифицированно выполнять определенное профессиональное действие в установленную единицу времени.

    Навыков много, и они настолько разнообразны, что ни одна из существующих классификаций не сможет их охватить. Навыки различают: по степени общности - родственные умения переходят в навыки раньше, чем отдаленные; по прочности - чем прочнее усвоен навык, тем легче воспринимаются движения, сходные с ним, и труднее - отдаленные; по сложности - чем больший комплекс раздражителей участвует в формировании навыка, тем он сложнее. Однако сложность нужно рассматривать не как сумму простых навыков, а как самостоятельно организованную систему, имеющую это свойство в своей основе.

    В психологическом отношении производственные навыки делятся на: сенсорные, вырабатываемые на анализаторы, обеспечивающие острую чувствительность и точность восприятия (например, навыки определения температуры по цвету пламени, сортности муки по внешнему виду); двигательные - движения рук, синхронность их действий; ориентировочные, формирующиеся при хорошо развитой наблюдательности исполнителя (навыки совершенствования и рационализации приемов труда, станков и приспособлений и др.).

    Производственные навыки, приобретенные в процессе трудовой деятельности, формируются поэтапно. К ним относятся способы труда, которые исполнитель избрал для достижения поставленной цели. Возникая как результат синтеза многих знаний и умений, такой навык формируется постепенно. Различают четыре этапа формирования производственного навыка.

    Первый этап называется предварительным. В его границах происходят накопление знаний и создание программ навыка, осваиваются цели и значение предстоящей деятельности, дифференцируются движения на основные и вспомогательные. После личных наблюдений и сопоставления их с данными, полученными при инструктировании, роль которого на рассматриваемом этапе значительна, самостоятельно опробуются различные варианты движения. Следовательно, на исходе первого этапа обучающийся овладевает знаниями, представляет цель, характер и особенности технологического процесса, осваивает умения, необходимые для выполнения наиболее простых трудовых действий.

    Второй этап - аналитический. Он характеризуется завершением формирования и закрепления полученных знаний и умений, заметным улучшением качества отдельных профессиональных движений, развитием умения выбора наиболее рациональных действий, анализа их и установления между ними связей. Вместе с пониманием схемы выполнения задания у исполнителя сохраняется стабильность уже упрочившихся навыков.

    Третий этап получил название синтетического (или стадии мастерства). Элементы действия обобщаются в комплексы, устанавливается прочная пространственная и временная связь. Выполнение задания отличается достаточно высоким уровнем овладения производственными знаниями и умениями. Мастерство исполнителя проявляется в высоком качестве изделия, легкости выполнения задания в требуемой норме, большой уверенности исполнителя в выборе приемов и пользовании ими. Внимание во время работы переносится с процесса действия на его результат, потому что контроль за действием переходит от зрения к осязанию. На данном этапе появляется возможность произвольного регулирования темпа формирования своего оптимального ритма движений. Иногда третий этап называют автоматизированным, однако в полной мере это качество у исполнителя еще не обнаруживается

    Четвертый этап - автоматизация движений. В автоматическом совершении движений можно заметить два вида реакций: первичные - по механизму безусловных рефлексов (изменение вегетативных функций - дыхания, деятельности сердца и др.), и вторичные, когда ответные реакции первоначально происходят осознанно и только впоследствии - автоматически. К автоматическим принадлежат все трудовые движения квалифицированного специалиста. Однако, если целостные движения (или отдельные их элементы) автоматизированы, это еще не означает, что навык перестает быть в поле ^знания. Следовые процессы в центральной нервной системе могут охраняться достаточно долго, и это возвращает работающего к осознанному характеру воспроизводимых действий.

    В процессе упрочения навыка прежде всего автоматизируются те трудовые движения, которые состоят из меньшего числа звеньев кинематической системы. Например, при движении рук, отличающихся большой цепью звеньев, в сознании более четко отражается именно сложение руки. Несколько меньше ощущается положение кисти и еще меньше - положение пальцев, т.е. они оказываются автоматизированными раньше других ее элементов. Следовательно, в комплексе движений одни продолжают отражаться в сознании, а другие уже действуют автоматизирование. Это означает, что никакое действие человека не бывает полностью автоматизированным, так как вызывается определенной целью, а она не может быть до конца осознанной.

    При формировании производственного навыка частичная автоматизация действий всегда сопровождается перестройкой их структуры, которая сводится к:

    Изменению приемов исполнения движений - ранее изолированно совершавшиеся движения сливаются в одно сложное, где уже не бывает пауз;

    Устранению лишних и ненужных движений, обеспечивающему появление совмещений, т.е. участие в этом акте только необходимых в данный момент органов и систем;

    Ускорению темпа движений, приближению его к оптимальному для данного вида деятельности.

    Следовательно, при перестройке структуры движений в формировании двигательного навыка необходимо стремление к:

    Экономии движений и совершенствованию их состава (они упрощаются) и последовательности (появляется непрерывность), синхронности выполнения (сочетание действий и скоростей);

    Обучение через экстернат с аттестацией в специализированных учреждениях;

    Самообразование без аттестации;

    Обучение на рабочем месте.

    Процесс внутрипроизводственного обучения является непосредственной задачей линейного руководства и неотъемлемой частью стратегии развития потенциала кадров, что требует создания эффективной системы подготовки и переподготовки персонала. Для каждой категории работников необходимо разработать собственную подсистему подготовки и переподготовки. Существуют различные организационные формы обучения, которые применяются для работы менеджерами по управлению персоналом (рис. 8.2).

    Определение потребности в обучении производится на различных уровнях (предприятия, подразделений, рабочих мест). Оно зависит от результатов освоения новой работы, перевода на другую работу, продвижения по службе, внесения изменений в законодательство, при реорганизации, аттестации и т.п. Заключительным этапом является оценка результатов обучения, на котором подводятся его итоги, выявляется степень достижения цели, экономическая эффективность обучения, сроки окупаемости затрат.

    Рис. 8.2. Модель системного обучения

    Среди значительного многообразия методов обучения целесообразно выделить следующие: самосовершенствование, наставничество, обучение на рабочих местах, введение в должностные обязанности, ротация работ, плановые курсы совершенствования, активное обучение, дистантное обучение, консультирование. Руководство предприятия должно решить, какой из методов обучения наиболее приемлем для той или иной категории работников или даже отдельного работника.

    Особое внимание следует обратить на дистантное обучение, преимущество которого состоит в том, что оно предоставляется обучаемому независимо от местонахождения. В России накоплен положительный опыт в этой области. Например, Всероссийский заочный Финансово-экономический институт является российским центром заочного обучения. Современная техника сумела расширить диапазон и интенсивность дистантного обучения. Видеокассеты, соединенные в некоторых случаях с компьютером, позволяют обучаемому получить Дополнительные стимулы, поскольку слушатель имеет возможность наблюдать профессиональных преподавателей, а также получать хорошо разработанные методические указания и различного рода учебную литературу.

    Руководители служб по управлению персоналом обязательно должны оценивать результаты обучения, используя количественную шкалу для оценки по ряду вопросов: насколько понравилось учащимся содержание учебного курса, была ли программа интересной. Необходимо проконтролировать появление у обучающихся новых полезных знаний. Приоритетными качественными показателями являются профессионализм, коммуникации, технические навыки.

    Если рассматривать профессиональное образование как систему, то в ней необходимо выделить два этапа. Первый - собственно профессиональная подготовка. Второй - последующие усилия, предпринимаемые для углубления, расширения и дополнения ранее приобретенной квалификации.

    Повышение квалификации - обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой Должности, моральным старением знаний. При этом в зависимости от целей приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе данный подход к повышению квалификации непосредственно вытекает из концепции непрерывного образования, в основе которой лежит принцип организации ступенчатого производственного обучения персонала.

    Под непрерывностью подготовки понимается преемственный процесс систематического повышений квалификации и. расширения ее объема по принципу перехода oт менее к более сложным профессиям, от узкой специализации к многопрофильности. Такое развитие потенциала рабочей силы сводит к минимуму потребность в срочных и малоподготовленных мероприятиях по переобучению работников новым профессиям. В настоящее время нет всесторонне обоснованных соображений по срокам переподготовки. Организуя эту работу, исходят из того, что за средний период своей трудовой деятельности (40-45 лет) квалифицированный работник должен 4-5 раз пройти переподготовку и повысить свою квалификацию. В промышленности, и особенно в машиностроении, “обновлять” свою квалификацию для освоения новой техники приходится сегодня в среднем уже 6-8 раз, меняя 3-4 раза профессию. Это в общем-то совпадает с продолжительностью циклов жизни продукции. Другими словами, исходя из периодов смены видов продукции (один раз в 5-8 лет) каждый работник один раз в 4-7 лет должен обновлять свои знания.

    Переподготовка - это приобретение базовых знаний, свойственных другой специальности, профессии, а также развитие навыков их применения в производственной деятельности. Необходимость такого обучения связана с переменой профессиональной деятельности.

    Виды профессиональной переподготовки очень разнообразны. Типичными являются: направленная передача опыта, планомерная и систематическая смена рабочего места, проведение определенных переводов на новую должность, что часто связано с выполнением задач руководства, проведение дискуссий по актуальным трудовым вопросам и др., т.е. организованная форма повышения квалификации. Наряду с ней большое значение имеет неорганизованная или самостоятельная форма, когда необходимые знания получают из специальных журналов, лекций, заседаний, семинаров, коллоквиумов, бесед, дискуссий по обмену опытом, контактов с вузами, посещений выставок, ознакомления с отраслевыми отделами и т.д.

    Цель профессиональной переподготовки - достижение новой ступени квалификации в качестве рабочего-специалиста. Обычно переподготовка проводится в центрах, обслуживающих множество предприятий.



    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то