История развития детских общественных объединений в россии и современное состояние детских движений. Историческая справка о развитии детского движения в Российской Федерации Развитие детского общественного движения в школе

Развитие молодежного и детского движения в России в современных условиях и его роль в социальном становлении и защите прав молодежи

Молодежь – инновационная сила, будущее любого государства. Каким будет уровень образованности, воспитанности молодежи, таким будет и государство. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению форм и методов работы.

Сегодня настала пора активизировать молодежь через развитие общественного движения, в том числе молодежных общественных организаций. Развивая социальную работу с молодежью в общественных организациях, мы можем задействовать такие механизмы как взаимоподдержка, взаимоответственность, взаимоконтроль. В результате социальный работник может выполнять функцию координатора, а главными помощниками молодому человеку будут представители молодежи, его референтная группа, его друзья.

Для того, чтобы социальная работа с молодежью приобрела комплексный, всесторонний и целенаправленный характер, она должна опираться на государственную молодежную политику, как на федеральном, так и на региональном уровне.

В нашей стране новая концепция ГМП сформировалась в 1988-1991 гг. в период разработки Закона о молодежи, когда было решено закрепить законом не особые права молодежи, а обязанности государства по поддержке молодого человека путем принятия социальных мер.

Нормативно-правовая база государственной молодежной политики включает:

Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991), который отразил новый подход. Основные принципы и направления ГМП в РФ на современном этапе были определены в 1992 году Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В 1993 году с принятием «Основных направлений ГМП в РФ» была продолжена данная линия развития ГМП как области государственной деятельности.

Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

За последние годы удалось лишь частично заложить правовые основы для осуществления ГМП. Исключительно важное значение имеет принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». В это же время в более чем 40 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы. В Тюменской области закон «О молодежной политике в Тюменской области» принят 6 февраля 1997 года, а в 2001 году принят закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области «О молодежной политике в Тюменской области» от 27.02.2001 г.

Действия федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной молодежной политики нормативно закреплены ежегодным принятием федеральных целевых программ. То есть, в реализации ГМП на федеральном и региональном уровнях широко используется программно-целевой подход: в 1994 г. Указом Президента РФ от 15.09.1994 г. № 1922 утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Молодежь России», которая действует и сегодня.

Муниципальная молодежная политика является продолжением государственной молодежной политики. Основное отличие муниципальной молодежной политики от социальной политики в отношении пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных категорий состоит в том, что она не сводится только к помощи и поддержке, а предполагает активное инновационное участие молодежи в жизни общества, опирается на трудовой и творческий потенциал молодого поколения. Компенсаторные действия подразделений муниципальных образований должны быть строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи молодых людей и точно очерченным кругом задач.

Социальная работа с молодежью в нашей стране является частью государственной молодежной политики, механизмом ее реализации.

Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а в качестве субъекта социального действия, социального обновления.

На наш взгляд, наиболее продуктивным решением данной проблемы является активизации сил самой молодежи в решении собственных проблем, посредством молодежных организаций, обладающих огромным потенциалом в сфере социальной защиты подростков и молодежи.

Сегодня государство на разных уровнях стремится реализовать ГМП в отношении молодых людей, вкладывая немало средств в решение молодежных проблем.

Но, во-первых, нередко отсутствует единый координирующий орган, работа с молодежью подчинена различным ведомствам и структурным подразделениям.

Во-вторых, необходим мониторинг и молодежных проблем и эффективности применяемых мер.

В-третьих, в силу социально-психологических, возрастных особенностей молодые люди могут реализовать себя только в сообществе себе подобных.

В-четвертых, молодой человек может реально реализовать свою субъектность в рамках государства и общества через общественные организации.

Все это делает работу с общественными организациями особенно актуальной. Общественные организации, известные как «неправительственные организации» или «третий сектор» являются одним из важнейших субъектов социальной политики и социальной работы с молодежью наряду с государственными структурами.

Среди общественных организаций особое место занимают детские и молодежные объединения, работа которых строится, прежде всего, с уче­том интересов молодых людей и предполагает развитие их инициати­вы и общественной активности.

Молодежное объединение это реальное формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются молодые граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности.

Общественным считается молодежное объединение, которое:

· создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей, молодежи и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

· осуществляет социально-творческую деятельность;

· не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

К молодежным общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

Молодежные организации, с одной стороны, объединяя молодежь, сами становятся субъектом их социальной защиты, с другой - призваны подготовить молодых людей к социальной само­защите, к выживанию в наше нелегкое время. Следовательно, в общественных организациях молодой человек рассматривается не только как объект, но и как субъект социальных действий.

За период с 1990 по 2005 год общественное молодежное движение в РФ претерпело серьезные изменения. Наблюдается активный рост детских и молодежных формальных организаций. Они не стали массовыми, но их разнообразие и широкая география, а также более активная поддержка со стороны государства создали предпосылки для их дальнейшего роста.

Основной чертой эволюции общественного движения в начале 90-х годов была его демонополизация, а во второй половине 90-х годов – стабилизация. Активизировался процесс прекращения деятельности слабых, неустойчивых организаций и поступательного развития сильных организаций. Итогом развития общественного сектора стало оформление в целом стабильной системы функционирования общественных организаций.

В зависимости от путей включения молодых людей в социальные отношения удовлетворения их интересов общественные объединения можно классифицировать следующим образом:

1. Детские и молодежные организации - особый тип общественных отношений, представляющий собой самодеятельное, самоуправляемое общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной цели, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. Такие объединения предлагают молодым людям систему ценностей, на основе которой строится деятельность, формирующая определенные отношения между детьми, молодежью и взрослыми. Сюда относятся национальные организации, религиозные детские и молодежные объединения, пионерские и скаутские организации и др. Таким объединениям противопоказана «повелительная» позиция взрослого. Здесь нужен человек социально активный, лидер и организатор детской самодеятельности.

2. Объединения клубного типа, предлагающие различные виды творческой деятельности и через нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. Благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность создают отношения между взрослыми и детьми, среди самих детей и самих взрослых. Клубный тип объединений отличается большей вариативностью выбора. Сюда относятся е «профильные» объединения: военно-патриотические и военно-спортивные, краеведческие и туристические, экологические, юнкоровские, этнокультурные. Как правило, такие объединения действуют на базе каких-либо взрослых формирований или в тесной связи с нами. Здесь нет строго заданной программы, пропуск части которой влечет за собой практически невозможность продолжения участия в объединении. В клубном типе объединений возможно действительное самоуправление или соуправление, хотя взрослый и находится в позиции организатора.

3. Спонтанно образующиеся детские и молодежные объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности. Это могут быть команды, группы, клубы, возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре. Доверительные отношения, такт, находчивость – необходимые средства для вступления взрослых в контакт с такими объединениями.

Разделы: Социальная педагогика

Мы все созданы для взаимодействия.
М. Аврелий.

Введение.

Успешное решение задачи создания в России демократического государства неразрывно связано с процессами формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве конституционных прав и свобод, проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

Сегодня подростки и молодёжь получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению конструктивным социальными отношениями людей, через участие в деятельности детских общественных формирований.

Предметом педагогической деятельности становится совместное с подростком определение его интересов, целей. Возможностей самоопределении, самопознании, самоорганизации. Развитие демократических принципов как основы жизнедеятельности личности.

Определение общественного объединения чётко сформулировано в статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях». Это добровольное некоммерческое формирование, создано по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения. В соответствии с направлениями деятельности общественных организаций и объединений выделяют различные их группы: общественные организации спортивные, занимающиеся военно – патриотическим воспитанием и развитием исторических традиций, организации социальной направленности.

Деятельность общественных формирований регламентируется нормативно-правовыми документами: на уровне государства- Декларацией прав человека, конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, Законами РФ «Об общественных объединениях» «О гарантиях прав ребёнка в РФ «Об общественных объединениях», « О гарантиях прав ребёнка в РФ», « О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», «Об образовании»; на муниципальном уровне – нормативными актами, которые позволяют на основании вышеперечисленных документов взаимодействовать с общественными объединениями (к ним относятся договоры о совместной деятельности, постановления, программы деятельности и развития, уставы общественных организаций и т.д.).

Социально ориентированные объединения как фактор личностной успешности

В современном обществе всё более востребованной становится ориентированная деятельность людей. Поэтому необходимо уже в школьные годы приобщать растущего человека к накоплению опыта социально ориентированной деятельности. Такая деятельность организованно осуществляется в социально ориентированных объединениях школьников.

В учреждениях дополнительного образования создаются разнообразные объединения воспитанников, которые не только расширяют сферу деятельности своих членов, но и дают возможность осваивать опыт межличностного взаимодействия и сотрудничества.

К социально ориентированным объединениям детей можно отнести различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды и иные формирования. Разнообразны задачи, решаемые таким социально ориентированным объединением:

включение детей в социальную практику с целью обеспечения условий для приобретения ими опыта субъектной самореализации, успешной адаптации к социальной среде; удовлетворение и развитие разнообразных, в том числе и социально ориентированных, потребностей и интересов воспитанников; защита прав, достоинства, интересов воспитанников, в том числе и от встречающегося негативного влияния окружающей этих детей социальной среды.

Детские объединения социально-педагогический феномен, имеющий собственную специфику функционирования и педагогического руководства. В частности, нормы, зафиксированные в уставе объединения, носят самообязывающий характер, как правило, тесно связаны с нормами морали. Именно поэтому детское общественное объединение правомерно рассматривать как начальную школу демократии.

Общественно-ориентированные объединения детей и подростков, существующие в настоящее время в нашей стране – организованные по инициативе детей и взрослых, возникающие целенаправленно или спонтанно, призваны не только удовлетворять потребность людей в передаче и усвоении опыта позитивного социального взаимодействия, но и обеспечивать условия успешной личностной самореализации, включение в процесс социально ориентированной деятельности, обусловливающий, как это ни громко звучит, существование и прогрессивное развитие нашей цивилизации.

Жизнедеятельность объединения воспитанников во многом определяют принципы, т.е. руководящие положения, регулирующие деятельность и взаимоотношения членов объединения. Успех деятельности социально-ориентированного объединения детей определяется способностью решать поставленные задачи. В силу этого объединению следует развиваться, опираясь в своей жизнедеятельности на следующие принципы:

  • принцип социализации , определяющий непрерывность и открытость освоения воспитанниками социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи и его место в социальной среде в целом и школьной среде в частности;
  • принцип гуманизации , обеспечивающий объединение и личности в нём самоценное существование;
  • принцип демократизации , гарантирующий воспитаннику осуществлению его прав и предусматривающий его ответственность в деятельности объединения, а также, гарантирующий реализацию прав и обязанностей объединения в социуме;
  • принцип индивидуализации , признающий учёт и развитие индивидуальной личности и своеобразие объединения;
  • принцип сотрудничества , обусловливающий субъектное взаимодействие как внутри, так и вне объединения, а также гарантирующий реализацию прав и обязанностей объединения в социуме;
  • принцип гармонизации , определяющий согласованность интересов личности и общества;
  • принцип интеграции , обусловливающий объединение усилий всех членов организации в целях её успешной деятельности.

Построенная на указанных выше принципах жизнедеятельность социально ориентированного объединения детей предполагает осуществление последовательных взаимосвязанных процедур: стратегического целеполагания, программирования, диагностики, конструирования деятельностного, информационного, коммуникативного, эмоционального и личностного пространства, анализа, синтеза, принятия решения, ориентированного на дальнейшее движение к цели объединения как условие его прогрессивного развития.

В зависимости от направленности и содержания деятельности различают следующие объединения:

  • расширяющие общий кругозор воспитанников на основе их интересов и потребностей (клубы: весёлых и находчивых, интеллектуальные, волонтёрские и др.). В них дети приобретают и накапливают новые знания и умения, расширяют свои интеллектуальные, эмоционально- коммуникативные возможности, обмениваются интересующей их информацией, приобретёнными умениями, осваивают практику личностной самореализации. Такие объединения имеют относительную социальную направленность, так как большей частью ограничивают свою деятельность рамками учреждения, в котором находятся.
  • предполагающие воспитанника различные виды социально ориентированной деятельности как форму социальной практики (патриотические, спортивные, краеведческие, экологические, миротворческие, вожатские объединения органы самоуправления и др.);
  • нацеленные на создание специальных ценностно – ориентированных организаций, союзов, сообществ.

Детские объединения в значительной мере выполняют функции учреждений и структур дополнительного образования. Среди этих функций выделяют деятельностно – активизирующую, мотивационно- потребностную, прогностическую. В детских объединениях воспитанники включаются в разнообразные виды деятельности на основе своих интересов и потребностей, что несомненно, расширяет границы реализации их личностных возможностей в системе общественных отношений. В объединениях воспитанники удовлетворяют свою потребность в неформальном общении, в активной самореализации овладевают умением прогнозировать своё будущее, осознавать общественное предназначение. Объединения осуществляют защиту прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды, расширяют социальные права (сравнительно с теми, что имеет ученик в школе и в семье).

Социально ориентированное объединение воспитанников имеет свою специфику. Во-первых, объединение привлекает всех желающих независимо от того, как человек учится в школе, как к нему относятся педагоги, есть ли у него отклонения в поведении. Эта специфика объединения определяется как его гуманистическая направленность, проявляющаяся в свободе субъектной самореализации всех членов. Во-вторых, объединение воспитанников реализует свою общественную направленность, тем самым, помогая каждому члену объединения развивать свои «социальные чувства» характеризующие человека как зрелого социального субъекта. Наконец, социально ориентированное объединение детей успешно в том случае, если сформировано сообщество единомышленников. Общеизвестно, что подростки и юноши придают большое значение коллективу сверстников, его установкам, мнениям, оценкам. Именно поэтому так важна в объединении совместная деятельность. Если объединение воспитанников социально ориентированно, то оно выступает как сообщество, объединённое стратегической общественно значимой целью жизнедеятельности, со своим распределением полномочий внутри объединения, взаимоотношениями ответственности, зависимости, взаимодействия.

Ориентиром в деятельности объединений детей и подростков служат принципы устройства и функционирования детских общественных объединений, осмысления практики детского движения в целом. Значительное место здесь занимают:

  • самостоятельность как личностная ориентация;
  • самореализация как смысл включённости личности в объединение;
  • самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков;
  • самодеятельность как способ существования объединения и субъектной самореализации его членов;
  • самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения;
  • социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности;
  • участие и поддержка со стороны взрослых как их ответственность за педагогические последствия организованной детской самодеятельности;
  • возрастающая включённость детей в общественные отношения как способ их личностного становления в детском объединении.

Успешность деятельности социально ориентированного объединения во многом определяется соблюдением законов субъектной самореализации. Такие законы имеют общую направленность: самореализация во благо себе и другим людям.

Закон правды : запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.

Закон добра : будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

Закон заботы : прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим тебя людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон любви : любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйтесь его.

Закон милосердия : тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них.

Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе. Сохрани эту память, передай другим.

Закон уважения : хочешь, чтобы тебя уважали, уважай сам человеческое достоинство других.

Закон старости : помни, что старость уважается всеми народами, это закон природы. Будь цивилизован, уважай, понимай и принимай старость.

Закон свободы : каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости : пусть вчера струсил, помни, что мы всегда с тобой рядом. Впредь будь смел.

Закон чести : помни о своей физической силе. Но чаще вспоминай о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Честь - самая высшая сила.

Социально ориентированные объединения обычно создаются для определенной деятельности и дают возможность ребятам в них самореализоваться. Как добиться успеха в деятельности такого объединения, как умножить свои достижения, как самосовершенствоваться, развиваться, помогая и другим делать это?. Существует немало способов, приёмов, индивидуальных вариантов достижения личностной успешности в деятельности, успешной организации жизнедеятельности социально ориентированного объединения.

Рассмотрим условия личностной успешности воспитанников в деятельности социально ориентированного объединения.

Первое условие – ДЕЙСТВУЙТЕ!

Мы стоим на верном пути!
Мы стоим на верном пути!!
Мы стоим на верном пути!!!
Мы стоим, а надо ИДТИ!!!
А.М. Моисеев

Второе условие – ИЗУЧАЙТЕ, ПОЗНАВАЙТЕ, ПОНИМАЙТЕ

Боишься по-настоящему лишь того, чего не понимаешь.
Явления, события, людей.
И.С. Тургенев

Третье условие – ПРИОБРЕТАЙТЕ И НАКАПЛИВАЙТЕ свой опыт!

Нельзя съесть яблоко за другого.
Народная мудрость

Четвёртое условие – ДЕЛИТЕСЬ накопленным опытом с другими!

Истинно щедр тот, кто даёт из того,
Что принадлежит ему самому.
Сенека Младший

Пятое условие - СОВЕРШЕНСТВУЙТЕСЬ!

Верь сам в себя наперекор вселенной…
Р. Киплинг

Шестое условие – НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ!

Мы видим себя входящими в грядущие времена…
Ю.А. Яковлев

Седьмое условие – ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ с единомышленниками!

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего люди.
А. С Макаренко

Социальная практика воспитанников МОУ ДОД подростковый клуб «Ровесник»

В МОУ ДОД подростковый клуб «Ровесник» занимаются 210 ребят в возрасте от 6 до 35 лет. Ежегодно проводятся более 25 мероприятий, которые охватывают около 500 детей и взрослых. Разрабатываются образовательные и воспитательные программы различной степени сложности, ориентированных на индивидуальные возможности и способности ребёнка. Работа подросткового клуба «Ровесник» направлена не только на культурно – досуговый характер, но и на определение помощи интеграции ребёнка в обществе, помощь в его развитии, воспитании, дополнительном образовании, профессиональном становлении – помощь в социализации ребёнка, поэтому педагогический коллектив клуба «Ровесник» ставит перед собой задачи – воспитание личности творческой, конкурентоспособной, интеллигентной, готовой к непрерывному саморазвитию, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям.

Любимым времяпровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, сборы в подъездах. Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков. С этой целью в клубе «Ровесник» разработана комплексная программа социально – педагогической помощи «ОБЕРЕГ» для подростков, которая включает в себя три блока: работа с подростками, родителями, педагогами.

Деятельность учреждения дополнительного образования увеличивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрирует те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в работе по предупреждению преступлений и правонарушений.

В связи с социальными потребностями нашего современного общества была организована волонтёрская группа из активных и желающих воспитанников клуба «Ровесник», деятельность, которой направлена на реализацию программы «Оберег». Содержанием программы является: организационно-практическое (проведение социально-ориентированных акций), спортивно-развлекательных игр, информационное (создание информационного фотостенда «Это мы можем».

В течение двух лет наш подростковый клуб «Ровесник» сотрудничает с УСОШ №2. п. Уренгой. Участие педагогов и волонтёров клуба в правовом турнире «Каждый правый имеет право», проводимом в рамках районной профилактической акции «Правовая пропаганда», 14.04.2009г., политическая игра «Политическая палитра», организаторами, которой являлись педагоги подросткового клуба «Ровесник», октябрь 2008г., на базе клуба прошла акция «Задумайся сейчас», посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом, поселкового уровня, 1 декабря 2008 г. А также волонтёры Юля Бобрышева, Татьяна Польща под руководством Э.М. Проценко являлись участниками окружного семинара-тренинга «Волонтёрское движение – эффективный путь в молодёжной среде» в г. Ноябрьск, сентябрь 2008г. Рисунок 1; 2;3;4;5.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Политическая игра «Политическая палитра», октябрь 2008г.

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11;

Поездка на окружной семинар воспитанников волонтёрского объединения в г. Ноябрьск под руководством Проценко Э.М.

Рисунок 12

Ожидаемая и реальная социальная практика, показывает, что подростки максимально ориентированы на успешную социальную самореализацию. Эта ориентация осуществляется в ходе продуктивного взаимодействия процессов ожидаемой и реальной практики ребят, профессиональной постоянной педагогической поддержки, определяющей сущность педагогического процесса как культурной, социально ориентированной деятельности.

Выбор приоритетов развития общественной активности подрастающего поколения опирается на представление о том, что воспитание процесс трансформации ценностей общества в потребности личности. Детские общественные организации от ученического самоуправления отличает самостоятельность выбора детьми конкретного направления деятельности (по интересам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЗАЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНАП БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Развитие детского движения в

МБОУ «Казацкая СОШ».

Подготовила

Старшая вожатая

МБОУ «Казацкая СОШ»

Чернушенко Т.В.

Выбор приоритетов развития общественной активности подрастающего поколения опирается на представление о том, что воспитание процесс трансформации ценностей общества в потребности личности. Для достижения положительных результатов на практике необходимо объединение усилий всех социальных институтов воспитания.
Демократические преобразования в обществе длительностью более десятилетия, признание приоритета гуманизма, плюрализма культур и социальных свобод создали условия для становления личности, осознающей свою роль в событиях современной истории, способной к осознанному профессиональному и жизненному выбору и ответственной за его последствия.
В проекте Концепции федерального государственного стандарта общего образования второго поколения говорится о том, что Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет подрастающему поколению высокие требования. У юного гражданина должны быть сформированы способности и качества: выбора идеологических ориентиров, устойчивых критериев оценки совершаемых поступков, прогнозирования жизненных перспектив.

Таким образом, миссией образовательных учреждений становится воспитание человека умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свой потенциал и реализуя себя в социально значимой деятельности.
В процессе развития ребенка трудно переоценить роль педагогической поддержки, концептуальные положения которой были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии.
Воспитание невозможно без личностно-ориентированной системы деятельности педагога, без тесного взаимодействия педагога и ребенка. Не случайно О.С. Газман рекомендует педагогам строить взаимодействие с ребенком в первую очередь на основе гуманистических принципов. Каждый педагог должен знать и понимать, что:

Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
- Самореализация педагога в творческой самореализации ребенка;
- Все трудности непринятия нужно преодолевать нравственными средствами;
- Нельзя унижать достоинства своей личности и личности ребенка;
- Дети носители грядущей культуры. Необходимо соизмерять свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание диалог культур;
- Нельзя сравнивать никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
- Надо признавать право на ошибку и не судить за нее;
- Надо уметь признать свою ошибку;

Защищая ребенка, надо учить его защищаться.
Раскрывая сущность педагогической поддержки, автор особо выделяет, что поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что имеется уже в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве.
В Конвенции ООН о правах ребенка определено, что детство это время от рождения человека до 18 лет. В этом жизненном пространстве особое место занимают школьные годы как годы становления и интенсивного развития личности.
Все, что ребенку необходимо в школьные годы, а он стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении), невозможно без педагогов.
Среди представителей различных педагогических профессий вожатый занимает особое место. На него ложится большая социальная ответственность за подрастающее поколение. Поэтому к вожатому предъявляются высокие требования: он должен строить воспитание на основах личностно значимых и общечеловеческих ценностей; уметь организовать коллективно-творческую и социально значимую деятельность; развивать творчество детей и подростков; знать, понимать и использовать в работе возрастные и половые особенности детей; уметь управлять детским коллективом; развивать самостоятельность и инициативу детей. Вожатый в первую очередь грамотный педагог и умелый воспитатель. Он не может начать практическую реализацию той или иной программы без осознания базовой концепции как установки и мотива собственной деятельности в процессе воспитания и развития подрастающего поколения.
Опыт показывает, что именно старшие вожатые становятся организаторами общественно-полезной, творческой деятельности в детском коллективе, способствуют развитию самоуправления, поддерживают детские инициативы.
Педагогическая позиция старшего вожатого по отношению к детям друг, старший товарищ. Он изучает интересы детей, их способности, выявляет лидерские качества, развивает активность, самодеятельность, инициативу, создает дружный сплоченный коллектив и т.д.
Разнообразие детских объединение по своей сути является школой общественной жизни, так деятельность объединений создает возможность содержательного насыщения свободного времени ребенка, дает реальную возможность ее участнику научиться выбору, сформировать свой интерес.

Развитие детских общественных объединений в МБОУ «Казацкая СОШ» и взаимодействие с органами ученического самоуправления

Наряду с развитием ученического самоуправления большое значение в воспитательной системе образовательного учреждения имеют и другие формы ученической самодеятельности и активности, в том числе детские общественные организации и объединения. Детские общественные организации от ученического самоуправления отличает самостоятельность выбора детьми конкретного направления деятельности (по интересам).

Большинство организаций и объединений созданы по военно-патриотическому, гражданско-патриотическому, экологическому, социальному, спортивному, художественному, туристическому направлениям.

В нашей школе существует детская общественная организация «Доброград». Вместе с этим объединением сохранились пионерские и кадетские отряды.

Среднее количество участников таких объединений составляет от 50 до 80 человек.

Если ученическое самоуправление по возрастному составу больше опирается на старшую школу (от 100% - 55%) – период социального становления личности, то детские общественные формирования – на среднюю школу (от 100% - 73%) – период творческого развития личности.

Общую координацию деятельности детского общественного объединения и организации, также как и ученического самоуправления, находящихся на базе школы осуществляет муниципальный Дом Детского Творчества. Организационно-методическую работу ведут в основном педагоги школы и учреждения дополнительного образования.

Основными формами работы детской общественной организации являются: конкурсы, презентации и клубные дни по тематическим направлениям, турслёты; фестивали: экологические «Родная Земля», «Чистая вода», «Живая природа», театральные «Дети детям», «Мир Дому твоему», «Пусть всегда будет солнце», журналистские, различные военно-патриотические и гражданско-патриотические и т. д.

Стали уже традиционные мероприятия: День детского общественного объединения, Весенняя неделя добра, акции «Нет наркотикам!» и «За здоровый образ жизни», акции «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» и журналистские, спартакиады для школьников.

Взаимодействие с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления.

Работа по методическому сопровождению деятельности органов ученического самоуправления и детских общественных объединений, поддержке деятельности школьных вожатых осуществляется центрами по взаимодействию с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением.

Свою работу «Доброград» организует по следующим направлениям: поддержка и развитие органов ученического самоуправления; подготовка и обучение детского актива; добровольческое движение; организация и проведение мероприятий и конкурсов разработка и реализация программ перспективного развития ученического самоуправления.

Активизация деятельности ученического самоуправления, расширение работы с детскими объединениями и старшими вожатыми требует увеличения численности сотрудников.

Работа «Доброграда» строится на основе лидерских смен в каникулярное время, смены также проводятся в зимние, осенние и весенние каникулы. На каждую смену разрабатывается тематическая программа.

Развивается участие подростков в работе смен – в том числе в качестве помощников вожатых – инструкторов с последующим привлечением старшеклассников к работе в школах с активом младших классов. Таким образом, создается непрерывная цепочка передачи опыта и традиций.

Необходимым условием успешного развития системы ученического самоуправления является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала педагогических работников, курирующих работу.

Учитывая недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки старших вожатых приоритетным направлением является повышение их квалификации и оказание систематической методической помощи.

Ещё одним важным направлением в работе с вожатским корпусом является подготовка вожатских педагогических отрядов для работы в детских лагерных лидерских сменах из числа студентов педагогических вузов. Благодаря такой направленности в деятельности педагогических отрядов студенты во время летней педагогической практики получают навыки работы с ученическими активами и учась на старших курсах начинают свою педагогическую деятельность в качестве старших школьных вожатых.

Серьёзной поддержкой в работе старшего вожатого является наличие у него закрепленной комнаты, помещения.


Активно заниматься вопросами воспитания молодежи в мире начали в конце XIX столетия, когда появились первые детские и юношеские движения. В начале XX века они пришли и в Россию. После революции 1917 года главенствующую роль в воспитании молодежи заняла коммунистическая идеология. После распада Советского Союза на десятилетие вопрос создания и поддержки молодежных организаций был пущен на самотек. Лишь в начале 2000-х годов государство вновь обратило на него внимание. В 2015 году в России был создан союз школьников – организация, которая займется воспитанием подрастающего поколения.

Дореволюционный период и первые годы советской власти

Начало массовому движению молодежи России положили не революционные союзы молодежи, не комсомол, а религиозные организации юношества. Христианское молодежное движение возникло в самом начале XX века. Оно было инициировано извне миссионерами Всемирного христианского союза молодых людей, присланными в Россию в 1900 году. Вскоре Христианский союз молодых людей преобразовался в самостоятельное общество под названием «Маяк». В 1908-1909 годах только в Петербурге «Маяк» насчитывал 1615 членов, большинство из которых были в возрасте от 17 до 25 лет. «Маяки» просуществовали на территории России до 1923 года.

Ученические волнения 1905-1906 годов вынудили официальные власти пойти навстречу требованиям учащихся средних учебных заведений и разрешить деятельность культурно-просветительных учреждений. В ноябре 1906 года в России было зарегистрировано московское общество «Сетлемент» (так за границей называли добровольные общества интеллигенции, которые вели культурническую работу среди городской бедноты, в том числе среди детей и подростков). Это был первый в России детский клуб, в составе которого действовали мастерская, детский сад, школа, небольшая обсерватория.

Станислав Шацкий, русский и советский педагог: «Серость жизни для подростка и юноши является настоящим ядом, вызывающим острую жажду ярких, острых переживаний, в конечном счете, безразлично, в чем бы они не выражались»

Опыт работы московского «Сетлемента» и детских объединений Петрограда получили распространение по всей России и заложили основу культурно-просветительной и спортивно-оздоровительной работы с детьми, подростками и молодежью. Это была, по сути, система клубов по интересам на основе самоуправления с организацией летней оздоровительной работы за городом. Дети были предоставлены сами себе, но им было предложено ухаживать за огородом, варить пищу, убирать свои комнаты. Этим клубам прочили широкое распространение. Однако общество «Сетлемент» было закрыто полицией в декабре 1908 года «за пропаганду социализма среди детей».

Николай II, император: «Завести в деревнях обучение детей в школах военному строю и гимнастике запасными унтер-офицерами за умеренную плату»

После поражения России в Русско-японской войне (в 1904-1905 годах) в стране шел поиск путей формирования гражданского общества, государство осознало необходимость дать молодежи патриотическое воспитание. В 1908 году появилась молодежная организация «Потешные войска» . Это название было взято в память о мальчиках, с которыми Петр Великий играл в войну, а потом создал из них лучшие гвардейские полки – Семеновский и Преображенский. Инициатива их создания принадлежала лично императору. 8 января 1908 года Николай II дал указание создать детские части. Организовано это движение было под эгидой Министерства просвещения в виде военизированных отрядов, сначала для сельской, а потом для городской молодежи. Отставные унтеры учили мальчиков маршировать, петь строевые песни, выполнять приемы с деревянными ружьями.




Существовавшая в России система воспитания была ориентирована на воспитание мальчиков по образцу военных кадетов: школьное помещение уподоблялось казарме, учителя воспринимались как командиры, дисциплина была армейской. Однако широкому распространению движения помешали начавшаяся Первая мировая война и революция. Поздним аналогом стали советские «Зарница» и «Орленок».

Константин Дружинин, генерал царской армии: «Да возрастут сверстники нашей Великой Надежды - Государя Наследника Цесаревича Алексея, воспитанными семьей, школою и общественной жизнью в воинском победно-воинственном духе»

Среди неполитических направлений своей организованностью и массовостью выделялось скаутское движение , пришедшее в Россию из Великобритании. Главной его целью являлась подготовка подрастающего поколения к служению Отечеству (не военному, а в целом). Широко использовались яркие и многообразные игровые формы. Основателем и шефом мировой организации скаутов является английский генерал Роберт Стефенсон Смит Баден Пауэлл. Официальной датой появления скаутского движения считается 1908 год.

В скаутской организации был отчасти преодолен антагонизм между отцами и детьми. Скаутинг объединил подростков, молодежь и взрослых различных религиозных конфессий, различных рас и этносов, не только католической Европы, но и православных народов, мусульманского мира. Была создана принципиально новая общественная молодежная организация, вобравшая в себя все лучшее, что накопило человечество к началу XX века. Суть скаутского движения выражалась в формировании самостоятельных характеров, развитии чувства солидарности, необходимости дисциплины в интересах коллектива. Как известно, скаутинг – это, прежде всего, конкретные живые люди – и дети, и взрослые, объединенные общей игрой. Скаутинг ставит перед собой задачу воспитания гражданина-общественника, у которого общее выше собственного «я», который мыслит себя как часть единого целого.

Царь Николай II распорядился, чтобы книга Баден Пауэлла Scouting for boys была переведена на русский язык, и предложил школам испробовать метод воспитания мальчиков в соответствии с ней. Первый русский вариант Scouting for boys был напечатан Академией Генерального штаба и вышел под названием «Юный разведчик» в 1909 году. Книга вдохновила капитана первого лейб-гвардии стрелкового его Величества полка Олега Пантюхова основать в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый отряд русских скаутов из семи мальчиков. Таким образом, днем рождения скаутской организации в России можно считать 30 апреля 1909 года. Первое звено отряда Пантюхова называлось «Бобер». Руководители старались ввести и свою русскую форму, а ротный портной сшил русские кафтаны и барашковые шапки с малиновым верхом. Но конкретная жизнь (походы и игры) показала, что эта форма непрактична. Жена Пантюхова сшила первый флаг, создала рисунок первой эмблемы российских скаутов, которая условно называется «Мальчик под деревом». Существует легенда, что прообразом этого мальчика был сын императора Николая II Алексей.

Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. Движение быстро распространялось по России и активизировалось, как и во всем мире, в связи с началом Первой мировой войны. Таким образом, расцвет скаутинга в России связан с Первой мировой. После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитала от скаутинга. В 1922 году скаутские организации в Советской России были запрещены. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 года.

Детские и молодежные движения в Советской России и СССР

Революция 1917 года и смена идеологии заметно сказались на молодежной политике. На смену детским и юношеским движениям, сформированным в начале XX века, начали приходить организации, главенствующая роль в которых отводилась коммунистической идеологии. Примерно до середины 1920-х годов старые и новые движения сосуществовали, однако постепенно организации красной молодежи вытеснили конкурирующие объединения.

Главную роль в разгроме дореволюционных молодежных объединений сыграл созданный в 1918 году Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ) . В 1924-м он был переименован в Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ), а в 1926 году – во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). 29 октября - 4 ноября 1918 года прошел Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ.

Комсомол был создан большевиками для поддержки на уровне молодежи действий партии большевиков. Если в октябре 1918 года в РКСМ состояли 22 тысячи человек, то к III съезду комсомола (1920 год) движение насчитывало уже почти полмиллиона членов. Комсомолу отводилась большая роль в выполнении поставленных партией задач.

Владимир Ленин, лидер большевиков: «Вы должны быть первыми строителями коммунистического общества среди миллионов строителей, которыми должны быть всякий молодой человек, всякая молодая девушка. Без привлечения всей массы рабочей и крестьянской молодежи к этому строительству коммунизма вы коммунистического общества не построите»

В 1941 году в СССР было более десяти миллионов комсомольцев. 3,5 тысячи членов ВЛКСМ стали Героями Советского Союза во время Великой Отечественной войны, 3,5 миллиона были награждены орденами и медалями. В дальнейшем социальная база ВЛКСМ расширялась, в 1960-1980-х годах комсомольцами становились практически все старшие школьники. Комсомол участвовал практически во всех сферах жизни Советского Союза. В эти годы ВЛКСМ активно продвигал участие членов организации на всесоюзных или региональных «ударных комсомольских стройках».

Под крылом ВЛКСМ было создано подшефное движение – пионерская организация. Ее появление произошло на фоне борьбы со скаутизмом было обусловлено осознанием того, что необходимо создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. При этом ряд скаутских элементов, пусть и в измененном виде, позаимствовали идеологи пионерии. Так появились ее символы: красный галстук (вместо зеленого), белая рубашка (вместо зеленой), а скаутский девиз «Будь готов!» трансформировался в пионерский лозунг «Всегда готов!» Окончательное формирование пионерской организации произошло 19 мая 1922, когда на Всероссийской конференции ВЛКСМ была принята резолюция о создании организации для детей от десяти до 15 лет.

«Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы „скаутинг“. Учитывая опыт Московской организации, Конференция поставляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК»

Организация получила название «Юные пионеры имени Спартака» , а через два года, после смерти вождя революции, ей было присвоено имя Владимира Ленина. Главной целью движения было воспитание детей в советском духе, подрастающему поколению прививались коммунистические идеалы, патриотизм, трудолюбие, коллективизм. Пионеры участвовали во всех значимых для страны событиях. В 1920-1930 годы они боролись с неграмотностью, собирали деньги для строительства фабрик и самолетов, агитировали за создание колхозов.

В годы Великой отечественной войны многие пионеры вступили в ряды Красной армии и партизанских отрядов. До сих пор на слуху имена пионеров-героев Советского Союза: Лени Голикова, Вали Котика, Марата Казея и многих других. После войны пионерская организация стала терять самодеятельный характер, становясь формальным объединением всех советских детей. В 1970 году членами Всемирной пионерской организации были свыше 23 миллионов школьников. За все время существования членами движения побывали более 200 миллионов человек.

Прежде чем стать пионером, советский школьник был обязан пройти через объединение для самых маленьких детей – движение октябрят , в котором состояли учащиеся семи-девяти лет. Группы октябрят – звездочки, в которые входили по пять человек – создавались в первых классах школ и действовали до вступления пионеры. Каждый октябренок носил на груди значок - пятиконечную звезду с портретом Ленина в детстве. Из звездочек формировался отряд – это школьный класс. Деятельность октябрят проходила в основном в игровой форме под руководством учителей и вожатых из числа пионеров.

При этом для младшего поколения коммунистов ЦК ВЛКСМ утвердил набор правил, которые октябрятам предписывалось знать и соблюдать

«Октябрята - будущие пионеры.
Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут»

История всех трех движений закончилась в сентябре 1991 года. После запрета КПСС прошел XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль комсомола исчерпанной. ВЛКСМ официально прекратил свое существование, а вместе с головной организацией ушли в прошлое и пионеры с октябрятами.

Детские и молодежные движения в современной России

Одной из первых молодежных организаций в новейшей истории страны стал Российский союз молодежи (РСМ). Движение было создано на базе комсомольской организации 31 мая 1990 года, когда официально объявило свою независимость от центрального союзного руководства ЦК ВЛКСМ. К настоящему моменту в ее составе насчитывается более 70 территориальных организаций, в которых состоят свыше 150 тысяч членов. А число участников ежегодных программ достигает четырех миллионов. РСМ – одно из наиболее массовых негосударственных, некоммерческих, неполитических молодежных объединений в стране.

Российский союз молодежи реализует более двух десятков общероссийских и более двух сотен межрегиональных программ и проектов для молодых людей. В числе приоритетных направлений работы образовательные, развивающие, патриотические, профориентационные, досуговые, культурные и спортивные программы. В жизни российской молодежи появились такие проекты, как «Студенческое самоуправление», «Российские интеллектуальные ресурсы», «Арт-Профи Форум», международный лагерь «Бе-Lа-Русь», программа «Кадры» и другие. Российский союз молодежи представлен в Общественной палате, Госдуме, его члены участвуют в экспертных советах парламента, органов власти.


Заметное место среди молодежных организаций в начале – середине 2000-х годов занимало движение «Идущие вместе» . Лозунг организации – «Все Путем», (созвучный с фамилией Владимира Путина). В марте 2000 года молодежная организация «Идущие вместе» провела свою первую акцию на Тверской улице в Москве. А 7 мая 2000 года, в день инаугурации Владимира Путина на пост президента, «Идущие вместе» громко заявили о себе, проведя в Москве акцию, в которой приняли участие до 15 тысяч человек. Участники были одеты в синие и красные футболки с изображением Путина с лозунгом «Все Путем». 7 ноября 2001 года движение провело широкомасштабную акцию «Генеральная уборка России», которая прошла во всех регионах, где было отделение «Идущих вместе». После этого члены организации провели еще несколько массовых акций, которые вызвали немалый резонанс в обществе.

15 апреля 2005 года было учреждено молодежное демократическое антифашистское движение «Наши» . Его руководителем стал Василий Якеменко, который сложил полномочия лидера организации «Идущие вместе» и возглавил «Наших». В ночь с 21 на 22 июня 2007 года «Идущие вместе» провели последнюю свою ежегодную массовую акцию «Обязаны помнить – 2007», посвященную Великой Отечественной войне.

Пришедшие на смену «Идущим вместе» «Наши» фактически продолжили проводить линию предшественника. Одним из наиболее заметных проектов движения стал ежегодный летний лагерь на озере Селигер в Тверской области. Главная задача форума – сплочение коллектива, встречи с видными политическими деятелями, журналистами, экспертами в различных областях, представителями власти, активный отдых, работа по различным направлениям. Многим нынешним политикам движение дало, как говорится, путевку в жизнь. Однако с течением времени молодежное движение стало маргинализироваться. Методы, которые применяли активисты движения во время акций и в борьбе с теми, кого считали врагами, граничили с преступными. Достаточно вспомнить нападения на оппонентов, травлю неугодных и другие истории из жизни «Наших». Кроме того, движение не раз обвиняли в использовании бюджетных средств в своих целях.

Однако вместе с почившим в бозе движением не перестал существовать, а даже, наоборот, получил новую жизнь форум «Селигер», который трансформировался в несколько молодежных мероприятий федерального уровня. Ежегодно сотни тысяч молодых людей собираются на профессиональных площадках от Калининграда до Камчатки для обсуждения наиболее актуальных вопросов по самому широкому кругу проблем. Центральным форумом является «Территория смыслов» на Клязьме , собирающий более шести тысяч участников для обсуждения политических, экономических и общественно значимых тем. Форум «Таврида» второй год подряд приглашает в Крым представителей творческой молодежи: художников, музыкантов, журналистов (около 3,5 тысячи человек за лето). Также проводятся форумы масштабом поменьше. В Калининграде «Балтийский Артек» посещают около 600 участников, которые обсуждают вопросы российской идентичности, культуры, литературы, взаимодействия власти и общества. А на другом конце страны – на Курилах – проходит форум «Итуруп», собирающий около 200 юношей и девушек. На каждом из четырех федеральных форумов работает «Конвейер проектов», в рамках которого участники представляют экспертам свои проекты, лучшие из которых получают поддержку в виде грантов.

В 2015 году президент Владимир Путин подписал указ, которым создавалась общероссийская детско-юношеская организация «Российское движение школьников» . Цель ее создания – совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Отделения организации появятся во всех регионах страны. От государства учредителем движения является Росмолодежь. При движении будет создан Российский детско-юношеский центр, который станет обеспечивать взаимодействие движения с органами исполнительной власти, местного самоуправления.

Сергей Шаргунов, писатель, публицист: «Мне кажется, то что это затеяли - это достойно. И я как раз сторонник в хорошем смысле деполитизации таких процессов. Причем я знаю, что изначально далеко не все были с таким подходом согласны. Молодежка привыкла, что деньги давали под сбор «массовки», а содержанием особенно не интересовались. А потом пришел Володин, и он про другое. Сам из вузовской среды и ему важнее, что у ребят в головах. И он понимает, что если все время привязываться к сиюминутным задачам, то в итоге молодежью просто пользуются»

Фактически Российское движение школьников – это первая с момента распада Советского Союза детско-юношеская организация, которая объединит сотни тысяч, а, может, и миллионы школьников. Идею создания организации поддержали в педагогической среде. Учитель русского языка и литературы лицея №1581 Оксана Ганабова отметила, что за два десятилетия в России выросло целое поколение, ориентированное исключительно на свои потребности. «Это то, что принято называть отсутствием коллективного сознания», –сказала она.

По мнению педагога, новое молодежное движение поможет вытащить нынешних школьников из виртуальной реальности, в которой многие из них практически живут, поможет им научиться выстраивать отношения в реальном мире. «У них есть внутренняя потребность в общении, но, к сожалению, мы не предоставляем такой возможности, – заявила Ганабова. – Они хотят каким-то образом взаимодействовать, но у них для этого нет ни площадок, ни каких-то других возможностей».

Оксана Ганабова, учитель: «Они очень мало думают о том, что мир вокруг них – это некая сложная система, некое сложное целое, которое требует от человека определенных усилий, чтобы в него вписаться и как-то его двигать и развивать»

Новая организация, которая заработает в полной мере с 2016 года, согласно замыслу, не будет копией ни одной из существовавших или существующих движений, в том числе пионерии. Ее главная задача – не продвижение политической идеологи, а привитие традиционной для России системы ценностей. О том, что движение будет максимально деполитизировано, говорит хотя бы тот факт, что инициатива его создания не исходила от какой-то конкретной политической силы, а было инициировано сразу четырьмя парламентскими партиями.

· Цель развития детского движения

· Актуальность исследования

· Проблема, поднятая в исследовании

· Цель исследования

· Задачи исследования

· Объект и предмет исследования

1. Первые внешкольные объединения (начало XX века) – «допионерский период»

1.2. Сетлементы

1.3. Скауты

2. Пионерский период

2.1 20-30-е годы

2.2 Пионерия в период Великой Отечественной войны

2.3 Послевоенный период

3. Постпионерский период

3.1. Конец 80-х - начало 90-х годов

3.2. Конец 90-х – до настоящего времени

Введение

Детское движение в России имеет почти вековую историю. Оно - явление демократическое, помогает самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует. Быть в окружении своих единомышленников (по спортивным, учебным, творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое мнение кого-то интересует – все это делает клубную деятельность очень привлекательной. Детское движение – процесс открытый, многоярусный. Размах детского движения, его развитие – показатели уровня демократизации общественной жизни в государстве. Цель детского движения можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны , это цель, которую ставят пред собой дети и которую можно определить как перспективу интересной жизни. С другой, это – воспитательная цель, поставленная для себя взрослыми, создавшими детский коллектив. Она состоит в том, чтобы, используя реальные взаимоотношения детей между собой, в семье, с взрослыми, с другими группами общества, государством, представленным, прежде всего школой, с природой, сформировать у детей определенный социальный опыт и готовность его обогащать. Во главе всей ребячьей деятельности находиться игра. Цель развития детского движения – «втянуть» ребенка в реальное, социально значимое творческое дело, помогая ему таким образом войти во взрослую жизнь и приобщиться к общечеловеческим ценностям. Путь к этому лежит через осуществление различных детских программ. Детское движение – одно из основ формирования демократической культуры общества. В этом смысле оно представляет собой социальную систему, основными элементами которой являются люди, их отношения и связи, объединения. В период распада СССР исчезли из школ пионерские организации, и довольно долго ребята были предоставлены сами себе. Иногда детей и подростков 90-х г.г. называют «потерянным поколением» и только во второй половине 90-х годов стало возрождаться детское движение, уже в новом качестве, так как жизнь диктовала формирование новых ценностей. Актуальность исследования обусловлена кризисным состоянием системы воспитания в современной России, потребностью обновления государственных и общественных структур, отвечающих задачам формирования человека - гуманиста, личности, индивидуальности, гражданина-патриота, жителя планеты Земля. С воспитанием подрастающего поколения связываются судьба, перспективы развития России. Будущее общества зависит от того, какими будут наши дети. В детских организациях они воспитываются активными гражданами своей страны. Изучение этого опыта на различных исторических этапах и в целом на протяжении истории страны и общества является весьма актуальным. Цель данного исследования: Проанализировать эволюцию детского движения в России. Предмет исследования - исторический анализ деятельности детского общественного движения в советский и постсоветский период.Объект исследования - процесс становления и развития детского движения в России.Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

1. Проследить процесс становления и развития детских организаций через изучение специальной литературы, сбор и анализ воспоминаний участников событий, встречи со специалистами в области развития детского движения современного Тольятти;

2. Выделить основные этапы этого процесса и выяснить их специфические особенности;

3. Определить масштабы детского движения и входивших в него организаций в рассматриваемые периоды;

4. Исследовать и обобщить опыт и роль детских и подростковых объединений в социализации личности, в развитии отечественной истории.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР

Начало XX века ознаменовало скачком в развитии Детства, превращением его из объекта взрослых воздействий в самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества. Исследователь Л. В. Алиева пишет, что исторически закономерен подъем детского движения в России.

Изучение опыта детского движения привело к обоснованию этапов его становления и развития.

В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т. В. Трухачева, Л. В. Алиева, И. В. Руденко, А. Г. Кирпичник, В. А. Кудинов и др.) положена периодизации истории государства, тех событий его жизни, которые, так или иначе, влияли на развитие детского движения.

Исследователи выделяют следующие периоды развития детского движения:

Допионерский;

Пионерский;

Постпионерский

Л. В. Алиева дает следующую периодизацию:

I этап: 10-е годы XX века- возникновновение детского движения, как специфической социальной реальности;

2 этап: 20е – начало 30х годов XX века – становления детского движения в форме пионерсвта, как нвоого средства воспитания детей;

3 этап: 30е – 80е годы XX века – развитие пионерского движения как массовой детской организации, звенка системы коммунистического воспитания подрастающего поколения;

4 этап: 90е годы XX века – 10е годы XXI века – саморазвитие и саммопределение отечественного детского движения в новых социально-экономических, исторических условиях российского общества.

Автор другой периодизации - М. В. Богуславский связывает этапы развития детского движения с личностью взрослого–руковдителя, показывая, как меняется образ взрослого в истории детского движения в России – от фантазеров, романтиков к рабочим-производственниккм и от них к профессиональным организаторам детского движения, классным руководителям, способным работать с «пионерами».

Даем краткую характеристику основных периодов развития детского движения в России.

Допионерский период.

Началом этого периода можно считать конец XIX века. Это был период становлений на законодательной основе объединений (обществ либо союзов) самых разных направлений деятельности. В конце XIX начале XX века в России добровольные объединенрия подростков создаются в общеобразовательных учреждениях – школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды. Различные детские группы опявляются в разных городах и называются они по-разноиу: в Ижевске – Дом юного пролетария, в Перми – муравейник и т.д.

Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном участии многих бывших скаутмастеров.

Развитие детского движения в допионерский период, по мнению Трухачевой Т. В. Характеризиуется следующими признаками:

Выбор группы, как ребенком, так и взрослым;

Выбор целей, задач, законов, обычаев, символов, ритуалов, программ, знаков отличия детьми вместе с взрослыми;

Многочисленность состава групп, разнообразие мест их базирования;

Отсутствие контроля за их деятельностью, со стороны специально созданных для этого органов и отсутствие самх органов;

Добровольность вступления в группу, как взрослого, так и ребенка.

Разнообразие форм, методов работы детских формирований в этот период свидетельствуют о фактах наличия в обществе в 10е – 20е годы уникально социально-педагогического явления, характеризующегося в отличие от школы динамичностью, социальной ориентированностью, новой позицией ребенка и взрослого.

Однако постепенно детское движение в России приобретает политическую напрвленность, сужая рамки движения – от широкого спекрта к единой массвоой организации. И рождается пионерская организация.

Организация пионеров рождается и развивается с начала XX века в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма.

1. Первые внешкольные объединения

В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве.К 1917 году в России было 17 значительных детских организаций. Вот некоторые из них:

1.1. Майские союзы

Мало кому сейчас известно имя Захария Топелиуса - детского финского писателя. В конце XIX - начале XX века он удачно конкурировал со своим знаменитым датским коллегой Гансом Христианом Андерсеном. В своих коротких рассказах Топелиус приучал детей прислушиваться «к двум великим голосам: голосу совести и голосу природы».

Впрочем, главное дело писателя - отнюдь не книги. А школьные Майские союзы, где дети соревновались в совершении добра к животным. Так, на Рождество по всей Финляндии дети устраивали “новогодний обед лошадям”. Морковка, свежий бисквит, сахар, черный и белый хлеб.

Вступая в союз, ребята клялись не разорять птичьих гнезд, помогать попавшим в беду кошкам и собакам, сажать деревья.

«Никогда неправда не будет совершена с нашего согласия или оттого, что мы равнодушно допускаем совершение ее. Мы, мальчики, объявляем войну против коварства, жестокости и несправедливости. Мы будем всеми дозволенными средствами противодействовать насилию над мелкими птицами. Мы, девочки, в тех случаях, когда не можем сделать другого, будем горячо и убедительно просить обидчиков пощадить безвинные существа, которые требуют нашего заступничества. Все это мы обещаем во имя любви к Богу и Его творениям и из благодарности к птицам за их пение». Нарушать добровольную клятву считалось большим позором. Кто не желал или не мог выполнять обещание - выходил из союза.

В первый день мая все школьные союзы со своими знаменами выходили за город в какое-нибудь красивое место. В этот день избирался король Майского союза. Праздненство открывалось хоровым пением, затем следовали соревнования, игры, праздничный обед. Новый король и его “совет министров” руководили союзом до следующего мая.
Мода на них быстро распространилась и до России.
Считается, что первый в России Майский союз создан в мае 1898 года в селе Елисаветино, что в Псковской губернии мелкой помещицей Е.Е. Вагановой. Отдыхая в финской деревушке, она как-то разговорилась с мальчиками из Майского союза и решила такой же организовать у себя дома.
Деревенским ребятам понравилась идея, через год в союз записалось более двух сотен детей из всех близлежащих деревень. Как и в Финляндии, ребята из Елисаветино действовали только уговорами и убеждением, но никак не силой.

Союзу повезло с самого начала. Его поддержал популярный в стране детский журнал “Родник”. Министерство внутренних дел утвердило Устав. Сам губернатор князь Васильчиков пожаловал в гости к ребятам. По этому поводу по всему уезду были развешены такие объявления:
«Все члены Майского союза вашей деревни приглашаются в воскресенье, 23 мая, в с. Елисаветино на годовой Союзный праздник. Молебен начнется по окончанию обедни на погосте.
Просят членов захватить с собой ложки» (“Родник”, 1899, №8, стр.183).

В том же 1899г. другой детский журнал «Задушевное слово» опубликовал письмо одиннадцатилетнего мальчика Цили Авербурха с предложением учредить Всероссийский детский “Майский союз”.

Немногим позже Майские союзы появились в Умани, Киеве, Томской и Новгородской губерниях, на Урале. В 1909 году, в небольшом местечке Южа, что близ Иваново, такой союз образовался на базе детского сада. До наший дней дошел его Устав - настоящая мини-хрестоматия гуманитарно-педагогических знаний, проповедующая добро, ласку, милосердие.

Постепенно к популяризации Майских союзов подключились и другие издания: газета “Новое время”, журналы “Народное образование”, “Лесопромышленный вестник”. Выпускались дешевые брошюры.

Томский профессор H.Ф. Кащенко рассказал о союзах в своей книжке “Надо подружиться с природой”, подчеркнув в заключение, что “дружба с живой природой должна сделаться лозунгом двадцатого столетия”

Дети не платили взносы. Финансировали союз взрослые жители деревни - врачи, военные, священники, вошедшие в специальный попечительный комитет.


Цели общества заключается в следующем:

· в охране полезных в сельском хозяйстве вольных птиц;

· в ограждении животных от жестокого с ними обращения;

· в распространении среди подрастающего поколения сведений о необходимости правильного и разумного ухода за домашними птицами и животными”

А еще с детьми проводились игры и строевые учения, экскурсии и хоровые пения. Святые отцы вели духовные беседы: о милосердии к животным с точки зрения Евангельского учения. Такой комплексный подход к воспитанию детей - характерная черта многих Майских союзов.

Как правило, дети принимались в союз с 7 лет. Каждому выдавался значок “летящая ласточка” - эмблема Майских союзов, кто собственноручно строил полсотни скворечников, становился почетным членом.

Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов).



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то