Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании. Программа «одаренные дети» Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей Формы и методы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6) детские научно-практические конференции и семинары.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения, необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.

В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.

Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Очень важно не создавать у него «чувства исключительности»: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшей жизни, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.
Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая - это эксплуатация неординарных способностей ученика (вокальных, сценических, музыкальных и т.д.) ради престижа учебного заведения или его руководителя, что часто идет во вред самому ребенку. Вторая - это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.

Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного художественного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути в искусстве.





Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены неспособными развиваться. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.


Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. (из «Рабочей концепции одаренности»)




Специфика одаренности в детском возрасте Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.


Признаки детской одаренности (Д.Б.Богоявленская) Инструментальные признаки: специфические стратегии деятельности; индивидуальный стиль деятельности (склонность «все делать по-своему») и самодостаточная система саморегуляции; высокая структурированность знаний, умение видеть в сложном простое, а в простом – сложное; особый вид обучаемости.


Мотивационные признаки: повышенная избирательная чувствительность; чрезвычайная увлеченность каким-либо делом (и как следствие, поразительное упорство и трудолюбие); повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной и противоречивой информации; неприятие стандартных заданий и готовых ответов; высокая критичность и стремление к совершенству.


Склонность руководить, инициативность, легкость общения, оказывает влияние Повышенная любознательность, сообразительность, живость ума Интерес к предмету, владение терминологией, способность классифицировать и систематизировать. Художественно исполнительская Лидерская АкадемическаяИнтеллектуальная Активность в движениях, соревновательность, хорошая координация движений Психомоторная Желание мыслить и делать все по-своему, изобретательность, импровизация, ослабленное внимание к авторитетам Творческая Увлеченность искусством, неповторимость (крайность) в самовыражении. Воспринимает визуально


Создавать условия для проявления, развития самостоятельности и самодостаточности у ребенка Расширять круг интересов ребенка Поощрять проявление инициативы, высказывание «своего мнения» Поощрять проявление инициативы, высказывание «своего мнения» Специально давать задания, требующие творческого подхода. Развивать коммуникативные возможности ребенка Развивать коммуникативные возможности ребенка Привлекать к самоуправлению, т.е. вовлекать в организацию работы объединения. Не критиковать! Помните, что этих детей очень задевают ваши замечания. Стимулировать успехи в обучении: доска почета, новости в газете, конкурсы Особое внимание стоит обратить на развитие навыков саморегуляции, умение справляться с трудностями Перед началом занятий ребенок должен находиться в оптимальном эмоциональном состоянии. Стараться давать больше практических заданий


На занятиях, помните что перед вами ярко выраженные «визуалы», для них действует правило «лучше один раз увидеть…» Избегайте критики и резких замечаний Продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания, чтобы развивать познавательную активности этих детей. Чаще организовывать работу так, чтоб одаренный ребенок почувствовал себя лидером. Организовывать детям встречи с творческими людьми, расширять круг общения Проводить вечера, встречи, выставки, посвященные искусству, тренинги креативности.


Вместе с родителями организовать внеучебную деятельность ребенка (спортивные секции, клубы). Вводить соревновательные элементы в ход урока. Учить ребенка самодисциплине. В этом деле поможет: личный пример, психологические техники (переключение внимания, саморегуляция), ведение личной «Книги жизни», где ребенок сам для себя ежедневно записывает сколько раз за деть он переживал ту или иную эмоцию (в таблице эмоций), фиксирует причину. Такое самонаблюдение обычно приводит к желаемым результатам. Чаще создавать ситуации коллективной деятельности, развивать коммуникативные навыки, учить конструктивно решать конфликтные ситуации.


Стремится к тому, чтоб у ребенка выработалась адекватная самооценка Демонстрация возможностей ребенка в массовых мероприятиях Привлечение к деятельности самоуправления Обучение техникам самоконтроля и методам преодоления стрессовых ситуаций Проведение коллективных мероприятий в объединениях. Такие дети с радостью станут учить кого-то сами!


Организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы: 1) с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной); 2) в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной; 3) какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и т.д.;


Программы обучения одаренных детей должны: предполагать изучение проблем "открытого типа", позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы; учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком; содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или "знаний о том, как") и гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации; обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности; способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей; включать элементы индивидуализированной, психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.


Принципы диагностики детской одаренности: комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; длительность идентификации; преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики. анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам ребенка; использование тренинговых методов, предполагающие организацию определенного развивающие влияния; оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;


Критерии профессиональной компетентности педагогов: понимание психолого-педагогических проблем творчества и одаренности (в т.ч., эмпатия, толерантность); владение методами и приемами развития креативности обучающихся; высокий уровень развития собственного творческого потенциала; мотивационная готовность к работе с одаренными детьми.


Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога; принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества; принцип создания атмосферы здоровой конкуренции; принцип универсальной талантливости.


Модель организации психолого- педагогического сопровождения развития детской одаренности в ОУ Реализация программ формирования психологической готовности педагогов (родителей) к работе с одаренными детьми (информационный, диагностический, мотивационный, коррекционно-развивающий блоки) Реализация механизма психологического и психолого-педагогического мониторинга развития детской одаренности (педагоги, родители, педагог-психолог, ребенок) Реализация сквозных программ поддержки развития личности одаренных детей (валеологический, психосоциальный и когнитивный блоки)


Направления психолого- педагогического сопровождения развития детской одаренности Психолого-педагогическое просвещение и консультирование педагогов и родителей по актуальным проблемам детской одаренности; Мониторинг интеллектуального, личностного и социального развития актуально и потенциально одаренных детей (модели А.И. Савенкова, О.Н. Финогеновой, А.А. Лосевой и др.); Реализация курсов психосоциального развития обучающихся и курсов развития творческого мышления; Консультирование обучающихся в рамках индивидуального запроса; Обеспечение психологической комфортности образовательной среды.


Проект «Межведомственная модель организации работы с одаренными детьми» Разработка и апробация технологии социального взаимодействия как условия развития детской одаренности в ОУ (в т.ч., системы оценки ее эффективности) Разработка и апробация технологии психологического и педагогического мониторинга развития детской одаренности (потенциальной и актуальной одаренности) Разработка и апробация мониторинга психофизиологического благополучия и психологической комфортности одаренного ребенка в ОУ Разработка и апробация механизма диагностики и формирования психологической готовности педагогов к работе с актуально и потенциально одаренными детьми Разработка и апробация программ формирования профессиональных компетенций педагога, работающего с одаренными детьми Разработка и реализация индивидуальных траекторий образовательного маршрута (индивидуальных программ, планов), механизма оценки эффективности их реализации Создание и апробация системы психологического сопровождения реализации индивидуальных траекторий образовательного маршрута Разработка и апробация сквозных коррекционно-развивающих программ психолого- педагогической поддержки развития детской одаренности (психосоциального и когнитивного развития) Разработка и апробация механизма взаимодействия учреждений социальной сферы с семьей и родителями актуально и потенциально одаренных обучающихся





Развитие одарённости в учреждениях дополнительного

образования детей

КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж»

Преподаватель Томашевская О.А.

Большую роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.

В работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:


диагностика - прежде всего, необходимо отыскать одарённых детей.


предоставление выбора - талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно.


разработка личностно – ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.


развитие в одаренном ребенке психологии лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Важно не создавать у него чувства исключительности: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.

Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая - это эксплуатация неординарных способностей ученика ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку. Вторая - это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых. Если всех этих трудностей удается избежать, то область до¬полнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути. Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:


индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;


работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);


очно-заочные школы;


каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;


система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;


детские научно-практические конференции и семинары.

К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, можно отнести следующие:

  • выявление и развитие потенциальных возможностей;
  • активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;
  • поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.

Савенков А.И. описывает такие стратегии, как: ускорение обучения, углубление обучения, обогащение обучения (научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.), проблематизация обучения (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). Наиболее эффективно в работу должны быть включены такие формы как специально организованная интерактивная, проектная и творческая деятельность; тренинги развития творчества; мастер-классы развития творческой одаренности; обучающие семинары по кейс-методу; сетевое взаимодействие; научно-исследовательская работа; конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.

Выделяют следующие направления развития одаренности детей, которые применимы и в системе дополнительного образования:


1. Активное отношение к окружающему миру. Одаренные люди любознательны, креативны, информированы, активны. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло.


2. Самостоятельность. Одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди зачастую ограничивают их стремление.


3. Произвольность регулирования своего поведения. Поскольку одаренным детям все легко достается, то волевые усилия бывают минимальными. Проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых.


4. Организация индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – это система своеобразных действий, приемов, методов, которые применяет человек в своей деятельности и поведении.


5. Создание мотивации к развитию и обучению. Потребности и мотивы побуждают человека активности, действию, деятельности, заставляют его ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.

Педагоги системы дополнительного образования должны знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми. Программы для одарённых детей отличаются по содержанию, по процессуальности, по ожидаемому результату, по среде обучения. Разработка таких программ учитывает, что одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов; имеют потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и разбираться в них глубже; проявляют способность подмечать глубинные детали, особенности и выдвигать объяснения подмеченному; часто тревожны, в связи со своей непохожестью на других детей. Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям: o разработка гибких, индивидуализированных программ; o создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения; o стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей; o использование различных стратегий обучения и воспитания; o уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки; o поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.

  1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 – 95.
  2. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.
  3. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
  4. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Брасовского района

Локотская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н. Ф. Струченкова

Программа работы с одарёнными детьми

в объединении дополнительного образования

Составитель: Соскова Татьяна Ивановна

педагог дополнительного образования

МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

п. Локоть

«Одарённый человек - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». (В. А. Сухомлинский).

Одарённые дети в дополнительном образовании - это особенная тема для обсуждения и дискуссии. Проблема одарённых и талантливых детей постоянно озвучивается во всех средствах массовой информации. Это самая интересная и актуальная тема в современной педагогике и психологии. Ведь не секрет, что научно-технический прогресс России во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Одарённые дети - это те дети, которые превосходят своих сверстников по умственным возможностям и которые стремятся получить углубленное образование как можно быстрее, чтобы потом раньше включиться в творческую жизнь. Вообще, детство имеет самостоятельную высочайшую ценность. Главная проблема в отношении одарённых детей - это предвидеть заранее степень их успехов в будущем, чтобы уже теперь определиться с их умственной нагрузкой и определить виды дополнительных занятий, которые соответствуют их способностям. Одарённые дети в дополнительном образовании

имеют возможность свободного выбора образовательной деятельности, специализации программ и времени их освоения. При этом вид их деятельности определяется индивидуальными наклонностями каждого одарённого ребёнка. Одарённые дети в дополнительном образовании ориентированы в своей деятельности на освоении опыта интересующей их работы. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна и перспективна для всей системы дополнительного образования, поскольку одарённые дети в дополнительном образовании - это интеллектуальный потенциал и для развития самой системы дополнительного образования.

Что же такое одарённость? Одарённость - это способность к выдающимся достижениям людей во всех сферах человеческой деятельности. Терминология «одарённый ребенок» включает такие понятия как творческая способность, талант, одарённость, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.

Так же под термином «одарённость» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одарённый ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества. Одарённых детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребёнок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогов.
Одарённые дети:

Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Обучающиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психологического склада.

Дополнительное образование, как составная часть концепции непрерывного образования детей, является естественным партнёром школы, где на первом месте находится личность ребёнка. Система дополнительного образования при работе с одарёнными детьми основной своей целью ставит развитие творческих способностей в условиях индивидуального подхода в обучении. Для этого необходимо выявление явно или потенциально одарённых детей.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Формы обучения одарённых детей:

Индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области;

Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, учитель или педагог);

Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

Детские научно-практические конференции и семинары.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. Сюда часто приходят дети, одарённость которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создаёт условия для плодотворного освоения специальных умений, навыков и знаний.

В дополнительном образовании можно использовать единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Независимо от того, в каких условиях происходит обучение одарённых обучающихся - принципиальным является чему и как учится одарённый ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одарённых детей, должны отвечать целому ряду специфических требований.

Цель программы работы с одарёнными детьми: создание в объединении дополнительного образования условий для развития творческих способностей одаренных детей, их самореализации в условиях дифференцированного и индивидуального обучения.

Задачи программы:

1. Создание системы выявления и развития детской одарённости.

2. Создание условий, способствующих организации работы с одаренными детьми в

соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам обучающихся и педагога.

3. Овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно- ориентированного обучения, отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности, инициативности и творчества.

4. Выявление и поддержкиа талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода обучении вобъединении.

5. Разработка индивидуальных маршрутов для каждого обучающегося в объединении.

6. На основе психологического исследования, индивидуальных особенностей ребёнка помочь ему сделать выбор по душе.

7. Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.

8. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, педагогом через самостоятельную работу и проектную деятельность.

9. Создание условий для участия всех обучающихся в конкурсах и выстаках с целью реализации их способностей.

10. Развитие социальной активности и ответственности детей.

11.Укрепление механизма взаимодействия школы, родителей, объединения дополнительного образования, общественных организаций в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.

12. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других видах деятельности, позволяющих обучающимся проявить свои способности.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей:

1. Создание системы выявления одарённых детей:
- психолого-педагогическое исследование;
- системное наблюдение за детьми из года в год;
- выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований.
2. Организация учебного процесса:
- нестандартные занятия;

Использование современных образовательных технологий на занятиях в объединениях;

Индивидуальные образовательные маршруты;
- включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
- работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами;
- обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

Выставки творческих работ, конкурсы, фестивали.

При работе с одарёнными детьми необходимо учитывать определенные принципы:

У всех детей необходимо развивать их креативные качества, с детьми, отличающимися повышенными возможностями, необходимо вести специальную работу;
- работа по развитию одарённости детей не должна вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей, необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей (как правило, одарённым детям интересна любая область, они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться);

Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

Принцип создания условий для совместной работы воспитанников при минимальном участии педагога;

Принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг;
- принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность обучающегося, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения);
- принцип индивидуализации (учёте психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психологических процессов);
- принцип дифференциации (учитывает различия обучающихся).

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей.

В соответствии с нормативной правовой базой главная цель работы с одаренными детьми в дополнительном образовании - обеспечение нормального развития одаренного ребенка в образовательном процессе с учетом основных тенденций развития образования. Для реализации поставленной цели разработана система психолого- педагогического сопровождения одаренных детей, в основе которой лежит идея уникальности, необычности каждого человека, а также обучение, которое осуществляется в воспитательно - развивающем направлении. Психолого- педагогическое сопровождение предполагает 4 этапа:

1 этап - диагностический, включающий в себя систему изучения ориентации одаренных детей в творчестве,педагогической, психологической и специальной (углубленной) диагностики и мониторинга динамики развития обучающегося, а также выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития ребенка; подбор диагностических методик по определению направленности и степени одаренности детей.

2 этап - информационный. На этом этапе осуществляется подбор литературы, создание информационной базы данных по работе с одарёнными детьми, разработка и составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого одарённого ребенка с учётом его особенностей, при этом они имеют гибкую структуру и, при необходимости, могут быть дополнены и откорректированы.

3 этап - коррекционный. Консультации для одарённых обучающихся позволяют сформировать устойчивую позитивную мотивацию к исследовательской деятельности, а также «открывают» новые трудности для одарённых детей и тут же помогают разрешить сложившиеся проблемные ситуации.

4 этап - развивающий. Включает организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий, организацию мероприятий по социализации и адаптации одарённого ребенка. Формирование, углубление и развитие неординарных способностей обучающихся. Создание условий для развития, поддержки одаренных детей и их творческого проявления. Поиск, апробированние новых видов, форм, методов, средств обучения, оценивания учебной деятельности учащихся. Выстраивание личной системы работы, индивидуального педагогического стиля в общении с одаренными детьми.

Формы работы с одарёнными детьми:

Групповые занятия;
- индивидуальные занятия, консультации;
- конкурсы;
- участие в выставках, фестивалях;
- участие в городских, районных и областных мероприятиях.

Советы родителям одарённых детей.

1. Проанализируйте Вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребёнка.
4. Избегайте длинных объяснений и бесед.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одарённости.
6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
7. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- уметь помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Критерии оценивания результативности программы:

Число победителей конкурсов.

Число обучающихся с уровнем «средний» и «высокий».

Контроль за исполнением программы осуществляется:

1. Проведением контрольных тестов, анкетирования у учащихся творческого уровня.

2. Проведение школьных конкурсов, творческих отчетов.

Литература.

1. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45

2. Горский В.А. и др. Система дополнительного образования детей // Дополнительное

образование. - 1999. - № 3-4. - С.6; 2000. - №1. - С. 6.

3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. -М.:«Вербум-М», 2001.

4. Журнал «Завуч» № 1, 2000г., №7, 2004г.

5. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.- №1.- с.107-116

6. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.

7. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. - М.: «Молодая гвардия», 1997.

8. Лебедева В.П., Орлов В.А. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды, направленной на развитие творческих способностей школьников // Дополнительное образование. - 1999. - № 3-4.

9. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.

10. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.

11. Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 132-137.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то