Специалист среднего звена и квалифицированный рабочий. Подготовка специалистов среднего звена

Подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества.

Лёвкина Н.В. ,

Преподаватель английского языка

Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К.Лысенко, г. Лиски

E-mail: и

Некоторые рамки, например, Англии, - это квалификация и кредиты. Он является частью последующей деятельности в связи с Копенгагенской декларацией и разработкой комплекса согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов обеспечения качества в связи с Болонским процессом и является неотъемлемой частью программы работы по достижению целей образование и профессиональная подготовка, которые являются основными приоритетами для Европы.

Копенгагенский процесс является примером успешного сотрудничества между Европейской комиссией, государствами-членами и социальными партнерами. Европейское сотрудничество в области образования и обучения достигло результатов в трех областях: национальные реформы в обучении на протяжении всей жизни и в системах навыков; модернизация систем высшего образования и профессионального обучения; и создание европейских инструментов для повышения качества, прозрачности и мобильности. Но многое еще предстоит сделать, как количественно, так и качественно.

В данной статье рассматривается широко обсуждаемая в настоящее время проблема недостатка квалифицированных рабочих кадров для удовлетворения нужд инновационной экономики России. Для исследования были использованы несколько источников открытой информации:

О кадровом голоде в профессиональном сообществе заговорили уже давно. Тема очевидная и не слишком приятная.
Основные причины кадрового голода вполне понятны. Во-первых, это результат демографической ямы 1990-х годов. Во-вторых, старая советская система образования, при своих высоких стандартах, не готовила выпускников для постсоветской эпохи. Что касается молодых специалистов – образовательные учреждения слишком медленно реагируют на изменения рынка труда. При активном развитии российского рынка появляются новые сферы и направления бизнеса, однако подготовленных кадров к новым реалиям оказывается недостаточно.
Спрос и предложение на региональном рынке труда соотносятся как один к одному. В теории – на каждую вакантную должность есть человек, нуждающийся в работе. На практике же получается совсем по-другому: руководителям компаний требуются квалифицированные кадры, однако найти их не так-то и просто. И дело тут не в их отсутствии, а скорее в плохо налаженной связи между работодателями, специалистами и вузами.
В нашей стране 44% компаний испытывают сложности при поиске и подборе персонала необходимой квалификации. В Воронежской области ситуация не лучше. По данным опроса, в нашем регионе больше всего не хватает технических специалистов, инженеров, рабочих, административных кадров, финансистов и IT-специалистов. И с каждым годом нехватка квалифицированных работников ощущается все больше. Мало того, что из-за демографической ямы количество трудоспособного населения резко уменьшилось, так еще и подготовка специалистов почти во всех областях не соответствует запросам бизнеса. Большинство молодых выпускников учебных заведений при трудоустройстве слышат: «Можете забыть все, чему вас учили». Компании стараются брать людей, получивших высшее или среднее специальное образование, и обучать их навыкам работы собственными силами на практике. Некоторые даже создают собственные учебные центры на базе своей фирмы.

Обеспечить, чтобы доступ к обучению и навыки были гибкими и открытыми на всех этапах жизни; содействовать мобильности, чтобы облегчить получение опыта за рубежом или в другом экономическом секторе; обеспечить максимально качественное образование и профессиональную подготовку; предоставить больше возможностей обездоленным группам, таким как ранние выпускники школ, низкоквалифицированные или безработные, люди иммигрантского происхождения и инвалиды; поощрять творческое, инновационное и предприимчивое мышление у студентов. Директива о признании профессиональной квалификации и услуг на внутреннем европейском рынке.

Нужно понимать, что вопрос кадрового голода не решается сам по себе, его корни лежат в смежных сферах – социальной, экономической и образовательной. Эту проблему нужно решать путем взаимодействия предприятий Воронежской области, органов государственной и муниципальной власти, образовательных учреждений, а также рекрутинговых компаний, иначе кадровый голод будет только расти…

То есть, профессиональная деятельность, для которой доступ или осуществление требуется, прямо или косвенно, иметь определенную профессиональную квалификацию в соответствии с правовыми, нормативными или административными положениями. Значительная часть регулируемых профессий связана с тем, что они представляют опасность для здоровья или безопасности людей. Эта Директива устанавливает пять уровней квалификации и предоставляет права и налагает обязательства как на национальные власти, так и на мигрантов.

Основы и последствия являются профессиональными и основаны на свободах обращения, создании и предоставлении услуг в рамках единого рынка. Его перестановка в испанском законодательстве приносит новое применение Национального каталога профессиональных квалификаций и его способов аккредитации в сертификатах профессиональной подготовки и сертификатах профессионализма.

В апреле 2011 года на совещании по вопросам социального положения рабочих и развития профтехобразования Президент Российской Федерации Д.А. Медведев говорил о необходимости привлечения молодежи к рабочим профессиям путем улучшения статуса рабочих: «Мы должны создать необходимые условия для того, чтобы молодежь выбирала рабочие профессии. Системе профессионального образования здесь принадлежит ведущая роль»

Европейская система квалификаций для обучения на протяжении всей жизни. Они охватывают весь спектр квалификаций, начиная с уровня 1 до уровня 8. Принятие подхода к результатам обучения связано с успехом таких концепций, как обучение на рабочем месте или обучение, адаптируемое к изменениям, а также растущее признание неформального и неформального обучения. Однако определение и интерпретация таких терминов, как знания, навыки и компетенции, предоставляется государствам-членам на основе «взаимного доверия».

Это сопряжено с риском отсутствия ясности в классификации и различиях между отдельными уровнями обучения и результатами обучения, тем самым уменьшая прозрачность и нарушая функцию контроля качества, которую должен играть этот инструмент. Его сила заключается в сочетании гибридных форм знаний, навыков и компетенций, которые могут прерывать и возобновлять приобретение учебного контента в любое время. Однако валидация и оценка воздействия и добавленной стоимости этих разработок потребуют дальнейших исследований.

Для повышения престижа рабочих профессий в ноябре 2012 года состоялся I Открытый чемпионат Москвы по профессиональному мастерству WorldSkills Russia, призванный популяризировать рабочие профессии.

В настоящее время проблема недостатка рабочих кадров привлекает все больше внимания. Для оценки справедливости постановки этой проблемы проанализируем несколько источников открытой информации

Систематическая оценка разработки, внедрения и реформирования систем и систем квалификаций должна быть включена в будущие приоритеты исследований на национальном, европейском и международном уровнях. Выводы позволят сформулировать обоснованные рекомендации в поддержку принятия эффективных мер в ответ на потребности институциональных реформ на национальном и европейском уровнях.

Национальная система квалификаций. Среди двадцати выявленных механизмов того, как национальные системы квалификации определяют непрерывное обучение и их качество, создание национальных квалификационных рамок, связь между образованием и обучением с работой, а также признание неформального и неформального обучения.

В октябре 2014 года состоялся ежегодный круглый стол, посвященный взаимодействию учебных заведений и промышленных предприятий в Воронежской области. Собравшиеся (а это представители департамента промышленности, образования, руководители предприятий, учебных заведений и объединения работодателей) старались определить пути наиболее эффективной и мобильной работы в вопросах обеспечения производства высококвалифицированными кадрами. В ближайшее время в области начинает реализовываться модель производственно-образовательных кластеров, которая, более эффективно сможет отвечать запросам работодателей и позволит активнее привлечь их к процессу подготовки кадров. В ближайшее время она будет реализована на базе образовательных учреждений и предприятий реального сектора экономики Воронежской области. В настоящий момент постоянно проводится мониторинг потребности в кадрах. Для этого привлекаются работодатели и специалисты центра занятости, в чью компетенцию входит разработка среднесрочных и дальнесрочных перспектив кадровой потребности. Сейчас все развивается более ускоренными темпами. Все, что происходило раньше, было направлено на анализ ситуации и подготовило почву для дальнейшего развития в ближайшем будущем когда нужно делать такую образовательную систему, которая могла бы моментально реагировать на вызовы рынка. Промышленное производство будет идти семимильными шагами, потому что ему надо зарабатывать деньги и развиваться, а образование будет все время оглядываться на регламенты. Нужно делать систему мобильной. Необходимо понимать, что в условиях существующих санкций и ограничений для нашей страны есть только один выход - развивать собственную промышленность. Да и специалисты нам нужны новой формации - умеющие работать на высокотехнологичных центрах. Чтобы справиться с таким умным оборудованием, требуется среднее специальное и высшее образование. Нам ведь нужна ведь не корочка, а реальные умелые рабочие руки и головы!

Эти мероприятия включают разработку и внедрение институциональных механизмов и процессов, связанных с обеспечением качества, оценкой и предоставлением квалификаций. Национальная система квалификаций может состоять из нескольких подсистем и включать национальную систему квалификаций.

Определение и описание квалификаций должно основываться на результатах обучения, и следует поощрять валидацию неформального и неформального обучения с уделением особого внимания гражданам, которые в наибольшей степени подвержены безработице и неуверенности в работе, вносить вклад в расширение участия в непрерывного обучения и доступа к рынку труда. Следует также поощрять и применять принципы обеспечения качества в области образования и обучения путем увязки квалификаций высшего образования и профессиональной подготовки с национальными системами квалификаций и Европейской квалификационной картой.

Выпускники систему профтехобразования востребованы сегодня на рынке труда. Электромонтажники, сантехники и др. - специальности, без которых производству не обойтись. Потому, когда мы говорим об оптимизации учебного процесса и всей системы образования в целом, необходим детальный подход. Чтобы были учтены все ниши, куда могут быть приложены руки наших учащихся.

Наконец, национальный координационный центр должен быть назначен для руководства отношениями между национальной системой квалификаций и Европейской квалификационной базой с целью повышения качества и прозрачности этих отношений. Испания создала Национальную систему квалификаций и профессионального обучения для формулирования различных существующих квалификаций, учебных структур и способов аккредитации. Это также позволяет распознавать профессиональные навыки, приобретенные по опыту работы и неформальным учебным путям.

Все это способствует профессиональному и социальному развитию людей и удовлетворяет потребности производственной системы. Национальная система квалификаций является инструментом классификации квалификаций на основе набора критериев для определенных уровней обучения, целью которых является интеграция и координация подсистем национальных квалификаций и повышение прозрачности, доступа, прогрессирования и качество квалификации по отношению к рынку труда и гражданскому обществу.

Профессиональных людей не хватает, особенно в районах области, их надо учить по месту, чтобы снизить процент их утечки. Образовательным учреждениям не потянуть в одиночку отработку практических навыков. Нужна производственная база. Это сейчас очень дорого. На производстве процессы обновления оборудования непрерывны. Практически на всех предприятиях созданы высокотехнологичные центры. Многие предприятия предлагают пройти практику, но среди желающих проводят отбор. Если предприятие хочет приобрести для себя готового специалиста, который бы практически сразу включился в производственный процесс, то даже готовы его обучить.

Каталог определяет и заказывает профессиональную квалификацию, которая может быть признана и аккредитована, идентифицирована в производственной системе в соответствии с соответствующими компетенциями для профессионального обучения, при создании учебных модулей, связанных с каждой единицей компетенции; это ссылка на признание профессиональных компетенций, полученных в результате опыта работы или неформального обучения.

Он включает в себя содержание профессионального обучения, связанного с каждой квалификацией, в соответствии со структурой учебных модулей, сформулированных в модульном каталоге профессионального обучения, и по этой причине он составляет основу для разработки формирующего предложения, ведущего к получению титулов профессиональной подготовки и сертификаты профессионализма, а также другие учебные предложения, адаптированные к группам с особыми потребностями.

Новые образовательные стандарты четвертого поколения содержат определенные блоки, называемые региональными особенностями, которые можно смело отдать работодателям. И работой в этом направлении можно снять многие возникшие сегодня вопросы. По новому проекту работодатели самостоятельно могут определить перечень дисциплин, лабораторных работ, которые будут проводиться на предприятии. Им не надо платить лишних денег. Они могут потратить их на собственные производства, организуя на предприятии базовую кафедру, тем самым переведя к себе часть учебного процесса. В новых ГОСТах рекомендовано использовать в обязательном порядке в обучении студентов действующий персонал предприятий. Конечно же, в учебных заведениях не хватает оборудования, и надо поворачиваться лицом к предприятиям и налаживать тесное взаимодействие. Базовые кафедры - это один из механизмов, когда учебный процесс непосредственно переходит в производственную среду. Причем организовать учебный процесс можно так, что практика у студента будет не менее года, что позволит студентам лучше реализоваться, а работодателям точнее выбрать того, кто им нужен.

При участии и совместном характере его разработки с участием экспертов, как технологических, так и учебных, предлагаемых социальными агентами и генеральными и автономными администрациями, применяется методология функционального анализа на основе рабочих групп профессиональной семьей. Он имеет около 700 квалификаций для уровней 1, 2 и 3, из которых 441 утверждены Правительством через совместное предложение министерств образования и труда и еще 200 разработано.

В качестве инструмента для интеграции учебного предложения для обучения на протяжении всей жизни он переводится в профессиональную подготовку, которая позволяет квалифицировать работу различных профессий, доступ к занятости и активное участие в социальной, культурной и экономической жизни, Он включает в себя обучение профессиональному обучению системы образования и обучение занятости, которые позволяют приобретать и постоянно обновлять профессиональные навыки.

Говоря о профориентационной работе, необходимо отметить, что она ведется в нескольких направлениях. Проводятся уроки карьеры, ярмарки вакансий, экскурсии на предприятия. Особенностью последних лет стало активное участие в профориентационных мероприятиях родителей. Они изучают рынок труда, узнают, какие профессии более востребованы.

Профессиональная квалификация 1-го уровня переводится в обязательное среднее образование в первичную профессиональную квалификационную программу. С этой связью был создан набор из 35 наименований, 17 средней и 18 высшей степени. По предложению Министерства труда, правительство утвердило набор из 95 сертификатов профессионализма.

Он должен разрабатываться в соответствии с критериями, гарантирующими надежность, объективность и техническую строгость оценки. В настоящее время разрабатывается национальная система квалификаций для высшего образования, и после ее завершения будут добавлены остальные уровни образования. Испания имеет структуру из пяти уровней, которые были написаны с точки зрения результатов обучения и определены с учетом профессиональных навыков, требуемых секторами занятости на основе таких критериев, как знания, инициативность, автономия, ответственность и сложность.

Набирая студентов сегодня, мы понимаем, что они придут на предприятия через пять лет. То есть уже сегодня мы должны знать, не только какие специальности будут востребованы, но и насколько уровень подготовки будет отвечать потребностям развития общества того периода. Причем, согласитесь, многие, если не все, стороны нашего бытия развиваются весьма стремительно. И этот темп только нарастает. И хорошо разделять стратегическое и оперативное планирование.

Тем не менее, самый последний документ. Разработка национальных квалификационных рамок в Европе, которая показывает развитие национальных квалификационных рамок каждой из европейских стран, в том, что соответствует Испании, указывает на нехватку информации.

Образцовый процесс от национальной структуры к Европейской системе квалификаций. В этом отношении министр образования является председателем Комитета по определению испанской системы квалификаций для высшего образования. Главное управление профессиональной подготовки выполняет функции разработки и координации действий и положений для принятия и развития Испанской системы квалификаций, а также поощрения действий и положений для принятия и развития испанской системы квалификаций для высшего образования, в координации с Генеральным секретариатом университетов.

Предприятия в обеспечении себя кадрами попробовало многие формы работы и постоянно взаимодействует практически со всеми профильными учебными заведениями Воронежа. Готовят специалистов и индивидуально, собственными силами, непосредственно на рабочих местах. Здесь обучающиеся получают практические навыки, а теорию они осваивают самостоятельно под руководством консультантов технологов. Этот механизм обучения уже отработан и дает в целом неплохие результаты. Оснащение предприятия современным оборудованием, сотрудничество с зарубежными фирмами ставят перед нами задачу не просто подготовить рабочих, владеющих определенной специальностью, а довести уровень подготовки до мировых стандартов.

В статье 74 (6) законопроекта об устойчивой экономике говорится, что «Правительство устанавливает новую национальную систему квалификаций в отношении европейских рамок для поощрения и повышения мобильности студентов и работников». Существует настоятельная необходимость рассмотреть вопрос о создании национальной системы квалификаций, включающей все уровни, или две основы для обеспечения совместимости, а также определение национального пункта, отвечающего за координацию отношений между национальной системой квалификаций и Европейские рамки, поскольку крайний срок, как уже было сказано, является.

Одним из наиболее важных вопросов для нас является адаптация молодого специалиста на производстве. Для этих целей работает «Школа молодого руководителя», на старших курсах введен факультативный курс «Технология трудоустройства», психологом колледжа разработаны специальные тренинги по адаптации на предприятии.

Минобрнауки России разработало прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах с различными уровнями профессионального образования на период до 2015 года, опирающийся на отраслевые и региональные программы развития Российской Федерации.

Для абитуриентов полезно знать, по каким укрупненным группам специальностей будет высокая потребность в кадрах, а по каким - низкая.

Недостаток специалистов с высшим профессиональным образованием в ближайшие годы будет наблюдаться по следующим группам специальностей: «Физико-математические науки», «Информатика и вычислительная техника», «Сфера обслуживания», «Информационная безопасность», «Естественные науки», «Геодезия и землеустройство», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Оружие и системы вооружения», «Морская техника», «Автоматика и управление», «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды». Специальности, которые относятся к данным группам специальностей, будут наиболее востребованные в будущем.

Потребность в специалистах системы среднего профессионального образования будет высокой практически по всем специальностям, за исключением групп специальностей «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление». Особо остро будет наблюдаться дефицит кадров со средним профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей: «Металлургия, машиностроение и металлообработка», «Сфера обслуживания», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Химическая техника и биотехнологии», «Строительство и архитектура».

Остро востребованными в 2015 году будут все специалисты с начальным профессиональным образованием.

Анализ крупных российских сайтов вакансий показал, что существует достаточное количество вакансий по рабочим профессиям таких как: слесарь, монтажник, газосварщик, наладчик, товаровед, повар, наладчик оборудования, электромонтер сигнализации.

К сожалению, мы по-прежнему обучаем значительную часть инженеров в вузах, которые давно оторвались от реальной производственной базы, от передовых исследований и разработок в своих областях. Пора перестать гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах.

Требование качества в полной мере относится и к рабочим кадрам. К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. Важным показателем эффективности изменений в профессиональном образовании должны стать результаты конкурсов по рабочим и инженерным профессиям. Такая система профессиональных соревнований уже давно существует в мире. Россия в нее активно включилась. Это не только шаг к повышению престижа инженерных и рабочих профессий, но и хорошая возможность ориентироваться на самые передовые рубежи в подготовке инженеров и рабочих, строить на их основе профессиональные и образовательные стандарты.

Мы сейчас принимаем участие в различных международных соревнованиях по рабочим профессиям. Данные очень интересные: Было создано три команды с ведущих предприятий, потом студенты и совсем школьники от 14 до 17 лет. Они выполняли разные задачи, однотипные. Наиболее сложные задачи с наибольшим эффектом решили школьники от 14 до 17 лет. Это касалось и космической отрасли, где они формировали космические аппараты. Это касалось и чисто рабочих направлений деятельности, хотя и это высококвалифицированные рабочие делали. Они обогнали не только специалистов с ведущих наших предприятий, но и студентов из ведущих вузов, причем обогнали по количеству баллов в разы. Это о чем говорит? Это говорит о том, что, во-первых, у нас есть хорошие заделы, есть молодые люди очень талантливые и перспективные. Но это говорит также и о том, что нам нужно многое сделать по изменению системы подготовки рабочих кадров. Нужно только подойти к этому неформально. Все уже понимают, что надо делать, надо только начать это делать. Начать и никогда не сбавлять темпа по этому направлению, потому что, как известно, как было раньше, так и сейчас, просто качество рабочих специальностей и подготовка рабочих людей изменились, но все равно самое базовое условие развития экономики - это, конечно, высокоподготовленный и квалифицированный рабочий класс, инженерные кадры. Об этом мы никогда не должны забывать. И нужно, конечно, создать сеть сертификационных центров, где каждый работник смог бы подтвердить свою квалификацию.

Сегодня доля молодого, активного, трудоспособного населения России от 20 до 40 лет - одна из самых высоких в развитых странах мира. Именно сейчас мы сможем открыть для этих поколений жизненную перспективу, трудиться на хорошей, интересной работе, строить бизнес, обзаводиться жильем, создавать большую и крепкую семью, воспитывать много детей.

Мы должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции, в том числе станко- и приборостроение, энергетическое машиностроение, оборудование для освоения месторождений и арктического шельфа. И здесь нашим промышленникам могут серьезно помочь отечественные сырьевые и инфраструктурные компании. При реализации крупных нефтяных, энергетических, транспортных проектов они должны ориентироваться на отечественного производителя, формировать спрос на его продукцию.

Россия способна не только провести масштабное обновление своей промышленности, но и стать поставщиком идей, технологий для всего мира, занять лидирующие позиции в производстве товаров и услуг, которые будут формировать глобальную технологическую повестку, чтобы достижения наших компаний служили символом национального успеха, национальной гордости, как в свое время атомный или космический проекты.

Правительство РФ поставила задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Это очень амбициозная и трудная задача, но мы можем ее решить. Мы можем помочь людям найти хорошую и интересную работу. Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Это главное направление. Нам нужно возродить инженерные школы и подготовку рабочих кадров. Вообще на человека труда нужно больше обращать внимания. Кадровый голод http://www.informio.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ от 31 июля 2014 года N 407 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ЭКОНОМИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В КАДРАХ С ВЫСШИМ И СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ (СЛУЖАЩИХ)

Обращение с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию Президента России Владимира Путина. Послание было оглашено в Георгиевском зале Кремля.2015 год

В последнее время на самых разных уровнях, начиная с президента страны и заканчивая рядовыми сотрудниками образовательных учреждений, активно обсуждаются проблемы повышения качества и результативности профессионального образования. В контексте этого рассматривается вопрос, будут ли НПО и СПО в дальнейшем функционировать как отдельные системы. Широкий круг людей, принимающих участие в обсуждении, свидетельствует, что проблемы действительно назрели и требуют незамедлительного решения.

Приоритет ближайшего этапа развития страны президент и правительство обозначили четко - создание инновационной экономики, экономики знаний. Для решения этой важнейшей задачи необходимы рабочие и специалисты среднего звена высокой квалификации, причем не просто профессионалы, а люди способные мыслить по-другому, мотивированные на достижение результата, амбициозные и ответственные. Подготовить таких в учебных заведениях профессионального образования в настоящее время довольно сложно в силу ряда как объективных, так и субъективных причин. Особенно, если иметь в виду самый востребованный сейчас технический профиль.

В 90-е годы система СПО начала меняться. В тот период одни министерства и ведомства прекратили свое существование, другие реорганизовывались. В результате были утрачены годами складывавшиеся устойчивые связи ссузов с промышленными предприятиями. Многие учебные заведения потеряли заказы на подготовку специалистов, места для практики студентов, ресурсную поддержку со стороны предприятий. Больше других пострадали учебные заведения технического профиля. Чтобы не закрыться, техникумы открывали непрофильные для них специальности. Иногда это было в ущерб существующим направлениям подготовки. В такой ситуации задачи развития и совершенствования качества обучения отходили на второй план, о них помнили только там, где сохранились ранее установленные связи с предприятиями. Происходила стагнация системы среднего профессионального образования. У работников, которые много лет успешно и добросовестно служили своему делу, формировался менталитет «выживания» взамен менталитета успешности. Но система СПО выстояла, во многом благодаря тому, что немалое количество учебных заведений подчинялось центру, и при всех сложностях, которые испытывала страна, финансировалось из федерального бюджета. Сегодня накопленный в прежние годы потенциал позволяет ссузам работать, но, к сожалению, достойно ответить на вызов времени, состоящий в том, чтобы готовить кадры для инновационной экономики, может не каждое учебное заведение. Это наша беда, а не вина. Нужно изменить ситуацию, обеспечить развитие учебных заведений, и тогда они будут способны готовить специалистов, отвечающих требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

На совещании в Лыткарино Президент страны Д.А. Медведев и другие выступающие отметили, что в обсуждаемой сфере негативные вопросы носят системный характер.

В 2007-2009 годах государство основательно поддержало профессиональное образование, проведя в рамках приоритетного национального проекта «Образование» конкурсы по отбору учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы. Победители получили помощь, в том числе и финансовую, от государства и бизнес-структур, с которыми тесно сотрудничают. Эти образовательные учреждения сегодня вполне обоснованно считаются лидерами в своих регионах, отраслях и направлениях подготовки.

Победы в конкурсе позволили колледжам и техникумам создать такие условия ведения образовательного процесса, которые обеспечивают формирование у студентов и выпускников необходимых современному производству компетенций. Благодаря этому молодые специалисты уверенно чувствуют себя на производстве и быстро адаптируются. Кроме того, например, Иркутский авиационный техникум сотрудничает не только с отечественным авиационным заводом, но и с мировыми лидерами в области информационных технологий

Компаниями «Microsoft» и «D-Link», что также позволяет организовать учебный процесс на самом современном уровне. Аналогичные достижения есть и у других образовательных учреждений-победителей ПНП «Образование», а также и других ссузов, находящих свои пути и ресурсы для развития.

Мы как практикующие работники ежедневно сталкиваемся с проблемами, которые обсуждались в Лыткарино и на других высоких собраниях, и разделяем мнение, что для повышения качества и результативности работы системы СПО лучшим колледжам и техникумам необходимо развивать свои успехи, а другим - следовать их примеру. Но есть одна проблема, которой, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание, - это кадровое обеспечение учреждений среднего профессионального образования. В настоящее время роль преподавателя и мастера производственного обучения ссуза значительно сложнее, чем педагога общеобразовательной школы. Все признают, что в нашей стране очень низкий престиж рабочих профессий и инженерно-технических должностей. Общественные предпочтения в сфере образования смещены в сторону образовательных учреждений высшего звена, в основном гуманитарного, юридического, экономического профилей, что происходит в силу объективных и субъективных причин.

Сегодня мы, как и большинство стран, живем в обществе потребления. Ничего плохого в этом нет, но прежде чем потреблять, необходимо производить, созидать. Большинство молодых людей этого не понимает. В техникумы и колледжи нередко поступают социально незрелые выпускники школ, многие с неопределенными нравственными ориентирами и не лучшие по полученным знаниям. Помимо формирования компетенций, преподаватели должны развить у них способность и потребность к труду, созиданию и в целом проводить большую воспитательную работу, иначе никакого практикоориентированного специалиста производство и общество не получат. Следует отметить, что многие образовательные учреждения СПО с этой задачей справляются, но дается это тяжелейшим трудом преподавателей и мастеров производственного обучения. Такой труд должен соответствующим образом оцениваться, тогда как сегодня ни заработная плата, ни уровень социального обеспечения преподавателей и других работников учебных заведений среднего звена не адекватен усилиям, которые они прилагают к обучению и воспитанию молодого поколения.

Введенные в 2008 году новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы - первый шаг в решении этого важного вопроса. Но этого недостаточно, нужно поднимать зарплату дальше.

Очень острый и важный вопрос - обеспечение жильем. Если раньше техникумам выделялись субсидии, и они на долевых началах совместно с различными структурами на местах строили жилье своих работников, то уже более двадцати лет на эти нужды ничего не выделяется. Указанные причины существенно ограничивают возможность привлечь к преподавательской работе высококвалифицированных, творческих, заинтересованных в результатах труда специалистов.

На некоторых совещаниях, посвященных проблемам профтехобразования, предлагается решить вопрос обеспечения ссузов современными кадрами путем привлечения к преподаванию специалистов с предприятий. На наш взгляд, это хорошее, но трудно выполнимое предложение, поскольку заработная плата в реальном секторе экономики в разы больше, чем в учреждениях профессионального образования. Для решения вопроса нужны особые механизмы взаимодействия (частно-государственное партнерство образовательных учреждений и предприятий), предоставление различных преференций предприятиям со стороны государства.

При равнозначности других проблем, связанных с повышением качества и результативности профессионально-технического образования, проблема кадров гораздо важнее, и вот почему. Можно повысить престиж рабочих профессий и инженерно-технического труда, разработать профессиональные и образовательные стандарты, предложить новые формы и методы обучения, создать самую современную учебно-лабораторную базу, но все это будет малоэффективным, если в техникумах и колледжах не сохранятся опытные работники и не придут молодые кадры, способные творчески и ответственно работать, получая удовольствие и радость от результатов своего труда. Мы сохраним лучшие кадры и привлечем новых людей в техникумы и колледжи только при адекватной оценке их труда со стороны государства, бизнессообществ и общества в целом.

На совещании в Лыткарино говорилось о том, чтобы сделать профессиональное образование зоной, свободной от налогов. Нельзя не поддержать такое предложение. Соответствующий закон, безусловно, поможет развитию колледжей и техникумов, особенно технического профиля. Инфраструктура ссузов требует больших расходов, поэтому налоговые льготы очень важны как для учебных заведений,

так и для предприятий и корпораций, вкладывающих средства в образование. Также для развития и повышения эффективности работы СПО целесообразно распространить на ссузы действие федерального закона № 217 от 2 августа 2009 года и разрешить им создавать малые предприятия. Результаты деятельности многих техникумов и колледжей могут иметь практическое применение и будут востребованы экономикой.

В заключение хочется остановиться на очень важном вопросе, связанном с дальнейшей судьбой и статусом учебных заведений среднего звена. В ряде регионов уже формируются интегрированные университетские комплексы, включающие учебные заведения всех уровней профессионального образования. Они создаются, чтобы сконцентрировать ресурсы образовательных учреждений, вовлечь вузовских преподавателей в учебный процесс техникумов и колледжей и, в итоге, повысить качество и эффективность среднего и начального профессионального образования. Такой путь представляется спорным. Многие вузы рассматривают техникумы и колледжи, вошедшие в их состав, как дополнительную возможность решить собственную проблему: укомплектовать свой контингент выпускниками ссуза. Для молодых людей, решивших получить высшее образование, это хорошо, а для производства, не получившего пополнения, - плохо. Также есть опасность, что университетские комплексы будут выпускать специалистов, не способных решать ни инженерные задачи, ни работать на оснащенных высокопроизводительным современным оборудованием и технологиями местах.

Образовательные учреждения каждого уровня решают свои задачи. Бесспорно, нужно соблюдать преемственность уровней образования. Однако нет сомнения в том, что экономике страны нужны не только специалисты с высшим образованием, но и высококвалифицированные рабочие, а также специалисты среднего звена, способные грамотно решать производственные задачи. Для инновационной экономики имеет значение каждый уровень профессионального образования. Создание университетских комплексов должно быть не очередной компанией, а взвешенным, обдуманным процессом под девизом «Не навреди!».

В одном из своих выступлений Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что в страну можно поставить оборудование, технологии, инженеров для наладки оборудования и обучения технологиям, но рабочих и техников привезти невозможно, это не экспортный товар. Мысль бесспорная, и ее подтверждает мировая практика. Кадры для инновационной экономики надо готовить самим. В нашем обществе высококвалифицированный рабочий, техник, инженер должны отождествляться с успешностью в жизни, достатком и уважением. Добиться этого можно только совместными усилиями органов власти всех уровней, бизнес-сообщества и профессиональных образовательных учреждений.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то