Лабораторная клетки и ткани под микроскопом. Лабораторные работы для курса по выбору "от клетки к ткани". Микроскопическое строение кости

Уважаемые ребята!

Если вы не смогли присутствовать на лабораторной работе, я приглашаю вас на дополнительные занятия. Данная страница будет полезна учащимся, которые не успели на уроке оформить лабораторную работу или желают ознакомиться с практикумом заранее.

Для учащихся, интересющихся биологией, предлагаю заглянуть на странички сайта "ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ". Размещённые на сайте образовательные интерактивные работы позволят вам проводить виртуальные эксперименты по биологии, экологии и другим предметам, как в трехмерном пространстве, так и в двухмерном.

Правила работы с микроскопом

Клетки, видимые под микроскопом. Исследовательский вопрос Целью этой лаборатории было знать, как использовать составной световой микроскоп, собирать образцы и записывать данные. Эпителиальная ткань: один из четырех основных типов ткани животных; Основными функциями являются секреция, избирательное поглощение, защита, трансцеллюлярный перенос и обнаружение ощущения. Кристалл Вайолет: триарилметановый краситель, используемый в методе классификации грамма бактерий. Чехол: очень тонкий кусок стекла, помещенный над образцом на стеклянный предмет, который должен быть исследован под микроскопом.

Лабораторная работа № 1. "Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках растений".

Ц ель: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н 2 О 2 ) и условия, в которых он функционирует; обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей;

Слайд микроскопа: маленький плоский прямоугольный кусок стекла, на котором образцы могут быть установлены для микроскопического исследования. Цели  Изучение того, как использовать легкий составной микроскоп.  Сравнить и контрастировать клетки животных и растений.

Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий

Подождите пять минут. Узнайте, как использовать краситель, чтобы увидеть клеточные органеллы. Используйте скальпель, чтобы отрезать тонкий внутренний слой лука. Рис. 6 процедуры растительной клетки. Процедура клеток животных мы можем видеть общие и важные части эукариотической клетки. Протрите ватный тампон на другом слайде микроскопа и нанесите несколько капель кристально-фиолетового цвета. Используйте ватный тампон и протрите его сбоку от щеки, чтобы собрать эпителиальные клетки. Анализ данных.

Оборудование и реактивы : 3% раствор пероксида водорода, раствор йода, лист элодеи (другого растения), кусочки сырого и вареного картофеля, сырого мяса, микроскопы, пробирки.

Методические указания:

Теория. Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н 2 О 2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н 2 О 2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н 2 О 2 :

Форма ячейки. Капсула. Вакуоль. Цитоплазма. Животное. Циркуляр. Кристалл. Фиолетовый. Отсутствует. Заключение. В этой лаборатории. Вы войдете в лабораторию в порядке и безмолвите и разместите свои личные вещи в месте, указанном учителем, и позаботьтесь о том, чтобы получить требуемую для лаборатории. Они будут спокойно вращаться вокруг гостиницы, где расположены микроскопы, и они будут расположены на каждой станции перед микроскопом. Они будут фокусировать назначенный образец, в соответствии с тем, что указано в процедуре, и будут рассматривать его с помощью микроскопа. Подробное описание наблюдаемого будет сделано с учетом определения названия образца, окрашивания, общих и конкретных характеристик, которые помогут нам идентифицировать исследуемый орган или ткань. У вас есть 20 минут, чтобы сделать каждое из наблюдений. Рисунки должны быть представлены в отчете учителю в той же папке на следующей неделе для их соответствующей оценки. В этой лаборатории студент будет знать структурные характеристики эпителиальных тканей, которые отличают его от других трех типов основных тканей. Он будет использовать гистологические препараты, окрашенные методом гематоксилин и эозин, наблюдаемые с помощью светового микроскопа, с тремя увеличениями. Позже вы сможете просмотреть эти данные в будущем. Следующие рекомендации должны помочь вашим иллюстрациям быть полезными для этих целей. Выполните одну иллюстрацию на страницу, если вы не сделаете вторую иллюстрацию, чтобы расширить то, что уже наблюдалось. Объектом иллюстрации должно быть название страницы. Чтобы сделать иллюстрацию наблюдения за микроскопом, вы должны сначала проанализировать полный образец, найти характерный вид. Отрегулируйте освещение и фокусировку для оптимального разрешения. Нарисуйте, чтобы заполнить большую часть выделенного пространства. Вы можете добавить характерные цвета позже, если хотите. Не используйте цветные карандаши для первоначального рисования, они слишком слабы и запутывают. Пометьте все персонажи, предоставленные в лаборатории напрямую. Соблюдайте осторожность. Кратко опишите функцию или значение каждого признака. Каждая иллюстрация должна иметь легенду, в которой вы должны указать некоторые характеристики ткани, ее адаптацию для выполнения функции или другие символы, которые считаются необходимыми. Включите увеличение в нижней правой части иллюстрации. Получите препарат плоского эпителия. Ищите уплощенные кольца ячеек вокруг пустых пространств. Сосредоточьтесь на ячейках, поместите их в центр вашего поля зрения и измените их с малой мощностью. Сосредоточьтесь на нескольких ячейках, поместите их в центр вашего поля зрения и переключитесь на мощный объектив. Обратите внимание, что клетки сплющены и имеют неправильную форму с нуклеопромином. Нарисуйте изображение ткани с большой мощностью на листе с размером буквы. Получите простой кубический эпителий и положите его в фокус с помощью объектива. Ищите квадратные клетки с темными ядрами, расположенными по кругу. Сосредоточьтесь на ячейках, поместите их в центр вашего поля зрения и переключитесь на малую мощность. Сосредоточьте несколько ячеек, поместите их в центр вашего поля зрения и переключитесь на высокую мощность. Получите простой столбчатый эпителий и поместите его в фокус с помощью объектива. Искать ячейки в виде столбцов столбцов с большими и темными ядрами, расположенными в ряд. Наклейте микроворсинки, бокаловидные клетки и ядра. Псевдослоистый столбчатый эпителий Получают псевдослоистый столбчатый эпителий и фокусируют его с помощью линзы. Наблюдайте, где вы находите много темных сердечников к внешнему краю ткани. Сосредоточьтесь на ячейках и поместите их в центр вашего поля зрения и переключитесь на низкую мощность. Сосредоточьте несколько ячеек, поместите их в центр вашего поля зрения и переключитесь на мощный объектив. Назовите реснички, монокулярные клетки и ядра. Получите не кератинизированный стратифицированный плоскоклеточный эпителий и сосредоточьте его с помощью линзы. Наблюдайте, где вы находите слои плоских клеток по направлению к внешнему краю ткани. Обозначьте ядра и сделайте незабвенные клетки, отсоединившиеся от наружной поверхности эпителиального тканевого слоя. Стратифицированный кератинизированный плоский эпителий Получают стратифицированный кератинизированный плоскоклеточный эпителий и фокусируют его на объективе. Наблюдайте, где вы найдете кератиновый слой по направлению к внешнему краю ткани. Затем он фокусируется на страте, непосредственно примыкающем к предыдущему, что соответствует гранулезе, а затем следующим двум слоям: тернистому и прорастающему. Сосредоточьте каждый слой на своем поле зрения и измените его с малой мощностью. Он указывает на функции, которыми обладают различные эпителиальные ткани. Известно, что эпителиальная ткань является сосудистой. Какой эпителий является исключением из этого правила? Вы наблюдали не кератинизированную стратифицированную плоскую эпителиальную ткань. Создайте концептуальную карту различных типов эпителия, замеченных в лаборатории. Включите ответы в этот отчет.

  • Со стороны Университета: Микроскопы Учителем: Различные эпителиальные ткани.
  • Они будут встречаться парами для работы, однако отчет в папке индивидуальный.
Вы не могли понять знания клетки без разработки методов микроскопии.

2 Н 2 О 2 = 2 Н 2 О + О 2

Ход работы:

Эксперимент:

На срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза .

Поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.

Изменения тонуса симпатической и парасимпатической

Это те, которые дали фундаментальный толчок к биологии и медицине, но у них есть один недостаток: в общем, для того, чтобы наблюдать ткани, образец должен быть извлечен и подвергнут различным химическим средствам для его сохранения, окрасить его и разрезать. В противном случае невозможно ничего наблюдать. Это означает, что ткань еще не жива и что то, что видно, является только двумерным изображением.

Некоторым методам реконструкции удалось воссоздать трехмерный аспект клеток, даже наблюдалось движение некоторых клеток в культурах, но не было возможности иметь как в реальном времени как с живыми тканями, так и с отдельными клетками. Теперь ученые из Стэнфорда разработали технику, которая позволяет вам видеть подробные изображения в реальном времени лимфатических и кровеносных сосудов под кожей.

Прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н 2 О 2 .

Опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.

На предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.

Нанесите на лист 1-2 капли Н 2 О 2 , накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез.

Но это также позволит вам отслеживать лечение и видеть, как отдельные клетки ведут себя или устраняют опухоль. Чтобы иметь возможность наблюдать ячейки, необходимо найти способ идентифицировать и отличить от остальных ячейки, которые вы хотите видеть. Необходимо поместить своего рода этикетку, чтобы следить за ними, куда бы они ни пошли, и правильно наблюдать за тем, что они делают. Что, если вы не узнаете конкретную ячейку среди тысяч из них?

Исследователям нужна была несколько большая форма золотых наностержней или наностержней, поскольку сигнал, создаваемый коммерческими наностержнями, был недостаточным для отслеживания внутри ткани. С помощью этих «больших» наностержней они заставили микроскоп обнаружить их наконец. Причина в том, что более длинные трубки вибрируют на более низких частотах и ​​длинах волн и создают более низкий и более глубокий звук. По сравнению с белым шумом тканей, которые вибрируют на более высоких частотах, клетки, отмеченные этими длинными наностержнями, заставили микроскоп показать их.

Объясните явление.

Вывод:

Ответьте на вопросы:

Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода?

Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?

Исследование ученых Стэнфорда также позволило устранить токсичность наностержней, сделать их стабильными, разных размеров и вибрировать на уникальных и идентифицируемых частотах. Следующим шагом было устранение окружающего шума, т.е. звука тканей, окружающих клетку или ткани, которые должны наблюдаться. Там вступили в игру компьютерные алгоритмы и электротехника, но, наконец, им удалось увидеть, как наностерзы циркулировали через лимфатическую систему и сеть клапанов от уха живой мыши с уровнем детализации, который никогда не видел.

Действие ферментов слюны на крахмал

В дополнение к хорошим новостям для диагностики и лечения опухолей это также отличная новость для лабораторных мышей. Изображение интерьера: Стэнфордский университет. Золотые наностержни находятся внутри кровеносных сосудов уха мыши. Нижняя правая часть показывает сосуды внутри опухоли под кожей.

Лабораторная работа № 2. "Клетки и ткани под микроскопом".

Цель работы: закрепить знания о тканях, умения различать их строение, знать их функции, продолжить отработку умений работать с микроскопом.

Оборудование: таблица «Типы тканей», тестовые задания, микроскопы, микропрепараты с различными видами тканей.

Когда мы вошли на кухню, мы увидели множество продуктов питания. Мы видим их своими глазами с макроскопическим размером. Но если мы помещаем эти продукты под микроскоп, мы обнаружим их микроскопическую структуру. Некоторые объекты нуждаются в предыдущем препарате, потому что мы не можем наносить лук непосредственно на стадию микроскопа. Другие образцы, такие как серано-ветчина, также должны быть окрашены пигментом, чтобы иметь контраст в изображении.

Фотонные микроскопы позволяют наблюдать микроскопическую структуру многих объектов, из которых мы знаем только их макроскопическую форму. Когда мы помещаем себя за фотонный микроскоп, мы погружаемся в очень крошечный мир. Мы все знаем, как лук, верно? Ну, эту пищу очень легко наблюдать под микроскопом. Мы просто должны взять лук и разрезать его. Затем мы отделяем кусочек очень тонкого листа между слоями лука. И теперь мы можем сделать этот цветной лист на слайде микроскопии. Если лук красный, лучше, чем лучше, потому что тогда нет необходимости красить его пигментом: у него есть один, называемый кверцетин.

Ход работы:

1.Тест. Выберите из перечня для каждого типа тканей особенность строения и функции тканей:

1. Эпителиальная.

2. Соединительная.

3.Мышечная.

4.Нервная.

Особенности строения ткани:

А) Клетки звездообразной формы с множеством отростков.

Б) Имеются 3 разновидности ткани, основной особенностью которых является способность клеток сокращаться.

В) Клетки лежат рыхло; межклеточное вещество хорошо развито.

Г) Клетки плотно лежат в один или несколько слоев и способны к быстрой регенерации; имеется большое количество желез.

Функции тканей:

а) двигательная;

б) осуществляет взаимосвязь тканей;

в) защитная;

г) опорная;

д) транспортная.

2.Рассмотрите микропрепараты тканей и зарисуйте небольшой участок ткани,показывающий характер расположения клеток, их строение и тип межклеточного вещества (если оно есть).

3.Сделайте вывод.

Ответьте на вопрос:

1. Какая наблюдается взамосвязь между строением и выполняемыми функциями тканей?

Практическая работа № 1. "Изучение мигательного рефлекса и его торможения".

Цель: Проследить ответные реакции организма на внешние раздражители, выявить рефлекторный характер их возникновения.

Оборудование: Демонстрационная таблица «Рефлекторная дуга».

Ход работы:



  • мигательного рефлекса, соблюдая меры предосторожности:
  1. Определите, к каким видам рефлексов относится данный пример, какая у него рефлекторная дуга..
  2. Зарисуйте в тетради схему рефлекторнной дуги всех, подпишите их звенья.

Вывод: Попробуйте объяснить, в чем значение изученных вами мигательного рефлекса. Сформулируйте вывод о значении условных и безусловных рефлексов в жизни человека и животных.

Лабораторная работа № 3."Изучение строения костной ткани".

Цель: изучить особенности строения костной ткани, строение трубчатой кости, определить взаимосвязь строения костной ткани с выполняемой функцией.

Ход работы:

1.Рассмотрите микроскопическое строение кости. Ответьте на вопросы.

а) К какому типу ткани относится костная ткань?

б) Какие признаки характерны для данного типа ткани?

в) Из чего образована костная ткань?

2. Зарисуйте строение остеона – структурной единицы кости.

3. Рассмотрите макроскопическое строение кости.

Зарисуйте трубчатую кость в разрезе, подпишите ее части: надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг.

Вывод. Какими свойствами обладают кости? Какие особенности строения определяют эти свойства?

Лабораторная работа № 4. "Состав кости".

Цель работы: изучить химический состав, костей, костной ткани, выявить их причинно-следственные связи.

Материалы и оборудование: рыбьи или куриные кости, вымоченные в соляной кислоте, жженые кости, микроскопы, препараты костной ткани.

Ход работы:

1.Попробуйте согнуть, а затем растянуть натуральную кость животного.

2.Что происходит при попытке согнуть прокаленную кость? Какими свойствами она обладает?

3.Можно ли растянуть кость, находящуюся в соляной кислоте? Какими свойствами она обладает?

(ссылка на виртуальный эксперемент )

4.Сделайте вывод, ответив на вопросы:

1) Выявить причинно-следственные связимежду свойствами (упругость, твердость, эластичность) и составом костей.

2) Рассмотреть причины и выявить следствия:

А) Детские кости редко ломаются, но легко деформируются, так как…

Б) От 20 до 40 лет наиболее прочные кости, так как…

В) У пожилых людей кости достаточно ломкие, так как…

Вывод: Сделайте по теме урока.

Практическая работа № 2. "Исследование строения плечево­го пояса и предплечья".

Цель работы: систематизировать полученные знания по теме: «Скелет человека» и визуально научиться методом пальпации определять местоположение отдельных костей и мышц; рассмотреть их функциональную значимость.

Материалы и оборудование: скелет, таблицы.

Ход работы:

1.На себе или на натурщике методом пальпации определите кости плечевого пояса и свободной верхней конечности и их основное анатомические образования: ключицу, лопатку, плечевую кость, лучевую и локтевую кость, кости запястья – гороховидную кость, кости кисти, фаланги пальцев.

3. Совершите движение костей плечевого пояса при подъеме руки выше горизонтальной плоскасти.

4.Движение кости в плечевом суставе.

5.Сделайте выводы по работе.

Практическая работа № 3. "Изучение расположения мышц головы".

Цель работы: систематизировать полученные знания по теме: «Опорно-двигательный аппарат» и визуально научиться методом пальпации определять местоположение отдельных костей и мышц; рассмотреть их функциональную значимость.

Материалы и оборудование: скелет, таблицы.

Ход работы:

1.Рассмотреть скелет головы, черепа: теменную кость, лобную кость, височную кость, носовую, нижнечелюстную, верхнечелюстную и затылочные кости.

2.Определите местоположение следующих мышц:

1) мышц головы - жевательной, височной, мышцы смеха, круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта .

3.Сделайте выводы по работе.

Практическая работа № 4.

"Проверка правильности осанки", "Выявление плоскостопия", "Оценка гибкости позвоночника".

Проверяем правильность осанки.

Цель работы: Научиться определять правильность осанки.

Ход работы: Проверять правильность осанки лучше вдвоем. Один будет врачом, а второй - пациентом. Как же следует осматривать пациента? Попросите пациента раздеться до пояса и встать к вам спиной. Руки его опуще­ны вниз. Посмотрите, на одном ли уровне находятся углы лопаток. Если один угол лопатки или одно плечо выше, а другой ниже, можно предположить боко­вое искривление - сколиоз. Между опущенными руками и туловищем образу­ются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равен­ства нет.

Вывод: Сделайте по теме работы.

Есть ли у вас плоскостопие?

Цель работы: Научиться определять плоскостопие.

Ход работы: Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след (рис.35). Со­едините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки - линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и MDот то­чек А и М. Найдите точку пересечения MDсо сле­дом и обозначьте ее буквой С. Затем CD разде­лите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок CDравен нулю, это в пределах нормы.

Вывод: Сделайте по теме работы.

Гибок ли ваш позвоночник?

Цель работы: Научиться определять гибкость позвоночника.

Ход работы: Встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, мак­симально наклонитесь вперед, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удастся, то опустите руки ниже ее (рис. 36). Теперь с помощью линей­ки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Если пальцы оказались ниже ее, поставьте знак «+», если не дотянулись, то знак «-». Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6-s-+9, а у девочек +7 -з- +10. Все остальные по­ложительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные - как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.

Вывод: Сделайте по теме работы.

Лабораторная работа № 5. "Сравнение крови человека с кро­вью лягушки".

Цель работы: изучить строение крови человека и лягушки; сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Материалы и оборудование: микроскоп, готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки.

Ход работы: 1.Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита.

2.Рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на форму, величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита.

Найдите черты сходства и различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.







Микропрепарат крови лягушки. Мазок крови человека.

3.Заполните таблицу:

Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки.

4.Сделайте вывод по работе: эритроциты, чьей крови – человека или лягушки – способны переносить больше кислорода. Объясните причину.

Практическая работа № 5. "Изучение явления кислородного голодания".

Цель работы: Научиться изучать явление кислородного голодания.

Ход работы: Намотайте на палец резиновое кольцо, которым скрепляют лекарства в аптеке, перекручивая его восьмеркой (рис.45). В результате перетяжки палец становит­ся красным. Продолжайте наблюдения. Через некоторое время он побелеет. Вы начнете испытывать покалывание, ползание мурашек. Почему это происходит?

Вывод: Сделайте по теме работы.

Практические работы № 6. "Определению ЧСС, скорости кро­вотока», «Исследование рефлектор­ного притока крови к мышцам, включившимся в работу".

Пульс и движение крови.

Цель работы: Определить пульс и особенности движения крови.

Ход работы: Для того чтобы показать, что пульс не связан с дви­жением крови, пережмем артерию в точке В так, чтобы движение крови прекратилось (рис. 47). Убе­димся, что при этом в точке А пульс не пропадает, хотя кровь остановлена. Теперь проведем контроль­ный опыт. Зажмем артерию в точке А. Сомкнем ее стенки и остановим пульсовую волну. В точке В пульс при этом прощупываться не будет: кровь в точке А будет также остановлена, так как стенки артерии сжаты. Этот опыт подтверждает правило: чтобы узнать, остановлена ли кровь, надо прощу­пывать пульс ниже перетяжки.

Вывод: Сделайте по теме работы.

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки.

Цель работы: Научиться определять скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Ход работы:

  • Определите время, за которое этот путь пройдет кровь. Выдавите кровь из со­судов ногтевого ложа, нажимая указательным пальцем на ноготь большого. Ноготь должен побелеть.
  • Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через сколько секунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ног­тевого ложа. ^
  • Узнайте скорость крови по формуле V=у, где V- скорость крови, I- дли­на пути,t- время.

Вывод: Сделайте по теме работы.

Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу.

Цель работы: Научиться определять рефлекторный приток крови к мышцам.

Ход работы:

Вегетативные нервы не управляются нашей волей, но они активно увеличивают кровоснабжение тех органов, которые включаются в работу.

  • Прощупайте мышцы предплечья перед началом упражнения, не напрягая их.
  • Упритесь руками в сиденье и, не помогая себе ногами, отожмите корпус от ска­мейки столько раз, сколько сможете.
  • После окончания упражнения прощупайте свои мышцы плеча в состоянии покоя. У многих они стали гораздо плотнее. Это произошло потому, что к рабо­тающим мышцам стало притекать больше крови. Усилился и выход тканевой жидкости в межклеточные промежутки. Все это и сделало ваши мышцы более плотными. Благодаря этим изменениям усилился приток кислорода и питатель­
    ных веществ к мышечным волокнам. Это способствует не только их деятельнос­ти, но и восстановлению после работы. Через некоторое время (не сразу!) после отдыха мышцы снова станут такими, какими были вначале. Изменения в самих мышцах заметны только после длительной тренировки.

Прощупайте плотность мышц плеча после получасового отдыха, не напрягая их. Что изменилось?

  1. Что является основной причиной движения крови по сосудам? Что произо­шло бы с кровотоком, если давление в местах, где начинается и кончается его движение, было бы одинаковым?
  2. Как и зачем измеряют артериальное давление крови?
  3. Каким опытом можно доказать, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с движением крови в них?

4*. Чем опасна гипертония и почему участок сердечной стенки, восстановив­шийся после перенесенного инфаркта, не может сокращаться?

5. Как можно объяснить результаты опыта Моссо?

Вывод: Сделайте по теме работы.

Практическая работа № 7. "Доказательство вреда табакокуре­ния". Проводится дома.

Цель работы: Научиться определять вред табакокурения.

Ход работы:

Если дома есть курящие люди, исследуйте влияние курения на скорость крово­тока в сосудах ногтевого ложа перед курением, когда человеку очень хочется курить, и после выкуривания сигареты. Не удивляйтесь, что в первом случае ско­рость кровотока может быть ниже, а после выкуривания сигареты может под­няться. Действие табака на сосуды двухфазное: вначале он повышает скорость

кровотока почти до нормальной величины, но потом резко снижает. При этом за­медляется кровоток не только в сосудах ногтевого ложа, но и мозга. Снижает­ся память, внимание, острота мышления. Эти неприятные симптомы могут быть сняты курением. Возникает порочный круг: от табака страдают сердце, легкие, сосуды, но отказ от курения, как и отказ от любого наркотического средства, приводит к очень мучительному состоянию - абстиненции. Поэтому к таба­ку, алкоголю, наркотикам лучше не привыкать. Потом трудно будет бросить даже тогда, когда разрушительное их действие станет очевидным.

  1. Чтобы восстановить работу остановившегося сердца, кровь, обогащен­ную кислородом, направляют в аорту, против естественного тока крови. Куда пойдет кровь: в левый желудочек или в сосуды, питающие сердце, ко­торые начинаются под полулунными клапанами со стороны аорты?
  2. Что такое автоматизм сердца?
  3. Как влияет на работу сердца центральная нервная система?

4*. Какие вещества влияют на работу сердца гуморальным путем? Могут ли они изменить последовательность сокращений отделов сердца?

  1. Как поддерживается постоянство артериального давления крови?
  2. Как можно использовать знания о вегетативных сосудистых рефлексах для тренировки сердца и сосудов?

Вывод: Сделайте по теме работы.

Практическая работа № 8. "Функциональная сердечно-сосуди­стая проба".

Цель работы: Научиться работать с функциональной сердечно-сосудистой пробой.

Ход работы:

Попробуйте определить частоту сердечных сокращений в состоянии покоя и после 20 приседаний.

Поскольку каждому удару сердца соответствует пульсовый толчок, измерять величину реакции можно по их количеству.

Для проведения функциональной пробы надо сделать следующее.

  • Определите частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя. Для это­го три раза подсчитайте число пульсовых сокращений за 10 с, возьмите среднее и умножьте на 6. В норме оно должно быть в пределах 65-79 сокращений в минуту.
  • Сделайте 20 приседаний (если функциональная проба проводится в классе, то лучше ее выполнять по команде учителя, чтобы ритм приседаний был для всех одинаков).

После окончания выполнения упражнения быстро сядьте на свое место и в тече­ние 10 с просчитайте пульс. Такой же подсчет надо выполнить спустя 1,2,3,4, 5 мин.

  • Определите ЧСС после нагрузки и динамику возвращения ее к состоянию по­коя. Полученные значения, умножив на 6, занесите в протокол. Так мы получим ЧСС после работы, спустя 1, 2, 3, 4, 5 мин, и сможем построить график. На оси абсцисс откладывают время, на оси ординат - величину ЧСС. График поможет определить время возвращения ЧСС к состоянию покоя. Сравнив эти данные с нормативными, вы сможете судить о состоянии своей сосудистой системы. Если ЧСС увеличилась меньше, чем на 1 / 3 , - результаты хорошие, если боль­ше - то плохие. После нагрузки пульс должен вернуться к исходному состоя­нию не более чем за 2 мин. Временное понижение ЧСС относительно исходного уровня является нормальной реакцией здорового организма.

Если есть возможность, целесообразно проследить, как меняется артериальное давление при физических нагрузках. У здоровых людей, как мы знаем, повыша­ется верхнее давление, а нижнее остается стабильным. У нетренированных лю­дей поднимается и нижнее давление, при этом разница между верхним и нижним давлениями становится небольшой.

Вывод: Сделайте по теме работы.

Лабораторная работа № 6. "Состав вдыхаемого и выдыхаемо­го воздуха".

Цель: исследовать состав выдыхаемого воздуха.

Оборудование: прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе, известковая вода.

Ход работы: Возьмите два стакана или колбу с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она? В один из стаканов опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколь­ко выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта. Опыт надо прекратить при появлении хорошо заметного помутнения раствора. Если продувание известковой воды проводится слишком долго, осадок исчеза­ет из-за образования гидрокарбоната кальция: Са(ОН) 2 + С0 2 = СаС0 3 + Н 2 0 СаС0 3 + С0 2 + Н 2 0 = Са(НС0 3) 2 .

Вывод: Ответьте на вопросы:

1.Какое строение имеют легкие человека?

2.У земноводных и пресмыкающихся имеется легочный мешок с ячеистыми стенками, а у млекопитающих и человека - множество мельчайших легоч­ных пузырьков. В чем преимущество последних?

3.Какие процессы происходят в легочных пузырьках? Какая система орга­нов обеспечивает тканевое дыхание организма?

4*. Каков состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?

Лабораторная работа № 7. "Дыхательные движения".

Цель работы: Объяснить механизм дыхательного движения.

Методические пояснения: Поступление воздуха в легкие и вытеснение его из легких можно наблюдать на модели Дондерса, названной по имени изобретшего ее физиолога.

Оборудование: стеклянная воронка среднего размера, два резиновых шарика, нитки и прозрачная липкая лента.

Ход работы:

Один из шариков поместим внутри воронки, а его клапан выведем наружу, вы­вернем наизнанку, натянем на трубку воронки с наружной стороны и крепко об­
вяжем ниткой. Чтобы внутрь шарика проходил воздух, в клапан можно вставить спираль от авторучки или тоненькую трубку.

Второй шарик разрежем посередине между основанием и клапаном. Часть с от­резанным клапаном выбросим, а оставшуюся часть натянем на широкий раструб воронки так, чтобы образовалось резиновое дно. Прикрепим резиновое дно липкой лентой к корпусу воронки с наружной стороны.

Трубка воронки моделирует дыхательные пути, шарик внутри воронки - лег­кое, резиновое дно - диафрагму, стеклянный корпус воронки - стенки груд­ной полости.

Чтобы продемонстрировать вдох, диафрагму надо опустить вниз. Атмосферное давление в грудной полости и в шарике, изображающем легкое, упадет, и на­ружный воздух войдет внутрь шарика. Он раздуется, как легкое в состоянии вдоха. Отпустите «диафрагму», а еще лучше немного вдавите ее внутрь, воздух из шарика выйдет, произойдет «выдох».

Вывод: Сделайте по теме работы.

Практическая работа № 8. "Измерение обхвата грудной клетки".

Ц ель работы: выяснить функциональные возможности дыхательной системы как показателя здоровья.

Материалы и оборудование: мерная лента.

Предварительные пояснения. При вдохе и выдохе поднимается и опускается грудная клетка, а следовательно меняется ее обхват. В состоянии вдоха он больше, а в состоянии выдоха меньше. Изменение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки. Чем она больше, тем больше может быть увеличена грудная полость, а легкие больше набрать воздуха.

Для того, чтобы измерить грудную клетку, необходимо приподнять руки и наложить измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над молочными железами у женщин. Во время измерения руки должны быть опущены.

Ход работы:

1.Измерение на вдохе: глубоко вдохните - мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать.

2.Измерение на выдохе: сделайте глубокий выдох - плечи не опускать, не сутулиться.

  • Занесите свои результаты в таблицу.

Вывод: Сделайте по теме работы.

Практическая работа № 9 "Определение запылённости воз­духа".

Цель работы: Научиться определить запылённости воздуха.

Оборудование : емкость для снега, тонкостенный стакан, газета. Пыль легко пристает к летящим снежинкам. Этим обстоятельством мы и вос­пользуемся. Аккуратно соберите верхний слой недавно выпавшего снега, дайте ему растаять и подготовьтесь к исследованию.

Ход работы:

  • Вырежьте из газеты небольшой кусок листа с текстом и поставьте на лист тонко­стенный стакан. Убедитесь, что газетный текст легко читается через дно стакана.
  • Хорошенько взболтайте емкость с талой водой и медленно наливайте ее в ста­кан, пока текст читать будет невозможно.
  • Измерьте столб воды в стакане: чем воды меньше, тем запыленность больше. Подумайте: стоит ли есть «чистый снег», сосать сосульки? В городе, да и в селе, много машин. Выхлопные газы и сажа далеко не безопасны для здоровья, ведь в них наверняка находятся соли свинца и другие опасные соединения. О возмож­ности простудить горло речь не идет - это и без того понятно!

Вывод: Составить памятку для определения запылённости воздуха.

Практическая работа № 10. "Определение местоположения слюнных желёз".

Цель работы: Научиться определять местоположение слюнных желез.

Ход работы: Околоушную железу можно обнаружить, если сжать пальцами щеки впереди ушей. Чувствуется, как слюна заполняет рот. То же самое произойдет, если слег­ка сжать кожу под нижней челюстью. Это поднижнечелюстная слюнная железа. Подъязычную прощупать не удастся, так как она находится глубоко под языком, но ее работу можно наблюдать.

Возьмите зеркало и поставьте его так, чтобы можно было хорошо рассмотреть рот. Затем захватите язык верхними зубами и резко отогните его вверх и назад, приоткрыв при этом рот. Вы увидите, как из-под языка брызнет фонтанчик слюны. Выход протока подъязычной слюнной железы находится под уздечкой языка (тяж, соединяющий середину нижней стороны языка с дном ротовой полости). Часто в этом месте удается заметить небольшое отверстие.


Лабораторная работа № 8. "Действие ферментов слюны на крахмал".

Цели работы: убедиться, что в слюне имеются ферменты, способные расщеплять крахмал до глюкозы.

Материалы и оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки.

Ход работы:

1.Приготовьте реактив на крахмал – йодную воду (в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая).

2.Смочите слюной ватную палочку и напишите ее букву на накрахмаленном бинте.

3.Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся -1-2 минуты (действие фермента проявляется только при температуре 36-38 С).

4.Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Наблюдайте, как окрасится кусочек бинта.

5.Сделайте вывод о действии ферментов слюны на крахмал.

Лабораторная работа № 9. "Действие ферментов желудочного сока на белки".

Цели работы: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.

Материалы и оборудование: штатив с 3 пробирками, пипетка, термометр, хлопья белка куриного яйца (к белку сырых куриных яиц добавить воды (1:1), тщательно перемешать, добавить к раствору 0,5 ч л соли, профильтровать через тонкий слой ваты и прокипятить; остудить), натуральный желудочный сок, 0,5% раствор NaОН, водяная баня, лед.

Ход работы:

1.В каждую пробирку поместите хлопья куриного белка и прилейте по 1 мл желудочного сока.

2.Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37С.

3.Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом.

4.В третью пробирку добавьте 3 капли 0,5% раствора NaОН и поставьте ее на водяную баню при температуре 37С.

5.Через 30 минут рассмотрите содержимое пробирок.

6.Заполните таблицу:

7.Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.

Практическая работа № 11. "Определение тренированности организма по функциональной про­бе с максимальной задержкой дыха­ния до и после нагрузки".

Цель работы: Определить тренированности организма по функциональной про­бе с максимальной задержкой дыха­ния до и после нагрузки.

Ход работы: Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки для различных по степени тренированности категорий испытуемых

Задержка дыхания, с

В покое

После 20 приседаний

После отдыха

Здоровые тренированные

46-60

Более 50% от первой фазы

Более 100% от первой фазы

Здоровые нетренированные

36-45

30-50% от первой фазы

70-100% от первой фазы

С отклонениями в здоровье

20-35

30% и менее от первой фазы

Менее 70% от первой фазы


После нагрузки обычно удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя. Это объясняется тем, что при мышечных нагрузках затрачивается дополнительная энергия, которая освобождается при распаде и окислении органических веществ. С этими процессами связано и накопле­ние в крови продуктов распада, в том числе и углекислого газа. Поэтому, когда мы только начинаем задерживать дыхание после нагрузки, концентрация углекислого газа в крови уже выше нормы. Особенно высока она у нетрениро­ванных людей, поскольку у них в движении участвуют не только необходи­мые, но и множество сопутствующих мышечных групп.

Вывод: Ответь на вопросы:

  • Почему после выполнения физической работы удается задержать дыха­ние на меньшее время, чем до нее?
  • Почему у тренированных людей меньше разница между временем задерж­ки дыхания до и после работы?

Практическая работа № 12. "Изучение действия прямых и об­ратных связей".

Цель работы: Научиться определять действие прямых и обратных связей.

Ход работы:

  • Сядьте на стул. Скрестите руки на груди и попробуйте встать со стула. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом. Это движение обычно про­исходит в два этапа. На первом этапе вы наклоняете туловище так, чтобы центр тяжести тела находился над точкой опоры, а после этого поднимаетесь на ноги.
  • Теперь сядьте снова на стул в той же позе и попробуйте встать, не наклоняя корпус вперед. Это не удастся, потому что по обратным связям в мозг пришла команда, что первая, вспомогательная часть рефлекторного действия не выпол­нена. Вспомогательная часть двигательного акта обычно не осознается. Потоки обратной информации от всех органов непрерывно поступают в мозг и осознаются в виде бодрого самочувствия или недомогания, если человек устал или не совсем здоров.

Вывод: Ответь на вопросы:

1*. Нарисуйте схему подразделения нервной системы на центральную и пе­риферическую.

2.Из каких нейронов состоит рефлекторная дуга безусловного рефлекса?

3.Повторите § 4 и объясните, какое значение имеют синапсы в передаче возбуждающих и тормозящих сигналов последующему нейрону или клеткам исполнительного органа.

4.Чем управляет соматический отдел нервной системы, а чем - вегета­тивный?

5.Какое значение имеют прямые и обратные связи?

6*. Прижмитесь правой стороной тела к стене так, чтобы правые рука и нога, включая правую ступню, плотно прижимались к стене. Теперь попробуйте отвести влево левую ногу. Удается ли это? Объясните причину.

Практическая работа № 13. "Штриховое раздражение кожи".

Цель работы: Научиться определять штриховое раздражение кожи.

Ход работы: Известно, что симпатическая система суживает кожные сосуды, а парасимпати­ческая их расширяет. Проведите ногтем по коже тыльной стороны кисти, у мно­гих образуется белая полоска - сосуды сузились под влиянием симпатической иннервации. Это реакция, защищающая кожу от возможного кровотечения. Но через некоторое время (не сразу) на этом месте возникает красная полоска - сосуды расширились под влиянием парасимпатической иннервации: тканям,находившимся до этого на голодном пайке, доставлены питательные вещества и кислород.

Вывод: Сделайте по теме работы.

Практическая работа № 14. "Изучение функций отделов голов­ного мозга".

Цель работы: Научиться определять функций отделов головного мозга.

Ход работы: Продолговатый мозг, как и спинной, выполняет рефлекторную и проводниковую функции. Определенные участки тела связаны со строго определенными ответа­ми. Вспомните мигательный рефлекс: раздражение внутреннего угла глаза вы­зывает рефлекс, а наружного угла - не вызывает рефлекса. Сопоставьте этот рефлекс с коленным рефлексом спинного мозга.

  • Перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладо­ни ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж­на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.
  • Вызовите мигательный рефлекс, убедитесь, что он действует по такому же, как и коленный, принципу.
  • Теперь вызовите рефлексы среднего мозга. Троньте испытуемого за плечо, неожиданно произнесите резкий звук, покажите незнакомый предмет. В любом случае проявится рефлекс «что такое?»: человек повернет голову в сторону раздражителя независимо от того, с какой стороны было раздражение и на ка­кие участки тела воздействовало. Рефлексогенная зона отсутствует. Здесь важ­но другое: чтобы раздражитель обладал новизной. Рефлекс легко затормажива­ется волевым усилием - вмешательство коры больших полушарий головного мозга.
  • Координирующие функции мозжечка. Вытяните вперед руку. Указательным пальцем этой руки коснитесь кончика носа. Измените начальное положение руки, смените палец - результат будет тот же: в каждом из случаев мозжечок «рассчитает» нужную траекторию.

Вывод: Ответьте на вопросы:

1.Где находится головной мозг? Как он связан с другими органами тела?

2.Найдите на рисунке основные отделы головного мозга: продолговатый мозг, средний мозг, мост, мозжечок, промежуточный мозг и большие по­лушария головного мозга. Охарактеризуйте функции каждого отдела голов­ного мозга.


Практическая работа № 15. "Исследование реакции зрачка на освещённость".

Цель работы: Научиться определять реакцию зрачка на освещенность.

Ход работы: Закройте руками глаза испытуемого и поверните его лицо в сторону окна. Если резко отнять руки, то можно заметить, как зрачки сужаются.

Вывод: Сделайте по теме работы.

Практическая работа № 16. "Исследование принципа работы хрусталика".

Цель работы: Изучить принцип работы хрусталика.

Ход работы: Напишите фломастером на прозрачной полиэтиленовой пленке ряд букв. Раз­верните ее перед собой и найдите расстояние, наиболее близкое от глаз, но та­кое, чтобы буквы были четко видны. Если настроить глаза на буквы, то далекие предметы, видимые сквозь полиэтиленовую пленку, покажутся размытыми. Если же посмотреть на далекие предметы, то размытыми окажутся буквы на полиэти­лене. Это происходит оттого, что в зависимости от расстояния хрусталик меняет кривизну, и на сетчатке фокусируются то близкие, то далекие предметы.

Вывод : Сделайте по теме работы.

Практическая работа № 17 "Обнаружение слепого пятна".

Цель работы: Обнаружить слепое пятно.

Ход работы: Чтобы обнаружить «слепое пятно» правого глаза, закройте левый глаз и смотри­те на черную точку, расположенную слева, постепенно приближая к себе рису­нок. Когда он окажется на расстоянии приблизительно 25 см от глаза, фигура на рисунке «потеряет голову».



Вывод : Сделайте по теме работы

Практическая работа № 18. "Оценка состояния вестибулярно­го аппарата ".

Цель работы: Научиться оцениваить состояние вестибулярного аппарата.

Ход работы: Положите руку на пояс, поднимите одну ногу, со­гните ее в колене, разверните в сторону и прижми­те пяткой к внутренней поверхности коленного су­става второй, опорной, ноги. Зафиксируйте это положение, закройте глаза и включите секундо­мер. Если удалось продержаться в этом положении 16 с - состояние вашего вестибулярного аппарата хорошее.

Вывод : Сделайте по теме работы.

Практическая работа № 19. "Исследование тактильных рецеп­торов".

Цель работы: Научиться исследовать тактильные рецепторы.

Ход работы: Возьмите циркуль-измеритель, раздвиньте его на 20-25 мм и одновременно двумя иголками прикоснитесь к коже. Если будут раздражаться тактильные точ­ки в пределах одного рецептора, то вы почувствуете одно прикосновение, если разные, то два прикосновения, несмотря на то что в обоих случаях кожу мы раздражали двумя иголками. Попробуйте найти максимальное расстояние меж­ду иголками, при котором два раздражения воспринимаются как одно. То же самое проделайте на подушечке указательного пальца. Чем гуще расположены тактильные точки, тем выше различительная способность кожи, выше ее осяза­тельная способность.

Вывод : Сделайте по теме работы.

Практическая работа № 20. "Перестройка динамического сте­реотипа".

Цель работы: Овладеть навыком зеркального письма.

Оборудование : секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

  • Напишите слово психология скорописью. Засеките время, затраченное на на­писание слова, и проставьте его справа.
  • Попытайтесь написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Сде­лайте 10 попыток, каждый раз отмечая затраченное время. Против каждой попытки проставьте время. Затем постройте график. На оси абсцисс отложите номера попыток, на оси ординат - время. Как правило, если упражнение выпол­няется первый раз, график не представляет собой плавную кривую с постоянно улучшающимися результатами. У большинства людей наиболее ощутимые сдви­ги наблюдаются между первой и второй попытками. Затем наступает момент, когда результаты перестают улучшаться (так называемое плато), а вслед за этим, ухудшившись на некоторое время, снова продолжают наращиваться. Объясним такую динамику формирования навыка. Первая система связей далека от совер­шенства, и человек бессознательно ищет новые способы решения задачи. Часто они дают более скромные результаты, по крайней мере вначале. Затем показа­тели улучшаются. Такие волны обычно возникают не один раз, пока наконец навык не стабилизируется (рис. 90).

Вывод : Сделайте по теме работы.

Практическая работа № 21."Изучение внимания при разных условиях".

Ц ель работы: Изучить внимание при разных условиях.

Оборудование: Часы с секундной стрелкой. Листок бумаги, ручка. Работу лучше вести вдвоем. Один - испытуемый, второй - экспериментатор (следит за вре­менем). На каждый вариант опыта отводится 30 с. Затем результат удваивается, так как устойчивость внимания измеряется числом колебания внимания в 1 мин.

Ход опыта: Добейтесь, чтобы рисунок усеченной пирамиды менялся. Она долж­на восприниматься двояко: усеченный конец то к вам, то от вас (рис. 92). При всяком изменении образа, не глядя в тетрадь и не отрывая глаз от пирами­ды, ставьте черточки на листе бумаги. Они позволят подсчитать число колебаний внимания в установ­ленное время.

Представьте, что усеченная пирамида, направленная усеченным концом от вас, - комната и усеченный конец - ее задняя стенка. Мысленно обставьте комнату мебелью. Подумайте, где поставить стол, диван, телевизор, повесить люстру и пр. При изменении образа пирамиды ставьте черточки.

Оценки Возможных результатов опыта. Наиболее слабой устойчивостью об­ладает непроизвольное внимание. Устойчивость произвольного внимания по­вышается, но для этого приходится затрачивать много энергии. Цена работы высока. При активной работе с объектом устойчивость внимания сохраняется без дополнительных затрат энергии.

Список литературы:

1 . Драгомилов Д.Г. Маш Р.Д. Биология: 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных классов.

2. Очеретлова М.Д. Практическая работа " Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках клубня картофеля" ( ссылка на публикацию) .

3. Петрова О.В. Лабораторный практикум: учебно-методическое пособие для учащихся 8 классов.

4. Шукаева В.О. Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма" (

КГУ "СОШ № 12" г. Семей
Учитель биологии Журавкина О. Б.

Лабораторная работа.№1.
«Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом».

Цель: дать представление о строении тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной).
Оборудование: гистологические препараты, микроскопы.
Ход работы:
1. Рассмотрите клетку. Найдите ядро, цитоплазму и мембрану. Зарисуйте клетку и подпишите ее основные части.
2. Рассмотрите микропрепарат « Однослойный эпителий» сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на компактность прилегания клеток в эпителиальных тканях и слабую развитость межклеточного вещества. С чем это связано? Где в человеческом организме встречается однослойный эпителий?
3. Выясните, какие части клеток видны на микропрепарате. Найдите в клетке оболочку, ядро и цитоплазму. Зарисуйте несколько клеток ткани и подпишите её части.
4. Рассмотрите микропрепарат «Гиалиновый хрящ» сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на развитость межклеточного вещества. С чем это связано? Клетки хряща располагаются группами. Какую форму имеют клетки хряща? Где в человеческом организме встречается хрящевая ткань?
5. Зарисуйте хрящевую ткань. Подпишите все структурные компоненты данной ткани.
6. Рассмотрите микропрепарат «Гладкая мышечная ткань» сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание, что клетки имеют веретеновидную форму и как бы собраны в единый пучок.
7. Зарисуйте гладкую мышечную ткань. Где встречается в человеческом организме гладкая мышечная ткань?
8. Рассмотрите микропрепарат «Нервные клетки» сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на звёздчатую форму клеток нервной ткани и наличие отростков. С чем это связано? В каких органах человеческого организма встречается нервная ткань?
9. Зарисуйте нейрон, обозначьте характерные элементы строения.

10. Оформите результаты работы в тетради в виде таблицы

Вывод: сделайте вывод о выполненной работе.

Лабораторная работа № 2.
«Изучение коленного рефлекса»

Цель: Изучить коленный рефлекс.
Оборудование: резиновый молоточек.

Ход работы:

Пояснение. Коленный рефлекс – это рефлекс, центр которого находится в спинном мозге. Он проявляется у всех здоровых людей. В условиях данного опыта он никакого биологического значения не имеет. Его используют врачи для определения функций спинного мозга: при заболевании они могут быть нарушены.

1. Испытуемый усаживается на стул и забрасывает одну ногу на другую. Резиновым молоточком или ребром ладони производится легкий удар в область нижней части сухожилия коленной чашечки. Возбуждение, возникающее при этом в сухожильной связке, передается на мышцы передней стенки бедра, и нога выбрасывается вверх-вперед, разгибаясь в коленном суставе. Разгибание происходит за счет чувствительного и двигательного нейронов, что и называется коленным рефлексом.
2. Запишите свои наблюдения.
3. Сделайте рисунок рефлекторной дуги.
4. Сформулируйте вывод.

Лабораторная работа № 3 «Изучение остроты зрения и слуха»
Цель: определить нижний абсолютный порог зрительного ощущения путем измерения коэффициента остроты зрения. Научиться определять остроту слуха.
Оборудование: таблица Д.А. Сивцева, метр, указка.

Ход работы:

1. Определение остроты слуха.
Отойдите от испытуемого на расстоянии 5 м.
Шепотом произнесите слова, которые имеют низкую частотную характеристику: это слова в состав которых входят гласные у, о, согласные м,н,р,в.Например, ворон, двор, номер, Муром, куры.
Затем отойдите от испытуемого на большее расстояние – 7-10 м.
Шепотом произнесите слова, которые имеют высокую частотную характеристику: часы, щи, чашка, заяц, шерсть, шесть, семь.
Если испытуемый хорошо слышит правым и левым ухом и сумел повторить все слова, то работу можно прекратить. Если нет, то испытуемого необходимо посадить на близкое расстояние
Произнесите слова со средней или так называемой разговорной грамотностью.
В тех случаях, когда и такая громкость различается плохо, используйте речь усиленной громкостью.

2. Определение остроты зрения
Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквенными знаками, которые расположены в 12 строк. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. С левой стороны каждого ряда таблицы указано расстояние в метрах (), с которого каждый элемент буквы должен быть виден при нормальной остроте зрения (т.е. под углом 1). С правой стороны указана острота зрения (), которую рассчитывают по формуле: Ко.з = а/5, где а – усредненное значение расстояния, с которого испытуемый увидел разрыв в кольце; 5 – расстояние, с которого виден разрыв при нормальном зрении.
Таблица должна быть укреплена на хорошо и равномерно освещенном месте. Испытуемого следует посадить (или поставить) на расстоянии 5 метров от таблицы и закрыть один глаз щитком. Экспериментатор встает так, чтобы не затемнять ее, и указкой показывает буквы, постепенно переходят от крупных к мелким. Последняя строчка, которую испытуемый называет безошибочно или с некоторыми ошибками (не более 20%), служит показателем остроты зрения для данного глаза. Например, если испытуемый видит 5-ю строчку с 5 метров, а должен видеть с расстояния 12,5, то острота зрения этого глаза 5 = 0,4.
3. Сделайте вывод об остроте слуха испытуемого, запишите результаты определения остроты зрения..

Лабораторная работа №4
«Изучение свойств декальцинированной и прокаленной кости».

Цель: Изучить химический состав костей, влияние органических и неорганических веществ на свойства кости. Установить зависимость свойств кости от состава.
Оборудование: прокаленные, декальцинированные и нормальные кости, салфетки.

Ход работы:
1. Ответьте на вопросы, изучив свойства костей.
2. Результаты наблюдений отметьте в таблице.

Вид кости
Свойства кости Прокаленная Декальцинированная Нормальная.
Твердость
Хрупкость
Упругость
Гибкость
Прочность
Из каких веществ состоит?

Какими свойствами обладает нормальная кость? Из каких веществ она состоит?
- Какими свойствами обладает прокаленная кость? Из каких веществ она состоит?
- Что происходит с веществами при прокаливании кости?...........

Какими свойствами обладает декальцинированная кость? Из каких веществ она состоит?
- Какие изменения происходят с костями, которые находились в кислоте?......

3. Сделайте вывод о единстве состава и свойств кости. Чем определяется прочность кости? Влияет ли состав кости на ее свойства?

Лабораторная работа № 5 «Первая помощь при переломах, растяжении, вывихах»

Цель: изучить основные способы оказания первой медицинской помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
Оборудование: эластичный бинт, марлевый бинт, шины, косынка, вата.

Ход работы:
1. Описать особенности поврежденной в результате растяжения конечности и этапы оказания первой помощи. Отработать навыки наложения фиксирующей повязки на голеностопный сустав.

2. Описать внешний вид сустава и этапы первой помощи при вывихе. Отработать этапы фиксации конечности с помощью бинта или косынки.

3. Опишите закрытые и открытые переломы конечностей и этапы первой помощи. Отдельно опишите первую помощь и при травмах черепа и позвоночника. Отработайте приемы наложения шины на условно поврежденный участок (можно использовать в качестве шины подручные материалы – картон, дощечки) Зачем накладывают шины?
4. Вывод: почему накладывают шины на два соседних сустава?
Зачем нужна мягкая подстилка под шину?
Что необходимо делать после оказания первой помощи?

Лабораторная работа № 6 «Антропометрический метод определения уровней роста и развития организма».
Цель: научиться измерять и оценивать показатели физического развития.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.
Ход работы:
Измерение роста Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат.
Измерение окружности грудной клетки Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе..
Определение массы тела Измерение проводится с помощью медицинских весов. Полученный результат запишите.
1. Заполните таблицу.
Рост Окружность грудной клетки Вес
спокойное дыхание максимальный вдох максимальный выдох

2. Сделайте вывод о степени вашего физического развития.

Лабораторная работа № 7
«Рассмотрение микропрепарата мазка крови: сравнение эритроцитов крови человека и лягушки. Первая помощь при кровотечениях».

Цель: выяснить особенности строения крови человека и лягушки. Научиться накладывать жгут, уметь объяснять действия по наложению жгута при артериальном и сильном венозном кровотечениях, применяя знания о строении и функциях кровеносной системы.
Оборудование: готовые микропрепараты крови лягушки и человека. Трубки для жгута, палочки для закрутки, бинт.

Ход работы: 1. Рассмотрите препараты крови человека и лягушки. Обратите внимание на форму эритроцитов при рассматривании их сверху и сбоку. Одинакова ли она у человека и лягушки? Подумайте, почему при рассматривании в световом микроскопе эритроциты крови человека в средней части слегка просвечивают.
Зарисуйте по 2–3 эритроцита из каждого препарата крови и один лейкоцит из препарата крови человека.
Найдите черты сходства эритроцитов крови человека и лягушки.
Сравните лейкоциты и эритроциты крови человека. В чем их различие?
Заполните таблицу
Признаки сравнения Эритроциты лягушки Эритроциты человека
Размеры
Форма
Количество
(в поле зрения)
Наличие ядра

2. Наложите жгут на предплечье товарища для остановки условного кровотечения.
Забинтуйте место условного повреждения артерии.
3.Вывод
Ответьте на следующие вопросы.
Чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода и почему?
Опишите последовательность наложения жгута с объяснением своих действий:
1. Сначала надо определить вид кровотечения, так как...
2. Жгут следует накладывать... места повреждения, так как...
3. Жгут надо накладывать так, чтобы...
4. Жгут надо держать примерно... часа, так как...

Лабораторная работа № 8
«Определение пульса. Измерение кровяного давления».

Цель: отработать методику измерения артериального давления, навык подсчета пульса в разных условиях.
Оборудование: тонометр, фонендоскоп, секундомер или часы с секундной стрелкой.
Ход работы: Определение пульса
В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. В состоянии покоя пульс можно считать в течение 10-, 15-, 30- или 60-секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10-секундными интервалами.
1. Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.
2. Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.
Оценка результатов
Частота пульса в возрасте 15 - 20 лет в норме составляет 60 - 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 - 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 - 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 - 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 - 170 ударов в минуту - нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 - 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.
Артериальное давление
Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 - 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз.
1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.
2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.
Артериальное (АД):
АДсист. = 1,7 х возраст + 83
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42
Пульсовое (ПД):
ПД = АДсист. - АДдиаст.
Среднее артериальное (АДср):
Адср. = (АДсист. - АДдиаст.)/3 + АДдиаст.
Оценка результатов
Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.
Таблица. Средние показатели максимального
и минимального давления крови для учащихся

Возраст, лет Мальчики Девочки
7-8 98/66 98/67
9-10 102/69 102/70
11-12 105/71 105/72
13-14 109/73 109/74
15 112/75 112/72
16 118/73 116/72
17 119/75 118/76
18 120/80 120/80
Вывод: Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?

Лабораторная работа № 9 «Измерение жизненной емкости легких спирометром».
Цель: Научиться определять жизненную емкость легких. Определение функционального состояния собственной дыхательной системы по данным ЖЕЛ.
Оборудование: спирометр
Ход работы:
Жизненная емкость легких, т.е. максимальный объем воздуха, который может выдохнуть человек после самого глубокого вдоха, определяется с помощью прибора, который называется спирометр.
1. Продезинфицировав трубку спирометра в растворе перманганата калия, возьмите ее в рот.
2. Держа трубку во рту, сделайте самый глубокий вдох, а затем очень глубокий выдох через трубку спирометра. Когда выдыхание будет закончено, по шкале спирометра определите ЖЕЛ, и запишите данные в тетрадь.
Для того чтобы рассчитать, какая ЖЕЛ должна быть у человека, можно воспользоваться следующими формулами:
ЖЕЛ (л) мужчин = 2,5 * рост (м), ЖЕЛ (л) женщин = 1,9 * рост (м), где ЖЕЛ выражена в литрах (л), рост в метрах (м); 2,5 и 1,9 - коэффициенты, найденные экспериментальным путем.
Если реальная ЖЕЛ окажется равной или большей, чем вычисленные величины, результаты следует считать хорошими.
ЖЕЛ взрослых людей колеблется до 5000 мл.
У учащихся 8 класса она в среднем около 3200-3800 мм. Расчеты и результаты запишите в тетрадь.
Вывод: Что такое жизненная ёмкость легких? Как изменяются физиологические объемы легких с возрастом?

Лабораторная работа № 10 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал».
Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.
Оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.
Ход работы:
1. Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.
2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 мин.
3. Затем в небольшую емкость налить водный раствор йода и поместить туда марлю.
4. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результаты опыта.

4. Вывод:
Запишите результаты работы.
Какие изменения происходят с пищей в ротовой полости?

Лабораторная работа № 11 «Определение норм питания, составление пищевых рационов».
Цель: научиться грамотно, составлять суточный пищевой рацион человека.
Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийности.
Ход работы:
При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил: – калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
– необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей - возраста), количество белков, жиров и углеводов;
– наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 - 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности);
– продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
– в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.
При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.
Таблица. Суточные энергетические потребности и нормы питательных веществ в пище детей и подростков.

Возраст кДж Белки, г Жиры, г Углеводы, г
5-7 7 560 000-9660 000 65-70 75-80 210-300
15-16 13 440 000-14 700 000 100-120 90-110 450-500
1. Составьте суточный пищевой рацион для двух групп: дети 5 - 7 лет и подростки 15 - 16 лет.

2. Результаты расчетов занесите в таблицу.
Таблица. Состав суточного пищевого рациона.

Режим питания Название продукта Масса, г Содержание во взятом количестве продукта Калорийность

1-й завтрак
2-й завтрак
Обед
Ужин



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то