Как создать отдел дистанционного обучения в компании. Организация дистанционного обучения с помощью современных икт Как организовать дистанционное обучение с нуля

Дистанционное обучение - это обучение, при котором его субъекты разделены в пространстве и, возможно, во времени, реализуется с учетом передачи и восприятия информации в виртуальной среде, обеспечивается специальной системой организации учебного процесса, особой методикой разработки учебных пособий и стратегией преподавания, а также использованием электронных или иных коммуникационных технологий. Дистанционное образование позволяет удовлетворить индивидуальные потребности каждого человека в обучении и решить такие проблемы традиционного образования, как отсутствие индивидуального подхода к учащимся, недостаточное использование активных форм обучения, директивность образовательного процесса, слабая мотивация к самостоятельной познавательной деятельности учащегося, жесткая привязка к территории и во времени, субъективность оценки результатов обучения.

Таким образом, дистанционное обучение способно оптимально преодолеть недостатки традиционного образования и отличается от него по ряду показателей:

Повышает посещаемость мероприятий за счет онлайн участников и просмотров записей;

Привлекает тех участников, кто не может присутствовать на занятиях в силу нехватки времени или географической удаленности;

Предоставляет возможность доступа к электронным материалам и видеозаписям после лекции;

Привлекает новых слушателей, предоставляя им возможность в любое свободное время присоединиться к онлайн занятию;

Обеспечивает доступность и экономичность образования для всех категорий граждан, в том числе социально незащищенных и маломобильных;

Обеспечивает возможность выбора индивидуального содержания обучения, а также эффективность и результативность обучения;

Дает возможность выбора индивидуального темпа освоения знаний;

Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащегося.

Так же Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ перед традиционной очной формой :

Большая свобода доступа -- учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть.

Более низкие цены на доставку обучения -- процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы.

Возможность разделения содержания электронного курса на модули -- небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов.

Гибкость обучения -- продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

Возможность обучения на рабочем месте -- учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы, а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета.

Возможность развиваться в ногу со временем -- пользователи электронных курсов, и преподаватели, и студенты, развивают свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

Возможность определять критерии оценки знаний -- в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Применение дистанционных технологий нуждается в тщательной подготовке материалов: программного обеспечения, планов, учебных пособий по управлению программой, руководства, индивидуализации инструкции, а также предъявляет требования к технической оснащенности, информационной компетентности учащегося и преподавателей, к личностным качествам учащегося в связи со сложностью учебной мотивации при данной форме обучения. Особую сложность при подготовке к реализации дистанционного курса представляет проблема аутентификации студента при дистанционной проверке знаний.

При этом дистанционные курсы могут быть использованы в качестве дополнения к основному курсу, в качестве основного курса с поддержкой куратора или без поддержки куратора. Кроме того могут быть использованы различные модели дистанционного обучения:

Очная форма + дистанционная;

Сетевое обучение (автономные курсы или информационно-образовательная среда - виртуальные кафедры, школы, университеты);

Сетевое обучение + кейс-технологии;

Обучение, построенное преимущественно на видеоконференцсвязи.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

Среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

Методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) -- это международный стандарт, который определяет требования к организации учебного материала и всей СДО. Соответствие электронных курсов стандарту SCORM обеспечивает совместимость компонентов и возможность их многократного использования. Учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться в СДО независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

Перечень популярных СДО, совместимых со стандартом SCORM.

ISpring Online;

SharePoint LMS;

ShareKnowledge;

Формы взаимодействия:

Чат-занятия -- учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия -- дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей "Всемирной паутины".

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы -- форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция -- проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название "Природный процесс обучения" (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение -- это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях.

Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве, в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России .

Дистанционное обучение (E-learning) используют практически все крупнейшие компании мира. Среди них Honeywell , Johnson &Johnson , Sony , Adidas , MW-Light . При этом, согласно исследованию Brandon Hall Group , 42% из них планировали в 2018 году увеличить бюджет на внедрение и поддержку дистанционного обучения. Весь мировой рынок онлайн-образования оценивается в $165 млрд, а к 2023 году, по прогнозу Global Market Insights, он вырастет до $240 млрд, – и это консервативный прогноз.

Безусловный лидер по онлайн-образованию – США. Там дистанционное обучение применяют уже несколько десятков лет. Российские компании тоже оценили преимущества eLearning. По данным «Высшей школы экономики», объем корпоративного сегмента онлайн-образования в нашей стране уже составляет 3 млрд рублей.

«Дистанционное обучение дает бизнесу несколько преимуществ. Во-первых, сокращает расходы на обучение. Например, на оплату перелетов и гостиниц для тренеров. Во-вторых, можно на одном уровне поддерживать знания большого количества сотрудников, как центрального офиса, так и филиалов. В-третьих, можно ускорить обучение персонала новым продуктам компании: доступ к онлайн-курсам открыт в любое время», – рассказывает Юрий Усков , основатель компании iSpring , специализирующейся на продуктах для дистанционного обучения.

По его словам, охотнее всего в онлайн вкладываются банки и торговые компании с развитой сетью филиалов и тысячью сотрудников по России. Управлять дистанционным обучением в компании может один человек, главное правильно подобрать инструменты для работы.

Какие инструменты нужны для запуска дистанционного обучения?

Для запуска E-learning нужно два инструмента: редактор электронных курсов и система дистанционного обучения (СДО).

В редакторе создают учебный контент: курсы, тесты, видеоуроки, интерактивные игры. «Сейчас есть такие редакторы, которые интегрируются в PowerPoint. Вы создаете курс, как презентацию. Дополнительно изучать интерфейс программы не придется», – рассказывает руководитель учебного центра Honeywell Игорь Гапонов . В его компании уже больше года тренируют в онлайне менеджеры по продажам.

Система дистанционного обучения – это виртуальный класс, в котором сотрудникам можно назначить учебный материал и в режиме реального времени следить за их успеваемостью по отчетам. И неважно, где ученики находятся физически: на работе, дома или в отпуске.

Вот минимальный набор задач, которые помогает решать СДО:

  • База знаний. Электронные курсы, тесты, видеоуроки – весь контент находится в одном месте. В любой момент сотрудники могут зайти в СДО, изучить нужный курс.
  • Виртуальный наставник. В несколько кликов вы можете назначить курс конкретному сотруднику, отделу или филиалу. Они проходят электронный курс, будто учатся у наставника, только виртуального.
  • Результаты обучения. В СДО вы видите результаты обучения каждого сотрудника: сколько курсов прошли, какую оценку набрали за тест, на какие вопросы ответили неправильно.
  • Обмен идеями. Внутренний чат или форум – место, где сотрудники могут обмениваться идеями, писать, какой материал оказался полезным, что улучшить, по каким темам еще нужны электронные курсы.

Системы дистанционного обучения делятся на два типа: коробочные и облачные. Коробочную СДО устанавливают на сервер компании. Проект потребует несколько месяцев на внедрение и постоянного контроля со стороны IT-специалистов. Плюс такого решения – все данные хранятся в вашей организации.

Чаще всего новое направление берет под контроль отдел очного обучения. Есть еще один сценарий – наделить E-learning автономией. Так, например, поступила компания Honeywell. «Преимуществ несколько. Во-первых, отдел самостоятельно разрабатывает оформление для курсов, отталкиваясь от брендбука компании. HR и маркетинг лишь корректируют и направляют. Во-вторых, в финансовом плане вы ни от кого не зависите – у вас отдельный бюджет», – рассказывает Игорь Гапонов. По его словам, эта независимость дает eLearning-команде возможность работать с максимальной отдачей для бизнеса.

В Honeywell и MW-Light утверждают, что онлайн – не альтернатива очному обучению, а его дополнение. «Иногда мы используем eLearning для выравнивания знаний, иногда – для погружения в тему. К примеру, мы знаем, какой тренинг очно прошли сотрудники, и назначаем несколько электронных курсов для закрепления знаний. В некоторых случаях мы используем курсы перед тренингом: даем основные понятия, теорию. На очной встрече тренер уже не тратит время на методологию и фокусируется на практике», – делится опытом Лана Виноградова.

eLearning помогает ускорить обучение и развивать сотрудников непрерывно , чтобы они всегда работали на пике возможностей. Ведь бизнес – это люди. И чем мощнее команда, тем успешнее компания.

Российские компании давно признали, что дистанционное обучение дает ощутимые результаты и экономит ресурсы. Сейчас руководителей и специалистов, занятых обучением и развитием персонала, больше всего интересует, как внедрить систему eLearning с минимальными затратами и в максимально короткие сроки. Профессиональными рекомендациями делится Юлия Шувалова, директор по развитию компании iSpring.

Российскому бизнесу уже не надо доказывать преимущества eLearning: удаленный образовательный формат позволяет компаниям эффективно решать многие бизнес-задачи:

  • Охватить обучением неограниченное число сотрудников даже из географически удаленных районов.
  • Поддерживать актуальные знания о продуктах и услугах компании.
  • Экономить средства на организацию обучения и поездки в филиалы.
  • Обеспечить непрерывное обучение сотрудников.
  • Оперативно проводить срезы знаний.

Для сотрудников дистанционное обучение имеет свои плюсы:

  • Возможность учиться в любое время.
  • Возможность учиться в любом месте: курсы и тесты можно проходить со своих мобильных устройств.
  • Выбор индивидуального темпа обучения.
  • Возможность саморазвития, расширения кругозора.
  • Это интересно, современно и увлекательно.

Неважно, крупная у вас компания или небольшая, - вы сможете быстро внедрить дистанционное обучение, если ответите на три вопроса:

1) какие инструменты выбрать?

2) какие ресурсы компании нужно задействовать?

3) как измерить эффективность?

Выбор инструмента обучения

Запуск eLearning в любой компании прежде всего связан с выбором системы дистанционного обучения (СДО). Это виртуальная комната, где можно проводить обучение и проверку знаний сотрудников, независимо от того, где они находятся.

При выборе системы дистанционного обучения определите: это будет готовый продукт «в коробке» (необходима установка на сервер компании) или облачное решение (позволяет развернуть СДО на удаленном сервисе).

В чем основное отличие?

Покупая «коробочную» программу, вы фактически вслепую внедряете у себя систему, которой ваши сотрудники будут вынуждены пользоваться очень долго. И если по каким-то причинам она окажется неудобной, компания вряд ли согласится ее менять: ведь в покупку вложены сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Приобретать систему придется с учетом численности сотрудников, которых вы планируете обучать. Кроме того, для «стационарной» СДО требуются существенные технические возможности, а для ее обслуживания необходима помощь ИТ-специалистов.

Для быстрого внедрения СДО лучше использовать облачные технологии. Они экономят время и бюджет и не требуют привлечения технических специалистов для развертывания и управления. На российском рынке немало достойных облачных СДО: iSpring Online, Competentum, WebTutor, Mirapolis и другие.

Как правило, у таких систем есть пробный период и гибкая система оплаты. Вы сможете протестировать СДО на группе сотрудников, а затем распространить этот опыт на другие подразделения.

Что должна уметь любая СДО?

Обеспечивать полноценный процесс обучения по аналогии с очным. Все как в школе, только дистанционно.

1) предоставлять доступ в виртуальный класс для ученика и преподавателя;

2) объединять учащихся в группы по общим признакам (например, сотрудники отдела продаж, сотрудники отдела разработки);

3) приглашать пользователей к обучению, назначать учебные курсы и тесты сотруднику или группе сотрудников;

4) загружать материалы любого формата (лекции, презентации, видео, документы, графику);

5) поддерживать стандарты дистанционного обучения, в которых вы разрабатываете курсы (AICC, SCORM, xAPI, BlackBoard);

6) обеспечивать регулярный мониторинг процесса обучения с помощью отчетов;

7) проводить тестирования с закрытыми и открытыми вопросами.

Но это лишь верхний пласт задач, которые решает СДО. Современные системы предоставляют гораздо больше возможностей, главное правильно обозначить критерии выбора:

  • Позволит ли система организовать мобильное обучение на планшетах, смартфонах?
  • Будут ли доступны курсы при отсутствии интернет-соединения?
  • Можно ли настроить индивидуальную траекторию обучения для сотрудника или группы?
  • Содержит ли СДО необходимые типы отчетов?
  • Позволяет ли проводить вебинары?

Лучше всего составить лист пожеланий и проверять, соответствует ли ему СДО. Включайте в свой чек-лист только тот функционал, который действительно нужен для решения ваших задач по обучению.

Пример чек-листа

Необходимое количество пользователей

  • от 100 до 150 человек

Необходимость обслуживания техническими специалистами

  • не требуется

Разграничение ролей пользователей

  • администраторы, преподаватели, студенты

Возможность делить пользователей на группы

Доступ в личный кабинет студента

  • онлайн

Поддерживаемые форматы материалов

  • DOC, PDF, MP3, MP4, XLS, SCORM 2004

Возможность проходить курсы с мобильных устройств

Возможность проходить обучение при отсутствии интернета

Возможность проведения вебинаров

Возможность настроить индивидуальную программу для каждого студента

Возможность обратной связи с преподавателем

  • онлайн и офлайн

Отчеты

  • о прогрессе обучения каждого студента/группы студентов
  • о просмотренных студентом курсах о пройденных тестах
  • о прослушанных вебинарах

Возможность выгрузки отчета в формате excel, pdf

Наличие сертификата по завершении обучения

Наличие технической поддержки от поставщика

Помните: если накрутить список сотней пунктов, вы скорее всего не найдете подходящего поставщика СДО. А если и найдете, то лишь зря потратите деньги компании, потому что вряд ли станете пользоваться всем функционалом. Например, некоторые компании просят большое количество отчетов, которые потом ни разу не открывают.

Что еще?

Кроме самой системы дистанционного обучения вам потребуется инструмент для разработки электронных лекций, тестов и других обучающих материалов.

Универсальных инструментов нет, а точнее, нет универсальных правил обучения, на которые можно было бы ориентироваться. У каждого бизнеса свои особенности, поэтому успешные компании обычно применяют два-три инструмента для разработки курсов.

На отечественном рынке не так много поставщиков таких решений (наиболее известны iSpring Suite и CourseLab). Среди зарубежных аналогов иногда выбирают Articulate, но он подходит для компаний, где бюджет не ограничен. Кроме того, техническая поддержка Articulate находится за рубежом и на русском языке не предоставляется. Это существенно осложняет оперативное решение возникающих вопросов.

Если стоит задача - внедрить дистанционное обучение быстро и с минимальными затратами, выбирайте простые инструменты за разумные деньги. Они не потребуют привлечения технических экспертов, у них интуитивно понятный интерфейс, и ваши HR-специалисты смогут самостоятельно создавать электронные курсы.

Еще проще, когда набор модулей интегрирован с популярными приложениями, которые знает каждый сотрудник, например, пакет Microsoft Office.

Бывает, что в компании уже наработано большое количество образовательных материалов^ их нужно просто «перевести» в электронный формат и предоставить сотрудникам доступ.

Большой плюс - возможность бесплатно протестировать функционал перед покупкой. Тогда вы будете точно знать, что приобретаете качественный инструмент, который соответствует вашим ожиданиям.

Дополнительно стоит узнать, предоставляется ли обучение от разработчика, инструкция или видеоуроки для быстрого знакомства с программным продуктом.

Как оценить трудозатраты

Оценка трудозатрат зависит от целей обучения и напрямую связана с выбором инструментов внедрения, о которых шла речь выше. Если продукт сложный, то и для работы с ним потребуется больше времени и ресурсов.

Вы должны четко представлять результат дистанционного обучения, которого хотите достичь. Чем конкретнее сформулирована цель, тем проще будет к ней идти. Например : к 1 сентября 80 сотрудников производственного отдела в 3 филиалах должны пройти курс по охране труда .

Для измерения трудозатрат важно понять, кто будет создавать и поддерживать учебные материалы в актуальном состоянии, а также оценить количество курсов, которые вы планируете создать. Если вы выбрали простой вариант - с этим справятся ваши сотрудники, а значит, компания сэкономит время и средства.

Быстрый сценарий (задействованы сотрудники компании)

1) HR-специалисты продумывают содержание курса, форму подачи (презентация, видеолекция, игра, диалоговый тренажер и т.д.), подбирают материалы (текст, аудио, видео, изображения).

2) Разработчик (это может быть тот же HR-специалист) оформляет контент в электронный курс.

3) Администратор системы загружает курс в СДО, назначает курсы, а затем собирает статистику по обучению.

Плюсы этого сценария:

Ваши сотрудники смогут передавать друг другу опыт работы с инструментом,

Запуск eLearning не зависит от внешних подрядчиков.

Долгий сценарий (с привлечением команды внешних разработчиков).

1) Постановка задачи внешнему разработчику, погружение его в контекст ситуации.

2) Согласование сроков и заключение договоров.

3) Сбор и передача материалов, обсуждение формы подачи, структуры курса.

4) Разработка курса.

5) Согласование, правки.

В этом случае процесс запуска eLearning может растянуться на год и больше.

Если в штате компании нет профильных IT-специалистов, для обновления курсов придется всякий раз обращаться к внешним разработчикам, а значит - снова тратить время и средства.

Как измерить эффективность системы eLearning

Еще до запуска дистанционного обучения ответьте на вопрос, насколько доступным и полезным получился электронный курс?

Дело в том, что у дистанционного обучения своя специфика. Сотрудники могут проходить курсы в любое удобное время и в любом месте. В этот момент преподаватель может не быть на связи, уточнить детали не получится. Поэтому учебный материал должен быть понятным, структурированным, наглядным и главное – приближенным к практике.

Давайте сотрудникам прикладные знания: как вести себя в ситуации с недовольным клиентом, что нужно знать, чтобы грамотно ответить на вопрос покупателя и т.д.

Как показывает практика, для мониторинга обучения нужно знать всего две вещи: как учится каждый конкретный сотрудник, какие курсы (темы) вызывают наибольший и наименьший интерес.

После обучения оценивайте эффективность комплексно:

  • Собирайте отзывы сотрудников.
  • Сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно.
  • Регулярно проводите срезы знаний.
  • Оценивайте долю успешно завершивших обучение относительно общего числа прошедших курс.
  • Отслеживайте, как меняются успехи сотрудников, улучшаются ли показатели работы (количество закрытых сделок, выполненных проектов и т.д.).

На самом деле формула успеха проста: удобные и качественные инструменты разработки, адекватная оценка целей и результатов обучения, наличие минимального бюджета и ресурсов для старта. Конкуренция возрастает и выиграет та компания, чей персонал владеет актуальными знаниями и постоянно развивается. Начните внедрение eLearning-системы и вскоре вы сможете оценить первые плоды дистанционного обучения.

Юлия Шувалова, директор по развитию компании iSpring

Дистанционная форма обучения – относительно молодая. Такое образование стало возможным с появлением интернета. Ученик получает знания онлайн и с помощью учебников, видеозаписей уроков и других виртуальных методических материалов.

Развитие информационных технологий оказывает прямое влияние на сферу образования в целом и на дистанционное обучение в школе в частности. Общепризнанным считается утверждение о том, что «живое» взаимодействие ученик-учитель очень важно и намного лучше, но без дистанционного обучения обойтись в современном мире невозможно. Тому есть несколько причин:

  • в некоторых регионах нашей страны доступ к школе может быть ограничен, например, половодьем или экстремально низкими температурами. На Крайнем Севере дети могут пропускать до одного-двух месяцев занятий из-за морозов ежегодно;
  • некоторые школьники хотели бы получать образование в школе или лицее, посещать которые физически затруднительно;
  • не всем детям с ограниченными возможностями здоровья предпочтительнее инклюзивное образование, и даже те, кто посещает школу, могут пропускать из-за здоровья большое количество занятий.

Всё это намекает на то, что, по-хорошему, в той или иной степени дистанционное обучение должно присутствовать в каждой школе, ведь с введением повсеместной инклюзии, везде обучаются дети с ОВЗ. В любой школе ученики могут заболеть и провести продолжительное время дома, да и закрытие школы на карантин никто не отменял. Подробнее о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Вы узнаете на Международной научно-практической конференции «Перспективы развития современного детского сада и школы в условиях постоянных изменений» , которая состоится 20—23 ноября 2018 года.

Плюсы дистанционного обучения в школе

  1. Индивидуальный подход и персонализация учебного процесса. График дистанционного обучения можно подстраивать под каждого ученика и изменять в зависимости от обстоятельств. При этом программа обучения тоже может быть адаптивной и учитывать такие особенности школьника, как скорость восприятия информации, уровень начальной подготовки, мотивацию к обучению, предрасположенность к той или иной форме восприятия материала.
  2. Повышение качества обучения . Этот пункт можно назвать спорным, потому что существует много несогласных, ярых сторонников традиционных форм преподавания. При этом вряд ли кто-то будет отрицать, что развитие интернета упростило доступ к огромному количеству учебного материала для любого желающего. А это тоже одно из проявлений технического прогресса.
  3. Расширение границ и удешевление компонентов учебного процесса . Это то, о чём шла речь выше. Некоторые школьники смогут экономить более часа времени каждый день, которое они иначе тратили бы на дорогу, некоторые и вовсе смогли бы учиться в школе, которая находится в другой части страны. А одна только замена печатного учебного материала на электронный уже экономит много денег.
  4. Сохранение педагогического опыта . Уникальные авторские курсы, например, при работе с одарёнными детьми не будут пропадать никуда, если будут записываться и сохраняться.
  5. Снижение нагрузки на учителей . По информации мониторинга РАНХиГС, количество учителей, которые работают на две ставки с 2014 по 1017 год выросло почти вдвое — с 7,3 % до 13,8 % Добавим 37,5% педагогов, которые работают на полторы ставки, и приходим к выводу, что нагрузку с них как-то надо снять. Один из вариантов решения — дистанционное обучение.

Как организовать дистанционное обучение в школе

Вопрос введения дистанционного обучения необходимо рассматривать с трёх сторон.

  • Социальная . Тут всё просто, школьники сегодня активно используют социальные сети, форумы и чаты, поэтому способ подачи информации при ДО будет для них знаком и комфортен.
  • Техническая . С точки зрения технического оснащения, в школах с этим всё хорошо, и компьютеров хватает, и доступ к интернету есть. А вот компьютер дома есть не у каждого ребёнка. Ещё одна проблема — учителя не всегда могут самостоятельно организовать, например, видеоконференцию. В регионах Крайнего Севера есть проблемы с качеством интернета, стабильность дистанционного обучения там обеспечить невозможно.
  • Методическая . Главное противоречие — использование дистанционного обучения имеет смысл только если оно повысит качество образования в целом, но сделать это сложно из-за отсутствия у большинства необходимого опыта и каких-либо наработок.

То есть любая программа внедрения дистанционного обучения должна учитывать все эти аспекты. Сам процесс же можно разбить на пять шагов.

  1. Создание творческой группы педагогов, которые будут отвечать за дистанционное образование в школе.
  2. Обучение этой группы на специальных курсах повышения квалификации.
  3. Подготовка базы обучающего материала, который будут использовать школьники в процессе обучения и для самостоятельного закрепления пройденного.
  4. Всестороннее изучение системы дистанционного обучения, например, Moodle.
  5. Разработка дистанционных курсов своими силами или привлечение для этого специалистов и педагогов других образовательных учреждений.

Так же можно выделить пять требований, которые необходимо учитывать в процессе создания обучающих курсов.

  • Школьник должен быть мотивирован на обучение, для этого важно чтобы цель и задачи обучения были чётко сформулированы. При этом то, что требуется от обучаемого, должно соответствовать его уровню знаний.
  • Подготовка ребёнка к ДО. Это реализуется с помощью вспомогательных материалов, например, специальных руководств.
  • Подача материала должна быть легкой для восприятия. Для этого нужно использовать принципы удобочитаемости.
  • Должна быть возможность для обратной связи, в том числе и индивидуальной.
  • Важно наличие системы промежуточной оценки обучения, чтобы школьник имел представление о том, хорошо он справляется или нет.

При организации дистанционного обучения в школе существуют типовые проблемы, характерные для всех учебных заведений. У многих педагогов, особенно гуманитариев, возникают сложности при структурировании и адаптировании учебного материала. Многим учителям свойственен консерватизм, и они будут всячески противиться такому нововведению как ДО. Они яростно отстаивают свою точку зрения и защищают традиционные методы обучения.

Есть сложности и в подборе технического персонала, который должен развернуть систему дистанционного образования и сопровождать её на всех этапах. Важно на эту роль подбирать компетентных людей.

Существуют и определённые требования, которые должны соблюдать школьники при дистанционном обучении. От них требуется быть вежливыми и корректными в общении с педагогом и друг с другом. Они должны учиться не только говорить, но и писать хорошим языком, без ошибок, чётко и кратко формулировать свои мысли. Очень важно, чтобы школьники делали всё в срок и не злоупотребляли временем учителя и других детей. И наконец, необходимо развить у них уважение к авторскому праву.

Среда дистанционного обучения Moodle

Самая распространённая среда для системы дистанционного обучения в школе — это Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Её отличительные способности — открытый исходный код, богатство функционала, гибкость, надёжность и простота в использовании.

Над ней уже больше 10 лет работает международная команда разработчиков, которыми руководит фонд Moodle в Австралии. Известна она во всё мире, на сегодняшний момент насчитывается более 60 тысяч инсталляций почти во всех странах. Переведена эта среда на более чем 10 языков, в том числе и русский.

Возможности Moodle:

  • хранит все материалы курса, позволяет организовать их с помощью гиперссылок, тегов и ярлыков;
  • позволяет использовать в качестве обучающего материала не только текст, но и любые интерактивные ресурсы, будь то статья на Википедии или ролик на youtube;
  • поддерживает обмен файлами любого формата между учениками и между учеником и учителем;
  • большие возможности для коммуникации, с помощью форумов, личных сообщений, комментариев, рассылок и т.д.;
  • сохраняет и ведёт портфолио на всех учеников, оценки, комментарии учителя, сообщения в форуме;
  • контролирует «посещаемость».

Всё это помогает учителю использовать своё время наиболее эффективно, а это одна из задач, которую должно решить дистанционное обучение в школе.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то