Конспект классного часа реализация внеурочной деятельности. Внеклассное мероприятие в начальной школе «Организация внеурочной деятельности. Тематическое планирование программы

Технологическая карта занятия изостудии в рамках внеурочной деятельности

Тема: «Цветоведение. Семицветное чудо»

Цель: создание условий для творческого выполнения рисунка по теме «Семицветное чудо».

Задачи: 1. Формирование знаний и умений в последовательном изображении цветов радуги;

2. Формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи для достижения творческого успеха;

3. Развитие образного мышления;

4. Сохранение и поддерживание индивидуальности обучающихся;

5. Содействие развитию эстетического вкуса, способности воспринимать эстетику природных объектов, выражать своё отношение художественными средствами;

6. Воспитание интереса к предметной области «Изобразительное искусство».

Оборудование: листы А4, акварельные краски, кисти, ноутбук и мультимедийная презентация, полоски (части радуги) для работы в парах.

Формируемые УУД:

Предметные: Знать понятия «цвет», «тон»; «бесцветные краски»; овладевать основами языка живописи; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета Овладевать на практике основами цветоведения. Умение использовать перечисленные краски для изменения характера основных и составных цветов.

Метапредметные: формирование умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;научиться преобразовывать практическую задачу в познавательную; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Личностные: воспитание ориентированного взгляда на мир в разнообразии природы; уважительного отношения к иному мнению; эстетических потребностей; формирование навыков сотрудничества.

Этапы занятия

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

    Организационный. Самоопределение к деятельности.

Общая готовность детей к занятию; настрой, концентрация внимания обучающихся.

Приветствие. Проверка готовности к занятию. Выбор эффективного способа (приёма) концентрации внимания детей и создание эмоционального настроя на совместную работу.

Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на очередном занятии изостудии. Давайте улыбнёмся друг другу и мне и получим заряд положительной энергии, так необходимой нам на сегодняшнем занятии. Звучит музыка из мультфильма «От улыбки…».

Самоконтроль по готовности.

Реакция на слова и действия педагога; на музыку.

Личностные: способность к самоорганизации.

Регулятивные: способность регулировать свои действия.

    Этап мотивации и актуализации знаний.

Привлечение внимания детей к выявлению темы занятия. Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения у творческий процесс.

Организация активного диалога.

Предлагает догадаться по прослушанной мелодии о теме занятия.

Организует погружение в тему:

Вы высказали свои предположения о теме нашего занятия. Чтобы убедиться в правильности этих предположений, отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них не въехать,

Ни войти! /радуга/

Эмоционально-образный настрой на занятие.

Определяют тему занятия, высказывают свои предположения.

Слушают и отгадывают загадку, подтверждают высказанные гипотезы о том, что занятие посвящено радуге.

Формулируют тему занятия.

Познавательные: умение осознанно строить своё высказывание.

Личностные: развитие эмоционально-нарвственной отзывчивости; мотивация к изучению нового.

Регулятивные: контролируют правильность и точность ответов сверстников.

3.Постановка цели и задач.

Организация обсуждения детей при постановке целей и задач данного занятия.

Подводит ребят к выявлению целей и задач данного занятия.

Кто из вас видел радугу в природе?

А какие условия необходимы для возникновения радуги? Предположите: что нам предстоит сегодня узнать, вспомнить.

Как вы думаете, о чём ещё на сегодняшнем занятии пойдёт речь?

Давайте попробуем составить план нашего занятия.

Внимательно слушают слова педагога и сверстников.

Высказывают свои предположения.

Дают чёткие ответы на поставленные вопросы.

Определяют цели и задачи занятия.

Совместно обсуждают примерный план действий при выполнении работы.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные: Взаимоконтроль правильности высказываний. Планирование действий.

Личностные: осознание выбора; личностное переживание.

Коммуникативные: осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками.

    Систематизация знаний по теме.

Обобщение и систематизация знаний о цветах радуги; об открытии Ньютона о порядке их расположения.

Сообщает обучающимся о том, кем и когда было выявлено, какие цвета «спрятались» в радуге.

Предлагает запомнить расположение цветов в радуге с помощью ассоциаций.

Организует работу в малых группах, направленную на запоминание цветов радуги и их расположения.

Вы уже из собственного жизненного опыта вспомнили, какие условия необходимы для возникновения радуги. Это замечательное природное явление привлекало к себе внимание не только простых наблюдателей, но и настоящих учёных. Так, английский учёный Ньютон тоже заинтересовался, как происходит это явление. Он пропустил луч солнечного света через стеклянную призму и выяснил, что солнечный свет, кажущийся нам прозрачным, на самом деле состоит из 7 цветов. Ньютон подметил, что эти цвета всегда расположены в определённом порядке. Последовательность цветов радуги легко запомнить, если выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»(по первым буквам цветов радуги)

Предлагаю вам поработать в парах и составить из полосочек свою радугу, применив полученные знания.

Внимательно слушают слова педагога и сверстников.

Запоминают порядок расположения цветов.

Просматривают слайды презентации.

Отвечают на поставленные вопросы.

Взаимодействуют в парах при выполнении задания.

Познавательные: применение полученных знаний в собственной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи; в соответствии с ними планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умения слушать и вступать в диалог; обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием.

    Творческая практическая деятельность.

Выполнение рисунка по теме занятия с соблюдением правил выразительных средств. Отработка приема: проведение

непрерывных красочных линий

Использование перечисленных красок для изменения характера основных и

составных цветов.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Организует деятельность обучающихся по применению новых знаний. Во время выполнения практической работы выполняет фронтальный, индивидуальный, предупредительный контроль.

Итак, у вас на партах появились замечательные радуги. Не забывайте, что у каждого цвета своё настроение. Как вы думаете: какое настроение у красного цвета? У голубого? И т.д.

А теперь попробуем изобразить радугу с помощью акварельных красок.

Перед работой вспомним правила художника (правила работы на занятиях изо, с кистью, с красками и т.д.)

Можем приступать!

Для тех, кто выполнить раньше остальных, дополнительное задание: дорисовать фон и украсить лужайку.

Звучит приятная музыка, настраивающая на творчество.

Дают полные и чёткие ответы на поставленные вопросы.

Проявляют фантазию и творческое воображение.

Вспоминают и правильно формулируют известные им правила художника.

Выполняют творческое задание.

Регулятивные: организовывать самостоятельную художественно- творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности; применять знания в своей собственной художественно- творческой деятельности; использовать различные средства художественной выразительности для передачи собственного замысла.

Личностные: умение различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к искусству.

    Контроль усвоения, обсуждение выполненных работ.

Анализ выполненных работ. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организует выставку детских работ.

Знакомит с критериями оценивания творческой работы.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Формирует умение адекватно оценивать работы собственные и чужие.

Анализируют работы собственные и одноклассников в соответствии с критериями.

Высказывают собственное мнение.

Личностные: нравственно-эстетическая оценка творческой деятельности; толерантное принятие работ других.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку педагога и отзывы сверстников; оценивать результат своей работы в ходе занятия.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении содержания и выразительных средств творческих работ.

    Рефлексия.

Формирование умения оценивать себя. Подведение итогов занятия.

Предлагает вернуться к цели и задачам этого занятия и сделать выводы по занятию. Оценить своё эмоциональное настроение после работы.

Как вы думаете: удалось ли нам выполнить всё запланированное?

Достигли ли мы поставленных целей и задач?

Определите своё эмоциональное состояние после творческой работы: с помощью «Цветка настроений».

Что для вас было нового на занятии?

Что удалось легко?

В чём испытали трудность?

О чём бы по этой теме вам хотелось ещё спросить у взрослых или прочитать в книгах?

Вспоминают цели и задачи занятия, поставленные в начале. Анализируют и делают выводы. Оценивают свои знания, умения и навыки по данной теме.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; способность и заинтересованность в наблюдении за природными явлениями.

Регулятивные: способность адекватно оценивать результат своей работы.

Познавательные: понимать значение искусства в жизни человека.

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "Вежливые слова. Просьба"

Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа. Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО ; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
Годлевская Наталья Борисовна, студентка группы Ш-31 ГБОУ СПО "Ейский педагогический колледж"
Тип занятия: комбинированный.
Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд. Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:
1) Денис сказал:
– Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2) Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый?

Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный

Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Валентина Осеева "Волшебное слово"

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
– Ка-кую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.


Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.


Учитель: Почему Павлику хотел убежать из дома?
Чем он был расстроен?
Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
Как помогло Павлику волшебное слово?
Почему Павлик захотел вернуться к старику?
Учитель: Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова) Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (перед занятием учитель предупреждает двух ребят)
Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.
Учитель: Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов». (Приложение 1) Дежурные раздайте по одному словарику каждому. Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.


Учитель: Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.
Учитель: Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план.

План:
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.

Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута.
Учитель: Молодцы. А теперь послушайте отрывок, и определите, из какой он сказки.

Тогда девочка сказала ему строго:
-Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.


Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Это отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино. Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (приказ) Какие она использовала слова? Чем отличается приказ от просьбы?
На слайд выводятся различия просьбы и приказа


Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет)
Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)
Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)
Учитель: А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины.
Учитель: Сейчас разыграем сценку. В сценке Мальвина будет использовать просьбу, а не приказ, а Буратино выполнит просьбу Мальвины.
Учитель: Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая».
Учитель: Кто произносил приказ? А кто просьбу?
Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.
Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?».
Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие.
1. С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд?
2. Как правильно составить просьбу?
3. Назовите вежливые слова.

Одной из главных новаций введения ФГОС стала необходимость пересмотра процесса организации внеучебной работы школьников. — комплекс видов активности (кроме обучения), реализация которых способствует успешному освоению детьми основной образовательной программы — позволяет гарантировать достижение ряда задач, к числу которых относятся следующие:

Максимально допустимое количество часов, отводимых под внеучебную деятельность согласно ФГОС

Основной документ планирования используется в качестве опорного акта при анализе внеучебной активности за прошедший год, поэтому от качества его составления зависит не только результативность работы педагогического состава, но и эффективность итогового мониторинга.

При планировании активности учащихся во внеурочное время следует учитывать следующие факторы:

  1. Доля аудиторных занятий не должна превышать 50 % общего показателя досугового времяпровождения.
  2. Внеучебная работа должна характеризоваться ориентированностью на программные требования и познавательные потребности детей.
  3. Время, отведенное на содержательный досуг, не зависит от показателей максимально допустимой учебной нагрузки школьников.
  4. Внеурочную активность следует реализовать в формах, отличных от традиционных урочных.
  5. Реализацию основного образовательного комплекса и досуговых занятий необходимо разделять динамической паузой, продолжительностью от 40 минут.
  6. В систему внеурочной активности должны включаться как регулярные занятия, так и интенсивы — содержательно насыщенные, сложные формы организации досуга (экспедиции, походы, экскурсии).
  7. Комплектование групп для разных видов деятельности должно производиться не по возрастному принципу, а в соответствии с интересами учащихся. Численность группы не должна превышать 15 человек. В случаях, когда количество желающих значительно превышает показатели комплектности, при наличии кадровых и материально-технических ресурсов рекомендуется деление одного класса-комплекта на подгруппы.

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программное обеспечение комплекса внеурочной работы составляется на основе примерных программ, адаптированных с учетом особенностей функционирования школы, или на базе авторских разработок педагогического коллектива. Допускается использование двух типов программ, соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям учащихся:

  • методические рекомендации, разработанные для школьников определенной возрастной группы ;
  • комплексные программы, рассчитанные на весь период обучения. Такие программные документы разделяются на этапы в соответствии со ступенями обучения.

Содержание выбранной программы организации внеурочной деятельности по ФГОС должно отражать особенности содержательного досуга, цели и задачи внеучебной работы, планируемые результаты. В случае обеспечения реализации в школе внеурочной работы по нескольким направлениям, в главном методическом документе важно отразить модули, соответствующие различным направлениям обучения и воспитания.

Количество внеаудиторных и аудиторных занятий (которые не должны превышать 50 % от общего числа деятельности) — еще один важный пункт программного содержания, которое может реализоваться как в отдельном классе, так и в учебных группах, составленных в соответствии с интересами школьников.

Проработанная программа внеучебной активности утверждается на педагогическом совете и заверяется руководителем образовательной организации.

Рабочая программа внеурочной деятельности

В ходе методической разработки содержания досуга учащихся школы педагоги часто сталкиваются с необходимостью адаптации и проработки нескольких программных документов, что позволяет максимально удовлетворить социальный заказ и создать в образовательном учреждении комплекс дополнительного образования.

В современной педагогической науке принято выделять такие типы программ по внеучебной деятельности:

  1. Методические разработки, посвященные обучению по одному направлению (например, общешкольная программа по туристической деятельности , содержащая рекомендации по работе с разными возрастными группами детей).
  2. Комплексные программы, реализуемые с целью обеспечения перевода внеучебной деятельности на качественно новый уровень.
  3. Тематические рабочие программы по ведению внеурочной деятельности , предусматривающие ведение учебно-воспитательной работы по ряду проблемных вопросов.
  4. Программные разработки, используемые для оказания помощи школьникам в достижении определенного уровня знаний и умений (например, осознания базовых правил поведения в социуме).
  5. Возрастные, составляемые с учетом возрастного фактора.
  6. Авторские программы, отражающие региональные особенности, индивидуальные образовательные потребности детей или приоритетные направления развития ОУ.

Внеурочная деятельность в начальной школе

Взаимодействие с детьми во внеурочное время в начальной школе имеет особую значимость в виду необходимости приобщения младших школьников к всесторонней образовательной работе. По сути, именно от усилий ответственного учителя часто зависит уровень учебной мотивации и активности подрастающего поколения, открытость всему новому, готовность пускаться в образовательные эксперименты, пробовать себя в разных видах досуговой деятельности.

Специалисты службы психологической поддержки отмечают, что внеурочное время создает оптимальные условия для облегчения процесса адаптации младшего школьника к новым условиям жизни. В ходе участия в досуговых видах активности малыши знакомятся друг с другом и учителем, проявляют разные грани своего таланта, преодолевают скованность и стеснение. Поэтому важно, чтобы организация внеурочной досуговой деятельности в начальной школе была подчинена следующим принципам:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных факторов.
  2. Принцип обеспечения коммуникативной активности.
  3. Сохранение преемственности между основной и внеурочной образовательной работой.
  4. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия.
  5. Принцип добровольности участия.
  6. Принцип занимательности и новизны содержания учебного материала.

Внеурочная деятельность младших школьников

Досуговая работа в начальной школе отличается об базового компонента внеучебной активности простотой организационной структуры, что вызвано несформированностью интересов младших школьников. Практически занятия, которые проводятся вне базисного образовательного блока, можно разделить на две категории:

  • организация активности в учебных кабинетах;
  • выездные мероприятия.

Смена обстановки благотворно сказывается на активности учащихся, поэтому работу в классе следует организовывать по принципам, качественно отличимых от урочных. Неожиданно положительный эффект может дать даже перестановка классной мебели, выполненная по одной из представленных схем:

Использование нетрадиционных педагогических практик, новаторских образовательных решений позволяет создать атмосферу творчества, достичь базовых целей организации внеурочной деятельности и содержательного досуга младших школьников :

  1. Обеспечить процесс успешной адаптации детей в начальной школе.
  2. Повысить уровень мотивации к обучению, активному познанию окружающего мира, ведению творческих поисков .
  3. Сформировать положительные качества личности, обеспечить высокий нравственный и культурный уровень учащихся.
  4. Обеспечить положительный эмоциональный микроклимат в классном коллективе.

Анализ внеурочной деятельности

Функционирование комплекса досуговой деятельности в школе не должно быть хаотичным и разрозненным. В свете необходимости систематического совершенствования организации и осуществления внеучебной педагогической работы в конце учебного года целесообразно проводить мониторинг, позволяющий выявить уровень востребованности кружковой и секционной работы, отношение школьников и их родителей к предложенным видам активности, определить особенности актуального социального заказа.

На основе результатов проведенного мониторинга составляется анализ школьной внеурочной деятельности — базовый отчетный документ, который может быть составлен в описательной форме с включением графиков и таблиц. В структуру данного документа следует включить следующие подразделы:

  1. Перечень регулярных занятий (кружков, секций) и интенсивов (походов, выездных экскурсий), проведенных в течение года.
  2. Сравнение показателей вовлеченности учащихся во внеучебную работу за прошедший и нынешний учебные годы. Анализ результатов.
  3. Данные опроса детей и родителей, на основе которых можно выявить наиболее востребованные формы и виды дополнительного образования.
  4. Результаты комплекса внеурочной деятельности (данные оценивания, список достижений учащихся).
  5. Разработки маршрутных листов по совершенствованию внеурочного образовательного комплекса.

Организация: Чатлыковская средняя общеобразовательная школа

Населенный пункт: Свердловская область, с. Чатлык

Процесс формирования ключевых компетентностей учащегося, т.е. его готовности сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения своих целей в самых разных жизненных ситуациях, должен опираться на определенные внутренние ресурсы учащегося, к которым, помимо знаний, навыков, предметных умений, следует отнести освоенные способы деятельности.

По мнению многих исследователей, эффективно работающая команда намного превосходит по возможностям простую сумму возможностей ее непосредственных участников. За счет системного эффекта, когда достоинства одних дополняются знаниями и достижениями других, а недостатки становятся стимулом к общему развитию, команда достигает поставленных целей быстрее и легче, нежели отдельный человек. Поэтому необходимость групповой работы в процессе учебной деятельности школьников постоянно актуализируется педагогам.

Но, все выше сказанное относится только к правильно организованной групповой работе, к эффективному групповому взаимодействию. Что делает людей, собравшихся вместе, командой? По каким законам строится групповое взаимодействие? Что повышает и что понижает его эффективность? Ответы на эти и другие важные вопросы должны непременно знать организаторы групповой работы. И если в младших классах эту роль безраздельно берет на себя учитель, то в среднем звене он должен делить ответственность с участниками группового взаимодействия – самими учениками.

Включаясь в групповую работу над проектом, подростки меньше всего озабочены правильным составом группы, соблюдением основных законов взаимодействия. Ими движет чаще всего или общий интерес, или общая цель, или дружеские симпатии. Задача педагога – помочь ребятам превратить случайно или даже спонтанно возникшую группу единомышленников (а то и просто приятелей) в эффективно работающую команду.

Для этого необходимо, чтобы ученики были знакомы с основами командообразования, умели правильно и продуктивно вести себя при возникновении конфликтов, были готовы разделить ответственность за результат коллективного труда – как при успехе, так и при неудаче.

Именно формированию навыков группового взаимодействия как составляющих коммуникативной компетентности посвящен цикл внеклассных занятий в 5 классе МКОУ «Чатлыковская СОШ». Модуль воспитательной работы «Как работать вместе» реализуется в рамках внеурочной проектной деятельности. тематика занятий – разнообразная, подобрана в соответствии с задачами проектной деятельности, возрастными особенностями пятиклассников и заявленными в программе результатами. Основной акцент делается на формирование следующих результатов:

Умения включатся в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы;

Умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения);

Умения разделять ответственность в процессе коллективного труда.

Тематическое планирование программы:

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

1. Что такое команда?

2. Зона личного комфорта

3. Взаимодействие в команде: командные роли

4. Взаимодействие в команде: работаем вместе

Тренинговое занятие с элементами проектной деятельности

5. Способы разрешения конфликтов

6. Стратегии группового взаимодействия

Классный час с элементами лекционного занятия

7. Работа над групповым проектом

Согласно требованиям к уровню сформированности ключевых компетентностей, учащиеся 5-6 класса должны уметь договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в команде (при необходимости пользуясь помощью учителя), высказывать и разъяснять свои идеи в ходе групповой дискуссии и относится к идеям других, либо уточняя, либо аргументируя свое понимание и отношение с помощью вопросов и суждений. Учителю стоит обращать внимание на то, чтобы побуждать к высказываниям как можно большее число учащихся, привлекать их внимание к моментам, нуждающимся в совместном обсуждении, согласовании (таким образом, ребята сами научатся видеть вопросы, которые могут стать предметом коллективного обсуждения).

Поскольку основное предназначение цикла данных занятий – предоставить учащимся опыт командной работы, возможность на практике попробовать различные приемы эффективного командного взаимодействия, то каждое занятие должно носить деятельностный характер.

Рекомендуется начинать отдельные занятия с упражнений-разминок, направленных на создание общей рабочей атмосферы, командного духа. Освоение тем проходит в форме коммуникативных игр или тренингов. Обязательно нужно использовать упражнения на рефлексию.

Помещение, в котором проходят занятия, должно допускать перестановку мебели, освобождение значительного пространства для движений. Тренинги и коммуникативные игры часто предполагают активное перемещение участников. Когда ученики должны работать за столом, целесообразнее организовывать работу по группам (6-8 человек). Традиционное расположение парт и стульев в классе, при котором учащиеся не видят лиц друг друга и вынуждены ориентироваться только на учителя, на занятиях в рамках данной программы недопустимо.

В качестве примера в статье представлен сценарий внеклассного проектного занятия «Работаем вместе».

Сценарий внеклассного проектного занятия «Работаем вместе»

Программа «Как работать вместе»

Класс: 5

Тип занятия: внеурочное, интегрированное, проектное

Необходимые материалы: ватман, гуашь, мука, клей-ПВА, кисточки для рисования, соль, подсолнечное масло, салфетки.

Цель занятия : получение представления о том, что такое команда, командные роли и опыта рефлексии собственной деятельности в качестве командного игрока.

Задачи:

Обучающая:

  • Дать определение понятия команда, командные роли

Развивающие:

  • Развивать четкость выражения своих мыслей;
  • развитие познавательного и творческого интереса.

Воспитательные:

  • Формирование у участников установки на взаимопонимание;
  • Создание творческой атмосферы, развитие творческого самовыражения.

Ход занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

«Разминка». (3 мин .)

У.- «У нас сегодня нестандартный классный час. Посвящен он будет нашей командной работе и микроклимату в классе «Работаем вместе». Чтобы немного отвлечься от школьных забот, мы Вам предлагаем не затягивать и сразу начать играть. Только сначала вспомним о тех правилах работы на нашем занятии».

Правило открытости

Правило искренности

Я - высказываний

Здесь и теперь

Правило личной ответственности

Правило конфиденциальности

Во время обсуждения каждый может высказать свое мнение.

У.- «И обязательное правило нашего классного часа - быть активным».

Приветствие учителя

Называют правила

2. Мотивационная часть (7 мин).

Упражнение «Салфетка» (Каждому обучающемуся выдается салфетка, которая сложена в несколько раз).

У.- У вас в руках салфетка, по моей команде вы выполняете действия: оторвите правый угол, затем нижний левый и т.д. разверните салфетки. Посмотрите на наши салфетки и скажите есть ли одинаковые салфетки. Их нет.

Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.

У.- А сейчас проведем еще одно упражнение - «Пусть выйдет ко мне» (Ведущий стоит в центре круга участников и приглашает выйти к себе кого-то, с кем у него есть что-то общее. Например: Алена, выйди ко мне, потому что у нас с тобой длинные волосы. Затем следующий называет человека с кем у него есть сходство).

У.- Мы с вами можем сделать вывод о том что все люди на земле разные, но у них может быть что – то общее.

Ребята давайте вспомним основные признаки командной работы:

Единая цель;

У каждого своя роль;

Правила.

Участие в упражнениях, высказывание своих мыслей.

Называют правила работы в команде

  1. Практическая часть (проект) (15 мин.)

У.- Сегодня мы вам предлагаем поработать в команде. Окунуться в страну волшебной сказки и попробовать стать волшебником. Обратите внимание на наше рабочее место. На нем вы видите рецепт «Волшебных красок» (показывает рецепт) и набор продуктов для красок.

Сегодня мы с вами можем создать волшебные краски и сотворить волшебную страну.

Перед вами стоят волшебные горшочки. Приступаем к замешиванию волшебных красок. Наденьте фартуки.

Я расскажу, как готовить основу красок. Налейте в горшочек полстакана воды и один стакан муки. Начинайте перемешивать пальцами тесто. Затем добавьте 2 столовых ложки соли. Капните в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла. Перетирая комочки между пальцев потихоньку разбавляйте тесто водой. Добавьте в тесто 2-3 столовых ложек клея ПВА. Перемешайте. Перед вами лист картона для коллективной работы. Волшебные краски можно выливать на картон, создавая рельефы, можно капать «цвет на цвет», можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Можно размазывать пальцами краски по картону или воспользоваться палочками. Помните мы создаем сказочную страну, поэтому она должна быть красивой, интересной, креативной.

Следует помнить, что вы работаете в команде и совместно отвечаете за результат деятельности. Волшебная страна должна стать вашим совместным достижением. Вы можете проявить творчество и фантазию. Роли в команде вы можете распределить самостоятельно.

Приступайте к работе. На творчество вам дается 5 мин.

Читают совместно с учителем рецепт, готовят продукты для замешивания теста

Участвуют в приготовлении красок

Рисуют волшебную страну

4.Рефлексия

У.- Какого быть волшебником, создавать что-то своими руками?

У.- Что было легко, а что трудно?

У.- Каким образом вы проявляли свое творчество во время работы и какую роль в команде вы занимали?

Как опыт создания сказочной страны поможет нам в реальной жизни?

Отвечают на вопросы

Список литературы

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / под ред. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.-224с.

2. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет. СПб.: Речь; М.: сфера, 2011.-160с.

3. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт.-сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010.-191с.

4. Рыкова Н.Н., Низовцева Ю.А. Академия волшебства. Программа развивающих занятий для детей 10-15 лет. – СПб.: Речь, 2011.-128с.

6 «А» классе

Учитель: Чурикова Светлана Юрьевна

Тема: «Как сформировать свой характер?»

Тип урока: внеурочная деятельность.

Курс: «Моё портфолио».

Цель: формирование положительных черт характера и позитивного отношения к людям и окружающему миру.

Задачи:

  1. Дать возможность детям научиться самоанализу своих черт характера и поступков;
  2. Дать возможность детям научиться отличать положительные черты характера от отрицательных;
  3. Способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся;
  4. Изучать индивидуальные особенности детей посредством погружения их в ситуации морального выбора;

Используемые технологии: в рамках системно-деятельностного подхода используются информационно-коммуникационные технологии.

Наглядность, объяснительно-иллюстративный; словесный; поисковый; аналитический, репродуктивный, игровой.

Оборудование: компьютер, электронная доска, тканевый стенд, аудио-проигрыватель, колонки, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, презентация на тему.

Форма проведения: классный час

Продолжительность : 1 урок (40 минут)


План урока

I. Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)

II. Постановка целей урока и мотивация. (4 мин.)

III. Основная часть. Работа над темой. (10 мин.)

IV. Практическая часть урока. Задание 1. (5 мин.)

V. Практическая часть урока. Задание 2. Игра – «Прекрасный сад». (6 мин.)

VII. Практическая часть урока. Задание 3. «Мои недостатки» (5 мин.)

VII. Обобщающая часть урока. Выводы. Как сформировать свой характер? (8 мин.).

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (1 мин.)


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент. Приветствие

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести классный час. И мы начнём наш классный час необычно.

Ребята приветствуют учителя.

2.Постановка учебной задачи.

Это этап мотивации и целеполагания.

Ребята формулируют тему урока – характер.

УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные

Метод : подводящий к теме диалог.

Посмотрите друг на друга. Скажите, пожалуйста, у нас есть что-то общее?

Т.е., можно сказать, что мы похожи друг на друга?

А можно сказать, что мы все одинаковые?

Правильно, ребята!, У нас у всех разные темпераменты, разный характер. Тема нашего классного часа

Ребята отвечают, что у нас у всех есть руки, ноги, голова, уши и т.д.

Да, похожи. Нет, не похожи (разные варианты ответов).

Нет, нельзя! Мы похожи, но мы не одинаковые. Мы все разные.

Чертами лица, вкусами, характером!

3. Основная часть. Работа над темой.

Определение понятий – характер, черты характера.

УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные.

Метод : лекция с просмотром слайдов презентации, беседа, дискуссия по теме.

Ребята, давайте познакомимся с понятием “характер”, подумаем, как можно выработать у себя те или иные черты характера.

Характер - в переводе с древнегреческого означает “чеканка”, “печать”. (Слайд 2)

В самом деле, с одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Вам приходилось слышать, когда о ком-то говорят: «У него золотой характер»? Как вы думаете, что такое «золотой характер »?

А как бы вы охарактеризовали человека с «ужасным характером »?

Правильно! Молодцы! (Слайд 3)

Наш характер – это проявление того, как мы привыкли поступать, относиться к людям, разрешать спорные вопросы и конфликты. Например, кто-то старается выполнять свою работу на совесть, а кто-то как попало.

Когда говорят «он добродушен, внимателен» - это характеристика отношения человека к другим людям.

У каждого человека свой характер, он, как в зеркале отражается в его поступках .

Восточная пословица гласит (Слайд 4) :

Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично.

Ребята, а как вы думаете, сколько насчитывается черт характера?

Психологи подсчитали: около 1300 наименований черт характера, т.е., составляя словесный портрет человека, можно назвать, не повторяя, более тысячи качеств (Слайд 5) .

Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но и окружающим.

Ребята,какие черты характера вы знаете? (Слайд 6)

золотой характер » (добрый, умный, терпеливый, вежливый и т.д.)

Ребята называют черты, характеризующие «ужасный характер » (злой, глупый, грубый и т.д.)

Ребята предлагают свои варианты

Ребята называют разные черты характера.

4. Практическая часть урока.

Задание 1 – распредели черты характера на положительные и отрицательные .

УУД: самоанализ, познавательные, регулятивные.

Результатом этого этапа является усвоение различий между положительными и отрицательными чертами характера. Это этап реализации, практических навыков ребят, основанных на собственном жизненном опыте.

Метод : работа у доски и на местах.

положительные отрицательные ), чтобы получилось два столбика. (Слайд 6)

Скажите, пожалуйста, а бывают люди только с положительными чертами характера или только с отрицательными?

Характер человека, словно цветочный букет, состоит из множества черт характера – как положительных, так и отрицательных (Слайд 7) .

Двое добровольцев выходят к доске: один записывает в столбик положительные черты характера, а другой – отрицательные .

Нет, не бывает.

5. Практическая часть урока.

Игра – «Прекрасный сад»

Задание 2 – напишите на каждом лепестке цветов положительные качества вашего характера

УУД: самоанализ

Метод : игра.

Ребята, подумайте, пожалуйста, какие положительные черты характера присущи вам? Возьмите цветы и напишите на каждом лепестке ваши положительные качества характера.

Я приглашаю всех принять участие в создании «Прекрасного сада» .

Ребята, полюбуйтесь, какой получился у нас «прекрасный сад». Какие прекрасные качества характера вы записали на лепестках.

Дети работают с заготовками цветов, записывая положительные качества своего характера на лепестках.

Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок на «поляну».

6. Практическая часть урока.

Упражнение - «Мои недостатки»

Задание 3 – обведите свою руку, напишите на каждом пальце отрицательные качества вашего характера

УУД: самоанализ

Метод : дискуссия по теме, игра.

А теперь я бы предложила вам выполнить упражнение «Мои недостатки».

У каждого человека есть свои недостатки.

Что же такое – недостаток ? (Слайд 8)

Недостаток – это положительное качество, которое недостаточно развито. Например, если ты ленив – значит, тебе недостаёт прилежания, старания, усидчивости, ответственности. Если ты не дружелюбен – значит, тебе не хватает дружелюбия.

Попробуйте оценить себя честно.

Возьмите лист бумаги, обведите контур своей руки и на каждом пальце напишите то качество, которое вы бы хотели в себе изменить или исправить.

Молодцы! Оставьте эти листики себе, чтобы знать, над какими качествами характера вам нужно работать.

Ребята предлагают свои варианты ответов.

Ребята выполняют задание: обводят карандашом свою руку на листе бумаги, записывают на каждом пальце отрицательные качества своего характера.

7. Обобщающая часть урока. Выводы.

Как сформировать свой характер?

УУД: догадка, анализ, обращение к собственному жизненному опыту ребят, выводы из полученной на уроке информации.

Метод : беседа, с наводящими вопросами, дискуссия, погружение ребят в ситуацию нравственного выбора. Показ слайдов на тему.

Скажите, а что влияет на формирование нашего характера? Тогда мы поймём, как можно исправить какие-то качества характера или воспитать в себе положительные качества?

Правильно! Наш характер формируют (Слайд 9 ):

Семья; - сад, школа; друзья;- общество.

(Слайд 10)

С младенчества мы находимся в семье и перед нами пример поведения наших родных. Значит, для воспитания характера нужен:

1) положительный пример .

2) обучение . А обучение – это повторение . Значит, для выработки определённых черт характера нужно

3) регулярное повторение каких-то поступков, чтобы они вошли в привычку . Например, выработать в себе привычку здороваться, чтобы приобрести такое качество характера, как – вежливость.

(Слайд 12)

Друзья тоже служат для нас 4) нравственным ориентиром : мы можем видеть недостатки друзей или их положительные качества. О недостатках мы сообщаем друзьям, чтобы они могли их исправить, поработать над этими качествами, а положительные черты можем взять себе на вооружение и постараться выработать в себе такие же качества.

(Слайд 13)

Общество тоже служит для нас нравственным ориентиром – чтобы мы понимали, что мы делаем хорошо, а что – плохо. Например, в автобусе мальчик не уступил место старенькой бабушке – это хорошо или плохо? Общество помогает понять этому мальчику, что он поступил плохо. Значит, в следующий раз он уступит место.

(Слайд 14)

И конечно, для воспитания положительных черт характера требуется 5) положительный стимул – это .

Ребята предлагают свои варианты ответов:

Общество и т.д.

Ребята вступают в дискуссию по теме.

Пример родных.

Обучение, повторение, привычка.

Осуждение или одобрение поступков своих товарищей.

Мальчик поступил плохо, не уступив старушке место. В следующий раз он исправится.

8. Рефлексия деятельности.

Итог урока.

(Слайд 15)

Итак, наш урок подошёл к концу. Ребята, всё в ваших руках. Теперь вы знаете, что такое характер и как над ним работать.

Вам понравился урок?

Спасибо, всем за участие.

Да. (большой палец вверх)

Нет. (большой палец вниз)

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по внеурочной деятельности (ФГОС) в

6 «А» классе

Учитель: Чурикова Светлана Юрьевна

Тема: « Как сформировать свой характер?»

Тип урока: внеурочная деятельность.

Курс: «Моё портфолио».

Цель: формирование положительных черт характера и позитивного отношения к людям и окружающему миру.

Задачи:

  1. Дать возможность детям научиться самоанализу своих черт характера и поступков;
  2. Дать возможность детям научиться отличать положительные черты характера от отрицательных;
  3. Способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся;
  4. Изучать индивидуальные особенности детей посредством погружения их в ситуации морального выбора;

Используемые технологии: в рамках системно-деятельностного подхода используются информационно-коммуникационные технологии.

Используемые методы обучения: наглядность, объяснительно-иллюстративный; словесный; поисковый; аналитический, репродуктивный, игровой.

Оборудование: компьютер, электронная доска, тканевый стенд, аудио-проигрыватель, колонки, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, презентация на тему.

Форма проведения: классный час

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

План урока

I. Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)

II. Постановка целей урока и мотивация. (4 мин.)

III. Основная часть. Работа над темой. (10 мин.)

IV. Практическая часть урока. Задание 1. (5 мин.)

V. Практическая часть урока. Задание 2. Игра – «Прекрасный сад». (6 мин.)

VII. Практическая часть урока. Задание 3. «Мои недостатки» (5 мин.)

VII. Обобщающая часть урока. Выводы. Как сформировать свой характер? (8 мин.).

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (1 мин.)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент. Приветствие

(1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести классный час. И мы начнём наш классный час необычно.

Ребята приветствуют учителя.

2.Постановка учебной задачи.

(4 мин.)

Это этап мотивации и целеполагания.

Ребята формулируют тему урока – характер.

УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные

Метод : подводящий к теме диалог.

Посмотрите друг на друга. Скажите, пожалуйста, у нас есть что-то общее?

Т.е., можно сказать, что мы похожи друг на друга?

А можно сказать, что мы все одинаковые?

А чем мы отличаемся друг от друга?

Правильно, ребята!, У нас у всех разные темпераменты, разный характер. Тема нашего классного часа «Как сформировать свой характер?» (Слайд 1).

Ребята отвечают, что у нас у всех есть руки, ноги, голова, уши и т.д.

Да, похожи. Нет, не похожи (разные варианты ответов).

Нет, нельзя! Мы похожи, но мы не одинаковые. Мы все разные.

Чертами лица, вкусами, характером!

3. Основная часть. Работа над темой.

(10 мин.)

Определение понятий – характер, черты характера.

УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные.

Метод : лекция с просмотром слайдов презентации, беседа, дискуссия по теме.

Ребята, давайте познакомимся с понятием “характер”, подумаем, как можно выработать у себя те или иные черты характера.

Характер - в переводе с древнегреческого означает “чеканка”, “печать”. (Слайд 2)

В самом деле, с одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Вам приходилось слышать, когда о ком-то говорят: «У него золотой характер»? Как вы думаете, что такое « золотой характер »?

А как бы вы охарактеризовали человека с « ужасным характером »?

Правильно! Молодцы! (Слайд 3)

Наш характер – это проявление того, как мы привыкли поступать, относиться к людям, разрешать спорные вопросы и конфликты. Например, кто-то старается выполнять свою работу на совесть, а кто-то как попало.

Когда говорят «он добродушен, внимателен» - это характеристика отношения человека к другим людям.

У каждого человека свой характер, он, как в зеркале отражается в его поступках (Слайд 4) .

Восточная пословица гласит (Слайд 5) :

«ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК – ПОЖНЁШЬ ПРИВЫЧКУ,

ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЁШЬ ХАРАКТЕР,

ПОСЕЕШЬ ХАРАКТЕР – ПОЖНЁШЬ СУДЬБУ»

Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично.

Ребята, а как вы думаете, сколько насчитывается черт характера?

Психологи подсчитали: около 1300 наименований черт характера, т.е., составляя словесный портрет человека, можно назвать, не повторяя, более тысячи качеств (Слайд 6) .

Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но и окружающим.

Ребята,какие черты характера вы знаете? (Слайд 7)

Аккуратность, доброта, дружелюбие, замкнутость, жадность, безответственность, находчивость, жизнерадостность, отзывчивость, завистливость, исполнительность, общительность, скромность, трудолюбие, вежливость, смелость, равнодушие, ответственность, щедрость, упрямство, неряшливость, умение прощать, смелость, капризность, опрятность, честность, зазнайство, благодарность, хитрость, гордость, ум, обидчивость, общительность, трудолюбие, хороший вкус, терпеливость, эгоизм, мужество, лень, предательство, верность, смекалка, трусость, забывчивость, исполнительность, заботливость, пунктуальность, неусидчивость, усидчивость, отвага, грубость, щедрость, грусть, справедливость, любознательность, беспечность и т.д.

золотой характер » (добрый, умный, терпеливый, вежливый и т.д.)

Ребята называют черты, характеризующие « ужасный характер » (злой, глупый, грубый и т.д.)

Ребята предлагают свои варианты

Ребята называют разные черты характера.

4. Практическая часть урока.

(5 мин.)

Задание 1 – распредели черты характера на положительные и отрицательные .

УУД: самоанализ, познавательные, регулятивные.

Результатом этого этапа является усвоение различий между положительными и отрицательными чертами характера. Это этап реализации, практических навыков ребят, основанных на собственном жизненном опыте.

Метод : работа у доски и на местах.

Ребята, разделите, пожалуйста, черты характера на те, которые помогают вам в жизни (положительные ), и на те, которые мешают вам в жизни (отрицательные ), чтобы получилось два столбика. (Слайд 7)

Молодцы!

Скажите, пожалуйста, а бывают люди только с положительными чертами характера или только с отрицательными?

Характер человека, словно цветочный букет, состоит из множества черт характера – как положительных, так и отрицательных (Слайд 8) .

Двое добровольцев выходят к доске: один записывает в столбик положительные черты характера, а другой – отрицательные .

Нет, не бывает.

5. Практическая часть урока.

Игра – «Прекрасный сад»

(6 мин.)

Задание 2 – напишите на каждом лепестке цветов положительные качества вашего характера

Дети заранее выполнили заготовки цветов.

УУД: самоанализ

Метод : игра.

Ребята, подумайте, пожалуйста, какие положительные черты характера присущи вам? Возьмите цветы и напишите на каждом лепестке ваши положительные качества характера.

Я приглашаю всех принять участие в создании «Прекрасного сада» (Слайд 9) .

Участникам предлагается взять свой цветок. Ведущий подготавливает стенд из однотонной ткани, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

В это время звучит музыкальный фон для «Прекрасного сада».

Ребята, полюбуйтесь, какой получился у нас «прекрасный сад». Какие прекрасные качества характера вы записали на лепестках.

Дети работают с заготовками цветов, записывая положительные качества своего характера на лепестках.

Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок на «поляну».

6. Практическая часть урока.

Упражнение - «Мои недостатки»

(5 мин.)

Задание 3 – обведите свою руку, напишите на каждом пальце отрицательные качества вашего характера

УУД: самоанализ

Метод : дискуссия по теме, игра.

А теперь я бы предложила вам выполнить упражнение «Мои недостатки» (Слайд 10).

У каждого человека есть свои недостатки.

Что же такое – недостаток ? (Слайд 11)

Недостаток – это положительное качество, которое недостаточно развито. Например, если ты ленив – значит, тебе недостаёт прилежания, старания, усидчивости, ответственности. Если ты не дружелюбен – значит, тебе не хватает дружелюбия.

Попробуйте оценить себя честно.

Возьмите лист бумаги, обведите контур своей руки и на каждом пальце напишите то качество, которое вы бы хотели в себе изменить или исправить.

Молодцы! Оставьте эти листики себе, чтобы знать, над какими качествами характера вам нужно работать.

Ребята предлагают свои варианты ответов.

Ребята выполняют задание: обводят карандашом свою руку на листе бумаги, записывают на каждом пальце отрицательные качества своего характера.

7. Обобщающая часть урока. Выводы.

Как сформировать свой характер?

(8 мин.)

УУД: догадка, анализ, обращение к собственному жизненному опыту ребят, выводы из полученной на уроке информации.

Метод : беседа, с наводящими вопросами, дискуссия, погружение ребят в ситуацию нравственного выбора. Показ слайдов на тему.

Скажите, а что влияет на формирование нашего характера? Тогда мы поймём, как можно исправить какие-то качества характера или воспитать в себе положительные качества? (Слайд 12)

Правильно! Наш характер формируют:

Семья; - сад, школа; друзья;- общество.

(Слайд 13)

С младенчества мы находимся в семье и перед нами пример поведения наших родных. Значит, для воспитания характера нужен:

1) положительный пример .

2) обучение . А обучение – это повторение . Значит, для выработки определённых черт характера нужно

3) регулярное повторение каких-то поступков, чтобы они вошли в привычку . Например, выработать в себе привычку здороваться, чтобы приобрести такое качество характера, как – вежливость.

(Слайд 15)

Друзья тоже служат для нас 4) нравственным ориентиром : мы можем видеть недостатки друзей или их положительные качества. О недостатках мы сообщаем друзьям, чтобы они могли их исправить, поработать над этими качествами, а положительные черты можем взять себе на вооружение и постараться выработать в себе такие же качества.

(Слайд 16)

Общество тоже служит для нас нравственным ориентиром – чтобы мы понимали, что мы делаем хорошо, а что – плохо. Например, в автобусе мальчик не уступил место старенькой бабушке – это хорошо или плохо? Общество помогает понять этому мальчику, что он поступил плохо. Значит, в следующий раз он уступит место.

(Слайд 17)

И конечно, для воспитания положительных черт характера требуется 5) положительный стимул – это любовь своей семьи, поддержка друзей, поощрение учителей, одобрение общества .

Ребята предлагают свои варианты ответов:

Семья

Школа

Друзья

Общество и т.д.

Ребята вступают в дискуссию по теме.

Пример родных.

Обучение, повторение, привычка.

Осуждение или одобрение поступков своих товарищей.

Мальчик поступил плохо, не уступив старушке место. В следующий раз он исправится.

8. Рефлексия деятельности.

(1 мин.)

Итог урока.

(Слайд 18)

Итак, наш урок подошёл к концу. Ребята, всё в ваших руках. Теперь вы знаете, что такое характер и как над ним работать.

Вам понравился урок?

Спасибо, всем за участие.

Да . (большой палец вверх)

Нет . (большой палец вниз)




  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то