С часть по обществознанию. - эмоциональные переживания. В качестве примера правовой нормы могут быть использованы права личности; на защиту чести и достоинства, на личную неприкосновенность

    Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости ии негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других- не ценных и даже «антиценных»…

    Еще одним важным фактором является престиж. Социальные науки - это прежде всего академические предприятия, а не биологические или физические науки, а академическая часть дисциплины не только превосходит все остальные, но и более престижно. С другой стороны, физические и биологические науки имеют существенные неакадемические секторы, которые интеллектуально и научно влияют, а также имеют большое и очевидное практическое значение.

    Престиж, который большинство социологов придает академической социальной науке, может быть или не быть оправданным, но это факт. Низкий статус прикладной работы, вероятно, незаслужен, но это тоже факт, и тот, который может препятствовать некоторым первоклассным ученым, которые имеют статус сознательного, начиная с ранней карьеры в прикладной социальной науке. Истоки этого низкого статуса лежат частично в более ранних относительных неудачах социальных ученых для адекватного и успешного решения социальных проблем.

    Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним относят истину, красоту, добро.

    - государственное регулирование цен на товары и услуги

    Даже там, где прикладные социальные исследования развивались и привлекали компетентных людей, все еще были применены исследования, а не то, что называется «развитие» или «инженерия». Было меньше внимания к подготовке новых средств для принятия мер или рекомендаций относительно того, как пользователь должен действовать для достижения успеха.

    Выработка рекомендаций для действий выходит за рамки исследований и, действительно, за рамки науки, в то, что правильно называется «развитие», а не «исследование» или «инженерное», а не «наука». Различие более чем словесное - это целый комплекс: состояние ума, институциональные подходы, междисциплинарные отношения, общение со специалистами-исследователями, а также использование ненаучных ресурсов и ненаучных навыков.

  • Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.



С-1. Какова по мнению автора,роль ценностей в обществе? Укажите две позиции

  • - на основе ценностей складываеются оценки различных общественных явлений, поступков людей;

  • - закрепившиеся ценности превращаются в социальные номы, регулирующие деятельность отдельных людей и социальных институтов.

  • 2 балла



С-2. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

  • - опыт;

  • - эмоциональные переживания

  • 2 балла



С-3. Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

  • - индивидуальные;

  • - групповые

  • - общечеловеческие.

  • 3 балла



С-4. Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на задания из курса обществознания, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.

  • -моральные нормы;

  • - правовые нормы.

  • Примером моральных норм могут служить так называемые простые нормы нравственности: не убей, не укради и др.

  • В качестве примера правовой нормы могут быть использованы права личности; на защиту чести и достоинства, на личную неприкосновенность

  • 3 балла



С-5. Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.

  • - связь общества с природой.

  • - наличие подсистем и других структурных единиц (сфер общества, общественных институтов)

  • - взаимосвязь частей и элементов общественной структуры

  • - постоянные изменения в жизни общества.

  • 2 балла



С-6. Приведите три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социальной личности.

  • - семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло.

  • - школа (образование) дает необходимые знания;

  • - средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.

  • 3 балла



  • С-7. « Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет-пара ботинок, раз в 50 лет- по одному костюму»,- писал Л.Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

  • О какой экономической системе пишет Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществознания, назовите еще одну черту, присущую этой системе.



  • - речь идет о командной (административной) экономике.

  • В качестве аргумента приводится указание на осуществление центрального планирования.

  • Черты командной экономики:

  • - государственное регулирование цен на товары и услуги.

  • - преобладание государственной собственности.



  • С-8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Социально-демократические проблемы современности»

  • Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы и подпунктах.



  • Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.

  • Сущность «демографического взрыва» и его связь с другими глобальными проблемами.

  • В этой статье мы ознакомимся со структурой КИМа, контрольно-измерительного материала, списком заданий и экзаменационными темами.

    «Развитие» или «инженерия» требует прежде всего изобретательского и конструктивного подхода, более чем аналитического и дифференцирующего. Ученый обычно пытается разузнать сложную ситуацию, чтобы увидеть, как работают ее компоненты. Инженер обычно пытается собрать устройство или процесс для достижения заданной цели. Научный процесс является аналитическим; технический процесс является синтетическим. Творчество ученого концептуально, в создании творческих новых принципов или связей между понятиями.

    Творчество инженера заключается в ощутимых изобретениях вещей или процессов, которые имеют причинное или продуктивное отношение к желаемому концу. За исключением очень ограниченных и пятнистых областей, социального развития или социальной инженерии не существует.

    1. Часть А

    Часть А - это тест из 20 заданий. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Достаточно выполнить 15 заданий части А правильно, чтобы преодолеть порог сдачи. Итак, что же хотят экзаменаторы в этой части?

    Задания А1-А4 включают в себя тему "философия". Чтобы справиться с этими заданиями, необходимо достать учебник за 10 класс и очень внимательно перечитать такие темы, как "Человек", "Общество", "Истина" и "Природа".
    Задания А5-А9 - это первая половина 11 класса , экономика. Задание А8 - почти всегда задача с графиком. Не стоит его пугаться, все обозначения будут пояснены в самом задании.
    Для ответа на вопросы А13-А16 вам придется вспомнить политику. Хорошие знания конституции приветствуются.
    И, наконец, задания А17-А20 - право. А19 в этом разделе - задача.
    Помните, что в части А может быть только один правильный ответ.

    Развитие прикладной социальной науки или социальной инженерии может проходить быстрее через профессиональные школы, чем через дисциплинарные отделы в университетах. Научные и учебные подразделения в социальных науках зависят от сил, которые препятствуют такому развитию. Некоторые из них являются организационными, некоторые - научными; некоторые из них основаны на институциональных механизмах проведения исследований в области социальных наук. Большинство исследований проводится в академических условиях неполными или краткосрочными работниками, то есть профессорами и аспирантами.

    2. Часть В

    Задания части В считаются самыми сложными, но не стоит пугаться. Ниже описаны возможные "подводные камни", а предупрежден - значит вооружен.

    В1 - задание, в котором надо вставить пропущенное слово. Скорее всего, вы встретите там таблицу с определениями, так что не ленитесь чаще повторять термины! За это задание, если оно выполнено верно, - 1 балл.
    В2 - выбрать два термина, которые выпадают из логического ряда, иными словами, убрать лишнее. Также оценивается в 1 балл.
    В3 - задание на установление соответствия. Верно выполненное, пополнит вашу копилку 2 баллами. За одну ошибку - 1 баллом.
    В4 - выбрать правильный ответ из списка. Здесь ответов может быть несколько: и 3, и 4 из, допустим, 6. Оценивается также, как В3.
    В5 не вызовет затруднений, если нет проблем с русским. А смысл задания в определении типа текста: факт, теория или оценка. Небольшая подсказка: если есть числа (проценты , например), то это факт. Если есть оборот "я считаю" или "по моему мнению", - оценка.
    В6 - вставить пропущенные слова. И снова терминология вам в помощь!
    Задание В7 - аналогично В4. Оценивается так же, как и В6, В5: 1-2 баллами.
    Ну и самое легкое - найти обобщающее слово - задание В8. Ну и оценивается соответственно - 1 балл.

    У первых есть преподавательские и административные обязанности, которые занимают часть своего времени, последние имеют первостепенную краткосрочную заинтересованность в завершении диссертации и продолжении в мире. Бывшие работают неполный рабочий день по исследовательской проблеме, последние оставляют ее для других мест или других проблем после относительно короткого времени. Таким образом, многие проблемы исследований в области социальных наук являются «размерными тезисами», потому что они выбраны именно по этой причине.

    Эта тенденция подкрепляется нынешней системой проектных грантов, которая, как правило, подчеркивает краткосрочное исследование дискретных проблем, а не долгосрочное, исследовательское и постоянное стремление к проблеме, феномену или методу. Отсутствие традиции долгосрочных исследовательских карьеров на постоянной основе, негибкость пространства, затрудняющая расширение и сокращение размера долгосрочного проекта, поскольку такие изменения становятся необходимыми, различные требования к квалифицированной рабочей силе в интервьюировании и обработке данных все вносят свой вклад в спорадический интерес, легкое разочарование и отсутствие настойчивости.

    Важно! В бланк ответов на экзаменах по обществознанию и истории номера вносятся без пробелов, точек, запятых! Помните, что проверяет их компьютер.

    3. Часть С

    С1-С4 - работа с текстом. Первые два выполняются строго по тексту, в С3 и С4 требуется добавить и ваши познания. Максимальное количество баллов за С1 - 2, за С3 и С4 - 3.
    В задании С5 потребуется раскрыть смысл понятия и составить два предложения по теме. Максимально можно набрать 2 балла.
    С6 - признаки какого-либо явления. За правильный ответ вы получите 3 балла.
    Правильно решенная задача С7 также принесет 3 балла. С темой тут угадать невозможно.
    С8 - составить план. Ученики не любят это задание, хотя оно также высоко оценивается - 3 балла.
    С9 - эссе. На выбор вам будут даны 5 высказываний на 5 тем: философия, экономика, социология и социальная психология , политология , право. Категорически не рекомендуется выбирать философию: это очень размытая тема и большинство выбирающих эту тему, согласно статистике, только зря исписали листы, не получив ни балла. А так - на ваш вкус. В любом случае, не игнорируйте это задание. Даже если вы просто раскройте смысл высказывания, вы уже получите 1 балл. Объем вашего эссе не ограничен, требуйте столько листов-бланков, сколько вам необходимо: вам обязаны их выдать. И пишите разборчиво: задания части С проверяют люди.

    С другой стороны, реальные базовые достижения в области социальных наук, скорее всего, происходят в таких условиях, как дисциплинарные отделы, которые относительно свободны от необходимости разрабатывать немедленные решения, работать с клиентскими системами и следить за внеучебные соображения, которые участвуют в решении социальных проблем. Можно привести убедительный аргумент в пользу того, что наиболее насущные потребности в социальной науке являются методологическими и что наибольшие возможности для укрепления социальных наук заключаются в совершенствовании методов исследований и разработке более мощных теорий.

    Итак, теперь вы знаете, что вас ждет, а значит, ничего не мешает вам спокойно и продуктивно готовиться.

    Ни пуха, ни пера! Удачи на экзаменах!



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то