Как включить двор в федеральную программу благоустройства. Готовый проект содержит. Почему партийный проект ЕР по благоустройству дворов может дорого обойтись россиянам

Федеральное правительство дало 20 млрд рублей на благоустройство дворов, парков, набережных и площадей. Это необычно, потому что федеральное правительство не должно заниматься такими вещами. Но вот, занимается.

Идея в том, что Россия дает городам и регионам деньги, а те на эти деньги благоустраивают дворы и парки. После благоустройства придомовые территории войдут в общедомовое имущество и собственники квартир будут платить за их содержание и ремонт.

Чтобы получить бюджетные деньги, регионы, муниципалитеты и жители должны принять собственные программы благоустройства, утвердить проекты и внести посильный вклад. Участвовать можно деньгами или трудом. Тем, кто ничего не вложит, не дадут федеральных денег.

Взять 🌾🌿🍀 в свои руки

Как было раньше?

По жилищному кодексу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен относиться к общедомовому имуществу, но на деле большинство дворов до сих пор не прошли процедуру официальной передачи и считаются муниципальной собственностью. Каждый год власти выделяют деньги из бюджета и решают, где поставить новый фонарный столб, а где - лавочку.

Кроме них ничейным дворам помогали спонсоры и меценаты. За лавочками и урнами у подъездов следили УК и ТСЖ , но из-за постоянной нехватки денег могли делать это нерегулярно и плохо. Озеленением дворов занимались бабушки.

После окончания программы в 2022 году благоустроенные дворы станут частью общедомового имущества и жильцы будут платить за их содержание так же, как платят за содержание подъездов, подвалов и крыш.

Мы теперь должны сами платить за благоустройство?

Да, но прежде чем переложить на жителей ответственность, государство поможет навести порядок в вашем дворе. Для этого власти и выделили деньги на программу благоустройства.

Благоустроят все дворы?

Нет, это зависит от жителей. В 2017 году деньги на благоустройство дадут только тем, кто проявит инициативу и сам поучаствует трудом или деньгами. Жильцы дома должны будут решить, какое им нужно благоустройство, сколько денег они готовы на это потратить и готовы ли поработать в собственном дворе.

А какое участие жителей предполагает правительство?

Чтобы участвовать в программе, надо решить, что именно вы хотите благоустроить, какой вклад готовы внести, кто потом будет следить за сохранностью и кто будет представлять интересы вашего двора. Всё это решается на собрании собственников.

А как происходит принятие решений? Как попасть на собрание жильцов своего дома?

Собрание могут организовать правление ЖКХ , УК или инициативные жильцы. Для этого они должны оповестить всех жильцов дома: расклеить объявления, положить приглашения в почтовые ящики или пригласить собственников лично.

Я хочу парковку во дворе. Что делать?

После 1 апреля уточните, участвует ли ваш регион и муниципалитет в программе благоустройства. Новости об участии появятся в местных СМИ и на официальных сайтах.

Запишитесь на семинар, который организует муниципалитет, и посетите публичные слушания: там вы узнаете местные подробности, сможете получить образцы заявок и других документов.

До 1 июня сами или с помощью правления ТСЖ и УК организуйте собрание жильцов, расскажите о программе, объясните условия. Убедите жильцов в необходимости парковки. Может быть, соседи предложат еще расширить палисадник или обустроить детскую площадку. Не забудьте обсудить формат и размер участия жильцов в благоустройстве.

Зафиксируйте все решения в протоколе собрания и до 1 июня отправьте заявку в муниципалитет. После 1 июня зайдите на муниципальный сайт и убедитесь, что ваш двор включили в программу и запланировали все необходимые работы. Сверьте план с протоколом и заявкой.

А нам бы всего одну лавочку у подъезда.

Одну лавочку вам может установить УК или ТСЖ : это находится в их компетенции и для этого не обязательно участвовать в программе. Обратитесь в свою УК или правление ТСЖ .

А зачем это всё государству?

С помощью программы государство хочет выстроить систему для улучшения комфорта жителей городов. В результате государство хочет не только благоустроить дворы и общественные зоны, но и выработать правила содержания, назначить ответственных и научить власть и жителей сотрудничать.

Я не хочу ничего решать и ходить ни на какие субботники! Я плачу налоги и хочу, чтобы у нас было всё как в Германии! Чтобы кустики стриженые, газоны зеленые, чтобы не было какашек на улицах - как в Америке. Где это всё? Я вас спрашиваю: где?

В Германии за ремонт и содержание многоквартирного дома платят собственники. Ни муниципальные, ни региональные, ни другие власти не выделяют денег на ремонт и благоустройство даже раз в 10 лет.

Платить за коммуналку 400-450 € в месяц для немцев нормально . В эту сумму входит садовник, вывоз мусора, освещение территории, поддержание порядка на парковках, уборка подъездов. Поэтому во многих немецких дворах есть только газон: меньше объектов благоустройства - ниже плата за содержание.

В Италии собственник квартиры платит муниципальный налог на содержание улиц и парков, второй налог - на вывоз мусора, и отдельно - ежемесячные платежи на содержание дома и прилегающей территории. В месяц квартира обходится в 150-300 €. Если во дворе есть парковка, места на ней сдают в аренду. Неважно, живет автовладелец в доме или нет, он будет платить 15-50 € в месяц за машино-место.

В предыдущих статьях мы рассказали про национальный проект «ЖКХ и городская среда» . Это план Минстроя, как улучшить качество жилищно-коммунальных услуг и создать комфортную городскую среду. Авторы проекта обещают, что к 2020 году города станут уютнее, красивее и удобнее.

«Двигателем» преобразований станут жители, но им не обойтись без помощи специалистов-коммунальщиков. И в первую очередь они обратятся к управляющей организации. Поэтому рекомендуем УО внимательно прочитать сегодняшнюю статью. В ней мы рассказали, как включить дом в программу благоустройства на 2017 год .

Что сделают

  • правила благоустройства и содержания;
  • эффективные системы уборки, освещения и озеленения.

Общественные зоны, которые чаще всего посещают горожане, обустроят в 2017 году. А до 2020 года планируют привести в порядок все городские территории.

Две трети финансирования из федерального бюджета будут потрачены на благоустройство дворов. Поэтому у горожан есть хорошая возможность получить финансирование на обустройство дворовой территории .

Преобразится ли двор, зависит от жителей. Важно донести до них, что территорию включат в программу только в случае, если они проявят заинтересованность и инициативу. Как создать двор вашей мечты, Минстрой РФ рассказал в пошаговой инструкции .

Шаг 1. Узнаём условия программы

Органы местного самоуправления должны разработать и до 1 апреля 2017 года опубликовать проект муниципальной программы благоустройства придомовых территорий . В нём указаны условия участия в программе, минимальный перечень работ и примеры элементов благоустройства, стоимость этих элементов.

Если вы хотите сделать в своём дворе больше, чем предполагает минимальный перечень, можно провести дополнительные работы.

Для этого должны найтись заинтересованные лица среди живущих в домах поблизости, арендаторов и собственников помещений, общественных организаций. Заинтересованные лица участвуют в проведении дополнительных работ .

Минимальную долю и способ участия определяет муниципалитет. Участие в дополнительных работах может быть трудовым или финансовым. В первом случае жители проводят субботники, своими силами сажают растения, делают клумбы, устанавливают уличную мебель. При финансовом участии они частично оплачивают проведение работ.

Собрать средства на дополнительные работы можно следующими способами:

  • использовать накопления по текущему ремонту общего имущества или резервные фонды,
  • получить от использования общего имущества,
  • собрать единовременную целевую плату по решению общего собрания через управляющую организацию или ТСЖ или по ведомости наличными денежными средствами,
  • привлечь спонсоров.

Шаг 2. Составляем план

Из заинтересованных лиц собирается инициативная группа. При этом важно учитывать, в чьей собственности двор. Он может принадлежать:

  • собственникам одного МКД (входит в общее имущество);
  • собственникам нескольких МКД (на земельных участках двух и более МКД);
  • муниципалитету;
  • собственникам нескольких МКД и муниципалитету (между земельными участками МКД расположен муниципальный участок).

Чтобы это выяснить, надо узнать границы земельного участка , если они определены. Сведения о границах земельного участка можно посмотреть в кадастровом паспорте здания или на сайте Росреестра.

Кому бы ни принадлежал двор, обустроить его по программе можно.

Если двор общий для нескольких домов, то в инициативную группу должны входить представители каждого дома. Инициативная группа решает следующие задачи:

  • создать план двора,
  • определить перечень работ и объём участия жильцов,
  • провести ОСС,
  • контролировать воплощение идеи на всех этапах.

В помощь жильцам в каждом муниципалитете работает общественная комиссия . В ней собраны эксперты по благоустройству, строительству, краеведению. Специалисты помогут выполнить чертёж двора и учесть:

Шаг 3. Проводим ОСС

С готовым чертежом инициативная группа выходит на общее собрание собственников. Если в инициативной группе представители нескольких МКД, ОСС проводится в каждом доме с одинаковой повесткой дня.

  • выбрать председателя и секретаря ОСС, счётную комиссию;
  • обратиться в ОМС с предложением о включении дворовой территории в муниципальную программу формирования комфортной городской среды на 2017 год (в этом пункте следует указать планируемый перечень работ, который соответствует установленным минимальному и дополнительному перечням);
  • определить форму и долю участия собственников (размер финансового участия указывается в процентах от стоимости, трудового - в количестве человек, привлечённых к выполнению работ);
  • определить порядок и источник финансирования работ;
  • выбрать ответственного за согласование дизайн-проекта, контроль и приёмку работ;
  • включить установленные объекты в состав общего имущества МКД для их последующего содержания.

На подготовку и проведение общего собрания у жителей будет 1-2 месяца со дня опубликования муниципальной программы. А подготовиться к такому собранию нужно качественно. Ведь если хотя бы в одном из нескольких домов решение на ОСС не будет принято, двор не включат в программу.

Минстрой РФ рекомендует выбрать очно-заочную форму и проводить очную часть собрания во всех дворах одновременно. Так жильцы смогут вместе обсудить вопросы и договориться. На собрании обязательно решить все вынесенные в повестку вопросы.

Шаг 4. Подаём заявку

Для включения двора в программу в органы местного самоуправления направляется протокол ОСС (один или несколько в зависимости от количества МКД, к которым относится дворовая территория) с принятыми решениями. К протоколу можно прикрепить план благоустройства.

Рассматривать заявку будет общественная комиссия. В неё входят представители ОМС, политических партий, общественных организаций и так далее. Порядок рассмотрения должен быть опубликован на сайте муниципалитета до 1 апреля 2017 года.

Проект муниципальной программы выносится на общественное обсуждение. Там и будет решаться судьба каждой заявки. Жители могут принять участие в обсуждении. Как это сделать, определяет муниципалитет.

Шаг 5. Согласовываем дизайн-проект

Если двор включили в план обустройства территорий, на основе плана (чертежа) создаётся дизайн-проект . Он может выглядеть по-разному, смотря какой объём работ запланирован. По необходимости может содержать проектную и сметную документацию или только изображения двора с описанием предложенных работ и мероприятий.

Дизайн-проект не должен нарушать права третьих лиц или препятствовать прохождению инженерных коммуникаций. Его согласует ответственное лицо, выбранное на ОСС.

До 1 июля 2017 года муниципальные власти должны утвердить дизайн-проект на двор. Это произойдёт, если:

  • уполномоченные от лица ОСС согласовали проект;
  • собственники в полном объёме внесли на специальный счёт свою долю финансового участия и/или представили гарантийное письмо о том, что конкретные названные жители будут участвовать в выполнении работ.

После утверждения дизайн-проекта начнётся конкурсный отбор подрядчиков. Обустраивать территорию примутся примерно через 1,5 месяца после объявления конкурса.

Шаг 6. Контролируем работы

Уполномоченный представитель собственников контролирует работы по благоустройству. Если он видит, что подрядчики делают работу некачественно или не в соответствии с проектом, пишет обращение в ОМС.

Работники должны при обустройстве территории соблюдать требования доступности для маломобильных групп населения .

План по двору надо выполнить до конца 2017 года. Работы принимает комиссия, в которой состоит ответственный, выбранный на ОСС. Для оценки выполненных работ можно привлекать экспертов. Если мероприятия проведены качественно и по проекту, подписывается акт сдачи-приёмки.

Шаг 7. Содержим дворовую территорию

И вот перед вашим домом новая, современная площадка, в создание которой вы вложили свой труд и финансы. Подумайте, как долго она сохранится в таком виде: как на картинке дизайн-проекта? Ведь за любым имуществом нужно следить, обслуживать его и ремонтировать. Тут собственникам нужны услуги управляющей организации .

Чтобы принять решение о содержании дворовой территории, инициативная группа собирает предложения от УО, ТСЖ, обслуживающих организаций и выносит их на общее собрание собственников.

На ОСС решаются вопросы, какая организация будет содержать двор и как эти работы будут оплачивать.

Обслуживать двор, общий для нескольких МКД, могут одновременно несколько организаций.

Помните, что при содержании дворовой территории должны учитываться её особенности.

При строительстве жилья главная цель заключается в создании полноценного жилого комплекса, в котором жилые дома, хозяйственные строения и дворовая территория максимально благоустроены и представляют собой единый жилой массив. Благоустройство и дворовой территории, и находящихся на ней объектов - одна из важнейших задач, без решения которой невозможно достижение данной цели.

Благоустройство дворовых территорий предусматривает выполнение комплекса работ, направленных на создание удобной, эстетично оформленной территории. В ходе работ реализуются идеи по оформлению ландшафтного дизайна и сооружаются соответствующие санитарным нормам РФ площадки для проведения досуга.

Обустройство дворов многоквартирных домов предусматривает проведение следующих мероприятий:

  • регулярная проверка состояния предметов благоустройства, находящихся на территории, (например, осветительных приборов, бордюров, тротуаров, ограждений и т. д.), с целью своевременного выявления повреждений и поломок, приводящих к нарушению санитарно-гигиенических требований. Осмотр проводится ежедневно;
  • в случае обнаружения неисправностей объектов, должны приниматься меры по их устранению;
  • проведение установленных нормативами мероприятий, направленных на уход за элементами озеленения (обрезка кустарников, стрижка газонов, полив и т. п.);
  • проведение работ по очистке элементов благоустройства, созданных для отвода грунтовых и ливневых вод (дренажей, канав, труб) от мусора, с целью их нормального функционирования. Это делается по мере необходимости, но 1 раз весной — обязательно;
  • проведение «реставрации»: покраска, побелка, чистка и т.п. — один раз в год (при необходимости, чаще) с целью поддержания элементов дворовых территорий в соответствующем эстетическом виде;
  • освобождение урн от мусора (регулярность зависит от быстроты наполнения). В теплое время года их необходимо ежемесячно мыть и дезинфицировать, а 1 раз в год — красить или белить (причем, урны из металла надо красить как минимум 2 раза в течение года: осенью и весной);
  • проведение уборки территории (очистка от мусора и снега, подметание и др.) с целью содержания в чистоте объектов дворовых территорий;
  • осуществление сбора и вывоза бытовых отходов по установленному графику.

Комплексное благоустройство предусматривает проведение текущего и капитального ремонта его объектов, а именно:

  • по мере необходимости ремонтируется или полностью меняется дорожное покрытие (это также касается тротуаров и проездов);
  • по мере необходимости устанавливаются или реставрируются малые архитектурные формы и их элементы;
  • один раз устанавливаются урны и оборудуются контейнерные площадки, которые, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, периодически восстанавливаются или подвергаются замене;
  • по мере необходимости выполняются работы, связанные с уходом за объектами озеленения;
  • по мере необходимости ремонтируются и реставрируются поломанные ограждения и заборы, хозяйственные и спортивные площадки, беседки или другие специально оборудованные места отдыха жильцов;
  • по мере необходимости (однако не реже, чем 1 раз в год) ремонтируются объекты наружного освещения и красятся их опоры;
  • по мере необходимости проводится стрижка, спил, кронирование или «лечение» объектов озеленения (спиливают сухие ветки деревьев, обновляют или стригут газоны, придают форму живой изгороди).

Благоустройство дворовых и общественных территорий проводится в соответствии с определенными нормативно-правовыми документами, которые, в том числе, определяют характер ремонтных работ (текущий или капитальный).

Создание новых элементов предусматривает:

  • работы с ландшафтом: покрытие тротуарной плиткой или асфальтом пешеходных дорожек, мест передвижения транспорта и автостоянок, сооружение объектов малых архитектурных форм (скульптурных композиций, клумб, газонов, фонтанчиков и т.п.), установку ограждений, заборов и т.п.;
  • работы по озеленению: посадка кустарников и деревьев, формирование живых изгородей и другие работы, утвержденные в проектной документации;
  • работы по световому оснащению: установка объектов наружного освещения и художественных подсветок для светового оформления двора и района.

Работы, ведущие к временному нарушению благоустройства дворовых территорий (например, разработка грунта), должны проводиться в соответствии с требованиями, закрепленными в нормативно-правовой базе, регулирующей проведение земляных, ремонтных и строительных работ.

В Правилах технической эксплуатации жилья содержатся указания на периодичность и объемы работ, направленных на содержание в надлежащем состоянии жилых домов, мест общего пользования и прилегающей территории.

Какие ведутся работы по благоустройству дворовой территории

Министерством транспорта РФ разработан и утвержден документ, регламентирующий работы, связанные с капитальным и текущим ремонтом объектов, нацеленных на благоустройство дворовых и общественных территорий, и их содержанием. Данные требования прописаны в Классификации работ по капитальному ремонту и обслуживанию автодорог общественного значения и содержанию установленных на них сооружений.

Основанием для установления перечня и сроков дорожных работ являются: ведомость дефектов, диагностика, инженерные заключения, проектные и другие документы, в которых дается реальная оценка состояния определенного объекта.

  • Вывоз скола асфальта. Работу осуществляет предприятие, проводящее ремонт дорожного покрытия. Сроки зависят от значимости магистрали (дороги): на главных — вывозят сразу (по мере появления скола), на второстепенных — в течение 24-х часов.
  • Уборка отходов от вырубки объектов озеленения. Работы выполняют предприятия, занимающиеся вырубкой.

Сроки вывоза отходов от вырубки объектов озеленения зависят от значимости магистралей и улиц, вдоль которых проводятся работы: с основных улиц — до конца рабочего дня, с второстепенных улиц и дворов МКД — в течение 24-х часов.

  • Пни, появившиеся в результате вырубки объектов озеленения и находящиеся вдоль главных дорог, необходимо выкорчевать в течение суток, если же пни находятся на второстепенных улицах или во дворах МКД, то на их удаление дается трое суток.
  • Упавшие деревья убирает владелец (собственник) территории. Если дерево упало на проезжую часть, тротуар, рядом с проводами, находящимися под напряжением, перед фасадом дома или производственного здания, то его убирают незамедлительно. На освобождение других объектов дается 8 часов с момента обнаружения упавшего дерева.
  • Очистка урн проводится как минимум 1 раз в сутки, желательно чтобы это делалось по мере их наполнения. Поврежденные урны необходимо отремонтировать или заменить в течение 24-х часов с момента выявления поломки.
  • Контейнерные площадки должны соответствовать утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, согласно которым вывоз мусора в теплое время года должен осуществляться каждый день, а в холодное — 2-3 раза в неделю. Наводить порядок на площадке надо каждый день. Благоустройство дворовых территорий подразумевает содержание контейнерных площадок, поэтому это является обязанностью организации, с которой заключен договор о вывозе твердых и крупногабаритных отходов. Если же такого договора нет, то этот элемент возлагается на плечи тех, кто владеет земельным участком, отведенным под мусорные контейнеры.

Уборка территории, относящейся к МКД, дворов, мест большого скопления людей (например, вокзальные площади, рынки, площади и т. д.) осуществляется на протяжении рабочего дня.

Благоустройство дворовых территорий тесно связано с озеленением, потому что преследует ту же цель: создание гармоничного пространства на конкретно взятом участке.

Современные дворы многоквартирных домов — это пространство, организованное особым образом и удовлетворяющее основные потребности жильцов, каждая часть двора своеобразна и имеет определенное функциональное предназначение. Благоустройство дворов охватывает все элементы современного двора: дорожки, площадки, проезды, придомовые полосы и озеленение, создавая единое композиционное решение, которое гармонирует с концепцией всего района.

  • Придомовая полоса — довольно своеобразный элемент двора, подлежащий озеленению и несущий разную функциональную нагрузку (защитную, экологическую и эстетическую). Придомовая полоса может быть благоустроена по-разному, все зависит от желания и возможностей собственников: от разведения клумб и газонов до установки шезлонгов и скамеек. Ширина полосы не является стандартно установленной и колеблется в пределах 3-15 м, естественно, что это отражается на ее «функционале»: защищает от пыли и шума, очищает воздух или просто радует глаз.

Нередко придомовую полосу используют для выделения входа в дом: высаживают вьющиеся растения, необычные кустарники или деревья, устанавливают различные подсветки и т. д.

  • Садовые дорожки и различные площадки, согласно действующим нормативным документам, должны составлять не менее 15 % от общей незастроенной площади двора. Сегодня на благоустройство городских дворовых территорий обращается много внимания, потому что двор должен быть удобным и комфортным. На ширину дворовых дорожек влияет интенсивность движения пешеходов по ней. Допустимая ширина пешеходных аллей колеблется от 2,5 до 3 м, дорожек — от 1,5 до 2,5 м, а тропинок — от 0,5 до 0,75 м (обычно от начала до конца устанавливается одинаковая ширина, однако не исключен и неординарный дизайн). Если вдоль дорожки устанавливают скамейки, то устраивают своеобразный «карман» (углубление до 1,5 м). Покрывать дорожки можно асфальтом, бетоном (как монолитным, так и плиткой), бортовым камнем, кирпичной или гравийной крошкой и др.
  • Детские площадки. Для детей разных возрастов (ясли, дошколята и младшие школьники) устанавливаются отдельные, отгороженные друг от друга, площадки. В качестве ограждений обычно используются кустарники или другие объекты озеленения. Если нет возможности выделить для площадки много места, то ширина насаждений сокращается и может составлять 0,5-1 м. Нередко это приводит к тому, что они постепенно «сравниваются» с землей. В данном случае целесообразно, осуществляя благоустройство дворовых территорий и размещая детские и спортивные площадки, хозяйственные постройки, руководствоваться утвержденными нормативами, согласно которым они должны обладать такими качествами, как пешеходная доступность и минимальные ограждения.

Озеленение детских площадок преследует несколько целей: защита от ветра, обеспечение тени в жаркое время года и, самое главное, изоляция от проезжей части. Кроме этого, площадки должны иметь оптимальное освещение и хорошо проветриваться.

К выбору растений надо подойти довольно серьезно. Нельзя высаживать колючие кустарники и растения с ядовитыми или несъедобными плодами. Лучше, если это будут деревья и кустарники, благотворно влияющие на экологию и полезные для здоровья.

  • Спортивные площадки оборудуют, рассчитывая метраж по количеству жильцов (1 м 2 /1 чел.). Их можно расположить в пространстве между дворами, если жилой массив слишком плотно застроен. В этом случае необходимо соблюсти расстояние от окон дома (не менее 15 м). При озеленении спортплощадок необходимо выполнение нескольких условий: во-первых, площадки должны хорошо проветриваться; во-вторых, посаженные живые изгороди должны обеспечивать защиту от шума и солнца. Если вокруг площадки установлено сетчатое ограждение, то желательно пустить по ним вьющиеся растения. По всему периметру спортивной площадки необходимо посадить деревья, имеющие плотную крону. Перед посадкой стоит принять во внимание, что крона деревьев должна быть темной, а сами деревья ветро- и морозоустойчивыми (чтобы обломанные ветки не падали на площадку). Эти насаждения не должны ярко цвести и засорять площадку лепестками и семенами.
  • Хозяйственные площадки обустраиваются с учетом их функционального назначения: чистка и проветривание одежды, сушка белья, выбивание ковров, установка контейнеров для мусора и т. д.

Осуществляя благоустройство дворовых территорий, важно учесть, что хозяйственные площадки должны изолироваться от мест отдыха и других площадок или зелеными насаждениями, или стенами, выстроенными из кирпича или бетонных блоков (в этом случае необходимо использовать вертикальное озеленение, посадив вьющиеся растения).

  • Площадки для сушки белья, как и площадки для проветривания одежды, необходимо защитить от пыли, но, в то же время, на них должно попадать много солнца. Как правило, они имеют газонное и плиточное покрытие, а периметр площадки озеленен.

Если в доме не предусмотрен мусоропровод, значит, необходимо установить контейнеры и мусоросборники во дворе. Такая площадка должна быть покрыта асфальтом или бетоном, а вокруг нее надо посадить растения, которым присущи фитонцидные свойства (деревья или высокие кустарники, хорошо очищающие воздух).

Рельеф, который играет не последнюю роль

Благоустройство дворовых территорий не может быть осуществлено без учета рельефа местности, который может быть и естественным, и искусственным. Для создания рельефа можно использовать разные типы пластики, которые помогут защитить территорию двора от шума и пыли, разделить его на зоны, расширить возможности для детских игр. Часто искусственно созданный рельеф используют для маскировки площадок и различных дворовых сооружений (хозяйственных и инженерных).

Не последнюю роль в озеленении играет учет возможностей естественного рельефа. К примеру, если есть природное углубление, то лучше там оборудовать площадку, чтобы она находилась подальше от места движения транспорта и пешеходов. А если вокруг нее посадить кустарники или деревья, то можно создать впечатление полной изоляции от внешних воздействий.

Благоустройство дворов не может обойтись без озеленения, при осуществлении которого используется масса живописных приемов. Нередко озеленение проводится с целью «сгладить» формальность и типичность постройки, для чего используется уже привычный прием: газон и лужайка в окружении деревьев или кустарников.

Минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий:

  • ремонт проездов во дворах;
  • установка приборов уличного освещения;
  • установка скамеек и урн.

Дополнительный перечень работ:

  • создание спортивных и детских площадок;
  • оборудование мест для парковки автомобилей;
  • озеленение придомовой территории;
  • другие работы.

Зачем нужен паспорт благоустройства

Паспорта на элементы благоустройства и территории, прилегающие к МКД, стали выдавать сравнительно недавно, однако эта услуга показала свою эффективность и стала достаточно популярной.

Цель паспортизации — грамотное деление городской территории на отдельные участки, которым будет обеспечен оптимальный уход. Объектам, находящимся на данной территории должно обеспечиваться соответствующее содержание. Кроме этого, данная процедура дает возможность спланировать и реализовать мероприятия, направленные на благоустройство дворовых территорий, которые могут заключаться в следующем:

  • планирование и установка площадок для детей;
  • оборудование мест для отдыха;
  • выделение дополнительных парковочных мест;
  • установка объектов, предназначенных для создания комфортных условий жителям города и гармонирующих с архитектурным стилем данной территории.

Можно сделать вывод, что выдача паспорта на благоустройство дворовых территорий способствует осуществлению планомерного, хорошо контролируемого содержания муниципальных территорий.

Чтобы иметь возможность контролировать процесс благоустройства, в каждом конкретном случае выдается документ, который называется Паспортом благоустройства дворовой территории. В документе указывается информация, которая касается конкретно взятого двора , например:

  • общая площадь территории (с указанием границ);
  • объекты благоустройства, расположенные на данной территории (фактические и планируемые);
  • места движения и стоянки транспорта (развороты и парковки);
  • зоны озеленения;
  • пешеходные дорожки, тротуары, ограждения и заборы;
  • детские/спортивные площадки и места отдыха взрослых;
  • технические характеристики объектов благоустройства.

В случае, если на дворовой территории располагаются какие-либо особые зоны (например, место расположения пожарной или другой специализированной техники), перечень может быть увеличен.

Следовательно, паспорт благоустройства дворовой территории нужен для того, чтобы гарантировать наведение порядка на конкретно взятой территории. В нашей компании работают специалисты, способные оперативно решить задачи, поставленные заказчиком, и учесть индивидуальные потребности и возможности каждого клиента.

Где заказать паспорт благоустройства дворовых территорий, сколько примерно он стоит и как его оформить

Выбирая компанию, обратите внимание на следующее:

  1. Срок деятельности (более 2-х лет, лучше поинтересоваться отзывами бывших клиентов и узнать количество хорошо выполненных заказов, желательно, чтобы результативность была 100-процентной).
  2. Объем предоставляемых услуг (требование указано в ПП-743).
  3. Посещение территории геодезистом и ее обмер.
  4. Посещение территории дендрологом с целью обследования растительности.
  5. Оформление паспорта на благоустройство дворовых территорий (форма ПП-743).
  6. Подготовка плана инвентаря, согласно требованиям Департамента природопользования (в электронном виде).
  7. Занесение полученных в результате инвентаризации данных в АИС Реестр зеленых насаждений.
  8. Согласование с ДПиООС и ДЖКХиБ электронного варианта Паспорта.
  9. Стоимость услуг.

Стоимость услуг компании формируется по двум показателям: виды и качество работ. К сожалению, можно столкнуться с организациями-подрядчиками, которые игнорируют требования Департамента природопользования (ДПиООС), эти сведения можно получить по тел.: 8-495-531-20-08 доб. 1320, 1522, 1524 (Реестр зеленых насаждений Департамента природопользования). На конечной цене работы отражается размер территории (общая площадь), которая должна быть подтверждена Свидетельством на землю (причем, на каждую территорию, на которую оформляется паспорт). В распоряжении № 27-Р от 30.10.2012 г. указаны государственные цены на ряд работ, кроме этого, некоторые работы компания может выполнять по коммерческим ценам (согласно тарифам, утвержденным на данном предприятии).

Что же формирует конечную стоимость качественной работы? Рассмотрим на примере усредненных расценок, применяющихся в Москве:

  1. 20 тыс. руб./1 га — геодезическая съемка;
  2. 6 тыс. руб./1 га — дендрологические обследования;
  3. 10 тыс. руб./1 га — обработка данных, полученных в результате геосъемки и обследований (камеральная обработка), работа с картой, формирование плана инвентаря в соответствии с требованиями и его размещение на интерактивную карту города в ДПиОСС (М: 1:500);
  4. 2 тыс. руб./1паспорт — занесение данных в АИС Реестр зеленых насаждений;
  5. 10 тыс. руб. — услуга согласования паспорта с ДПиООС и ДЖКХиБ (внесение исправлений по замечаниям, работа с документом до получения положительного результата, которая может длиться на протяжении 2-6 месяцев).

Итак, в среднем создание Паспорта на благоустройство дворовых территорий по коммерческим расценкам может обойтись 48 тыс. рублей.

Теперь разберемся, в чем же разница между паспортизацией по коммерческим расценкам и работой «под ключ» за 15 тыс.руб./1 га.

  1. 2 тыс. руб. — данные, получаемые в результате геодезической съемки, есть в публичном доступе (М 1:10 000), поэтому она не проводится;
  2. 2 тыс. руб. — расстановка объектов озеленения (дендрологические обследования не проводятся);
  3. 10 тыс. руб. — камеральная обработка и работа с картами проводятся на основе данных, которые являются общедоступными (М 1:2000);
  4. 1 тыс. руб. — заносить данные в АИС Реестр зеленых насаждений не нужно, иногда вносятся только данные площади;
  5. отсутствует услуга согласования паспорта с ДПиООС и ДЖКХиБ (внесение исправлений по замечаниям, работа с документом до получения положительного результата, которая может длиться на протяжении 2-6 месяцев).

В этом случае стоимость работы по оформлению Паспорта на благоустройство дворовых территорий составляет, в среднем, 15 тыс. руб.

Для заказа Паспорта необходимо подготовить следующее:

  1. Список адресов.
  2. Указание площади (в м 2) по каждому адресу.
  3. Свидетельства на землю (отсканированные).
  4. Ф.И.О. и контактные данные лица, отвечающего за проведение инвентаризации благоустройства дворовых территорий со стороны Заказчика.

В Договор на паспортизацию должны быть включены следующие разделы:

  1. Предмет Договора.
  2. Сроки и порядок выполнения заказа.
  3. Стоимость предоставления услуги, порядок и вид расчетов.
  4. Порядок приема/сдачи работ.
  5. Права и обязанности Сторон Договора.
  6. Гарантийные обязательства.
  7. Ответственность Сторон.
  8. Форс-мажорные обстоятельства.
  9. Порядок урегулирования спорных вопросов.
  10. Срок действия и порядок внесения изменений в Договор.
  11. Юридические адреса, реквизиты и подписи Сторон.

Приложения:

  • Приложение 1. Смета на работу (инвентаризация, учет объектов озеленения, подготовка и оформление Паспорта на благоустройство дворовых территорий, занесение данных в АИС Реестра зеленых насаждений).
  • Приложение 2. План работы (календарный).
  • Приложение 3. Описание технического задания.
  • Приложение 4. Список адресов.

Согласование Паспорта проводится на основании Постановления Правительства г. Москвы № 743-ПП от 10.09.2002 г. «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы» (п. 7.3).

Полномочиями на согласование Паспортов на благоустройство дворовых территорий в г. Москве наделены: Департамент ЖКХ и благоустройства Москвы, Департамент природопользования г. Москвы.

Актуализация Паспорта на благоустройство дворовых территорий проводится каждый год.

Актуализацию данных инвентаризации проводят непосредственно лица, обладающие правом на земельный участок, являющийся территорией зеленого фонда г. Москвы или сторонние организации, имеющие право выполнять данные работы.

Чтобы выполнить натурные работы, можно воспользоваться инвентаризационным планом, который размещен в московских информационных системах. В этот план вносятся изменения, которые произошли на данной территории в течение года.

Результаты актуализации вносятся в определенные информационные системы. Если выполнение работ связано с закупками или предоставлением услуг, удовлетворяющих потребности города или государства, то срок исполнения соответствует срокам, указанным в государственном договоре/контракте. В других случаях результаты актуализации должны быть внесены в течение отчетного года.

Актуализация в АИС подразумевает внесение изменений данных и полей паспорта, которые произошли по причине, указанной в системе. Это может быть следующее:

  • Изменения, произошедшие на объекте, составили более 50 %.
  • Соединение 2-х и более Паспортов на благоустройство дворовых территорий.
  • Разделение одного Паспорта на 2 и более.
  • Замена Паспорта (вместо Паспорта по 267-РЗМ вносится паспорт по 743-ПП).
  • Не было никаких изменений.
  • Иные причины.

Актуализацию проходят Паспорта, на которых стоит отметка «Утвержден».

Каков порядок благоустройства дворовых территорий

Муниципальная программа благоустройства дворовых территорий предусматривает наличие «своих» правовых документов, в которых четко прописан порядок проведения благоустройства. Однако есть определенный перечень работ, которые рекомендуются к выполнению. Об этом и пойдет речь.

Начните с деления дворового пространства на частное и общественное. Таким образом вы сможете обеспечить безопасность представителям различных групп жильцов.

Чтобы это сделать, надо, прежде всего, выделить вход на территорию двора (фонари, указатели и т. п.). Теперь необходимо определить границы территории дома (не всегда идеальным вариантом является забор, это лучше сделать и путем высадки деревьев или кустарников). И, наконец, можно приступить к организации проездов (главных и второстепенных), облагородить входы в подъезды (построить пандусы, обозначить место для парковки велосипедов и т.д.).

Следующий этап работы - это формирование комфортной территории, а именно парковок. Программа благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов рекомендует обустраивать парковочные места нескольких типов: для жильцов (плоскостные), для гостей (линейные) и для инвалидов. Количество мест на парковке желательно обсудить с жильцами дома.

Желательно, чтобы территория хорошо освещалась, для этого потребуется установка дополнительных фонарей:

  • 5-7 метров — возле входа в дом;
  • 7-9 метров — на дворовых площадках (детские/спортивные);
  • 7 метров — возле проездов.

Реализовывая план благоустройства дворовой территории, необходимо позаботиться обо всех группах жильцов, а о детях — в первую очередь. Чтобы они хорошо и гармонично развивались, надо обустроить детские площадки, соответствующие запросам детей разных возрастных категорий (до 3-х лет, 3-7 лет, 7-12 лет, 12-15 лет).

Детские площадки должны быть оснащены:

  • урнами;
  • стендом с информацией;
  • мягким покрытием;
  • скамейками или другими местами для сидения;
  • навесом;
  • местом для настольных игр;
  • игровыми комплексами;
  • предметами для подвижных игр и т. д.

Площадки для проведения досуга взрослых жильцов должны быть сформированы таким образом, чтобы на них можно было и позаниматься спортом (тренажеры, настольный теннис и т.п.), и отдохнуть спокойно (например, поиграть в настольные игры).

Если, осуществляя благоустройство дворовых территорий, вы обустроите площадку для выгула животных (не важно, огороженную или нет), то это очень обезопасит жильцов и хорошо отразится на санитарно-гигиеническом состоянии всего двора.

Если площадка не огорожена, то ее надо снабдить стендом с информацией, урнами, мягким покрытием и местами для сидения. Если же это огороженная территория, то необходима еще и калитка.

Очень важным вопросом при благоустройстве дворовых территорий является озеленение. Вообще-то, этим обязаны заниматься управляющие компании, при условии, что данный земельный участок является общим имуществом МКД.

Новые насаждения предназначены для повышения уровня контроля климата и для защиты от солнечных лучей, шума, ветра и выхлопных газов.

Конечно, дворовая территория не безразмерна, и все вместить просто невозможно. Поэтому это всегда индивидуальный проект. Очень важно, чтобы все решения относительно создания комфортной территории были приняты сообща, после обсуждения с жильцами.

Проект благоустройства дворовых территорий разрабатывается в следующем порядке:

  • определение типа двора;
  • разбивка на зоны;
  • обсуждение с жильцами концепции благоустройства;
  • разработка и утверждение совместного проекта;
  • совместная реализация утвержденного проекта.

Как и кем обычно разрабатывается проект обустройства дворовой территории

Проект, в соответствии с которым осуществляется благоустройство дворовых территорий, расположенных в пределах города, разрабатывается с учетом требований Градостроительного кодекса РФ и действующих норм и правил (строительных, санитарных, пожарных и др.).

Благоустройство дворовых территорий муниципальных образований осуществляется по дизайн-проекту, разработанному городской администрацией.

Дизайн-проект состоит из текстового и наглядного описания объекта. В него включается концепция проекта и перечень (как текстовый, так и визуальный) компонентов, планируемых для размещения на данной территории.

Состав документации проекта зависит от того, какие работы планируются к выполнению. Это могут быть проект и подробная смета, возможен и более простой вариант: изображение территории двора и описание планируемых работ и мероприятий.

Чтобы обсудить с жильцами многоквартирных домов одобренный комиссией проект дизайна территории двора, участникам необходимо пригласить на обсуждение заинтересованных лиц, которые будут являться представителями собственников жилья, расположенного на данном участке.

Заинтересованными лицами считаются владельцы квартир, зданий и сооружений, находящихся в пределах территории двора, планируемого к благоустройству.

Организатору обсуждения необходимо сделать объявление о проведении обсуждения проекта дизайна с заинтересованными лицами. Если возникнет такая необходимость, то сообщение надо будет опубликовать в СМИ.

Организатор должен обеспечить обсуждение и согласование проекта дизайна дворовых территорий. Только после этого документ можно подавать на утверждение Комиссии.

Комиссия должна рассмотреть и утвердить дизайн-проект благоустройства дворовых территорий в течение 10-ти рабочих дней со дня согласования документа с лицом, представляющим интересы собственников и других заинтересованных лиц.

Что включает проект благоустройства придомовой территории многоквартирного дома и ее озеленения

Проект благоустройства дворовых территорий должен быть разделен на 2 части в зависимости от задействованной площади.

  1. Благоустройство жилых строений, градостроительных комплексов, микрорайонов, кварталов.
  2. Благоустройство дворовых территорий или участков и их озеленение.

Основными элементами благоустройства и озеленения, расположенными на разрабатываемой территории являются:

  • планировка территории по вертикали;
  • картограмма почвы;
  • план дорог и проездов;
  • прокладка дорог и проездов;
  • установка лестниц и стенок для подпорки;
  • устанавливание заборов и ограждений;
  • озеленение;
  • организация автостоянок;
  • устройство детских/спортивных площадок, мест для отдыха взрослых и площадок для выгула домашних животных, установка оборудования на площадках;
  • сооружение и установка объектов малых архитектурных форм.

Основой для подготовки Проекта благоустройства дворовых территорий является Генеральный план застройки (М: 1:500). Поэтому будет правильнее, если одновременно будут разрабатываться оба документа: и Генплан застройки, и Проект. Разрабатывая Проект, используют малые архитектурные формы, являющиеся типовыми. Однако если Задание на проектирование содержит указание на установку нестандартных малых архитектурных форм, то возможна разработка индивидуального проекта.

Кроме этого, индивидуальный подход к проектированию осуществляется в том случае, если необходимо учесть особенности территории, например, при проектировании садов, парков, скверов и т.п.

Закон о благоустройстве дворовых территорий содержит указание на обязательное их озеленение. Поэтому в Проекте необходимо отразить искусственную среду, для создания которой будут применены природные компоненты.

Первым этапом работы над проектом является создание эскиза, а завершает работу над проектом ландшафтного дизайна этап подготовки чертежей.

Готовый проект содержит:

  • Проект благоустройства дворовых территорий (план, отражающий местонахождение и подробное описание компонентов, задействованные материалы, описание внешнего облика объектов, аксессуары).
  • Проект озеленения (план рассадки деревьев и кустарников).
  • Проект организации рельефа (показывает особенности рельефа, его характерные черты, склоны и их направление, компоненты организации стока с поверхности, т.е. канавы, колодцы и т.п.).
  • Классификация материалов, определение объема работ, баланс площадей (эти данные требуются для расчета материалов и работ с ландшафтом).

При разработке всех материалов проекта озеленения дворовых территорий используется масштаб 1:200. Дальнейшая работа с документацией должна начинаться только после утверждения Генплана.

Посадка деревьев — один из ключевых моментов озеленения дворовых территорий. При выборе материалов перед вами встает довольно серьезная проблема: возможно ли совмещение на одной территории (довольно ограниченной) тех или иных растений. Мы хотим рассказать об особенностях хвойных и лиственных растений, чтобы предостеречь вас от возможных ошибок.

Например, оказывают ли хвойные деревья какое-либо влияние на развитие лиственных? Специалисты уверены, что оказывают. Елям, например, присуща разветвленная корневая система, расположенная по поверхности, вследствие чего они нуждаются в большой площади питания. Поэтому деревья, растущие рядом с елью, развиваются очень плохо или погибают. Рябина, бересклет и бузина — деревья, которые более или менее уживаются с таким «соседом».

Хотя декоративные ели и декоративные плодовые растения прекрасно уживаются. Если посадить голубую ель, ягодную яблоню Roialiti и липу «букетным» способом (расстояние между стволами 3-3,5 м), то получается достаточно эффектная картина, подчеркивающая благоустройство дворовых территорий.

Обратите внимание, что хвойные деревья, как, впрочем, и лиственные, нуждаются в обрезке. Специалисты рекомендуют срезать нижние ветки хвойных растений на протяжении лета. Это надо делать секатором, прошедшим дезинфекцию густым раствором марганцовки. Срезав ветку, необходимо сразу же замазать место среза масляной краской, которой пользуются художники. Таким образом, вы обезопасите дерево от заражения и предотвратите вытекание смолы.

Довольно часто, осуществляя благоустройство дворовых территорий, люди задают вопрос: как остановить или ограничить рост хвойного дерева? Возможно ли это? Бесспорно, сосна - очень красивое дерево. Но иногда ее высота доходит до 3-х метров, что очень сильно затеняет территорию. Очень жаль, но без подавления дерева ограничить его рост не представляется возможным. Можно приостановить рост дерева в высоту, если в конце мая выламывать часть «молодняка», но тогда начнется интенсивный рост вширь. Если на территории появилось много молодых сосенок, то, пока позволяют размеры, их можно пересадить на опушку или в лесополосу (делается это в конце августа). Маленькие участки лучше озеленять, используя сосну «Гном» или Watereri (стоят они не дешево, зато вырастают до 2-2,5 м).

Мнение эксперта

Проект благоустройства придомовой территории многоквартирного дома обязательно согласуют с жителями

Роман Ухабин ,

заместитель директора департамента благоустройства и дорожного хозяйства

Сначала мы знакомим жильцов многоквартирного дома с «черновым вариантом» проекта благоустройства дворовых территорий. На этом этапе они могут внести свои предложения по расположению и размерам парковок, площадок, тротуаров и прочих элементов благоустройства. Мы дорабатываем проект и вместе с жильцами его утверждаем. Только после этого приступаем к работе над проектно-сметной документацией.

Каков порядок инвентаризации дворовых территорий

Инвентаризация дворовых территорий осуществляется строго по заранее составленному графику, в котором указываются дата, время и место ее проведения. Данная процедура осуществляется путем обследования инвентаризируемой территории и объектов, находящихся на ней.

Основанием для проведения инвентаризации являются фактические данные подразделений городской администрации, наделенных полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами и социальной защиты граждан, со сведениями о территории многоквартирных домов, элементах, лицах, имеющих группу по инвалидности и проживающих в определенных МКД.

Если МКД расположен на территории, принадлежащей городу, и не включен в план Градостроительства или в Программы расселения и сноса жилья за бюджетные средства, то в отношении него проводятся мероприятия по инвентаризации.

При определении границ территории двора МКД нельзя выходить за установленные пределы и объединять участки разных МКД.

Во время осмотра территории двора МКД могут присутствовать владельцы помещений в многоквартирном доме или лица, их представляющие, сотрудники управляющей компании и другие лица, чье присутствие согласовано с председателем Комиссии по инвентаризации.

После проведения инвентаризации оформляется паспорт благоустройства дворовых территорий.

Проводится инвентаризация общественной территории, которая находится на территории муниципального образования, включая объекты муниципальной собственности.

После проведения инвентаризации общественной территории оформляется паспорт благоустройства дворовых территорий. Составлением и регистрацией Паспортов занимается секретарь Комиссии по инвентаризации.

До 31.12.2023 года секретарь Комиссии осуществляет хранение Паспортов общественных, дворовых территорий.

Если образовывается новая дворовая территория, объединяются или разделяются уже существующие дворовые территории, то оформляется новый Паспорт дворовых территорий. Это же делается, если Паспорт не утвержден или отсутствует. В остальных случаях после проведения инвентаризации актуализируется действующий Паспорт.

Актуализация Паспорта осуществляется в том случае, если дворовая территория подверглась изменениям (поменялись данные о самом участке или изменились расположенные на нем объекты) и наблюдается несоответствие данным, указанным в Паспорте 2017 года.

С 2018 по 2022 гг. актуализация Паспортов общественных территорий не проводится.

Федеральная программа по благоустройству дворовых территорий 2017-2022 гг.

Министерство строительства РФ приступило к реализации приоритетного государственного проекта, направленного на благоустройство дворовых и общественных территорий. Цель проекта: с 2017 по 2022 гг. провести облагораживание муниципальных образований, в которых численность населения превышает 1000 человек. Бюджет проекта в 2017 году составил 20 млрд руб.: 6,5 млрд руб. — на парки и места массового отдыха горожан, остальные деньги — на территории дворов МКД.

Принять участие в проекте мог любой регион, заключивший с Минстроем РФ соглашение о субсидии на реконструкцию дворовых территорий. Для этого надо было создать рабочую группу, которая займется реализацией проекта, и определить пилотные города на 2017 год (региональные центры и моногорода включаются в обязательном порядке).

На сегодняшний день конкурс на благоустройство дворовых территорий прошли 72 российских региона. Их руководители заключили соглашения с Министерством.

Следующий этап — создание муниципальных правил и разработка региональной программы на 2018-2022 гг. Регион должен иметь четкий график работ, а также представление об экономическом состоянии муниципалитета и объеме работ.

Двор МКД — основная проектная единица. Участвовать или нет в проекте, решают жители многоквартирки путем проведения общего собрания. Если ответ положительный, то городскому оператору проекта подается соответствующая заявка на участие: от жильцов, от ТСЖ МКД, от управляющей компании. Заявитель вместе с оператором готовит дизайн-проект дворовой территории, который подается на рассмотрение специальной комиссии. Комиссия оценивает заявку и выставляет баллы, на основании которых создается очередь на благоустройство дворовых территорий. Критерии оценивания заявок: количество жильцов в МКД, степень их совместного участия, качество дизайн-проекта.

Приоритеты проекта: самостоятельность и совместное участие жильцов МКД. Если эти факторы отсутствуют, то регион не сможет освоить выделенные средства, за что руководителям грозит наказание.

Программа благоустройства должна быть написана до 01.09.2017 г.

Муниципальные правила и Закон об ответственности за нарушение Правил необходимо утвердить до 01.11.2017 г.

С одной стороны, проекту уготован форсированный сценарий, но, с другой стороны, он является наиболее смелым экспериментом центра: нет никаких ограничений ни по количеству дворов, ни по смете, ни по степени соучастия жильцов МКД.

Благоустройство дворовых территорий в России отнесено к компетенции региональных и местных властей. Однако за исключением Москвы, отчасти Московской области и Санкт-Петербурга соответствующие органы власти почти не выделяют средств на эти цели. В лучшем случае благоустройство ограничивается центральной частью региональных «столиц». Как правило, это оправдывается нехваткой средств в местных бюджетах.

Федеральная программа благоустройства

В 2017 году под эгидой Минстроя РФ была принята проектная программа «Комфортная городская среда». Она рассчитана на срок до 2022 года. Общий объем финансирования по этой программе составляет более 42 млрд. рублей, из которых примерно 25 млрд. рублей планируется направить из федерального бюджета на благоустройство дворовых территорий. Субъекты РФ также должны принять участия в этой программе, выделив на ее осуществление около 17 млрд. рублей. От активности региональных властей и местного населения зависит распределение федеральных средств.

Получить финансирование на благоустройство дворовых территорий в 2019-2022 годах может любой населенный пункт с числом жителей более 1000. Для включения в программу соответствующая территория должна быть передана в долевую собственность жителей прилегающих домов. После завершения работ за «государственный счет» все дальнейшие расходы по ремонту и поддержанию дворовых территорий полностью перекладываются на собственников, т.е. жителей. Они могут участвовать в этом как в денежной, так и в натуральной форме («субботники» и т.п.).

По федеральному проекту выполняются следующие работы:

  • установка мусорных урн и контейнеров;
  • установка скамеек;
  • организация автомобильных парковок;
  • монтаж осветительного оборудования;
  • ремонт дворовых проездов;
  • оборудование детских и спортивных площадок;
  • озеленение.

По данным Минтранса РФ в 2017-2018 годах в рамках этой программы было благоустроено более 20 тысяч дворов в разных городах России. Среди регионов-лидеров по реализации данного проекта:

  • Калужская область;
  • Красноярский край;
  • Чеченская республика;
  • Калининградская область;
  • Томская область.

Благоустройство дворов в Москве и области

В столице России соответствующая городская программа была принята еще в 2011 году. С 2015 года действует городская программа «Моя улица», в рамках которой также осуществляется ремонт и благоустройство московских дворов. Идеологами этих проектов выступили влиятельный институт архитектуры и дизайна «Стрелка» (председатель попечительского А. Мамут), а также датский архитектор Ян Гейл, приглашенный в Москву городскими властями в 2010 году. Гейл известен в Дании и других странах мира своей деятельностью по трансформации и гуманизации урбанистических пространств. Срок действия московских программ благоустройства продлен на период 2019-2022 годов.

В настоящее время в Москве «облагорожены» около 25 000 дворов. Ведется активное обустройство придомовых территорий в т.н. «Новой Москве» (бывшие районы Московской области к юго-западу от столицы). Помимо стандартных работ, аналогичных тем, что выполняются по федеральному проекту, столичные программы включают в себя:

  • расширение и ремонт тротуаров;
  • учреждение велосипедных дорожек и паркингов;
  • укладка плитки вместо асфальтового покрытия;
  • установка шлагбаумов при въезде во дворы (по согласованию с местными жителями);
  • дизайнерское озеленение.

В 2019-2022 годах городское правительство планируют сделать акцент на ремонт и поддержание в должном состоянии уже благоустроенных дворовых территорий.

Обновленные правила

Представленные ниже правила вступят в силу после того, как федеральная программа будет полностью реализована:

  1. На жильцов ложится ответственность за оплату ремонтных и иных работ в подвалах, подъездах, на крышах и во дворах. То есть с государственных и местных органов управления ответственность за поддержание порядка в данном случае снимается.
  2. Решение об объеме денежных затрат и любых работах на придомовых благоустраиваемых территориях будут приниматься непосредственно жильцами дома по решению общедомового собрания. Это значит, что вся ответственность полностью ляжет на коллектив жильцов, поэтому умение совместно принимать решения станет основополагающей для поддержания высокого качества жизни.

Важно! Для упрощения процедуры дальнейшего контроля на собрании может быть выбрано ответственное лицо, которое впоследствии будет определять объем необходимых работ и вложений, которые требуются для поддержания.

Какие работы могут быть сделаны

Для еще не благоустроенных территорий на общедомовом собрании могут быть выбраны следующие разновидности минимальных и дополнительных работ:

  • установка мусорных урн;
  • оборудование площадок для детского досуга;
  • установка скамеек;
  • оборудование мест для занятий спортом;
  • ремонт проездных площадей;
  • организация облагороженных парковочных мест;
  • необходимо освещение площади.


Также, если есть такая необходимость, можно включать в список и дополнительные работы. Их важность потребуется дополнительно обосновать в проекте.

Как это действовало раньше

До того, как была разработана муниципальная программа по облагораживанию, система работала невыгодно для жильцов дома. Дело обстояло так, что они не были ответственными за придомовые территории: ответственность за обустройство и ремонт лежало на управляющих компаниях либо сотрудниках ЖКХ. Деньги на благоустройство выделялись ежегодно, однако, процедура распоряжения ими решалась по факту не заинтересованными лицами.

Таким образом, средства уходили на минимальные, порой индивидуальные нужды, в то время как дворы оставались в том же состоянии, что и раньше. Программа позволяет полностью устранить эту проблему путем финансовой поддержки и переноса ответственности за поддержание качества жизни на по-настоящему заинтересованных в этом людей - жильцов дома.


Эксперты Центра мониторинга благоустройства городской среды проверили, как федеральный проект реализуется в семи регионах: Чувашской Республике, Воронежской области, Приморском крае, Тульской, Новгородской и Томской областях, а также в Республике Удмуртии. Как оказалось, общая проблема для всех регионов – жители плохо информированы о проекте и возможностях участия в благоустройстве. Полный перечень всех обнаруженных недочетов активисты направили в Минстрой России.

Как сообщили эксперты, в Чувашской Республике на официальном сайте Минстроя размещен только проект госпрограммы по формированию городской среды на 2018–2022 гг. При этом заседания межведомственных комиссий проводятся реже чем один раз в три месяца, а глава региона не курирует большую часть мероприятий лично. По состоянию на 31 октября 2017 г. из девяти муниципальных образований только в двух выполнены все работы по благоустройству.

Проверка на месте показала, что в муниципальную программу благоустройства города Чебоксары внесены дворовые территории, которые уже были приведены в порядок в 2013–2016 гг. Кроме этого, во многих случаях при формировании перечня объектов и эскизных проектов гражданам были даны образцы только одного производителя, а при проектировании не соблюдались и не учитывались нормы по созданию безбарьерной среды для маломобильных граждан.

«В Воронежской области, как оказалось, при подаче заявок на благоустройство жители не получали на руки номер поданной заявки. В связи с ускоренными сроками формирования заявок в 2017 г. планы благоустройства дворовых территорий разрабатывались без учета мнения граждан, а фактически были навязаны районными администрациями. Жителям пришлось все это одобрить, так как иначе дворы могли просто не попасть в проект», – отметила координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды, член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина.

При этом на сайтах некоторых муниципальных образований в Воронежской области нет информации по реализации проекта «Формирование комфортной городской среды», несмотря на то что все программы должны быть размещены на сайтах муниципальных образований. Также зафиксировано несколько случаев изменения утвержденных гражданами планов благоустройства дворовых территорий, поскольку уменьшилось финансирование проекта. Одна из проблем, с которой эксперты столкнулись в регионе, – отсутствие надлежащим образом оформленных прав граждан на земельные участки под многоквартирными домами (МКД). Из-за этого возникают проблемы по дальнейшему содержанию дворовой территории и имущества, находящегося на ней.

Так, в Приморском крае не вошли в программу по формированию современной городской среды размежеванные дворы, находящиеся в собственности жильцов МКД. Кроме того, выяснилось, что большинство жителей края не знают о реализации проекта и, соответственно, не участвуют в принятии решений. При этом заседание краевой межведомственной комиссии проводится реже чем один раз в три месяца.

По итогам проверки в Томской области эксперты Центра сделали вывод, что представителей органов власти, ответственных за реализацию приоритетного проекта, нужно обучить правилам проведения собраний, основам информационной открытости и контролю за качеством работ. Выяснилось, что в программу по благоустройству на 2018–2022 гг. не включают заявки от жителей, которые не попали в программу в 2017 г., а требуют от людей повторно собирать документы и подавать заявки.

«Очевидно, что в регионе существуют проблемы с комплексным подходом к реализации приоритетного проекта, – пояснил координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды в Томской области Родион Газизов. – К примеру, при благоустройстве дворовой территории внимание необходимо обращать не только на работы по асфальтированию, но и на обустройство ливневой канализации, внешний облик фасада дома, наличие тротуаров. Важно также, чтобы у жителей не возникало вопросов по поводу адекватности соотношения объема фактически проведенных работ и их стоимости, поэтому нужно с людьми разговаривать, советоваться, учитывать их мнение, объяснять, что, как и зачем будет сделано».

В Тульской области эксперты столкнулись с плохим качеством работ по благоустройству. Например, в областном центре по улице Лейтейзена, 4, работы уже завершены, однако, по мнению жителей дома, осталось много недочетов: так, на территории нет газона, вокруг горок и турников – грязь. Недовольны люди также тем, что лишились лавочек возле подъездов. Активисты ОНФ в Тульской области обратили внимание на эти недочеты и проконтролируют, чтобы они были устранены.

В Новгородской области, по мнению экспертов, власти подошли к реализации проекта формально. На практике оказалось, что при формировании современной городской среды чиновники ограничились асфальтированием дворов. Кроме этого, разработанные дизайн-проекты не были утверждены жителями в отдельных районах Новгородской области, а при заседаниях в общественных комиссиях не учитывалось мнение общественников.

В Удмуртии к качеству работ по благоустройству также были замечания. Почти во всех проверенных дворах также лишь отремонтировали асфальтированные дороги, и не везде качественно. Кроме того, претензии имеются к элементам доступной среды, а также к несогласованности проектно-сметной документации с жителями.

«Каждый раз мы напоминаем, что приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» направлен на то, чтобы вовлечь в процессы благоустройства самих жителей, сделать дворы и общественные пространства удобнее для них. Однако многие граждане просто не знают о существовании проекта, и с этим нужно бороться», – пояснила Светлана Калинина.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то