Атф биополимер записать его мономеры. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. Атф. о. одно-цепочная, содержит рибозу, передает информацию

12. Дайте определения понятий.

Живая природа - это

Биологическая система - это

  • Ответ: Целое, состоящее из взаимосвязанных частей и имеющее свойства живого.

13. Заполните таблицу "Уровни организации живой природы".

  • Уровень организации Биологическая система Элементы, образующие систему
    Молекулярный Молекула Молекулы
    Клеточный Клетка Клетки
    Организменный Организм Организмы
    Популяционно-видовой Вид Виды организмов
    Экосистемный Экосистема Экосистемы
    Биосферный Биосфера Биосфера

14. Зарисуйте возможные варианты полимеров, состоящих из четырех мономеров.

  • Ответ: Рисуем сколько угодно полимеров, состоящих из четырех мономеров. Мономеры - круг, квадрат, шестигранник и треугольник.

Запишите, какое количество полимеров у вас получилось: 5. Подсчитайте и запишите, какое количество полимеров может быть образовано пятью мономерами: 24.

15. Заполните схему.

Классификация углеводов.

    1) Моносахариды - глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза.

    2) Дисахариды - сахароза, мальтоза, лактоза.

    3) Полисахариды - крахмал, целлюлоза, гликоген, хитин.

16. Перечислите функции, которые выполняют углеводы в живых организмах.

  • Ответ: Энергетическая, строительная, опорная и рецепторная.

Липиды

17. Дайте определение понятия.

  • Ответ: Липиды - жироподобные вещества, нерастворимые в воде, состоящие из высокомолекулярных жирных кислот и трехатомного спирта глицерина.

Состав и строение белков

19. Закончите предложение.

  • Ответ: Мономерами белков являются аминокислоты.

20. Подпишите в общей формуле названия частей, из которых состоит любая аминокислота.

21. Назовите сходство и различия в строении молекул всех аминокислот.

  • Ответ: Все аминокислоты состоят из углеводородной цепочки, аминогруппы и карбоксильной группы. Различия заключаются в строении радикала, который может быть разной длины с замещением в ней атомов водорода.

22. Рассмотрите схему образования депептида. Подпишите название связи, соединяющей аминокислоты в молекуле белка.

  • Ответ: Связь, соединяющая аминокислоты в молекуле белка, называется пептидрой.

23. Заполните таблицу "Характеристика уровней структурной организации белковой молекулы",

Функции белков

24. Заполните таблицу "Функции белков"

  • Функция В чем заключаются (примеры) Где осуществляется
    Каталитическая (ферментативная) Ускорение биохимических реакций (специальные белки-ферменты) В клетках
    Строительная Все белки - компоненты мембран и органоидов клетки, стенок кровеносных сосудов, хрящей, сухожилий, волос и ногтей В клетках и тканях
    Двигательная Движение ресничек и жгутиков, передвижение хромосом, сокращение мышц (особые сократительные белки) В клетках и тканях
    Транспортная Перенос веществ в организме (транспортные белки) В клетках и тканях
    Защитная Предохранение организма от вторжения чужеродных агентов и от повреждений (специфические белки) В крови и лимфе
    Регуляторная Поддержание постоянной концентрации веществ в крови и клетках, участие в росте, размножении (гармоны) В клетках и крови
    Сигнальная Прием сигналов из внешней среды и передача информации в клетку В клетках
    Энергетическая Белки - источник энергии В клетках

Нуклеиновые кислоты

25. Заполните таблицу "Нуклеиновые кислоты, их строение и биологическая роль".

  • Название Особенности строения Биологическая роль Где содержится
    ДНК Дезоксиривоза, А,Г,Ц,Т Информация об организме В ядре
    РНК Ривоза А,Г,Ц,У рРНК, иРНК (мРНК), тРНК, 3 функции В ядре, цитоплазме, митохондриях, пластидах, ривосомах

26. Докажите, что нуклеиновые кислоты являются полимерами.

  • Ответ: Полимерами называются вещества, состоящие из множества мономеров, соединенных между собой химическими связями. Поскольку нуклеиновые кислоты представляют собой цепочки из множества чередующихся нуклеотидов, они являются полимерами.

27. Перечислите признаки сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК.

  • Ответ: ДНК - двойная спираль, в нуклеотидах в качестве сахара присутствует дезоксирибоза. РНК - одинарная цепочка, в нуклеотидах в качестве сахара присутствует рибоза. И в молекуле ДНК, и в молекуле РНК присутствуют остатки фосфорной кислоты, и та и другая являются биополимерами.

28. Используя принцип комплементарности, достройте вторую цепочку молекулы ДНК.

    Т --А--Т--Ц--Г--А--А--Г--А--Ц--Ц--Т--А--Ц--

    А--Т--А--Г--Ц--Т--Т--Ц--Т--Г--Г--А--Т--Г--

29. Закончите схему


АТФ и другие органические соединения клетки

30. Заполните таблицу "Строение и биологическая роль АТФ"

31. Запишите, что общего и какие различия существуют между АТФ и нуклеиновыми кислотами.

  • Ответ: И в состав АТФ, и нуклеиновых кислот входит аденин, рибоза (РНК), остатки фосфорной кислоты. Но АТФ не является биополимером, а в состав ДНК И РНК входят и другие азотистые основания.

Биологические катализаторы

32. Дайте определение понятий.

    Катализаторы - это вещества, ускоряющие течение химических реакций, но сами при этом не изменяющиеся.

    Ферменты - это катализаторы белковой природы, ускоряющие биохимические реакции в клетках живых организмов.

34. Объясните, почему недостаток витаминов может вызвать нарушения в процессах жизнедеятельности организма.

  • Ответ: Витамины необходимы для усвоения питательных веществ, правильного роста и развития организма, восстановления клеток и тканей. Поэтому при их отсутствии нарушаются основные процессы жизнедеятельности.

Вирусы

35. Охарактеризуйте особенности строения вирусов.

  • Ответ: Вирусы представляют собой неклеточные формы жизни, с весьма простым строением: молекула ДНК или РНК, окруженная белковой оболочкой.

36. Объясните, на основании чего вирусы относят к живым организмам.

  • Ответ: Вирусы относят к живым организмам на основании того, что они могут размножаться и передавать наследственную информацию следующему поколению, синтезировать белковую оболочку.

38. Заполните таблицу

Полное название образовательного учреждения: Департамент среднего профессионального образования Томской области ОГБПОУ «Колпашевский социально-промышленный колледж»

Курс: Биология

Раздел: Общая биология

Возрастная группа: 10 класс

Тема: Биополимеры. Нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения.

Цель занятия: продолжить изучение биополимеров, способствовать формированию приемов логической деятельности, познавательных способностей.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить студентов с понятиями нуклеиновые кислоты, способствовать осмыслению и усвоению материала.

Развивающие: развивать когнитивные качества студентов (умение видеть проблему, умение задавать вопросы).

Воспитательные: формировать положительную мотивацию к изучению биологии, стремление получить конечный результат, умение принимать решения и делать выводы.

Время реализации: 90 мин.

Оборудование:

  • ПК и видеопроектор;
  • авторская презентация, созданная в среде Power Point;
  • раздаточный дидактический материал (список кодирования аминокислот);

План:

1. Типы нуклеиновых кислот.

2. Строение ДНК.

3. Основные виды РНК.

4. Транскрипция.

5. АТФ и другие органические соединения клетки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.
Проверка готовности к занятию.

II. Повторение.

Устный опрос:

1. Охарактеризуйте функции жиров в клетке.

2. В чем отличие биополимеров белков от биополимеров углеводов? В чем их сходство?

Тестирование (3 варианта)

III. Изучение нового материала.

1. Типы нуклеиновых кислот. Название нуклеиновые кислоты происходит от латинского слова «нуклеос», т.е. ядро: они впервые были обнаружены в клеточных ядрах. В клетках имеются два типа нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК). Эти биополимеры состоят из мономеров, называемых нуклеотидами. Мономеры-нуклеотиды ДНК и РНК сходны в основных чертах строения и играют центральную роль в хранении и передаче наследственной информации. Каждый нуклеотид состоит из трех компонентов, соединенных прочными химическими связями. Каждый из нуклеотидов, входящих в состав РНК, содержит триуглеродный сахар - рибозу; одно из четырех органических соединений, которые называют азотистыми основаниями, - аденин, гуанин, цитозин, урацил (А, Г, Ц, У); остаток фосфорной кислоты.

2. Строение ДНК . Нуклеотиды, входящие в состав ДНК, содержат пятиуглеродный сахар - дезоксирибозу; одно из четырех азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин, тимин (А, Г, Ц, Т); остаток фосфорной кислоты.

В составе нуклеотидов к молекуле рибозы (или дезоксирибозы одной стороны присоединено азотистое основание, а с другой - остаток фосфорной кислоты. Нуклеотиды соединяются между собой в длинные цепи. Остов такой цепи образуют регулярно чередующиеся остатки сахара и фосфорной кислоты, а боковые группы этой цепи - четыре типа нерегулярно чередующихся азотистых основания.

Молекула ДНК представляет собой структуру, состоящую из двух нитей, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями. Такую структуру, свойственную только молекулам ДНК, называют двойной спиралью. Особенностью структуры ДНК является то, что против азотистого основания А в одной лежит азотистое основание Т в другой цепи, а против азотистого основания Г всегда расположено азотистое основание Ц.

Схематически сказанное можно выразить следующим образом:

А (аденин) - Т (тимин)

Т (тимин) - А (аденин)

Г (гуанин) - Ц (цитозин)

Ц (цитозин) - Г (гуанин)

Эти пары оснований называют комплементарными основаниями (дополняющими друг друга). Нити ДНК, в которых основания расположены комплементарно друг другу, называют комплементарными нитями.

Модель строения молекулы ДНК предложили Дж. Уотсон и Ф. Крик в 1953 г. Она полностью подтверждена экспериментально и сыграла исключительно важную роль в развитии молекулярной биологии и генетики.

Порядок расположения нуклеотидов в молекулах ДНК определяет порядок расположения аминокислот в линейных молекулах белков, т. е. их первичную структуру. Набор белков (ферментов, гормонов и др.) определяет свойства клетки и организма. Молекулы ДНК хранят сведения об этих свойствах и передают их поколениям потомков, т. е. являются носителями наследственной информации. Молекулы ДНК в основном находятся в ядрах клеток и в небольшом количестве в митохондриях и хлоропластах.

3. Основные виды РНК. Наследственная информация, хранящаяся в молекулах ДНК, реализуется через молекулы белков. Информация о строении белка передается в цитоплазму особыми молекулами РНК, которые называются информационными (и-РНК). Информационная РНК переносится в цитоплазму, где с помощью специальных органоидов – рибосом идет синтез белка. Именно информационная РНК, которая строится комплементарно одной из нитей ДНК, определяет порядок расположения аминокислот в белковых молекулах.

В синтезе белка принимает участие и другой вид РНК - транспортная (т-РНК), которая подносит аминокислоты к месту образования белковых молекул - рибосомам, своеобразным фабрикам по производству белков.

В состав рибосом входит третий вид РНК, так называемая рибосомная (р-РНК), которая определяет структуру и функционирование рибосом.

Каждая молекула РНК в отличие от молекулы ДНК представлена одной нитью; вместо дезоксирибозы она содержит рибозу и вместо тимина - урацил.

Итак, нуклеиновые кислоты выполняют в клетке важнейшие биологические функции. В ДНК хранится наследственная информация обо всех свойствах клетки и организма в целом. Различные виды РНК принимают участие в реализации наследственной информации через синтез белка.

4. Транскрипция.

Процесс образования и-РНК называется транскрипцией (от лат. «транскрипцио» - переписывание). Транскрипция происходит в ядре клетки. ДНК → и-РНК с участием фермента полимеразы. т-РНК выполняет функцию переводчика с «языка» нуклеотидов на «язык» аминокислот, т-РНК получает команду от и-РНК - антикодон узнает кодон и несет аминокислоту.

5. АТФ и другие органические соединения клетки

В любой клетке, кроме белков, жиров, полисахаридов и нуклеиновых кислот, насчитывается несколько тысяч других органических соединений. Их можно условно разделить на конечные и промежуточные продукты биосинтеза и распада.

Конечными продуктами биосинтеза называют органические соединения, которые играют самостоятельную роль в организме или служат мономерами для синтеза биополимеров. К числу конечных продуктов биосинтеза относятся аминокислоты, из которых в клетках синтезируются белки; нуклеотиды - мономеры, из которых синтезируются нуклеиновые кислоты (РНК и ДНК); глюкоза, которая служит мономером для синтеза гликогена, крахмала, целлюлозы.

Путь к синтезу каждого из конечных продуктов лежит через ряд промежуточных соединений. Многие вещества подвергаются в клетках ферментативному расщеплению, распаду.

Конечными продуктами биосинтеза являются вещества, играющие важную роль в регуляции физиологических процессов и развитии организма. К числу их относятся многие гормоны животных. Гормоны тревоги или стресса (например, адреналин) в условиях напряжения усиливают выход глюкозы в кровь, что, в конечном счете, приводит к увеличению синтеза АТФ и активному использованию энергии, запасенной организмом.

Аденозинфосфорные кислоты. Особо важную роль в биоэнергетике клетки играет адениловый нуклеотид, к которому присоединены еще два остатка фосфорной кислоты. Такое вещество называют аденозинтрифосфорной кислотой (АТФ). Молекула АТФ представляет собой нуклеотид, образованный азотистым основанием аденином, пятиуглеродным сахаром рибозой и тремя остатками фосфорной кислоты. Фосфатные группы в молекуле АТФ соединены между собой высокоэнергетическими (макроэргическими) связями.

АТФ - универсальный биологический аккумулятор энергии. Световая энергия Солнца и энергия, заключенная в потребляемой пище, запасаются в молекулах АТФ.

Средняя продолжительность жизни 1 молекулы АТФ в организме человека менее минуты, поэтому она расщепляется и восстанавливается 2400 раз в сутки.

В химических связях между остатками фосфорной кислоты молекулы АТФ запасена энергия (Е), которая освобождается при отщеплении фосфата:

АТФ = АДФ + Ф + Е

В этой реакции образуется аденозиндифосфорная кислота (АДФ) и фосфорная кислота (фосфат, Ф).

АТФ + H2O → АДФ + H3PO4 + энергия(40 кДж/моль)

АТФ + H2O → АМФ + H4P2O7 + энергия(40 кДж/моль)

АДФ + H3PO4 + энергия(60 кДж/моль) → АТФ + H2O

Энергию АТФ все клетки используют для процессов биосинтеза, движения, производства тепла, передачи нервных импульсов, свечений (например, у люминесцентных бактерий), т. е. для всех процессов жизнедеятельности.

IV. Итог занятия.

1. О б о б щ е н и е изученного материала.

Вопросы к студентам:

1. Какие компоненты входят в состав нуклеотидов?

2. Почему постоянство содержания ДНК в разных клетках организма считается доказательством того, что ДНК представляет собой генетический материал?

3. Дайте сравнительную характеристику ДНК и РНК.

4. Решите задачи:

Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т достройте вторую цепь.

Ответ: ДНК Г-Г-Г- А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т

Ц-Ц-Ц-Т-А-Т-Т-Г-Т-Ц-Т-А

(по принципу комплементарности)

2) Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.

Ответ: и-РНК Г-Г-Г-А-У-А-А-Ц-А-Г-Ц-У

3) Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующий состав:

  • -А-А-А-Т-Т-Ц-Ц-Г-Г-. достройте вторую цепь.
  • -Ц-Т-А-Т-А-Г-Ц-Т-Г-.

5. Решите тест:

4) Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?

а) тимин;

б) урацил;

в) гуанин;

г) цитозин;

д) аденин.

Ответ: б

5) Если нуклеотидный состав ДНК

АТТ-ГЦГ-ТАТ- то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК?

А) ТАА-ЦГЦ-УТА;

Б) ТАА-ГЦГ-УТУ;

В) УАА-ЦГЦ-АУА;

Г) УАА-ЦГЦ-АТА.

Ответ: в

Cлайд 1

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ. Т.Д. Найданова, учитель биологии, МОУ «Средняя школа №9»

Cлайд 2

Задачи: Сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК, АТФ, принципе комплиментарности. Развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. Воспитание коллективизма, точности и быстроты ответов.

Cлайд 3

Оборудование: Модель ДНК; Иллюстрации ДНК, РНК, АТФ учебника Д.К. Беляева, презентация урока.

Cлайд 4

Ход урока: О П Р О С- В чем особенность химического состава белков? Почему оказался прав Ф.Энгельс, когда высказал мысль: «Жизнь есть способ существования белковых тел…» Какие структуры белков встречаются в природе и в чем их особенность? В чем выражается видовая специфичность белков? Раскройте понятия «денатурация» и «ренатурация»

Cлайд 5

Запомни: Белки-биополимеры. Мономеры белков-аминокислоты(АК-20). Видовая специфичность белков определяется набором АК, количеством и последовательностью в полипептидной цепи. Функции белков многообразны, они определяют место Б. в природе. Различают I, II, III, IV структуры Б, различающихся по типу связи. В организме человека- 5млн. Белков.

Cлайд 6

II.Изучение нового материала. Нуклеиновые кислоты/характеристика/ «нуклеус»- от лат. –ядро. НК-биополимеры. Впервые были обнаружены в ядре. Играют важную роль в синтезе белков в клетке, в мутациях. Мономеры НК-нуклеотиды. Обнаружены в ядрах лейкоцитов в 1869г. Ф.Мишером.

Cлайд 7

Сравнительная характеристика НК Признаки РНК ДНК 1.Нахождение в клетке Ядро, митохондрии, рибосомы, хлоропласты. Ядро, митохондрии, хлоропласты. 2.Нахождение в ядре Ядрышко Хромосомы 3.Состав нуклеотида Одинарная полинуклеотидная цепочка, кроме вирусов Двойная, свернутая правозакрученная спираль (Дж.Уотсон и Ф.Крик в 1953г.)

Cлайд 8

Сравнительная характеристика НК Признаки РНК ДНК 4.Состав нуклеотида 1.Азотистое основание (А-аденин,У-урацил,Г-гуанин,Ц-цитозин). 2.Углевод рибоза 3.Остаток фосфорной кислоты 1.Азотистое основание (А-аденин,Т-тимин, Г-гуанин,Ц-цитозин). 2.Углевод дезоксирибоза 3.Остаток фосфорной кислоты

Cлайд 9

Сравнительная характеристика НК Признаки РНК ДНК 5.Свойства Не способна к самоудвоению. Лабильна Способна к самоудвоению по принципу компли-ментарности:А-Т; Т-А; Г-Ц;Ц-Г. Стабильна. 6.Функции и-РНК (или м-РНК)определяет порядок расположения АК в белке; Т-РНК- подносит АК к месту синтеза белка(к рибосомам);p-РНК определяет структуру рибосом. Химическая основа гена. Хранение и передача наследственной информации о структуре белков.

Cлайд 10

Запиши: ДНК- двойная спираль ДЖ.Уотсон, Ф. Крик-1953г.Нобелевская премия А=Т, Г=Ц- комплиментарность Функции: 1.хранение 2.воспроизведение 3.передача Наследственной информации РНК- одиночная цепь А,У,Ц,Г- нуклеотиды Виды РНК: И- РНК Т- РНК Р- РНК Функции: биосинтез белка

Cлайд 11

Реши задачу: Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение: Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т. Укажите строение противоположной цепи. Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.

Cлайд 12

Решение: I цепь ДНК Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т Ц-Ц-Ц-Т-А-Т-Т-Г-Т-Ц-Т-А (по принципу комплементарности) и-РНК Г-Г-Г-А-У-А-А-Ц-А-Г-Ц-У-

Cлайд 13

АТФ. Почему АТФ называют «аккумулятором» клетки? АТФ-аденозинтрифосфорная кислота

Cлайд 14

Структура молекулы АТФ аденин Ф Ф Ф Рибоза Макроэргические связи АТФ+Н 2О АДФ+Ф+Е(40кДж/моль) 2. АДФ+Н 2О АМФ+Ф+Е(40кДж/моль) Энергетическая эффективность 2-ух макроэргических связей -80кДж/моль

Cлайд 15

Запомни: АТФ Образуется в митохондриях клеток животных и хлоропластах растений. Энергия АТФ используется на движение, биосинтез, деление и т.д. Средняя продолжительность жизни1 молекулы АТФ менее!мин, т.к. она расщепляется и восстанавливается 2400раз в сутки.

Cлайд 16

Реши задачу: №1. АТФ- постоянный источник энергии для клетки. Его роль можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство?

Cлайд 17

Выполни тест (выбирая правильный ответ, Вы получите ключевое слово) 1.Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК? а)тимин; н)урацил; п)гуанин; г)цитозин; е)аденин. 2.Если нуклеотидный состав ДНК-АТТ-ГЦГ-ТАТ-то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК? а)ТАА-ЦГЦ-УТА;к)ТАА-ГЦГ-УТУ; у)уаа-цгц-ауа; г)уаа-цгц-ата

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ.

Т.Д. Найданова, учитель биологии,

МОУ «Средняя школа №9»

Задачи:

  • Сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК, АТФ, принципе комплиментарности.

  • Развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.

  • Воспитание коллективизма, точности и быстроты ответов.



Оборудование:

  • Модель ДНК; Иллюстрации ДНК, РНК, АТФ учебника Д.К. Беляева, презентация урока.


Ход урока:

  • О П Р О С-

  • В чем особенность химического состава белков?

  • Почему оказался прав Ф.Энгельс, когда высказал мысль: «Жизнь есть способ существования белковых тел…»

  • Какие структуры белков встречаются в природе и в чем их особенность?

  • В чем выражается видовая специфичность белков?

  • Раскройте понятия «денатурация» и «ренатурация»


Запомни:

  • Белки -биополимеры. Мономеры белков-аминокислоты(АК-20). Видовая специфичность белков определяется набором АК, количеством и последовательностью в полипептидной цепи. Функции белков многообразны, они определяют место Б. в природе. Различают I, II, III, IV структуры Б, различающихся по типу связи. В организме человека- 5млн. Белков.



II.Изучение нового материала.

  • Нуклеиновые кислоты/ характеристика/

  • «нуклеус»- от лат. –ядро. НК-биополимеры.

  • Впервые были обнаружены в ядре. Играют важную роль в синтезе белков в клетке, в мутациях.

  • Мономеры НК-нуклеотиды.

  • Обнаружены в ядрах лейкоцитов в 1869г. Ф.Мишером.



Сравнительная характеристика НК


Сравнительная характеристика НК


Запиши:

  • ДНК - двойная спираль

  • ДЖ.Уотсон, Ф. Крик-1953г.Нобелевская премия

  • А=Т, Г=Ц- комплиментарность

  • Функции:

  • 1.хранение

  • 2.воспроизведение

  • 3.передача

  • Наследственной информации



Реши задачу:

  • Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение:

Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т.
  • Укажите строение противоположной цепи.

  • Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.


Решение:

  • I цепь ДНК Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т

Ц-Ц-Ц-Т-А-Т-Т-Г-Т-Ц-Т-А

(по принципу комплементарности)

и-РНК Г-Г-Г-А-У-А-А-Ц-А-Г-Ц-У-

АТФ. Почему АТФ называют «аккумулятором» клетки?

  • АТФ-аденозинтрифосфорная кислота



Структура молекулы АТФ


Запомни:



Реши задачу:

  • №1. АТФ- постоянный источник энергии для клетки. Его роль можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство?


Выполни тест (выбирая правильный ответ, Вы получите ключевое слово)

1.Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?

а)тимин; н)урацил; п)гуанин; г)цитозин; е)аденин.

2.Если нуклеотидный состав ДНК-АТТ-ГЦГ-ТАТ-то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК?

а)ТАА-ЦГЦ-УТА;к)ТАА-ГЦГ-УТУ; у)уаа-цгц-ауа;

г)уаа-цгц-ата

Выполни тест

3.В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?

а) рибоза, остаток ФК, тимин;

и) ФК, урацил,дезоксирибоза;

к) остаток ФК, дезосирибоза, аденин;

к) остатокФК, рибоза, гуанин.

Выполни тест

  • 4.Мономерами ДНК и РНК являются?

  • б. азотистое основание

  • у. дезоксирибоза и рибоза

  • л. азотистое основание и фосфорная кислота

  • е. нуклеотиды

  • 5.В каком случае правильно названы все отличия и -РНК от ДНК?

  • ш. одно-цепочная, содержит дезоксирибозу, хранение информации

  • ю. двуцепочечная, содержит рибозу, передает информацию

  • о. одно-цепочная, содержит рибозу, передает информацию

  • г. двуцепочная, содержит дезокирибозу, хранит информацию


Выполни тест

  • 6.Прочная ковалентная связь в молекуле ДНК возникает между :

  • в. нуклеотидами

  • и. дезоксирибозами соседних нуклеотидов

  • т. остатками фосфорной кислоты и сахара соседних нуклеотидов

  • 8.Какая из молекул РНК самая длинная?

  • а. т-РНК

  • к. р-РНК

  • и. и-РНК

  • 9.В реакцию с аминокислотами вступает:

  • д. т-РНК

  • б. р-РНК



  • Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ.

    Т.Д. Найданова, учитель биологии,

    МОУ «Средняя школа №9»

    Задачи:

    • Сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК, АТФ, принципе комплиментарности.

    • Развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.

    • Воспитание коллективизма, точности и быстроты ответов.



    Оборудование:

    • Модель ДНК; Иллюстрации ДНК, РНК, АТФ учебника Д.К. Беляева, презентация урока.


    Ход урока:

    • О П Р О С-

    • В чем особенность химического состава белков?

    • Почему оказался прав Ф.Энгельс, когда высказал мысль: «Жизнь есть способ существования белковых тел…»

    • Какие структуры белков встречаются в природе и в чем их особенность?

    • В чем выражается видовая специфичность белков?

    • Раскройте понятия «денатурация» и «ренатурация»


    Запомни:

    • Белки -биополимеры. Мономеры белков-аминокислоты(АК-20). Видовая специфичность белков определяется набором АК, количеством и последовательностью в полипептидной цепи. Функции белков многообразны, они определяют место Б. в природе. Различают I, II, III, IV структуры Б, различающихся по типу связи. В организме человека- 5млн. Белков.



    II.Изучение нового материала.

    • Нуклеиновые кислоты/ характеристика/

    • «нуклеус»- от лат. –ядро. НК-биополимеры.

    • Впервые были обнаружены в ядре. Играют важную роль в синтезе белков в клетке, в мутациях.

    • Мономеры НК-нуклеотиды.

    • Обнаружены в ядрах лейкоцитов в 1869г. Ф.Мишером.



    Сравнительная характеристика НК


    Сравнительная характеристика НК


    Запиши:

    • ДНК - двойная спираль

    • ДЖ.Уотсон, Ф. Крик-1953г.Нобелевская премия

    • А=Т, Г=Ц- комплиментарность

    • Функции:

    • 1.хранение

    • 2.воспроизведение

    • 3.передача

    • Наследственной информации



    Реши задачу:

    • Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение:

    Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т.
    • Укажите строение противоположной цепи.

    • Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.


    Решение:

    • I цепь ДНК Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т

    Ц-Ц-Ц-Т-А-Т-Т-Г-Т-Ц-Т-А

    (по принципу комплементарности)

    и-РНК Г-Г-Г-А-У-А-А-Ц-А-Г-Ц-У-

    АТФ. Почему АТФ называют «аккумулятором» клетки?

    • АТФ-аденозинтрифосфорная кислота



    Структура молекулы АТФ


    Запомни:



    Реши задачу:

    • №1. АТФ- постоянный источник энергии для клетки. Его роль можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство?


    Выполни тест (выбирая правильный ответ, Вы получите ключевое слово)

    1.Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?

    а)тимин; н)урацил; п)гуанин; г)цитозин; е)аденин.

    2.Если нуклеотидный состав ДНК-АТТ-ГЦГ-ТАТ-то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК?

    а)ТАА-ЦГЦ-УТА;к)ТАА-ГЦГ-УТУ; у)уаа-цгц-ауа;

    г)уаа-цгц-ата

    Выполни тест

    3.В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?

    а) рибоза, остаток ФК, тимин;

    и) ФК, урацил,дезоксирибоза;

    к) остаток ФК, дезосирибоза, аденин;

    к) остатокФК, рибоза, гуанин.

    Выполни тест

    • 4.Мономерами ДНК и РНК являются?

    • б. азотистое основание

    • у. дезоксирибоза и рибоза

    • л. азотистое основание и фосфорная кислота

    • е. нуклеотиды

    • 5.В каком случае правильно названы все отличия и -РНК от ДНК?

    • ш. одно-цепочная, содержит дезоксирибозу, хранение информации

    • ю. двуцепочечная, содержит рибозу, передает информацию

    • о. одно-цепочная, содержит рибозу, передает информацию

    • г. двуцепочная, содержит дезокирибозу, хранит информацию


    Выполни тест

    • 6.Прочная ковалентная связь в молекуле ДНК возникает между :

    • в. нуклеотидами

    • и. дезоксирибозами соседних нуклеотидов

    • т. остатками фосфорной кислоты и сахара соседних нуклеотидов

    • 8.Какая из молекул РНК самая длинная?

    • а. т-РНК

    • к. р-РНК

    • и. и-РНК

    • 9.В реакцию с аминокислотами вступает:

    • д. т-РНК

    • б. р-РНК



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то