Структурная теория черт личности рашонда кеттела. Основные типы личности В теории айзенка личность характеризуется следующими параметрами

Одними из первых к корреляционно-факторных исследований прибегали. Дж-П. Гилфорд и. В. Циммерман. Они выделили такие факторы структуры личности:

1) общая активность (энергичность, быстрота действий, любовь к действию);

2) доминирование (инициативность, отстаивания своих прав, стремление к лидерству);

3) мужество (профессиональные и позапрофесийни"мужские"интересы (которые могут быть присущи и женщинам), бесстрашие, недостаток сочувствия, невысокая эмоциональность);

4) самонадеянность (компетентность, чувство признания со стороны других, уравновешенность);

5) спокойствие (хладнокровие и расслабление, должна утомляемость и раздражительность, высокая сосредоточенность на текущей деятельности);

6) общительность (социальная активность, социальная стабильность, интерес к лидерству);

7) рефлексия (мечтательность, интерес, созерцательность);

8) депрессия (эмоциональная и физическая подавленность, тревога, беспокойство);

9) эмоциональность (легкость возникновения и сохранения эмоций, этажность переживаний, фантазирование);

10) самоограничение (сдержанность, самоконтроль, серьезность);

11) объективность (реалистичность, трезвость оценок);

12) уступчивость (легкость в изменении позиции, дружелюбие и податливость);

13) сотрудничество (терпимость к замечаниям, отсутствие эгоизма, доверчивость)

Эти черты имеют смешанную социобиологических природу, но диагностического инструмента для их фиксации не создано

Теория черт Г-Ю Айзенка

Некоторые психологи считали. Г-Ю. Айзенка последователем. К-Г. Юнга, апеллируя к тому, что центральным в структуре личности он также считал экстраверсии - интроверсии, а свои базовые факторы называл типами. С. По способу получения и психологическим содержанием это скорее черты, чем типы, просто они представлены не дискретно, а континуально. Экстраверсия - интроверсия в контексте теории. Айзенка включают преимущественно ком уникативну составляющую этого понятия, обозначая или влечение к людям и способность легко вступать в контакт, или осложнения в общении. Убежден в том, что для описания вариативности человеческого поведения н е следует использовать более трех суперчерт,. Айзенк выделил сначала два основных фактора личности:. Е (экстраверсии - интроверсии) и ого, а соединяясь, приводят к образованию четырех типов личности. Позже. Г-Ю. Айзенк добавил еще один факторин чинник . Р (психотизм - сила. Супер-Эго). Он предполагал широкую вариативность проявлений личности внутри каждого из факторов (так и речь о типах). Базовые измерения. Айзенк называл биологическими диспозициями личности . Например, фактор"психотизм"как компоненты второго уровня охватывает агрессивность, эмоциональную холодность, эгоцентризм, импульсивность, а как компоненты третьего - асоциальность, неемпатийнисть,. Креа-ность во,"безумие"Базовый фактор, который доминирует у человека, определяет его типологические особенностипологічні особливості.

Наличие этих факторов подтверждено многочисленными исследованиями, поэтому. Айзенк пытался определить их нейрофизиологические основы. Так, фактор. Е оказался тесно связанным с уровнем корковой активации. Интроверты, будучи високозбудливимы, избегают сильной стимуляции, а экстраверты, наоборот - стремятся ее. Различия по фактору N отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. Особенно весомый вклад лимбической системы, определяющий мотивацию и выражения эмоций. Айзенк выдвинул гипотезу о связи фактора. Р с системой, производит андрогены

Люди, которые являются одновременно интровертивного и стабильными (табл. 212), склонны придерживаться норм и правил, быть заботливыми и внимательными. Комбинация интроверсии и невротизма вызывает тенденцию к проявлению стурбо ованости, пессимизма, замкнутости. Сочетание экстраверсии и стабильности привносит в поведение заботливость, уступчивость и общительность. Люди с экстраверсией и высоким нейротизм, скорее, буду во агрессивными, импульсивными и возбудимыми. Эти сочетания нельзя определить как"хорошие"или"плохие", они просто разні", вони просто різні.

Люди с высокой степенью выраженности суперчерт (сила. Супер-Эго) эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны сопротивляться общественным устоям. Айзенк считал, что психотизм - это генетическая предрасположенность д к тому, чтобы стать психотической или психопатической личностью, более выражена у мужчин, чем у жк.

. Таблица 212

Типы сочетание экстраверсии и невротизма за. Г-Ю. Айзенком

Для диагностирования структуры личности по. Айзенку применяют стандартизированный опросник, использование которого в близнецовых исследованиях свидетельствует о большой вклад генотипических факторов в минлы ивисть экстраверсии - интроверсии и внутрипарных отношения и все личностные проявления. Генетическое обусловленность невротизма с помощью опросника еще не доведеноо.

Черты личности в теории. Р-Б. Кеттела

Описывая личность,. Р-Б. Кеттел выделил поверхностные черты (вторичные) и произведу ные (первичные, начальные), которые, в свою очередь, делятся на конституционные, обусловленные генетически (экспериментальные) и те и развивающиеся под влиянием опыта и обучения (характерологические). Увеличив группы отобранных. Г-В. Олпортом определений, касающихся личности, он выделил 171 группу синонимов, которые затем возвел 36 б иполярних наименований, а затем дополнил их срокам с данными других исследований до 46 па6 пар.

Система порождающих черт личности (начальных), за. Кеттел ом, неоднородна и включает:

Конституционные (темпераментальные) черты, определяющие реагирования: реактивность, скорость и энергию реакций личности на стимулы среды;

Черты-способности, влияющие на эффективность реагирования;

Динамические черты, которые относятся к движущих сил реакций их разделяют на два класса: ерги - врожденные черты, мотивирующие поведение человека (направленность на борьбу и соперничество, стадное чувство, автономии ия), и сантименты формирующиеся под влиянием социокультурных норм и включают также проявления интересов, ать-тюды

Для описания личности взрослого человека. Р-Б. Кеттел считал достаточными 19 выделенных им факторов, а для описания ребенка - всего 12, причем они частично не совпадают. Все факторы имеют положительный и отрицательные ативний полюса, однако в психологическом плане они равноценны, а положительными или отрицательными могут становиться лишь в контексте определенной ситуации (табл. 2132.13).

. Таблица 213

Черты, выделены. Р-Б. Кеттел ом (16 PF *)

Афектотимия (циклотимия) *

Искренность, доброта

Легкость общения, гибкость, приспособляемость, добросердечие, открытость, доверчивость, беспечность, общительность

Сизотимия

Обособленность, отчужденность

Конфликтность, ригидность, холодность, скрытность, неговиркисть, сдержанность, подозрительность, осторожность, отгороженность, эгоистичность

Высокий интеллект Умный

Высокие умственные способности, скорость соображения, понимание абстракций, широкие интеллектуальные интересы, упорство, настойчивость, образованность

Низкий интеллект Глупый

Низкие умственные способности, медленное рассуждения, непонимание абстракций, отсутствие интеллектуальных интересов и упорства, невежество

Эмоциональная устойчивость

Свобода от невротических симптомов, отсутствие заботы о здоровье, постоянство интересов, спокойствие, реалистичность в отношении к жизни, настойчивость, упорство, умение держать себя в руках, безтур рботнист

Слабость Я Эмоциональная неустойчивость

Многие невротических симптомов, обеспокоенность состоянием собственного здоровья, изменчивость в интересах, уклонение от ответственности, неспособность довести дело до конца, несдержанность, тревожность

Возбудимость

беспокойность (обеспокоенность)

Нетерпеливость, демонстративность, активность, ревность, высокое самомнение, непостоянство, бесцеремонность

Флегматичность Уравновешенность

Спокойствие, удовлетворенность, флегматичность, не ревность, самокритичность, постоянство, тактичность

Доминантность

Настойчивость, напористость

Независимость, самоуверенность

хвастовство

екстрапунитивнисть, грубость

бесцеремонность, смелость

конфликтность, строптивость

Конформность Покорность, зависимость

Покорение, неуверенность в себе, скромность, интрапунитив-ность или импунитивнисть, тактичность, робость, осторожность, доброжелательность, послушание

. Продолжение таблицы 213

Безопасность

Жизнерадостность, общительность, энергичность, болтливость, спокойствие, живость, ловкость, доверчивость, гибкость

Обеспокоенность (озабоченность)

Печаль, избегание общества, апатия, молчаливость, медлительность, обе режнисть, подозрительность, ригидность

Сила Сверх-Я Высокая добросовестность

Устойчивость, упорство, обязательность

дисциплинированность, собранность, высокая нравственность, ответственность, внимательность к людям, требовательность к порядку

Слабость Сверх-Я Недобросовестность

Непостоянство, изменчивость, легкомыслие, потворство своим желаниям, небрежность, аморальность

безответственность, халатность в повседневной жизни, беспорядочность

Смелость

Общительность, оживление в присутствии лиц противоположного пола, чуткость, эмоциональность и артистизм, дружелюбие, импульсивность, беспечность, любовь к публичности

Боязливость

Застенчивость, смущение в присутствии лиц противоположного пола, сдержанность, ограниченность интересов, враждебность, осторожность, страх перед жизнью

Мьякосердисть, нежность

Нетерпеливость, требовательность, зависимость, сентиментальность, эмоциональность, чувствительность, склонность к фантазированию интуиция мягкость к"себя и окружающих, ипохондрия, забота о здоровье

Строгость, жесткость

Эмоциональная зрелость, независимость, реалистичность, рациональность, шидпоряд-кованисть чувств ума, практичность, присутствие логики, цинизм, отсутствие заботы по поводу, здоровья

. Продолжение таблицы 213

Осторожный индивидуализм

Склонность действовать индивиду-ально, замкнутость, противодействие интересам, усталость, холодное отношение к общегрупповых норм

Интерес к участию в общих делах

Склонность к совместным действиям, любовь во внимание, подчиненность личных интересов групповым, сила, энергичность, способность принимать загальногрупови нормы

Культурная зависимость

Тактичность, культурная зрелость, ответственность, способность подчиняться, осознание точки зрения взрослых

Неприятие культуры

бестактность, культурная незрелость, безответственность, самоутверждение, непонимание социальных проблем

Подозрительность

Недоверчивость, ревность, завистливость, фиксированность на неудачах, раздражительность, тирания, склонность к соперничеству, высокомерие и завышенная самооценка

Доверчивость

Чрезмерная доверчивость, неревнивисть, бескорыстие, легкое отвлечение от проблем, уступчивость, терпимость, прощение, понимание, чувство незначительности

Мечтательность

Всеохопленисть собственными идеями, интерес к абстрактным проблем, фантазирование, непрактичность, неуравновешенность, увлеченность

Практичность

Склонность к решению практических вопросов, устройства личных дел, избежать всего необычного, подчинение объективной реальности, надежность в практических вопросах, спокойствие, твердость

. Окончание таблицы 213

Проницательность

Изысканность, умение обращаться, точность ума, эмоциональная сдержанность, искусственность в поведении, эстетическая утонченность, проницательность относительно окружения, честолюбие, осторожность (полюс Макиавелли)

Natural fothrighness

Наивность

Прямота, бестактность, неконкретность ума, эмоциональная недисциплинированность, естественность, непосредственность, простота вкусов, неопытность в анализе мотивировок, удовлетворенность достигнутым, нешанобливис во в обращении 3 людьми (полюс Руссо

Гипотимия

Склонность к чувству вины

Печаль, уныние, беспокойство, беспокойство, раздражительность, обязательность, чувствительность к замечаниям и осуждения, боязливость, погруженность в мрачные раздумья, усталость, ипохондричнисть, напряженность

Гипертимия Самоуверенность

Веселье, жизнерадостность, спокойствие, самоуверенность, беспечность, нечувствительность к замечаниям и упреков, бесстрашие, энергичность, активность, расслабление

Радикализм

Гибкость

Консерватизм

Ригидность

Самодостаточность Самостоятельность

социабельность

Зависимость от группы

Контроль желаний

Высокий самоконтроль поведения

Импульсивность

Низкий самоконтроль поведения

фрустрированность Напряженность

Нефрустрованисть Расслабленность

Помимо факторов, приведенных в таблице, в многоуровневой структуре личности имеются:

Факторы второго порядка (экстраверсия - интроверсия, тревожность - приспособленность, соrtertia - раthemia (живость коры головного мозга), независимость - покорность) их было установлено путем фактор рного анализа данных первичных факторов и вычислено арифметически;

Факторы третьего порядка (сила нервной системы по возбуждению, самокритичность, уровень ответственности, забота о себе, степень социальной адаптации)

Разработанный для диагностики структуры личности опросник (16РF) очень популярен, что связано с его очевидной неклинических направленностью, и используется в Украине в трех формах - параллель ных формах. А и. В, содержит 187 утверждений и форме. С, разработанной в. Санкт-Петербурге и адаптированной в. Киеве, содержащей 123 пункта. Существует также детская форма, предназначенная для обследования младшей школе рев.

Р-Б. Кеттел осуществил репрезентативное исследование влияния среды и наследственности на развитие черт личности. Разработав специальную статистическую процедуру обработки данных, полученных с использованием близ знюкового метода, он оценил наличие - отсутствие генетического влияния на черты, в результате чего было выявлено, что черты имеют разную природу. Например, примерно две трети вариаций интеллекта и уверенно ости в себе обусловлены наследственностью, тогда как генетическое влияние на невротизм и самосознание наполовину меньше. По оценке. Кеттела, примерно две трети черт личности определяются воздействием окружающей среды и одна треть - наследственностьювістю.

Дополнительные исследования факторов среды и наследственности дали противоречивые результаты. Многие исследователи выявило значительное влияние близнецовой ситуации на сходство - различие наблюдаемых рис. При вы ивченни типа внутрипарных отношений было доказано, что решающим является пол монозиготных близнецов. Так, в женских пар обнаружено значимое сходство за 12 факторами, а в мужских - всего за 7. Однако полученные результаты переводят проблему влияния среды и наследственности в сферу ролевых отношений, поскольку возможно, что девочки более чувствительны к действию социальных представлений о близнецах. Наследственность и социокультурные в ереотипы в этом случае"работают"на один и тот же результат. С достаточной уверенностью можно считать генетически обусловленными черты, связанные с социальной экстраверсией (общительность, активность, н евротизм), однако с возрастом степень генетической обусловленности постепенно уменьшаетсяпово зменшується.

Кеттел также продуктивно изучал действия социальных групп, к которым относятся люди (диапазон изменчивости черты внутри группы - синтальнисть) развивая мысль. Олпорта о существовании общих и индивидуальных черт

Айзенк считал, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не более трех суперчерт, которые он называл типами. В свою очередь, каждая из этих черт включает несколько составных черт. Эти составные черты представляют собой качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций (СР).

Айзенк усматривает в личности иерархическую организацию. На самом общем уровне -типы, на следующем уровне - черты, ниже - уровень привычных реакций, внизу -специфические реакции, т.е. реально наблюдаемое поведение.

На уровне типов Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм, экстраверсия-интроверсия и психотизм. Наиболее глубоко он исследует нейротизм и экстраверсию-интроверсию.

В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности - по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций. Эти индивидуальные различия соотносятся личностными измерениями нейротизма и экстраверсии-интроверсии. В исследованиях структуры личности Айзенк выделяет два основных типа измерения личности:
интроверсия - экстраверсия
нейротизм (нестабильность) - стабильность

Айзенк пытался установить нейрофизиологическую основу для каждой из суперчерт личности.

Айзенк полагает, что в основе интроверсия - экстраверсия лежат различия в процессах торможения и возбуждения нервной системы. Айзенк считает, что у одних людей относительно сильнее возбуждение, у других - сильнее торможение. Экстраверты обладают сильной нервной системой, которая сравнительно быстро тормозит избыточную стимуляцию. Т.о. для поведения экстравертов характерно преобладание процесса торможения. Экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей информации. Соответственно они постоянно ищут ситуации, которые могут их возбудить.

Интроверты обладают физиологическими механизмами, которые более медленно отключают избыточную стимуляцию. О них говорят, что они имеют слабую нервную систему, специализирующуюся на возбуждении, но быстро истощаемую. Преобладание возбуждения над торможением характерно для поведения интровертов. Т.о. интроверты чрезвычайно возбудимы, и следовательно сильно чувствительны к поступающей стимуляции. По этой причине они избегают ситуаций чрезмерно сильно действующих на них.

Интроверсия-экстраверсия связана с уровнем корковой активации.

Экстраверт - индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям.

Интроверт - индивид, психическая энергия которого направлена внутрь на самого себя. Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я». В связи с этим у интровертов проявляется склонность к замкнутости, постоянному анализу своих собственных психических переживаний.

Второй фактор в модели Айзенка стабильность-нейротизм - связан с активностью лимбической системы и с силой реакции автономной нервной системы на стимул. Люди с высоким уровнем нейроизма быстрее реагируют на болезненные, непривычные и вызывающие беспокойство стимулы, чем более стабильные личности. У них более обнаруживаются более длительные реакции, даже после исчезновения стимула. Большая активность лимбической системы побуждает некоторых людей приходить в большее эмоциональное возбуждение в случае угрозы или стрессовой ситуации. У этих людей сильно выражен фактор нейротичности.

Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Айзенк выделяет 4 группы людей:
1. стабильный интроверт;
2. невротический интроверт;
3. стабильный экстраверт;
4. невротический экстраверт.

Эти четыре категории людей представляют некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. С каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности.

Стабильный интроверт - спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

Стабильный экстраверт - лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный.

Невротический интроверт - тревожный, ригидный, легко поддающийся сменам настроения, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий.

Невротический экстраверт - ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.

Большинство людей ближе к средней точке - в обоих диапазонах типов, и поэтому не получают столь крайние варианты характеристик как представлено выше.

Айзенк полагал, что никакая комбинация из этих типов не может быть предпочтительней, чем другая, они просто разные.

Типы личности по Айзенку представляют собой континиумы, на которых между двумя крайними точками располагаются характеристики индивидов. Типы личности не являются дисркретными, и большинство людей не попадает под крайние категории.

Айзенк сконструировал личностный опросник для определения индивидуальных различий по основным суперчертам. Он утверждает, что индивидуальные различия в поведении могут быть выявлены посредством факторного анализа и измерены с помощью опросников и лабораторных процедур.

Курсовая работа

Тема: "Теория типов личности Ганса Айзенка "

Введение

1. Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка

1.1 Иерархическая модель

1.2 Основные типы личности

1.3 Нейрофизиологические основы черт и типов

2. Измерение черт личности

2.1 Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка EPi

2.2 Различия между интровертами и экстравертами

Заключение

Список использованных источников

Введение

Черты личности – устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность и потенциальная измеримость Черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных для этого опросников и тестов. В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие черты личности, как экстраверсия – интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность. В современных исследованиях принята точка зрения, согласно которой описание черт личности недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения, поскольку в них описываются лишь общие аспекты проявлений личности.

Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

Наиболее популярные факторные теории личности разработаны Гансом Айзенком. Эти теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности.

Теория Г.Ю. Айзенка построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархической организации структуры личности. На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, например, дифференцировать контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипическому и фенотипическому показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии.

Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии. Айзенк пытался определить личностные черты человека по двум основным осям: интроверсия – экстраверсия (замкнутость или открытость) и стабильность – нестабильность (уровень тревожности).

Таким образом, автор данных психологических концепций считал, что для раскрытия существа личности достаточно описать структуру качеств человека. Он разработал специальные опросники, с помощью которых можно описать индивидуальность человека, но никак не всю личность. Предсказать по ним дальнейшее поведение трудно, так как в реальной жизни реакции людей далеко не постоянны и чаще всего зависят от тех обстоятельств, с которыми человек столкнулся в определенный момент времени.

Цель данной курсовой работы – раскрыть основные положения теории типов личности Г. Айзенка.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений. В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей в точности похожих друг на друга. Понятие личности раскрывается отчасти путем подчеркивания характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга. Действительно, каждое теоретическое направление в персонологии, чтобы оставаться жизнеспособным на рынке психологической науки, в той или иной мере должно рассматривать проблему различий между индивидуумами.

Несмотря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большее число психологов полагают, что, возможно, в этом вопросе Айзенк прав.


1 Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка

1.1 Иерархическая модель

Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, Г.Ю. Айзенк в своей теории пытается показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезмерно важны два основных параметра: интроверсия-экстраверсия и стабильность – нейротизм. Третий параметр, называемый психотизм – сила суперэго. Айзенк также рассматривает в качестве основного параметра в структуре личности .

Айзенек считает, что целью психологии являются предсказания поведения. Он также разделяет приверженность других психологов факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе. По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно.

Таким образом, подход Айзенка более жестко связан рамками теории. Айзенк убежден, что доля объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех субчерт (которые он называет типами). Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности и типы определяются, прежде всего, наследственностью.

Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.

Нижний уровень – специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Например, мы можем представить себе студента, который начинает рисовать в своей тетради геометрические узоры, если у него не получается выполнить задание. Но если его конспекты не изрисованы вдоль и поперек, мы не можем утверждать, что такое действие стало привычным.

Второй уровень – это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. Если студент постоянно с упорством трудится над заданием до тех пор, пока не получает решение, такое поведение становится его привычной реакцией. В отличие от специфических реакций, привычные реакции должны появляться достаточно регулярно или быть последовательными. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций.

Третий уровень в сформулированной Айзенком иерархии занимает черта. Айзенк определял черту как «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Например, если студент имеет привычку всегда выполнять задания в классе и всякую другую работу также не бросает, пока не закончит ее, то можно сказать, что он обладает чертой настойчивости. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения»

Четвертый, высший уровень организации поведения, – это уровень типов, или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип. (Приложение А).

В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями – такими, как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т.д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности, которая обычно существует совместно с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия (Приложение Б).

Страница 27 из 42

Теория типов личности Ганса Айзенка.

Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположе­ны иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе­ние. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из несколь­ких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверх­ностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, при­сущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонст­рирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встре­чает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реак­цией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями - такими, как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общи­тельности, которая обычно существует совместно с предрасположен­ностью реагировать в ключе активно­го, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия .

Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений парамет­ров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия -это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип».

Основные типы личности. Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблю­дение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физио­логические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личнос­ти. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсия и нейротизм-стабильность . Эти два измерения личности ортогональны, т.е. они статистически не зависят друг от друга. Соответственно людей можно разделить на четыре группы, каждая из кото­рых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазо­не одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Таким образом с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке - в обоих диапазонах типов и по­этому получают не столь экстремальные характеристики, как в табл. 3.

В табл. 3 представлены четыре категории людей, описанные Айзенком на основе выраженности двух независимых параметров.

Как видно из табл. 3, люди, которые являются одновременно интровертиро­ванными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботли­выми и внимательными. И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма пред­полагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведении больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстраверсии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботливость, покладистость и общительность. И на­конец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом скорее всего будут агрессив­ными, импульсивными и возбудимыми. Следует отметить, что Айзенк особое зна­чение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, никакой из комбина­ций этих типов личности не может быть отдано предпочтение. Беззаботный и компанейский тип поведения имеет свои как хорошие, так и нега­тивные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведе­ния. Они просто разные.

Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм - сила суперэго . Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм - это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.

Айзенк считал, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не

более трех суперчерт, которые он называл типами. В свою очередь, каждая из этих черт

включает несколько составных черт. Эти составные черты представляют собой качества,

присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций (СР).

Айзенк усматривает в личности иерархическую организацию. На самом общем уровне –типы, на следующем уровне – черты, ниже – уровень привычных реакций, внизу –

специфические реакции, т.е. реально наблюдаемое поведение.

На уровне типов Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм,

экстраверсия-интроверсия и психотизм. Наиболее глубоко он исследует нейротизм и

экстраверсию-интроверсию. В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности – по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций. Эти индивидуальные различия соотносятся личностными измерениями нейротизма и экстраверсии-интроверсии. В исследованиях структуры личности Айзенк выделяет два основных типа измерения личности:

интроверсия - экстраверсия

нейротизм (нестабильность) – стабильность

Айзенк пытался установить нейрофизиологическую основу для каждой из суперчерт

личности. Айзенк полагает, что в основе интроверсия – экстраверсия лежат различия в процессах торможения и возбуждения нервной системы. Айзенк считает, что у одних людей относительно сильнее возбуждение, у других – сильнее торможение. Экстраверты обладают сильной нервной системой, которая сравнительно быстро тормозит избыточную стимуляцию. Т.о. для поведения экстравертов характерно преобладание процесса торможения. Экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей информации. Соответственно они постоянно ищут ситуации, которые могут их возбудить. Интроверты обладают физиологическими механизмами, которые более медленно отключают избыточную стимуляцию. О них говорят, что они имеют слабую нервную систему, специализирующуюся на возбуждении, но быстро истощаемую. Преобладание возбуждения над торможением характерно для поведения интровертов. Т.о. интроверты чрезвычайно возбудимы, и следовательно сильно чувствительны к поступающей стимуляции. По этой причине они избегают ситуаций чрезмерно сильно действующих на них.

Интроверсия-экстраверсия связана с уровнем корковой активации.

Экстраверт – индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на

окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям. Интроверт – индивид, психическая энергия которого направлена внутрь на самого себя.


Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я». В связи с этим у

интровертов проявляется склонность к замкнутости, постоянному анализу своих собственных психических переживаний.

Второй фактор в модели Айзенка стабильность- нейротизм – связан с активностью

лимбической системы и с силой реакции автономной нервной системы на стимул. Люди с

высоким уровнем нейроизма быстрее реагируют на болезненные, непривычные и вызывающие беспокойство стимулы, чем более стабильные личности. У них более обнаруживаются более длительные реакции, даже после исчезновения стимула. Большая активность лимбической системы побуждает некоторых людей приходить в большее эмоциональное возбуждение в случае угрозы или стрессовой ситуации. У этих людей сильно выражен фактор нейротичности.

Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Айзенк выделяет 4

группы людей:

1. стабильный интроверт;

2. невротический интроверт;

3. стабильный экстраверт;

4. невротический экстраверт.

оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа.С каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности.

Стабильный интроверт – спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый,

миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

Стабильный экстраверт – лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый,

разговорчивый, дружелюбный, общительный.

Невротический интроверт – тревожный, ригидный, легко поддающийся сменам

настроения, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий.

Невротический экстраверт – ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый,

непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.

Большинство людей ближе к средней точке – в обоих диапазонах типов, и поэтому не

получают столь крайние варианты характеристик как представлено выше. Айзенк полагал, что никакая комбинация из этих типов не может быть предпочтительней, они просто разные. Типы личности по Айзенку представляют собой континиумы, на которых между двумя крайними точками располагаются характеристики индивидов. Типы личности не являются дискретными, и большинство людей не попадает под крайние категории.

Айзенк сконструировал личностный опросник для определения индивидуальных различий по основным суперчертам. Он утверждает, что индивидуальные различия в поведении могут быть выявлены посредством факторного анализа и измерены с помощью опросников и лабораторных процедур.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то