Основные типы личности. Факторная теория личности Х. Айзенка Теория г айзенка

» Типология личности по Айзенку

Теория личностных черт Ганса Айзенка (1916-1997).
Структура и типы личности. Интроверсия, экстраверсия и нейротизм

Ганс Айзенк (Hans Eysenck) - британский психолог немецкого происхождения. Он разработал и экспериментально исследовал описательную теорию личностных черт, теорию обусловленности этих черт, продемонстрировал важность генетических факторов в развитии личности.

Ганс Айзенк, 1970-е годы

Также Айзенк:

  • создал широкий спектр исследований по генетическим основам эмоциональности;
  • разработал модель IQ (коэффициент интеллекта), который зависит от скорости, ошибок и продолжительности умственных действий индивида;
  • предложил и проверил двухфакторную модель структуры социальных способностей;
  • способствовал развитию клинической психологии в Британии;
  • сыграл значительную роль в возникновении и становлении бихевиоральной терапии;
  • основал и издавал «Журная бихевиоральных исследований и терапии».

Определяя структуру человеческой личности, Айзенк прежде всего использует понятия экстраверсии и интроверсии. В подборе этих личностных черт он идет уже проторенным путем (Лазурский, Юнг, Кречмер и др.)

Экстраверты проявляют себя в таких чертах, как аффективность (стремление выразить эмоции внешним образом), бодрость, веселость, удовлетворение, юмор, социабельность, сострадание, неразвитость самосознания, высокая двигательная активность, низкая настойчивость, порог сдерживания, медленное улавливание.

Качества интроверта определяются как диаметрально противоположные. Однако в исследованиях настойчивости не было найдено корреляций относительно экстраверсии или интроверсии.

Айзенк также высказал мнение, что экстраверты обнаруживают типичную жесткость в противовес мягкости интровертов. Имеющие жесткие установки относительно других, они склонны применять принуждение, осуществлять телесные наказания, стерилизацию, умерщвлять в случаях неизлечимой болезни и тому подобное.

Интроверты же выступают за отмену двойного стандарта морали, смертной казни, провозглашают пацифизм и т.д.

Склонность к жесткости или мягкости, по мнению Айзенка, не зависит от возраста или воспитания. Правда, он предполагает определенные корреляции с полом, отмечая, что женщины мягче, чем мужчины. В сфере политики, общественной жизни выступают соответственно такие противоположности, как авторитарность и демократия. Впрочем сопоставления радикализма и консерватизма не подпадает под исходную противоположность экстраверсии и интроверсии.

Кратко о теории личности Айзенка

Ганс Айзенк (1916-1997) - британско-немецкий психолог, который исследовал генетически заданные черты личности, обусловленные различиями в реакции мозга на эмоциональные раздражители. Выделил 3 основных личностных измерения:

Интроверсия - экстраверсия:

Степень, в которой человек направляет свою энергию внутрь себя или наружу на других. Интроверсия предполагает направление внимания на внутренние переживания, в то время как экстраверсия относится к сосредоточению внимания на других людях и окружающая среде.

Эмоциональная стабильность - нейротизм:

Предрасположенность человека к эмоциональному расстройству или стабильности. Невротический человек (неустойчивый тип) склонен быстро менять эмоции, тогда как эмоционально устойчивый и стабильный человек имеет тенденцию поддерживать постоянное настроение.

Психотизм:

Низкое значение означает теплоту в отношениях и стремление заботиться о других.
- Высокое проявляется в антисоциальности, холодности, враждебности и безразличии к другим.

Используя первые два измерения, Айзенк описал 4 основных типа личности:

Холерик;
- меланходик;
- флегматик;
- сангвиник.

Пытаясь найти естественную основу для типологии личности, Айзенк указывает на наследственные черты. Так, баланс возбуждения и торможения имеет генетические корни и определяет характер активности коры мозговых полушарий. Экстраверт быстро создает торможение, однако освобождается от него медленно. Интровертам свойственна противоположная особенность.

Поскольку мозговая кора контролирует сознание, экстраверты тормозят сознательные суждения и по сравнению с интровертами действуют менее осознанно относительно своих соображений. Айзенк также отмечал, что экстраверты более спонтанны в своем поведении, а интроверты - более сдержанны. Схематично это изображается так:

Интроверты: кортикальное возбуждение -> поведенческое торможение

Экстраверты: кортикальное торможение -> поведенческая спонтанность

Уже в начале изложения Айзенком типологии личности становится понятным его серьезный методологический просчет: им на одну плоскость ставятся феномены биологические, физиологические, логические, психологические, социальные, идеологические и т. д.

Главная психологическая проблема заключается в том, что индивид не может быть жестко определен как интроверт или экстраверт. Это является лишь моментами активности человека.

Айзенк использует достижения бихевиорального направления, включая Павловское учение и новейшие на то время открытия в физиологии, связанные со свойствами ретикулярной формации. Поэтому он сразу определяет, что центром, который управляет процессами торможения и возбуждения коры, является именно ретикулярная формация.

Эксперимент, в котором исследовались отношения «возбуждение - торможение» по шкале «экстраверсия - интроверсия», охватывал 90 испытуемых. Было отобрано по 10% наиболее интровертированных и экстравертированных. Они должны были выполнить действие, требующее определенной выдержки: стучать металлической палочкой по металлической плитке. Спустя минуту после начала эксперимента число испытуемых, добровольно оставшиеся, было таким: из интровертов - 1, из экстравертов - 18.

Торможение, которое оказалось в такого рода опытах, Айзенк назвал реактивным торможением позаимствовав этот термин из теории обучения К. Галла. Такой вид торможения не имеет обусловленной природы и не связывается со специфическим стимулом. Если индивид был стимулирован длительное время, кортикальное (реактивное) возбуждения росло. Поэтому экстраверты воспринимали очертания стимула менее остро, чем интроверты. Это приводит к определенным выводам, в частности к установлению факта, что экстраверты переживают «стимульный голод» более остро, чем интроверты. Экстраверты находятся в постоянном ожидании еды, питья, копуляции, больше курят и рискуют. Психопаты, одинокие матери и заключенные получаются, как правило, из экстравертов.

Достаточно абстрактно характеризует Айзенк противопоставление «нейротизм - эмоциональная стабильность». Он отождествляет толкуемый ним феномен эмоциональной стабильности с тем, который был описан Уэббом в 1915 году.

Уэбб предложил следующие факторы: настойчивость, постоянство, доброта, правдивость, осознанность. Айзенк существенно дополнил этот список, подчеркнув необходимость принять во внимание доверчивость, волю, самоконтроль, стабильность, недостаток эмоциональности.

Но здесь он не усмотрел того, что свобода может быть различной: самоконтроль есть у каждого человека, однако различного характера. Доверчивость - черта нравственная по своему содержанию - поднимается над таким фактором анализа, как эмоциональная стабильность, и включает в себя все методологические недостатки по отношению телесного, душевного и духовного, о которых уже было упомянуто. И уж совсем непонятно, каким образом недостаток эмоциональности определяет эмоциональную стабильность.

Устанавливая два факторных полюса - эмоциональную стабильность и эмоциональную нестабильность, подбирая характерологически-личностные черты этого противопоставления, Айзенк снова попадает в плен своей методологии. Эмоциональную стабильность он связывает со сдержанностью, объективностью, сотрудничеством, мужеством, нехваткой интроспекции, а эмоциональную нестабильность - с нервозностью, сверхкритичностью, повышенной чувствительностью, женственностью, склонностью к интроспекции.

Дополнительный ряд определений невротика Айзенк связывает со страхом, истерией, низкой энергетикой, плохими достижениями в работе, семейным расстройством, невротичностью раннего детства, неудовлетворенностью раннего возраста, неконгениальним окружением, реактивной депрессией, склонностью к самоубийству, чувством вины.

В этом Айзенк видит врожденный характер нейротизма, а его биологические корни ищет в автономной нервной системе. Невротические симптомы - это не адаптивно обусловленные автономные ответы. А клинические неврозы есть не что иное, как проявление этих ответов. Айзенк утверждает, что повторное обусловливание имеет относительно невроза лечебное действие.

В работах 1964-1965 годов Айзенк, подытоживая свои исследования, предлагает четыре типа личности (которые на самом деле являются типами темперамента), связывая их с противопоставлениями «экстраверт - интроверт», «нейротизм - эмоциональная стабильность». Его схема выглядит следующим образом:

Холерик - экстраверт, невротик.

Меланхолик - интроверт, невротик.

Флегматик - интроверт, эмоциональная нестабильность.

Сангвиник - экстраверт, эмоциональная стабильность.

Поведенческую, характерологическую типологию Айзенк выражает так:

Аналогично он предлагает схему-отношение нейротизма и эмоциональной стабильности:

интроверт
ригидный
|
контролируемый
боязливый надежный
печальный уравновешенный
уязвимый спокойный
беспокойный предприимчивый
агрессивный беззаботный
раздраженный бодрый
экстраверт

При этом Айзенк отмечает, что надежность более свойственна эмоциональной стабильности, чем интроверсии, агрессия более характерна для нейротизма, чем для экстраверсии. Однако ни одного человека нельзя рассматривать как принадлежащего исключительно к одному измерению. И тут подошел бы образ веревки и подпорок для вывешивания белья, который был предложен Шелдоном .

Рассматривая психотизм, Айзенк подтверждает существование континуума между «нормой» и экстремальным психотизмом, что было отрицанием противопоставления «циклотимия - шизотимия». Он выделяет также определенные характеристики психотизма, среди которых - социальная отдаленность, пребывание в плену иллюзий, заторможенность, подозрительность, двигательное беспокойство, галлюционирование, извращения, мыслительная и мнемоническая сверхактивность, раздражительность, мания, истерия, эндогенная депрессия, самоубийство, чувство вины. Нейротизм, экстраверсия и психотизм были обнаружены им среди студенческой молодежи, а также работающего населения.

Две популярные книги Айзенка о тестах исследования умственных способностей вышли в 1962 и 1964 годах. Он устанавливает отрицательную корреляцию между интеллектом и нейротизмом. Также он отмечает изменения в корреляции между интеллектом и экстраверсией, возникающих с возрастом. Впрочем выяснения корреляции в качестве главной цели исследования можно сравнить с тем случаем, когда художник показывает краски и требует от людей увидеть в них образ будущего шедевра.

Роменець В.А. Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 200 3

В психологии и терапии существует множество интересных направлений, значительно отличающихся друг от друга. Среди них можно выделить направление, которое сосредоточилось на изучении интеллекта и личностных особенностей человека, по которым можно прогнозировать то или иное поведение (и эмоциональное реагирование) конкретного человека в определенной ситуации. В результате таких исследований появились многочисленные тесты психодиагностики черт личности человека и профотбора.

Считается, что основными классиками этого направления являются Гордон Оллпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк. В данной главе уделим основное внимание Гансу Айзенку - ученому, который создал собственную теорию личности, заложил и развил различные подходы к изучению личностных особенностей человека и внес значительный вклад в психотерапию.

Ганс Айзенк (1916-1997) родился в Германии в артистической семье. Мать была достаточно известной актрисой немого кино. Отец был конферансье и певец эстрадных песен, тоже достаточно популярным. Ганс рос, не испытывая большого тепла от родителей, и потому не питал того же к ним. Тем более что они развелись, когда он был еще маленьким ребенком, и хотя он продолжал общаться с ними, но больше проводил время с бабушкой. Она тоже была из артистической среды, была оперной певицей, но рано потеряла голос и потому оставила сцену, а после развода родителей внука занялась воспитанием Ганса. Как вспоминал Айзенк, его воспитание было достаточно свободным. Например, отец, когда купил ему велосипед, затащил его на крутую горку перед домом и сказал: «Вот тебе велосипед, сядешь на него и поедешь», - и ушел. Бабушка тоже относилась к его воспитанию весьма свободно. Когда в 12 лет он увидел, что она курит, то сказал: «Я тоже куплю себе сигареты и буду курить». Она ответила «Если хочешь, попробуй».

Такое ощущение свободы, но без глубокой любви наложило отпечаток на его личность. Он был, с одной стороны, вежливым, корректным, но в то же время недоверчивым и настороженным. У него практически не было близких людей, с которыми он жил бы душа в душу. Это был светский человек, достаточно легкий для общения, но очень острый на язык. Он терпеть не мог не только дураков, но и вообще ординарных людей. Был достаточно полемистичен, практически не было такой темы, по которой он тут же с удовольствием не начинал бы возражать.

Это сослужило ему не слишком хорошую службу, потому что по широте охвата научных исследований и практики Айзенка можно отнести к очень выдающимся психологам мира, но ввиду его язвительности по отношению к другим, желания показать свое преимущество, не признавая авторитетов, научное общество имело весьма сдержанное отношение к его научным заслугам.

Айзенк планировал поступить в университет в Германии, но в тот момент к власти пришли фашисты. И хотя он был коренной немец, но как настоящий интеллигент терпеть не мог тоталитарного режима. Это режим для рабов. Он таковым не был. И когда одним из критериев поступления в университет стала принадлежность к Национал-социалистической партии, он уехал. Сначала во Францию. Там он столкнулся со всеми «прелестями» эмигрантской жизни: это и социальная адаптация, и негативное отношение к немцам среди простых людей. Ведь то был период начала войны. Его даже собирались депортировать обратно в Германию, так как во всех немцах тогда подозревали шпионов. Но в итоге этого не случилось. Он так ненавидел фашизм, что хотел пойти сражаться против него, но по той же причине его не взяли в войка, опасаясь неблагонадежности. Некоторое время Айзенк перебивался на репетиторских заработках, а потом переехал в Англию. Там атмосфера оказалась более лояльной.

Айзенк по вате случая попал в психологию. Он собирался заниматься физикой, был увлечен ею, еще в старших классах школы познакомился с работами Резерфорда. Он сдал экзамены в Лондонский университет и думал, что будет зачислен на физический факультет. В Германии сдавали три экзамена, а потом выбирали факультет. Но в Лондоне ему сказали, что для поступления на факультет физики сданных экзаменов не- достаочно. Поскольку период вступительных экзаменов уже был завершен и до следующего года он ждать не мог по финансовым соображениям, ему пришлось выбрать факультет из тех, что оставались. Среди них был факультет психологии, который Айзенк и предпочел. И таким образом мир получил выдающегося психолога-исследователя и психотерапевта.

Изучая психологию, Айзенк и здесь проявил свою тягу к точным наукам, применяя точное измерение психологических параметров, используя математическую статистику. Математику и физику он знал блестяще. А надо сказать, что психологическое отделение Лондонского университета было создано Чарльзом Эдвардом Спирменом, автором факторного анализа, который сейчас применяется практически во всех точных науках. Что это такое? Это метод анализа данных, выявляющий взаимосвязи между исследуемыми явлениями и объединяющий их в факторы. Допустим, необходимо измерить гипотетически значимые психологические особенности или черты личности. Вы загружаете их в специальную компьютерную программу, начинаете измерение и смотрите, какие параметры будут одновременно или противоположно изменяться, например, тревожность, общительность и др. При обработке какие-то параметры обнаруживают совместную динамику, т.е. некую «сцепленность» друг с другом. И тогда их объединяют в факторы. Это очень интересно, почему какие-то параметры, на первый взгляд не связанные друг с другом, после математического анализа вдруг «сцепились» в факторы. Вот это «почему» Айзенк и изучал многие годы.

Если говорить кратко, то на профессиональное становление Айзенка повлияли открытие факторного анализа Спирмена в статистике, типологический подход Юнга и Кречмера, исследования в области наследственности Бефта, эксперименты Павлова и американская теория научения (бихевиоризм и его производные).

Айзенк сравнил два подхода к исследованию интеллекта: Спирмен выделил фактор общих способностей, а Терстоун рассматривал ряд независимых способностей. Айзенк первым показал, что эти два подхода не противопоставлены друг другу.

Айзенк активно критиковал психоанализ. Он стремился к точности измерений, а в психоанализе полной точности быть не может, так как нет строгих количественно измеримых параметров (хотя сам Фрейд мечтал, что когда-нибудь психоанализ станет точной наукой). Главный довод против психоанализа у Айзенка сводился к тому, что психоанализ ненаучен, поскольку его нельзя опровергнуть (любую научную теорию можно попытаться опровергнуть) и поскольку не установлена достоверность тех допущений, на которые он опирается. А по психоанализу вы говорите: «Вот, у Вас эдипов комплекс». А человек говорит: «Нет, я этого не чувствую». «Правильно, а Вы и не должны этого чувствовать, потому что он вытеснен цензурой сознания настолько, что Вы действительно уверены, что его у Вас нет. Но именно это Ваше сопротивление как раз и подтверждает, что он у Вас есть». Данные умозаключения совершенно невозможно опровергнуть, как и полностью согласиться с предположением терапевта. И здесь психоанализ уязвим. Если вы согласны, значит я прав, если нет, то на то и психоанализ, чтобы заниматься тем, чего вы не понимаете.

Айзенк считал, что патологическое поведение представляет собой усвоенные человеком неадекватные реакции, а не замаскированное проявление бессознательных конфликтов. Здесь он солидарен с бихевиористами. Согласно Айзенку, психоанализ процветал только потому, что психоаналитики, не подозревая об этом, часто использовали методы поведенческой терапии.

Бихевиористы в своем учении не употребляли слово лечить. Они использовали учить. И рассматривали терапию как переучивание с неправильной модели поведения на правильную. Болезнь они считали следствием неправильно заученной модели поведения, неправильного образа жизни. Поэтому лечить ее бесполезно, а надо переучиваться с неправильной модели поведения на новую, которая исключит эту болезнь. В частности, терапия невротического поведения предполагала отучивание человека или стирание ранее усвоенных им реакций. Впрочем, от Айзенка доставалось и бихевиористам, и гуманистам, и всем, кто так или иначе оказывался в центре внимания научного мира.

У Айзенка был очень широкий круг интересов, и он, используя свои многочисленные познания в различных сферах, старался найти возможности объективизации изучения психологических процессов и их измерения. В частности, Айзенк пытался связать черты личности с вероятностью развития различных расстройств и заболеваний, например сердечно-сосудистых и онкологических. Для доказательства этой связи не набралось достаточной статистики, но были выявлены многие интересные тенденции.

Айзенк написал докторскую диссертацию по экспериментальной эстетике. Он исследовал особенности восприятия людей от простейших фигур до произведений искусства, пытался выявить эстетические закономерности этого восприятия.

Закончив обучение, он поступил в клинику имени Генри Модели, известного психиатра Викторианской эпохи конца XIX в. Модели написал интереснейшую работу «Физиология и патология души», где выразил свое мнение о том, что шизофрения - это болезнь личности, души, а не только (и не столько) органическое заболевание. Модели основал детскую психиатрию и сделал очень интересное наблюдение, что многие психические нарушения имеют возрастной характер и могут сами по себе пройти, если не слишком акцентировать на них внимание. Интересно, что знаменитый опросник Айзенка вошел в историю как опросник Модели, поскольку он был создан в клинике его имени.

Айзенку везло с коллегами и учителями. Так, Одри Льюис основал при Лондонском университете институт психиатрии, который занимался физиологическими и психологическими исследованиями органических нарушений головного мозга, и набрал штат клиники из ученых с независимым мышлением. И Айзенк был доволен тем, что в их коллективе оказалось много неординарных людей. С тех пор и до конца жизни Айзенк был связан с этим психологическим отделением. Он одновременно работал и как практический психотерапевт и очень много времени уделял исследованиям.

Используя идеи Карла Юнга об экстраверсии и интровер- сии, Айзенк первым смог довести их до уровня относительного объективного измерения в виде тестов. И теперь термины «экстарверсия-интроверсия» ассоциируются уже с именем Айзенка. Создавая собственную теорию типов личности, он добавляет еще одну характеристику - нейротизм. Высокий ней- ротизм соответствует эмоциональной нестабильности, а низкий невйротизм - стабильности. Таким образом, Айзенк считал, что все первичные факторы могут быть сведены к трем обобщающим факторам, по которым складывается достаточное впечатление о личности. И эти три фактора: интроверсия, экстраверсия и нейротизм.

Схематически Айзенк располагал типы личностей, получаемые в зависимости от выраженности трех характеристик, внутри круга, разделенного крестом на четыре равных сегмента, где горизонтальная ось означала Интроверсиию - Экстраверсию, вертикальная - Нейротизм с полюсами Эмоциональная стабильность - нестабильность. А по четырем сегментам располагались:

Флегматик (стабильный интроверт) - в левом верхнем секторе;

Сангвиник (стабильный экстраверт) - в правом верхнем секторе;

Холерик (нестабильный экстраверт) - в левом нижнем секторе;

Меланхолик (нестабильный интроверт) - в правом нижнем секторе.

Деление, разумеется, было условным, в реальной жизни редко встречаются люди, обладающие выделенными типами личности в «чистом виде». Как правило, люди имеют смешанные типы, и если относят себя к какому-либо, то только по преобладанию определенных качеств в характере.

Это достижение Айзенка имело большое значение для практической психологии, ведь именно оно значительно обогатило психодиагностику и профотбор (известно, что каждый тип более или менее эффективен в той или иной деятельности. Используя знания о личности, профессиональный отбор можно осуществлять более успешно, решая важные задачи профпригодности (к определенному виду деятельности) и адаптации на рабочем месте).

Интроверты в основном пассивны, осторожны, рассудительны, обидчивы, но при этом могут быть скрытно-агрессивными и непостоянными.

Экстраверты, как правило, общительные, открытые, разговорчивые, отзывчивые, беспечные, живые, беззаботные люди.

Интроверты более чувствительны к боли, чем экстраверты. Важно ли это учитывать? Важно. Вот, например, мы говорим кому-то в семье: «Ну, что ты, не можешь потерпеть? Я же терплю». А у этого человека просто другая чувствительность к боли. Причем не только к физической, но и к душевной. А мы: «Ну, что ты ноешь, хандришь?!».

А экстраверт, наоборот, не может разделить с тобой душевную боль. Ты чувствуешь сердцем, а он не понимает. Это просто разные психотипы. Интроверты быстрее утомляются, поэтому трудно требовать, чтобы они долго работали с такой же интенсивностью, как экстраверты. Экстраверту перерывы в работе не так уж и нужны. Даже незначительный уровень возбуждения мешает деятельности интровертов, в то время как экстравертам помогает. Экстраверт прекрасно работает за компьютером рядом с включенным телевизором, тогда как интроверту посторонний шум мешает. А экстраверту это непонятно, кажется, что тот капризничает.

Многие наши проблемы происходят оттого, что нам кажется, что другой все чувствует так же, как и мы. В действительности все разные и если этого не учитывать, то взаимопонимания не получится. И переделывать другого под себя - не лучшая идея.

В отличие от экстравертов интроверты более способны к точности, а не к скорости выполнения чего-либо. Поэтому в менеджменте персонала необходимо подбирать соответствующую работу интроверту, а экстраверту такую, где больше нужна скорость, а не точность. Большинство интровертов лучше успевают в школе, чем экстраверты. А экстраверты, как правило, большего добиваются в жизни, потому что по натуре более общительны, легко вступают в контакт и не забывают о своих интересах. Интроверт часто учится отлично, но в жизни не может легко строить отношения с людьми. И при выборе профессии это важно учитывать. Американцы выявили тенденцию, что экстраверты чаще выбывают из вузов из-за академической неуспеваемости, а интроверты - по нервно-психологическим причинам. (В Америке службы психологического консультирования существуют во всех университетах.)

Экстраверты предпочитают проводить отпуск с людьми, а интроверты предпочитают более уединенное время препровождение. Жена-экстраверт будет предлагать: «Поехали отдыхать в шумное место, с народом», а мужу-интраверту этот вариант будет пыткой. И это надо учитывать. Вообще не бывает случайно счастливых семей, счастливые семьи - это результат взаимных компромиссов и взаимных уступок. Это постоянная работа. И там, где один не хочет уступать, это уже отражается на эмоциональном фоне семьи и на детях, которые чувствуют, что нет гармонии в семье. Экстраверты любят отвлекаться от рабочей рутины, повседневности. Интроверты гораздо хуже разбираются в новинках и разноплановых вещах. Потому работу однообразную лучше поручать интроверту, а экстраверту - то, что имеет в себе новизну и разнообразие. Экстраверты наслаждаются откровенным агрессивным и сексуальным юмором, тогда как интровертов это коробит.

Экстраверты более активны сексуально, имеют большее количество сексуальных партнеров и чаще их меняют. Бывает так, что пару составляют мужчина-интроверт и женщина- экстраверт. Такая женщина будет требовать повышенного внимания. Но если экстраверт почувствует, что его хотят привязать, он начнет тяготиться даже любимым человеком. Ему нужны новые компании, новые ощущения. Но глубокого чувства у него нет, и он уйдет, если партнер не даст ему свободы. Экстраверты более внушаемы. В Англии была эпидемия одышки, только потому, что был распущен об этом слух в толпе, которую преимущественно образуют экстраверты. Интроверт толпу не любит и менее подвержен массовым психозам, панике и слухам. Толпа невероятно внушаема. И в этом есть свой плюс. Например, экстраверт намного мощнее получает целительный заряд, если он верующий, когда находится в церкви, намного больше получает удовлетворения от музыки, когда он слушает ее в массе, намного сильнее ощущает эмоциональное воздействие в коллективе. И это знание можно использовать.

Айзенк много работал со студентами и отмечал, в частности, что интроверты лучше готовят домашние задания в тишине и одиночестве. Экстраверты лучше в общении усваивают материал. И это не от того, что кто-то из них умнее, а потому что просто они разные и усвоение материала у них идет по- разному. У Айзенка есть тест «Капля лимона». Результаты показывают, что при представлении человеком, что ему капнули под язык капельку лимона, у экстравертов как у более внушаемых будет происходить более сильное слюноотделение, чем у интровертов.

Надо сказать, что примерно треть людей являются амби- валентами, т.е. имеют примерно равное соотношение черт экстраверта и интроверта.

Если говорить о нейротизме, тогда можно выделить следующие особенности соответствующих типов личности. Люди с высоким уровнем нейротизма эмоционально лабильны, более тревожны и беспокойны, отличаются перепадом настроений, нередко жалуются на соматические боли, например, на головную боль, бати в спине, дисфункции желудка, приступы головокружения. Айзенк считал, что решающую рать здесь играют наследственные биологические различия. На противоположном конце шкалы нейротизма находятся стабильность эмоциональных состояний, уравновешенность, пониженная тревожность. Чаще встречаются экстраверты с низким нейротизмом, а интроверты с высоким. Такие типы людей требуют особого подхода при консультировании. Например, экстраверт хоть и отличается высокой общительностью, низкой тревожностью, он крайне внушаем по сравнению с интровертом. Это очень интересно. Казалось бы, экстраверт много общается, получает новые впечатления, и, наоборот, должен иметь иммунитет к внушению, а интроверт весь погружен в себя, тревожен и должен быть внушаемым. Но если подумать, то внушаемость - это подверженность чужим внушениям, а интроверт очень сажовнушаем и именно этим батее защищен от постороннего внушения. Если интроверт встревожен, то успокоить его различными доводами куда труднее, чем экстраверта. Интроверт сам себе на уме. С тем, кто более внушаем, следует испатьзовать методы внушения, а с тем, кто менее - логические доводы. Внушаемость - это не положительное и не отрицательное качество, все зависит от того, как и для чего использовать, учитывая уровень развития этого качества.

Если у вы подвержены внушению, то вам будут патезны различные аутотренинги, которые позволят вам натренировать саморегуляцию, и вами уже станет сложно манипулировать. Некоторые люди стесняются этой своей особенности, но на самом деле вы вполне можете, потренировавшись, научиться отлично регулировать себя, противостоять внушению и сами влиять на других.

В дальнейшем Айзенк добавил к фактору нейротизма психотизм. Психотизм, как и нейротизм, имеет два полюса: норма - психотизм. В случае высоких показателей по этой шкале можно говорить о предрасположенности к психотическим отклонениям. «Психотическая личность» (не патологическая) характеризуется Айзенком как эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная.

Шутка. Чем отличается невротик от психотика? Пси- хотик уверен, что 2 х 2 = 5, а невротик знает, что 2x2 = 4, но это ему очень действует на нервы.

В этой шутке есть доля правды. Айзенк показал, что психотизм и нейротизм не два разных полюса. На практике оказалось, что у психотика могут быть невротические реакции, а у невротика - психотические проявления. Например, человек может обладать повышенной тревожностью и мнительностью и в то же время быть очень настойчивым, упертым. То есть в человеке есть всего понемножку.

Айзенку были интересны генетические исследования. Он считал, что что-то в человеке обусловлено наследственностью, а что-то приобретается и меняется в процессе жизни. С одной стороны, он бихевиорист: «все изменяемо», «все научаемо», а с другой стороны - генетик. Точнее, он бихевиорист-реалист, понимающий, что среда может научить, но в пределах, заданных природой. Он полагал, что примерно на 2 / 3 основные черты личности определены наследственностью и только на Уз среда может их улучшать или ухудшать. Он был одним их организаторов Лондонского близнецового исследования. Айзенк утверждал, что его исследования показали доминирующую роль генетических факторов.

Интересно, что даже такое качество, как социальность, общительность, оказалось, более чем на 60% является врожденным. То есть может быть так: если у человека заложена природой общительность, то, даже воспитываясь в замкнутой атмосфере, попав в общество, он быстро освоиться, а другой, напротив, если имеет склонность к замкнутости, пройдя и детские сады, и школу, и специальные тренинги - все равно будет испытывать затруднения в общении. Конечно, определенные сдвиги в результате целенаправленной терапевтической работы возможны, но не до такой степени, как у экстраверта.

Классические бихевиористы считали, что из «каждого можно сделать кого угодно», достаточно лишь правильно подбирать стимулы и подкреплять нужные реакции. А Айзенк указывал на генетическую составляющую различных психологических расстройств. По Айзенку, невротические симптомы развиваются в результате взаимодействия биологической системы и опыта, которые приводят к формированию эмоциональных реакций на стимул, вызывающий страх или другую нежелательную поведенческую или эмоциональную реакцию. Он обнаружил, что большинство законопослушных пациентов демонстрировали высокий уровень невротизма и низкий уровень экстраверсии, а у многих преступников и антисоциальных людей и невротизм, и экстраверсия оказывались одновременно высокими. Если человек тревожен, эмоционально не стабилен, он может совершить превентивное преступление, боясь, что кто-то может его убить, ударить. Такому клиенту надо помочь проработать свой страх и более адекватно относится к ситуациям, которые только кажутся угрожающими.

Айзенк считал, что наследственность - это предрасположенность, которая может реализоваться и не реализоваться. И это мы должны учитывать как психологи-консультанты. Например, если у человека родители - алкоголики, то он не обязательно станет им же, но ему и пиво пить опасно, потому что у него вероятность стать алкоголиком выше, чем у людей, не отягощенных подобной наследственностью. Таким подросткам на вопрос: «Почему другие пьют, а мне нельзя?», надо отвечать не «потому что пить вредно», а «потому что твои друзья не имеют предрасположенности к алкоголизму, а у тебя отец был алкоголиком и ты можешь пристраститься».

Айзенк рассматривает наследственные отягощения не как приговор, а как предупреждение.

Так что же перевешивает в человеке, что играет главенствующую роль - воспитание или биологическая основа? Надо сказать, что на этот вопрос разные ученые отвечают по-разному. Сторонники генетических факторов приводят факты в пользу наследственности и врожденных свойств, а сторонники социального настаивают на влиянии социума.

Одна знакомая занимается разведением породистых котят. И вот уже через несколько дней после рождения они обнаруживают разные характеры: один тихий, другой озорной, а третий хитрый. Генетика, т.е. предрасположенность, у них одинаковая, окружающая среда одна и та же, даже астрология у них общая, а характеры разные. Значит, есть еще какие-то факторы, делающие их разными.

Почему нам важно знать уровень влияния наследственных биологических различий? Мы должны знать, какие качества изменяемы, а какие - нет. Надо понять, что некоторые психологические (не говоря уже о биологических) параметры личности практически неизменимы, и нечего мучить себя и других, а надо создавать условия, чтобы эти характерологические особенности приносили пользу, а не вред.

Человеческая проблема заключена в том, что люди часто смиряются с тем, что потенциально могут изменить, и упорно стараются переделать то, что не может быть изменено (например, черты характера или способности, напрямую зависящие от типа темперамента). Хотя конструктивнее делать как раз наоборот - необходимо понять и принять свои врожденные особенности и способности, постараться раскрыть их, выбрать такой вид деятельности, где они востребованы и могут быть максимально реализованы.

Айзенк также занимался сравнительным исследованием тревожности и истерии. Оказалось, что эти качества очень часто бывают не связанными, т.е. человек истероидного типа может быть и не очень тревожным. Он часто бывает вспыльчивым, но быстро «выплескивает» свой пыл. Но высокой корреляции нет. Одни люда, испытывая большую тревожность, могут не показывать ее никак - вести себя тихо, а другие активно выражают свои эмоциии и очень резко реагируют. Можно подумать, что второму типу людей в момент «истерики» намного хуже, чем первому типу. А на самом деле не обязательно, поскольку они сразу выплескивают свои чувства, таким образом, сразу проживают и отпускают свои тревоги. Просто такой психотип.

Айзенк постоянно напоминал об опасности тенденции психологов (и людей вообще) проецировать свои особенности на других. Мы считаем, что если я так понимаю и чувствую, то и другой человек так же понимает и чувствует, но почему-то реагирует по-другому. От такого убеждения и происходят недопонимания, обиды и ошибки в воспитании и психокоррекции.

Айзенк, будучи выдающимся диагностом и приверженцем психометрии, тем не менее понимал, что измерения должны занимать подчиненную роль. То есть диагностика, тестирование необходимы в первую очередь не для того, чтобы показать пациенту, какой он есть, а чтобы специалист понял, с чем и как ему работать, и для оценки правильности и результативности работы с клиентом, когда диагностика проводится повторно.

Например, если человек обладает повышенной ответственностью, высокой тревожностью (фактор нейротизма очень высокий) и при этом он с чем-то не справился в работе, то вы должны успокоить его: «Ничего страшного, ну, подумаешь, переделаем», - и таким образом, снизить его тревожность. А к другому, также совершившему ошибку человеку, но с низкой тревожностью и ответственностью применять иные методы воздействия, наоборот, повышающие его ответственность за промах. Или другой пример: в семье двое детей - девочка (старший ребенок) и мальчик. Дочка переживает из-за каждой полученной четверки. Ей надо было говорить: «Ничего страшного». Снижать напряжение. А сын другой - скажешь ему: «Ничего страшного» - он и понесет домой тройки, а потом и двойки. Вот два ребенка в одной и той же семье, с одними и теми же родителями. Одна и та же четверка, а подходы должны быть разные.

Айзенк изучал психофизиологические основы интеллектуальной деятельности и создал психофизиологическую теорию интеллекта. По его гипотезе, в основе интеллекта лежит скорость прохождения импульса по каналам нервной связи. Он считал, что высокий интеллект отличает более высокая скорость переработки информации именно за счет более быстрого прохождения нервного импульса.

В последние годы жизни Айзенк создал теорию креативности, в центре которой были процессы активации как фундаментальная основа когнитивной составляющей личности - творческих способностей.

Как мы уже говорили, Айзенк пытался связать черты личности с вероятностью развития различных расстройств и заболеваний, например сердечно-сосудистых и онкологических. Он не получил четких подтверждений, но предрасположенность он вывел, тем самым заложил некие основы генетических психологии, которые потом другие исследователи продолжили изучать и развивать.

На базе различных теорий и подходов к изучению черт личности (Г. Айзенка, Р. Кеттела и других исследователей) в психологическом мире начинается настоящий бум личностных тестов. Как всякая модная волна, она принесла как пользу (кто же станет спорить о важности тестирования личности в различных профотборах), так и имела свои издержки. К сожалению, далеко не все новоиспеченные тесты обладали валидностью, а психологи - квалифицированностью, потому многие по-настоящему перспективные специалисты, ученики и студенты не были оценены по достоинству и, таким образом, лишены возможного успеха в той или иной деятельности, применяя свои способности.

Не зря спустя некоторое время во многих странах стали вводить ограничения по работе с тестами, например, запрещать заниматься тестированием и его интерпретацией лицам (в том числе дипломированным психологам), не аттестованным специальной комиссией на работу с данным конкретным тестом.

У нас сейчас в ходу множество различных тестов, но стоит различать научные психологические тесты и те, что сейчас печатаются в большом количестве в развлекательных журналах, которые к реальной психологической практике не имеют отношения.

Айзенк много работал над сравнительным изучением параметров здоровой и патологической психики. Можно сказать, что основная научная жизнедеятельность Айзенка была подчинена проблеме индивидуальных различий. Он старался определять, чем один человек отличается от другого и как это можно измерить, чтобы дать правильные рекомендации, как с этим человеком работать, а далее можно было бы оценить, в правильном ли направлении идет эта работа.

Айзенка считают основателем английской клинической психологии. Он работал в институте психиатрии, заведовал отделом психологии. Отвергая господство психиатров над психологами, он сместил акцент в клинической психологии с диагностики (чем главным образом занимаются клинические психологи у нас) на активную психотерапию (куда наших клинических психологов почти не допускают, да и результаты тестирования редко учитывают).

Айзенк сумел «поставить себя» и в психологической, и в медицинской среде. Несмотря на большой практический опыт, его в первую очередь следует отметить как психолога- исследователя. Он написал более 70 книг, множество статей на основании огромного экспериментального материала.

У нас очень была распространена его научно-популярная книга «Проверьте свои способности» - набор тестов по определению уровня интеллекта. Здесь необходимо сделать некоторое разъяснение. В английском языке под интеллектом понимают умения, выражающиеся в бытовой сообразительности, смекалке, тогда как у нас нередко его путают с уровнем интеллигентности, культуры. По IQ (коэффициенту интеллекта), разработанному Айзенком, проверяют сообразительность. В Америке результаты тестов на интеллект учитывают при отборе и продвижении по служебной лестнице госслужащих и военных. Интересно, что у президента Б. Клинтона был выявлен один из самых высоких коэффицентов IQ, а у Джорджа Буша он отстает от среднеамериканского уровня.

В некоторых книгах по психологии написано, что Айзенк оказался самым популярным психологом по индексу цитирования (по тому, как часто на него ссылаются). И хотя мне кажется, что все-таки высказывания Фрейда цитируются больше - огромная популярность Айзенка несомненна.

Айзенк внес огромный вклад в образование, творчество, генетику, психопатологию, эстетику, в научную политическую идеологию, не говоря уже о психиатрии, психотерапии и психологии. Он добился успехов в изучении криминологии.

Тесты Айзенка переведены на многие языки мира. Айзенк связал открытые параметры личности с методами измерения, с теорией функционирования нервной системы и процессами научения, а также с теорией психопатологии и изменением поведения.

Можно сказать, что он оказался главным представителем поведенческой психотерапии в Европе, существенно расширив ее по сравнению с американскими подходами, главным образом за счет большего внимания к генетическим факторам.

Айзенку хотелось найти наиболее общие личностные закономерности, которые можно точно измерить, и показать, что определенные закономерности соответствуют определенными типам личности. Такая амбициозная тенденция к сверхгенерализации своих идей свойственна многим ученым и может быть выражена словами нашего известного психолога Б.М. Тепло- ва: «Бывают честные заблуждения ученого, когда он невольно видит только факты, подтверждающие его теорию». Все мы склонны к этому. То, что совпадает с нашей идеей, мы запоминаем, а то, что нет - забываем. Айзенк был склонен искать подтверждение своим идеям и игнорировать то, что в них не укладывалось. Ему всегда хотелось показать свое преимущество. Он писал: «Я всегда был против авторитетов и всегда выступал за бунтаризм... Если читатели захотят интерпретировать это в терминах психоаналитических, тут же усмотрят фрейдистскую ненависть к авторитетам, заместителям отца, эдипов комплекс. Ну что ж, это их право».

Практикум

У Айзенка есть интересный опросник. Отвечайте на утверждение «да» или «нет».

  • 1. Обычно Вы берете на себя инициативу заводить новые знакомства?
  • 2. Бывает ли так, что мысли долго крутятся у вас в голове, что вы не можете заснуть?
  • 3. В обществе вы, как правило, склонны держаться в тени?
  • 4. Смеетесь ли вы иногда над непристойными шутками?
  • 5. Склонны ли вы предаваться унынию?
  • 6. Вам очень нравится хорошо приготовленная еда?
  • 7. Когда вас что-то расстроило, вы испытываете потребность поговорить об этом с кем-то, кто к вам расположен?
  • 8. Когда вы были ребенком, вы всегда делали все, что вам велели, не откладывая и без ворчания?
  • 9. Вы обычно держите все в себе и не делитесь ни с кем, кроме самых близких друзей?
  • 10. Часто ли бывает, что хорошее решение слишком поздно вам приходит в голову?

Теперь подсчитайте баллы по следующим шкалам (ставьте один балл на каждый совпадающий ответ):

Экстраверсия: 1. Да; 3. Нет; 6. Да; 9. Нет.

Интроверсия: 1. Нет; 3. Да; 6. Нет; 9. Да.

Невротизм: 2. Да; 5. Да; 7. Да; 10. Да.

Стабильность: 2. Нет; 5. Нет; 7. Нет; 10. Нет.

Ложь: 4. Нет; 8. Да.

Искренность: 4. Да; 8. Нет.

Обратите внимание на фактор «Ложь». Когда человек заявляет, что он никогда над неприличными шутками не смеется или, будучи ребенком, всегда все и без ворчания выполнял - он явно лжет. Это говорит о том, человек хочет представить себя лучше, чем он есть.

А теперь подсчитайте ваши баллы по каждой шкале и попробуйте составить свой психологический портрет себя или того, кого вы протестировали. Не забывайте, что каждый тест дает лишь примерную ориентированную информацию, которая должна уточняться вашими наблюдениями и размышлениями.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Перескажите своими словами суть факторного анализа личности.
  • 2. Какую роль отводил Айзенк генетическим факторам?
  • 3. Что представляет собой трехфакторная модель личности Айзенка?
  • 4. Кратко охарактеризуйте сущность экстраверта.
  • 5. Кратко охарактеризуйте сущность интроверта.
  • 6. Что такое нейротизм?
  • 7. Какую роль играет нейроитизм в трехфакторной модели Айзенка?
  • 8. Каково было отношение Айзенка к психоанализу?
  • 9. Каково было его отношение к бихевиоризму и поведенческой терапии?
  • 10. Отметьте основные научные достижения Айзенка.

Айзенк считал, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не

более трех суперчерт, которые он называл типами. В свою очередь, каждая из этих черт

включает несколько составных черт. Эти составные черты представляют собой качества,

присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций (СР).

Айзенк усматривает в личности иерархическую организацию. На самом общем уровне –типы, на следующем уровне – черты, ниже – уровень привычных реакций, внизу –

специфические реакции, т.е. реально наблюдаемое поведение.

На уровне типов Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм,

экстраверсия-интроверсия и психотизм. Наиболее глубоко он исследует нейротизм и

экстраверсию-интроверсию. В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности – по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций. Эти индивидуальные различия соотносятся личностными измерениями нейротизма и экстраверсии-интроверсии. В исследованиях структуры личности Айзенк выделяет два основных типа измерения личности:

интроверсия - экстраверсия

нейротизм (нестабильность) – стабильность

Айзенк пытался установить нейрофизиологическую основу для каждой из суперчерт

личности. Айзенк полагает, что в основе интроверсия – экстраверсия лежат различия в процессах торможения и возбуждения нервной системы. Айзенк считает, что у одних людей относительно сильнее возбуждение, у других – сильнее торможение. Экстраверты обладают сильной нервной системой, которая сравнительно быстро тормозит избыточную стимуляцию. Т.о. для поведения экстравертов характерно преобладание процесса торможения. Экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей информации. Соответственно они постоянно ищут ситуации, которые могут их возбудить. Интроверты обладают физиологическими механизмами, которые более медленно отключают избыточную стимуляцию. О них говорят, что они имеют слабую нервную систему, специализирующуюся на возбуждении, но быстро истощаемую. Преобладание возбуждения над торможением характерно для поведения интровертов. Т.о. интроверты чрезвычайно возбудимы, и следовательно сильно чувствительны к поступающей стимуляции. По этой причине они избегают ситуаций чрезмерно сильно действующих на них.

Интроверсия-экстраверсия связана с уровнем корковой активации.

Экстраверт – индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на

окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям. Интроверт – индивид, психическая энергия которого направлена внутрь на самого себя.


Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я». В связи с этим у

интровертов проявляется склонность к замкнутости, постоянному анализу своих собственных психических переживаний.

Второй фактор в модели Айзенка стабильность- нейротизм – связан с активностью

лимбической системы и с силой реакции автономной нервной системы на стимул. Люди с

высоким уровнем нейроизма быстрее реагируют на болезненные, непривычные и вызывающие беспокойство стимулы, чем более стабильные личности. У них более обнаруживаются более длительные реакции, даже после исчезновения стимула. Большая активность лимбической системы побуждает некоторых людей приходить в большее эмоциональное возбуждение в случае угрозы или стрессовой ситуации. У этих людей сильно выражен фактор нейротичности.

Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Айзенк выделяет 4

группы людей:

1. стабильный интроверт;

2. невротический интроверт;

3. стабильный экстраверт;

4. невротический экстраверт.

оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа.С каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности.

Стабильный интроверт – спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый,

миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

Стабильный экстраверт – лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый,

разговорчивый, дружелюбный, общительный.

Невротический интроверт – тревожный, ригидный, легко поддающийся сменам

настроения, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий.

Невротический экстраверт – ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый,

непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.

Большинство людей ближе к средней точке – в обоих диапазонах типов, и поэтому не

получают столь крайние варианты характеристик как представлено выше. Айзенк полагал, что никакая комбинация из этих типов не может быть предпочтительней, они просто разные. Типы личности по Айзенку представляют собой континиумы, на которых между двумя крайними точками располагаются характеристики индивидов. Типы личности не являются дискретными, и большинство людей не попадает под крайние категории.

Айзенк сконструировал личностный опросник для определения индивидуальных различий по основным суперчертам. Он утверждает, что индивидуальные различия в поведении могут быть выявлены посредством факторного анализа и измерены с помощью опросников и лабораторных процедур.

Курсовая работа

Тема: "Теория типов личности Ганса Айзенка "

Введение

1. Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка

1.1 Иерархическая модель

1.2 Основные типы личности

1.3 Нейрофизиологические основы черт и типов

2. Измерение черт личности

2.1 Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка EPi

2.2 Различия между интровертами и экстравертами

Заключение

Список использованных источников

Введение

Черты личности – устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность и потенциальная измеримость Черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных для этого опросников и тестов. В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие черты личности, как экстраверсия – интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность. В современных исследованиях принята точка зрения, согласно которой описание черт личности недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения, поскольку в них описываются лишь общие аспекты проявлений личности.

Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

Наиболее популярные факторные теории личности разработаны Гансом Айзенком. Эти теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности.

Теория Г.Ю. Айзенка построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархической организации структуры личности. На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, например, дифференцировать контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипическому и фенотипическому показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии.

Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии. Айзенк пытался определить личностные черты человека по двум основным осям: интроверсия – экстраверсия (замкнутость или открытость) и стабильность – нестабильность (уровень тревожности).

Таким образом, автор данных психологических концепций считал, что для раскрытия существа личности достаточно описать структуру качеств человека. Он разработал специальные опросники, с помощью которых можно описать индивидуальность человека, но никак не всю личность. Предсказать по ним дальнейшее поведение трудно, так как в реальной жизни реакции людей далеко не постоянны и чаще всего зависят от тех обстоятельств, с которыми человек столкнулся в определенный момент времени.

Цель данной курсовой работы – раскрыть основные положения теории типов личности Г. Айзенка.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений. В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей в точности похожих друг на друга. Понятие личности раскрывается отчасти путем подчеркивания характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга. Действительно, каждое теоретическое направление в персонологии, чтобы оставаться жизнеспособным на рынке психологической науки, в той или иной мере должно рассматривать проблему различий между индивидуумами.

Несмотря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большее число психологов полагают, что, возможно, в этом вопросе Айзенк прав.


1 Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка

1.1 Иерархическая модель

Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, Г.Ю. Айзенк в своей теории пытается показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезмерно важны два основных параметра: интроверсия-экстраверсия и стабильность – нейротизм. Третий параметр, называемый психотизм – сила суперэго. Айзенк также рассматривает в качестве основного параметра в структуре личности .

Айзенек считает, что целью психологии являются предсказания поведения. Он также разделяет приверженность других психологов факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе. По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно.

Таким образом, подход Айзенка более жестко связан рамками теории. Айзенк убежден, что доля объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех субчерт (которые он называет типами). Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности и типы определяются, прежде всего, наследственностью.

Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.

Нижний уровень – специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Например, мы можем представить себе студента, который начинает рисовать в своей тетради геометрические узоры, если у него не получается выполнить задание. Но если его конспекты не изрисованы вдоль и поперек, мы не можем утверждать, что такое действие стало привычным.

Второй уровень – это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. Если студент постоянно с упорством трудится над заданием до тех пор, пока не получает решение, такое поведение становится его привычной реакцией. В отличие от специфических реакций, привычные реакции должны появляться достаточно регулярно или быть последовательными. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций.

Третий уровень в сформулированной Айзенком иерархии занимает черта. Айзенк определял черту как «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Например, если студент имеет привычку всегда выполнять задания в классе и всякую другую работу также не бросает, пока не закончит ее, то можно сказать, что он обладает чертой настойчивости. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения»

Четвертый, высший уровень организации поведения, – это уровень типов, или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип. (Приложение А).

В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями – такими, как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т.д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности, которая обычно существует совместно с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия (Приложение Б).

Ганс Айзенк является самым знаменитым английским психологом. Он написал около 45 книг и множество статей по проблемам интеллекта и психологии личности, наибольшую известность ему принесла теория типов личности и опросник, рассчитанный на их диагностику.

По его мнению, структура личности построена по иерархическому типу и включает три уровня. К верхнему уровню Г. Айзенк относит экстраверсию – интроверсию, нейротизм и психотизм. На среднем уровне находятся черты личности, на самом нижнем - привычные реакции личности, реально наблюдаемое поведение. Таким образом, различные структурные уровни индивидуальности расположены в определенной последовательности: от простых и элементарных эмпирических данных до сложных факторов теоретического порядка.

В отличие от Р.Кеттелла, который стремился дать описание личности через большой набор индивидуальных черт (факторов), Г. Айзенк считал более продуктивным характеризовать личность через два глобальных параметра: экстраверсиию-интроверсию и нейротизм. Психотизм отражает степень нормальности человека, т.е. психотики это люди с некоторыми психическими отклонениями. Экстраверты – это люди, импульсивные, склонные к риску, общительные, активные. Интроверты – люди, склонные к уединению, замкнутые, направленные на свой внутренний мир. По мнению Г.Айзенка, эти различия обусловлены отношениями между корой и подкорковыми отделами мозга. У интровертов кора оказывает более тормозное воздействие на центры активности, что приводит к меньшей двигательной активности и меньшей возбудимости. Нейротизм характеризует эмоциональную возбудимость человека. Люди с высокими значениями по этой шкале обладают повышенной тревожностью, эмоциональной возбудимостью и быстрой сменой эмоций. На противоположном конце этой шкалы находятся люди с пониженной эмоциональностью, которых характеризует пассивность, неспособность к глубоким переживаниям. Экстраверсия и нейротизм независимы друг от друга, поэтому они могут образовывать четыре сочетания или типа личности. Их часто соотносят с четырьмя типами темперамента.

Стабильный экстраверт (сангвиник) : беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный, лидирующий.

Стабильный интроверт (флегматик) : спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

Невротичный интроверт (меланхолик): тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий, с быстрой сменой настроения.

Невротичный экстраверт (холерик): активный, оптимистичный, агрессивный, импульсивный, непостоянный, возбудимый, беспокойный, ранимый.

Типология Г.Айзенка завоевала большую популярность во всем мире. Ее применяют в ситуациях профотбора, определения совместимости между собой разных людей, при индивидуальном консультировании.

Г. Айзенк считал, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по нейротизму, психотизму и экстраверсии – интроверсии.

Дальнейшие исследования последователей Г.Айзенка показали, что интроверты и экстраверты различаются по большому числу поведенческих признаков, начиная от распорядка дня до выбора профессии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Зарубежные теории личности

Тема основные положения теории психоанализа з фрейда з фрейд в статье для британской энциклопедии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные положения теории психоанализа З.Фрейда
З.Фрейд в статье для Британской энциклопедии 1922 года заявил, что психоанализ это: 1) способ исследования психических процессов, иными путями недоступных; 2) метод лечения невротич

Основные направления неофрейдизма
Неофрейдизмом называют все теории, сформировавшиеся на основе отдельных идей и положений теории Фрейда, но внесшие существенные изменения в понимание природы человека по сравнению с

Индивидуальная психология А.Адлера
Еще до знакомства с З.Фрейдом А.Адлер заинтересовался проблемой влияния физической неполноценности ребенка на его развитие. Будучи терапевтом, он заметил, что часто дети с физическим недостатком, к

Аналитическая психология Карла Юнга
К.Юнг начал создавать собственную теорию еще до встречи с З.Фрейдом, и эта работа непрерывно продолжалась в период их сотрудничества, поэтому уход из кружка Фрейда был предопределен

Типология личностей по К.Юнгу
В основе выделенных К.Юнгом типов лежат два основания: доминирующая установка и ведущая психическая функция. Он различал две основных установки или ориентации личности – установку экстраве

Теория личности Э. Фромма
Большое влияние на формировании взглядов Фромма оказало то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывала

Теория личности Карен Хорни
Основным побудительным мотивом поведения людей К.Хорни считала стремление к безопасности. Чувство тревоги и беспокойства, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизн

Персонологическая теория личности Г.Мюррея
Генри Мюррей предложил термин «персонология», под которым он понимал исследование личности как уникальной целостности. Именно в таком направлении работал он сам, стремясь вскрыть пр

Теория черт личности Г. Оллпорта
Он известен тем, что первым в США начал читать курс по психологии личности. Это произошло в 1924 году в Гарвардском университете на факультете социальной этики, а в 1937 году он опу

Факторная теория личности Р. Кеттела
Личность, по Кеттеллу, это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Целью психологического исследований личности является установление законов

Теория самоактуализации личности А.Маслоу
А.Маслоу является выдающимся представителем гуманистического направления исследований личности, которое выступило в противовес идеям бихевиоризма и фрейдизма. По мнению А.М

Структура потребностей по Маслоу
Он выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию: 1) потребность в жизнеобеспечении (в еде, во сне, в сексе, в материальной обеспеченности); 2)

Теория логотерапии В.Франкла
В.Франкл (1905 -1997) представитель экзистенциальной психологии, основатель нового направления психотерапии, которое получило название логотерапии. Эта терапия основана на поиске смысла жизни для к

Теория личности К.Левина
Его часто относят к представителям гештальтпсихологии, что верно только отчасти. Он, действительно, опирался на некоторые теоретические положения гештальтпсихологии, но начинал свою профессиональну

Теория личностных конструктов Дж. Келли
Главная функция человеческой психики, по мнению Дж. Келли, заключается в исследовании реальности, а именно, в прогнозировании будущего и контроле над своим поведением. Поскольку психика выполняет и

Список основной рекомендуемой литературы
1 Виттельс Ф., Фрейд. Его личность учение и школа. Л.: Эго, 1991 (репринт с издания 1925 г.) . 2 Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь, 2000. 3 Лейбин В.М. Фрейд,



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то