Старинный речевой этикет. Куда исчезли "сударь" и "сударыня"? Как правильно обратиться к незнакомке на улице

Стояла я в очереди на кассе супермаркета, за мной стояла девушка не намного младше меня (ну, может, от силы года на 3-5). К ней подошел ее спутник и она, указывая на меня, сообщила ему: «Вот, стой за этой женщиной!» Меня аж всю передернуло от этих слов. Какая я тебе женщина! Ну, подумаешь, я выбежала в магазин не накрашенная, и что из того, что вид у меня былс легким налетом изможденности от стирки-уборки-готовки-с детьми сиденья! Это совсем не повод обзываться!

Сей растройственный случай произошел со мной почти год назад, но я до сих пор вспоминаю тот день как страшный сон, и с тех пор хожу в магазин только предварительно посмотревшись в зеркало для субъективно объективного оценивания своего внешнего вида.

А вот еще один случай, свидетелем которого я стала. В торговом центре гардеробщица (на вид ей было 60-65 лет) принимала верхнюю одежду у посетителей. Мужчина лет 40, протянув свое пальто, обратился к ней: «Девушка, возьмите, пожалуйста!» «Какая я вам девушка! – Гневно вспылила гардеробщица. – Я бабушка уже! Что за привычка до смерти всех девушками называть!» Долго еще потом бабушка-гардеробщица не могла успокоиться, все что -то недовольно бурчала себе под нос.

Знакомы е ситуации, не правда ли? А беда вся в том, что у нас в стране нет общепринятой фор мы обращения к женщине или девушке. В Англии – миссис или мисс, во Франции – мадам или мадемуазель, в Германии – фрау (раньше к незамужней обращались фройляйн, но теперь это обращение устарело и уже используется с иронией), в Испании – сеньора или сеньорита. А в России - …

Октябрьская революция вместе с уничто жением царского режима упразднила и употреблявшиеся фор мы обращения того времени. Вместо вежливых и уважительных «госпожа», «сударыня» или «барышня» все стали обезличенными и безполовыми «товарищами». Советский Союз развалился и злополучный «товарищ» в виде обращения к женщинам благополучно канул в лето.

А как же теперь в современной России обращаются к женщине? Вот какие формы выявили исследователи.

Красавица! – Фамильярное обращение со стороны мужчин.
Женщина! – Просторечное, часто вызывает негодование и протест.
Гражданка! - Официальное обращение, чаще используется полицией.
Тётя! Бабушка! - Используется детьми.
Доченька! Дочка! – Обращение со стороны пожилых людей.
Мать! - Грубоватое, к пожилым, простым женщинам.
Сестра! Сестричка! Землячка! – Фамильярное обращение, чаще со стороны мужчин.
Голубушка! Милая! - Чаще со стороны пожилых людей, или же как фамильярное.
Мадам! – Используется в речи представителей старшего поколения, интеллигенции.
Дама! - Чаще используется с негативным оттенком.
Сударыня! –Обращение, употребляемое с добрым отношением, уважительно, (устаревшее).
Госпожа! – Чаще используется в официальных обращениях (устаревшее).

Да, что называется, при всем богатстве выбора другой альтернативы нет. Получается, что нам остается возвратиться к устаревшим и уже почти забытым обращениям царских времен?

Что бы это выяснить мы провели опрос среди наших читательниц. Вопросы задавались следующие:

Вопрос 1: Как вы предпочитаете, что бы к вам обращались на улице (в магазине, где угодно) незнако мы е люди?

Вопрос 2: Как чаще всего к вам обращаются, и какое обращение вас больше всего раздражает?

Вопрос 3: Как вы относитесь к обращениям: мадам, дама, леди, барышня, сударыня?

Приемле мы х для всех, вежливых и уважительных форм обращений к российским представительницам прекрасной половины человечества у нас, к сожалению, нет. Как же тогда быть?

Предлагаю представить данный вопрос на рассмотрение в нашу Государственную Думу! Там же сидят опытные в своем деле избранники народа. Вот пусть они в своей Думе думу думают, может, что -нибудь да придумают…

Катерина

Поддерживаю:) Вот сейчас озадачилась. Ситуация такая. Есть у меня список телефонов и фамилии с инициалами, и мне нужно обзвонить этих людей. И как к ним обращаться? Вот придумала: господин и по фамилии. Но первый же, к кому дозвонилась, сказал, что его лет 20 уже так не называли и рассмеялся. Как с другими быть... Эх.. Наверно, опять буду господином называть. Альтернатив же нет

Дмитрий Журавлёв

Разруливаю непонятку.

Обращение Господин к мужчине. Обращение Госпожа - к женщине.

Обращаясь к любому незнакомцу я накладываю на него обязанность быть господином самого себя. На ответ: "Какой я Вам господин?" - следует отвечать: "Мне никакой, а себе полный господин." или отвечать так: "А вы не являетесь господином своих слов? Своих обещаний и действий?" Таким образом каждый является себе господином и только себе! Кто отказывается считать себя господином самого себя, тот становиться рабом других. Человек, который признаёт себя господином только для себя, автоматически наделяет таким признанием любого встречного. Господин дворник - является господином своего дела, личности и тела. Более подробно я постарался изложить в МИРе. Хотя суть обращения к человеку в России, там проходит контекстом. Дарю МИР каждому: http://yadi.sk/d/JlNREoWSSe9Gu

Виктор Иванович

Абсолютно с Вами согласен. Не поверите, ноя даже писал письмо Президенту РФ с просьбой сказать об этом публично и предложить людям обращаться друг к другу культурно, общепризнанно, по-человечески. Я, например, всегда ощущаю неловкость при необходимости обратиться к кому-то незнакомому. Вы правы, реакция бывает неадекватной. Приходится обходиться без обращения, просто начинать: "Скажите, пожалуйста..." Меня просто бесит, когда ко мне обращаются по половой принадлежности: "Мужчина, ..." Как мне понравилось обращение в Польше! Мистер, месье и т.п. звучат как-то сухо, в них нет, в них нет задушевности (это мое ощущение), а вот в Польше! Пани, а как вам обращение "паночка"? Ведь культура, как ни странно, начинается с обращения. Это же можно почувствовать. Обратитесь к человеку "сударь" и вряд ли в ответ услышите хамский ответ. Вот так и живем. Цивилизованной нацией при этом нас назвать трудно.

светлана гончарук

работала в мединцентре глав упдк и первое время с большим трудом привыкала к обращению мадам.господин.госпожа - но потом привыкла и теперь только так обращаюсь и замечаю - людям нравится (хотя у многих можно заметить удивление на лице) и люди от такого обращения даже приветливее становятся. советую попробовать.

С уважением С.А. Гончарук

Ольга Гришина

Господа, во-первых, обращение "мистер" или "миссис" можно услышать только от уличной шпаны или альтернативно одаренных гениев. Обычно в англоязычных странах обращаются так: "Excuse me..."; в Германии: " Entschuldigung!"; во Франции: "Ecxusez-moi", и т. д. и т. п.

Иначе говоря, нейтральное обращение на улице - самый приемлемый вариант: "Прошу прощения..." "Извините, не подскажете ли..." А официальное, конечно, "господин" и "госпожа". "Госпожа Иванова, вас ожидают в пять часов...".

Евгений

Мистер и миссис официально используются в англоязычных странах вместе с фамилией человека, к которому обращаются. Обезличенное обращение - сэр, мэм.

Елена

Почему нам приятны обращения в зарубежных странах: мадам, мэм (та же мадам, но перенесенная в англоязычную среду), пани, ханум и т.д.? Да потому что все эти слова не просто обозначают женщину, а, упрощенно говоря, соединяют в себе два элемента: указание на пол и уважительное отношение. В наших же "девушках", "женщинах", "бабушках" второй элемент начисто отсутствует. Дело в том, что большинство наших людей катастрофически не умеют уважать друг друга и не чувствуют потребности найти слово, которое могло бы выразить уважение. В самом деле как, а главное, зачем обозначать в речи то, чего мы не испытываем. Вот почему вышеназванные обращения к представительницам прекрасного пола не только не выказывают уважения, а демонстрируют антиуважение на грани (или за гранью) хамства.

"Девушка" - это из сферы обслуживания, где, кстати, так называют особу даже в том случае, когда она работает последний год перед пенсией или последний день перед декретным отпуском (Девушка, покажите! Девушка, принесите!).

Обращаясь "женщина", мы показываем своей собеседнице, что видим в ней пожилую тетку хорошо за 50, да еще с расплывшейся фигурой.

Ну а "бабушка" - это верх бестактности. Если к особе за 60 20-30 летний обращается "бабушка", то она ужаснется: неужели этот вполне взрослый человек полагает, что годится мне во внуки? Значит, я выгляжу на все 80!

Лично я использую для обращения слово "дама". Слово вполне обрусевшее, короткое (чем выгодно отличается от помпезной "сударыни"), звучное, полностью снимает указание на возраст и особенности комплекции, а главное - содержит в себе элемент уважения: уступить даме место, не ругаться при даме нецензурно и т.д. Да, мне известно, многие филологи небезосновательно утверждают, что это не обращение. Тем не менее, обращение "дама" много лет бытует в Петербурге, еще с тех времен, когда он был Ленинградом. А почему бы нам не последовать примеру культурной столицы?

Лично я, обращаясь к незнакомой женщине, произношу "дама" или "милая дама". Если подобное обращение озадачивает собеседницу, я говорю: "К вам следует обращаться только так, а кто к вам обращается иначе, тот недостоин вас". Как правило, дальнейшее общение оказывается вполне доброжелательным.

Вы никогда не задумывались над тем, почему бывает трудно спросить незнакомого человека «Который час?», или «Как пройти туда-то?»?

Все очень даже просто - мы, порой, не знаем, КАК обратиться к человеку.

То ли дело - раньше: «господин - госпожа», «сударь - сударыня»; в советские времена - «товарищ», причем не имело значения, женщина это или мужчина; а в наше время - «гражданин - гражданка» - да и то, только в особых случаях (при регистрации брака, например).

Если сейчас к кому-то так обратиться, то человек может неправильно тебя понять. А поэтому и приходится обходиться понятиями типа «мужчина», «женщина», «молодой человек», «девушка». Или вовсе обращаться безлично: «Будьте добры, …», «Извините, …» и т. д.

К детям обращаться не так сложно: «мальчик», «девочка». Да и ребенку простительно, когда он обращается к незнакомым: «тетя», «дядя».

В некоторых странах, например, до сих пор сохранились некоторые обращения. В Париже - это «мадам», «месье», в Англии и Америке - «мисс», «миссис», «мистер», в Польше - «пани», «пан».

Так почему же у нас в России пропали все эти виды обращений? Ответ прост - люди перестали им соответствовать .

Стиль модерн (подарочное издание)

На разборку приехал самый старший из братьев - Шамиль. Нечестный торговец проживал с семьей и всего двумя охранниками в одном из новых свежепостроенных коттеджных поселков на Дмитровском шоссе. И того, что чеченцы не забьют как положено стрелку, а нагрянут к нему домой он не ожидал…

Торговец ожидал что отвечать, в крайнем случае, придется ему. Но отвечать пришлось всем. Деньги он согласился отдать, когда Шамиль отрезал палец маленькому сыну. Вместе с Вахой они съездили к нотариусу, в банк, торговец отдал Вахе и фирму и дом и квартиру в Москве - все. Шамиль ждал в лесу. А потом они вернулись в лес - Ваха сказал, чтобы торговец сам забрал жену и детей из леса…

Жену и детей ему конечно не отдали. Сначала ему дали лопату и заставили копать могилу для всех. Потом Шамиль изнасиловал и убил его жену. Потом бросил в могилу сына и тоже убил. Потом убил и самого торговца. Всех он убивал лопатой по голове - жаль было патронов. Сказал, что нельзя оставлять врагов живыми…

Из всего случившегося Ваха Ибрагимович тоже сделал выводы. Во-первых - что с русистами можно делать все что угодно. Этот русист, когда Шамиль бросил его жену в выкопанную им яму и бил ее острием лопаты по голове, ползал в ногах, плакал и умолял не убивать. Мужчины так себя не ведут. Так ведут себя бараны, животные, которых можно и нужно резать, если ты голоден. Во-вторых - от семьи нужно держаться на расстоянии и ни в коем случае не возвращаться в Чечню, ставшую Ичкерией. Так как живет Шамиль, Ваха жить не хотел.

В девяносто четвертом началась война. Началась она по причине нескольких мерзавцев и самым главным среди них был генерал Джохар Дудаев. Это был слабый человек, слабый по причине слабости его тейпа. Название его тейпа переводилось как "платящий дань". Его и избрали президентом только потому, что ему можно было указывать, как поступать в том или ином случае. Если бы власти пришел представитель сильного и многочисленного тейпа - то он просто уничтожил бы мужчин из других тейпов и стал бы хозяином республики. Наличие Дудаева, компромиссной фигуры, удерживало Ичкерию от кровавой братоубийственной войны…

Но постепенно, генерал Дудаев и его тейп определенную силу в республике приобрели - это не может не произойти, если представитель тейпа занимает высший пост в республике и от него многое зависит. Хуже того - Дудаев, этот советский генерал-атеист, бомбивший исламских экстремистов в Афганистане поверил в то, что ему начали говорить представители исламского духовенства, засылаемые из-за рубежа: свое то духовенство откуда взять после стольких лет атеизма. И, что самое худшее - он взял от них деньги…

Отца убили в первые дни войны, Ваха Ибрагимович так и не дознался, кто и как это сделал. На русских в те дни списывали все, чеченцы пользовались моментом, чтобы свести друг с другом счеты и свалить вину на русских. Ваха Ибагимович был уверен, что отца убили свои, люди из дудаевского или близкого к нему тейпа за то, что он предложил отрезать Дудаеву голову и отдать ее русским. А потом вместе с русскими продолжать зарабатывать деньги, как зарабатывали их раньше. Сопротивлению Ваха Ибрагимович помогал материально, иначе было нельзя - но помогал по минимуму…

Весной убили Шамиля. Шамиля убил русский снайпер при штурме больницы в Буденновске, куда он пришел вместе с отрядом Басаева. Ни одной слезинки по брату Ваха Ибрагимович не пролил, и мстить русским за брата не собирался…

Мурад выжил, более того - стал уважаемым человеком, бригадным генералом, выстроил себе в родном ауле четырехэтажный кирпичный особняк, имел до сотни рабов. С властями особо не знался, да и какая власть - у кого больше отряд тот и власть. Как и раньше, Ваха продавал в Москве бензин и наркотики, сбывал фальшивые доллары, которые присылал из Чечни брат. На все предложения приехать в родной аул, Ваха Ибрагимович отвечал отказом…

Когда началась вторая чеченская война - Ваха Ибрагимович понял - на сей раз все будет по-другому. Русские на сей раз были совсем другими и сражаться они настраивались не на шутку. Тогда то Ваха Ибрагимович и решил действовать. В Ингушетии он встретился с братом, впервые за много лет. Они встретились в чужом доме и говорили весь вечер и всю ночь, до утра. А через несколько дней они были уже в Курчалое, где держал свою ставку низложенный верховный муфтий Ичкерии Ахмад-Хаджи Кадыров. Это было его родовое село.

Тогда они оба перешли на другую сторону - и Ваха и Мурад. Принесли клятву верности Кадырову и тем кто стоял за ними - в отличие от Дудаева, семья Кадыровых входила в самый сильный тейп в республике, Беной. Рискнули, поставили на того, кто еще не был хозяином Чечни. И - не проиграли.

Ваха Ибрагимович до сих пор помнил ночную встречу с муфтием. В доме Кадыровых было темно, шумно, кто-то постоянно входил и выходил. Во дворе - полно джипов, некоторые с включенными фарами, кто-то в голос ругается, мешая чеченские слова с русскими, потому что со двора невозможно выехать. Свет в доме не зажигали - боялись снайперов. На всех лестницах, у всех дверей - люди в камуфляже, с оружием. У Басаева с Масхадовым тогда под ружьем было тридцать тысяч человек, у них - едва наскребалось три…

Барана в честь их приезда не зарезали и вообще никак не поприветствовали - не потому что неуважаемые гости, а потому, что было не до того. Среди русистов наверху как всегда оказался предатель - и Басаев знал, какие договоренности были у хозяина этого дома с русистами. У Басаева была целая армия, и сюда он не пришел чтобы отрезать хозяину дома голову только потому что знал: его тейпа боятся. Если он пойдет сюда будет большая бойня, могут даже русские с воздуха ударить. А остальные тейпы не только не пойдут с ним - они ударят ему в спину и добьют уцелевших, чтобы забрать на себя все имущество и все финансовые оттоки, идущие с Ближнего Востока и замкнутые непосредственно на него. Хотя в этом "государстве" была "армия", даже на парадах ходила - на самом деле это были озлобленные своры волков, готовые вцепиться в горло ослабевшему, раненому как только придет момент.

И с этим надо было кончать. Государство так не строят.

Ахмад Хаджи в отличие от всех остальных в доме был одет не в камуфляж, а в обычное одеяние духовного человека, он по-прежнему считал себя муфтием. По его знаку, Вахе и Мураду придвинули стулья, подали горячий чай. Ваха коротко рассказал муфтию, что привело их сюда, муфтий внимательно выслушал. Потом спросил, обращаясь к Мураду…

Твой брат сказал тебе прийти сюда?

Да - не стал кривить душой Мурад

Хорошо…

Принесли Коран, положив на него руку, оба брата принесли клятву верности Кадырову. На пятьсот бойцов у Кадыровых стало больше…

Потом, когда Мурад вышел, Ахмад Хаджи сделал знак рукой, повелевая Вахе остаться. Указал на стул напротив себя…

Чего ты хочешь?
- просто спросил он

Ваха подумал. Но думал он недолго…

Русские слабы и глупы. Они не уважают своих предков. Они не защищают друг друга, своих женщин и свою землю. Они опьяняют себя зельем, чтобы не видеть свое истинное лицо. Они скоты. Я не видел ни одного русского, которого мог бы назвать мужчиной. Их земля должна стать нашей землей. Вся земля - а не только Ичкерия. Поэтому я не хочу воевать за Ичкерию - я хочу воевать за Россию.

Ахмад Хаджи улыбнулся. Впервые за все время разговора…

Где ты живешь?

В Москве, Ахмад-муаллим*

Ахмад-Хаджи отошел к своему столу, порылся в бумагах. Вернулся с картой, включил свет…

В Москве наших слишком много. Ты должен жить здесь. И будь готов ко всему

Палец Ахмада Хаджи уперся в жирную точку на карте, подписанную как Энск

Я понял, Ахмад-муаллим - почтительно произнес Ваха

То, что не успею сделать я, доделает мой сын… - произнес Ахмад Хаджи на прощание…

Ваха Ибрагимович сделал все, как и требовалось, все как сказал Ахмад-муаллим. Он продал все, что было у него в Москве, переехал жить в Энск. Купил местный банк, начал скупать недвижимость. Открыл сеть магазинов. Вложил деньги в политическую кампанию, стал депутатом. А еще, Ваха Ибрагимович стал руководителем чеченской общины. А заодно - и всей наркомафии города. Он стал боссом всех боссов, он вкладывал нелегальные доходы в легальный бизнес, он открыл два частных охранных агентства, большинство работников которых приехали из Чечни. И как то незаметно, буквально за пару лет он подмял под себя весь город Энск…

* муаллим - учитель, уважительное обращение к мужчине

Ваха Ибрагимович Бадаев вел свои дела не из офиса в центре города, там сидели нанятые им люди, русисты, которых он нанял погонять других русистов. Ваха Ибрагимович Бадаев проводил свое рабочее время в кабинете, устроенном в задней части центрового ресторана "Погребок", одного из самых шикарных в городе. Конечно же ресторан этот принадлежал ему. Он пил кофе, который ему приносили из бара, просматривал бумаги, принимал людей, кого-то поощрял, кого то наказывал. Все как в фильмах про мафию, которые он любил смотреть - не современных, с погонями и массовой стрельбой - а тех самых, старых. Шедевров…

В кабинете, предварительно постучав, появился Рамазан, с трубкой телефона в вытянутой руке…

Ваха-муаллим, из Города* звонят…

Ваха Ибрагимович взял трубку, кивком головы отпустил своего нукера…

Я слушаю…

Ни у одного из них не было с собой ни одного сотового телефона - ни "правого", ни "левого". Все они пользовались телефонами либо купленными на один раз и зарегистрированными на "левых" людей, либо телефонами своих нукеров. Тоже левыми.

На самом деле это была "подколка". Жена у Вахи Ибрагимовича была русская, из четверых его пацанов только один был похож на чеченца, остальные - на вид типичные русские, хотя и воспитывал их Ваха Ибрагимович сам и воспитывал как чеченцев. Считается, что чеченец до тридцати лет может трахать любых баб, но как минуло тридцать - он должен вернуться в республику, найти жену-чеченку и нарожать с нею детишек для тейпа. Если он конечно настоящий мужчина. Ваха Ибрагимович жену выбрал русскую, и дети у него тоже были - наполовину русские. Тем самым он подчеркивал, что "понятиям" чеченского народа он следовать не собирается.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то