Образование пилота гражданской авиации. Старт в профессию пилота: советы абитуриентам и адреса учебных заведений. Сколько стоит научиться летать на самолете
Какая она профессия - пилот, где можно получить документ, удостоверяющий твою к ней принадлежность, что следует знать, прежде чем сделать выбор. Что же нужно для того, поднятия самолета в небо? ? Хватит ли определенного багажа знаний, который получают в летных СУЗах или ВУЗах. Эти и многие другие вопросы интересуют молодое мужское поколение.
К великому сожалению абитуриентов и авиакомпаний, все не так просто. Более того, ситуация в профессии крайне запутанная - с одной стороны, нехватка пилотов, с другой стороны выпускников не принимают на работу. Но, все по порядку.
Критерии отбора.
Образовательные учреждения такого плана в основном существуют на основе бюджетных мест, но не все желающие попадут в них. Причина в прохождении медицинского обследования, любое отклонение от нормы может стать поводом для отказа.
У будущего пилота должны быть здоровые сердце, сосуды, легкие, нормальное артериальное давление, а вестибулярный аппарат без нарушений. Во время учебного процесса, студенты, а вернее, курсанты, неоднократно будут проходить комиссию, при любой проблеме со здоровьем, с профессией можно расстаться.
Медицинский осмотр пилоты проходят не только во время обучения, но и на протяжении всей своей рабочей жизни, проходят тщательно, с предвзятостью заглядывая вперед. Наверное, по этой причине в наше время выпускается гораздо меньше представителей этой профессии, чем буквально пару десятков лет назад, это ведет к тому, что, например, за пятилетний отрезок времени, на пенсию уходят в два раза больше пилотов, относительно поступающих на службу.
Чему учат пилотов.
Жизнь студента летной профессии очень интересна и насыщенна. Для начала он знакомится с устройством самолетов различных видов. Изучает способы и возможности эксплуатации и управления судном, на профессиональном языке это называется - навигация, в объем которой входят – теория и практика способов управления воздушным средством, а так же маршрутизация - ориентирование его в оптимально выбранном пространственном пути.
Изучают конструирование самолетов и их двигателей, метеорологию, аэродинамику. Учатся оказывать первую помощь, прыгать с парашютом, осваивают навыки спасателя. А еще каждому пилоту обязательно нужно знать английский язык, для работы на международных рейсах.
Практика обычно проходит в учебно-тренировочных комплексах на специальных тренажёрах.
Что ждет выпускников.
Но, несмотря на нехватку специалистов этой профессии, не каждая компания раскрывает свои двери молодым выпускникам, а, вернее сказать и вовсе не раскроют. После выпуска из учебного заведения, где курсанты приобретают небольшое количество часов проведенных за штурвалом, следует заняться повышением своей квалификации: увеличить налет часов и получить лицензию на полеты. Чем больше часов налетает выпускник, тем в более выгодном свете он появится пред будущим работодателем
И вот здесь пилот-выпускник сталкивается с большой проблемой. Еще в прошлом столетии все это было очень легко и просто, но учебные организации, которые выдавали лицензию и помогали налетать часы, были закрыты или переданы в частное управление. Потому что, все это невероятно дорого - топливо, техника, ремонт и простой уход.
Как стать пилотом без образовательного заведения.
Как уже говорилось выше, существуют аэроклубы, предоставляющие курсы пилотирования и часы полетов, в основном коммерческие, где действует ступенчатая система обучения.
Первая ступень - по окончании вдается сертификат пилота-любителя, с которым вы можете летать, но не сможете устроиться на работу, так сказать – сам себе пилот.
Вторая ступень – пилот коммерческого характера. До получения сертификата этой ступени допускаются только при наличии сертификата предыдущей ступени. Пилот уже имеет право работать, водить легкие самолеты, отправляться в коммерческие рейсы на самолетах, у которых имеется лишь один двигатель. Таких коммерческих пилотов обычно берут в небольшие авиакомпании, для полетов на короткие расстояния.
Третья ступень – линейные пилоты. Сертификат этой категории также нельзя получить без первых двух или диплома пилота, любого учебного заведения. Линейный пилот имеет в десять раз больше летных часов, чем выпускник ВУЗа и право вождения всех самолётов, именно таких пилотов и ищут работодатели авиакомпаний. И не просто ищут, а в буквальном смысле, отслеживают и ждут.
В помощь будущим абитуриентом составлен список основных Высших и средних учебных заведений.
Очень часто мне приходят письма, содержание которых отражено в названии этой темы. Обычно пишут люди, уже состоявшиеся в жизни, имеющие профессию, заработок, но не получающие от этого всего удовольствия.
И я, наконец, решил написать краткий универсальный обзор подобных вопросов.
Первое. Возраст.
Ограничений по возрасту для поступления в летное училище в настоящее время нет. Но если у Вас уже есть образование, полученное за государственный счет, то второе образование - платное. Лайфхак - если есть полученное бесплатно высшее образование, то Вы претендуете на получение бесплатного среднего образования - в среднем летном училище, которое, как это ни удивительно, выпускает пилотов, ничем, кроме диплома от выпускников ВУЗов не отличающихся.
Возьмут ли Вас в компанию в возрасте 30+? Все зависит от факторов, действующих в конкретный момент:
От авиакомпании;
- от дефицита/избытка кадров на рынке;
- от Вашей личной подготовки.
Да, это правда - многие начальники, родом из СССР, с недоверием смотрят на "возрастного выпускника". И при прочих равных скорее возьмут помоложе. Поэтому рецепт простой - Вы должны быть на голову лучше всех остальных. Тем более, что всякие молодецкие забавы, мешающие относится к учебе серьезно, Вы, скорее всего, оставили в прошлом - это Ваше бесспорное преимущество.
Потратьте время учебы с пользой!
Второе. Здоровье.
Многие в свое время успешно "откосили" от армии и имеют соответствующие записи по этому поводу.
Это проблема. Сами ее в свое время создали, сами теперь ее и решайте. Но при прохождении первичного ВЛЭК Вы должны быть признаны годными к несению воинской службы, иначе у врачей будет о-о-очень много вопросов.
Третье. Где учиться?
Сложный вопрос....
Чаще всего в этом возрасте остается лишь вариант платного обучения. Вариантов несколько:
- Российские государственные летные училища.
Дорого, длительно, и непонятно за что платишь деньги - в случае обучения на платной основе. Плюсом является то, что многие летные начальники с радостью примут выпускника Ульяновска лишь потому, что у него есть диплом установленного образца, закрыв глаза на все пробелы в обучении. При условии, что они, конечно же, способны будут эти пробелы увидеть - ведь они тоже выпускники той самой лучшей в мире школы.
- Российские частные летные школы. Например, Челавиа. с 2016-го года благодаря заботе Росавиации это потеряло актуальность.
Да, собственно, этим примером пока можно и ограничиться - это единственное место, которое сегодня на слуху и которое более-менее дает шанс не быть вежливо посланным работодателем. Мне не доводилось иметь дело с выпускниками этой школы, поэтому я не могу судить о качестве. Но тоже не дешево.
Правда, я общался с владельцем всего этого, и мне очень понравился его энтузиазм.
Минусом является то, что многие летные начальники с недоверием относятся ко "всяким шарашкам", под которыми они понимают все, что не УВАУ, СПбГУ, СЛУ, БЛУ или ККЛУ.
- Зарубежные летные школы.
Тут вариантов много, они различаются ценой, удаленностью от России и качеством. Мне доводилось иметь дело с пилотами, обучавшимися в США и Западной Европе - эти парни, надо признать, подготовлены на порядок лучше выпускников российских ЛУ ГА.
При том, что срок получения лицензии значительно короче, чем в российских училищах. И само обучение дешевле. Казалось бы - отличный вариант...
Но, к сожалению, не все летные начальники, а так же государственные чиновники готовы признавать обучение в зарубежной летной школе как получение "специального летного образования". Скорее всего, ничего у вас не получится - я бы даже сказал, что большинство из них не готово - после Казанской катастрофы в отрасли началась самая натуральная паранойя, зачистка и охота на ведьм. Из одной крайности ("Все дозволено! Каждый может быть пилотом!") перешли в другую ("Запретить всё. На всякий случай").
В общем, вряд ли ваше Оксфордское лётное образование восхитит какую-либо авиакомпанию. Им подавай бугурусланцев, да ульяновцев!
Четвертое. Ситуация в отрасли.
"Возьмут ли меня на работу?"
Я не знаю, в каком году вы читаете эту запись - потребность меняется по синусоиде, и вполне может быть, что такого ажиотажа, как это было в 2012-м году, нет. В СМИ много пишут о дефиците кадров - это на самом деле так, но, важная ремарка - как правило, речь идет о командирах. Кандидатов на должность второго пилота всегда хватает для того, чтобы был выбор. Правда, благодаря уже вышеупомянутой заботе Росавиациии, дефицит кадров нарастает и среди вторых пилотов.
Что я могу сказать однозначно - если Вы не попробуете, то на работу Вас не возьмут однозначно.
Когда я учился (это были 90-е годы), то вообще не было никаких перспектив. В 96-м году конкурс в Бугурусланское Летное составлял 3 места на 1-го человека! Повсюду шло активное разорение летных отрядов и сокращение пилотов. Зарплата?.. Нет, о таком не слышали.
Однако, имея золотую медаль, я принял решение связать жизнь с авиацией. Через много лишений и невзгод прошел, однако, ничуть об этом не жалею.
Так что, если у Вас стоит вопрос: "Стоит ли идти, а вдруг чего?" - то в этом случае Вы все ещё недостаточно сильно мечтаете стать пилотом ГА, и не мучайте себя, меня и остальных. Возможно, оно Вам и не надо - ведь это не такая уж легкая профессия, как может показаться на первый взгляд. Вы думаете, что будете работать пилотом - в белой рубашке водить большие самолеты по синему небу, а может оказаться, что служите ездовым псом, через невзгоды и неприятности первозящим пассажиров, не всегда хороших и вежливых, из пункта А в пункт Б.
Стоит ли ради этого менять жизненный уклад, рискуя значительно потерять в привычном качестве жизни в ближайшие годы?
Решать Вам, не мне!
продолжение темы:
Профессия пилота является одной из самых романических. Поэтому все больше молодых людей интересуются, как стать летчиком.
Чтобы получить профессию мечты и выучиться с нуля, нужно быть готовым физически, обладать отличными умственными способностями и иметь устойчивую психику.
Как стать пилотом гражданской авиации в России
Стать летчиком гражданской авиации невозможно в один шаг. Эта процедура требует последовательного обучения, получения теоретических и практических знаний. Чтобы научиться летать, нужно пройти серьезную подготовку.
Сначала потребуется обучение в вузе или академии. Там студенту предоставляются теоретические знания.
Будущие летчики узнают об устройстве самолета, о правилах его эксплуатации, об авиационной медицине.
После окончания обучения студент получает свидетельство о категории коммерческого пилота. Эта категория позволяет совершать коммерческие полеты.
Таким образом, чтобы стать летчиком гражданской авиации, нужно:
- Выучиться в академии или вузе.
- Успешно сдать теоретический и практический экзамены.
- Пройти медицинскую комиссию. Нужно обладать идеальным здоровьем.
- Налетать определенное количество часов.
Первое время можно будет работать только вторым пилотом. Но с наработкой опыта возможности будут увеличиваться.
Как стать военным летчиком
Получение профессии военного летчика примерно такое же. Сначала нужно пройти уроки в специальном учебном заведении, затем получить практические навыки.
После прохождения практической подготовки студенту выдается направление в воинскую часть, где он может заключить контракт и приступить к работе.
Многие хотят управлять истребителем. Но для этого потребуется серьезное обучение. Такая работа не подойдет для лентяев.
Характеристика профессии – что делает, функции и обязанности
Профессия подразумевает управление различными видами летательных аппаратов.
Вертолеты тоже входят в это понятие. Чтобы стать вертолетчиком, тоже потребуется сертификат.
Специальность объединяет несколько позиций:
- командир;
- второй пилот;
- бортинженер;
- штурман.
Обязанности летчиков:
- пилотирование;
- посадка;
- контролирование приборов.
Также не стоит забывать, что пилот пассажирских самолетов отвечает за жизни людей.
Требования к пилотам гражданской авиации по здоровью
Здоровье летчиков, даже будущих, должно быть идеальным. Если есть военный билет, он должен быть с категорией «А».
Обратите внимание: будущего пилота могут отчислить даже во время обучения, если его здоровье ухудшится.
Также один из важных вопросов – сколько лет должно быть пилоту. По законодательству летать можно с 18 до 65 лет.
Личные качества и навыки будущих пилотов
Самые главные навыки, которыми должны обладать летчики, относятся к летательным аппаратам.
Специалисты должны знать особенности строения и технические характеристики вверенных им летательных аппаратов, а также уметь ими управлять.
Знание английского языка не обязательно, но будет плюсом. Оно открывает дополнительные возможности. С английским языком лётчик сможет работать в международных рейсах.
Не менее важны личные качества пилота:
- ответственность;
- стрессоустойчивость;
- мгновенная реакция;
- пунктуальность;
- терпеливость;
- умение анализировать;
- задатки лидера;
- усидчивость;
- решительность;
- внимательность.
Также нужно быть готовым к тому, что придется заполнять много документов.
Где готовят пилотов гражданской авиации в России
Всего в России есть 3 вуза, в которых учатся будущие пилоты:
- Университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге;
- Ульяновское Высшее авиационное училище гражданской авиации;
- Авиационный институт в Москве.
Остальные заведения, в которых обучают на пилотов, являются филиалами.
Сколько лет учиться на пилота самолета
Срок обучения зависит от учебного заведения. В вузах он составляет 5 лет.
В некоторых училищах можно обучиться за 3 года. Обучение на курсах и в специальных школах лётчиков занимает около 3 месяцев.
Однако не стоит забывать, что на этом процесс не заканчивается. Конечно можно работать в качестве любителя, но, при желании повысить категорию, нужно будет еще много учиться и практиковаться.
Как поступить на летчика – предметы и экзамены
Русский язык и математика являются обязательными предметами для сдачи после школы. Чтобы поступить на пилота, в качестве дополнительного предмета нужно сдавать физику.
Может ли девушка стать пилотом
Летное дело интересует и девушек. Однако некоторые учебные заведения принимают только лица мужского пола.
Поэтому возможность обучения в училище или вузе зависит от конкретного учебного заведения.
Если нет возможности поступить, можно начать обучение на курсах. Хотя в большинстве случаев возможность поступления девушки зависит от ее знаний и личных качеств.
Где может работать пилот самолета
Трудоустройство зависит от категории, которой обладает лётчик.
Чтобы устроиться в крупные компании, нужно получить категорию «линейный пилот». Главное правило — чем больше опыта, тем больше возможности попасть в престижную компанию, например, «Аэрофлот».
Какова зарплата пилота в России
Средняя зарплата летчика в России – около 100000 рублей в месяц. Эта цифра может доходить и до 200000 рублей.
У военных летчиков зарплата зависит от сложности полетов, а у гражданских – от престижности авиакомпании.
Карьерный рост и перспективы развития
В профессии есть хорошие возможности для карьерного роста. Однако не стоит забывать о конкуренции. Чем лучше место, тем она выше.
На одно место в престижной компании может быть до 10 претендентов. Но если пилот обладает реальным желанием и стремлением развиваться, он получит заслуженную должность.
Быть активным нужно уже во время обучения, потому что некоторые авиакомпании сотрудничают с академиями.
Выдающиеся студенты могут получить возможность пройти обучение в специальных учебных центрах за счет авиакомпании.
Стоит ли учиться на пилота самолета – плюсы и минусы профессии
Плюсы профессии:
- востребованность;
- высокая зарплата;
- возможность путешествовать и получать за это деньги;
- ранний выход на пенсию.
Минусы профессии:
- частое отсутствие дома;
- постоянные медкомиссии и отсутствие гарантии, что следующая будет пройдена;
- сильное эмоциональное напряжение.
На пилота стоит пойти учиться тем, кто реально готов к трудному обучению и постоянному совершенствованию своих навыков. Это не та профессия, в которой можно будет трудиться наполовину. Профессия летчика предполагает постоянные тестирования и проверки.
Пилот – профессионал, который управляет летательным аппаратом. На такого человека возлагается громадная ответственность: доставка груза в целости и сохранности, сохранение транспортного средства и жизни пассажиров и экипажа. Давайте узнаем, как стать пилотом гражданской авиации и, какими качествами должен обладать кандидат.
Профессия пилота обладает множеством плюсов: достойно оплачивается, имеет высокую востребованность, но при трудна в исполнении и требует серьезной подготовки. Пилоты контролируют работу сложнейших устройств, а умеют взаимодействовать с коллегами, управляющими другим воздушным судном. Если пилот растеряется или ошибется в какой-то мелочи, то это может повлечь за собой необратимые последствия.
Главными членами экипажа являются главный пилот и второй пилот, частично выполняющий обязанности первого. Второй пилот обязан заменить главного пилота в тех случаях, когда это необходимо. Кроме того, помощник обязан знать строение самолета и вместе с главным пилотом изучить маршрут до рейса.
Требования к будущим летчикам
Чаще всего места в ВУЗах – не бюджетные, то есть платные. Несмотря на это попасть туда вовсе не так просто, как кажется. Чтобы хорошо пройти медкомиссию, важны такие условия:
- Отсутствие сердечных заболеваний;
- Отсутствие болезней и отклонений легких;
- Отсутствие проблем с сосудами;
- Отсутствие гипотонии и гипертонии;
- Нормальный вестибулярный аппарат;
- Идеальное зрение (единица);
Медкомиссию проводят на каждом курсе и, если показатели здоровья падают, студента могут отчислить. Также медкомиссию организуют и после завершения обучения, перед каждым вылетом на летательном аппарате.
Так как пилот отвечает не только за свою, но и за сотни чужих жизней, он должен поддерживать здоровье на максимальном уровне, причем постоянно.
Обучение профессии летчика гражданской авиации
Будущие пилоты понимают, что их обучение начнется не с полетов на самолете, а с изучения «внутреннего мира» самолета – строения воздушных средств. Для полного изучения проводят курсы:
- прохождение способов использования воздушного транспорта;
- теоретическое и практическое управление воздушным средством;
- чтение карт и маршрутов;
- метеорология;
- аэродинамика;
- механизм двигателей;
- обучение прыжкам с парашютом;
- изучение первой помощи и базовых медицинских умений;
- изучение иностранного языка для иностранных рейсов.
Дополнительно на практике студенты упражняются на тренажерах, симулирующих реальные полеты.
После обучения не все компании принимают работников без опыта. Чтобы суметь работать в авиакомпании, нужно нарабатывать часы полетов и после получить специальную лицензию пилота. Чаще берут курсантов, практиковавших полеты хотя бы пару лет.
Наверное, не найдется таких людей, кто имел бы собственный самолет и взлетную полосу. А ведь для практики необходимо именно это!
Для таких целей существуют учебные организации, которые «напрокат» предоставляют в пользование самолеты и взлетные полосы. Конечно, стоит это недешево, ведь постройка и содержание требуют больших затрат – топливо, ремонт и уход за воздушными судами.
Как стать летчиком, не получая при этом специального образования? Не все хотят шесть лет учиться в академии гражданской авиации, а затем упражняться на тренировочных площадках. Это интересует тех, кто получил высшее образование другого профиля и желает стать пилотом «Аэрофлота» с нуля, но не имеет возможности отучиться. Специальные аэроклубы предоставляют шанс за деньги пройти обучение и приобрести лицензию (к примеру, авиационная школа «Аэрофлота»). В обучении летчиков есть несколько этапов:
- Сначала ученик получает любительский сертификат летчика, с которым можно летать (например, с родными и друзьями), но не работать;
- На втором этапе присваивается звание «пилот коммерческой организации», которое разрешает вылетать на краткие рейсы, управлять малыми самолетам с единственным двигателем;
- После завершения третьего этапа присваивают звание линейного пилота, который вправе управлять любым самолетом.
Специалисты, обученные таким способом, практикуются в два-три раза больше, чем студенты, а поэтому их чаще берут на работу сразу после обучения.
Студенты обучаются разное количество времени в зависимости от цены и уровня подготовки, а также престижности учебного заведения. В последнее время сроки обучения сокращают практически втрое и ставят цель – обучить пилота самому главному, игнорируя второстепенное. Поэтому нынешние пилоты становятся скорее операторами, чем пилотами гражданской авиации.
Стоимость обучения и зарплата пилота гражданской авиации в России
Обычно обучение в аэроклубах обычно стоит около 20-30 тыс. долларов, иногда на обучение предоставляется кредит, однако в этом случае чаще всего придется отрабатывать его в авиакомпании. Некоторые компании предлагают ускоренные курсы, подготовки, однако он стоит еще дороже 80-100 тыс.
Также существуют варианты с первичным взносом, после которого на остаток предоставляют кредит. Учитывая, сколько получает пилот гражданской авиации в России (от 200 тысяч рублей), закрыть займ получится быстро.
Лучшие российские ВУЗы
Красноярский филиал СПбГУ ГА
ВУЗ основан в 2009 году на базе Красноярского технического колледжа гражданской авиации. Студенты получают здесь среднее профильное образование по двум специальностям. Университет предлагает четыре факультета: управления воздушным движением, радиотехники, летной эксплуатации летательных аппаратов и организации воздушных перевозок.
Учеба происходит как на бюджете, так и по договору. Учащиеся практикуются на специальных тренажерах, напоминающих воздушный транспорт.
Московский авиационный институт (МАИ)
Построен в 1930 году, популярен у «технарей». Специалистов подготавливают на специальной технике – самолетах, вертолетах, ракетах, авиониках и радиолокациях. Будущие пилоты практикуются на аэродроме института гражданской авиации (единственном среди остальных учебных заведений).
Летное училище гражданской авиации в Москве имеет небольшой проходной балл (относительно других учебных заведений), а бюджетных мест представлено достаточное количество.
Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации
Построен чуть раньше Бугурусланского училища, в 1935 году. Учебное заведение готовит бакалавров со специальностью второго пилота и специалистов по эксплуатации авиалайнеров и организации полетов. Присутствует тренировочный комплекс.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Основан в 1955 году и с тех пор выпустил 50 тыс. пилотов и иных специалистов. Студенты получают квалификацию «инженер-пилот». Программа глубоко изучает навигацию и новые способы вождения самолета. Также университет предоставляет специальные тренажеры для летчиков-штурманов и диспетчеров.
Итак, как стать пилотом самолета? Эта профессия сложная и требует собранности и ответственности, поэтому управлять таким транспортом сможет только здоровый психически и физически человек – имея проблемы со здоровьем, летчиком не станешь.
Если ребенок с детства мечтает в будущем стать летчиком гражданской авиации, то он должен закаляться, развивать свою силу и выносливость, хорошо учиться, и тогда мечта станет реальностью!
Летчик - это специалист, который обладает всеми необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для управления летательными аппаратами. В качестве последних могут выступать самолеты и вертолеты. Слова «летчик» и «пилот» практически синонимичны, однако употребляются в немного разных контекстах: пилотами обычно называют тех, кто управляет гражданскими воздушными судами, а летчиками - тех, кто работает в военной отрасли. Также существует специализация летчика-испытателя, который тестирует новые воздушные транспортные средства. В любом случае, профессия относится к категории «человек-техника». Профессия подходит тем, кого интересует физика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Краткое описание: кто такой летчик?
От летчика зависит безопасность, здоровье и жизнь пассажиров и экипажа летательного аппарата (либо сохранность грузов). Это очень большая ответственность, и она редко когда возложена только на одного человека. Как правило, пилотов на судне двое, также на нем могут присутствовать командир, штурман, бортинженер. Во внештатных ситуациях летчики могут обращаться за помощью к авиадиспетчерам, находящимся на земле. Это профессия, требующая отличного физического и психологического здоровья.
Особенности профессии
Небезосновательно принято считать, что пилот - это не столько профессия, сколько призвание. Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:
- Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
- Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
- Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
- Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
- Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
- Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
- Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
- Заполнение сопроводительных документов.
- Организация работы авиационного персонала.
Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.
Плюсы и минусы профессии летчик
Плюсы
- Престижная профессия (причем высота ее статуса одинаково велика в любой точке земного шара).
- Высокий уровень доходов.
- Востребованность на рынке труда.
- Полный соцпакет.
- Как правило, ранний пенсионный возраст.
Минусы
- Большая ответственность.
- Строгие требования (как для поступления в учебные учреждения, так и для трудоустройства).
- Необходимость постоянно поддерживать свое здоровье.
- Частое отсутствие, сложности в поддержании отношений с родными и близкими.
Важные личные качества
Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.
Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление.
Обучение на летчика
Основных вариантов того, где получить профессию летчика, два: это могут быть либо ссузы, либо вузы. Так, в колледжах можно обратить внимание на специальность «Испытание летательных аппаратов» (код 24.02.03). В высших учебных заведениях, предоставляющих возможность обучения на летчика, наиболее подходящими являются специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (код 25.05.05), «Системы управления летательными аппаратами» (код 24.05.06) и «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (код 25.05.05).
Для поступления в ссуз достаточно аттестата (конкурс проводится по среднему баллу), а для учебы в вузе на летчика необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике или информатике. Обучение этой ответственной и непростой профессии, в любом случае, будет длиться не менее 5 лет (даже при поступлении в ссуз). Более того, при обучении в вузе в заочной или вечерней форме на освоение профессии пилота понадобится потратить 6 лет, а при поступлении в ссуз после 9-го класса - на 4 месяца больше.
Вузы
Курсы
Эта специализация достаточно сложна и ответственна, поэтому легких и быстрых курсов, где учиться на летчика нужно было бы всего несколько месяцев, не существует. Есть курсы, например, в летной школе «Аэрофлота»: они длятся два года и подходят только для кандидатов с высшим техническим образованием, причем крайне желательно - авиационным.
Лучшие вузы для летчиков
- СПбГУГА
- СПбГУАП
- МГТУ им. Н.Э.Баумана
Место работы
Летчики работают в государственных и частных авиакомпаниях, могут быть персональными пилотами частных воздушных судов, заниматься испытательными полетами на предприятиях, занимающихся разработкой и производством вертолетов и самолетов.
Зарплата летчика
Как правило, летчики получают высокую заработную плату даже при работе в государственных авиационных компаниях. Для еще больших доходов они могут превышать нормы по вылету в месяц, но на такие превышения действуют ограничения, и делать так постоянно не рекомендуется из-за необходимости в полноценном отдыхе.
Зарплата на 01.01.2020
Россия 30000—42300 ₽
Москва 20000—55000 ₽
Карьерный рост
Карьера летчика начинается с работы на коммерческих маршрутах, в небольших компаниях, легкой авиации. Как только он наберет хотя бы пару лет опыта и достаточно часов налета, он может устроиться в более серьезную фирму. Со временем пилот может стать главным пилотом, командиром экипажа, либо занять одну из руководящих должностей в самой авиакомпании.