Древняя цивилизация Египта. Краткая история. Древний Египет. Культура загадочной цивилизации Древняя египетская цивилизация

Гимн богу Хапи

Моля о процветании для обоих берегов, Процветай же, процветай же, Хапи, Процветай же, Дарами полей Оживляющий людей и скот. Процветай же, процветай же, Хапи, Процветай, процветай, ты, прекрасный дарами.

Северная Африка с её ничтожным количеством осадков почти непригодна для жизни, но именно здесь возникла - египетская. Основой этой цивилизации был Нил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки к Средиземному морю. Благодаря великой реке древнего Египта ещё в III тысячелетии до н. э. превратился в процветающее государство Восточного Средиземноморья и оставался таковым вплоть до римского завоевания в 30 г. до н. э.

Более десяти тысячелетий назад климат Северной Африки был менее засушливым. Кочевые племена охотников и собирателей населяли те области, которые сегодня поглотила пустыня. Долина и дельта реки Нила с болотистыми, затопляемыми землями считались коварным местом.

Проходили столетия, климат пустыни Сахары становился всё суше и ко II тысячелетию до н. э. уже почти не отличался от погодных условий XXI в. н. э. С усилением засухи и наступлением пустыни люди селились вокруг источников воды, более интенсивно используя природные ресурсы в оазисах и вблизи Нила. Здесь и состоялся их переход к земледелию в VII- V тысячелетиях до н. э.

Постепенно, с расширением пахотных земель, росло население долины и дельты Нила. К IV тысячелетию до н. э. с разными типами хозяйства и темпами развития. Они сложились в несхожих исторических и климатических зонах: меримдская - в районе дельты и бадарийская - в Верхнем Египте. Меримдская культура развивалась быстрее, контакты с другими странами были теснее, и именно в дельте Нила появились первые города. В последующих веках многочисленные города с округой (номом, как её называли древние греки) и собственными правителями (номархами) возникли по всему течению великой реки. И только примерно к 3000 г. до н. э. в бассейне Нила образовалось единое централизованное государство, включившее в себя всю долину Нила - от дельты на севере до первых порогов на юге.

Политическому единству страны благоприятствовала привязанность Египта к долине Нила. Эта долина, неизменное ядро государства, мало изменялась в своих размерах. Её прирост зависел не столько от военных успехов египетского оружия, сколько от прогресса в покорении самой реки: исконные земли Египта постепенно включили в себя долину Нила до вторых, а затем третьих и четвёртых порогов на юге. Росла страна и за счёт освоения участков пустыни на западе и востоке от русла реки. Но, так или иначе, приращения территорий были незначительны. Узкая полоска земли по берегам великой реки, зажатая пустынями, - вот «хребет» египетской . Рамки, определённые самой природой, стали основой стабильности великой державы на протяжении трёх тысячелетий. Они обусловили все особенности этой величественной цивилизации, которую по праву можно назвать цивилизацией реки.

Долина Нила

Тёплый климат этого государства и плодородная почва долины Нила предопределили . Но Нил - своенравная река. Особенностью водного режима Нила являются регулярные разливы. Паводки вызываются таянием снегов в Абиссинских горах, где находятся истоки Голубого Нила, и тропическими ливнями в районе Великих озёр Центральной Африки, откуда берёт начало Белый Нил.

Вот как древние описывали разлив Нила. В течение четырёх дней вспухает русло «Зелёного Нила», наполняясь грязью и тиной, и затем ещё 15 дней течёт «Красный Нил», полный плодородным илом. К началу августа вся земля затопляется водой, и только города и посёлки, словно острова, поднимаются из огромного, безграничного болота.

Особенности культуры и мировоззрения египтян во многом обязаны Нилу. Их картина мира, в отличие от большинства других народов, была ориентирована не на север, а на юг, к истокам реки. Календарь определяли по Нилу и звёздам. Новый год наступал в середине июля, когда вода поднималась перед паводком. Река диктовала и три времени года. Каждое из них состояло из четырёх месяцев: разлив (июль - октябрь); возрождение (ноябрь - февраль) - с полей сходила вода, и приступали к их обработке; жаркое время (март - июнь) - период сбора урожая и самого низкого уровня воды. Разлив Нила - Хапи стал богом, дарующим изобилие. С Хапи сравнивали себя фараоны и местная знать в своём богатстве и могуществе. Изображался он в виде толстяка, приносящего дары Земли богам. Ему не возводили храмов, и лишь раз в году, в начале разлива, там, где лежала древняя граница государства на юге и где река вплотную подходила к горам, устраивали праздник Хапи, приносили богу дары и воспевали его в гимнах.

Разлив был источником жизни, однако без искусственных сооружений долина Нила оставалась бы топким болотом посреди песков. Осваивать реку, т. е. копать оросительные каналы и протоки, делать насыпи, содержать в исправности ирригационные сооружения, начали с зарождением земледелия при помощи несложных орудий - мотыг и корзин для переноски земли.

Пересечённый оросительными сооружениями, Египета уже в додинастический период, в IV тысячелетии до н. э., стала страной исключительного плодородия. Слову «область» («ном») на письме соответствовал знак, изображавший Землю, поделённую оросительной сетью на четырёх-угольники.

Но усмирить реку могли только крупные коллективы людей - отдельным общинам это было не под силу Покорение Нила стало первопричиной зарождения государства в долине.

Еги́пет (араб. مصر‎‎ Миср/Miṣr , масри مصر Маср/Maṣr [ˈmɑsˤɾ]), официальное название Ара́бская Респу́блика Еги́пет.

Современный Египет - это одна из стран третьего мира. Бытует мнение, что такие страны в современном мировом распределении труда не играют практически никакой роли. Считается, что такие страны служат сырьевым придатком для развитых государств, а также они являются поставщиком дешевой рабочей силы. Так же Египет известен, как один из наиболее популярных туристических центров. Отсталые страны третьего мира: Египет, Израиль, Таиланд - делают ставку на туризм, как возможный локомотив для собственных экономик

Древний Египет (от Айгюптос др.-греч. Αἰγυπτος, лат. Aegyptus) древнейшее самоназвание: Кемет, Кеми, Хеми (егип. kmt, др.-греч. Χἑμ[μ]ις,-ιδος, копт. κὴμε) — одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила, где сегодня располагается современное государство Египет. Создание цивилизации относится к концу 4-го тысячелетия до н. э. — времени политического объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью первых фараонов. Её развитие продолжалось в течение следующих трёх тысячелетий, в которых несколько устойчивых царств чередовались с периодами относительной нестабильности, известными как переходные периоды. Своего высшего расцвета Древний Египет достиг во времена Нового царства, после которого начался постепенный закат. В этот поздний период ряд держав последовательно завоевывали Египет. В итоге правление фараонов официально закончилось в 30 г. до н. э., когда ранняя Римская империя захватила Египет, сделав его своей провинцией.

В числе достижений древних египтян были горнодобывающее дело, полевая геодезия и строительная техника, использовавшиеся в сооружении монументальных пирамид, храмов и обелисков; математика, практическая медицина, ирригация, сельское хозяйство, кораблестроение, египетский фаянс, технология производства стекла, новые формы в литературе и самый древний известный мирный договор. Египет оставил долговечное наследие. Его искусство и архитектура широко копировались, а его древности вывозились во все уголки мира. Его монументальные руины вдохновляли воображение путешественников и писателей в течение многих столетий. Новый интерес к древностям и археологическим раскопкам в XIX веке привел к научному исследованию египетской цивилизации и большему пониманию её культурного наследия для мировой цивилизации.

Часто цитируемая фраза о том, что Египет — это дар Нила, верна, но не в меньшей степени древнее государство было созданием фараонов. Происхождение этого института восходит к доисторическому периоду, когда североафриканские кочевники зависели от дождя, делавшего плодородными пастбища, и в жизни племен жизненно важную роль играли те, кто умел их вызывать. Самые ранние фараоны изображались в виде пасторальных вождей с посохом и звериной шкурой на спине, которая позже стала их церемониальной одеждой.

В самом начале истории Египта фараонов их функции уже определились; об этом можно судить по рисункам на головке булавы и церемониальной дощечке, которые нашли в Иеранкополе. На последней изображен фараон скорпион, выполняющий ритуал очистки каналов после разлива и распространяющий плодородие по полям. Доисторические заклинатели дождя, которые поддерживали племя, урожаи и животных в добром здравии, магически управляя погодой, превратились в фараонов, способных поддерживать всю нацию, командуя разливами Нила. С этого момента фараоны и Нил имели между собой неразрывную связь. Даже Эхнатона, с его единым богом солнцем, называли «Нилом, всегда текущим и дающим жизнь Египту». В некоторых случаях правитель выступал в качестве лозоискателя в случае, если нужно было вырыть колодец в пустыне. Рамсес II, по общему мнению, имел особую власть над природой даже в дальних землях хеттов, где мог заставить политься дождь или приберечь его для своих пастбищ. Эта власть над водой (а дождь есть небесный Нил, созданный благодетельным богом для тех малых народов, что не живут у его берегов), как считалось, не прекращалась со смертью фараона, а переходила к Осирису, с которым он сливался.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что дощечка фараона Нармера — самый важный памятник такого рода, найденный на территории Египта. В нем выражена суть института фараонов, его символы, догматы и искусство. Имя правителя изображено внутри дворцового здания и окружено головами Хатор с головой коровы и лицом женщины, что выражает сущность неба как матери человеческого рода. Там же изображен бог неба Гор, воплощением которого является фараон.

"Последний великий фараон". Фараон Рамсес II шестьдесят семь лет правил Египтом. Время его длительного правления по праву считается одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации. Но даже легендарный фараон не смог предотвратить закат золотого века империи.

  • 1279 до н. э.—1213 до н. э. — царствование Рамсеса II.
  • 670 г. до н. э. — завоевание Египта ассирийским царём Асархаддоном.
  • 655 г. до н. э. — изгнание ассирийцев Псамметихом I и основание им последнего самостоятельного египетского царства со столицей в Саисе.
  • 525 г. до н. э. — завоевание Египта персидским царём Камбизом II.
  • 332 г. до н. э. — завоевание Египта Александром Македонским. Основана Александрия.
  • 305 г. до н. э. — 30 г. до н. э. — греческая династия Птолемеев в Египте
  • 30 до н. э.—395 — Египет в составе Древнего Рима.
  • I век — распространение христианства.
  • 395—645 — Египет в составе Византии.
  • 451 — формирование национальной коптской (египетской) церкви.
  • 645—1171 — Египет в составе Арабского халифата. Распространение ислама. Арабизация Египта.

Одним из древнейших очагов цивилизации стал северо-восточный регион Африканского континента, где в конце IV - начале III тыс. до н.э. сложилось государство древних египтян. Климат страны таков, что на большей части ее территории Нил является единственным источником жизни. Растительность Египта в исторический период была не слишком разнообразна. Так как при ограниченности орошаемой земли использовался каждый ее участок, пригодный для выращивания культурных растений, для дикорастущих почти не оставалось места. Отсутствие дерева восполнялось камнем и глиной, широко применявшихся при строительных работах. На территории Египта встречались богатейшие залежи известняка, гранита, алебастра, шифера и других минералов. Запасы золота и меди были незначительны.

В основе создания непрерывного хозяйственного жизненного цикла лежал процесс ирригации. Поэтому государственная структура возникла как форма обеспечения ирригации в масштабах Нома. Ирригационная экономика - самый ранний пример командно - распределительной системы. Поскольку ручные земляные работы были исключительно трудоемкими, а материальные стимулы в условиях натурального хозяйства не действовали, управление этими работами должно было быть не только централизованным, но и обожествленным . Поэтому в управлении хозяйством большую роль отводили религии и жрецам. В социальной пирамиде жрец (или носитель знания, идеолог) занимал ведущее место. Государство являлось верховным собственником всех орошаемых земель. Крестьянские общины имели право наследственного пользования за натуроплату, размер которой устанавливался по биологическому урожаю, т.е. определялся до жатвы чиновниками. Непосредственным производителем в ирригационных системах был крестьянин, юридически свободный, но обязанный государству трудовой провинностью. Производственный труд рабов не мог применяться, т.к. существовал избыток трудовых ресурсов.

Религия в Древнем Египте сформировалась из многочисленных местных культов. С политическим выдвижением того или другого нома на авансцену истории выходило и божество этого города. Особенностями религиозных воззрений египтян являются одновременное существование антропо- и зооморфных божеств, а также синкретизм, допускавший объединение двух и более богов и перенесение качеств и свойств одного на другого. Религиозные культы египтян от возникновения до своего исчезновения тесно переплетались с магией. В пантеон наиболее известных египетских богов входят: Анубис, Бастет, Исида, Манту, Мин, Нефертум, Осирис, Себек, Сет, Сохнет, Тот, Хатор, Хнум, Хор и многие другие. Следует отметить важность заупокойного культа древних египтян, нашедшего выражение в строительстве погребальных комплексов (мастаб, пирамид и гробниц) и мумификации тел.


В Древнем Египте считалось, что мир представляет собой хаос , первозданную пучину вод - Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Первым богом было солнце. Существовали представления, согласно которым небо - это водная поверхность, небесный Нил, по которому днём солнце обтекает землю. Под землёй тоже есть Нил, по нему солнце плывёт ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других - Акер. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных. Плодородием полей ведала богиня Рененутет, почитавшаяся в образе змеи. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. Для развитого египетского общества характерен и другой миф, в котором говорится, что люди произошли из тела бога-творца как точное его подобие. Для них он сотворил из хаоса небо и землю, для дыхания - воздух, для пропитания - животных, птиц и рыб.

Египетский язык относится к египетской ветви афроазийской языковой семье. Язык древних египтян характеризуется стремлением к конкретизации абстрактных понятий, четким порядком слов в предложении, отсутствием средств для передачи динамического действия и богатством словарного запаса. Египет дал миру одну из наиболее ранних и разработанных систем письменности, сочетающей идеографическую и звуковую передачи информации. Особенностью египетской письменности является игнорирование гласных звуков. Среди античных мыслителей, уделявших внимание афов, более всех продвинулся Хораполлон, живший во второй половине V в. В своем труде "Иероглифика» он высказал предположение, что с помощью иероглифов существовала передача слов и понятий, причем каждому знаку приписывался свой собственный смысл. Эта теория египетской письменности оставалась господствующей вплоть до XVIII в.

Важнейшим событием в истории дешифровки египетской письменности стала находка Розеттского камня в 1799 г., изучением которого занимались: француз Сильвестер де Саси, швед Марсель Окерблад, англичанин Томас Юнг. Впоследствии к ним присоединился Жан Франсуа Шампольон , которому удалось разгадать загадку египетского письма. Его метод дешифрации основывался на сравнительном анализе знаков греческой, иероглифической и демотической письменностей, а также письменности коптов и других народностей.

На основе исследований многих ученых было обнаружено, что в основе Египетского канона лежит принцип Золотого сечения. Термин "Золотое сечение" - ввел Леонардо да Винчи - "sectio auerea". Золотое сечение отрезка АВ геометрически можно получить, если из вершины Д на диагонали АД отмерить отрезок, равный катету ДВ, и затем из вершины А радиусом, равным расстоянию до засечки на гипотенузе, отмерить отрезок на стороне АВ. Полученные отрезки АС и СВ разделят сторону АВ в пропорции Золотого сечения. В основе древнеегипетского канона лежит геометрическая модель солнечного календаря. На основе геометрических построений определялось, когда выходить замуж, как строить жилище, где делать окна, двери и т.д.

Было установлено, что великие пирамиды на плато Гиза были построены при использовании пропорций древнеегипетского канона, но только в более сложной интерпретации.

Зарождение и развитие астрономии связаны с практической необходимостью создания простейшего сельскохозяйственного календаря. С течением времени в Египте сложились и одновременно существовали несколько систем летосчисления. Все они базировались на наблюдении движения небесных светил и ключевых событиях в жизни египетского общества. Другим важнейшим достижением египтян стало их умение считать и определять время. Сохранились специальные приборы и таблицы с расчетами, в основу которых легли многочисленные наблюдения за небесным сводом и знание физических свойств некоторых материалов. Следует также отметить тесную связь древнеегипетской астрономии с астрологией.

Все известные "математические" тексты египтян в общем однотипны: как правило, дается условие задачи и ответ, но способ решения не приводится. Параллельно со становлением письменности проходил процесс формирования древнеегипетской системы счета, сочетающей двоичные и десятеричные способы передачи числовых значений.

Развитие и широкое распространение "математики" в Древнем Египте связано со складыванием огромного чиновничьего аппарата. Ежедневная необходимость разнообразных расчетов требовала от служащих простейших арифметических навыков и знания системы мер длины, массы, объема и площади. Помимо целых чисел, египтяне использовали в своих вычислениях дроби.

Свидетельством высокого уровня математических знаний египтян служат и дошедшие до настоящего времени пирамиды, храмы, а также сообщения о сооружении огромных искусственных водоемов.

Математическое наследие Древнего Египта в течение долгого времени оказывало сильное влияние на развитие научной теоретической мысли ряда других стран.

Высокой репутацией в Древнем мире пользовалась египетская медицина. Медицинские папирусы написаны по тому же типу, что и математические: практические руководства для лекарей и никакой теории. Сохранилось всего 10 папирусов, содержащих медицинские руководства. Они называются по имени их владельцев (Эдвин Смит, Херет, Честер-Битти, Калберг и др.) или по месту находки (Кахунский, Рамесумский и др.).Самый древний из перечисленных папирусов - Кахунский, датируемый 1850 г. до н.э. По имеющимся данным в Египте делали хирургические операции типа ампутаций, трепанации черепа. Физиология также была известна египтянам: они знали о связях частей тела с внутренними органами и о наличие в организме третьей системы - регулирующей. В Египте существовали сложные и до конца еще неизученные процессы бальзамирования и мумификации.

Носителями магического знания были египетские жрецы. Магия существовала в двух формах: открытое (для всех) и закрытое (магическое). Основные средства, которые использовали египтяне для совершения магических действий, были: магические камни, амулеты, формулы, изображения и заклинания, церемонии, "ушебти". Среди амулетов следует отметить "сердце". Сердце считалось не только вместилищем жизненной силы, но и источником хороших и плохих мыслей и даже олицетворением совести. Самый известный амулет - Скарабей - связан с сердцем.

Экономика Древнего Египта была основана на растениеводстве. Технология земледелия полностью зависела от гидрорежима, поэтому главным условием производства сельскохозяйственных культур было искусственное регулирование воды рек при помощи дамб, каналов, плотин для гидромелиорации. Это обеспечивало высокие урожаи злаков, овощей, фруктов. Как следствие развивались гидротехника, строительство, архитектура. Особое влияние на строительство и архитектуру оказывали религия египтян, их представление о загробной жизни, о мироздании.

Об уровне развития техники и технологии в Египте можно судить по многочисленным текстам и рисункам на папирусах, рельефам на стенах гробниц, саркофагов, храмов, мастаб, пирамид и т.д. Хозяйственная жизнь Древнего Египта представляется весьма обширной и многоплановой.

До настоящего времени существует несколько "технологических" тайн Египта: долговечность красок; негорючий папирус с асбестовым покрытием, бальзамирование и конечно египетские пирамиды. Наибольшее сосредоточие пирамид находится на левом берегу Нила в Саккаре, Гизе, Дашуре, Абусире. Ученые насчитывают всего около 80 пирамид. По форме пирамиды классифицируют на: ступенчатые, классические, пирамиды с ломанными гранями и пирамиды в форме саркофагов.Существует несколько версий относительно назначения пирамид: памятник утверждения власти и силы, заупокойный ансамбль, ритуальный комплекс, место хранения (сохранения) ценностей и др.

История мировых цивилизаций Фортунатов Владимир Валентинович

§ 2. Древнеегипетская цивилизация

Древнеегипетская цивилизация сложилась в Северо-Восточной Африке в долине реки Нил. Благодаря периодическим разливам этой великой реки в узкой долине шириной от 4 до 30 км сложились отличные условия для земледелия.

Инновации. Орошаемое земледелие

Вся жизнь была связана с Нилом. В сезон паводка, с середины июля до середины ноября поля были заполнены водой, сельскохозяйственные работы останавливались. Население привлекалось на общественные работы, занималось ремеслами. После отступления паводка поля вспахивались, засевались, поливались и пропалывались от сорняков. Урожай собирали в марте -апреле серпами с кремневыми лезвиями. Одновременно происходил сбор налогов. С середины марта до середины июля ирригационные системы ремонтировали. По собранным колосьям гоняли скот, чтобы отделить зерно от мякины. После молотьбы зерно провеивали и складывали в специальные зернохранилища. Солому использовали для корма скоту. Египтяне разводили коров, свиней, овец, коз, гусей, уток, голубей, а также пчел. Рыбу ловили ловушками, на крючок, сетью или били острогой. Рацион египтян был достаточно разнообразен, включал пиво, появившееся в глубокой древности.

Наряду с Нилом, еще одним богатством Египта был камень. В пустынных нагорьях египтяне добывали кремень, необходимый для изготовления древнейших орудий и разных видов оружия. Добывались известняк, песчаник, гранит, диорит, базальт, порфир, серпентин, оникс. Различные виды камня использовались египтянами как для строительных работ, так и для изготовления статуй, сосудов и других предметов. Это обусловило развитие камнедобывающего ремесла. Металлы вывозили из Аравийской пустыни, с Синайского полуострова, с острова Кипр, золото – из Нубии. Необходимость доставки в Египет различных видов иноземного сырья определила направления древнейших торговых путей. Самой важной торговой магистралью был сам Нил. Торговая дорога шла также из северо-восточной части дельты Нила через Синай и Палестину в Сирию. Из долины Нила на запад шли дороги в оазисы. На восток по руслам высохших протоков проходили дороги к побережью Красного моря.

Инновации. Торговля

В 3-2-м тысячелетиях до н. э., в эпоху Древнего и Среднего Царств египетская торговля распространилась до областей северной Сирии. Многочисленные египетские изделия были обнаружены при раскопках города Библ. В Сирии существовало немало форпостов египетской торговли. Отсюда в Египет вывозили минералы, соль, растения, дерево, кожу, птиц, в частности голубей. Установились торговые связи Египта с Вавилонией. После завоевательных походов в Нубию и на Синай золотые и медные рудники, находившиеся на этих территориях, оказались под контролем Египта.

В эпоху Нового царства (со второй половины 2-го тысячелетия до н. э.) торговля Египта с соседними странами все больше расширялась. Из Сирии египтяне вывозили зерно, скот, вино, мед, изделия сирийского ремесла. Через Сирию египетские торговцы везли товары из Хеттского государства, с островов Эгейского моря, из Месопотамии. Многочисленные товары отправлялись из Сирии караванами по суше или морским путем, т. к. Египет располагал морским флотом. Из Ливана в большом количестве вывозился строевой лес. Поскольку синайские медные рудники постепенно истощались, большое значение приобретали богатые медные месторождения острова Кипр. На Кипр египтяне вывозили серебро и драгоценные изделия художественного ремесла. Египетские фараоны договаривались с кипрскими царями о совместной борьбе с морскими пиратами, старались поддерживать друг с другом мирные торговые отношения. Из государства Митанни, расположенного в северо-западной части Двуречья, египтяне получали бронзу, лазурит, ткани, одежды, масло, колесницы, лошадей и рабов. Из Вавилона вывозились серебро и драгоценные изделия, украшенные золотом и слоновой костью. Были установлены торговые отношения с Ассирией, откуда в Египет поставляли колесницы, лошадей и лазурит. В Переднюю Азию, на острова Эгейского моря египтяне вывозили золото в слитках и изделиях, каменные сосуды, слоновую кость, ткани и одежды.

Во внешнеэкономической политике фараонов сохранили свое значение военно-торговые экспедиции и войны. Так, в правление царицы Хатшепсут (1525–1503 гг. до н. э.) была отправлена крупная экспедиция в южном направлении, в страну Пунт, населенную типично негроидными племенами. Парусио-весельные корабли вернулись, нагруженные ценными породами дерева, слоновой костью, серебром и золотом, мирровой смолой, ладаном, притираниями для глаз, павианами, мартышками, собаками, шкурами диких зверей, туземцами и их детьми. Завоевательные походы приносили неисчислимые богатства. Не всегда они заканчивались собственно завоеванием. Зачастую дело ограничивалось данью. Устанавливались династические и дипломатические отношения, подписывались разного рода соглашения. Египет, превратившись в богатейшую страну Древнего Востока, сам становился объектом экспансии со стороны соседних государств, которым удавалось в силу разных причин создать более мощные вооруженные силы.

Инновации. Корабль

Когда многоводный Нил выходил из берегов, затапливая почти весь Египет, связь между поселениями обеспечивалась с помощью лодок. Речное судоходство в Египте зародилось около 5-го тысячелетия до н. э., когда появились барки из папируса. Ранние египетские барки представляли собой ладью в форме серпа, связанную из пучков папируса. Нос и корма были изогнуты. Корабль был легким, но прочным. Его корпус туго стягивали тросы. Позже в кораблестроении стал применяться ливанский кедр, обладавший высокой прочностью. Со временем стали строиться довольно крупные суда, которые передвигались за счет гребцов. Трехъярусные барки (триремы) считались долгое время лучшим видом боевого корабля. Весла разной длины, за которыми сидели рабы, располагались в шахматном порядке. Строились суда и с большим числом ярусов. В 40 ярусов располагались весла на корабле египетского фараона Птолемея Филопатра. Корабль фараона Птолемея IV имел в длину 122 м, в ширину – 15 м. Его команда составляла 4 тыс. человек.

Установленный правителями порядок жизни для большинства населения, которое составляли свободные крестьяне-общинники, сохранялся многие столетия. Политическая жизнь страны зависела от амбиций фараонов, правителей крупных объединений родовых общин (номов) – номархов, крупных землевладельцев, жрецов, чиновников. Историю Египта принято делить на Древнее, Среднее, Новое Царства, существовавшие в 3-2-м тысячелетиях до н. э… В 1-м тысячелетии до н. э.

Египет становится ареной борьбы могущественных империй. Время от времени восстанавливалось правление местных династий. В 30 г. до н. э. после смерти знаменитой Клеопатры Египет стал провинцией Римской империи.

Не будет преувеличением утверждать, что достижения древних египтян в самых разных сферах жизни имели фундаментальное значение для мирового цивилизационного развития.

Во взаимоотношениях с природой египтяне проявляли почтение, разумность и изобретательность. Орошаемое земледелие, продуктивное животноводство, добыча золота, строительных материалов влекли за собой развитие многоотраслевой экономики и торговли.

Инновации. Строительство. Пирамиды

Свидетельством выдающихся достижений материального производства стало строительство пирамид – огромных каменных гробниц, которые еще при жизни возводились для фараонов. Возле пирамид из камней или кирпича строились мастабы (гробницы) для вельмож, богатых и знатных людей. Самой крупной из примерно 70 пирамид, сохранившихся до наших дней, является пирамида Хеопса (Хуфу). Ее высота – 146,5 м, каждая сторона в основании – 230 м. (Отметим для сравнения, что высота Петропавловского собора составляет 122 м, а Останкинской телебашни – 360 м.) На ее сооружение пошло 2300 тыс. каменных блоков весом по две тонны каждый. Строительство велось 20 лет, в нем принимало участие 100 тыс. человек, сменявшихся каждые три месяца . Внутри пирамид укрывали усыпальницы фараонов, большинство которых было все же разграблено. (Некоторые авторы утверждают, что на самом деле строительство египетских монументальных сооружений велось сравнительно небольшими специализированными артелями с помощью сложных блоков, рычагов и т. д. От этих артелей каменщиков ведут родословную масонства – «вольных каменщиков».)

Египтяне немало сделали в области естествознания. У них существовала десятичная система счисления. Они умели вычислять площадь треугольника, трапеции и круга. На основе наблюдения за небесными светилами ими был составлен календарь, согласно которому год делился на 12 месяцев и на 365 дней. Многие достижения древнеегипетской цивилизации в сфере «Человек и Природа» получили широчайшее распространение во всем Древнем мире.

Древний Египет стал местом, где впервые сложились политические, социальные и экономические институты, ставшие обычными во многих странах.

В конце 4-го тысячелетия до н. э. правителю Верхнего Египта Менесу (или Мине) удалось завоевать Нижний Египет, стать первым царем (фараоном) и передать наследственную власть своему сыну. Так было положено начало государственной власти, возможно, впервые в мировой истории. Помощником фараона был визирь, которому подчинялись начальники отдельных «домов» (хлебного, золотого, счета быков и т. д.), т. е. управлений отдельными областями жизни страны. Особый слой общества составили писцы, едва ли не самые древние «чиновники». В «Поучении Дуауфа» отец наставляет сына на путь истинный: «Смотри, нет такой работы, где бы не было надсмотрщика, за исключением работы писца, ибо писец сам надсмотрщик… ты будешь посылать многих, если будешь слушать слова старших… нет писца, лишенного пропитания от достояния царского дома. Богиня рождения дает обилие писцу, его ставят во главе суда. Благодарят бога его отец и мать – он направлен на путь жизни».

В экономической области были опробованы разнообразные формы собственности: царская, жреческая, крупной знати, общинная и личная. Использовались разнообразные налоги, займы, кредит, аренда, залог и другие формы экономических отношений между людьми. В ходе завоевательных походов пленных перестали убивать и обращали в рабов. Эти «живые убитые» были заняты главным образом в царском, храмовом и других крупных хозяйствах. Естественно, что государственная власть в Египте опиралась на армию, которая состояла из пехотинцев, вооруженных луками, стрелами и копьями, и конницы, которая сражалась на боевых колесницах. Наряду с сухопутным войском имелся парусный и весельный флот. Египетская семья была патриархальной с абсолютной властью отца, главы семьи.

Имена. Рамсес II Великий

Рамсес II Великий (1301–1235 гг. до н. э.). Царь Египта (XIX династия). Один из наиболее известных царей в истории Египта. В самом начале своего правления был занят борьбой с хеттами. В конце концов страх перед разрушениями положил конец конфликтам, и между обеими сторонами воцарился мир. Рамсес II укрепил связи с хеттами, женившись на дочери хеттского царя. Рамсес построил большое количество крепостей, храмов и памятников, включая храм в честь отца Сети I в Луксоре, колоннаду в Карнаке, два храма, высеченных в скалах Абу-Симбела, и храм Осириса в Абидосе . У Рамсеса II было более ста сыновей.

Считается, что Рамсес II правил 67лет. Но самым долгим в мировой истории было царствование Хеопса II. Его пребывание на престоле началось в 2281 г. до н. э., когда ему было 6 лет, и продолжалось 94 года. В России «рекордсменом» по длительности правления является Иван IV Грозный (51 год), который был объявлен великим князем московским в возрасте 3 лет (родился в 1530 г.), венчан на царство в 1547 г. и умер в 1584 г.

Древние египтяне большое значение придавали жизни после смерти. Смерть они рассматривали как переход к иной, лучшей жизни. Для сохранения трех душ человека – ка, ба и ах– считалось необходимым сохранять тела умерших (в додинастическую эпоху тела хоронили в неглубоких ямах, что позволяло им сохраняться в горячем песке и тем самым избегать тлена; с середины 2-го тыс. до н. э., в эпоху Нового царства, была разработана методика бальзамирования). Считалось, что после смерти умерший с помощью старика-перевозчика перебирался через Реку мертвых, проходил через двенадцать врат, преодолевал Огненное озеро. Затем 42 судьи читали список грехов, и умерший должен был клясться в том, что он их не совершал. (Очень похоже на проверку с помощью полиграфа – «детектора лжи».) В Зале Суда Осириса сердце умершего взвешивалось на весах, оно не должно было перевесить Перо – символ богини истины. Прошедший испытания становился жителем Иного мира, или Царства Запада. Грешников отдавали на растерзание чудовищу.

У древних египтян было свыше 2000 богов и богинь, но культ большинства из них имел местное значение. Фараон Аменхотеп IV (1364–1347, правил 1351–1334 гг. до н. э.) пытался осуществить религиозную реформу, одну из первых в мире. В стране отменялось почитание всех прежних богов и закрывались их храмы. Вводилось единобожие, поклонение богу солнца – Атону. Началось строительство новых храмов, была заложена новая столица, а сам фараон принял имя Эхнатон, что означало «Угодный Атону». Данная модель реформирования общества впоследствии многократно воспроизводилась, нередко с тем же результатом, т. к. после смерти Эхнатона реформа сошла на нет, а влияние прежнего жречества усилилось, должность верховного жреца стала передаваться по наследству.

Египетская мифология отражала благодарность людей за используемые ими блага, стремление получить покровительство высших сил во всех видах деятельности. Так, например, Тауэрт, богиня в облике самки гиппопотама (бегемота), считалась покровительницей беременных женщин и новорожденных детей. Ключевое положение занимали бог солнца Ра, создатель мира Амон, боги плодородия Осирис и Исида. История о смерти и воскрешении Осириса олицетворяла собой жизнь зернышка, которое хоронят в земле. А оно возрождается в виде нового растения.

Мужчина и женщина в истории цивилизаций

В древнеегипетской мифологии сожительство богов считалось источником жизни и существования мира (мифы о сотворении мира), поэтому относительно секса существовала большая терпимость. Мужчина играл главную роль. Семья была моногамной, но фараоны и аристократы имели много жен. Мужчина имел право на развод, многоженство. У женщин таких прав не было. За супружескую измену предусматривалось наказание вплоть до смертной казни. В брак женщины вступали в возрасте 12–14 лет, мужчины – в 15–17 лет. Фараоны и аристократы, следуя примеру Исиды, вышедшей за своего брата Осириса, часто вступали в кровосмесительные связи (браки). В силу этого династии фараонов быстро вырождались и прекращали существование.

Гомосексуализм считался неприличным. Рабам, военнопленным часто отрезали половые органы, что означало утрату статуса, мужской позиции. По надгробным рисункам установлено, что в Египте имели место случаи содомии, трансвестизма, орализма, анализма, зоофилии, а также проституции, связанной с культом плодородия, и сакральной (храмовой) проституции (культ Исиды). Большое значение придавалось девственности и ритуальной дефлорации, которая рассматривалась как жертва, приносимая богам.

Древнеегипетская мифология является выдающимся явлением мировой культуры. Она отразила богатый духовный мир египетского общества, сложную систему философских, этических и эстетических взглядов, представлений о происхождении мира и человека. Мифологические персонажи, правители – любимцы богов стали героями произведений литературы, изобразительного искусства. Достижения древнеегипетской цивилизации были настолько органично впитаны другими цивилизациями, а сама она настолько прочно забыта, что дешифровка египетских иероглифов Франсуа Шампольоном в 1822 г. фактически обусловила «второе рождение» Древнего Египта.

Имена. Клеопатра

Клеопатра (родилась в 69 г. умерла в 30 г. до н. э.) – последняя царица Египта из династии Птолемеев. После смерти отца Клеопатра и ее младший брат Птолемей XII по обычаю египетских царей должны были вступить в брак и править вдвоем. Кровнородственные браки египетских правителей были причиной быстрого вырождения и смены династий фараонов в Египте. Но умная и образованная Клеопатра (она знала около 10 языков) с 51 г. до н. э. полностью завладела престолом. Гай Юлий Цезарь поддержал Клеопатру, ставшую его любовницей, в борьбе со сторонниками Птолемея XII.

После гибели Цезаря Клеопатра стала женой Марка Антония, который начал раздавать ее детям земли из так называемых Восточных провинций Римского государства. Сенат под влиянием Октавиана, внучатого племянника Юлия Цезаря и впоследствии первого римского императора, объявил войну Египту. У мыса Акция флот Клеопатры и Марка Антония потерпел поражение. После вступления римских войск в Египет Клеопатра покончила жизнь самоубийством .

Образ Клеопатры широко отражен в литературе и изобразительном искусстве, а также в кинематографе.

Метаморфозы, похожие на судьбу Древнего Египта, происходили и с другими древними цивилизациями, которые «открылись» человечеству в результате научных изысканий XIX–XX вв.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

33. Цивилизация II–IV вв Древние историки охотно и подробно описывали события им известные, причем их осведомленность была довольно велика. Но если событий не было, то они и не писали. Так, о появлении хуннов в Прикаспийских степях упомянули два видных географа, а потом -

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ Египтяне вели летоисчисление по годам правлений царей, что дает «относительную хронологию» (неполную и не вполне точную). Ее главные источники: так называемые «царские списки», Туринский царский канон (иератический папирус XIII в. до н. э.,

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 2. Древнеегипетская цивилизация Древнеегипетская цивилизация сложилась в Северо-Восточной Африке в долине реки Нил. Благодаря периодическим разливам этой великой реки в узкой долине шириной от 4 до 30 км сложились отличные условия для земледелия. Инновации.

Из книги Всемирная история в сплетнях автора Баганова Мария

Древнеегипетская Золушка, или Легенда о гетере Родопис Звали ту легендарную гетеру Родопис. По рассказу Геродота, она была рабыней какого-то человека с острова Самос. Хозяин привез ее в Египет для занятий ее «ремеслом», то есть проституцией. Один из клиентов - брат

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

«ЦИВИЛИЗАЦИЯ» РОССИИ Важным этапом выработки нового содержания понятия «цивилизация» стала развернувшаяся во Франции в 1760-х годах дискуссия о путях развития России. Вольтер в «Истории Российской империи» доказывал, что Петр I титаническим усилием воли вырвал свою

Из книги История мировой культуры в художественных памятниках автора Борзова Елена Петровна

Древнеегипетская культура Пирамида Хеопса. Египет (ок. XXVIII в. до н.э.)Пирамида Хеопса. Египет (около XXVIII в. до н.э., Древнее царство)Пирамиды – это единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до нашего времени. Простота и ясность формы пирамиды выводит ее из

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Цивилизация Ифе В первой четверти XIX в. англичанам Хью Клаппертону и братьям Лендерам удалось добраться во внутренние области Нигерии, страну многочисленного народа йоруба. Ценою собственных жизней они исследовали ранее не доступные районы Африканского континента и

Из книги Древний Восток автора

Древнеегипетская религия и культура в эпоху Нового царства Начало Нового царства было ознаменовано чрезвычайно существенным скачком в представлениях египтян о загробном мире, что было подготовлено их развитием еще с I Переходного периода. Если в эпоху Древнего царства

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Древнеегипетская религия и христианство Совсем не случайно древнеегипетская религия пошла на спад как раз в то время, когда начался расцвет христианства. Оно быстро распространялось по всей стране, и египтяне сравнительно легко принимали новую веру, так как, на их

автора Немировский Александр Аркадьевич

Глава IV Поздний Египет (I тыс. до и. э.). Древнеегипетская культура Начало III Переходного периода С распадом единого государства эпохи Нового царства Египет вступает в III Переходный период (1075–656 гг. до н. э.), на протяжении которого он остается либо сильно

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Древнеегипетская письменность Письменность в Древнем Египте возникла во второй половине IV тыс. до н. э., как и повсюду на Древнем Востоке, из потребности общества, усложнившегося на этапе образования государства, фиксировать информацию, которая уже не умещалась просто в

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Древнеегипетская литература Особенности общественного развития Египта в III тыс. до н. э. уже говорилось, что прежде всего преобладание в восприятии египтян колоссальной фигуры сакрального правителя подавило развитие такой, казалось бы, обязательной для всех народов на

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индская цивилизация Еще с VII тыс. до н. э. в долине великих рек Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство, а в III тыс. до н. э. местные дравиды создают здесь первую индийскую цивилизацию, получившую в науке название Индской или Хараппской (вторая четв. III тыс. –

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Эллинская цивилизация Намного раньше Александра движимые нуждой, жаждой денег и честолюбием греки искали свое счастье в Персидской империи в качестве торговцев или наемных солдат.В государствах, возникших на развалинах империи Александра, греки и македонцы составляют

Из книги Русская книга автора Автор неизвестен

Цивилизация?! Нет - цивилизация! Ах, сколько про неё говорено, писано, спорено! Сколько Гордости по теме своей первоосновности в цивилизационном ряду - и неподдельной, и фальшивой - выказано ярчайшими представителями самых разных Наций, Народов, Народностей, племен, а

Цивилизация Древнего Египта сформировалась в долине Нила, в сравнительно изолированной области, что наложило на неё отпечаток оригинальности. Для долгой истории Древнего Египта характерна смена эпох централизации государства (царства) периодами распада (переходные периоды). У каждого такого этапа есть особенности экономического, политического и культурного порядка, хотя всегда сохранялись элементы, обозначавшие преемственность египетской цивилизации. История Египта традиционно делится на следующие крупные периоды:

I. Додинастический период (IV тыс. до н. э.), в течение которого образовались 42 территориально-политических единицы - номы. Они в результате политического, экономического и военного взаимодействия объединились, создав два политических формирования: Верхний Египет (юг) и Нижний Египет (север). Те, в свою очередь, стали частями единого египетского государства.

II. Период Раннего царства (ок. 3300 - ок. 2800 до н. э., I-II династии). При царе Менесе - основателе I династии - произошло объединение Египта. Столица разместилась в городе Мемфисе. Целостность страны укреплялась путём создания централизованной системы орошения и административного аппарата, изобретения и распространения иероглифической письменности.

III. Период Древнего царства (ок. 2800 - ок. 2250 до н. э., III-VI династии). Египет становится экономически и политически сильным государством. Экономическое процветание и политическая стабильность сделали возможными усовершенствование ирригационной системы, а также строительство пирамид фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина - символов египетской цивилизации.

IV. Первый переходный период (ок. 2250 - ок. 2050 до н. э., VII-X династии). Это время внутренних усобиц и распада централизованного государства. Увеличилось значение города Фивы, он стал центром, вокруг которого вновь объединилось царство.

V. Период Среднего царства (ок. 2050 - ок. 1700 до н. э., XI-XIII династии). Страна воссоединилась, а власть предводителей номов была ограничена. Египет увеличил свою территорию, особенно на юге. Получили распространение орудия труда из бронзы, начинается производство стекла.

VI. Второй переходный период (ок. 1700 - ок. 1580 до н. э., XIV-XVII династии). Египетское государство распалось вследствие нашествия гиксосов - кочевых племён семитского происхождения, вторгшихся из Азии и завоевавших северную и центральную части страны. Правители Фив возглавили освободительную борьбу, завершившуюся изгнанием гиксосов.

VII. Период Нового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н. э., XVIII-XX династии). Эпоха расцвета египетской цивилизации. Египет расширил владения до Евфрата на востоке и третьего порога Нила на юге. Фараоны прикладывали большие усилия, чтобы сохранить свои земли в борьбе с Хеттским царством, а позднее с т. н. народами моря.

VIII. Поздний период (ок. 1070-525 до н. э., XXI-XXVI династии). Время распрей, нашествий и чужеземного господства: ливийского, нубийского, ассирийского. При XXVI династии Египет пережил последний свой подъём - т. н. Саисское возрождение.

IX. Период персидского господства (525-405 до н. э., XXVII династия). Персидское царство завоевало Египет, однако увеличение налогового гнёта и злоупотребления персов привели к тому, что египтяне восстали и освободили страну.

X. Последний период независимости Египта (405-342 до н. э., XXVIII-XXX династии). Объединение свелось к внутренним раздорам, которые стали причиной ослабления государства и восстановлению персидского влияния.

XI. Период персидского, греческого и римско-византийского господства (342 до н. э. - 646 н. э.). В 332 г. до н. э. персы были изгнаны Александром Македонским. После распада империи Александра в Египте установилась эллинистическая династия Птолемеев, которая продержалась до времени римского завоевания (30-е гг. I века до н. э.).

Наследие египетской цивилизации бесценно. Прежде всего для греко-римского мира, позаимствовавшего и переработавшего многие достижения культуры Древнего Египта.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то