Изменения в образовании. Дополнительное образование ожидает переход на подушевое финансирование

Страсти вокруг «возврата в советскую школу», изменений в ЕГЭ и правил поступления в вузы не давали расслабиться ни родителям, ни учителям, ни детям весь прошлый год. А потому желание заглянуть в завтрашний день и узнать, чего ждать от образования в 2017-м, вполне оправдано. Прогноз даёт эксперт «Мела», научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Новый год для родителей и преподавателей будет, на мой взгляд, поворотным в соотношении формального и неформального образования. Почему? Одна из причин - резкое повышение мотивации самообразования среди детей и взрослых. Это, прежде всего, побочный эффект той «свистопляски», которую устроили политики вокруг отечественного образования.

16, 7% не могут решить, согласны они или нет, а 8, 3% - весьма несогласные. Эти учителя могут предсказать возможные неблагоприятные последствия такой связи между достижениями и их оплатой. Они имеют реальное представление об образовательных достижениях своих учеников из группы меньшинств и слишком скептически относятся к их способности хорошо работать.

Заявление «Учителя, работающие в поликультурной среде, прикладывают больше усилий и заслуживают лучшей оплаты из-за трудностей с работой с детьми из числа меньшинств», имеет полное одобрение 53, 3% и частичную часть еще 20% опрошенных учителей. Незначительные - 18, 3% и неприятные 8, 3%. Здесь основное внимание уделяется трудностям, и для этих учителей это нормально реагировать положительно на мысль о том, что их усилия правильно оценивать и вознаграждать. Эта практика сталкивается с сопротивлением некоторых лидеров рома, которые считают это дискриминационной мерой в отношении своих детей.

Зубодробительная критика российской школы, негативная мифология результатов улучшения общего образования, уничижительная трактовка либеральной педагогики, воспевание «разрушенной советской школы» и призывы её вернуть - все это заставило родителей, да и многих учащихся, смотреть на сторону.

Если школа так плоха, как об этом говорят и пишут, а учить своих детей в «советской» школе вряд ли кто-то захочет в здравом уме и твёрдой памяти, то что есть помимо?

Однако факт заключается в плохих материальных условиях в некоторых школах, где обучаются преимущественно цыгане. Это соответствует более низкой зарплате учителей, работающих там, поскольку делегированные бюджеты не позволяют повысить зарплату, когда число студентов ниже.

Последнее утверждение «Учителя, работающие в поликультурной среде, заслуживают лучшей оплаты, в зависимости от количества детей из числа меньшинств», похоже на предыдущую и провоцирует. Однако 40% учителей согласны с этим, в то время как еще 28, 3% больше согласны. Колебания составляют 16, 7%, а несогласие - 15%. Количество учеников является крайне неэффективным показателем, поскольку в разных регионах страны, а также в крупных и малых поселениях существует чрезвычайно разнообразный характер школьной культуры детей из числа меньшинств.

Другая причина ухода в неформальное общее образование: и дети, и взрослые всё больше убеждаются, что из-за формальных ограничений, школа начинает резко отставать от тех возможностей, которые есть, что называется, в открытом доступе.

Для качественного современного образования школа должна быть гибкой. Не только для того, чтобы ученики были в курсе новых открытий, произведений, технологий и вообще - изменений. Но и для того, чтобы давать учащимся способы работы с этими изменениями, навыки использования новых возможностей, развивать способности реализовать себя в новых обстоятельствах. Но организационная структура школы слишком архаична, чтобы обеспечить ребёнку такой результат. Это по-прежнему учреждение, в котором работники подчинены золотому правилу: «Никакой инициативы!».

Если в Северо-Западной Болгарии у цыганских учеников нет проблем с болгарским языком, и их мотивация для преодоления трудностей в обучении высока, в других регионах, где говорят исключительно на турецком и рома, школьная работа затрудняется языковыми барьерами и подходом подсчет будет несправедливым для учителей, которые прилагают огромные усилия, чтобы представить этих студентов в лексическое богатство болгарского языка, которые будут помещены в один и тот же самолет с другими учителями, у которых нет таких перевыполнений.

Вторая гипотеза о том, что учителя отрицательно относится к интеграции в области образования, поскольку они сталкиваются с трудностями в работе с детьми из этнических меньшинств из-за отсутствия специализированной подготовки и квалификации, может считаться подтвержденной, поскольку учителя не проявляют межкультурной чувствительности и не поддаются манипулятивным утверждениям, Им не хватает педагогической методологии межкультурного образования, понимаемой как философия и технология включения и удовлетворения конкретных образовательных потребностей, возникающих из-за различий в культурах и их основных ценностей.

Золотое время инновационного поиска прошло, последний всплеск был в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в середине 2000-х. Сегодня авторская школа не в чести. Федеральные образовательные стандарты объявлены «пустыми». Наверное, потому, что в них не прописан учебный материал, тематическое планирование и результаты как список усвоенных сведений. Хотя именно такие открытые стандарты и есть наиболее современный способ управления содержанием образования в условиях многообразия учебных ресурсов.

Методологическое решение связано с признанием ценностей межкультурного образования, понимаемого как движение в школах, чтобы получить информацию о слиянии культур, создать уважение и гармонию, создать среду, в которой все дети будут чувствовать себя покровительствованными, оцененными и уважаемыми, идентифицированные с их собственной идентичностью и культурой.

Межкультурное образование можно рассматривать как «окно», через которое учится большинство детей, объективно, честно и правдиво оценивать культуру меньшинства, но в то же время это также «зеркало», в котором рассматриваются дети меньшинства, их собственной культуры. Таким образом, у большинства детей формируются позитивные отношения, терпимость и уважение к инаковости, а дети меньшинств приобретают уверенность и укрепляют свое самосознание.

Итак, зарегулированность школы и как следствие - фетиш проверок, надзора и отчётности. Ведомство выбрало устрожение базовой методологией управления качеством. Считается, что дети будут лучше учиться, больше знать и уметь, будут более подготовлены к жизни в неопределённом будущем, если им систематически устраивать контрольные работы. Считается, что школа будет лучше работать, если её постоянно проверять. А учителя будут более мотивированы, если по каждому шагу будут писать подробные отчёты.

Странно. Зеркала и окна. Учебник по межкультурной коммуникации. Межкультурные различия в семье, обществе и бизнесе. Учитель - призвание, компетентность, признание. Среди других нововведений в проекте, которые, по сути, не являются окончательными, ожидается увеличение количества учебных дней за учебный год во втором квартале этого года.

Изменения также ожидаются для выпускников - четко указано, что в следующем году будет внедрена модель зрелости, будет введена концепция кумулятивной оценки достижений учащихся, которая включает в себя неформально приобретенные компетенции. Также вносятся изменения в обмен студентами. Во втором квартале следующего года планируется подготовка, тестирование и внедрение новых национальных тестов для ученических достижений, базового образования и экзаменов на зрелость.

Мне кажется, очень важно обратить внимание на эту тенденцию: дело не только в том, что детям скоро не будет хватать времени на посещение школы (как тут не вспомнить классическое выражение Гекльберри Финна: «И никакая школа не помешает мне получить образование!»).

Если травля школы в СМИ, в политтехнологических проектах, в PR-кампаниях политиков и бесконечных зубодробительных критиках маргинальных активистов будет продолжаться такими же темпами - в общественном сознании школа стремительно превратится в ненужный принудительный оброк, а необходимые образовательные ресурсы семьи будут искать не в школе.

Похоже, что в Литве можно будет учиться на более короткий срок. В конце этого года целью является проверка краткосрочных исследований. Учебный год продлится 2 недели - вы будете касаться учеников 5-12 классов. Это займет 2 недели, чтобы завершить учебный год. Не завершено, кто должен использоваться, но, скорее всего, для учеников от 5 до 12 классов. Когда есть предметная система, мы хотели бы продлить учебный год. Это не только вопрос качества, но и занятости, - сказал он.

Йовайши, не означают того, что можно было бы подумать. Оказывается, это 2 года практических исследований, ориентированных на работу. Краткосрочные исследования в Литве были ограничены одним частным колледжем, одной программой. Это высокие профессиональные исследования. Мы хотим предоставить возможность всестороннего изучения молодежи, где можно связаться с ними: будь то в профессиональном училище, колледже или университете или в коротком цикле. Большая часть науки здесь находится на предприятиях, возможно, это поможет нам подготовить для нас необходимых учеников, - сказал он.

Усилия государства и профессионального сообщества по модернизации, предпринятые в середине 2000-х, начинают давать результаты - это видно по международным исследованиям PISA и другим, по росту материальной базы, фонда оплаты труда, несмотря на тяжелейшее финансовое положение в стране. Но бездарная бюрократия предшествующего министерства образования, которая породила мощную консервативную ведомственную реакцию, разбазарила огромный потенциал приоритетного проекта «Образование» и резко снизила основной ресурс учительства - мотивацию. Механическая авторитарность ливановского министерства образования фактически задавила ростки инициативы и самостоятельности в учительской среде, превратила директоров школ в надзирателей за исполнением показателей, региональных министров - в смотрящих за отчётами и проверками, а сами показатели - в фетиш, значение и ценность которого гораздо важнее любой педагогики и образования.

Хотите омолодить начало зрелой жизни. Йоваиша по слухам рассуждает о том, что такой принцип работает в других странах, таким образом развивается коммунализм, дети социализируются в прошлом, и теперь мы развиваем больше индивидуализма. Все должно быть подготовлено - для учителей, инфраструктуры и финансирования. Нет никакого способа, чтобы все было без денег. Вы должны выглядеть разумно, чтобы общественность принимала и была готова к переменам, - пояснил он, объяснив, почему это ожидается за пару лет до реализации этой идеи.

Джоваси объяснил, что хочет изменить, чтобы детей учили не только иметь знания, но и применять их. Очень сложно сказать, почему мы так много проигрываем. Во-первых, некоторые страны оставляют детей в раннем детстве, у нас больше детей, чем в конце теста. У наших детей достаточно знаний, учителя хорошо работают, но проблема в том, когда им нужно применять эти знания на практике, - сказал он.

И мы пришли к тому, что в конце 2016 года сошлись две негативные тенденции в школе. Это удушающее административно-командное давление изнутри системы: проверки, отчёты, бумажный вал, бессмысленная мероприятийность, контрольные работы без конца и без края, показатели, показатели, показатели…

И искусственно созданная негативная мифология о «развале школы и необходимости возврату к советской школе».

Однако это неизбежно потребует изменения в системе экзаменов. Последние часто подвергаются критике за проверку известных фактов, а не за их потенциальное использование. Прием дополнительных экзаменов, увеличение веса - и математика. По его словам, в Литве должны пройти три обязательных экзамена: литовский язык и литература, математика и история. До сих пор, не завершив экзамен по литовскому языку и литературе, вы не смогли получить сертификат о зрелости, и вы можете подать заявку на знание математики и английского языка тем, кто хочет учиться бесплатно.

Никакого развала нет и в помине: школа сегодня один из немногих институтов, который работает с высокой эффективностью.

Посмотрите на медицину, посмотрите на транспорт, посмотрите на систему безопасности, посмотрите на наши дороги, на сельское хозяйство и сравните со школой. Ну конечно, в каждой сложной системе случаются ЧП, сбои. В семье не без урода. Но посмотрите: каждый мало-мальски серьёзный сбой в системе образования становится моментально известным всей стране!

Изучив литовский язык, мы рассмотрим, является ли он грамотным, преподает развод, грамматику, литературу. История должна быть проверена - это наше национальное наследие, которое необходимо для взрослого, и особенно для молодого человека, который путешествует в другую страну, не имеет понимания своей собственной истории и поэтому совершенно по-разному оценивает ситуацию.

По его словам, в настоящее время обсуждается с Министерством образования и науки о том, как экзамены должны измениться. Это одна из слабых сторон - план явно подготовлен довольно узким образом, написано много красивых слов, но нет более широкого согласования с людьми, которые свойственны системам образования.

Школа - самая открытая система в России. Насилие над ребёнком, самоуправство директора, поборы, грубость воспитательницы в детском саду, не говоря уже о нарушениях на ЕГЭ, - школа просвечена насквозь! И это очень важный результат улучшения системы - её прозрачность. Но использовать увеличение информации о происходящем для уничтожения источников этой информации - возвращать систему в её исходное состояние? Какая глупость. Зато сколько политических очков можно получить, как эффективно можно построить предвыборную кампанию, как можно быстро исправить огрехи руководства правительства («учителя, идите в бизнес!») или ведомства, какую популярность в массах можно стремительно завоевать, поддерживая мифологию развала и играя на ностальгии.

Другими словами, оставьте следующий Сейм. «Самые трудные вопросы о том, как выйти из уровня качества в общем образовании и высшем образовании, не являются решениями, тщательно избегаемыми», г-жа поделилась мыслями о предложениях. Учебный год будет продолжаться, и исследования будут сокращены.

Кроме того, заместитель председателя Комитета по образованию и науке отметил, что план программы не видит этой системы. Неясно, как объединить инструменты. Некоторые из них ясны и разумны, другие соответствуют личным хорам одного из бюрократов образования. Когда нет никакой системы, общая логика, она может превратиться в набор без привязки, который на самом деле не демонстрирует карту того, как выйти из критической позиции, - сказал он.

Но цена такого простого решения - усиления административно-командного регулирования и дискредитации усилий государства и сообщества по улучшению школы - в падении мотивации учеников, учителей и родителей. Никто не будет хотеть учить и учиться ради проверочных контрольных работ. И в установке родителей и детей на поиск нешкольных ресурсов образования.

В определённом смысле это неплохо. Будет активно развиваться рынок дополнительных образовательных услуг. Он уже растёт. Интересные проекты развития детей, летние и зимние школы, конкурсы, олимпиады, языковые, математические, творческие программы вузов, финансовая грамотность, филологические школы, клубы, планетарии, зоопарки, технопарки - всего не перечислить.

Детские уголки развития сегодня в каждом крупном торговом центре, не говоря уже о кинотеатрах и книжных магазинах.

Помимо школы есть огромное количество возможностей - и так называемое дополнительное образование, и сетевые ресурсы. Образовательных «предложений» - несчётное количество. Учиться не в школе становится не только модно и круто.

Каждый день родители, ученики и учителя узнают о новых подходах в обучении и развитии, новых методиках, системах, школах, сетях.

И уже никого не пугает то, что одни подходы противоречат другим, что свести все предложения в «единую образовательную систему» невозможно даже мысленно. Не пугает, потому что всё больше родителей стремятся развивать в своём ребёнке то особенное, уникальное, что в нём есть изначально.

Самореализация ребёнка, интерес, мотивация, коллективная творческая деятельность, развитие способности к сотрудничеству и поощрение успешности привлекают родителей сильнее, чем жёсткая установка на контроль за успеваемостью и проверки результатов усвоения программ.

Попытки удержать административный контроль над открытыми ресурсами, инициативой разработчиков, спросом родителей на индивидуальное образование, стремлением преподавателей вырваться из рутинных ограничений «образовательных учреждений» (в широком смысле слова) и, наконец, пытливостью учащихся - лишь выталкивают наиболее мотивированных из формальной системы образования.

Система может ответить созданием образовательных комплексов: таким путём пошла Москва, и мы видим какие сложности проявились, когда система вытаскивает себя из болота, пытаясь переродиться изнутри. Но семьям, родителям и детям надо учиться сегодня, им нет дела до трудностей административных структур. Поэтому я предвижу взрыв неформального образования, оправданное стремление родительского сообщества к самоорганизации, к расширению семейного образования, клубных форм, сетевых образовательных программ.

Но тогда государство должно будет направить средства налогоплательщиков на компенсацию такого выбора родителей. Потому что они будут рассчитывать получать именно общее, а не дополнительное образование за счёт неформальных ресурсов. И никто не захочет платить дважды. Да это и несправедливо! А цена слепого ведомственного авторитаризма и популистской мифологии «разрушения» возрастёт многократно.

Система качества в образовании в 2017 году

Новый министр образования обозначила первоочередные направления своей работы на 2017 год. Они коснутся совершенствования ЕГЭ, поддержки инклюзивного образования, социальной защиты работников образовательной сферы и многих других важных вопросов. И сегодня мы предлагаем детальнее рассмотреть наиболее значимые нововведения из тех, которые уже анонсированы профильным ведомством.

Прежде всего, отметим, что российское образование в следующем году будет иметь внушительное финансирование. На этом не раз акцентировала внимание в своих интервью Ольга Васильева, поэтому хочется верить, что поддержка действующих программ и введение инноваций будут обеспечены в полной мере.

Дополнительное образование

В 2017 году пристальное внимание планируется уделить дополнительному образованию. Особый упор будет сделан на программы технической и естественнонаучной направленности. Количество детей, занимающихся по этим программам, за 2017-2018 год должно вдвое увеличиться. Ожидается, что до 2020 года к дополнительному образованию удастся привлечь 75% учащихся. Количество секций и кружков в общеобразовательных учреждениях станет максимально разнообразным. По мнению О. Васильевой, идеальный вариант – наличие не менее пяти бесплатных кружков в каждой школе.

Во многих школах появятся детские хоры. Такие планы были озвучены Министерством культуры РФ, с подачи которого общеобразовательные учреждения смогут официально брать на работу руководителей хора и концертмейстеров. Тем временем на базе педагогических университетов будут проводиться курсы, которые помогут будущим педагогам научиться мотивировать детей к увлечению музыкой.

На базе центов дополнительного образования планируется создание детских технопарков. Это пообещал Д. Медведев в конце ноября 2016 года. Целью создания технопарков является предоставление детям больших возможностей для занятия творчеством, спортом, искусством и музыкой.

Чего ждать от ЕГЭ-2017?

Предыдущий опыт проведения ЕГЭ побудил Минобрнауки прибегнуть к некоторым новшествам, которые могут быть внедрены уже в 2017 году.

Самое неприятное для многих выпускников изменение – это третий обязательный для сдачи предмет. Вероятнее всего им станет история. В Министерстве образования давно говорят, что сегодняшние знания школьников, касающиеся различных исторических событий, оставляют желать лучшего, и логично предположить, что с помощью ЕГЭ можно исправить ситуацию. Иностранный язык, обществознание и физика, хоть и с меньшей долей вероятности, но также рассматриваются в качестве "кандидатов" на появление в списке обязательных экзаменов.

В утешение выпускникам 2017 года можно сказать: есть основания полагать, что на этот раз все обойдется, и идею с тремя обязательными предметами отложат до 2018 года.

Более приятной является новость о том, что участники ЕГЭ-2017 вправе пересдать один из обязательных предметов в дополнительный период, установленный единым расписанием.

Еще одно важное изменение касается появления единой шкалы оценивания. Это означает, что результаты ЕГЭ будут влиять на оценки в аттестате. Например, если сдать госэкзамен по русскому языку на тройку, то в совокупности с годовой пятеркой в аттестат пойдет четверка.

Планируется полностью убрать тестовую составляющую ЕГЭ. Упор будет делаться на творческие задания и опросы.

Кстати, выпускники Крыма все так же могут поступать в крымские ВУЗы на основании среднего бала аттестата и вступительных экзаменов. Хотя ЕГЭ можно сдать по желанию, если крымчанин захочет поступить в один из университетов материковой части РФ.

Новые предметы в школах

С 1 сентября 2017 года вполне вероятно появление новых предметов в школьных расписаниях. Речь может идти об астрономии и нашумевшей дисциплине "Основы религиозных культур и светской этики", которая должна воспитывать уважение к религиям и национальностям (подчеркнем, что этот предмет будет факультативным, а, следовательно, потребуется согласие родителей и школы на его проведение).

Точно известно, что ученики пятых - девятых классов будут изучать новый интересный предмет под названием "Робототехника". Начиная с 2017/2018 учебного года, школы постепенно начнут оснащаться 3D-принтерами, с которыми такие уроки станут еще интереснее.

Инклюзивное образование в 2017 году

Продолжится внедрение нового стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь родители смогут выбирать, в какой школе будет обучаться их особый ребенок: в специализированной или обычной.

При этом все школы должны иметь доступную среду и необходимое обеспечение для детей с ОВЗ, начиная от пандусов и заканчивая специальными учебниками со шрифтом Брайля.

Будут предъявляться и особые требования к учителям. В частности, к обучению детей с ОВЗ будут допускаться только педагоги, умеющие с ними работать.

Психологическая служба

В школах России катастрофически не хватает психологов! С таким заявлением выступила министр образования, и тут же успокоила общественность, пообещав, что в 2017 году эта проблема начнет решаться. В частности, планируется увеличить оплату труда психологам и предоставлять больше бюджетных мест абитуриентам, желающим освоить данную профессию.

Экспертная проверка учебников

До марта 2017 года будет проведена экспертиза всех учебников, которые используются в школах России, на предмет соответствия их содержания научными, педагогическими, общественными и этнокультурными нормами. К этому мероприятию будет привлечена Российская академия наук.

Льготы для медалистов при поступлении в вуз

Не так давно Рособрнадзор допустил возможность возврата льгот для обладателей золотых медалей при зачислении в ВУЗы. Но для этого должен быть разработан механизм объективной оценки учащихся. То есть медаль должна действительно быть свидетельством высокого уровня знаний абитуриента, а не стремления школы заявить о себе, как о "кузнице" медалистов.

Всероссийские проверочные работы

Еще одно интересное нововведение – Всероссийские проверочные работы по пяти не основным предметам для одинадцатиклассников. Пока что такие мероприятия точно будут проводиться в школах Москвы, но не исключено участие учебных заведений других городов. Особо переживать из-за этого не следует, так как пока все будет проводиться в рамках эксперимента, а потому результаты ВПР не отразятся на оценках.

Обучение только в первую смену

Постепенно школы России будут переходить на обучение только в одну смену – с утра до обеда. Эксперты настаивают на том, что обучение во вторую смену – это большая нагрузка на организм ребенка и фактор, из-за которого сбивается режим дня.

Электронные учебники

Не обойдется 2017 год и без технологических инноваций. Речь идет об электронных учебниках, которые появятся во всех школах страны. Их содержание будет соответствовать бумажным аналогам, но с дополнительным мультимедийным сопровождением.

Итак, в 2017 году участникам образовательного процесса нужно подготовиться к таким нововведениям, как:

Всестороннее развитие дополнительного образования;
Изменения в ЕГЭ: возможен третий обязательный предмет, отказ от тестовых заданий, результаты экзамена будут влиять на оценки в аттестате;
Появятся новые предметы в школьной программе;
Будет проведена экспертиза всех учебников;
Дети с ОВЗ смогут обучаться в обычных школах;
Улучшатся условия труда для школьных психологов.

В рамках Послания президента Федеральному собранию В. Путин говорил о необходимости сохранения глубины и фундаментальности образования. Грядущий год обещает во многом соответствовать этим словам.

Изменения в системе образования в 2017 году

Как и было обещано, в 2017 году школьники будут писать гораздо больше контрольных, чем в прошлом. Всероссийские проверочные по разным предметам ждут учащихся 4, 5, 10 и, что особенно важно, 11 классов. Внезапное решение организовать пять дополнительных контрольных по предметам, не входящим в ЕГЭ: истории, биологии, географии, химии и физике, - вызвало панику у выпускников, чья психика и без того подорвана подготовкой к единому экзамену. Однако все оказалось не так страшно, как выглядело сначала.

Во-первых, выяснилось, что контрольные эти пока не обязательные и вводятся по решению школы. И самое главное - то, чего больше всего опасались, - их результаты не будут влиять на аттестат. Пока одиннадцатиклассникам можно выдыхать.

Зато учащиеся 4 классов всех школ будут писать Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. А для 5 классов вводятся ВПР по русскому языку, математике, истории и биологии - в этом году они пройдут в режиме апробации, то есть тоже по добровольному решению школы. Демоверсии всех контрольных уже доступны в сети.

Молчание не золото

Судя по всему, от тестовой системы оценки знаний по некоторым дисциплинам будут, как и было обещано, постепенно уходить - экзамены по гуманитарным предметам уже в ближайшем будущем получат устную часть. ЕГЭ в этом году не тронули: для начала решили попробовать на ГИА.

Уже в 2017 году некоторые девятиклассники в качестве эксперимента будут сдавать русский язык устно. Будет ли экзамен по русскому языку устроен так же, как сейчас - иностранный, где устная часть сдается с помощью компьютера, или вернутся старые добрые экзаменаторы, пока неизвестно. По мнению экспертов, Единый государственный экзамен по русскому языку и литературе в 11 классе может быть дополнен устной формой с 2019 года.

Новости психологии

В прошлом году произошло несколько громких и очень печальных событий с школьниками-подростками. Как обычно в таких ситуациях, все стали искать, кто виноват. Выяснилось, например, что система психологической поддержки есть далеко не во всех российских школах, а если и есть, то часто находится в недееспособном состоянии. В этом году на работу школьных психологов будут обращать особо пристальное внимание, их работу реформируют, а многие функции изменят. Чем это закончится на практике, пока неизвестно.

Кроме того, стало известно, что Министерство здравоохранения готовит свой курс психологии для школьников в рамках ОБЖ. Одной из его задач станет обучение детей противостоянию манипуляциям со стороны взрослых. Уже подобрана команда авторов, которые напишут учебники. Предполагается даже, что на психологическое просвещение школьников отведут 20 часов: урок будет проходить раз в неделю.

Трудовые будни

В прошлом году в Министерстве образования внезапно обратили внимание на то, что нынешний школьник лишен трудового воспитания. Он, в отличие предыдущих поколений, не оттирает парты от хулиганских надписей и не отковыривает жвачку от пола, не моет на дежурстве рекреации и раздевалки. Будет ли как-то в обязательном порядке в школе вводиться та или иная трудовая повинность, пока неизвестно. Но попутно выявилась реальная проблема: у подростка сегодня даже при всем желании нет никакой возможности подработать - любая деятельность 13-14-летнего человека упирается в понятие «детский труд», а он в нашей стране запрещен.

Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал прописать в программах для школ трудовое воспитание и общественно полезный труд и даже внести поправки в закон «Об образовании в РФ», Трудовой и Гражданский кодексы, которые сняли бы некоторые ограничения для организации трудового воспитания и упростили бы прием на работу несовершеннолетних. Эксперты предлагают подумать о льготах для работодателей, которые дают рабочие места школьникам.

Колледж вместо армии

С 1 января 2017 года вступил в силу закон, согласно которому студенты техникумов и колледжей получили отсрочку от армии на весь период обучения без ограничений по возрасту. В предыдущей версии закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка распространялась на студентов, не достигших возраста 20 лет. То есть те, кто шел в колледж или техникум после 9 класса, автоматически попадали под отсрочку, а вот те, кто решил получить профессиональное образование после 11 класса, оказывались в затруднительном положении. Молодой человек оканчивает школу в 17-18 лет, при длительности обучения в техникуме в три-четыре года на последнем курсе ему исполняется не менее 20 лет - то есть по прошлому законодательству отсрочка от армии в таком случае не действовала. С этого года от армии освобождаются все учащиеся колледжей и техникумов.

Задачи системы образования на 2017 год

Задачи системы образования на 2017 год:

Выполнение указов Президента Российской Федерации В.В. Путина, решений заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования;
- введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- продолжение создания условий для повышения профессионального уровня педагогических работников, повышение престижа профессии педагога;
- реализация Федеральной программы содействия созданию новых мест в общеобразовательных организациях;
- проведение мероприятий направленных на повышение качества образования, в том числе организация комплексной поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях;
- создание условий для получения дошкольного образования детьми раннего возраста;
- обновление содержания общего образования;
- развитие сети образовательных организаций, реализующих инновационные программы;
- проведение мер по сокращению избыточной отчетности учителей;
- внедрение нового формата школьной библиотеки;
- создание регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам;
- участие в конкурсе профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»;
- реализация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» в формате детского технопарка;
- реализация концепции дополнительного образования детей;
- реализация модели повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников в условиях подготовки к введению профессиональных стандартов;
- создание особых условий для подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным для Алтайского края профессиям, специальностям;
- развитие конкурсного движения, участие в национальном чемпионате «Молодые профессионалы» в рамках движения «Ворлдскиллс Россия»;
- создание региональных специализированных центров компетенций;
- повышение эффективности взаимодействия вузов с другими уровнями образования Алтайского края;
- совершенствование системы профориентационной работы.

Развитие в системе образования в 2017 году

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева рассказала о нововведениях, которые ждут российское образование в 2017 году. В частности, глава Минобрнауки РФ отметила изменения в ГИА по русскому языку, всероссийские проверочные работы в 11 классах, а также реализацию Стратегии научно-технологического развития РФ.

По словам Ольги Васильевой, изменений в сфере образования в этом году будет не так много. В частности, нововведения коснутся ГИА – государственной итоговой аттестации по русскому языку в устной его части.

"Осенью в некоторых регионах страны уже пройдет такой экзамен. Мы посмотрим, какой это будет формат. Где-то будет сдача экзамена комиссии, где-то – как это при сдаче иностранного языка – по компьютеру, - сообщила Ольга Васильева в интервью "Независимой газете". - Потом мы проведем аналитическую работу и будем знать, как этот экзамен нам развивать дальше. Из ЕГЭ по химии, биологии и физики в этом году мы убираем тестовые задания. В итоге тестовая часть исключена из всех предметов, кроме иностранного языка. И это, как мне кажется, хорошо".

Также министр рассказала о том, что в этом году будут проведены проверочные работы в 11-м классе по всем предметам, которые не входят в ЕГЭ.

"В этом нет никакого новшества. Такие работы идут каждый год. Просто в этом году они будут для всех по единым заданиям и в одно и то же время. Мое глубокое убеждение, что проверочные работы должны быть обязательными по всем предметам... Практику, когда натаскивают по одному-двум предметам в школе, нужно прекращать. Я училась в той школе, где все предметы были одинаковы важны", - добавила министр.

Глава Минобрнауки РФ отметила, что результаты ВПР по русскому языку среди второкласников оказались неутешительными: "Мы недавно организовали проверку по русскому языку для ребят из вторых классов примерно в 30 тысячах российских школ... Очень большой процент детей просто не смогли составить предложение из представленного им набора слов. Я убеждена: такого быть в нашей школе не должно".

Еще одно новшество касается пунктов реализации Стратегии научно-технологического развития РФ, которая была утверждена относительно недавно.

Министерство много работало над стратегией, в ней сформулированы приоритеты развития науки в стране. Что для нас важно, в стратегии нет, допустим, преференций для каких-то отдельных отраслей – будь то биология, физика или другая предметная область, - пояснила министр. - Зато там есть общественный заказ на исследования, который дает возможность науке ориентироваться самой, искать новые пути, давать ответы на те ожидания общества, которые есть. Это очень важно. И эта свобода научным организациям дана фактически впервые. Там еще работать и работать над документом, но что уже есть – заслуживает особого внимания.

Также министерство планирует продолжить работу с некоммерческим сектором. "Без привлечения общественных организаций решить поставленные задачи мы никак не сможем. 23 января начинается прием заявок на рассмотрение кандидатур в Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ. Я приглашаю всех принять участие в обсуждении кандидатур", - призвала Ольга Васильева.

Состояние системы образования в 2017 году

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.

В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании.

Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.

В новом году нашу школу ждут небольшие изменения. Они будут касаться не только учебного, но и воспитательного процесса — подробности на «ВК Пресс».

В этом году школьники чаще будут писать проверочные и контрольные работы. Иные скажут: сколько можно? На что Рособрнадзор ответит: мы продолжаем Национальное исследование качества образования. Уже в апреле в рамках этого проекта шестиклассники и восьмиклассники напишут проверочную работу по ОБЖ, а в октябре десятиклассники — по химии и биологии. Также в апреле проверочные работы по нескольким предметам напишут ученики 4-х, 5-х, 10-х и 11-х классов. А в мае проверят знания по биологии и по истории. Как рассказали в Рособрнадзоре, это обычные контрольные работы, которые должны диагностировать уровень знаний школьников в различных регионах, выявить проблемные зоны в преподавании предметов. На все работы есть демоверсии в интернете.

В сентябре в школьном расписание появится предмет «Астрономия» . Подготовлены поправки в федеральный образовательный стандарт, сейчас он находится на обсуждении. Но не все согласны с этим изменением. Один из основных доводов «против» - в педвузах давно не готовят преподавателей по астрономии, нет методической литературы, у учителей вырастет нагрузка, а у учеников не будет стимула готовиться к ЕГЭ по этому предмету.

Впервые в этом году пройдет пробный экзамен у девятиклассников по устному русскому языку. Он станет пока добровольным, но уже в скором времени его внедрят как обязательный для всех: после письменной части ученик должен показать, как он владеет устной речью. Планируется, что устная часть ЕГЭ по русскому языку будет сдаваться в отдельный день, как на экзамене по иностранному.

Также девятиклассники сдадут в этом году четыре обязательных предмета - русский, математику и два на выбор. Аттестат получат те, кто успешно сдаст все четыре экзамена. Две двойки разрешат пересдать, но если снова «неуд», то дают время на подготовку до 1 сентября.

В этом году появилась «тренировка» перед ЕГЭ : родителям разрешат прийти в определенный день с детьми и сдать экзамен совместно. Планируется, что это снизит градус напряжения и волнения родителей за своего ребенка, когда он будет сдавать непосредственно настоящий ЕГЭ.

В школу вернутся дежурства и уборка на территории . Другими словами, трудовое воспитание. Соответствующие поправки вносятся в законодательство.

Еще во всех школах страны должны появиться психологи . Сейчас решается вопрос об оплате их труда.

Кроме того, рассматривается вопрос о введении оценки за школьное сочинение одиннадцатиклассникам.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то