Особенности и виды профессионального обучения взрослых. Определение: профессиональное обучение — это имеющее определенную форму

Профессиональное обучение осуществляется посредством реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих, программ повышения квалификации рабочих и служащих

Сегодня существует много путей получения профессионального образования. Обучение может проходить как в стенах учреждения, для которого профессиональная подготовка является основным видом деятельности, так и на базе организации, не занимающейся собственно образованием, но производящей подготовку для определённой профессиональной деятельности. Учебные заведения в своей работе решают целый ряд задач:

Обучение технологическому прогрессу. Обучение в некоторых случаях имеет важное значение для вытеснения спектра, для удовлетворения меняющихся требований к работе. В техническом плане это может быть связано с технологическим прогрессом, автоматизацией, химией, компьютеризацией на работе. Квятковский, автор книги Профессиональное обучение. Дилеммы теории и практики утверждают, что технический прогресс оказывает значительное влияние на структуру занятости. При изменении характера работы работник должен адаптироваться к новым условиям.

Первая - профессиональная подготовка по определённой специальности.

Вторая - переподготовка кадров (например, экономист получает второе высшее юридическое образование, чтобы работать следователем по раскрытию экономических правонарушений или адвокатом в арбитражном суде). Формы переподготовки могут быть и краткосрочные, когда учащиеся получают особый диплом о профессиональной переподготовке за один-два года.

Это ничем не отличается от гуманистических и других работ. Исследователи больше изучают исследования, больше внимания уделяют навыкам межличностного общения, восприятию сотрудников, чертам характера. Зачастую реформы в штате штатных сотрудников проводят дополнительную подготовку и меняют свой подход к профессии. Чтобы не отставать от времени, будьте в курсе, вы должны тренироваться. Независимо от профессии, перспективный и амбициозный сотрудник учится на протяжении всей жизни.

Специализация основы успеха. В зависимости от выбранного пути карьеры, профессиональная подготовка должна быть адаптирована к вашим потребностям. Конечно, стоит посетить различные курсы и быть универсальными. Это, безусловно, будет большим преимуществом для вашего работодателя. Но специализация - самое важное. В дополнение к универсальным навыкам, работник должен проявить себя в определенной области, чтобы выделиться из толпы. Это касается как научной, так и гуманистической и технической областях.

Третья задача - повышение квалификации специалистов или получение ими смежных специальностей, как правило, для расширения круга обязанностей по основному месту работы либо получения допуска к новым видам деятельности. Например, базовое образование электрика позволяет ему работать с установками до 1000 В, а после прохождения курсов у него появляется право работать с оборудованием, рассчитанным на напряжение более 1000 В.

Вот почему, например, журналисты, которые пишут обо всем, кроме газет, ценны в этой области. Журналист со специализацией может рассчитывать на более высокие доходы. В рекламе, образовании или медицинской среде это ничем не отличается. Это доказательство того, что стоит подумать о поэтапном планировании карьеры. Профессиональное обучение может ускорить этот процесс.

Проверьте, подумайте, сравните, решите! При выборе правильного обучения важна цена. Иногда, однако, лучше инвестировать больше денег для лучшей подготовки. Сравните подобные предложения, переведя стоимость одного часа обучения. Если возможно, вы должны получить как можно больше информации о практических практических навыках, которые вы можете приобрести до регистрации. После того, как вы определили, что тема обучения интересна, следующим шагом будет «проверка» учебного персонала. Проверка того, что лекции, курсы будут проводиться отраслевыми органами, поможет снизить риск бессмысленных денег.

Различают следующие уровни профессионального обучения:

Высшее послевузовское профессиональное образование (докторантура, аспирантура, адъюнктура)

Высшее профессиональное образование (университет, академия, институт)

Начальное профессиональное образование (Профессиональное училище, учебно-производственный комбинат)

От подхода и семинара инструктор зависит от качества обучения студентов. Многие курсы проводятся неопытными людьми, которые не имели большого успеха в области лекций. Те, кто ищет подготовку для себя, предпочитают семинары: обучение, в котором, помимо теоретических знаний, практические проблемы практикуются. Практика под руководством профессионалов является самой важной. Теоретические знания можно получить, достигнув профессиональной литературы. Когда авторитет тренера и группы лекторов не выдвигает никаких возражений, стоит выяснить, сколько курсов будет проведено.

Профессиональное обучение взрослого человека, как правило, сильно отличается от обучения ребенка. Конечно, какие-то методы оказываются универсальными, однако любой преподаватель, привыкший на протяжении 20-30 лет работать с детьми, не должен слепо переносить свой профессиональный подход на взрослого. Это чревато серьезным снижением эффективности обучения и прочими проблемами, в том числе психологического характера. Вот почему, говоря об обучении взрослых, в последние десятилетия все более активно в противовес педагогике используют понятие "андрагогика" Андрагогика - обучение взрослого человека. Слово произошло от греческих andros - мужчина и аgо - веду, воспитываю.

Это особенно необходимо в учебных курсах - гораздо легче приобретать знания и приобретать навыки в группе из десяти человек, чем когда число учеников в несколько раз выше. Вы также можете обратиться к другим людям, которые прошли обучение. Часто на форумах находят интересные и ценные комментарии - вы должны их рассмотреть.

Оборудование тренажерного зала. При обучении с использованием машин, специализированного оборудования, технологий вы должны узнать о времени, которое студент должен будет узнать, как использовать устройство или знать технологию. Иногда инструктор демонстрирует принципы работы современного оборудования для десятков студентов без возможности индивидуального обследования. Такая низкая цена не будет стоить того. Аналогичным образом, использование продуктов, препаратов. Компания может предлагать курсы с использованием продуктов самого высокого качества, новейшие научные новости - ограниченное количество продуктов или студент должен будет их купить!

Исторически сложилось, что в прежние века в основном учили детей. На базе данной деятельности и сложилась наука педагогика. Студентов просто рассматривали как детей старшего возраста, чему соответствовал и их юридический статус: в большинстве стран Европы совершеннолетие наступало в 21 год.

В ХХ веке с усложнением профессиональной деятельности в результате бурного научно-технического прогресса остро встал вопрос об обучении взрослых людей, уже давно вышедших из студенческого возраста. Это было связано с тем, что знания, полученные ими в детстве и юности, через пару десятилетий уже морально устаревали.

Питание и проживание в рамках обучения. В рамках дорогостоящего курса участники получат еду, проживание, учебные материалы и гаджеты. Вот вопрос для рассмотрения - более дешевый курс и без этих «дополнительных» или полного обслуживания. Основной принцип - в курсе вы должны обратить внимание на тему панелей, опыт обучения, количество часов, сертификат, только после этого, для дополнительной упаковки в форме проживания или питания.

Возвращаясь к выпуску сертификатов - надежные компании выдают сертификат о завершении курсов, приобретая навыки обслуживания данной машины, устройства. Многие бесплатные учебные курсы можно найти в уездных и провинциальных бюро по трудоустройству. Выпускники имеют возможность улучшить свои навыки, безработные - обучение профессии, что дает вам больше шансов на работу. Студенты получают возможность карьерного роста на уровне колледжа. поиск курсов, связанных с направлением исследований, которые могут значительно увеличить шансы на работу в образованной профессии.

Для решения данной проблемы поначалу применяли средства педагогики без каких-либо изменений, но довольно быстро обнаружилась потребность в выработке нового подхода. Это и отразилось в появлении андрагогики - науки об обучении взрослого человека. При этом вовсе не планировалось полностью перечеркивать все научные и практические достижения педагогики, пытаясь "изобрести велосипед". К тому же большинство андрагогов вышло из педагогов. Вопрос состоял в необходимости адаптировать профессиональный капитал педагогов к требованиям новой ситуации и попытаться выработать особые методы обучения, максимально отображающие специфику работы с учениками зрелого возраста. В результате все больше стала проявляться специализация учителей, они сосредоточивались на работе с аудиторией того или иного возраста. С каждым годом растет число преподавателей, работающих исключительно со взрослыми. несмотря на преимущественно педагогическое образование, их правильнее называть андрагогами. Те же, кто работает со всеми категориями учеников, вынуждены при смене слушателей формировать у себя способность переключаться с одного профессионального подхода на другой. Поэтому есть смысл специально рассмотреть основные различия между обучением детей и взрослых.

Это отличное решение, особенно для студентов первого года обучения. Несмотря на наличие свободных мест размещения, лучше искать индивидуальный, прямой контакт с владельцем бизнеса. Затем вы можете узнать о конкретных навыках, которые вы можете тренировать в своей практике, выбрать диапазон и компанию. Несмотря на отсутствие компенсации, опыт будет неоценим, и справочное письмо поможет вам найти работу. Информация о курсах также можно найти в торговой прессе, на плакатах. Другое решение - обратиться за советом к агентству по консультированию по вопросам карьеры.

Запрос на обучение. Маленького ребенка, идущего в детский сад или школу, никто не думает всерьез спрашивать, желает ли он этого, а если желает, то чему хотел бы учиться преимущественно. Обучение детей - это откровенное принуждение, которое гуманным воспитателем может быть смягчено средствами убеждения, стимулирования интереса к процессу, приобщения к миру взрослых через освоение социальных ролей. Но чаще всего учителя в этом плане с детьми особо не возятся, прибегая к испытанным средствам физического наказания, ограничения свободы, лишения удовольствий и тому подобное.

Многие компании предлагают обучение, а также поиск сторонних предложений. Выбирая курс, вы должны быть уверены, что потраченные на него деньги не пропадут даром. Если у вас нет времени или еще одной причины посещать занятия, вы не сможете этого сделать. Курс должен научить вас конкретным вещам, расширять ваши знания и оказывать косвенное влияние на ваш успех. Среди предложений многих бесплатных и платных курсов, доступных в Польше, вам необходимо тщательно выбрать и выбрать наиболее полезные. Это гарантирует профессиональное развитие и поможет вам в вашей карьере.

Для взрослого ученика вопрос принуждения лишен всякого смысла, поскольку инициатором обучения является он сам. Бывают, конечно, случаи, когда кто-то из работников выражает равнодушие или даже протест по поводу программы профессионального обучения, реализуемой руководством его организации. Однако следует признать, что для области профессионального обучения такая ситуация все-таки нехарактерна. Обычно здесь сам ученик на основе четко оформившихся профессиональных планов и карьерных устремлений проявляет активность и понимание того, что именно ему нужно из новых знаний и навыков.

Сегодня стоит подумать о дополнительном образовании! Одним из методов развития сотрудников и получения новых компетенций является обучение сотрудников. Они могут охватывать практически любую тему, могут быть реализованы как внутренними ресурсами компании, так и внешними обучающими компаниями. Какими видами обучения мы занимаемся? Каковы различия и каковы правила, регулирующие обучение сотрудников?

Что касается содержания обучения сотрудников, мы различаем. Профессиональная подготовка позволяет работнику приобретать новые навыки и знания с точки зрения требований к работе. Они выполняются в ситуации, когда работник не обладает достаточными знаниями, чтобы иметь возможность выполнять свои обязанности должным образом. Они также служат развитию сотрудника. Профессиональная подготовка сотрудников может осуществляться внутри страны - это тот случай, когда работник учится у других сотрудников с большим количеством знаний и опыта.

В соответствии с этой особенностью взрослых у андрагога появляется возможность применять значительно более эффективные методы обучения, так как активные восприятие и мышление совсем по-другому позволяют усваивать новый материал. Стержнем деятельности учителя в данном случае оказывается уже не вопрос принуждения, а задача максимально быстрого удовлетворения аппетитов ученика в получении знаний и формировании навыков. Оно и понятно: взрослый человек, заплатив за обучение немалые деньги, желает получить за них максимум возможного. И, естественно, при каждом удобном случае он пытается сэкономить, стремясь обойтись собственными силами. Поэтому его организованное обучение, как правило, сочетается с активным процессом самообучения. Это порождает такую особенность андрагогики, как большой рынок не только учебных услуг, но и материалов для самостоятельного образования.

Внутренние профессиональные тренинги организуются либо для целых групп сотрудников, либо индивидуально. Значительная часть профессиональной подготовки для сотрудников осуществляется извне специализированными обучающими компаниями. Во время такого обучения работник расширяет свои знания и получает новые навыки, которые затем могут использоваться на работе. Курсы профессионального обучения включают в себя обучение в области ИТ, подготовку кадров, подготовку по учету и т.д. профессиональное обучение может направляться одному сотруднику, всей группе, или компания может заказывать закрытое профессиональное обучение, то есть только для сотрудников работодателя.

Учет низкой или снижающейся обучаемости. Ни для кого не секрет, что ребенок даже под принуждением усваивает новый материал намного быстрее, чем, скажем, сорокалетний человек. Например, по статистике количество часов, необходимых для обучения вождению автомобиля, с увеличением возраста на каждые десять лет удваивается. Из-за этого андрагогу приходится проявлять чудеса изобретательности при выработке методики обучения, чтобы выжать максимум возможности из такого непластичного материала, которым является мозг стареющего человека. А заинтересованный ребенок, что называется, схватывает все на лету, и педагогу не приходится особенно задумываться над формой обучения. Для андрагога же методология становится одной из главных составляющих профессии.

Такая подготовка более приспособлена к потребностям и особенностям конкретного рабочего места. Обучение мягким навыкам предназначено для обучения сотрудника работе с ситуациями, требующими конкретных личностных навыков. Они расширяют и дополняют их диапазон поведения, методов и навыков в конкретных областях. Флагман мягкой подготовки - это обучение навыкам общения, обучению по вопросам переговоров, обучению продажам и управленческому обучению для менеджеров. Будут такие виды деятельности, как обучение расширению прав и возможностей, такие как обучение самоуверенности, обучение самопрезентации, обучение управлению стрессом.

Психологический статус учителя относительно ученика. Учитель для ребенка обычно является одним из главных авторитетов в детской жизни, образцом для подражания, а нередко даже объектом первой любви подростка. В такой ситуации учителю легко работать, ведь любое слово автоматически воспринимается как истина. К тому же педагог, как правило, выполняет сразу две функции - учителя и воспитателя. Он фактически формирует личность человека в процессе обучения. Это может привести к развитию у педагога синдрома демиурга (Демиург - созидающее начало, созидательная сила, творец, обычно отождествляемый с богом), когда он начинает отождествлять себя с полубогом. Появляется пресловутый менторский тон, привычка смотреть на всех свысока, поучать даже тогда, когда об этом не просят.

Мягкое обучение можно практиковать в любой области, где дефект идентифицируется сотрудником, что не позволяет ему / ей выполнять и правильно выполнять задачи на работе. Подобно профессиональному обучению, мягкая подготовка может предоставляться внутри страны, если у компании есть внутренний тренер и внешний тренер, открытый и закрытый. Языковая подготовка - еще одна форма обогащения компетенции сотрудника - на этот раз знание иностранного языка. Они могут быть внедрены внутри страны - на рабочем месте в форме курсов для сотрудников.

Они также могут предоставляться извне, когда работник участвует во внешнем дополнительном курсе, оплачиваемом работодателем. Некоторые компании предлагают языковые курсы для сотрудников, потому что их знание языка требуется самим рабочим местом. Другие, даже если иностранный язык не нужен на рабочем месте, позволяют получить знания в качестве дополнительного мотиватора для сотрудников.

Отношения андрагога со взрослым учеником строятся совсем на другой основе. Здесь учитель является наемным работником. Материальное благополучие преподавателя зависит от удовлетворенности ученика его работой, что в худшем случае приводит к угодничеству некоторых учителей перед своим слушателем. Гораздо лучше, если преподаватель и взрослый ученик становятся равными в психологическом плане партнерами по взаимодействию. Процесс учебы для них - это деловые отношения уважающих себя и друг друга людей, в которых учитель далеко не всегда занимает ведущую позицию. Вопрос выбора ведущего и ведомого в процессе обучения, как правило, решается выяснением соотношения психологической силы, весом авторитета и профессионального капитала каждого.

Однако с развитием Интернета появились новые формы обучения, известные как онлайн-обучение или онлайн-обучение. Эта форма обучения предоставляется через Интернет, и сотрудник может участвовать на рабочем месте. Плата за обучение для сотрудников Получение новых навыков довольно дорого. На практике компании используют следующие решения.

Обучение сотрудников, оплачиваемых работодателем, полностью финансируемое компанией. Обычно они проводятся в рабочее время, и в такой ситуации работник, отправленный на обучение, обязан присутствовать. Однако, если профессиональная или мягкая подготовка предоставляется вне рабочего времени, сотрудник может или не может присутствовать. Обучение, совместно финансируемое работодателем, - это обучение, в котором работодатель участвует в расходах, но не несет их в полном объеме. Работодатель не может принуждать сотрудника покрывать часть расходов на обучение, но может заплатить работнику за обучение или учебу по его просьбе. Работодатели, отправляя сотрудников для обучения или софинансирования, рассчитывают на соглашение о лояльности, которое привяжет сотрудника к компании на определенный период времени, чтобы обесценить затраты на обучение. Тренинг полностью оплачивается сотрудником - компания не проводит обучение для сотрудников или учебы, которые самостоятельно обучают сотрудников по их собственной просьбе. Свободное обучение. В рамках различных видов программ ЕС и по инициативе частных компаний и фондов рынок также предлагает бесплатную подготовку для сотрудников, что обычно требуется работодателю для отправки работодателя, но не несет никакой издержки. Важно помнить, что этот тип более дешевой возможности приобрести профессиональные навыки не будет длиться вечно. Обучение сотрудников может иметь различные уровни содержания, поэтому рекомендуется выбирать компании, которые являются авторитетными и имеют хорошие ссылки.

Обучение параллельно работе. Если для ребенка учеба всегда является основным видом деятельности, то взрослый обычно совмещает учебу с работой. Это порождает некоторые затруднения. Из-за того что различные виды деятельности конкурируют за мозговые ресурсы взрослого, его и так не лучшая обучаемость еще сильнее снижается. Сложности с организацией занятий, длительные перерывы между ними вынуждают андрагогов изыскивать дополнительные способы и формы построения учебного процесса, подстраиваясь под далеко не оптимальные для него условия. Педагоги же с подобными проблемами обычно не сталкиваются, являясь диктаторами в своей деятельности. Они выбирают наиболее оптимальный режим работы и вынуждают всех остальных участников процесса приспосабливаться к своим требованиям.

Не только учить, но и переучивать. Для педагогов ребенок - табула раса (чистая доска), если перевести с латыни, на которой они могут "писать свои картины". В отличие от них андрагоги имеют дело с уже сложившимися людьми, которых ранее уже чему-то научили и у которых сформировались определенные привычки в жизни и работе. Поэтому при обучении взрослого человека обычно сталкиваются с противодействием большого количества прежних стереотипов мышления и поведения. И андрагог, если сравнить его с фермером, вынужден не только выращивать новые растения, но и выпалывать старые, превратившиеся в мешающие сорняки. А это намного усложняет задачу, требует дополнительных профессиональных знаний и навыков. Ведь в процессе "борьбы с сорняками" могут быть повреждены какие-то жизненно важные наработки человека. Одна и та же привычка в труде для него может быть помехой, а в житейских делах основой благополучия. Это требует от андрагогов высокого интеллекта, знания психологии и особой аккуратности в обращении с учениками

Заполнить таблицу, требования к целям общая характеристика

Цель урока

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Сформировать на уроке новое понятие

Развитие аналитического мышления

Формирование интереса к будущему страны

Обучить новому способу действий

Развитие познавательных умений

Формирование чувства гордости за Родину

Устранить пробелы в знаниях

Развитие умений учебного труда

Воспитание гуманного отношения к людям

Отработать навыки

Формирование ответственности

Закрепить способы действий

Развитие требовательности к себе и другим

Обучить выполнению задания по образцу

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

Научить делать выводы

Воспитание мотивов труда

Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений

Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.

Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.

Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.

Образовательные требования.

1. Целенаправленность урока.

К цели предъявляются следующие требования:

    цель должна быть конкретна;

    четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т.д.;

    цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

2. Рационализация и дифференциация информационного наполнения урока:

    научность содержания;

    дифференциация содержания (по степени сложности, глубине, объему усвоения и видам помощи);

    структурирование содержания (в содержании предусмотрены задания в соответствии со всеми целями урока и этапами усвоения; структурное основание блоков знаний идет с опорой на модели, схемы, таблицы совместно с учащимися на всех этапах урока).

3. Обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение, развивающее личность:

    выбранные методы соответствуют целям урока, оптимально соотносятся с содержанием урока (широкий арсенал, оптимальное сочетание);

    оптимальное сочетание репродуктивных (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) и продуктивных методов обучения (проблемный, частично-поисковые, исследовательский);

    оптимальное сочетание методов работы под управлением учителя и самостоятельной работы учащихся;

    диалогичность методов, создание условий для того, чтобы каждый ученик мог выразить собственную точку зрения, соотнести ее с позицией других;

    ориентация методов на самостоятельность и активность учащихся в процессе обучения, частичную передачу функции организации и управления от учителя ученикам, сотворчество учащихся и преподавателя (деятельностный подход к обучению).

4. Разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся:

    оптимальное соотношение форм организации учебной деятельности учащихся с целями и содержанием урока;

    преимущественное использование таких форм организации учебной деятельности учащихся, которые обеспечивают сотрудничество, совместную деятельность учащихся.

5. Вариативный подход к формированию структуры урока:

    использование современных технологий обучения;

    рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм;

    творческая основа конструирования структуры урока.

Также структура урока должна соответствовать цели урока и логике усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение).

6. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил из них вытекающих.

В настоящее время выделяют следующие дидактические принципы обучения: воспитывающего и развивающего обучения; научности; связи теории с практикой, обучения с жизнью; наглядности; доступности; систематичности и последовательности; самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения; сознательности и прочности усвоения знаний и умений; целенаправленности и мотивации обучения; индивидуального и дифференцированного подхода к обучению учащихся.

Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых преподавателем, и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.

Развивающие требования.

1. Развитие умений творческого характера (формирование опыта творческой деятельности).

2. Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы, развитие познавательного интереса и любознательности.

3. Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных предметных, но и общеучебных умений и навыков, которые служат основой для реализации любой деятельности (развитие умений учебно-познавательной деятельности).

4. Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование "зоны ближайшего развития".

5. Проведение учебных занятий на "опережающем" уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

6. Развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности.

Воспитательные требования.

1. Выявление и использование на уроке воспитательных возможностей:

    системы отношений, складывающейся на уроке.

2. Четкая постановка воспитательных целей и реализация этих целей через систему воспитательных задач.

Постановка воспитательных целей урока осуществляется в русле целостного подхода к процессу формирования базовой культуры личности, основными направлениями которой являются духовно-нравственная, экологическая, трудовая, интеллектуальная, эстетическая культура.

Достижение почти всех воспитательных целей невозможно на одном уроке и поэтому необходимо из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, ставить различные воспитательные задачи эту цель реализующие.

Профессиональное обучение -это систематический процесс формирования у работников предприятия теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для выполнения работы.

Профессиональное развитие - это процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей.

Законодательство (Кодекс о труде) определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Он (работодатель) проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждения начального, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Важнейшим средством профессионального развития персонала является профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.

Профессиональное обучение персонала обеспечивает:

1. Первичную профессиональную подготовку работников (получение профессионально-технического образования лицами, не имеющими рабочей профессии или специальности, обеспечивающей соответствующий уровень профессиональной квалификации, необходимый для продуктивной деятельности).

2. Переподготовку (профессионально-техническое или высшее образование, направленное на овладение другой профессией (специальностью) работниками и специалистами с высшим образованием, которые уже освоили первичную подготовку в ПТУ или ВНЗ.

3. Повышение квалификации (обучение, направленное на развитие и усовершенствование знаний, умений и навыков в конкретном виде специальной деятельности, обусловленное постоянным изменением содержания труда, усовершенствованием техники, технологии, организации производства и должностных перемещений.) Как правило, повышение квалификации проводится с отрывом от работы до 3 недель или частичным отрывом до 6 месяцев.

Составление плана повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала предприятия предполагает ряд последовательных действий как специалиста по обучению, так и линейных менеджеров (руководителей предприятия и руководителей структурных подразделений).

Производится разделение персонала на три основные группы:

Не нуждающиеся в повышении квалификации;

Требующие систематического переобучения и пе­реподготовки через определенные (фиксированные) периоды времени (обычно 1-5 лет);

Нуждающиеся в разовом обучении (новые работники, работники с адекватный профессиональным уровнем и т. д.).

Схема процесса профессионального обучения:

1. Описание производственной функции на основе аттестации рабочего места.

2. Оценка работника, осуществляющего данную функцию на основе его аттестации.

3. Обсуждение работником требований, которые он предъявляет к обучению.

4. Анализ особенностей производственных функций с точки зрения требований к обучению.

5. Определение целей и задач обучения.

6. Установление сроков и формы обучения (с от­рывом, без отрыва от производства ).

7. Последовательная разработка общих разделов, тем и вопросов учебной программы персонал-менеджерами, ответственными за обучение, или приглашен­ными специалистами.

8. Выбор метода и вида обучения, в зависимости от выделенной темы.

9. Определение количества учебных часов по каждой теме в рамках общей продолжительности обучения.

10. Подбор преподавательского состава исходя из тематики учебной программы, определение количества учебных часов для каждого преподавателя.

11. Составление сметы затрат на обучение (оплата труда преподавателей и других расходов на обучение).

12. Установление места, времени и ежедневной про­должительности обучения.

13. Согласование и утверждение учебной программы.

14. Подготовка вспомогательных учебных материалов.

Ключевым этапом является определение потребностей организации в области профессионального развития (см. тему 6: Планирование и формирование персонала).

Традиционными методами определения и регистрации потребностей в профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального плана развития.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необхо­димых профессий и специальностей определяются работо­дателем с учетом мнения представительного органа работ­ников (профсоюзов).



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то