Теоретический анализ проблемы: вот в чем соль. Смотреть что такое "Теоретический анализ" в других словарях
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
§ 1. ПОНЯТИЕ ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДАХ И МЕТОДИКАХ
Метод научного познания - это способ, который позво ляет решить задачи и достичь цели исследования. Выбран ные адекватно задачам, методы и способы поисковой дея тельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы.
Точно так же, по словам Переса, методологическая триангуляция использует один и тот же метод в разных случаях или разных методах на одном и том же объекте исследования. Это делается в коллекции инструментов или между методами. В первом случае, когда наблюдательные единицы являются многомерными, «между методами», если предусматриваются различные стратегии сбора данных, чтобы взаимно компенсировать их определения, включая использование более чем одного метода для достижения цели учитывая.
Этот тип триангуляции наиболее часто используется. Использование триангуляции в методах и триангуляции исследователя в исследовании или использование триангуляции внутри методов и методов в исследовании - два примера множественной триангуляции. Короче говоря, исследователь объединит те источники или методы, которые при дополнении достигают более полной картины исследуемого предмета в зависимости от обстоятельств и характера одного и того же следственного процесса.
Каждая наука разрабатывает и использует методы иссле дования, отражающие ее специфику. Для решения конкрет ных задач применяется множество исследовательских мето дов. Их можно условно подразделить на эмпирические и теоретические.
Суть эмпирического метода состоит в фиксации и описа нии явлений, фактов, видимых связей между ними. Теоре тический метод предполагает глубокий анализ фактов, рас крытие существенных закономерностей, образование мыс ленных моделей, использование гипотез и др.
Ариас объясняет важность изучения принципов, лежащих в основе использования триангуляции, по существу, методологической при сочетании качественных и количественных методов. Эти принципы связаны с согласованностью между исследовательской целью, исследовательской проблемой, используемым методом, выбором выборки и интерпретацией результатов. Методологическая триангуляция может быть классифицирована как одновременная или последовательная. Во-первых, когда используются качественные или количественные методы.
В этом случае взаимодействие между двумя наборами данных во время сбора ограничено, но результаты дополняют друг друга в конце исследования. Последовательная триангуляция используется, если результаты одного метода необходимы для планирования другого метода. Качественный метод завершается до внедрения количественного метода или наоборот.
Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Они применяются во многих на уках, и поэтому их считают общенаучными.
При использовании исследовательских методов в зависимости от того, какие задачи необходимо решать, прихо дится определять процедуру проведения исследования, сня тия данных экспериментов, их анализа и интерпретации. Для этого используются конкретные методики психологи ческого исследования. Они выступают как способы (сред ства) конкретизации и воплощения исследовательского метода. В каждом исследовании используется комплекс ме тодов, применение каждого из которых осуществляется по соответствующим методикам (средствам и приемам).
Согласно Ариасу, триангуляция не является термином, который применяется к этнографии, когда метод исследования включает использование полуструктурированных интервью, некоторые уровни наблюдения участников, использование записей и администрирование вопросников. Именно сочетание таких методов представляет собой этнографию; не относится к разжижению или интеграции руководств обоих текстов, качественным и количественным, а скорее к использованию соответствующих стратегий для поддержания обоснованности каждого метода.
К триангуляции не является одновременным методом валидации. Хотя одни и те же стратегии могут быть использованы, они применяются в исследовании по разным причинам. Цель параллельной проверки заключается в том, чтобы определить, эквивалентны ли результаты измерения одного и того же понятия двумя способами. Цель одновременной триангуляции состоит в том, чтобы получать разные, но дополнительные данные по одной и той же теме, а не копировать результаты. Другими словами, триангуляция является скорее методом получения дополнительных результатов, чем сильными результатами и способствующими теории и развитию знаний.
Выбор обусловлен системой правил и норм и основывается на следующих принципах:
- совокупности (комплекса) методов исследования;
- их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможно стям исследователя;
Запрета экспериментов и использования исследова тельских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым.
Важно подчеркнуть, что триангуляция как стратегия исследования представляет собой интеграцию двух исследовательских подходов, поскольку это путем согласования парадигматических предположений количественных и качественных методов обеспечивает богатство и продуктивные данные. Таким образом, триангуляция предлагает биполярную альтернативу, приближающуюся к количественной и качественной.
Качественно-количественные дебаты продолжаются в процессе развития. Количественный подход был исключительно связан с эмпирико-аналитической парадигмой и рассматривает причины человеческого поведения посредством объективных наблюдений и количественных данных. С другой стороны, качественная парадигма возникает из социологической и антропологической традиции, где методы получения данных позволяют наблюдать за миром с точки зрения субъекта, а не исследователя.
§ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
Исторически эмпирическое знание предшествовало теорети ческому. Это знание об основных особенностях объекта, полу ченное в ходе практической деятельности, наблюдений, экс периментов. Характерный признак эмпирического знания - возможность его чувственного отражения.
Кроме того, качественный метод индуктивно индуцирует теорию из данных; в количественных исследованиях проводится дедуктивно, и его методы в первую очередь оживляются как устойчивая теория, то есть возможность быть проверена. Процесс расследования был разработан в соответствии с диалектической ориентацией, используя диалог как стратегию изучения учебного события, следуя процедуре описательного, прикладного и документального изучения интерактивного уровня, учитывая методологические принципы деятельности субъекта в процессе производства знаний и многосторонности для рассмотрения события в его реальном контексте.
Теоретическое знание дает возможность переносить вы воды, полученные в одних условиях и на основе анализа одних объектов, на другие условия и объекты, в том числе еще не существующие, проектируемые, создаваемые пока мысленно, в воображении.
Добываемое эмпирическими (практическими) методами, знание фиксирует общее, повторяющееся в доступных чувствен ному восприятию явлениях. Ограниченность эмпирических методов заключается в невозможности с их помощью проникнуть в сущность вещей, увидеть за внешним внутреннее, установить причинную связь, выявить необходимость и тенденции изме нения. Эти методы главным образом фиксируют существующее и для конструирования новых систем не годятся.
После трех неформальных бесед было опрошено 64 преподавателя, у которых были как контентные, так и академические советники, содержащие 15 комбинированных предметов: 5 дихотомических, 2 одного варианта с двойным намерением, 3 варианта с несколькими вариантами и 5 открытых вопросов; Кроме того, был использован документальный обзор 64 исследовательских отчетов, ориентированных на консультантов, и собеседование; в качестве аналитических методов интерсубъективной проверки использовались дебаты, направленные на контрастность различных точек зрения, данных наблюдений и интервью.
Для продуктивного психолого-педагогического исследова ния одних эмпирических методов недостаточно, поэтому ис пользуют теоретические методы. Они предполагают проник новение в сущность изучаемого процесса или явления и состо ят в их объяснении: почему они существуют, что их вызвало, как их преобразовать. Недостатком теоретических методов яв ляется то, что они не оказывают непосредственного влияния на наблюдаемые факты. Теоретические истины требуют дока зательства и не могут быть проверены опытным путем.
Для проведения полевых работ было проведено совещание для обмена критериями в отношении исследовательского процесса, обсуждения различных рабочих предложений, документарных исследований, участия в командных, групповых и пленарных выставках. Что касается пункта 1, в котором исследуется использование метода в расследовании, 100% респондентов согласились с тем, что эта практика может привести к смещению полученной информации. Тот же процент разделяет позицию всех респондентов в отношении пункта 2, в котором утверждается, что различные точки зрения позволяют более точно наблюдать.
При переходе от эмпирического уровня к теоретическому видоизменяется предмет исследования. На этом этапе реально существующий объект часто замещается его теоретической моделью, конструируются так называемые идеальные, не существующие в реальности объекты. По существу, «идеаль ный объект» - это предмет исследования на теоретическом уровне, взятый в виде определенной мысленной модели.
Что касается знания стратегии триангуляции и ее использования, осведомители в 62, 5% прямо заявили о своем невежестве на концептуальном и процедурном уровне, следовательно, они не используют его; 38, 5% сказали иначе. С другой стороны, он не отражает никакого результата в отношении применения триангуляции, какой тип триангуляции знает и какой тип триангуляции хотел бы применить. Однако варианты, представленные в пункте 8, которые исследуют предпочтение типа триангуляции, показали, что 50% респондентов были склонны к данным, 25% выбрали исследование исследователей, а остальные 25% не выбрали какой-либо вариант, Что касается пункта 9, касающегося достоверности результатов при использовании триангуляции, 75% респондентов согласны с тем, что результаты являются надежными, а остальные 25% занимают противоположную позицию.
Такими «идеальными объектами» в воспитании выступа ют отношения между воспитанником и условиями воспита ния, в социальном проектировании - идеальный социальный заказ, социальная структура, в социально-педагогическом посредничестве - полное взаимопонимание между клиен том и консультантом и т. д.
С другой стороны, 100% респондентов согласились с тем, что триангуляция может быть применена к исследованиям с использованием качественных и количественных подходов и что одним из ее преимуществ является взаимодополняемость, ее применение происходит на этапе анализа, его основная цель - для работы с разными данными, тем самым предлагая глубину и больший объем исследований, поэтому можно применять триангуляцию как процедуру анализа в образовательных исследованиях. Однако в результате пленарных заседаний были сделаны некоторые предположения относительно определенных преимуществ и рисков триангуляции.
Эмпирический и теоретический уровни исследования тесно связаны и часто взаимно проникают друг в друга. Из от дельных методов исследования складываются общие методы, своеобразные комплексные методики поиска.
§ 3. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
К ним относят методы анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, моделирования и др.
С точки зрения Родригеса, эффективная триангуляция требует предварительного знания сильных и слабых сторон каждого из используемых методов исследования, а его основная цель - повысить достоверность результатов исследований. По этой причине преимущества триангуляции как стратегии исследования легко оцениваются, среди которых.
Большая достоверность результатов. Производительность при анализе и сборе данных. Чувствительность к непонятным степеням изменения одним методом. Инновации в концептуальных рамках. Близость исследователя к предмету исследования. Следуя критериям Родригеса, нельзя также избежать того, что использование триангуляции требует творчества, изобретательности в сборе данных и глубоких интерпретаций. В этом смысле некоторые риски, которые тесно связаны с этим методом валидации, можно отметить.
Своеобразие метода теоретического анализа и синтеза в
психолого-педагогических исследованиях заключается в его универсальных возможностях рассматривать явления и про цессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, свя зи и отношения, устанавливать закономерности их развития.
Накопление больших объемов данных без исчерпывающего анализа. Трудность в организации материалов в последовательных рамках. Нет дорогостоящих применений техники. Сложность, полученная из многомерности наблюдаемых единиц. Отсутствие руководящих принципов для определения сходимости результатов.
Глобальный подход ориентирует результаты на теоретизацию. Триангуляция не смешивает утверждения двух парадигм, статических и динамических реалий, объективных и субъективных перспектив или индуктивных и дедуктивных подходов. Он также не предназначен для объединения целых и конкретных видений, числовых и текстовых данных или соображений причинности и неконструктивности. Комбинация данных не возникает на этапе анализа, а в результатах. Исследователь должен выявить логическую тенденцию в сочетании результатов, поскольку обоснованность триангуляции основывается на способности организовать материалы в последовательной структуре.
Путем анализа и синтеза можно вычленить объективное содержание в субъективной деятельности участников соци ально-педагогического процесса (детей, взрослых, родите лей, педагогов), установить несоответствия, выявить ре альные противоречия в развитии педагогического процесса, прогнозировать развитие.
В результате документального обзора пересмотренные отчеты отражают следующие типы триангуляции, которые показаны на следующем рисунке. Использование одного метода может привести к предвзятости в образовательных исследованиях. Триангуляция как процедура анализа позволяет подключать и подключать различные данные, полученные интерактивным способом.
В области образования он используется эмпирически, тогда как в пересмотренных отчетах отражается 80% использования триангуляции данных и исследователей. Триангуляция как метод может быть применена к различным этапам исследовательского цикла. Чтобы применить триангуляцию, необходимо собирать, выбирать, фокусировать, связывать и интерпретировать информацию организованным образом. Показано, что интеграция различных точек зрения позволяет процессу расследования большей точности и глубины. Следует отметить, что исследование показало готовность вовлеченных лиц включить его в качестве процедуры анализа в исследованиях в области образования.
Анализ - это мысленное выделение отдельных частей, свя зей на основе расчленения целого. После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, объеди нения результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.
В результате межсубъектной проверки были подняты следующие аспекты. Знание показателей следственных процессов важно не только для диагностики их уровня развития, но и для формирования компетенций в этой области. В той мере, в какой учитель теоретически знает, что такое триангуляция и как она выполняется, она сможет способствовать формированию и развитию благоприятной деятельности в отношении следственного процесса.
Многие из ошибок, допущенных при анализе данных, объясняются незнанием исследователя разнообразия стратегий для проведения этой фазы процесса расследования. Способность выбора наиболее подходящего метода связана с их профессиональной подготовкой, качеством личной мотивации, что является основным фактором в этом процессе.
С анализом и синтезом теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации.
Под абстрагированием понимают мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей для более глубокого изучения.
Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия об идеализированных, реально не существующих объектах. Однако именно эти иде ализированные объекты служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и закономерности, проявляющиеся во многих реальных объектах. В педагогике тоже возможно создание идеализированных объектов, скажем «идеальный воспитанник» (лишенный вся ких недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа» и др.
Метод конкретизации по своей логической природе про тивоположен абстрагированию. Он заключается в мыслен ной реконструкции, воссоздании предмета на основе вы члененных ранее абстракций. Конкретизация, направленная на воспроизведение развития предмета как целостной сис темы, становится особым методом исследования. Мышление из выделенных отдельных абстракций конструирует цель ный предмет.
Психолого-педагогическое знание по самой своей сути должно быть конкретизировано, чтобы воссоздать саму лич ность как целостность и обеспечить процесс развития этой личности в педагогической системе, а также самой педаго гической системы.
Метод моделирования открывает возможность переноса информации, добытой при использовании модели, по ана логии на прототип. При этом мышление оперирует не ре альными, а идеальными моделями.
Моделирование служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т. е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся ре комендации и выводы, проверяемые затем на практике. Та ковы, в частности, и проектируемые модели новых типов образовательных заведений: школы с разноуровневым обу чением, гимназии, лицея, колледжа и др.
Необходимо только помнить, что любая модель всегда беднее реально существующей и отражает лишь отдельные стороны и связи, так как теоретическое моделирование все гда включает абстрагирование.
§ 4. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
К ним относят наблюдение, беседу, опрос (интервью, анкетирование, тестирование), изучение результатов дея тельности, оценку (метод независимых экспертов или ком петентных судей) и др.
Наблюдение является одним из основных исследователь ских методов. Это целенаправленное и систематическое вос приятие исследователем особенностей протекания изучае мого явления или процесса и их специфических изменений. Наблюдение должно привести к осмыслению зафиксиро ванных данных и их научному объяснению, т. е. к установ лению фактов. Наблюдение завершается анализом и уста новлением взаимосвязи между фактами наблюдения и пред положениями исследователя.
Виды наблюдений группируют по различным признакам:
- по времени - непрерывное и дискретное;
- по объему - широкое (за группой в целом или за процессом развития личности как таковым) и узкоспеци альное, направленное на выявление отдельных сторон явле ния или отдельных объектов;
-
по типу связи наблюдателя и наблюдаемого: не вклю
ченное (со стороны) и включенное (когда исследователь
выступает участником деятельности коллектива).
Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд су щественных черт, которые отличают его от обыденного вос приятия человеком происходящих событий и одновременно являются требованиями, которым надо следовать. Назовем некоторые из них:
- целенаправленность, т. е. не просто фиксирование вос принимаемого, а отбор необходимой информации;
- аналитический характер, т. е. выделение из общей кар тины отдельных сторон, элементов, связей, которые ана лизируются, оцениваются и объясняются;
-
комплексность, т. е. охват всех существенных сторон
или связей социально-педагогического процесса;
-
систематичность, т. е. выявление устойчивых связей и
отношений, с целью обнаружения изменения и развития
наблюдаемого за определенный период.
Кроме того, при организации наблюдений должны быть заранее намечены их объекты, поставлены цели, составлен план. Объектом наблюдения чаще всего служит сам процесс деятельности педагогов, учащихся и воспитанников, их эмо циональные реакции и волевые усилия. Цель наблюдения определяет преимущественное сосредоточение на той или иной стороне деятельности, на тех или иных связях и отношениях.
Заранее планируются длительность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Как правило, они фик сируются в виде текстовых записей, заполнения разработанных форм, записей на магнитную ленту. Использование хрономет ража, магнитофонных записей, фото-, кино- и видеосъемок повышает достоверность данных и результатов наблюдения.
Как и любой метод, наблюдение имеет свои достоинства и недостатки. Оно позволяет изучить предмет в его целостности, естественном функционировании, в живых, много гранных связях и проявлениях. Однако этот метод не позво ляет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, де лать точные замеры. Поэтому результаты наблюдений нуж но сопоставлять с данными, полученными другими метода ми, дополнять и углублять их.
Наблюдение может проявляться и в косвенном восприя тии явлений, т. е. через их описание другими, непосредственно наблюдавшими их лицами. Такое наблюдение можно интер претировать как предварительное.
Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов дей ствий и поступков. Сама беседа отличается сравнительно сво бодным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. Беседа может проводиться в целях подтверждения или опровержения данных, полученных ранее с помощью других методов.
Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий. Исследователь должен стремиться, чтобы во время беседы поддерживались доброжелательные отношения, не возникала психологическая отчужденность, сохра нялся контакт с собеседником. Целесообразно беседу начинать с темы, интересной собеседнику, а затем переходить к вопросам, представляющим интерес для исследователя.
Беседа, как правило, не протоколируется, записи дела ются после нее. При осмыслении записей беседы учитываются все сведения, полученные другими методами.
Опрос как метод используется в виде интервью (устный опрос) и анкетирования (письменный опрос).
Через интервью выявляют оценки, точки зрения собе седника по каким-либо темам, проблемам.
Анкетирование решает те же задачи, но с охватом нескольких или многих респондентов. Однако при этом отсутствует живой контакт с опрашиваемыми, что не всегда обес печивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.
При опросе важна однозначная, ясная, четкая постановка вопросов. Предпочтительнее вопросы косвенные, выявляющие интересующие исследователя оценки, отношения, мнения.
Вопросы могут быть открытого типа. Они требуют само стоятельного формулирования ответа опрашиваемым. Напри мер: «Хотите ли вы учиться вместе со своими нынешними одноклассниками в следующем учебном году?».
Встречаются вопросы полузакрытого типа, когда ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформули ровать свой собственный, если предложенные готовые от веты не устраивают респондента.
При вопросах закрытого типа опрашиваемым необходи мо выбрать один из предлагаемых готовых ответов. Анкеты с закрытыми вопросами, естественно, ограничивают воз можности отвечающих, но такие анкеты лучше поддаются математической обработке.
Разновидностью опроса является тестирование. Оно по зволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, спо собностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания называют тестами.
Тест позволяет исследователю определить уровень разви тия некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.
Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие краткого ответа: «да» или «нет», «больше» или «меньше». Иногда необходимо выбрать один из приводимых ответов. Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, их выполне ние и обработка не отнимают много времени. В то же время необходимо реально оценивать, что можно выявить с помо щью тестов, чтобы не подменить предмет диагностирования.
Существуют определенные правила проведения опроса, анкетирования, тестирования и интерпретации полученных результатов.
1. Информирование испытуемого о целях проведения те стирования.
2. Ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий.
3.
Обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного
выполнения заданий испытуемыми.
4.
Сохранение нейтрального отношения к тестируемым,
исключающего подсказки и помощь.
5. Соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результа тов, которыми сопровождается каждый тест или соответ ствующее задание.
6. Обеспечение конфиденциальности полученной инфор мации.
7.
Ознакомление испытуемого с результатами диагности
ки, сообщение ему или ответственному лицу соответствую
щей информации с учетом принципа «Не навреди!».
Изучение результатов деятельности - это исследователь ский метод, который позволяет опосредованно выявлять сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа его деятельности. Иссле дователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с результатами (продуктами) его предшествующей де ятельности: сочинениями, контрольными и проверочными работами, рисунками, поделками и др.
Их изучение позволяет судить о достигнутом уровне дея тельности и о самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представление об уровне готовности субъекта к определенным видам деятельности , о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Это позволяет судить о добросовестности и упорстве в дос тижении цели, степени инициативы и творчества в выполнении работы, т. е. о сдвигах в развитии личности.
Сочетание этого метода с наблюдением, экспериментом и другими позволяет получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях их вы полнения.
При экспертном оценивании (метод экспертных оценок)," прежде всего, следует тщательно подобрать экспертов - людей, знающих исследуемую область и способных к объек тивной и непредвзятой оценке действий и результатов. Желательно, чтобы эксперты были независимыми. Оценки мо гут быть как качественными (характеристики, рекоменда ции), так и количественными (в баллах).
Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки, значит, их мнения близки к объективным.
Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и др.), а затем сопоставляются по лученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации являются поводом выявле ния качеств объекта при дальнейшем исследовании.
По сути, в каждом из видов обследования и поисковой работы используется комплекс эмпирических методов.
§ 5. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ
Изучение литературы, документов, материалов на элек тронных носителях и других источников информации по зволяет создать первоначальные представления о предмете исследования, помогает отделить известное от неизвестно го, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.
Работа над литературой начинается с составления списка подлежащих изучению произведений (библиография). Биб лиографический поиск можно начать с систематических и предметных каталогов библиотек, консультаций с библиографами и знакомства с библиографическими указателями.
Библиографию по теме исследования лучше составлять, выписывая необходимые данные о каждой книге или статье на отдельную карточку или занося их в базу компьютера. Важно точно указать автора или редактора книги, статьи, брошюры, название, место и год издания, издательство, том, выпуск и номер издания. Полезно указать и библио графический шифр. Например: Аванесов тестовых заданий. М.: Адепт, 1998.
Картотека ведется по предметному принципу, т. е. по раз делам изучаемой темы. Если источник относится к несколь ким разделам темы исследования, делается несколько копий карточек и каждая ставится в соответствующую рубрику. По мимо предметной целесообразно также параллельно вести кар тотеку по алфавиту . Это позволяет найти нужные источники по автору. На карточках как предметной, так и алфавитной картотеки помимо точного описания библиографического ис точника делаются краткие записи о его содержании.
Работа по изучению литературных источников начинает ся с просмотрового чтения. Его основной целью является ознакомление с большим количеством библиографических источников по теме исследования. Первичное ознакомление с литературой должно дать представление о проблематике, основном содержании того или иного произведения. Для этого полезно ознакомиться с аннотацией, введением, оглавле нием, заключением, бегло просмотреть содержание книги. Результатом просмотрового чтения является оценка сте пени важности каждого источника, которая позволяет оп ределить дальнейший способ проработки издания:
- тщательное изучение с конспектированием;
- выборочное изучение, сопровождающееся выписками;
- общее ознакомление с аннотированием и т. д.
Изучающее чтение предполагает внимательное прочте ние выделенных на предыдущем этапе библиографических источников. При этом следует выписывать на кар точках или отдельных листах бумаги все необходимое с точными ссылками на источник. Тут же или на отдельных листах полезно фиксировать свои мысли и замечания, воз никающие в процессе чтения.
Результаты изучения литературы по каждому вопросу по лезно оформить в виде письменного обзора, в котором, изложив существо отдельных положений, нужно четко вы явить основные точки зрения; вскрыть совпадающее и раз личающееся в них; обозначить мало разработанные, неяс ные и дискуссионные положения; подчеркнуть, что ново го, оригинального вносит автор каждой работы; высказать свое отношение к авторским позициям, сделанным иссле дователями выводам.
Следует иметь в виду, что изучение литературы и других источников научного и методического характера является важной составляющей подготовительного этапа исследова тельской работы, когда с помощью литературного обзора обосновывается актуальность поставленного вопроса и проводимой исследовательской работы. Но изучение литературы и документов продолжается в ходе всего исследования.
§ 6. «ВВЕДЕНИЕ»
И «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ»
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выбор методов исследования зависит от избранной темы, проблемы, гипотезы, цели и задач курсовой работы . Глав ное, они должны обеспечить максимальный эффект. Методы отбираются обычно для каждых этапа и части исследо вания. Все используемые студентом методы исследования под робно описываются во «Введении».
Курсовая работа предполагает обзор литературы по избран ной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию. В обзоре даются анализ и сравнительная оценка раз личных подходов к решению поставленной проблемы раз ными авторами.
Знание степени разработанности исследуемой проблемы студент излагает в теоретических главах. Первая из них со держит, как правило, 2-3 параграфа:
- историко-современный аспект изучаемой проблемы;
-
сущностные характеристики исследуемого понятия, его
трактовку различными авторами, собственное отношение к
позициям различных авторов;
- особенности разработки выбранной темы с точки зре ния психологии ребенка или подростка, их возрастных ха рактеристик.
В заключении главы следует сформулировать теоретиче ские выводы, из которых автор будет исходить в изложе нии содержания второй главы курсовой работы.
В теоретической части курсовой работы студент излагает собственное понимание и осмысление вопроса на основе изучения литературы, оценки тех или других аспектов пе дагогической теории и концепций со ссылкой на их авто ров, приводит доказательства каких-либо положений. Цитирование не должно превращаться в самоцель, заглушать собственную мысль. В конце цитаты необходимо обязатель но указывать ее источник.
анализирует , возражает , высказывает мнение , добавляет , доказывает , допускает , задает вопрос , вскрывает проблему , излагает , констатирует , надеется , находит , начинает , не раз деляет точку зрения , не соглашается , обнаруживает , обсуж дает , объясняет , одобряет , отвечает , отстаивает , определяет , отмечает , пересказывает , пишет , повторяет , поднимает про блему , поддерживает , подтверждает , позволяет , полагает , по нимает , предлагает , предполагает , представляет , признает , принимает точку зрения , приходит к выводу , рассматривает вопрос , разделяет позицию , размышляет , разрешает , разъяс няет , рекомендует , решает проблему , следует , соглашается , сомневается , сообщает , спрашивает , ссылается , считает , ука зывает , упоминает , утверждает , уточняет , фиксирует .
Анализ и уяснение теоретического материала на основе изучения научной литературы - трудоемкий процесс. На этом этапе наиболее типичными являются следующие ошибки.
1.
Механическое соединение не переработанных отрывков
из разных источников, чаще всего без указания авторов.
При этом часто одинаковые подходы к вопросу преподно
сятся как различные.
2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных под ходов без анализа и обобщения. Это очень примитивный уровень работы.
3.
Смешанное изложение: в теоретической и практиче
ской частях излагается то, что позаимствовано из литературных источников, и тут же приводятся иллюстрации из
наблюдений или собственной практики. Часто такие иллюс
трации вовсе не являются доказательством научного изло
жения.
4.
Отсутствие подтверждений научных идей конкретны
ми примерами и собственной трактовкой студента.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.
Сформулировать понятия. При необходимости обратиться
к толковому словарю.
Адекватный, аргументация, дискретность, достоверность, идеализация, инструкция, интервьюер, интерпретация, компе тентный, конфиденциальность, косвенный, нейтральный, опо средованно, отражение чувственное, преимущество, респон дент, совокупность, специфика, сущность, тенденция, тест, хро нометраж, целостность, эксперт.
Составить с выше перечисленными понятиями словосо четания и фразы.
2. Уяснить формулировки основных понятий темы.
Абстрагирование, аннотация, анализ, анкетирование, беседа, библиография, идеальный объект, изучение продуктов де ятельности, интервью, метод, методика, моделирование, наблюдение, опрос, оценивание, синтез, теоретический метод, теоретическое знание, тестирование, эксперимент, эмпириче ский метод, эмпирическое знание.
Составить пары или группы понятий, объединив их по какому-либо признаку.
3. Подготовить ответы на вопросы.
Раскройте суть понятия «метод научного познания».
В чем отличие эмпирических методов исследования от
теоретических?
Как связаны между собой понятия «метод» и «методика»?
Назовите принципы, на которых основывается выбор
методов исследования. Раскройте суть каждого из них.
Чем эмпирический уровень исследования отличается от
теоретического?
Что такое «идеальный объект»?
Перечислите теоретические методы исследования. Из ложите суть каждого из них.
Обоснуйте взаимосвязь методов: анализа и синтеза, аб страгирования и конкретизации.
Перечислите эмпирические методы исследования. Из ложите суть каждого из них.
Какие особенности интервью, анкетирования и тестирования позволяют объединить их в метод опроса?
Назовите три типа вопросов анкеты. Как они отличают ся друг от друга?
Как составить библиографический список?
Какие требования предъявляются к обзору литератур ных источников, используемых при написании курсовой
работы?
Какова цель и содержание «Введения» курсовой работы?
Какие аспекты должны быть рассмотрены студентом в
теоретической части курсовой работы?
Назовите типичные ошибки, допускаемые студентами
при написании обзора литературных источников.
4.
Сформулировать письменно требования к каждому эм
пирическому методу, требования к работе с литературой,
опираясь на теоретический материал темы.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАЧЕТУ
1. Сформулировать понятия «метод», «методика» и «мето дология», используя предлагаемые списки слов.
Метод - и, построение, способ, научное, обоснование, знание.
Методика - использование, при, помощь, которые, и, осуществляться, различные, познание, формы, явление, и, спо собы, методы, процессы.
Методология -система, принципы, теоретическая, организация, способы, и, построение, и, деятельность, практическая, и т. д.
2. Выбрать из списка методы, которые относятся к тео ретическим.
Анализ, беседа, опрос, синтез, интервью, абстрагирование, метод оценки, тестирование, эксперимент, конкретизация, анкетирование, моделирование, наблюдение.
3. Восстановить пары признаков, характерных для мето да наблюдения.
1. Непрерывное | А. Стороннее |
2. Широкое | Б. Дискретное |
3. Включенное | В. Специальное |
4. Определить, к какому из методов предъявляются сле дующие требования. Ответ обосновать:
Целенаправленность, аналитический характер, комплекс ность, систематичность.
Информирование испытуемого, нейтралитет, конфиденци альность, ознакомление с результатами.
5.
По кратким описаниям основных методов психологии
определить вид каждого из них.
Кратковременное психологическое испытание проводится (по заданной стандартной форме) для того, чтобы выяснить, на сколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют установленным психоло гическим нормам и стандартам. Применяется главным образом для определения пригодности к той или иной профессии.
Сущность метода - сбор и обобщение данных, полученных при изучении различных видов деятельности характери зуемой личности. Каждая учитываемая черта личности по сте пени проявления может оцениваться условным баллом. При меняется для изучения индивидуально-психологических ка честв учащегося, в частности его способностей.
Индивида систематически изучают в обычной повседнев ной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода - ведение дневника роди телями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психической жизни ребенка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует про верять другими методами.
Исследуемое явление изучается в точно учитываемых ус ловиях, позволяющих следить за ходом явления и воссозда вать его при повторении этих условий.
По просьбе экспериментатора три учителя оценивают в бал лах качество выполнения учащимися задания по труду. За тем вычисляется средняя оценка для каждого ученика.
С целью изучения содержания «Я» подростков им лредло жили составить самоописание на тему «Я, каким кажусь себе». Затем с помощью школьных психологов и филологов выделили в самоописаниях основные темы, после чего экспери ментатор подсчитал, у скольких испытуемых встречалась оп ределенная тема.
6. Выбор исследовательских методов основывается на трех основных принципах. Восстановить их формулировки:
1. Принцип адекватности методов | а) для решения любой научной проблемы используется не одни, а комплекс взаимодопол няющих методов |
2. Принцип запрета экспериментов | б) соответствие существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается по лучить, возможностям исследователя |
3. Принцип совокупности методов | в) не использование исследовательских мето дов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым, образо вательному процессу |
7. Сформулировать пять наиболее важных требований к организации методов:
Наблюдения;
Беседы;
Тестирования;
Анкетирования;
- изучения результатов деятельности.
Методы теоретического исследования.
Психолого-педагогическое обследование.
Метод научного познания - это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы.
Каждая наука разрабатывает и использует методы исследования, отражающие ее специфику. Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов. Их можно условно подразделить на эмпирические и теоретические.
Суть эмпирического метода состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними. Теоретический метод предполагает глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др.
Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Они применяются во многих науках, и поэтому их считают общенаучными.
При использовании исследовательских методов в зависимости от того, какие задачи необходимо решать, приходится определять процедуру проведения исследования, снятия данных экспериментов, их анализа и интерпретации. Для этого используются конкретные методики психологического исследования. Они выступают как способы (средства) конкретизации и воплощения исследовательского метода. В каждом исследовании используется комплекс методов, применение каждого из которых осуществляется по соответствующим методикам (средствам и приемам).
Выбор обусловлен системой правил и норм и основывается на следующих принципах:
Совокупности (комплекса) методов исследования;
Их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя;
Запрета экспериментов и использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым.
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
К ним относят методы анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, моделирования и др.
Своеобразие метода теоретического анализа и синтеза в психолого-педагогических исследованиях заключается в его универсальных возможностях рассматривать явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития.
Путем анализа и синтеза можно вычленить объективное содержание в субъективной деятельности участников социально-педагогического процесса (детей, взрослых, родителей, педагогов), установить несоответствия, выявить реальные противоречия в развитии педагогического процесса, прогнозировать развитие.
Анализ - это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе расчленения целого. После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, объединения результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них. Анализ – логический прием, метод исследования, в процессе которого изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого. Анализ может быть произведен с целью выделения свойств предмета, расчленения классов на подклассы, расчленения на противоречащие стороны. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. Анализ должен производиться ступенчато, поэтапно. На каждой ступени анализа должно выбираться одно основание деления, а не несколько сразу. Выделяемые в результате анализа элементы должны исключать друг друга, а не входить один в другой
С анализом и синтезом теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации.
Под абстракцией (абстрагированием) обычно понимают процесс мысленного отвлечения от ряда свойств предметов или признаков предмета от самого предмета, от других его свойств. Абстракция может быть в форме чувственно-наглядного образа (НАПРИМЕР , модель межличностных взаимоотношений в группе), в форме суждения («У этого человека темперамент меланхолический»), в форме понятия (когда абстрагирована совокупность признаков, свойств, сторон и связей предмета или класса предметов: «мотив», «одаренность», «проблема»), в форме категории (наиболее широкого понятия определенной науки: «воспитание», «обучение», «развитие»).
Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия об идеализированных, реально не существующих объектах. Однако именно эти идеализированные объекты служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и закономерности, проявляющиеся во многих реальных объектах. В педагогике тоже возможно создание идеализированных объектов, скажем «идеальный воспитанник» (лишенный всяких недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа» и др.
Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в мысленной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций. Конкретизация, направленная на воспроизведение развития предмета как целостной системы, становится особым методом исследования. Мышление из выделенных отдельных абстракций конструирует цельный предмет.
Психолого-педагогическое знание по самой своей сути должно быть конкретизировано, чтобы воссоздать саму личность как целостность и обеспечить процесс развития этой личности в педагогической системе, а также самой педагогической системы.
Индукция – один из типов умозаключения и методов исследования. Она выступает определенным способом обобщения. Индуктивное обобщение необходимо при изучении психолого-педагогического опыта.
Дедукция – один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. В широком смысле под дедукцией понимается любой вывод вообще, в узком смысле – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок).
Метод моделирования открывает возможность переноса информации, добытой при использовании модели, по аналогии на прототип. При этом мышление оперирует не реальными, а идеальными моделями.
Моделирование служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т. е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике. Таковы, в частности, и проектируемые модели новых типов образовательных заведений: школы с разноуровневым обучением, гимназии, лицея, колледжа и др.
Необходимо только помнить, что любая модель всегда беднее реально существующей и отражает лишь отдельные стороны и связи, так как теоретическое моделирование всегда включает абстрагирование.
Заранее планируются длительность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Как правило, они фиксируются в виде текстовых записей, заполнения разработанных форм, записей на магнитную ленту. Использование хронометража, магнитофонных записей, фото-, кино- и видеосъемок повышает достоверность данных и результатов наблюдения.
Как и любой метод, наблюдение имеет свои достоинства и недостатки. Оно позволяет изучить предмет в его целостности, естественном функционировании, в живых, многогранных связях и проявлениях. Однако этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставлять с данными, полученными другими методами, дополнять и углублять их.
Наблюдение может проявляться и в косвенном восприятии явлений, т. е. через их описание другими, непосредственно наблюдавшими их лицами. Такое наблюдение можно интерпретировать как предварительное.
Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. Беседа может проводиться в целях подтверждения или опровержения данных, полученных ранее с помощью других методов.
Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий. Исследователь должен стремиться, чтобы во время беседы поддерживались доброжелательные отношения, не возникала психологическая отчужденность, сохранялся контакт с собеседником. Целесообразно беседу начинать с темы, интересной собеседнику, а затем переходить к вопросам, представляющим интерес для исследователя.
Беседа, как правило, не протоколируется, записи делаются после нее. При осмыслении записей беседы учитываются все сведения, полученные другими методами.
Опрос как метод используется в виде интервью (устный опрос) и анкетирования (письменный опрос).
Через интервью выявляют оценки, точки зрения собеседника по каким-либо темам, проблемам.
Анкетирование решает те же задачи, но с охватом нескольких или многих респондентов. Однако при этом отсутствует живой контакт с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.
При опросе важна однозначная, ясная, четкая постановка вопросов. Предпочтительнее вопросы косвенные, выявляющие интересующие исследователя оценки, отношения, мнения.
Вопросы могут быть открытого типа. Они требуют самостоятельного формулирования ответа опрашиваемым. Например: «Хотите ли вы учиться вместе со своими нынешними одноклассниками в следующем учебном году?».
Встречаются вопросы полузакрытого типа, когда ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента.
При вопросах закрытого типа опрашиваемым необходимо выбрать один из предлагаемых готовых ответов. Анкеты с закрытыми вопросами, естественно, ограничивают возможности отвечающих, но такие анкеты лучше поддаются математической обработке.
Разновидностью опроса является тестирование. Оно позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания называют тестами.
Тест позволяет исследователю определить уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.
Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие краткого ответа: «да» или «нет», «больше» или «меньше». Иногда необходимо выбрать один из приводимых ответов. Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени. В то же время необходимо реально оценивать, что можно выявить с помощью тестов, чтобы не подменить предмет диагностирования.
Существуют определенные правила проведения опроса, анкетирования, тестирования и интерпретации полученных результатов.
1. Информирование испытуемого о целях проведения тестирования.
2. Ознакомление испытуемого с инструкцией по выпенению тестовых заданий.
3. Обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми.
4. Сохранение нейтрального отношения к тестируемым, исключающего подсказки и помощь.
5. Соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание.
6. Обеспечение конфиденциальности полученной информации.
7. Ознакомление испытуемого с результатами диагностики, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!».
Изучение результатов деятельности - это исследовательский метод, который позволяет опосредованно выявлять сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа его деятельности. Исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с результатами (продуктами) его предшествующей деятельности: сочинениями, контрольными и проверочными работами, рисунками, поделками и др.
Их изучение позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представление об уровне готовности субъекта к определенным видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Это позволяет судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, степени инициативы и творчества в выполнении работы, т. е. о сдвигах в развитии личности.
Сочетание этого метода с наблюдением, экспериментом и другими позволяет получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях их выполнения.
При экспертном оценивании (метод экспертных оценок), прежде всего, следует тщательно подобрать экспертов - людей, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке действий и результатов. Желательно, чтобы эксперты были независимыми. Оценки могут быть как качественными (характеристики, рекомендации), так и количественными (в баллах).
Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки, значит, их мнения близки к объективным.
Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и др.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации являются поводом выявления качеств объекта при дальнейшем исследовании.
По сути, в каждом из видов обследования и поисковой работы используется комплекс эмпирических методов.
Психолого-педагогическое обследование - комплекс диагностических процедур, необходимых прежде всего для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения , его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей.
Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе.
Обследование может проводиться и на заключительном этапе исследовательской работы, но тогда оно приобретает несколько иные функции: всесторонне выявить полученные результаты, как запланированные, так и побочные, свести их воедино, установить влияние проведенной работы на всю включенную в эксперимент или поисковую работу социально-педагогическую сферу. Поскольку о способах подведения итогов поиска речь впереди, то мы будем в данном разделе рассматривать социально-педагогическое обследование как вводную часть педагогического поиска.
В обследовании, как и в других комплексных методиках, необходим как анализ - поэлементное, отдельное изучение компонентов, блоков, подсистем изучаемого процесса, так и последующий синтез - создание целостного представления, обобщенных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тенденциях развития объекта изучения.
Можно выделить несколько видов обследования .
Разведывательное (поисковое, пилотажное, зондирующее) обследование связано с опробованием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения.
Частичное обследование проводится с целью изучения отдельных сфер, звеньев, блоков объекта или же для выяснения отдельных сквозных, проблемных вопросов, например отношения родителей к введению платы на некоторые образовательные услуги, если предполагается разностороннее изучение состояния образования в связи с реализацией российского Закона «Об образовании».
Комплексное обследование - это изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного (систематического) изучения компонентов объекта.
Системное обследование - то же комплексное изучение, но выполненное на основе мысленного (модельного) представления об объекте, предварительного выделения предмета исследования. Такое обследование предполагает акцентирование внимания на ведущих (системообразующих) факторах, на связи и взаимовлиянии целого и его элементов, на выявлении основных, исходных и
Любое обследование должно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три основных этапа : сбор информации, ее обработку и систематизацию и подведение итогов (конструирование выводов).
Сбор информации требует тщательной подготовки. Составляется общая программа или план работы (объекты, сроки), отражается характер и объем необходимой информации, способы ее получения, источники, последовательность работы с ними. Определяется методический инструментарий, и прежде всего - методы и исследовательская документация.
В процессе сбора информации широко используются такие исследовательские методы , как наблюдение, интервью, анкетирование, коллективное собеседование, диагностические ситуации, изучение документации, экспертная оценка и др.
Для документального обеспечения работы разрабатываются различные анкеты, бланк-интервью, формы и карточки наблюдений, листы экспертных оценок и т.д., определяются виды и объемы выборок, способы контактов с респондентами, время и место наблюдений и бесед, способы инструктажа исполнителей. Все эти процедуры полезно зафиксировать в рабочем плане обследования.
Собранная информация (экономическая, демографическая, социологическая, психологическая, педагогическая и т.д.) должна быть систематизирована согласно заранее определенным критериям и обработана на основе определенных логических схем вручную или с помощью ЭВМ, если опросники были стандартизированными. Скажем, образовательные запросы населения микрорайона могут быть разделены на запросы на основное и факультативное, школьное, профессиональное и дополнительное образование. Может возникнуть потребность в дифференцировке образовательных запросов в зависимости от уровня образования, социального положения, материального благосостояния семьи.
Подведение итогов и выводы связаны с интерпретацией, объяснением, истолкованием собранной информации, воссозданием общей картины, уровня, состоятельности, функционирования исследуемого объекта . Если, скажем, изучается воспитательный потенциал микрорайона, то выводы должны содержать заключение об используемых педагогических возможностях микросреды, о характере воспитывающей среды, о выявленных факторах воспитательного влияния, об источниках дестабилизирующих и деструктивных влияний, о роли школы и семьи, о степени социальной поддержки детства и т. д.
Рассмотрим приведенные выше положения на конкретном примере составления социального паспорта микрорайона . Такая работа необходима в любой школе, если ставится цель выявить и использовать воспитательный потенциал социального окружения, создать и обогащать образовательное пространство школы.
1 -й этап - сбор информации , он включает следующее.
1. Социальную характеристику микрорайона в зависимости от места расположения, времени и характера застройки, функционального назначения, наличия производственных предприятий, развитости сети учреждений культуры, спорта, сферы быта, степени благоустройства . Например, выявляется, что микрорайон представляет собой отдаленный от центра городской микрорайон, застроенный в основном 10-15 лет назад многоэтажными стандартными жилыми домами, с удовлетворительной транспортной связью с центром юрода, со слабо развитой производственной и социальной инфраструктурой. Исследовательский инструментарий: получение всех имеющихся данных в районной администрации, статуправлении, ЖКО или домоуправлениях, выборочные опросы, интервью, анкетирование.
2. Характеристику населения по возрасту, уровню образования, профессии, социальному положению, репродуктивным функциям, наличию особых социальных и этнических групп; специальную характеристику детского контингента. Исследовательский инструментарий: получение статистических данных в районных учреждениях и образовательных структурах, опросы, анкетирование.
3. Определение развития и уровня функционирования социально-педагогической инфраструктуры: обеспеченность дошкольными и школьными учреждениями, наличие спортшкол, школ искусств, оздоровительных сооружений и т.д., степень удовлетворенности их работой; организация микрорайонной структуры управления, степень активности и инициативы населения, организация жизни детей, наличие традиций, криминогенные факторы и состояние преступности. Инструментарий и методики: анализ деловой документации, наблюдения, беседы со специалистами и населением.
2-й этап - обработка и систематизация материала . Он включает не просто суммирование выявленных данных и их количественное выражение, а распределение фактов по отдельным направлениям: репродуктивные возможности населения, достаточность сети и уровень работы образовательных учреждений, соответствие нормам и реальным запросам населения сети и уровня работы различных социальных служб, уровень и причины детской преступности, наркомании, возможности для организации воспитывающей среды и их реальное использование.
3-й этап включает получение целостных характеристик о микрорайоне , его явных и скрытых педагогических возможностях, факторах, способствующих и препятствующих социализации и удовлетворению интересов семьи и ребенка, его индивидуальному становлению. Это может быть, например, вывод о недостаточно или достаточно развитой социальной инфраструктуре, о культурной насыщенности среды, об эффективности влияния на детей и молодежь подлинных источников культуры и др.
Обследование дает конкретную ориентировку о состоянии объекта, выявляет исходные факты и характеристики, помогает наметить направления преобразований.