Классификация образовательных организаций в рф. Образовательное учреждение. Разница между предприятием и учреждением

В статье 23 Федерального Закона «Об образовании в РФ» указаны все типы образовательных организаций, их особенности, цели и задачи. Далее мы проанализируем данную статью и уточним ее детали.

Критерии для деления учебных заведений на отдельные типы

При подразделении всех учебных заведений на типы, учитываются общеобразовательные программы, выбранные для их деятельности. Кроме того, деление осуществляется и с учетом вида программ. Это может быть:

  1. Основные образовательные программы.
  2. Программы дополнительного обучения.

Общеобразовательные программы подразумевают профессиональное и общее обучение. В Законе предусмотрено шесть различных типов образовательных организаций: четыре, предполагающих реализацию основных образовательных программ, и два вида, направленных на дополнительное развитие школьников.

Все учреждения, которые реализуют образовательные программы, дополнительно подразделяют на 4 типа:

По Закону РФ от 10 июля 1992 г. предполагалось всего два типа учреждений образования, причем они не были четко указаны в статье. Специальное образование в Законе отводилось учреждениям коррекционного типа, именно в их обязанности входило обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно выделялись и учреждения для воспитания и обучения детей сирот.

Особенности коррекционных учреждений

По поводу специальных учреждений отметим, что нынешнее переименование их в общеобразовательные организации не предполагает их ликвидации.

Закон предусматривает образование государственными органами субъектов РФ такие образовательные организации, в которых обучение бы велось по специальным программам, адаптированным для слепых, слабослышащих, умственно отсталых или глухих детей, а также для учеников с проблемами опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, аутизмом и иными дефектами здоровья.

Профессиональное обучение детей, имеющих ограничения по физическому состоянию, также выполняется на базе специальных программ, которые адаптированы для этих категорий школьников.

О порядке осуществления образовательной деятельности

По статье 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено существование четырех вариантов образовательных учреждений, которые имеют право на реализацию основных образовательных программ.

Первой из них называется образовательная дошкольная организация - учреждение, основной целью деятельности которого является уход и присмотр за детьми, а также реализация обучения и воспитания по образовательным программам для дошкольников.

30 августа 2013 года Приказом Министерства науки РФ (№1014) был утвержден специальный Порядок, согласно которому организуется и осуществляется вся образовательная работа по основным программам. Их варианты для дошкольного образования разработаны для тех организаций, что осуществляют уход за малышами, включая и частные детские сады, и группы дневного пребывания.

Дошкольное воспитание

Важно помнить о том, что рассчитывать на дошкольное образование, малыши могут не только в специализированных детских учреждениях, но и в семье. В п.6 указано, что в организации уход, присмотр, дошкольное обучение, осуществляются от 2 месяцев до полного прекращения отношений (в случае достижения воспитанником 6-7 летнего возраста). Группы, создаваемые для реализации данной цели, могут быть оздоровительной, компенсирующей, общеразвивающей и комбинированной направленности.

Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 года был признан утратившим свою юридическую силу. Письмо от 8 августа 2013 года Минобрнауки содержало Рекомендации Департамента гос. политики относительно комплектования тех учреждений образования, которые занимаются реализацией основных общеобразовательных программ дошкольного воспитания и обучения. Причем в письме шла речь о создании единых подходов к количеству детей, которые нуждаются в посещении дошкольных образовательных учреждений.

Имелись в письме и рекомендации муниципальным органам власти о создании единого информационного ресурса «электронной очереди» в детские сады. Были определены и сроки предоставления информации о количестве заявлений (движения) на текущий учебный год. Для постановки на учет в реестре, родители либо законные представители дошкольника заполняют в Интернете форму, представленную в свободном доступе, или же пользуются консультацией специалиста из УО муниципалитета. Также можно лично обратиться в уполномоченный орган с письменным заявлением о предоставлении места в детском дошкольном учреждении.

Школьное образование

Общеобразовательная организация является учреждением, которое своей основной целью ставит выполнение программы начального, среднего и Их функционирование подчинено постановлению Правительства РФ от 2001 года. Несмотря на то что документ был издан давно, периодически модернизируется и переиздается, он не утратил своей силы и используется в настоящее время.

По этому документу к общеобразовательным организациям причисляют:

  • начальную общеобразовательную школу;
  • основную общеобразовательную школу;
  • среднюю общеобразовательную школу;
  • учреждения среднего звена с углубленным изучением определенных предметов;
  • гимназии, осуществляющие подготовку школьников по естественнонаучному, техническому, гуманитарному направлению;
  • лицеи, реализующие программы среднего и основного образования по профилям (направлениям).

Специфика ст. 23 закона РФ «Об образовании»

Описываемый Закон не предполагает отдельного деления на типы образовательных организаций, которые обеспечивают углублённую (дополнительную) подготовку школьников, как лицей либо гимназия, поэтому и появились вопросы еще до его введения в действие.

Были опасения, что он не предусматривает развитие одаренных (талантливых) детей. Но на самом деле все не так, данный закон об образовании в Российской Федерации направлен именно на формирование талантливой молодежи. Независимо от статуса образовательного учреждения, педагогический состав создает для школьников благоприятные условия.

Разные типы образовательных организаций предполагают отличия не только в статусе, но и в особых условиях финансирования. По новому Закону предусматривался переход и классического варианта финансирования на финансирование по итогам выполнения муниципального (государственного) заказа. Все требования к выпускнику школы прописаны в стандартах нового поколения: воспитание гражданственности, патриотизма, способности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Профессиональное образование

Профессиональной образовательной организацией считается учреждение, основной целью функционирования которого является образовательная деятельность по специальным программам профессионального среднего образования.

Постановление Правительства РФ №543 от 18 июля 2008 года регулирует эти виды образовательных организаций. В качестве основных задач учебного заведения выделяются:

  • реализация потребностей личности в культурном, интеллектуальном, нравственном развитии, путем получения профессионального среднего образования;
  • насыщение рынка специалистами, имеющими среднее профессиональное образование;
  • развитие у подрастающего поколения трудолюбия, гражданственности, ответственности, творческой активности, самостоятельности;
  • сохранение культурных и нравственных ценностей общества.

По данному закону предусмотрены такие типы образовательных организаций среднего звена:

  1. Техникум, в котором реализуется программы по базовой подготовке.
  2. Колледж, предлагающий подготовку по углубленным программам.

Наименование образовательных учреждений

Высшее образование

Рассматривая различные формы, типы образовательных организаций, нельзя обойти вниманием высшие учебные заведения. Основной целью их является образовательная и научная деятельность по специальным программам. По типовому положению о структуре высшего образования, постепенно вводятся стандарты к каждому направлению обучения и к специальностям высшего звена.

Дополнительное образование

Центры дополнительного образования созданы для организации внеурочной деятельности дошкольников и детей школьного возраста. В законе об образовании РФ даны разъяснения по поводу наполняемости групп, секций, кружков, нормативного и финансового обеспечения деятельности. В последнее время интерес к подобным учреждениям возрастает, в каждом районном центре есть как минимум одни центр дополнительного образования, причем большая часть секций, кружков, предлагаемых ребятам, бесплатные.

Образовательный процесс в ЦДО осуществляется на основе индивидуальных учебных планов. Группы создают по интересам, возрасту, направлению деятельности. Разнообразные лаборатории, секции, клубы, кружки, ансамбли, оркестры, студии, театры: все это предлагается ребятам вне школьных стен. Помимо групповых вариантов, дополнительное образование предлагает и индивидуальные формы работы.

Дополнительное профессиональное образование

Цель создания таких организаций - осуществление деятельности по специальным профессиональным программам. Они по «Закону об образовании» выполняют следующие функции:

  1. Помощь специалистам в овладении информацией о новейших достижениях в науке и технике, передовом зарубежном и отечественном опыте.
  2. Повышение квалификации и переподготовка специалистов учреждений, организаций, высвобождаемых работников, государственных служащих, безработных специалистов.
  3. Проведение научных исследований и экспериментов, осуществление консультационной деятельности.
  4. Полноценная научная экспертиза индивидуальных проектов, программ, иных документов по профилю организации

Заключение

В статье 23 Закона «Об образовании РФ» в полной мере объяснена вся классификация образовательных учреждений, их цели и задачи, особенности финансирования и правовая форма. Указаны в ней и виды образовательных программ. Кроме того, российское законодательство определет порядок создания учреждений государственного образования разного вида и типа.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - по законодательству РФ учреждение, осу-ществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или не скольких образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и питание обучающихся, воспитанников. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ являетсяюридическим лицом. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных или религиозных организаций). К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего об разования); начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; специальные (коррекционные) дляобучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения до школьного образования; учреждения для детей сирот и детей, оставшихсяпопечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образователь ный процесс.

Словарь финансовых терминов .


Смотреть что такое "ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ" в других словарях:

    Образовательное учреждение Энциклопедия права

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно правовым… … Профессиональное образование. Словарь

    образовательное учреждение - — EN educational institution An organization or establishment devoted to the act or process of imparting or acquiring knowledge or skills. (Source: RHW)… … Справочник технического переводчика

    Учебное заведение прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение,… … Википедия

    образовательное учреждение - 3.5 образовательное учреждение (educational organization): Организация, предоставляющая образовательную услугу (см. 3.4). Источник: ГОСТ Р 52614.2 2006: Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 2001 в сфере … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Образовательное учреждение - (англ. edi cational institution) в РФ учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В соответствии с… … Большой юридический словарь

    Образовательное учреждение - Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Закон Российской Федерации от… … Словарь юридических понятий

    Образовательное учреждение интегрированного обучения - образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений … Официальная терминология

    Образовательное учреждение общего назначения - дошкольное, общеобразовательное или образовательное учреждение профессионального образования, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С… … Официальная терминология

    Образовательное учреждение дополнительного образования детей - (англ edicational institution of additional education of children) тип образовательного учреждения, обеспечивающего развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах… … Энциклопедия права

Книги

  • ДОУ О спорт, ты мир! (DVD). ФГОС ДО , Комарова Н. И.. Программно-методический комплекс с рекомендациями для педагога и раздаточными материалами Многопользовательская лицензия на образовательное учреждение Для использования с интерактивной…

В соответствие с приведенным выше определением системы образования, образовательные программы должны реализоваться, образовательными учреждениями. Точнее - «некоммерческими организациями», поскольку «учреждение» одна из форм некоммерческих организаций, а в законе «Об образовании» (в ред. Фед. Закона от 22.08.2004 №122 ФЗ) сказано, что « Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций».

Таким образом, образовательное учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм, в которых могут существовать некоммерческие образовательные организации. В соответствии с Гражданским Кодексом и Федеральным Законом «О некоммерческих организациях», регистрация образовательной организации в форме образовательного учреждения, предполагает наличие учредителя. Предполагается финансирование этой организации впоследствии учредителем, а также наличие субсидиарной ответственность учредителя по долгам организации. (Напомним, что субсидиарная - это разновидность неограниченной ответственности. Субсидиарная ответственность возникает, когда одно лицо отвечает по долгам другого ввиду недостаточности имущества непосредственного должника).

Учредителем основной части некоммерческих образовательных организаций (учреждений) является, как известно, государство.

Типы образовательных учреждений

Подробная информация о типах и видах образовательных учреждений содержится в классификаторах информации в составе Интегрированной Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС) сферы образования (Приложение к письму Минобразования России от 09. 03.2004 №34-51 -53ин/01-11)

В зависимости от своего назначения различают следующие типы образовательных учреждений:

1. Дошкольные образовательные учреждения.

2. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Образовательные учреждения дополнительного образования детей.

4. Межшкольные учебные комбинаты.

5. Общеобразовательные учреждения.

6. Общеобразовательная школа-интернат.

7. Кадетские школы.

8. Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.

9. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением .

II. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

12. Учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).


13. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

14. Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.

15. Образовательные учреждения начального профессионального образования.

16. Образовательные учреждения среднего профессионального образования (Средние специальные учебные заведения).

17. Образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие учебные заведения).

18. Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие военно-учебные заведения).

19. Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Виды образовательных учреждений

Дошкольные образовательные учреждения:

Детский сад;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Начальная школа-детский сад;

Начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

Прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Учреждения дополнительного образования:

Центр (дополнительного образования детей, развития творчества;

Детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительный, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный));

Дворец творчества детей и учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

Дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);

Станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов));

Школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);)

Детский оздоровительно-образовательный лагерь;

Межшкольный учебный комбинат.

Общеобразовательные учреждения:

Начальная общеобразовательная школа

Основная общеобразовательная школа

Средняя общеобразовательная школа

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Гимназия

Общеобразовательная школа-интернат

Гимназия-интернат

Лицей-интернат

Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой

Кадетская школа

Кадетская школа-интернат

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Открытая (сменная) общеобразовательная школа

Центр образования

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при - исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:

Центр диагностики и консультирования

Центр психолого-медико-социального сопровождения

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Центр социально-трудовой адаптации и профориентации

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением:

Специальная общеобразовательная школа

Специальное профессиональное училище

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния.

Специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния

Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Учреждения для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей:

Детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный)

Детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Оздоровительные образовательные учреждения:

Санаторные школы-интернаты

Санаторно-лесные школы

Санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суворовские, нахимовские, кадетские учреждения:

Суворовское военное училище

Нахимовское военно-морское училище

Кадетский (морской кадетский) корпус

Военно-музыкальное училище

Музыкальный кадетский корпус.

Учреждения начального профессионального образования:

Профессиональное училище

Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования

Учебно-производственный центр

Техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.)

Вечернее (сменное) образовательное учреждение

Учреждения среднего профессионального образования:

1. Техникум (училище)

2. Колледж

Учреждения высшего профессионального образования:

Институт

Академия

Университет

Военная академия

Военный университет

Военный институт.

Учреждения дополнительного профессионального образования:

Академия

Институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные

Курсы (школы, центры) повышения квалификации

Учебные центры службы занятости

Статья 23. Типы образовательных организаций

  • проверено сегодня
  • закон от 12.05.2019
  • вступила в силу 30.12.2012

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 30.12.2012

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • 1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • 2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • 3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
  • 4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

  • 1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
  • 2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

  • 1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;
  • 2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
  • 3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • 4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • 5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
  • 6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на её организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).


Право на образование — одно из основ­ных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Основы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном законе «Об образовании» № 12-ФЗ от 13.01.1996 г. В данном документе под образовани­ем понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопрово­ждающийся констатацией обучающимся установ­ленных государством образовательных уровней, удостоверенных соответствующим документом. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, места жительства, состояния здоровья и пр.

Реализация государственных гарантий прав граждан на образо­вание обеспечивается созданием системы образования и со­ответствующих условий для его получения. В современный период систему образования понимают как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учрежде­ний; образовательные стандарты и программы; систему ресурсного обеспечения — кадрового, научного, методи­ческого, материального, финансового; организацию сотрудниче­ства с другими социальными и образовательными системами; управление.

При реформировании отрасли признано возрастание полномо­чий субъектов РФ в области образования. Особое внимание уделяется принципу регионализации образова­ния, признаками которой с по­зиций его организации является: совокупность учебно-воспи­тательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации обучения в соответствии с инте­ресами обучающихся; совокупность программ обучения, отражающих научно-культурные, демогра­фические и экономические особенности региона; наличие науч­но-методической школы, обобщающей своеобразие педагогиче­ского опыта региона. С позиции ресурсного обеспечения региональной является система образования, финансируемая из регионального бюджета, а муниципальной – система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправ­ления.

В условиях существующей вариативной системы образования в стране возникло много различных типов и видов образовательных учреждений. В начале 1990-х годов процесс их соз­дания проходил стихийно и статус образовательных учреждений определялся каждым субъектом РФ самостоя­тельно. Однако решение о создании различного рода учреж­дений должно приниматься при наличии соответствующей материальной базы, финансовых ресурсов, под­готовленных кадров и учебных программ.

Содержание образования определенного уровня и направленно­сти определяют общеобразовательные и профессиональные образовательные программы. К общеоб­разовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования, они на­правлены на решение задачи формирования общей культуры лич­ности, ее адаптации к жизни в обществе, на создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образователь­ные программы осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, в формах семейного образования, самообразо­вания и экстерната. Деятельность государственных и муниципаль­ных образовательных учреждений и нормативные сроки освоения каждой из программ регулируются Типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством РФ. Для негосударственных образовательных учреждений Типо­вые положения выполняют функции примерных. Образовательное учреждение осуществляет процесс обра­зования, реализуя одну или несколько образова­тельных программ и обеспечивая содержание и воспита­ние обучающихся, воспитанников. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государ­ственными, муниципальными, негосударственными.

Гражданский кодекс РФ относит образо­вательные учреждения к некоммерческим организациям, поэто­му в их наименованиях должно содержаться указание о характере образовательной деятельности. Типы образова­тельных учреждений зависят от реализуемой об­разовательной программы и помимо дошкольных могут быть:

· общеобразовательные, включающие в себя три ступени: на­чального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

· начального, среднего, высшего и послевузовского профес­сионального образования;

· дополнительного образования взрослых; дополнительного образования детей;

· специальные (коррекционные) для обучающихся, воспи­танников с отклонениями в развитии;

· для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей;

· другие учреждения, осуществляющие образовательный про­цесс.

В целях обеспечения доступности и вариативности образо­вания могут создаваться следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная шко­ла; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразова­тельная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет: иностранный язык, профиль физико-математический или гуманитарный и пр.); лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная шко­ла; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; кадетская школа.

В номенклатуру образовательных учреждений России включен и такой тип учреждений, как специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. Виды таких учреждений также зависят от возраста и состояния здоровья воспитанников: специальная об­щеобразовательная школа; специальная (коррекционная) обще­образовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии; специальное профессионально-техническое училище; специальное (коррекционное) профессионально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

Подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием осуществляют образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние спе­циальные учебные заведения): техникумы (учи­лища, школы); колледжи; техникумы-предприятия. Колледж обеспечивает повышенный (по сравнению с техникумом) уровень квалифика­ции обучающихся, а в техникуме-предприятии осуществляется образовательная и профессиональная деятельность в соответствии с профилем подготовки учащихся.

Учреждения высшего профессионального образования обеспечивают потребности личности в приобретении высшего обра­зования и квалификации в избранной области деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на виды: университет — высшее учебное заведение, деятельность ко­торого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обу­чения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнитель­ного образования по широкому спектру естественно-научных, гу­манитарных и других направлений науки, техники и культуры; академия; институт.


Академия осуще­ствляет подготовку специалистов высшей квалификации и пере­подготовку руководящих специалистов определенной отрасли из области науки, техники, культуры. Институтом называется самостоятельный вуз или структурное подразделение университета (академии), реа­лизующее профессиональные образовательные программы по ря­ду направлений науки, техники и культуры.

Не является обязательным дополнительное образование. Основ­ное предназначение учреждений дополнительного образования де­тей — развивать мотивацию личности в возрас­те от 6 до 18 лет к познанию и творчеству, организовать содержательный досуг детей. Учреждения дополнительного образования взрослых включают в себя учреждения дополнительного профессиональ­ного образования (повышения квалификации), и назначение этого типа учреждений — повышение профессиональ­ных знаний специалистов, совершенствование их деловых качеств и подготовка к выполнению новых трудовых функций. Бесплатное содержание, обучение и воспитание детей в до­школьных учреждениях и в учреждениях дополнительного обра­зования государством не гарантируется, и для этих типов учрежде­ний предусмотрено оказание финансовой поддержки.

В систему образования включается также широкая сеть прочих учреждений , обеспечивающих учебно-воспитательный процесс: научно-методические центры, медико-психолого-

педагогические службы, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов и пр.

Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государст­во в лице федеральных, региональных и местных органов управле­ния и соответственно основой государственных гарантий получения гражда­нином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена свойствами об­разовательных услуг как общественного товара и их ролью в соци­ально-экономическом развитии стран. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться исходя только из требований практики. Любое государственное регулирование подразумевает установление государственного заказа, подлежа­щего бюджетному обеспечению, и социальных нормативов, вы­раженных в натуральном и в денежном исчислении. Законом определено, что для системы образования государствен­ный заказ должен включать такие параметры, как количество контингентов обучаемых, государственный образовательный стан­дарт, норматив бюджетного финансирования.

Структура финансовых потоков на содержание учреж­дений образования классифицируется по уровням бюджетов. Феде­ральный уровень включает три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реа­лизацию федеральных образовательных программ; на образова­тельные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающим­ся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнова­ния на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В случаях, когда финансирование учре­ждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование». Понятие «многоканальное финансирование» оз­начает, что финансовые ресурсы поступают не только из бюджетов различных уровней, а и из широкого спектра внебюджетных средств.

Современный период характеризуется постепенной передачей ответст­венности за финансирование образования с федерального уровня на местный. Эти процессы в большей степени затрагивают интере­сы учреждений профессионального образования, поскольку финан­сирование из центра мешает достижению гибкости и ориентации системы подготовки кадров на региональных и муниципальных рынках труда. Почти прекращено финансирование учреждений обра­зования за счет предприятий и организаций. В начале 1990-х годов за счет бюджетов всех уровней расходы на образо­вание составляли 84 % от всех затрат, а 16 % — обеспечивались за счет средств предприятий.

Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает систему частного предпринимательства открывать альтернативные негосударст­венные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям, которые также вправе самостоятельно осуществлять выбор образова­тельных программ и предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. То есть привлечение дополнительных средств на цели образования может осуще­ствляться путем предпринимательской деятельности самого образователь­ного учреждения и взаимодействием с юридическими и физическими лицами, осуществляющими благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения (спонсорами).

Ограничение бюджетного финансирования мотивировало об­разовательные учреждения к расширению границ своей рыночной деятельности, поскольку из внебюджетных источников значительная часть средств на­правляется на заработную плату и улучшение условий труда. В соот­ветствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не преду­смотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета, и здесь основными формами привлечения внебюджетных средств могут быть:

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала сверх государственного заказа: по договорам с органа­ми государственной власти, местного самоуправления, предпри­ятиями и организациями, юри­дическими и физическими лицами;

· научно-исследовательская, производственная, консалтин­говая, сертификационная деятельность, оказание экспертных, информационных и других услуг;

· формирование эффективной и доходной системы обучения иностранных студентов, аспирантов и стажеров;

· поэтапный переход к платному пользованию объектами со­циальной инфраструктуры учебных заведений.

Стабильным и долгосрочным внебюджетным источником финансирования может быть доход от сдачи в аренду свободных помещений, при этом необходимыми условиями для оформления арендных отношений служат надежность и платежеспособ­ность арендатора, не ухудшение условий для осуществле­ния учебной деятельности.

Объем благотворительных средств зависит от усилий всех участников образовательного процес­са: трудового коллектива, родителей, общественности. Отличи­тельная особенность этого источника состоит в том, что сам благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению. Имеется и такой источник финансирова­ния, как средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на реализацию программ междуна­родного сотрудничества.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то