В результате реформы системы народного просвещения. Значение и последствия реформ Александра II

В 1803 -1804 гг. была проведена реформа народного образования. Согласно указу 26 января 1803 года «Об устройстве училищ» в основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ с тем, чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую. Низшей, первой ступенью явилось одноклассное приходское училище, второй – уездное трехклассное училище, третьей – шестиклассная гимназия в губернском городе. Было образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями, которых назначал император. Однако попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во временном ему округе. По существу же всем учебным процессам в округах ведали университеты: они разрабатывали учебные планы и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов.

В то же время растет давление со стороны родителей, которые испытывают большие трудности в поиске школы для некатолических детей на разумном расстоянии. Из них 654 применяется к местам учебы. Ирландия находится в центре европейских стран-партнеров. Причиной этого является выделение бонусных баллов для предметов математики и науки.

Основными активами правительства являются комплексная реформа системы образования в Ирландии. Для этого сначала необходимо изменить требования к «младшему сертификату» и «выданному сертификату». Дальнейшим шагом в этом направлении является реформа системы лицензирования для университетов. Была создана новая система баллов для размещения учебных мест. Стимулы для учеников, которые решили взять необходимые предметы в предмете, а не преследовать их склонности и уделять внимание профессиональной квалификации, должны быть отменены.

Указ 1803 года предусматривал также и меру, стимулирующую получение образования. Один из пунктов указа гласил, что по истечении пяти лет после издания указа «никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или государственном училище».

Помимо основанного в 1755 году Московского университета в первые годы XIX века были созданы еще пять: в 1802 году Дерптский (ныне Тартуский), в 1803 году на базе Главной Виленской гимназии Виленский, в 1804 -1805 гг. также на базе гимназий – Казанский и Харьковский университеты. В1804 году был основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 году в университет. Изданный 5 ноября 1804 года Устав университетов представлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный университетский суд, невмешательство администрации в дела университетов.

Традиционно профсоюзы оказывают значительное влияние на проектирование и развитие школьной системы. Только учителя начальной и средней школы организованы в трех университетах и ​​преподавателях в двух разных профсоюзах. Реформа «младшего сертификата» отвергается крупным учительским союзом. Члены профсоюза бойкотируют реализацию. Они особенно обеспокоены новым подходом к Ирландии, который призван оценивать соответствие их собственных учеников аудиту.

Ирландия отстает в плане обучения иностранному языку. Только 5 процентов ирландских студентов говорят на двух иностранных языках. Язык английский, язык французский, немецкий и испанский. На французском языке немецкий язык занимает второе место перед испанским и итальянским.

Университеты имели четыре отделения (факультета):

1) нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия);

2) физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрономия);

3) врачебных и медицинских наук (анатомия и врачебное дело, ветеринария);

Реформа образования является приоритетом для продвижения современных иностранных языков. В Ирландии есть семь университетов: три в Дублине, включая знаменитый Тринити-колледж, и по одному в Корке, Голуэе, Лимерике и Мейнуте. Есть также 14 «Технологий технологий» - сопоставимо с немецким университетом прикладных наук. Таким образом, синергические эффекты, с другой стороны, должны быть достигнуты благодаря рельефу набора образования. Уровень преподавания и исследований считается очень хорошим, несмотря на снижение государственной поддержки, хотя ирландские университеты потеряли позиции в недавнем международном рейтинге.

4) словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география).

В Петербургском педагогическом институте, приравненном к университетам, вместо медицинского было создано восточное отделение. При университетах учреждались пансионы для подготовки к поступлению в университет лиц, получивших домашнее образование или же окончивших уездные училища. Университеты готовили преподавателей гимназий, кадры чиновников для гражданской службы, специалистов-медиков. Наиболее способных из числа окончивших университеты оставляли "для подготовки к профессорскому званию".

Тот факт, что в Ирландии около 80 выпускников Фонда Александра фон Гумбольдта является одной из причин высокого качества. Все университеты имеют большую долю иностранных профессоров, преподавателей и преподавателей. Сеть с зарубежными университетами отличная, особенно в рамках международных программ финансирования. Ирландцы - культ западной европейской культуры с сильными американскими влияниями. На фоне многовековой связи с Великобританией существует межпартийный консенсус по продвижению собственной культуры и использованию ирландского языка с особым обязательством.

Вначале при недостатке преподавательских кадров, особенно в университетах, основанных на базе гимназий, обязанности профессоров выполняли учителя этих гимназий. В крупные университеты (например, в Московский) приглашались иностранные ученые, преимущественно профессора из немецких университетов. Большинство их были преданны науке, честно служили России, которая стала для них второй родиной.

Ирландский, официально первый язык страны, является обязательным предметом во всех государственных школах, но используется только около 300 человек в «Гальтахтах» и других частях страны ежедневно вне системы образования. Продвижение искусства происходит в основном через Совет искусств, орган, назначенный правительством, который занимается разработкой, продвижением и продвижением ирландского искусства. Есть также средства для продвижения кинопроектов. Правительство надеется урегулировать международные киностудии в Ирландии.

Культурная жизнь разнообразна и характеризуется красочной серией известных международных фестивалей в основном в области кино, театра и литературы. В Ирландии радио и печатные СМИ играют сравнительно большую роль. Отчетность в значительной степени свободна от влияния государства и церкви. Национальные темы и темы из англоязычных стран доминируют.

К университетам приравнивались привилегированные средние учебные заведения гуманитарного профиля - лицеи: открытый на средства заводчика А. П. Демидова в 1805 г. в Ярославле Демидовский лицей, в 1809 г. - Ришельевский в Одессе ив 1811 г. - Царскосельский. В 1810 г. были основаны Институт инженеров путей сообщения в Петербурге и в 1804 г. Московское коммерческое училище - так было положено начало высшему специальному образованию (до этого существовали основанная в 1757 г. Императорская Академия художеств в Петербурге и открытый там же в 1773 г. Горный институт). Была расширена система военного образования, преимущественно через кадетские корпуса - закрытые средние военные учебные заведения для детей дворян.

Есть многочисленные местные радиостанции. Газеты По данным ирландской газетной ассоциации, 83% из 4, 6 млн. Ирландцев регулярно читают газету. Ирландская тайма - единственная ирландская газета, которая является корреспондентом в Германии и регулярно обращает внимание на текущие события в Германии.

Реформа современного образования как социальная реформа

Этот текст является базовой информацией, регулярно обновляется. Гарантия на правильность и полноту информации не может быть принята. Появление современной системы образования в основном основано на образовательных реформах, которые обычно сопровождаются кризисом или кризисом. Они являются результатом социально-политических споров о характере и масштабах изменений, которые проявляются в Германии в конкретных конфликтных ситуациях. Концепция реформы образования подчеркивает политическое измерение образования. . С века современная система образования была социальной ареной, в которой осуществляются центральные социальные конфликты, а противоречивые требования или интересы разных участников подвергаются стрессовым отношениям.

1803-1804 гг. стали временем проведения в России образовательной реформы. Главными принципами ее явились:

    преемственность всех ступеней обучения;

    всесословность;

    бесплатность обучения.

В задачи министерства входило содействие развитию научных учреждений и обществ, очень часто работавших на базе и в тесном контакте крупнейшими университетами страны. Министерство народного просвещения выработало полный и стройный план организации единой системы образования (включающей 4 ступени), утвержденный в 1803 г.

Антагонистическая напряженность, при которой современные системы образования структурно очевидны, особенно очевидна в элементарном противоречии социально позитивного равенства и воспроизводимого неравенства в системе образования. Поскольку идеологическая система посылки эгалитарной экономической и социальной структуры не может быть полностью отвергнута и не может быть решена в самой экономической системе, система государственного образования берет на себя функцию примирения этих противоречивых условий путем формальной политизации вне рыночных процессов эксплуатации социальное распределение социального статуса и шансы на жизнь.

В результате деятельности этого министерства - в 1803-1804 гг. были разработаны «Предварительные правила народного просвещения» от 24 мая 1803 г. и «Устав учебных заведений, подведомых университетам» от 5 ноября 1804 г., 1 которые определили структуру системы образования.

Согласно обоим этим документам, были образованы шесть, по числу российских университетов, учебных округов - Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский (ныне г. Тарту). Предполагалось, что подчинение всех учебных заведений округа соответствующему университету позволит реализовать принцип их преемственности, свободного перехода учащихся на последующие ступени обучения: по окончании приходских училищ - в уездные, затем в гимназии и, наконец, в университет. В связи с этим расширились функции последнего, которые теперь включали руководство деятельностью подведомственных гимназий, осуществление университетскими профессорами их методического и инспекционного контроля. Кроме того, в документах провозглашалась идея бессословности и бесплатности образования.

В этом утверждении воспроизводство социальных структур суммируется как противоречивые результаты синтеза современной системы образования. Наконец, противоречивые сгущения и гетерогенные функции в системе образования исторически являются результатом различных компромиссных конструкций. Реформы и их «реформации» формируют фокусы развития исторического пути, который сложился в процессе развития системы. Таким образом, теоретическая перспектива в области власти и гегемонии в отношении образовательных реформ имеет важное значение, чтобы не искажать их как односторонний, а рациональный прогресс и описывать рационализацию и модернизацию как дискурс социальных споров, характеризующихся реформами образования.

Таким образом, благодаря образовательным реформам XVIII в., открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX в. стало возможным создание централизованной государственной системы образования.

В образовательной политике Российского государства значительную роль сыграли «Предварительные правила народного просвещения» 1803 года.

В этом контексте меритократические принципы, такие как достижение, индивидуальные успехи и заслуги, были связаны не только с эгалитарным принципом социального равенства возможностей и мобилизации образовательных резервов, но и с гражданским правом на образование, основанным на демократическом участии, а также с Концептуальная одаренность и интеллект. Это созвездие дискурса раскрывает не только разницу между индивидуалистско-либеральными и коллективно-социальными позициями, которые исторически характеризуют реформы образования, но и как новинку добавляется человеко-капиталистическая перспектива образования и обучения.

1 вариант

А1. «Жандармом Европы» называли императора Николая Павловича, царствующего в Российской империи

1) с 1796 по 1801 год 3) с 1825 по 1855 год

2) с 1801 по 1825 год 4) с 1855 по 1881 год

А2. В 1897-1899 гг. министром финансов СЮ. Витте бы­ла проведена денежная реформа, ознаменовавшая введение:

1) золотого обращения 3) медного рубля

Экономизация как стратегия реформы образования

Социальное неравенство воспринималось прежде всего как проблема модернизации и препятствия для прогресса, в результате чего классовые и социальные различия могли быть закодированы как образовательная проблема и, таким образом, обращены к системе образования. Однако лишь через несколько лет возникли кризисы и структурные проблемы, которые положили конец «короткой мечте о постоянном процветании». Если есть еще один акцент на образовательный контроль в контроле над выпуском продукции, стандарты образования в основном связывают контроль над вводом и выводом.

2) серебряного обращения 4) бумажных кредитных билетов

А3 . Как в российской империи называлось казачье поселе­ние, состоящее из одного-двух дворов?

1) станица 3) хутор

2) уезд 4) волость

А4 . В результате реформы системы народного просвещения, проведенной при Александре I ,

1) университетам предоставлялась широкая автономия

Реформа глобальные проблемы, поглощается акцентом на конкуренции, при сохранении местного высочества управления с одной стороны, так и на консолидированном, так как они исторически записаны в немецком учебном федерализме. Чем больше академической профессиональной подготовки свидетельствует о повышении общего уровня квалификации вне. Качество системы образования, кажется, здесь даже стать ключевым фактором конкурентоспособности: решающее значением качества в национальных и международных образовательных дискурсах, которые были с научной точкой зрения и политически мотивированное внедрением образовательных стандартов и комплексных оценок и проверкой продолжительности школ центральными испытаниями свидетельствуют о систематической инициативе коммодификации Образование как стратегия образования и стратегия реформы образования.

2) деятельность студенческих организаций запрещалась

3) открылись земские школы для крестьянских детей

4) вводилось всеобщее среднее образование

А5. Прочтите отрывок из записок князя СП. Трубецкого и укажите название организации, о которой идет речь.

«...Сначала молодые люди ограничивались только разговора­ми между собою. Еще неизвестно было, что именно государь намерен был сделать; но в уверенности, что он искренно желает устроить благо России, решено было дать форму обществу и оп­ределить порядок действий, которыми намерены были поддер­живать и подкреплять предположения государя. 9-го февраля 1816 года Пестель, Никита Муравьев, Сергей Шипов и Трубец­кой положили основание обществу... Пестелю, Долгорукову и Трубецкому поручено было написать устав Общества, послед­ний занялся правилами принятия членов и порядком действий их в обществе».

Является ли счет обновленной социальной и экономической модернизации приходит с новым, более сосредоточены на конкуренции и выход системы образования или приведет к новой напряженности и искажения должны быть видны. История и социальное противоречие.

  • Грамм, Тилманн: Реформа.
  • В: Дитер Ленцен: Образовательные принципы.
  • О теории консервативного образования.
Каждые три года с тех пор 15-летним студентам были даны задания, чтобы проверить, насколько они хороши, и наука. Кроме того, вопросники содержат информацию о подходе и деятельности молодежи, а также о положении в родительском доме и характеристиках соответствующей школы.

1) «Союз спасения» 3) «Общество соединенных славян»

2) «Союз благоденствия» 4) «Земля и воля»

А6. В каком году Россия подписала с Францией Тильзитский мирный договор?

1) в 1801 г. 3) в 1807 г.

2) в 1803 г. 4) в 1812 г.

А7. Кому из государственных деятелей императором Нико­лаем I было поручено проведение реформы управления госу­дарственными крестьянами?

Обучение должно быть в состоянии продолжать как процесс, выходящий за рамки школы, в повседневную жизнь и в более позднюю профессиональную жизнь. Таким образом, участвующие страны могут оценивать себя и свою систему образования в международном сопоставлении.

Грамотность, грамотность, грамотность, грамотность, грамотность и грамотность. Особенно поразительна связь между социальным происхождением и успехом в школе. Ни в каких других отраслях, дети и молодые люди с мигрантами или рабочими семьями так мало имеют шансов на выпуск хорошей школы.

1) М.М. Сперанскому 3) Я.И. Ростовцеву

2) П.Д. Киселеву 4) А.Х. Бенкендорфу

А8. Крестьянам предоставлялась земля по реформе 1861 г.

1) за выкуп при содействии государства

2) за выкуп при содействии земских управ

3) за счёт государственной казны

4) за счёт ссуды помещика

А9. Что из названного является одной из причин русско-ту­рецкой войны 1877-1878 гг.?

Во многих местах реформаторы начали расширять школы на весь день, содействовать продвижению на раннем языке и, наконец, отменить трехстороннюю школьную систему. В этой области также было небольшое улучшение, но снова стало ясно, что по-прежнему существует большая потребность в действиях.

Число студентов в так называемых группах риска сократилось, отметил тогдашний федеральный министр образования Аннет Шаван. В частности, студенты с миграционным фондом легко догнали. Доля слабых читателей во всей тестируемой группе снизилась примерно на четыре процента. Это означает, что значительная часть 15-летних детей может читать только на начальном уровне школы. Студенты могут расшифровать тексты, но они не понимают, что в них.

1) поддержка освободительной борьбы южных славян против Турции

2) стремление Турции завоевать Болгарию

3) союзнические обязательства России перед Англией и Францией

4) помощь Германии в расширении степени ее влияния на Балканах

А10. Прочтите отрывок из статьи КС. Аксакова «О русском воззрении» и укажите, к какому направлению общественно-по­литической мысли принадлежал автор.

«Русский народ имеет прямое право как народ на общечело­веческое, а не через посредство и не с позволения Западной Ев­ропы. К Европе относится он критически и свободно, прини­мая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а на­циональность европейскую откидывая...»

2) славянофилам 4) народовольцам

А11. Что из названного относится к социально-экономичес­ким процессам первой половины XIX в.?

1) формирование вотчинного землевладения

2) начало промышленного переворота

3) появление первых мануфактур

4) национализация промышленности

А12 . Сражение под Смоленском, Бородинская битва, Тару­тинский марш-маневр - героические страницы истории войны

1) Ливонской 3) Крымской

2) Отечественной 4) Первой мировой

1) «период контрреформ» 3) «диктатура сердца»

2) «эра либеральных реформ» 4) «эра меркантилизма»

А14 . Активный рост сельского хозяйства в 70-90-х гг. XIX в. сдерживало

1) сохранение крестьянской общины

2) частичное уничтожение помещичьего землевладения

3) внедрение новых сельскохозяйственных машин

4) усиление сельскохозяйственной специализации районов страны

А15. Прочтите высказывание А.И. Герцена о письме и ука­жите имя его автора.

«"Письмо" его потрясло всю мыслящую Россию и имело пол­ное право на это. После "Горя от ума" не было ни одного литера­турного произведения, которое сделало бы такое сильное впечат­ление. Между ними - десятилетнее молчание, 14 декабря, висели­цы, каторга, Николай. (...) Император Николай приказал объявить его сумасшедшим и обязать подпиской ничего не писать».

1) А.С. Пушкин 3) Н.Г. Чернышевский

2) В.Г. Белинский 4) П.Я. Чаадаев

А16.

A) введение всеобщей воинской повинности

Б) ограничение барщины двумя днями в неделю

B) личное освобождение крепостных крестьян

Г) освобождение дворян от военной службы

Укажите верный ответ

1)АБГ 2) АВД 3)БВГ 4) ВГД

Часть В

В1. Какие из перечисленных ниже имен путешественников стали известны своими открытиями новых земель в XIX в. Укажите два верных имени из пяти предложенных.

1) И.Ф. Крузенштерн 4) С. И. Дежнев

2) Афанасий Никитин 5) Ф.Ф. Беллинсгаузен

3) Ермак Тимофеевич

В2. Прочтите отрывок из воспоминаний В.Г. Белинского и напишите название журнала, о котором пишет критик.

«Давно уже было всем известно, что знаменитый поэт наш Александр Сергеевич Пушкин вознамерился издавать журнал; наконец первая книжка этого журнала уже и вышла, многие да­же прочли ее, но, несмотря на то, у нас, в Москве, этот журнал есть истинная новость, новость дня, новость животрепещущая, и в этом смысле то, что хотим мы сказать о нем, будет настоя­щим известием. Дело в том, что у нас в Москве очень трудно его достать за какие бы то ни было деньги...»В3.

Полководцы Военные действия, сражения

1) И.В. Гурко а) переход российских войск через Альпы

2) П.С. Нахимов б) Брусиловский прорыв

3) А.В.Суворов в) Бородинское сражение

4) М.И.Кутузов г) Синопское сражение

Д) осада Плевны

В4. Какие из перечисленных ниже художественных полотен принадлежат кисти художников-передвижников? Укажите две картины из пяти предложенных.

1) «Всадница» 4) «Последний день Помпеи»

2) «Сватовство майора» 5) «Явление Христа народу»

3) «Грачи прилетели»

В5. Прочтите отрывок из программы декабристского обще­ства и укажите название документа.

«...3) Государство состоит из народа и правительства.

Весь российский народ составляет одно сословие - граж­данское, все нынешние сословия уничтожаются.

Насчет верховной власти отвергается правило равновесия властей, но принимается правило определительности круга действий. Верховная власть разделяется на законодательную и верховноисполнительную - первая поручается Народному Вечу, вторая - Державной Думе. Власть блюстительная поручается Верховному Собору».

В6. Прочтите отрывок из официального документа и на­пишите имя императора, назначившего министрами указанных в списке чиновников.

«...3. Граф Канкрин - министр финансов...

4. Граф Бенкендорф - шеф жандармов...

6. Статс-секретарь граф Уваров - министр народного просвещения...

11. Генерал-адъютант граф Киселев - министр госу­дарственных имуществ».

Часть С

«Из всех родов западноевропейского социализма мы всецело сочувствуем анархистам, но полагаем, что осуществление анархи­ческих идеалов во всей их полноте в данный момент невозмож­но. Мы решаемся написать на своем знамени исторически выра­ботанную формулу «ЗЕМЛЯ и ВОЛЯ». Эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота.

Все внимание революционной партии должно быть устрем­лено: 1) помочь организоваться понимающим уже необходимость того революционным элементам в народе и слиться с су­ществующими уже народными организациями революционного характера; 2) ослабить, расшатать, то есть дезорганизовать силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания».

С1 . К какому общественно-политическому движению отно­сится устав созданной организации?

С2 . Когда была создана эта организация?

СЗ. Какие задачи поставлены в программе членами органи­зации?

С4 . Используя знания по истории, отметьте, какова была судьба этой организации?

Итоговый тест за курс 8 класса

2 вариант

А1. Какой из названных указов был подписан императором в 1803 г.?

1) «Об обязанных крестьянах»

2) «О вольных хлебопашцах»

3) «Об учреждении III отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии»

4) «О введении всеобщей воинской повинности»

А2 . Какое сословие было наиболее привилегированным в России в XIX в.?

1) боярство 3) купечество

2) дворянство 4) духовенство (священство)

А3 . Какому государственному органу власти придавались функции высшей судебной инстанции и органа надзора за ад­министрацией согласно реформе 1802 г.?

1) Священному Синоду 3) Сенату

2) Верховному Тайному совету 4) Государственному совету

А4. Как в XIX в. назвали крестьян, имевших денежные средства и занимавшихся предпринимательской деятельностью?

1) посессионные 3) временнообязанные

2) капиталистые 4) черносотенные

А5 .Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет речь.

«25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. На самой середине реки был ут­вержден плот с двумя великолепными павильонами. На фран­цузском берегу была выстроена вся гвардия, на русском - не­большая свита императора... Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь одновременно вошли в шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: "Ура!" Вчерашние враги обнялись...»

1) Ватерлоо 3) Аустерлиц

2) Тильзит 4) Санкт-Петербург

А6. В годы какой войны русской армией был осуществлен блистательный Тарутинский марш-маневр?

1) Смоленской 3) Ливонской

2) Северной 4) Отечественной

А7. В XIX в. зажиточные горожане могли участвовать в воп­росах управления городом через

1) городские думы 3) губных старост

2) мировых посредников 4) земские комитеты

А8 .Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь

«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля. После блистательных атак Скобелев выстроил перед Шипкой Владимирский полк… – Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, – кончим и мы как следует. – Постараемся… – Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… благословясь, с Богом!»

1) русско-турецкая война 1806–1812 гг. 3) Крымская война 1853–1856 гг.

2) русско-турецкая война 1828–1829 гг. 4) русско-турецкая война 1877–1878 гг.

А9. По реформе 1861 г. крестьяне получили право

1) перехода в другие сословия

2) избирать и быть избранными в Государственную думу

3) выходить из общины и селиться в хуторах

4) на все земли помещика

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний Н. Фигнер и ука­жите имя императора, о подготовке покушения на которого идет речь в документе.

«Одновременно с приготовлениями взрывов под Москвой, Александровском и Одессой, Комитет имел в виду еще одно на­значение в самом Петербурге... Комитет в Петербурге приготов­лял взрыв в Зимнем дворце, но это сохранялось в строжайшей тайне и находилось в ведении "Распорядительной комиссии" из трех лиц, избираемых членами Комитета из своей среды для дел величайшей важности. В то время этими тремя были: Ал. Ми­хайлов. Тихомиров и Ал. Квятковский, от которого однажды я услыхала загадочную фразу: "В то время, как идут все эти при­готовления, здесь личная храбрость одного может покончить все". Это был намек на Халтурина, который впоследствии рассказывал мне, что в Зимнем дворце ему однажды случилось быть наедине с государем, и удар молотка мог уничтожить его на месте».

1) Павел Петрович 3) Николай Павлович

2) Александр Павлович 4) Александр Николаевич

А11 . Что из названного произошло в XIX веке?

1) упразднение патриаршества 3) провозглашение России империей

2) учреждение коллегий 4) отмена крепостного права

А12. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе

2) марксисты 4) народовольцы

А13. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?

1) Государственный Совет 3) Высочайший Сенат

2) Государственная Дума 4) Святейший Синод

А14 . Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал

1) появлению первых мануфактур

2) появлению первых общероссийских ярмарок

3) уменьшению численности городского населения

4) формированию фабричных центров

А15 . Представители русской общественной мысли с конца 1830-х – 1850-х гг., считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались

1) западниками 3) славянофилами

А16. Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.

A) отмена рекрутского набора в армию

Б) ограничение барщины тремя днями в неделю

B) создание губернских и уездных земств

Г) запрещение продавать крестьян без земли

Д) введение института присяжных заседателей

Укажите верный ответ

    АБГ 2) АВД 3) БВГ 4) ВГД

Часть В

В1. С какими из перечисленных ниже стран воевала Россия в XIX в.? Укажите две страны из пяти предложенных.

1) Франция 3) Великобритания 5) Италия

2) Турция 4) США

В2. Прочтите приказ фельдмаршала и напишите название войны, во времена которой он был отдан.

«Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

В3. Какие три понятия возникли в связи с проведением Крестьянской реформы 1861 г.?

1) временнообязанные крестьяне 4) местничество

2) барщина 5) оброк

3) отрезки 6) выкупные платежи

В4. Прочтите отрывок из «Очерков истории русской культуры» и напишите, как называли художников, входивших в указанное товарищество.

«Устав нового объединения был утвержден 2 ноября 1870 г. "Товарищество имеет целью - значилось в нем - устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи художественных выставок в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений".

Первая художественная выставка открылась 29 ноября 1871 г. в Петербурге. Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая, и так на протяжении почти полувека. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России».

В5. Установите соответствие между фамилиями полковод­цев и названиями войн, в которых они прославились

Полководцы Названия войн

1. П. И. Багратион, А.П. Ермолов а) Крымская война 1853-1856 гг.

2) М. Д. Скобелев, И.В. Гурко б) русско-турецкая война1768-1774 гг.

3) В. А. Корнилов, П.С. Нахимов в) Первая мировая война 1914-1918 гг.

4) А.В. Суворов, П.А.Румянцев г) русско-турецкая война 1877- 1878гг.

Д) Отечественная война1812г.

В6. Какие два из перечисленных ниже исторических деятелей XIX в. были авторами либеральных реформ в России?

1) С.Ю. Витте 3) Г.В. Плеханов 5) А.И. Герцен

2) М.М. Сперанский 4) Н.М. Карамзин

Часть С

«Он был консерватором, но "консерватором с прогрессом", способным к определенным умеренным реформам сверху, под­готовленным постепенно, без заигрывания с общественным мнением. Процессы, происходившие во время его царствова­ния, которые он в значительной степени инициировал, способ­ствовали созданию экономических основ нового общества, складыванию русской национальной культуры. Образ Петра Ве­ликого, воспринимаемый как символ национального единства, сыграл свою роль в идеологическом обеспечении этого процес­са. Его царствование подготовило грядущие реформы после Крымской войны, когда дворянство и правящая элита страны оказались готовы поступиться рядом своих корпоративных пре­имуществ во благо России».

С1. О ком идет речь в документе?

С2. Какими чертами личности примечателен этот монарх? Приведите не менее 2-х положений.

СЗ. Какие реформы были проведены в России в этот пери­од? (Укажите не менее 2-х.)

С4. О каких грядущих реформах, проведенных после Крым­ской войны, идет речь?

Итоговый тест за курс 8 класса

III вариант

А1. Временнообязанное положение крестьян существовало в России в

1)1857 -1895 гг. 3) 1863 - 1906 гг.

2) 1861 - 1883 гг. 4) 1894 - 1905 гг.

А2. Манифест 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» подписал

1) Александр I 3) Александр II

2) Николай I 4) Николай II

А3. Как называлось объединение музыкантов второй половины Х1Хв., выступавших за развитие русской национальной музыкальной культуры?

1) «Могучая кучка» 3) «Товарищество передвижников»

2) «Зеленая лампа» 4) «Мир искусства»

А4. Промышленный переворот в России начался

1)до отмены крепостного права

2) во время отмены крепостного права

3) до отмены временнообязанного состояния крестьян

4) во время проведения столыпинской аграрной реформы

А5 .Деятельность каких исторических личностей относится к первой четверти Х1Хв .

А) М.М.Сперанский Г) В.И.Ленин

Б) М.А.Бакунин Д) К.П.Победоносцев

В) П.И.Пестель Е) Н.М.Карамзин

Укажите верный ответ

    АБГ 2) АВЕ 3) БВГ 4) ГДЕ

А6 . Какие архитектурные сооружения были возведены в X 1Х в.?

A) здание двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге

Б) здание Исторического музея на Красной площади в Москве

B) Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге

Г) Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге

Д) царский дворец в Коломенском под Москвой

Е) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Укажите верный ответ.

    АБВ 2) ABE 3)БГЕ 4) ВГД

А7. Прочтите отрывок из записок П. А. Кропоткина и укажите дату общественного движения

«Целью всех этих чтений и споров было разрешить вели­кий вопрос, стоявший перед молодежью: каким путем мо­жет она быть наиболее полезна народу? И постепенно она приходила к выводу, что существует лишь один путь. Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя... Девушки сдали экзамены на народ­ных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению бед­нейшей части народа».

1) 1816 г. 2) 1825 г. 3) 1849 г. 4) 1874 г.

А8. В первой половине XIX в. в России

1) созвано Учредительное собрание

2) учрежден Государственный Совет

3) провозглашена конституция Российской империи

4) учреждены коллегии

А9. Соединение русских армий под Смоленском, Тарутинский марш-маневр, сражение под Малоярославцем относятся к

1) Северной войне 1700-1721 гг.

2) Отечественной войне 1812 г.

3) Крымской войне 1853-1856 гг.

4) Первой мировой войне 1914-1918 гг.

А10. С проведением Военной реформы 1860 - 1870-х гг. связано появление понятия

1) народное ополчение

2) рекрутская повинность

3) стрелецкое войско

4) всесословная воинская по­винность

А11. «Вольными хлебопашцами» назывались крестьяне,

1) получившие в 1803 г. право на свободу за выкуп

2) получившие личную свободу в 1861 г.

3) отправлявшиеся с разрешения помещика на заработки

4) вышедшие из общины с землей в 1906 г.

А12. Одной из причин образования тайных обществ в России в 1816-1825 гг. было

1) стремление их участников расширить дворянское землевладение

2) влияние революционных событий в Европе

3)недовольство их участников намерением Александра I освободить крестьян от крепостной зависимости

4) стремление их руководителей отменить временнообязанное со­стояние крестьян

А13. Какие из перечисленных ниже понятий возникли в XIX в.?

A) «семибоярщина»

Б) аракчеевщина

B) славянофильство

Г) народовольцы

Д)опричнина

Е) бироновщина

Укажите верный ответ.

    АБЕ 2)АВД 3) БВГ 4) ГДЕ

А14. Прочтите отрывок из донесения военачальника и укажите дату войны, о событиях которой идет речь. «Войска защищали Севастополь до крайности, но более держаться в нем за адским огнем, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную сторону, отбив окончательно 27 августа шесть приступов из числа семи, поведенных неприятелем на Западную и Корабель­ную стороны, только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в Севастополе одни окровавленные развалины».

    1806-1812 гг. 2) 1826-1828 гг. 3) 1853-1856 гг. 4) 1877-1878 гг.

Часть В

В1. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и проведенными ими реформами, преобра­зованиями, изменениями. К каждому из 4 элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обо­значенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Например, 1А,2Б,3В,4Г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, РЕФОРМЫ,

1) С. Ю.Витте A) разрушение общины

2) П. Д. Киселев Б) реформа управления государ­ственными крестьянами

3) П. А. Столыпин B) учреждение военных поселений

4) А. А. Аракчеев Г) обнародование указа о «воль­ных» хлебопашцах

Д) учреждение в России Государственной

Думы

В2. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию ученого первой половины XIX в., который cy мел «...несмотря на положение непризнанного учёного, в котором он находился всю свою жизнь, совершить в научной области грандиозный подвиг - создать неевклидову геометрию, а в области общественной и организационной создать... один из лучших университетов - Казанский университет...»

В3. В приведенном ниже списке представлены военные собы­тия, относящиеся к XVIII в., и военные события, относя­щиеся к XIX в. Выберите из списка события, относящиеся к XIX в. Запишите номера ответов в порядке возрастания.

1) сражение под Полтавой

2) Тарутинский марш-маневр

3) Бородинское сражение

4) оборона Севастополя

5) поражение России под Нарвой

6) взятие А.В. Суворовым турецкой крепости Измаил

Часть С

Из «Манифеста», написанного С. П. Трубецким.

«В Манифесте Сената объявляется: Уничтожение бывшего Правления. Учреждение временного <правления> до установления по­стоянного, <выбранного представителями сословий; Равенство всех сословий перед Законом... Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин - все равно имеют право вступать в воинскую и граждан­скую службу и в духовное звание, торговать оптом и в роз­ницу... Приобретать всякого рода собственность, как то земли, дома в деревнях и городах...

Сложение <отмена> подушных податей и недоимок по оным...

Уничтожение рекрутства и военных поселений. Убавление срока службы военной для нижних чинов и оп­ределение оного последует по уравнении воинской повин­ности между всеми сословиями».

С1. Назовите событие, в связи с которым был написан «Мани­фест», и город, в котором произошло названное событие.

С2. Используя текст источника, укажите, какие проблемы и каким образом пытались решить соратники

С. П.Тру­бецкого. Приведите в общей сложности не менее трех по­ложений.

С3. На основе текста и знаний по истории укажите, чем закончилось событие, в связи с которым С.П. Трубецкой написал «Манифест». Приведите не менее двух положений



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то