Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель. «Век живи – век учись или чему мы можем научиться у своих учеников Чему должен уделять учитель детям

Есть кое-что, что учителя не должны говорить своим ученикам, хотя многие эти советы могут быть очень полезны ребятам. 50 учителей по всему миру поделились своими тайными советами школьникам.

На самом деле все, что вы учите, не так уж важно

Намного важнее то, что сидя на уроках и выполняя задания, вы учитесь жить: как правильно ссориться и общаться с разными людьми, как слушать других и отвечать вежливо. Вы этого не понимаете, потому что заданий так много, что они у вас вызывают отвращение. Поверьте, вы учитесь быть независимыми взрослыми людьми, это самое главное.

Не упустите эту возможность

Знайте, что я люблю учить детей и искренне хочу вам помочь. Но я не смогу помочь вам, если вы не приложите определенных усилий. Я выбрал эту работу, потому что она мне нравится, я умею много работать и знаю мой предмет. Я помогу вам добраться туда, где вы должны быть. Но вы должны идти мне навстречу по этому пути.

Мир может быть очень жестоким

Ты — не то, что думают о тебе другие люди.

Взрослые не всегда знают, что лучше

Иногда мне хотелось бы сказать вам, что ваши родители бывают не правы.

Вы — это не ваши оценки

Все наши контрольные и экзамены совсем не определяют то, кем вы станете.

Современный учитель. Каким ему быть?

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога, о том, что учитель должен быть оптимистом...

Сегодня, в год Учителя, уважаемые коллеги, давайте вместе с вами попробуем нарисовать наш с вами портрет.

1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения.

Первыми "обновку" примерят ученики начальной школы. Основное отличие новых стандартов от ныне действующих - обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет.

В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". На это и направлены новые стандарты.

Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого пола - 1 миллион 99 тысяч. Примерно шестая часть из педагогов - 213 тысяч- пенсионного возраста.

Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной - у нас очень низкие зарплаты и очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию меняются, меняются и учителя.

Кто они - современные учителя?

  • В большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради.
  • Женщины, с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей.
  • Хронически больные школой.
  • Знающие, что лучшее средство от старости - общение с детьми.

Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая работа. Школа - моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. За то время, что я проработала были и бессонные ночи, и минуты боли и обид и уже добрые, согревающие душу моменты.

Оценивая свое участие во всех конкурсных мероприятиях, могу точно сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости работы и от жизни в целом. Даже, как мне казалось не совсем удачный урок, после тщательного анализа, стал для меня источником мобилизации всех моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы.

Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного учителя, работающего в школе XXI века - в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя - «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.»

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Ведь учитель:

  • это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.

Учитель сегодняшнего дня - это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Современный учитель - это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется - писатель, певец.

Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.

Мое педагогическое кредо.

Три моих « всегда» и три моих «никогда»

  • Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;
  • Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
  • Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
  • Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
  • Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
  • Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.

Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

  1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.
  2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе - как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.
  3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
  4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии - медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.
  5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога - работа на отдаленное будущее.
  6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети снисходительны к взрослым.
  7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.
  8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе. Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.
  9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.
  10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться. На уроке рисуй вместе с детьми, если они сочиняют сказку - сочиняй вместе с ними. И так во всем…
  11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
  12. Педагогика нежности - требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.

Давайте подведём итог: какими же должны быть мы - учителя современной школы?

Быть современным учителем трудно - но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

Поздравляю всех вас с Годом учителя и началом учебного года! Желаю всем коллегам побольше оптимизма, удачи, творческих поисков и находок, быть небезразличными к детям.

Свое выступление хочется закончить словами из стихотворения Г.П.Петелиной:

« В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил - живет в учениках».

Когда мы с главным редактором обсуждали тематику следующей статьи, она предложила поразмышлять о современном образе учителя. Я сразу подумала: «Тема богатая, но, чёрт возьми, трудная».

В широком смысле учитель - это любой человек, занимающийся преподаванием определённого предмета. Так называют тех, кто преподает в школах и университетах, тренеров, репетиторов. В словаре я нашла 45 синонимов слова «учитель» разной степени схожести.

Но мы будем говорить только о школьном учителе. За пределами школ тоже есть учителя, но их роль в жизни среднестатистического человека факультативна. Вы не обязательно поступите в вуз, где встретите чудаковатого препода по философии. Не всегда пойдёте на вокал (карате, танцы, вязание крючком) к прославившемуся в этой сфере учителю. Не все в России пользуются услугами частных преподавателей, коучей, репетиторов. А школьный учитель есть в жизни каждого.

В этом материале не будет четкой резолютивной части: наивно надеяться на получение окончательных выводов и прекращение дискуссий вокруг учителя. Учитель будет обсуждаться всегда, ведь он само воплощение отношения к образованию в обществе. Конечно, нет какого-то архетипа учителя в вакууме, но существуют тенденции изменения профессии учителя. Вот о тенденциях и поговорим.

Образ учителя есть во многих произведениях, но особенно детально он представлен в искусствах повествовательных - кино и литературе. Выготский в «Психологии искусства» писал, что механизм действия искусства схож с механизмом фантазий или снов. Произведение - это компромисс, позволяющий и обнаружиться запретным желаниям, и обмануть вытесняющую цензуру сознания.

В произведениях мы видим учителей с огромным багажом житейской мудрости и несгибаемым человеколюбием - в «Хористах», «Гарри Поттере», «Песчаной учительнице». Видим образы учителей-неудачников, учителей-харизматиков, учителей с внутренней трагедией. Короче говоря, снимают и пишут про учителей много - получается вполне репрезентативная выборка.

Гегель писал, что произведения принадлежат своему времени, своему народу, своей среде. В этом ключе художественные произведениях нужно рассматривать как средство обозначения социальных проблем, а конкретные образы - как индикаторы общественных тенденций в восприятии чего-либо. И если проанализировать образы учителей из фильмов и книг, то можно сделать следующий вывод:

Можно не быть квалифицированным педагогом, но хорошим человеком быть обязательно.

Симпатию и подсознательное одобрение вызывают у нас киношные военные, рок-звёзды, менеджеры, алкоголики и бандиты, по воле случая попавшие в школы. Они, конечно, не могут объяснить процесс фотосинтеза или формулу Ньютона-Лейбница, но ведь их обаяние и постепенно растущая любовь к ученикам всё компенсируют.

Даже если в произведении учитель соответствует формальным требованиям к профессии, то его любят не за доходчивое объяснение, а за трепетное участие в судьбах учеников. Акцент во многих произведениях сделан на процессе формирования учителем моральных ориентиров, а не знаний.

Идеальный учитель в представлении наших соотечественников - Нестор Петрович Северов из «Большой перемены». Респонденты в опросе Superjob назвали его образцом для подражания современных учителей. Нестор Петрович вытаскивает своих учеников из передряг, помогает с семейными вопросами и всячески внедряется в личную жизнь.

И вот обнажается главный и очень спорный вопрос о роли учителя: мы хотим воспитания или обучения?

Сдавайтесь, вы окружены! Стереотипами

Если хотим воспитания, то нужно что-то делать с грузом формализма, сваливающегося на учителя. И речь не только о бумажной работе, департаментах и министрах, речь и об общественном давлении. Потому что воспитывать может только живой и самобытный человек, вызывающий у детей эмоциональное доверие. А учитель - это один из главных объектов общественных нападок и, наверное, самая консервативная и загрязнённая стереотипами профессия .

Менеджеры по подбору персонала

Сложнее всего вести соцсети социальным работникам – врачам и учителям, так как от них больше всего ожидают эталонного поведения. Поэтому фотографии и посты, в которых они рассказывают о своей личной жизни, досуге, а также комментарии по разным вопросам могут плохо сказаться на их имидже.

Учителя, дорогие, вам не хочется послать менеджеров по подбору персонала, когда вы такое читаете? Вы же эталон: обойдётесь без фотографий с женами и мужьями, без поездок в аквапарк и, видимо, без собственного мнения.

Человек, который должен развивать у детей интерес к миру и заниматься воспитанием, заперт в своей профессии, завален грудой документации и крайне объективизирован. А если этот человек пытается вылезти из стереотипов - общественное мнение бьёт по носу.

Нужно воспитать в детях нравственность, гражданственность, этикет, чувство прекрасного, тягу к знаниям – окей, действительно нужно, но как это делать? В свете либеральном или коммунистическом? По христианской добродетели или в духе постмодерна? Патриотом или гражданином мира? Рассказывать про секс в школе или идея невинного детства до 18?

Что ни выбери, обязательно кто-то возмутится. Слишком много дискуссионных воспитательных вопросов, слишком мало временного и профессионального ресурса. Тогда, может, к черту воспитательную функцию? Может, воспитание - дело интимно-семейное и спихивать родительскую ответственность на учителей просто несправедливо?

Я как-то читала статью с названием «7 учителей из фильмов и книг, у которых мы все хотели бы учиться». Она собрала множество лайков и одобрительных комментариев, многие читатели пожелали добавить в этот список ещё кого-то. Заголовок статьи гласил: «Хороший учитель - не всегда тот, кто знает свой предмет от и до. Гораздо чаще ученики с благодарностью вспоминают тех, с кем пили чай после уроков, сплавлялись по реке и вели философские беседы».

Сторонников идеи «главное, чтобы человек был хороший» много, но лично у меня эта позиция вызывает глубокое отвращение. Потому что это корень зла. Это начало дискредитации профессионализма.

Хороший человек - это не профессия

Все хотят чувствовать тёплое отношение педагога, видеть его любовь к детям, но давайте будем честны сами с собой: учитель не должен вас любить, учитель должен учить. Будь ваш математик трижды гадом по-человечески, его все равно следует называть хорошим учителем, если он смог донести знания до буйных голов.

Если обесценить профессиональные навыки учителя и ставить на первый план именно теплоту отношений, то очень скоро мы придём к ситуации, когда в школу действительно будут брать военных, рок-звезд, менеджеров, алкоголиков и бандитов. В кино и литературе это выглядит интересно, но на то оно и искусство.

Пока профессионал думает, готовы ли его дети к экзаменам, владеют ли достаточными сведениями, «хороший человек» завернет поверхностные сведения в обертку из эмоций и чаепитий после уроков – и вот вам образование, получите.

Учитель должен учить. Это его первоочередная, главная, стратегически важная задача.

Если учитель вдобавок позитивный, красивый, добрый, остроумный, веселый, творческий, душевный - прекрасно. Но если он недостаточно хорошо знает свой предмет - это отвратительно.

«Преподавательская деятельность становится миссией, в которой школьные предметы - далеко не самое важное», - пишет автор вышеупомянутой статьи. Давайте поменяем слова в этой фразе:

Строительная деятельность становится миссией, в которой вязкость цемента и устойчивость опор - далеко не самое важное. Хирургия - это миссия, в которой стерильность инструментов - далеко не самое важное.

Смешно, правда? Если вы думаете, что школьные предметы - менее значимая вещь, чем стерильность в хирургии или устойчивость в строительстве, то вы заблуждаетесь. Профессионал владеет своей профессией вне зависимости от того, может ли его незнание убивать людей или нет. Вспомните фразу из кинофильма «Ирония судьбы».

Бег с препятствиями

Мы подошли к самому сложному вопросу. Начнём с того, что появление на свет профессионального стандарта педагога, как на грех, произошло в крайне неблагоприятных условиях. Отсюда необходимость трезвой оценки этих условий, которые, по сути, являются дополнительными препятствиями, неизбежно сопутствующими внедрению в практику работы нового профстандарта.

Препятствие первое: нарушение логики реформирования образования.

Обратимся к истории вопроса. Сначала в ускоренном порядке были приняты образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) (утверждены в 2000 г., изменения внесены в 2005 г.). После этого стреми­тельно введены новые ФГОС, определяющие содержание среднего образования (2009-2012 гг.), и «неожиданно» выяс­нилось, что стандарты подготовки педагогов новым ФГОС уже не соответствуют. В 2013 году появляется новый стандарт педагога. В который в нашей истории телега была поставлена впереди лошади. Такая тактика была успешна только во время Гражданской войны (вспомним романтическую тачанку). С тех пор появились более совершенные средства ведения. Проблема в том, что сегодня настало время все расставить по своим местам. Иными словами, стандарты подготовки педагога требуются немедленно проводить в соответствии и с ФГОС, и с новым профессиональным стандартом педагога. Увы, это опять придется делать на ходу.

Препятствие второе: неблагоприятная экономическая и демографическая ситуация в стране и недооценка на этом фоне специфики педагогического труда.

Наметившийся в 1990-е годы спад рождаемость и ожидаемое вследствие этого сокращение количества учащихся в школах, нежелание выпускников педвузов пополнять учительский корпус, обрекая себя на тяжёлый низкооплачиваемый труд, - все, казалось, говорило о том, что педагогические вузы необходимо сокращать или в лучшем случае сливать с университетами, на базе которых предполагалось обеспечить более основательную подготовку современного учителя. Своя логика в этом была. Государство не желало бросать деньги на ветер, поддерживая педвузы, не решающие задачу кадрово­го обеспечения школ и детских садов. В результате к настоя­щему времени в стране количество педагогических вузов сокра­тилось более чем в два раза.

Многие педвузы были интегрированы в крупные образовательные структуры: университеты и академии. Однако университеты традиционно нацелены на фундаментальную под­готовку специалистов и на организацию научных исследований, учитель – профессия прикладная, предполагающая в первую очередь практическую направленность деятельности. В этом неотъемлемая специфика его труда. Например, учитель физики – это не просто физик, великолепно разбирающийся в сво­ем предмете, но в первую очередь «специалист по ребенку», владеющий знаниями возрастной физиологии и психологии, освоивший основы дидактики и предметной методики. Между тем именно этот важнейший психолого-педагогический компо­нент содержания обучения будущих учителей стал повсеместно сокращаться. Вдобавок в программах университетов оказалась сведена к минимуму педагогическая практика, где будущий педагог мог бы войти в профессию, использовав полученные теоретические знания на деле в реальном учебно-воспитатель­ном процессе. В результате российская школа стала получать молодых специалистов, которые не знают, не понимают и боят­ся современных детей с их трудностями и проблемами.

Препятствие третье: так называемая опти­мизация сети образовательных организаций.

Складывается ситуация, когда в целях экономии средств, которые направляются на повышение зарплаты педагогов, реаль­но происходит ликвидация методических центров и сокращение преподавателей институтов повышения квалификации.

Препятствие четвёртое: неудовлетворитель­ная подготовка значительной части преподавателей высшей школы и специалистов системы повышения квалификации.

Те, кто призван готовить будущих учителей и совер­шенствовать квалификацию уже работающих, сами смутно представляют себе проблемы и перспективы развития совре­менной школы. Зачастую они излагают студентам и слушателям давно устаревшие или доморощенные теории. Это равно, что выставлять на продажу окаменевшие яйца динозавров, обещая, что из них со временем вылупятся вполне ми^ жизнеспособные малыш и. (Какие существа могут появиться свет из роковых яиц, предсказал М. А. Булгаков.)

И в таких условиях мы собираемся готовить креативных профессионалов с сильной гуманитарной позицией? От чего прийти в уныние, приступая к этому, казалось бы, безнадёжному делу. О его бесперспективности нас не перестают предупреждать оппоненты (которые находятся в заведомо выгодной позиции, поскольку отрицательные прогнозы по обыкновению сбываются чаще оптимистических). Но что предлагается взамен? В цитируемой статье, ссылаясь на своего первого директора, И. Фрумин вспоминает его заветы: «У нас ест всего три требования к сотрудникам. Выполняйте их, и будет прекрасными вожатыми:

· Детей надо любить.

· Детей не надо бить.

· Не позволяй, чтобы они били тебя.

Может быть, предложим эту простую формулировку как стандарт? Точно будет работать...»

Это «милое» предложение доктора педагогических наук, научного руководителя Института образования НИУВШЭ подкупает своей простотой и бесхитростностью. Особенно актуален третий пункт в свете душераздирающих сюжетов, что так часто мелькают сегодня в СМИ, демонстри­рующих изощрённые издевательства учеников над учителями.

Что делать, мы, люди старшего поколения, периоди­чески впадаем в ностальгию. Перед лицом открытых вопросов, не имеющих быстрых однозначных решений, прошлая жизнь представляется безоблачной, а найденные тогда решения - иде­альными.

Увы, однажды открыв Америку, её уже нельзя закрыть. Как написал молодой поэт: «Если время меняет лица - значит, лица меняют мир» (М. Свириденков). Лица детей меняются быстрее учительских. За ними нужно поспе­вать, причём делать это, как уже бывало не раз, приходится в крайне неблагоприятных условиях.

Будущее и настоящее

На память приходит начальный период информатиза­ции российских школ. Житейская логика говорила, даже кри­чала о несвоевременности и нереалистичности этого проекта. Какие там компьютеры, какой Интернет, когда текут крыши зданий и не всегда своевременно решается вопрос с поставкой угля в котельные сельских школ. Тут, как гласит пословица, не до жиру - быть бы живу! Прошли годы, и, хотя проблема текущих крыш не снята окончательно с повестки дня, сегодня педагоги вместе со своими воспитанниками выходят в Интернет даже в самых отдалённых регионах.

Похожая ситуация складывается с введением профес­сионального стандарта педагога. Если рассматривать его как набор новых завышенных требований к педагогам, не подкреп­лённый системой постепенного обучения и переобучения, тогда это пустой и даже опасный документ, который тяжким бреме­нем ляжет на плечи учителей и администраторов. А учить по-новому как будто бы некому и негде. Всё так. В то же время есть изумительная русская присказка, позволяющая чут­ко улавливать разнообразные тонкие грани нашей непростой жизни: «Все так, да не так!» И она настраивает на сдержанный оптимизм. Суть его заключается в том, что в любых, самых неблагоприятных условиях подлинный профессии не впадает в панику, не посыпает голову пеплом, а ищет выход.

Ищем выход

После опубликования проекта концепции профессионального стандарта педагога развернулось его общественное обсуждение. В результате выяснилось, что в России существу­ет достаточно широкий круг профессионалов, осознающих необходимость назревших изменений, прежде всего в систем подготовки и переподготовки педагогических кадров (среди ни руководители образовательных учреждений, ректоры институ­тов повышения квалификации, педагогических вузов и универ­ситетов). Многие из них выразили желание войти в пилотные проекты, где будет проходить апробация идей, заложенных в профессиональном стандарте.

Грамотная управленческая логика внедрения любого нового проекта предполагает создание на первых порах пилот­ных площадок, и именно это намечается сделать в первую оче­редь. В качестве таких точек роста могут выступать образова­тельные организации, центры повышения квалификации, вузы - все те, кто имеет желание и чувствует в себе силы вступить на этот сложный путь.

Но одной доброй воли явно недостаточно. Попытаемся в самом общем виде сформулировать требования, выдвигаемые к таким пилотным площадкам, которые могут служить также критериями их отбора.

Выход

Очевидно, что для освоения нового необходим приток свежих умственных сил. Где их взять? Из числа педагогов - практиков и преподавателей высшей школы, использующих в своей работе передовые педагогические технологии. И таких немало. Одни в совершенстве владеют методами и приёмами коррекционно-развивающего обучения и готовы продемонстри­ровать, как они работают на практике в массовой школе и дошкольном учреждении. Другие, такие, как наш уважаемый оппонент преподаватель математики С. Рукшин или мой давний друг заслуженный учитель РФ Л. Соболев, чьи выпускники все последние десятилетия регулярно пополняют филологический факультет МГУ, блестяще работают с мотивированными ода­рёнными учащимися. Кроме того, есть категория учителей, которые чувствуют себя как рыба в воде в цифровых техноло­гиях. Сегодняшняя педагогическая реальность действительно иная. Дети и мобильные телефоны, компьютеры, планшеты неотделимы друг от друга, ребята с раннего детства в гаджетах. В детском саду можно увидеть, как дети пальцами пытаются расширить шрифт в обычной книге. Взрослые должны адекватно реагировать на происходящее и грамотно управлять этим. Технические средства могут стать и ядом, и лекарством, но вопрос в том, как этим пользоваться. (Например, Андрей Сидоренко, победиту всероссийского конкурса «Учитель года - 2013», с помощи различных гаджетов мобильного телефона вместе с детьми измеряет пульс и давление на физкультуре, учит проводи^ измерения на уроках физики, определять расстояние до объект и его высоту во время полевой практики и т. п.)

Каждый из упомянутых выше специалистов - подлинный мастер своего дела, звезда. Однако, как правило, каждый из них силён в чём-то одном. Поэтому для подготовки и переподготовки педагогов из этих звёзд необходимо формиро­вать созвездия. Из этого следует первое требование к пилот­ной площадке:

Наличие профессионалов, владеющих пере­довыми педагогическими практиками, и при­влечение их к подготовке и переподготовке педагогов.

Мастер-классы таких специалистов позволят студен­там и практикующим педагогам не на словах, а на деле убе­диться в эффективности использования передовых педагогиче­ских технологий.

В основе профессионального стандарта лежит извест­ный в психологии деятельностный подход. Здесь неизбежно придётся сделать краткое теоретическое отступление, проясня­ющее ключевой подход авторов к разработке профессионально­го стандарта. Организация деятельности идёт через целеполагание (постановку целей), становление мотивов и выявление условий целенаправленной деятельности. В самой деятельности выделяют субъект деятельности, предмет деятельности, сред­ства деятельности и продукт деятельности, он же предмет удовлетворения потребностей.

Структура деятельности рассматривается на несколь­ких уровнях. Основной единицей деятельности являются дей­ствия. В свою очередь, действия складываются из целого ряда операций. Субъект деятельности складывается в деятельности. Личность ученика формируется в совместной деятельности взрослых и детей.

Данный подход определил требования к содержанию и технологии подготовки будущих специалистов. Отсюда сле­дует, что преподавателям высшей школы и институтов повы­шения квалификации придётся серьёзно перестроиться, при этом им необходимо сохранить фундаментальные подходы к подготовке учителей, так как нет ничего более практичного, чем хорошая современная теория.

Разумеется, любая наука строится на основе понятий, категорий, имеющих чёткие формулировки и определения. Стоит отметить, что механическое заучивание этих чётких определений с последующим их точным воспроизведением на экзаменах мало что даёт пытливому уму, а главное, не помога­ет в реальной педагогической деятельности.

В грустные минуты я люблю листать словари 50-х годов прошлого века, приходя в восторг от лапидарных форму­лировок. Например, оказывается, что «смех - это вдыхание и выдыхание воздуха с весёлым выражением на лице». Попробуйте опровергнуть. А «пожар - это сгорание предме­тов, для сгорания не предназначенных». С такой формулиров­кой тоже не поспоришь, но едва ли она поможет его тушить.

Что толку, если студент или проходящий курсы повы­шения квалификации педагог выучит определение деятельност­ного подхода или зоны ближайшего развития ребёнка? Как выучит - так со временем и забудет. Гораздо важнее научить практической работе на основе этих научных категории. Отсюда следующее требование к пилотной площадке:

Готовность изменить содержание и технологии педагогической подготовки таким образом, чтобы обеспечить реализацию профессионального стандарта и новых стандартов школьного образования (нацеленность на формирование у педагогов необходимых практических компетенций).

Тем самым фиксируется ориентация вуза или повышения квалификации на практическую подготовку педагогов ни в коей мере не в ущерб их теоретическим знаниям с учётом преимущественно прикладного характера будущей деятельности.

Для реализации деятельностного подхода подготовки педагогов имеет смысл использовать так называемый «клинический подход» к обучению будущих специалистов, это метафора, возникшая по аналогии с обучением медиков. Любой медицинский вуз имеет свои клиники, на которых специальные кафедры разворачивают практическую подготовку студентов. Без такой стажировки врач не врач. В самом деле, готовы ли мы лечь на стол к хирургу, прошедшему лишь тео­ретическую подготовку? Ответ слишком очевиден. В нашей же сфере по существующим стандартам высшего педагогического образования практика сведена к минимуму и составляет ныне всего 40 часов за весь период обучения будущего педагога. В результате, оказавшись в школе, молодые специалисты боят­ся современных детей, не знают, как к ним подойти. Вот поче­му я белой завистью завидую профессорам медицины. Их появление в клинике - грандиозное событие для студентов. С замиранием сердца постигают они все тонкости осмотра больных и рождения диагностических выводов. Если это хирург, то будущие врачи наблюдают на экране, как он проводит сложнейшую операцию. Лучшие и наиболее подготовленные из них со временем заслужат право ассистировать мэтру. Как все это контрастирует с нашей убогой формальной педагогической практикой, на которой профессора почти никогда не увидишь! А зачем? Ведь он уже доблестно отчитал свой теоретический курс, а дальше – хоть трава не расти.

Мне посчастливилось наблюдать и иные картины. Мой коллега, сотрудник и соавтор некоторых книг, профессор С. Д. Забрамная ведёт приём детей. Чтобы не нарушать таинство общения с ребёнком, студенты наблюдают его через зер­кало Гизелла. (Сегодня при наличии камер наблюдения процесс можно транслировать на любую аудиторию.) Манера общения, т0Ч, |О сть вопросов, используемые техники диагностики, щадя­щие самолюбие ребёнка и родителей советы - весь этот бога­тейший арсенал подлинного мастера студенты воспринимают непосредственно. После ухода пациентов следует подробный разбор увиденного. У первого мальчика полностью сохранный интеллект, но у мамы были тяжёлые роды. В результате у ребёнка гидроцифалия (обратили внимание на форму черепа?) и эписиндром. Частые головные боли, синяки под глазами свидетельствуют о его повышенной утомляемости. Добро­совестная честолюбивая мама даже в каникулы нагружает его дополнительными занятиями, посещениями выставок и музеев, а такому ребёнку в его нынешнем состоянии лучше пробегать все каникулы на улице.

У другого мальчика синдром потерянного отца - отсю­да и общая подавленность, мешающая сосредоточиться на уро­ках. Отец умер четыре года назад, но рана не зажила. Со слов мальчика, «у мамы недавно появился ухажёр». Приходится деликатно убеждать ребёнка в том, что если в доме появится отчим, то мама станет более уверенной и спокойной, что сгла­дит их достаточно нервные отношения. В итоге так всем будет лучше.

Вот такой непосредственный способ передачи педагогических знаний и есть, «то, что доктор прописал». Называйте его как угодно: «клинический подход» или «прикладной лавриат». Суть от этого не меняется. Главное, что через щ тельную стажировку в школах-партнёрах будет происходить развитие практических компетенций на основе нового профессионального стандарта.

Подчёркиваю, что при создании пилотных площади речь идёт не о формально прикреплённых к вузу по разнарядке школ, но таких, на базе которых студенты смогут увидеть использование передовых педагогических практик. Отсюда новое требование к участникам пилотного проекта:

Наличие стажировочных площадок: органи­заций дошкольного или общего образования, на базе которых будет разворачиваться соот­ветствующая работа.

Педагогические вузы и институты повышения квали­фикации учителей часто упрекают в неэффективности. И эти упрёки следует признать справедливыми. Да, несмотря на некоторые усилия со стороны государства, мы имеем дело с профессией, которая по-прежнему имеет неконкурентоспособ­ные зарплаты на единицу затраченного труда. Но наряду с объективными социально-экономическими причинами суще­ствуют и чисто профессиональные факторы, снижающие резуль­тативность этих учреждений.

О какой эффективности может идти речь, если плохо подготовленный молодой специалист, не выдержав тягот повсед­невной педагогической жизни, уходит из школы, а работающий учитель, отбыв положенную перед аттестацией крепостную повинность на очередных курсах повышения квалификации, воз­вращается в свою школу, не обогащённый новыми знаниями!

По большому счёту, эффективность подготовки специалиста в любой сфере деятельности определяет заказчик. В нашей системе в качестве непосредственного заказчика выступает образовательная организация, которая согласно ново­му Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» вправе реализовывать любые образовательные программы в широком диапазоне: от дошкольных и коррекци­онных до гимназических и лицейских. В свою очередь, выбор образовательных программ диктуется спецификой контингента учащихся данной образовательной организации: наличием среди них одарённых детей или, напротив, учеников, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. Поэтому заказчик в лице директора школы заинтересован в целевой подготовке или переподготовке специалистов под конкретные образова­тельные программы, которые он реализует в своей организа­ции. Следовательно, учреждения, занятые подготовкой и пере­подготовкой педагогических кадров, должны быть готовы к выполнению такого целевого заказа. Этим в конечном итоге и будет определяться эффективность их деятельности. Отсюда следующее требование к пилотной площадке:

Выявление кадровых дефицитов и построе­ние персонифицированной модели подготов­ки и переподготовки специалистов.

Такая работа «под заказ» в корне меняет структуру учебных планов, систему оплаты преподавателей вузов, которая не может в данном случае зависеть от количества студентов и аудиторных часов в лекционном зале (или за его пределами, если речь идёт о дистанционном обучении). Разворачиваться она может как в рамках прикладного бакалавриата, так и в магистратуре. Вот где неизбежно придётся резать по живо­му, отказываясь от привычных стереотипов, меняя традицион­ные подходы к обучению специалистов.

Такой подход вступает в противоречие с существую­щей системой финансирования, где во главу угла поставлено количество студентов, присутствующих в аудитории, и количество учебных часов. Однако пилотным право действовать за рамками сложившихся финансово - правовых ограничений.

Суровая правда заключается в том, что сегодня ни один из педагогических вузов или центров повышения квалификации учителей не в состоянии обеспечить универсальную подготовку педагогов на основе нового профессионального стандарта по всем направлениям. У каждого из них есть сильные и слабые стороны. Одни преуспели в психологической и коррекционно-развивающей подготовке педагогов начальной школы, другие основательно готовят специалистов – филологов для обучения детей мигрантов русскому языку, третьи эффективно работают с одарёнными детьми и т. д. Итак, факт остаётся фактом: передовые модели, практики и технологии педагогической подготовки разбросаны по разным адресам.

Однако на дворе XXI век, позволяющий с помощью информационных технологий наладить сетевое взаимодействие педагогических вузов и центров повышения квалификации педагогов. Пилотные площадки должны быть к нему готовы. Им предстоит совместно создать контент, раскрывающий новую модель подготовки педагогов, который должен включать веби­нары, видеолекции, фрагменты мастер-классов, наглядно демон­стрирующих современные педагогические технологии, видео­конференции, где заинтересованные педагоги могут задавать уточняющие вопросы и получать на них исчерпывающие отве­ты. Всё это, начиная с уроков признанных мастеров и заканчивая демонстрацией образцов процедур углубленной психоло­гической диагностики детей, выложенное в открытом доступе, позволит обеспечить непрерывную добровольную, а не вынуж­денную (под дамокловым мечом очередной аттестации) пере­подготовку педагогов. Сегодня такой подход к переподготовке актуален, поскольку в получаемых школами субсидиях заложе­ны средства на повышение квалификации учителей. Школы и учителя вправе выбирать по своему усмотрению, исходя из реальных образовательных потребностей своей организации, тематику курсов переподготовки и центры, где такая необходимая подготовка осуществляется. Но выделяемые на повышение квалификации средства не столь значимые, чтобы педагоги смогли свободно передвигаться по стране, набирая на различных площадках необходимые профессиональные компетенции. Вместе с тем наличие интернет – ресурсов позволит отчасти решить эту проблему. Если принять описанную выше логику получения специальных знаний, легко сформировать еще одно требование к пилотной площадке:

Готовность к постоянному сетевому взаимодействию с аналогичными пилотными площадками, где решается проблема освоения нового профессионального стандарта, и соз­дание условий для дистанционного обучения педагогов.

Очевидно, что систематизация такой работы, помимо содержательного наполнения, повлечёт за собой создание нетрадиционных организационных форм, обеспечивающих стабиль­ность этих связей, возможность кадровых и финансовых манёв­ров. К примеру, нельзя исключать возможность того, что сту­денты вуза захотят пройти стажировку на базе другого универ­ситета или пригласить специалиста со стороны для чтения специального курса. Отсюда ещё одно требование к пилотной площадке:

Готовность объединиться в ассоциацию уни­верситетов, вузов и центров повышения ква­лификации.

Формы такого объединения могут быть различными, например некоммерческое партнёрство. Только объединёнными усилиями и согласованными действиями, поддерживая друг друга, можно переломить ситуацию и создать принципиально новую модель подготовки педагогов.

Любой долгосрочный проект, а именно с таким мы имеем дело, предполагает ясное понимание его целей, этапов работы и квалифицированную объективную независимую оценку её результатов. Результатом этой работы должна стать принципиально иная процедура аттестации педагогичен кадров.

Идеологи и руководители пилотной площадки должны иметь в виду, что рано или поздно нужно будет «предъвить товар лицом».

Но как объективно оценить конечный продукт инновационной деятельности? И тут пилотной площадке предстоит выполнить напряжённое, деликатное и наиболее щепетильна задание, которое, по сути дела, является требованием к ней:

Готовность к разработке индикаторов оценки качества подготовки педагогов в соответствии с новым профессиональным стандартом.

Неформальным результатом деятельности вуза явля­ется качество подготовки будущих педагогов. Для этого требуется разработать соответствующие индикаторы оценки образования и квалификации выпускников. До сих пор мы оценивали образование, но фактически не оценивали квали­фикацию.

В большей мере это относится к системе повышения квалификации.

Подобные же критерии должны лежать и в основе процедуры аттестации педагога.

По сути дела, требуются универсальные индикаторы оценки квалификации с учетом разных уровней квалификационных оценок.

Речь идёт о том, чему нам следует научиться:

· оценивать выпускников педвузов (это статный уровень фиксирующий готовность выпускников педвузов войти в профессию);

· оценивать качество переподготовки ныне дей­ствующих педагогов (с учётом новых требований к компетенциям педагога, зафиксированных в профессиональном стандарте);

· проводить аттестацию учителей.

Разработанные индикаторы должны впоследствии лечь в основу процедуры внешней независимой оценки конечных результатов работы педвузов.

Повышение квалификации

Аттестация вуза

Задача чрезвычайно сложная. Вузы, добровольно заявившие себя как пилотные площадки, первыми должны быть готовы переходить на независимую оценку своей дея­тельности. Важность решения этой задачи диктует необходимость более подробно остановиться на процедуре оценки.

Не число, а умение

Деликатность проблемы заключается в том в педагогике далеко не всё поддаётся количественным измерениям. И когда в качестве одного из требований к профессору начальной деятельности педагога авторы стандарта зафиксировали: педагог должен уметь защитить ребёнка, которого не принимает детский коллектив, - оппоненты немедленно выдвинули категорическое возражение: как вы это собираете измерять? Разумеется, не по количеству уменьшающихся синяков и ссадин на лице жертвы коллективного неприятия.

Ясно, что выработка критериев, с помощью которой можно определить готовность педагога к профессиональной деятельности - сложнейшая задача. Дело в том, что социальные науки, к которым относятся педагогика и психологе в большей степени, носят вероятностный характер. Это и означает, что в гуманитарной сфере совсем не применяются методы количественных оценок. Напротив, и в психологи и тем более в социологии активно используются математические методы анализа полученных материалов, но здесь речь идёт об обработке научных данных.

К оценке же качеств личности педагога - напомню что стандарт, помимо прочего, выдвигает требования к личностным качествам учителя, - такой подход неприменим Сильная гуманистическая позиция педагога, в частности готов­ность принять любого ребёнка таким, каков он есть, в баллах не исчисляется. Тем не менее наличие или отсутствие такой личностной установки мгновенно просматривается на стажировочной площадке. Отсюда следует, что если мы всерьёз решили схоластический подход к подготовке педагога и усилить развитие у него практических компетенций на основе, нового профессионального стандарта, то экспертные оценки руководителей стажировок, которые последовательно, на протяжении длительного времени, наблюдали личностный рост будущею специалиста, могут рассматриваться как вполне достоверные данные. Эти качественные оценки могут быть зафиксированы и соответствующих характеристиках. Дополнительным аргументом, говорящим в пользу сильной гуманистической позиции будущего учителя, может служить активное участие студен­та и волонтёрском движении, где он получил практический опыт работы с детьми-инвалидами или подростками с девиантным поведением. Не мешаную ценность представляет опыт, нако­пленный студентом в летних и заочных школах для одаренных детей (подготовка их к олимпиадам и т. и.).

Ориентация на развитие у будущих педагогов практи­ческих компетенций на основе нового профессионального стандарта должна найти отражение в формах и методах независимой итоговой оценки их подготовки.

В мире накоплен достаточный опыт проверки готовности педагога к практическом деятельности. Например, в США вхождение в профессию учителя математики возможно лишь после собеседования, которое проводит независимая профессиональная ассоциации школьных преподавателей математики. Кандидату на замещение вакантной должности предлагается решить задачи разной степени сложности в рамках школьного курса. Насколько я знаю от коллег, успешно по­шедших данное испытание (оказывается, что мы всё ещё не так плохо готовим учителей данного предмета), рекомендация этой организации имеет решающее значение при приеме на работу. Почему бы не воспользоваться данным индикатором, проводя независимую аттестацию выпускника педагогического вуза?

Как проверить умение планировать урок и анализировать его эффективность? В качестве задания выпускнику мож­но дать тему урока и подробную характеристику класса, остановившись на особенностях учащихся. Выполняя практические задания по планированию урока, выпускник должен не только продемонстрировать знания своего предмета, но и обосновать выбор той или иной педагогической технологии соответствующей уровню развития его учеников. Если в характеристике класса было заявлено, что на уроке присутствуют ученики с особенными потребностями, то выпускник должен продемонстрировать знание специальных подходов к обучению таких детей. Попутно проверяется владение ИКТ-компетенциями поскольку планирование современного урока предполагает грамотное информационное обеспечение. При выполнении такого задания интегрируются и актуализируются полученные студентом теоретические знания и приобретенные в ходе обучения практические компетенции.

В школьный автобус

Однако не уроком единым жива современная школа формы и методы, которые используют мастера своей далеко за рамки урока. Это экскурсии и походы, экспедиции и полевая практика, лабораторные эксперименты и использование музейной педагогики, наконец, ученические проекты. В организации такого рода деятельности есть своя специфика. Как убедиться в том, что выпускник вуза готов к такой разнообразной и разноплановой работе? В качестве индикатора оценки готовности можно использовать моделирование различных видов внеурочной деятельности. Например, выпускнику будущему преподавателю литературы, предлагается задание смоделировать подготовку и проведение экскурсии в Ясную Поляну. Только никуда не годный учитель представшей себе экскурсию незатейливым делом: посадить детей в автобус, доехать до места проведения, следить за тем, чтобы зевающие дети не разбежались от экскурсовода, - чего проще?

Подобной экскурсией надо уметь управлять. Ей предшествует большая подготовительная работа, мотивирующая учеников на восприятие того, что предстоит увидеть. Между учащимися распределяются вопросы, на которые предстоит получить ответы в ходе посещения памятного места. Всё это увязывается с литературными источниками, которые в данный период изучаются на уроках. Уточняется возможность сбора фото- и видеоматериалов. На обратном пути в автобусе обго­варивается тот творческий продукт, который должны подгото­вить учащиеся по итогам посещения музея. Это может быть эссе, презентация на школьном сайте и т. п. С точки зрения педагогики здесь нет ничего нового. Но речь идёт о выработке критериев оценки готовности выпускника к работе в школе. С этой позиции моделирование экскурсии или иной формы внеурочной деятельности, равно как и планирование урока, выявляет компетентность будущего педагога. Оценка выполне­ния аудиторного задания должна быть дополнена характеристи­кой руководителя практики, который наблюдал, как подобные формы работы студент осуществил в школе - партнёре вуза.

Данный подход к итоговой оценке готовности выпуск­ника коренным образом отличается от сложившейся практики защиты дипломов и проведения государственных экзаменов.

Могут возразить, что такая гипертрофия практической подготовки студента к будущей профессии негативно отразится на формировании у студентов навыков исследовательской работы. Кто же тогда будет развивать отечественную педагогическую науку? На мой взгляд, подготовка педагога – исследователя ЛЯ - задача магистратуры, которая может быть как прикладной, так и исследовательской, позволяющей магистрантам развиваться по индивидуальным маршрутам. Главное - избежать формализма и унификации. Если в процессе обучения в бакалавриате отдельные студенты проявляют интерес и вкус к исследовательской работе, то надо найти возможность поддержать их на всех этапах обучения, вооружив методами сбора объективных научных данных и их грамотной обработки, обучение теории и методологии научного исследования и т. п.

Однако при всей важности решения проблемы создания научной элиты не будем забывать, что приоритетной задаче педагогического образования является подготовка такого выпускника, который уже завтра встанет к учительскому столу и будет способен ответить на вызовы времени. Отсюда и изменение критериев оценки его итоговой подготовки. Настаиваю на том что, учитывая специфику педагогической деятельности, эти критерии должны носить преимущественно качественный характер.

Что же касается способа оценки степени готовности выпускника к будущей деятельности, предлагаю сделать ее двухуровневой. Независимая комиссия по итогам экзаменационных процедур и после ознакомления с характеристиками полученными студентом в ходе стажировок, фиксирует два уровня: достаточный или повышенный.

А как быть с теми, кто не дотягивает до первого уров­ня? Предположительно при изменении существующей норматив­ной базы им может быть предложена работа в качестве стажёра и предоставлена возможность повторить квалификационный экзамен спустя год. Напомню, что статья 2 действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разводит понятия «уровень образования» и «квалификация». Уровень образования - завершённый цикл образования, харак­теризующийся единой совокупностью требований. Квалифи­кация уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определённого вида профессиональной деятельности. Отсюда следует, что, поучив, например, приличное гуманитарное образование, можно быть абсолютно не готовым к педагогической работе.

Когда речь заходит о независимом квалификационном экзамене д\я выпускников вуза, многие представляют себе его в форме своеобразного ЕГЭ для высшей школы, где независи­мость и объективность гарантируются выполнением тестовых заданий и тайной проверкой их результатов. Такой взгляд пред­ставляется мне крайне упрощённым и ошибочным. Качественная подготовка оценивается качественными методами, а их качество и достоверность, в свою очередь, обеспечиваются качественны­ми экспертами.

Поэтому центральной проблемой, которую необходи­мо решить для перехода на независимый квалификационный экзамен, на мой взгляд, является проблема формирования и подготовки экспертного сообщества.

Технически она не так сложна, как представляется на первый взгляд. В независимые комиссии должны быть включены не только профессора других вузов, оценивающие теоретическую подготовку выпускников, - это, как правило, делается уже сегодня, - но и признанные мастера-педагоги, владеющие передовыми педагогическими практиками, те люди, которые чувствуют реальный пульс современной школы. Входным билетом в государственную независимую комиссию для них должны стать подготовленные ими заранее провероч­ные материалы - те самые комплексные задания для выпуск­ников, о которых шла речь выше.

У руководителей образовательных организаций и педа­гогов может вызывать удивление тот факт, что в материале, посвящённом внедрению нового профессионального стандарта педагога, такое значительное место отведено, по сути дела, реформе содержания педагогического образования, но от педа­гога трудно требовать того, чему его никто никогда не учил. Поэтапное введение в жизнь профессионального стандарта и программа, модернизации педагогического образования. Вместе они – как важнейшая конструктивная часть аппарата по переливанию крови. Это медицинская метафора представляется уместной, поскольку перед ними стоит задача влить «новую кровь» в порядком износившийся «организм» отечественное образование.

Но школу, как супермаркет, нельзя временно закрыть на переучет в ожидании нового обученного персонала. Когда еще вузы подготовят педагогов новой формации! Аппарат по переливанию крови пока больше напоминает капельницу. Перестраиваться приходиться на ходу, опираясь на имеющийся в наличии кадровый потенциал.

Инструкция

Современный учитель должен, прежде всего, хорошо разбираться в своем предмете. Нынешние требования к выпускникам школ очень строги, так что педагог должен давать ученикам не только базовые школьные знания, но и нечто большее. Он должен учить детей мыслить логически, а также искать несколько вариантов решения поставленной задачи. Для этого сам учитель обязан постоянно развиваться, совершенствовать свои знания и повышать квалификацию. Не всегда хватает посещения курсов , порой нужно искать и изучать специфическую и самую современную информацию.

Современный педагог должен шагать в ногу со временем. К сожалению, сегодня подростков и молодых людей трудно назвать воспитанными, вежливыми и добрыми. Современная молодежь знакома с некоторыми пороками этого мира, порой стремится познавать все самое худшее. Учитель обязан быть готовым к худшему. Печально, но педагог должен уметь оценивать состояние подростков и выявлять признаки алкогольного и наркотического опьянения.

Учитель должен хорошо разбираться в психологии детей любого возраста. Особо сложные подростки порой нуждаются в постоянном наблюдении и помощи. И если педагог сумеет оценить психологическое состояние ребенка и выявить имеющиеся проблемы, помощь будет оказана вовремя, что позволит избежать серьезных последствий. В педагогических вузах преподают психологию, но все же стоит изучать ее дополнительно и постоянно совершенствовать знания, учитывая современные тенденции и результаты исследований.

Современный преподаватель обязан уметь находить подход к каждому ученику. Школу посещают дети разных социальных слоев и из разных семей. Если один ребенок скромный и стеснительный, то другой – гиперактивный, непослушный или грубый. Учитель-профессионал должен помочь раскрыться застенчивому ребенку и направить энергию гиперактивного в нужное русло.

Любой педагог должен любить детей. Учитель – это третий родитель для каждого ребенка. Ученики не должны чувствовать безразличия со , иначе они поймут, что предоставлены сами себе, и будут совершать не самые хорошие поступки. Любовь и забота же в некоторых случаях могут стать лучшими средствами воздействия на детей.

Необходимо и такое качество, как строгость. Но она должна быть уместной. В ученики должны видеть не только наставника, но и авторитетную личность. И если учитель будет слишком мягким и позволять детям заходить за рамки дозволенного, ученики поймут, что мнение педагога ничего не значит, а его влияние незначительно.

Обратите внимание

Считается, что молодые учителя быстрее находят общий язык с детьми, но в некоторых случаях возраст не имеет значения.

Полезный совет

Желательно, чтобы учитель разбирался в законах Российской Федерации, такие знания могут пригодиться.

Источники:

  • Каким должен быть современный учитель

О том, каким должен быть современный педагог, ведутся непрерывные разговоры и на бытовом, и на научном уровнях. Об этом рассуждают дети на страницах школьных сочинений, их родители и сами работники образования во время конференций. Неизменными со времен Аристотеля – учителя и воспитателя Александра Македонского, остаются такие требования как доброта, нравственная чистота, профессионализм, ответственность и стремление к самосовершенствованию.

Деткам детского сада по большому счету все равно, их воспитатель, лишь бы был добрым и заботливым, умел вовремя подтереть нос и помочь застегнуть курточку. Студентам ВУЗов тоже, поскольку взрослые люди терпимо относятся к другим взрослым людям, только бы преподаватель владел своим предметом и на его лекциях нельзя было уснуть. Со школой все сложно, именно здесь идет самое активное обсуждение – каким должен быть современный педагог.

Образ идеального учителя-интеллигента воплотил на экране в конце 60-х годов XX века Вячеслав Тихонов. Его герой Илья Мельников стал образцом для подражания на долгие годы.

В наши дни телевидение предложило свою версию образа современного учителя России в лице , которого играет Дмитрий Нагиев в одноименном . Спорный, конечно, но очень близкий к реальности. Шансов найти общий язык со своими подопечными у такого педагога сексуального, сильного, нестандартного гораздо больше, чем у тех, кого можно описать «божий ».

От смешного к серьезному

Современный учитель должен иметь достаточно высокую самооценку, чтобы работать в школе. В нем должен быть стержень, который поможет организовать и сплотить детский коллектив. Не обязательно быть мачо, чтобы повести детей за собой, но внешний облик должен быть привлекательным. От учителя ни в коем случае не должно пахнуть табаком и на штанине не должна красоваться пудра от пончиков. Учителя-чудики тоже пользуются симпатией у детей, но аккуратные чудики все-таки больше соответствуют требованиям сегодняшнего дня.

Не пользуются авторитетом у сегодняшнего поколения учителя-зануды, да и никогда не пользовались. Воспитательные моменты, которые требуют разрешения, не должны носить характер нравоучения, есть более эффективные способы решения проблем в классе. Например, если какой-то ребенок нарушает дисциплину, назначьте его ответственным за нее. В 90 % случаев это работает. И задумайтесь над формой проведения ваших уроков. Может быть, ребятам просто скучно слушать ваш монотонный голос.

Как стать современным

Быть современным, значит идти в ногу со временем. Современный педагог должен использовать все имеющиеся в его распоряжении технические средства. Великое множество документальных и художественных фильмов и мультфильмов снято для любого из школьных предметов. Бесчисленное множество развивающих и обучающих игр можно применять с использованием компьютера. Smart Board – интерактивная доска имеется в каждой школе, но зачастую просто стоит колом в кабинете информатики.

Современным можно назвать учителя, который помнит себя ребенком и не разучился играть. Дети сегодняшнего дня, естественно, другие, но они дети. Игра – важный элемент обучения. В игре можно наладить тесный контакт с детьми, привить любовь к своему предмету, сделать процесс обучения легким и эффективным. Например, если вы учитель английского языка, выделите 10 минут урока, поиграйте с ребятами в «Балду». Вы поразите несколько целей сразу: наладите дисциплину, закрепите лексику и научите детей мыслить творчески.

Возможностей для саморазвития и повышения уровня профессионализма у современного учителя больше, чем достаточно – курсы очные и заочные, конференции, участие в городских методических объединениях, интернет-форумы педагогов, профессиональные ассоциации, интернет видео-уроки по методике преподавания. Всего не перечислишь. Современный учитель не может обойтись без прогрессивных методик обучения, не делиться опытом с коллегами. Отстраненная позиция в мире коммуникаций и информационных технологий ведет к постепенной деградации учителя.

Современный учитель обязан иметь и демонстрировать школьникам свою активную жизненную позицию. Нельзя человеку с тревожной душой оставаться в стороне от событий в стране. Организовать сбор подписей в поддержку детей Донбасса в своей школе, сбор вещей для помощи детям-сиротам, поздравление ветеранам ВОВ и т.д. – вот что может сделать педагог неравнодушный и современный.

Источники:

На протяжении всей истории человечества старшее поколение сетовало на младшее, как на неуправляемое, непослушное, необучаемое. Причем, выросшее молодое поколение предъявляло аналогичные претензии своим детям и так до сегодняшнего дня.

Инструкция

Пожалуй, современному учителю приходится сложнее, чем всем его коллегам из прошлых лет и столетий. Учитель всегда был умнее ученика и по знаниям, и по жизненному опыту. Это создавало естественную субординацию и легко укладывалось в схему «учитель - ученику». Отсюда шло и заведомо уважительное отношение ученика к учителю как к более умному человеку.

В какой-то момент все поменялось в обществе. Причиной стало естественное движение социума, когда на замену обществу индустриальному пришло информационное общество. Общество поменялось, но образовательные технологии отстают от него не менее, чем на два десятилетия. В результате в образовательном пространстве произошел сдвиг, который можно признать революционным. Современный ученик знает больше учителя, что с большой неохотой, но приходится признавать педагогическому сообществу.

Современный ученик освоил компьютерные и информационные технологии без преувеличения, с пеленок. Образовательные технологии же долгое время обходились без применения инноваций. В результате ученик мог наблюдать, как учитель, преподающий алгебру, не в состоянии отправить по мобильному телефону смс-сообщение. Учитель, конечно, обладает значительно большим объемом знаний своего предмета, но с точки зрения ученика эти знания бесполезны. Знания же ученика позволяют ему решать многие практические задачи, в том числе и образовательные, по своему алгоритму.

В то же время, современный ученик обладает гораздо большей свободой – демократизация общества не обошла стороной и образования. Хоть современный ученик и зависит от оценок учителя, он видит, что статус и материальное положение человека в обществе не зависит от его успехов в школе. Тем более, что современная система контроля знаний при помощи тестирования сводит на нет реальную значимость оценок. Такое отношение ученика к обучению стимулирует учителя сделать урок интересным, так как иного механизма на мотивацию нет, особенно в старших классах.

Сегодня в школе учатся дети детей конца прошлого столетия, так называемого «потерянного поколения», которому пришлось становиться как личностям в эпоху перемен. Как минимум, своим детям они передали свое собственное видение мира, в котором отсутствуют традиционные идеалы и символы. Главная черта характера современного среднестатистического ученика – рационализм. Современный ребенок не пойдет собирать металлолом, если не увидит в этом практической необходимости. Перед педагогом стоит непростая задача воспитания благородства и ответственности, что при отсутствии реальных образцов для подражания очень непросто.

Таким образом, можно сделать вывод, что современный учитель работает с учеником, который стимулирует его на совершенствование. Не напрасно в современных образовательных стандартах и учитель, и ученик имеют равный статус «субъекта образовательного процесса».

Видео по теме



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то