Условие развития российской системы образования. Становление системы образования в россии

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Как бы мы не толковали и не определяли понятие ”культура”, оно всегда включает в себя образование и просвещение. История неоднократно демонстрировала как уровень грамотности и просвещенности народа определяет его судьбу.

Обращаясь к изучению европейской культуры средневековья, мы видели, что примерно в ХШ в. там начинает формироваться система народного образования . Разумеется, каждая страна демонстрирует национальный вариант этого процесса, однако в целом можно заметить его общие черты. Как правило, интеллектуальным и организующим ядром системы становился университет, под патронатом которого существовали начальная и средняя школы. Педагогические кадры, учебные программы, литература, финансовые дела находились в ведении автономной университетской корпорации. Даже те учебные заведения, которые возникали самостоятельно, вне организационной структуры университета (например, иезуитские школы и т.п.), вынуждены были учитывать в своих учебных программах университетские ориентиры. Таким образом r началу нового времени в Европе действовала: 1) ОТКРЫТАЯ система народного образования (сословные ограничения для желавших получить образование сводились, по сути, к финансовым возможностям); 2) Автономная система , где университеты и другие учебные заведения под их патронатом пользовались административной, финансовой, идеологической независимостью; 3) МОБИЛЬНАЯ система , так как ничто не препятствовало взаимодействию педагогов, студентов, научных школ. Кроме того, автономные университеты сами писали и распространяли книги, позднее организовывали типографии, имели собственные библиотеки и т.п. – то есть имели реальный фундамент мобильности; 4) в основе просвещения и обучения лежали ТРАДИЦИОННЫЕ подходы, сформировавшиеся еще в античности – это касается и последовательности освоения учебного материала (вспомните тривиум и квадривиум как начальные ступени образовательного процесса), и методов обучения – в средние века не забывали о дискуссиях и самостоятельных поисках истины.

Согласно этому видению, бедная Фина, даже из самых глубоких провинций, может быть образована до уровня фина-гражданина новой республики. Образование более непропорционально, чем во многих других странах. Финляндия - демократическая страна, а демократия требует, чтобы граждане были активными, грамотными и очень вовлеченными. Следовательно, финская Республика выделила образование как фактор, который сможет объединить нацию. Образование стало предметом двухпартийного одобрения. Политические элиты признали, что необходимо обучать лесного работника из далекой Карелии, чтобы весь рабочий класс был создан не наравне с турками и турками, а чтобы дать им равные образовательные возможности.

В результате к концу средневековья в Европе сложилась СИСТЕМА народного образования , предполагающая поступательное, ступенчатое овладение знаниями и навыками от начальной до высшей школы, альтернативный выбор учебных заведений при согласованных учебных программах, обеспечение учебно-воспитательного процесса материально-научной базой, подготовку и формирование корпуса педагогов, становление и развитие педагогики и элементов психологии как фундаментальных наук для становления школьного дела.

Проблема Финляндии в те годы и, кроме того, заключалась в том, что, хотя они и выиграли «белые», все еще была сильная коммунистическая агитация. Поэтому считалось, что чем больше людей они знают, тем более образованными они станут, и чем менее вероятно, что они должны быть социально исключены, тем менее вероятно, что они станут подрывными.

И как это выглядит в современной Финляндии? Как коллективистские традиции полагаются на сегодняшнее, отчасти, рыночное давление, чтобы стремиться к индивидуализму? Отражено ли это в образовании? Мы имеем дело с наступлением не только неолиберальной риторики, но и неолиберальной практики. Пока мы имели дело с неолиберальной тенденцией новой европейской общественности, финны пошли в этом направлении, частично демонтируя и улучшая государство всеобщего благосостояния.

В России вплоть до второй половины ХУШ в. не существовало системного подхода к обучению молодого поколения.

История домонгольской Руси овеяна преданиями о великой культуре этого государства. Существуют косвенные доказательства того, что еще до введения христианства на Руси существовала письменность, Молодое раннефеодальное государство уже тогда нуждалось в письменной фиксации важнейших актов государственной политики. "Повесть временных лет” свидетельствует, что уже в перовой половине Х века заключались письменные договоры Руси с Византией, что в обычаях русских купцов было составление письменных завещаний на случай смерти, отписывались посыльные и гостевые грамоты купцам, отправлявшимся в дальний путь и т.д. Исследователи предполагают, что Русь, будучи тесно связанной со славянским миром, рано начала осваивать славянскую азбуку – кириллицу. Славянскую письменность на Русь принесли братья Кирилл и Мефодий, в середине Х в. , пришедшие на Русскую равнину через территории южных славян из Византии. Они выполняли великую просветительскую миссию по заданию византийского императора и патриарха.

Им сказали: Мы должны изменить свое качество, потому что мы должны просвещать общественность по другим вызовам и потребностям, поскольку такая благоприятная торговля с Советским Союзом, вероятно, никогда не вернется. Мы должны открыть мир, и в дополнение к бумажной промышленности, древесине и ее продукции мы должны предложить миру что-то еще. Финляндия может стать конкурентоспособной с ее лучшими ресурсами - хорошо образованными гражданами. В начале года одним из очень сильных интеллектуальных течений была теория человеческого капитала.

Мощный толчок в развитии письменной культуры на Руси дало принятие христианства. С этого времени начинается освоение христианского наследия, прежде всего Священного писания и всего круга православной литературы, создаются очень благоприятные политические и экономические условия для развития просвещения и образования на Руси. Политическая и культурная ориентация на Византию, которая в раннем средневековье была признанным европейским лидером, заставляла Русь усердно знакомиться с традициями античной цивилизации. Так, например, переводились с греческого сборники законодательных актов – Кормчие книги. Ранние летописцы Руси обнаруживают знание античной истории, в частности “Истории Иудейской войны” Иосифа Флавия и т.д. Еще до принятия христианства северные соседи Руси – скандинавы, называли ее страной городов. Действительно, уже в ХI в. на Руси было 89 городов, а в последующие годы их число стремительно росло (к концу ХП в. – 224, к началу татарского нашествия – ок.300). Население городов, занимавшееся ремеслом, торговлей, испытывало жизненную потребность в овладении грамотностью. Актуальность развития школьного дела становилась тем более очевидной со вступлением Руси в христианский мир Европы. Домонгольская христианская Русь была открытым, богатым, активным государством, развивавшимся в едином общеевропейском русле.

Финны обрабатывали его для своих нужд, т.е. интерпретировали его для повышения качества этого подвига, который они могли бы конкурировать на международной арене, и если они действительно являются людьми, их следует инвестировать в нее. Существует дискурс общества, основанного на знаниях, которое через несколько лет стало предметом широкого консенсуса на политической арене. Инвестирование в человеческий капитал означало перемещение всего сектора, включая услуги, от очень традиционного промышленного характера до постиндустриального.

Можно сказать, что без очень сильной традиционной позиции знаний и образования в финском обществе правители в первые годы не решили бы отдавать приоритет только образованию, знаниям и умственным способностям. Поскольку у нас есть лозунг «человеческий капитал», у меня сложилось впечатление, что мы имеем больше общего с капиталом, чем с человеческим капиталом, что этот фактор, охватывающий различные практики с довольно понятными для них лицами на лице человека, очень силен в нас.

Уровень изучения проблемы в настоящее время позволяет утверждать, что в домонгольской Руси достаточно широко была распространена грамотность населения . Берестяные грамоты , которые впервые были найдены в Новгороде в 1951 г. ленинградским археологом А.В.Арциховским, а затем и в других древнерусских центрах (например, Тверь, Псков и др.) являются важным аргументом в доказательстве тезиса о распространении грамотности на бытовом уровне в Древней Руси. Среди грамот – и хозяйственные записи, и частные письма, и долговые расписки, и ученические тетради.

Почему в Финляндии есть хотя бы баланс между капиталом и человеческим фактором, если не человеческий фактор над капиталом? Ответ, который приходит на ум, - это, пожалуй, простая формула, содержащаяся в слове «меритократия». В Финне образовательный аспект сильно проявляется как элемент социального равенства. Он был довольно сознательно использован правящими командами в те годы и сказал: «Благодаря образованию мы все можем быть равны» и в любом случае получить равные шансы. Весь процесс либерализации высшего образования проходил под девизом предоставления равных возможностей всем, независимо от региона, в котором они живут.

Получать образование на Руси можно было в школах и дома. В многочисленных Житиях Святых часто указывается, что, как правило, на седьмом году начиналось обучение грамоте, и это начальное образование длилось до 12 лет, после чего можно было уходить в монастырь. Основными предметами начального обучения являлись чтение, письмо, счет, основы христианского вероучения. Находки в Новгороде показывают, что обучение грамоте начиналось со знакомства с алфавитом. Возможно, специальные деревянные дощечки с вырезанным алфавитом изготавливались на продажу и являлись первым учебным пособием Древней Руси. Благодаря найденным в том же Новгороде берестяным тетрадям мальчика Онфима, мы имеем представление о методах обучения чтению и письму. В основу этого метода был положен слоговой принцип, существующий и в современном обучении (кто из нас в детстве не складывал слоги в слова?).

Когда было решено найти университеты в северных районах Финляндии, хотя это было не выгодно, считалось, что они должны быть университетами в полном смысле. В то время экспертам доверяли, которые профессионально убедили политический класс в этом. В Финляндии у нас в настоящее время имеется 22 политехнических института, которые в значительной степени управляются местными заинтересованными сторонами, то есть местными работодателями, которые заседают в совете директоров таких школ. Поднимая человеческий капитал, финское государство интенсивно слушает голоса бенефициаров системы образования.

Женщины в домонгольской Руси имели доступ к получению образования – об этом свидетельствуют и берестяные грамоты, и историческая память о высокообразованных, пишущих книги, владевших иностранными языками россиянках, таких, как, например, княжна Ефросинья из Чернигова или Анна Ярославна (дочь Ярослава Мудрого).

В связи с достаточно широко распространенной грамотностью в древнерусском государстве рано формируется книжная культура. По данным сотрудника Государственного Эрмитажа Б.В.Сапунова в Х1-ХШ вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий, причем по цене эти книги были не так дороги, как принято думать – “несколько гривен” (хорошая шапка в ХШ в. стоила 13 гривен, хороший крест в Х1 в. – 4,5 гривны, золотой колт в ХП в. – полгривны).Характерной особенностью бытовой культуры россиян являлось то, что на Руси существовала книжная торговля и был даже такой род занятия как продавец книг – офеня. Русские летописи свидетельствуют, что в домонгольские времена в церквях “клети исполнены книгами”, в кельях монастырей “ничто не видно кроме икон и книг”, а в каждом боярском тереме есть “крестовая палата”, а в ней под образами – книги. Летописи сохранили память и о первых русских библиотеках (их принято называть книжные собрания). Самые известные из них – собрание Киево-Печерского монастыря, которой пользовался летописец Нестор, и библиотека Ярославва Мудрого, бесследно исчезнувшая во время разграбления Киева татаро-монголами в 1240 г. Таким образом, уже на заре нашей государственности образованность была в перечне приоритетных качеств человека. Даже фольклор запечатлел уважение к ней: “именье книг паче злата”, “аще бо поищещи в книгах мудрости прилежно, то обрящещи великую пользу души своей”.

Все это привело к тому, что образовательный процесс в Финляндии породил целый круг людей, убежденных в том, что, получив всеобщий доступ к образованию, каждый может поставить себя в нужное место для своих навыков и знаний в обществе. Существует твердое убеждение, что позиции приходят с тяжелой работой, а не через знакомых. Это меритократический элемент, и, возможно, он решает, почему финнам трудно убедить их доверять великой столице. Чувство социальной справедливости, достигнутое благодаря образовательной поддержке, заставляет нас начать осознавать и ценить наши ценности, признавая, что те, с кем мы имеем дело, также находятся в правильном месте.

Безусловно, центрами книжности Древней Руси были монастыри, они, вероятно, и выполняли некие функции высшей школы. При монастырях шла подготовка государственных и духовных деятелей. Учебные программы такой подготовки включали в себя изучение философии, риторики, грамматики, истории, географии, естествознания, чтение античных авторов.

Нет подозрений, что кто-то позаботился о чем-то. В Финляндии ничего не делается, это один из самых низких уровней коррупции. Все прозрачно, хотя правила меритократического действия также сложны. Это одна из ключевых проблем, которые делают финский народ успешным. Образование является фактором в построении этой веры.

Каковы некоторые из ключевых различий между финской и польской реалиями? Финны не слишком болтливы, они считаются закрытыми сами по себе. В то же время они очень желают сотрудничать, заниматься социальной деятельностью, группироваться. Мы имеем дело с обществом, которое работает вместе не потому, что кто-то налагает это обязательство, а потому, что ему необходимо выжить. В скандинавских, скандинавских сферах, когда температура может опуститься до -20, -30 градусов по Цельсию, а зима во многих регионах Финляндии длится 5-6 месяцев, мы не выживем, если не будем жить в сообществе.

Стремительное и плодотворное развитие христианской Руси было трагически прервано татаро-монгольским нашествием. Несмотря на некоторые новые тенденции в исторической литературе последних лет, рассматривающие татаро-монгол как определенное благо, в том числе и для культуры нашей страны, все-таки конкретные факты и все течение истории в последующие века показывают, что прав был А.И.Герцен, говоривший об иге, как о самом злосчастном времени, когда Россия дала обогнать себя Европе, а А.С.Пушкин с горечью замечал, что татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля.

Конечно, когда сегодня мы имеем дело с очень современным обществом эпохи цифровых технологий, можно спросить, сколько из этих древних объектов сохранилось. Даже зажиточные жители городов и деревень, в одном и самых отдаленных двух поколениях, были, вероятно, крестьянами. Это наследие, по крайней мере в устной семье, живое. В местной традиции и каком-то климатическом детерминизме можно видеть основы сотрудничества, доверяя друг другу. Доверие друг к другу и сотрудничество, иногда против конкретных интересов, было стратегией выживания.

Или, может быть, чем меньше людей, которые помнят эту бедную старую Финляндию, тем больше эта система рухнет? Вы бы так подумали, хотя каждое предсказание будущего очень сложно. Решающим вопросом является то, насколько нарратив национального сообщества, хотя он будет определен, будет оставаться сильнее космополитизма. До сих пор школа была способна развивать обучение сотрудничеству и общаться на институциональной основе, какой тип финнов набирал в прошлых поколениях. В системе образования люди учатся сотрудничать.

Эпоха Московского царства часто ассоциируется со временем возрождения России. С точки зрения социально-политической это верно, однако, называя ХУ-ХУ1 вв. “золотым веком” русской культуры следует быть более осторожным. Да, мы не можем не гордиться достижениями художественной русской культуры того времени. Мы, безусловно, с интересом узнаем о страстных мыслителях России и их гуманистических поисках. В конце концов, окончательно не погибли и не исчезли традиции древнерусской книжности в Московской Руси. Тем не менее, «злосчастное время татар» выбросило Русь из общего европейского русла. В послемонгольское время Русь из страны городов превратилась в аграрное феодальное государство. Но даже с оживлением жизни русских городов с ХУ в. образ жизни в них принципиально отличался от жизни западных свободных коммун. В европейских городах, формировавшееся третье буржуазное сословие оказывалось катализатором всех процессов связанных с развитием новой интеллектуальной культуры, и в первую очередь с образованием. Тем временем русский город приобрел и долго сохранял лицо бюрократического центра с сельскохозяйственным зависимым населением. Характер замкнутого феодального хозяйства не стимулировал рост грамотности населения. Традиция доступного народного образования, которая существовала в домонгольской Руси, была утеряна. Важнейший идеологический тезис “Москва – третий Рим”, который объективно мог бы обернуть Россию к изучению и возрождению великих традиций европейской античности, парадоксально оборачивался тенденцией к самоизоляции и консерватизму.

Это означает очень мирское решение, например, как мы делаем домашнее задание, как скамейки в классе, есть ли у нас больше удовольствия и групповой работы, или мы учимся в любом возрасте. В дополнение к обучению сотрудничеству, рецепт должен принять профессию преподавателя людей, которые действительно хороши в этом. Быть учителем в Финляндии означает быть очень важным, компетентным, образованным человеком. Учителя имеют чувство миссии, преследуют студенческие страсти, но также получают инструменты.

Обучающих экспериментов довольно много, хотя нужно сказать, что это эксперименты в рамках одной национальной системы. Это очень типичная особенность, отличающая Финляндию от других стран. В Финляндии, если они экспериментируют с высшим образованием или меняют способ их функционирования, они систематически, глобально, без каких-либо исключений, например, для частных школ или школ, которые будут специализироваться в специальных классах. Достаточно сказать, что сегодня финские планы в Министерстве образования охватывают четыре года, это типичный план развития для человека, который был охвачен некоторым соглашением с министерством образования.

Во второй половине ХУ в. археологи отмечают исчезновение берестяных грамот . Бумага, появившаяся на Руси в ХIV веке, не заменила доступную бересту. Низкий уровень образования россиян начинает тревожить даже власти. Стоглавый Собор 1551 г. отмечает, что в Московском государстве некому учиться, да и “учителя, каких есть, сами мало знают”. Невежество русского народа отмечают практически все иностранные путешественники того времени. Следует иметь в виду, что именно в это время идет процесс формирования русского национального государства, русской народности с ее характерным менталитетом. Православная Русь, громко возвестившая миру о наследовании традиций Рима, оказалась, по выражению В.О.Ключевского, крещена, но не просвещена. Страна “многочисленных церквей и неумолкаемого колокольного звона, страна длинных церковных стояний, строгих постов и усердных земных поклонов” (П.Н.Милюков) в силу своей непросвещенности не воспринимала отвлеченные истины христианского вероучения, называя знание греческой мудрости - Афинею (от Афин) – попросту ахинеей.

Таким образом, глава школы имеет гарантию, что он изменится незначительно или вообще не изменится в течение 3-4 лет, и если да, то он будет готов к этому, потому что в последний год плана собирается обсудить новый. Мы думали, что живем в системе, которая много планировала.

Достаточно сказать, что в Финляндии на рубеже веков и самом длинном периоде планирования образования и системы образования было двадцать лет! Таким образом, долгосрочное планирование традиционно очень важно, и в то же время оно сопровождается улучшением существующих решений, изменение, которое будет системным изменением, хотя и не удивительным, из года в год или из месяца в месяц. Одной из особенностей финской системы образования является отсутствие оценки на начальном этапе обучения. Но как, в отсутствие оценки, строить детей, а затем и в молодости, способность распознавать свои сильные и слабые стороны?

Длительной прелюдией к петровским преобразованиям в области культуры явился ХУП век . Смута, раскол, кризис международной политики, отсталая экономика заставляли Россию постепенно уходить от самоизоляции, внимательно присматриваться к опыту своих соседей . Это был век изнуряющей борьбы сторонников традиционной греческой премудрости с “латинянами”, закончившийся своеобразным компромиссом – созданием в Москве в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. Это учебное заведение, выпускавшее государственных чиновников, учителей и церковнослужителей, в основу обучения положило античную двухступенчатую систему – тривиум и квадривиум, то есть изучение семи свободных искусств. Академия являлась далеким прообразом университета европейского образца. В числе сторонников и активных проводников западной образованности в России второй половины ХУП в. были сам царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, авторитетные фамилии князей Одоевских, Голицыных, бояре Ордин-Нащокины, Матвеевы и др. Постепенный процесс латинизации России создал необходимую базу для преобразований Петра Первого.

Начнем с более широкой темы. Мои финские друзья говорят, что им трудно представить, как отправить своих детей к так называемому. социальной школы. Таких школ не было до недавнего времени. На данный момент они уже есть, но почти все финны отправляют своих детей в государственные школы. С одной стороны, потому что оно падает, а с другой стороны, идеал социального равенства, который укоренен даже в более социал-демократические времена, остается живым идеалом. Несмотря на все, стремление к социальному равенству, потому что оно лучше элиты, является общим убеждением среди финских граждан.

С начала ХУШ в. вопросы просвещения и образования россиян впервые в истории были поставлены в ранг государственной политики. Прагматичные взгляды Петра определили смысл преобразований в школьном деле. Для победы в Северной войне Россия, прежде всего, нуждалась в профессиональных военных кадрах. В 1701 году в Москве Петр I открывает школу математических и навигацких наук, в дальнейшем, с основанием Петербурга эта школа переедет в новую столицу. Вслед за навигацкой школой были созданы артиллерийская, инженерная, горнозаводская, медицинская школы. Прикладной характер образования, отказ от церковной схоластики, освобождение учебных заведений от монополии духовенства, открытие дверей для всех талантливых людей разных сословий, обязательное обучение для дворянских недорослей, вплоть до запрета жениться без начального образования – с этого начинает Петр формирование новых ценностей жизни россиян. Одновременно под пристальным контролем государя складывался механизм, который способствовал распространению этих ценностей – вместо скорописи ХУП в. появляется упрощенный гражданский шрифт, формируется новый литературный язык, развивается книгопечатание, появляются первые в России газеты, журналы, типографии занимаются изданием учебников, на смену старому русскому “сливовому счету” приходят арабские цифры и новая упрощенная система счета. Наконец, “Табель о рангах”, поставивший карьерный рост в прямую зависимость от образования, определил новые приоритеты в новое время.

Ключом к этому является создание образовательной системы, которая даже не позволит вам развивать чувство элитарности. Дети, которые могут и не могут учиться в классе вместе, но эта способность или неспособность не определяет, как ребенок будет чувствовать себя в классе, потому что он не оценивается в течение очень долгого времени. Поэтому, если в польской школе у ​​нас есть этот элемент, который отделяет и стратифицирует детей с самого раннего возраста, это заставляет нас получить общество, которое также сильно иерархизировано.

В случае финского общества иерархия максимально сглажена, систематически скрывается, что также переводится в повседневную жизнь. В этой официальной формуле мы все равны и демократичны. Во всяком случае, с равными правами. Когда вы разговариваете с польскими педагогами, очень сложно убедить их не сразу создавать иерархию, которая возникает в результате оценки. Родителям сказали, что учителя меняются, улучшаться. Ситуация в Финляндии схожа. Если мы воспитываемся в традиции равенства и в любом случае в традиции продвижения равенства как идеала, то при входе во взрослую жизнь мы увидим мир как человека, который должен стремиться, а не равенство.

Однако следует иметь в виду, что в первой четверти ХУШ в. еще рано говорить о сложившейся системе образования в России . В это время страна спешно удовлетворяла свои потребности в специалистах-профессионалах. Петровские учебные заведения – навигацкая, артиллерийская, медицинская и т.п. школы – представляли собой необычный симбиоз начального и высшего профессионального образования. Постигать учебную премудрость можно было неограниченное время, так как сроки обучения не фиксировались, практически отсутствовал национальный учительский корпус. Первый русский университет, который Петр учредил в 1724 году в Петербурге, не смог продуктивно работать по причине неукомплектованности как педагогами, так и русскими студентами. К сожалению, петровские преобразования затронули лишь вершину айсберга, российская провинция так и оставалась непросвещенной.

Новый значительный шаг в развитии просвещения и формировании подходов к систематическому образованию россиян был сделан в годы правления Екатерины П. Политика, проводимая двором в этом направлении, удачно сочеталась с изменениями, произошедшими в послепетровской России в мировоззрении передовой части общества. Пришло понимание ключевого значения проблем развития образования для будущего страны. По приглашению императрицы в Россию приезжает серб по происхождению, представитель передовой педагогической мысли Австрии Янкович де Мириево, который предложил Екатерине проект общероссийской сети образовательных учреждений. Становление и практическая работа по организации школьного дела в России связаны также с именем известного деятеля культуры ХУШ века И.И.Бецкого. Бецкой был близок к правительственным кругам и в целом отражал настроения Екатерины П. 1 В 1782-17686 годах в России начинает проводиться реформа народного образования . По всей стране формировалась система народных училищ, устав которых был опубликован. Система предполагала преемственное обучение в школах двух ступеней: уездные училища – два года начального образования и губернские училища, дававшие среднее образование в течение четырех лет. Выпускники училищ могли продолжить обучение в гимназиях, существовавших при Московском университете (основан в 1755 г.) или в Казани, а далее в самом университете. 2 В ходе реформы разрабатывались согласованные учебные программы училищ разных ступеней, вводилась классная и поурочная методика школьной работы. Впервые в истории России специальная комиссия по проведению школьной реформы утвердила программы преподавания русского языка, истории, географии, физики, архитектуры, иностранного языка.

Особое внимание Екатерина П уделяла гражданскому, патриотическому воспитанию молодежи. С ее непосредственным участием был написан учебник “О должностях человека и гражданина”. Можно сказать, что это был первый учебник обществоведения в России.

Устав народных училищ явился стержнем, вокруг которого стала оформляться система народного образования.

Наряду с системой народных училищ, в России существовали и закрытые сословные учебные заведения. Наиболее знаменитыми из них были Сухопутный шляхетский корпус, готовивший офицерский состав российской армии, и Пажеский корпус, готовивший молодых людей для службы при дворе. Домашнее обучение или закрытые сословные учебные заведения, не противоречили заложенным принципам системы образования, так как в основе ее лежал принцип преемственности и согласованности программ.

В екатерининское время в поле внимания государства оказался практический вопрос об одинаковом качестве обучения мальчиков и девочек. Стараниями И.И.Бецкого, при активной поддержке императрицы, в 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц. Выпускницы института готовились к служению фрейлинами при дворе, они также могли учительствовать по окончании обучения.Институт был задуман как закрытое сословное учебное заведение с богатой учебной и воспитательной программой, но, к сожалению, впоследствии обнаружилось, что многое из планируемого осталось лишь на бумаге. И, тем не менее,публичное внимание к проблемам женского образования в России коренным образом изменило менталитет русского общества. Грамотная дворянская женщина, жившая не только в столичных городах, но и в “глуши, деревне”, женщина, увлеченная чтением, с развитым понятием чести, долга, с тонким художественным вкусом станет воспитательницей поколения, вступившего в жизнь на гране ХУШ и Х1Х вв., поколения патриотов, отстоявших Россию от Наполеона, поколения, вышедшего на площадь в 1825 г.

Помимо упомянутых форм учебных заведений в ХУШ века в России родились и такие школы, которые давали художественное образование. С 1738 года в Петербурге существовала танцевальная школа, преобразованная в 1779 году в театральную. В стенах этого учебного заведения закладывались великие традиции русского балета и театрального мастерства. В 1757 году в России была создана Академия художеств. В состав Академии вошло воспитательное училище, существовавшее с 1764 года и готовившее художников, скульпторов, архитекторов.

Итак, ХУШ век постепенно менял ментальность русского человека. Наконец, образование людей стало влиять на их социальный статус, появилось уважение к наукам и обучению. Поистине ХУШ век можно назвать веком ученичества России.

Завершение оформления системы образования выпало на долю внука Екатерины П – Александра 1. В 1802 г. было создано первое в России министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук . Уже первые годы работы министерства продемонстрировали заботу попечителей учебных округов об открытии новых российских университетов. В 1804 г. были открыты Харьковский и Казанский университеты, в 1819 г. – Петербургский, в результате изменения границ страны в начале Х1Х века на территории Российской империи работали старые средневековые европейские университеты – Дерптский(Эстония) и Виленский(Литва) . Университеты вели не только подготовку научных кадров, но в их ведении было формирование национального педагогического корпуса и развитие педагогической науки.

Заметим, что у «колыбели» российских школ и университетов никогда не стояли монастыри. В собственно российских университетах (без Дерпта и Вильно) отсутствовали богословские факультеты. Это в определенной степени объясняет отсутствие в российской системе права университетской автономии в его европейском понимании. В России царь мог жаловать и отбирать это право в зависимости от общеполитической ситуации. Важно то, что даже в благоприятные периоды условного либерализма в России, молодежные, студенческие организации находились под запретом.

Теперь уже все три полноценные ступени образования составляли единую российскую систему образования. Внутри каждой ступени предполагались альтернативные подходы к получению конечного результата. Например, чтобы поступить в гимназию для получения среднего образования, необходимо было сдать экзамен за начальную школу, а вот где ребенок получал эти знания – в казенном уездном училище или с домашним учителем было дело свободного выбора семьи. Таким образом, согласованность учебных программ являлась важнейшим условием работы системы. Допускалось и освоение учебных курсов экстерном.

Так как проблемы образования в России всегда были под неусыпным контролем государства в отличие от автономии , практикуемой западными системами, то государство достаточно легко манипулировало системой. Достаточно, например, было изменить учебные программы одной из ступеней, чтобы отрегулировать приток в учебные заведения выходцев тех или иных социальных слоев.

Парадоксальность сложившейся системы народного образования в России состоит в том, что государство, взяв на себя инициативу создания образовательных учреждений, не спешило выделить на эти цели необходимые средства. На протяжении всего Х1Х в. расходы на образование и просвещение не превышали 2,5% российского бюджета, в то время как Англия в конце века выделяла 10%, Франция – 6,4%, Пруссия – 6%. Основная тяжесть расходов на школьное и университетское дело в нашей стране ложилась на частных лиц и благотворительных фондов.

Подведем итоги изложенного :

    Система народного просвещения и образования сложилась в России относительно недавно – к началу Х1Х века .

    На формирование этой системы в большей степени повлияли военно-политические (Северная война, европеизация страны), а не экономические (зарождение буржуазных отношений) факторы. В этом состоит корневое отличие российского процесса от европейского.

    Инициатива формирования системы образования в России исходила сверху от власти, а не от народа , снизу как это наблюдалось в Европе.

    Сформированная система и мела ярковыраженный прикладной, светский характер .

    Отсутствие прочных традиций университетской автономии в России явилось одной из причин сформировавшейся в стране косной, механистической системы образования .

    Хотя формально в истории российского просвещения были периоды, когда двери учебных заведений были открыты всем сословиям и социальным группам, кроме крепостных, фактически на протяжении ХУШ-Х1Х вв. существовал сословный подход к получению образования. Так как время формирования системы совпало со временем больших социальных потрясений России, то государство часто приводило в действие рычаг, имевшийся в его руках: пересматривались и разъединялись учебные программы, изменялись уставы учебных заведений, издавались ограничительные указы.

Сохраняя сословный подход к просвещению и образованию, власти так и не смогли придать по-настоящему народный характер этому процессу. Россия вплоть до ХХ в. представляла собой пример “верхушечной цивилизации”. Российской монархии второй половины Х1Х в. так и не хватило прозорливости своих великих предков, которые видели в государственной заботе о просвещении народа залог процветания империи и ее стабильности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

    - Как вы понимаете, что такое система образования?

    Когда в России в основном сложилась система образования?

    Какие традиции в просвещении и образовании унаследовала петровская Россия от средневековья?

    Можно ли назвать Киевскую Русь просвещенным европейским государством?

    Что такое берестяные грамоты? О чем свидетельствуют их находки?

    Как выглядела послемонгольская Русь на фоне европейских государств, с точки зрения просвещения и образования?

    Когда впервые в истории России просвещение и образование было поставлено в ранг государственной политики?

    Что предпринимает Петр 1, чтобы заставить дворян учиться?

    В чем заключалась школьная реформа Екатерины П?

    Какие учебные заведения существовали в России в ХУШ веке?

    Что Вы знаете о создании первых российских университетов?

    Правильно ли утверждение, что в России была сформирована светская система образования? Обоснуйте свой ответ.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ.

Берестяные грамоты

Библиотека Киево-Печерского монастыря

Виленский университет

Дерптский университет

Казанский университет

Книжное собрание Ярослава Мудрого

Московский университет

Навигацкая школа (школа математических и навигацких наук)

Пажеский корпус

Петербургская Академия художеств

Петербургская танцевальная школа

Петербургский университет

«Повесть временных лет»

Славяно-греко-латинская Академия

Смольный институт благородных девиц

Сухопутный шляхетский корпус

«Табель о рангах»

1 Подробнее об И.И.Бецкогм см. в лекции данного сборника «Человек в контексте идей эпохи Просвещения».

2 В конце ХУШ века в России существовал единственный университет, учрежденный в 1755г. дочерью Петра 1 Елизаветой Петровной. В организации университета активнейшую роль сыграли граф И.И. Шувалов и М.В Ломоносов. В отличие от Петербургского университета Московский университет никогда не прерывал своей деятельности. В настоящее время Московский университет носит имя М.В.Ломоносова.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.1 Первый период развития образования (1800-1824 гг.)

2.2 Устав 1804 года

2.3 Образование в России при императоре Николае I (1825-нач.1860-х гг.)

Заключение

Список литературы

Введение

Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

Изучение истории школы и педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.

образование просвещение педагогический

1. Становление системы образования в России

Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси, где на рубеже VIII--IX вв. возникло одно из крупнейших в Европе раннефеодальное государство (см. Русь в IX -- начале XII в.). В развитии древнерусской культуры и просвещения существенную роль сыграло введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной на основе буквенно-звукового греческого алфавита с учетом фонетической системы древнеславянского языка (кириллица -- одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук, создание которой приписывается славянским просветителям -- монахам Кириллу и Мефодию (IX в.).

В «Повести временных лет» (988) отмечается, что князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. По существу, это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения. Просветительскую деятельность Владимира продолжил Ярослав Мудрый, который, как сообщается в летописи, под 1030 г. в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам». Берестяные грамоты XI--XV вв. свидетельствуют, что грамотность в Древней Руси получила достаточно широкое распространение среди не только феодальной знати и духовенства, но и горожан, посадских людей, ремесленников и торговцев. В определенной мере этому способствовали «мастера грамоты» -- дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся обучением детей. Значительную роль в распространении просвещения в XI--XVII вв. играли монастыри -- очаги культуры и грамотности (см. Монастыри и монашество).

Первое высшее учебное заведение -- Киево-Могилянская школа возникла в 1632 г. (академия с 1701 г.) и являлась крупнейшим общеобразовательным и научно-культурным центром Украины, Белоруссии и России.

В 1687 г. в Москве по образцу Киевской академии была создана Славяно-греко-латинская академия на базе школы при Богоявленском монастыре. После открытия в 1755 г. Московского университета академия постепенно превратилась в высшее духовное учебное заведение, утратив свое первоначальное значение центра философского, богословского и филологического образования.

Время от начала XVIII в. и фактически до конца XIX в. по праву может быть названо эпохой реформации образования в России. К числу прогрессивных завоеваний просветительских реформ XVIII в., большинство из которых осуществилось при Петре I, относятся: создание крупных центров культуры, науки и просвещения (Академии наук, Московского университета), новых типов реальных школ (математических и навигационных наук, школ при заводах и верфях, Морской академии и др.), организация государственных общеобразовательных цифирных школ (см. Петр I и реформы первой четверти XVIII в., Политика «просвещенного абсолютизма»). Вместе с тем реформы XVIII в. придавали системе образования сословный характер: возникли дворянские учебные заведения (шляхетский, морской, артиллерийский корпуса, частные пансионы, институты благородных девиц и др.); появились начальные архиерейские школы, духовные семинарии, открылись коммерческие школы, народные школы и училища для детей городских низов, мещан, солдат и матросов.

Государственное начало в развитии образования особенно ярко проявилось в деятельности Петра I. К началу его правления Россия во многом отставала от Западной Европы. Реформы Петра I были направлены на преодоление этого отставания, укрепление государственного устройства, развитие экономики. Экономические и политические преобразования потребовали большого количества грамотных, специально подготовленных профессионалов. Для их подготовки использовались два пути:

Подготовка специалистов из числа русских людей за границей;

Создание собственной государственной системы образования.

При Петре I ставка была сделана на создание профессиональных школ, которые готовили к конкретному виду деятельности. В начале XVIII в. появились первые государственные школы, имевшие практическую направленность:

Математических и навигационных наук (1701);

Пушкарская (1701);

Хирургическая (1707);

Инженерная (1712);

Артиллерийская (1712);

Горные при заводах (1719, 1721).

Особенностью этих школ было то, что в них давали как общее образование, так и осуществляли подготовку по конкретным профессиям.

Для обучения солдат и матросов открывались гарнизонные и адмиралтейские школы. Они были призваны осуществлять подготовку младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей.

В 1724 г. был учрежден важный научно-просветительский центр - Академия наук, в состав которой входили университет и гимназия. Академическую гимназию можно считать первой в России государственной светской общеобразовательной школой, имевшей своей целью подготовку молодежи к поступлению в университет.

2. Развитие государственной системы образования в России в XIX в.

В XIX в. в России продолжается создание системы образования, ориентированной на лучшие западные традиции. Отечественная педагогика развивается на основе западных педагогических идей. Вместе с тем со второй четверти XIX в. предпринимаются серьезные попытки выявить и обосновать самобытные черты русской педагогики, раскрыть ее уникальный характер.

В процессе развития и реформирования образования в XIX в. можно выделить три периода: от начала века до 1824 г., 1825 г. - начало 1860-х гг., 1860-1890-е гг.

2.1 Первый период развития образования в России в XIX в.(1800-1824 г.г.)

Начало XIX в. ознаменовалось в России либеральными реформами императора Александра I. Правительство уделяло пристальное внимание развитию образования в Империи. Среди других министерств, учрежденных императором в 1802 г., было создано Министерство народного просвещения, которое возглавило реформу, нацеленную на создание в России системы государственного образования. В «Предварительных правилах народного просвещения» (1803), а затем и в «Уставе учебных заведений, подведомых университетам» (1804) говорилось о том, что «для нравственного просвещения граждан, соответственно обязанностям каждого состояния, определяется четыре рода училищ, а именно: 1) приходские, 2) уездные, 3) губернские, или гимназии, 4) университеты».

2.2 Устав 1804 года

5 (17) ноября 1804 г. император Александр I подписал первый Общий университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию.

В начале царствования Александра I в ходе образовательных реформ создавалась новая система народного образования: организовывались новые типы учебных заведений, разрабатывались принципы организации всей системы просвещения, преемственности различных ступеней и форм образования.

Факультеты (отделения):

Отделение нравственных и политических наук (cрок обучения - 3 года)

Кафедры (профессора):

1. Богословия догматического и нравоучительного

2. Толкования Св.Писания и церковной истории

3. Умозрительной и практической философии

4. Права естественного, политического и народного

5. Гражданского и уголовного судопроизводства в Российской империи

6. Прав знатнейших как древних, так и нынешних народов

7. Дипломатики и политической экономии

Отделение словесных наук (cрок обучения - 3 года)

Кафедры (профессора):

1. Красноречия, стихотворства и языка российского

2. Греческого языка и словесности греческой

3. Древностей и языка латинского

4. Всемирной истории, статистики и географии

5. Истории, статистики и географии Российской империи

6. Восточных языков

7. Теории изящных искусств и археологии

Отделение физических и математических наук (срок обучения - 3 года)

Кафедры (профессора):

1. Теоретической и опытной физики

2. Чистой математики

3. Прикладной математики

4. Астрономии наблюдательной

6. Ботаники

7. Минералогии и сельского домоводства

8. Технологии и наук, относящихся к торговле и фабрикам

9. Натуральной истории ("Демидовская" кафедра)

При факультете - физический кабинет, обсерватория, химическая лаборатория, ботанический сад, минералогический кабинет, кабинет натуральной истории.

Отделение врачебных и медицинских наук (срок обучения - 4 года)

Кафедры (профессора):

1. Анатомии, физиологии и судебной медицины

2. Патологии, терапии и клиники

3. Врачебного веществословия, фармации и врачебной словесности

4. Хирургии

5. Повивального искусства

6. Ветеринарии

При факультете - анатомический театр, медицинская клиника, хирургическая клиника, институт повивального искусства.

Преподавательский состав: 28 ординарных профессоров (во главе кафедр, VII кл.), 12 адъюнктов (помощники профессоров, VIII кл.), экстраординарные профессора (молодые ученые вне кафедр, VIII кл.), лекторы иностранных языков, учителя "приятных искусств и художеств" (рисование, танцы, фехтование, музыка).

Студенты: своекоштные, казеннокоштные (40 человек), слушатели.

Ученые степени: доктор наук (VIII кл.), магистр (IX кл.), кандидат (XII кл.), действительный студент (XIV кл.).

При университете:

Академическая гимназия (60 учеников, существовала до 1812 г.) Благородный пансион (для детей дворян, возглавляет инспектор) Педагогический институт (срок обучения 3 года, 12 казеннокоштных студентов, возглавляет директор) Библиотека (возглавляет ординарный профессор - библиотекарь и его помощник) Научные общества (включают российских и зарубежных ученых).

Внутреннее устройство университетов по уставу 1804 г. было основано на начале совершенной автономии во всех делах, касающихся быта университетской корпорации.

Центром университетского самоуправления был совет, состоящий из всех ординарных и экстраординарных профессоров, под председательством ректора, избиравшегося из среды ординарных профессоров на один год. Делами университетского самоуправления по учебной части заведовали факультетские собрания, по полицейской, хозяйственной и судебной частям -- правление. Факультетские собрания состояли из профессоров отдельных факультетов под председательством избиравшихся советом деканов. Правление под председательством ректора, состояло из деканов и назначенного попечителем непременного заседателя из ординарных профессоров.

Университеты являлись не только учёными и учебными, но и административными учреждениями, так как их ведению были поручены гимназии и низшие школы университетского округа. Как центр управления училищами по округу, университет назначал и удалял смотрителей, учителей, представлял на утверждение министру директоров губернских гимназий; отправлял для смотра училищ визитаторов (инспекторов) из профессоров.

Основными принципами народного образования провозглашались бессословность, бесплатность и общедоступность. Россия делилась на шесть учебных округов по числу университетов. Кроме уже существующих Московского, Виленского и Дерптского, в 1804-1805 гг. были открыты университеты в Казани и Харькове и главный педагогический институт в Петербурге, который в 1819 г. был преобразован в университет. Уставом вводилась строгая зависимость звеньев народного образования: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища - директору гимназии, гимназии - ректору университета, университет - попечителю учебногоокруга.

Приходские училища предполагали начальный уровень образования со сроком обучения в один год, они открывались по одному на приход (административная церковная единица) в каждом городе или селении. В программу обучения приходских училищ входили закон Божий и нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики, а также чтение некоторых разделов из книги «О должностях человека и гражданина», занятия проводились по девять часов в неделю. Уездные училища открывались в уездных и губернских городах, имели срок обучения два года и давали углубленную подготовку детям, закончившим приходские училища. Организованные ранее в ходе реформы конца XVIII в. малые училища преобразовывались в уездные, создавались новые. Содержание образования в уездных училищах было представлено законом Божьим, изучением книги «О должностях человека и гражданина», российской грамматикой, всеобщей и русской географией, всеобщей и русской историей, арифметикой, основами геометрии, физики и естественной истории, начальными правилами технологии, относящимися к хозяйству края и его промышленности, рисованием. В школе преподавали всего два учителя, насыщенная программа не давала возможности глубокого овладения знаниями по многим предметам.

Гимназии открывались в губернских городах, курс обучения в них составлял четыре года, они представляли собой среднюю ступень обучения, следующую за уездным училищем. Учебный план гимназии включал широкий круг предметов: латинский, французский и немецкий языки, историю, географию, статистику, естественную историю, опытную физику, теоретическую и прикладную математику, философию, изящные и коммерческие науки, рисование, технологию, музыку, гимнастику, танцы. Кроме того, в I классе добавлялись логика и грамматика, во II - психология и «нравоучение», в III - эстетика и риторика, в IV - юридические и политические науки. Окончившие гимназию выпускники могли поступать в университет. К 1811 г. стала очевидной несбалансированность и перегруженность содержания гимназического образования, из него были исключены политическая экономия, философия, коммерческие науки, сокращен курс естествознания, однако под влиянием немецких традиций введено преподавание закона Божия и греческого языка.

Университетам предоставлялась автономия, включавшая право избрания ректора, деканов и назначения профессоров, выборного университетского суда. Высшая школа осуществляла функции административного управления учебными заведениями, входящими в округ, в школы высылались с инспекцией профессора. В целом реформа стимулировала создание большого числа новых учебных заведений и распространение просвещения.

В 1810 г. Александр I подписал «Постановление о лицее», что дало начало знаменитому Царскосельскому лицею - учреждению для детей высшего дворянства, совмещавшему среднюю и высшую ступень образования. Позднее по образцу Царскосельского лицея стали открываться и другие учебные заведения подобного рода. К 1820-м гг. были открыты Одесский, Ярославский лицеи и Нежинская гимназия высших наук.

В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и образования. В 1819 г. были изменены планы училищ и гимназий, введено обязательное чтение Священного Писания, изъяты философия, статистика, естественное право, этика и т. д. При князе А.Н. Голицыне, ставшем в 1817 г. министром народного просвещения и духовных дел, в основу образования были положены религиозные принципы. Целью умственного развития провозглашалось соединение веры и знания, в учебных заведениях всех ступеней огромное внимание уделялось изучению догм Священного Писания. Эти изменения в известной степени являли собой правительственную реакцию на «западное вольнодумство», проникновение которого в Россию резко усилилось после войны 1812-1814 гг., а также на все более возрастающее реформаторское и революционное брожение общества, самодержавно-крепостнические основы которого переживали острейший кризис. В 1819 г. была введена плата за обучение в гимназиях, приходских и уездных училищах, внесены изменения в учебные планы начальных училищ, введено «чтение из Священного Писания», запрещено преподавание естествознания. Значительно пострадала университетская автономия.

Таким образом, в первой четверти XIX в. в результате реформ в России была создана государственная система образования, основу которой составляли отношения преемственности между учебными заведениями всех уровней.

2.3 Образование в России при императоре Николае I (1825 г. - начало 1860-х гг.)

Начало второго периода в развитии образования в XIX в. связано со временем правления Николая I (годы правления - 1825-1855), в царствование которого система образования и школьная политика претерпели важные изменения. Новый император стремился выработать «единообразную» школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности. Министром просвещения был назначен граф Ливен, который осуществил подобный курс в новом «Уставе о начальных и средних школах» (1828), наметившем пути реформирования образования.

В «Уставе...» подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип - «каждому сословию свой уровень образования». В соответствии с этим приходские училища предназначались для низших сословий, уездные - для детей купцов, ремесленников и прочих «городских обывателей», гимназии - для детей дворян и чиновников. Школьная жизнь проходила под строгим надзором начальства и полиции. За проступки полагались всяческие меры взыскания, в том числе розга, исключение из школы, а для преподавателей - увольнение со службы.

В 1833 г. министром просвещения становится С.С. Уваров (1786-1855), остававшийся на этом посту до 1849 г. и проводивший консервативную школьную политику. Уваров выдвигал три принципа воспитания и образования: «православие, самодержавие и народность» , которые соответствовали государственной политике и идее национального возрождения. В 1832-1842 гг. заметно расширилась система образования, количество учащихся в различных государственных учебных заведениях увеличилось с 69 300 до 99 800.

Таким образом, в результате реформ второй четверти XIX в. каждый тип школы приобретал законченный характер и был предназначен для обслуживания населения определенного сословия. Преемственная связь между учебными заведениями, введенная в 1804 г., была отменена, и доступ детей податного сословия в среднюю и высшую школу затруднен. Приходские училища, рассчитанные на мальчиков и девочек из «самых низших состояний», не должны были готовить их к уездным училищам. Уездные училища, предназначенные для детей купцов, ремесленников, мещан и других городских жителей, не относящих к дворянству, стали теперь трехклассными учебными заведениями. В них изучались закон Божий, священная и церковная история, российский язык, арифметика, геометрия (до стереометрии) без доказательств, география, сокращенная всеобщая и российская история, чистописание, черчение и рисование. Преподавание физики и естествознания было прекращено, а математика должна была преподаваться догматически. Чтобы отвлечь детей непривилегированных городских сословий от поступления в гимназии, при уездных училищах разрешалось открывать дополнительные курсы, где желающие продолжать учение могли получить какую-либо профессию.

В этот период в развитии среднего образования активно участвуют различные министерства. Так, в 1839 г. Министерство финансов открывает при некоторых гимназиях и уездных училищах реальные классы; Министерство юриспруденции создает гимназические курсы юриспруденции, Министерство государственной собственности организовывает средние школы повышенного типа. В гимназиях, подчиненных Министерству просвещения, был взят курс на классическое обучение, однако в 1849-1851 гг. прошла реорганизация гимназий, в соответствии с которой были учреждены три типа гимназий: с двумя древними языками (классические), с обучением естествознанию и законоведению, с обучением законоведению.

В 1835 г. Министерство просвещения издает ряд документов, определяющих новый порядок функционирования университетов, значительно урезавший их автономию. В 1834 г. открылся университет в Киеве, но в связи с волнениями в Польше в 1830 г. был закрыт Виленский университет. Произошли изменения и в сфере профессионального образования: в 1828 г. в Петербурге был создан Технологический институт, в 1832 г. - Институт гражданских инженеров; реорганизованы Горный и Лесной институты. В целом в 1830-1850-х гг. по всей России открывались низшие и средние сельскохозяйственные, технические и коммерческие учебные заведения.

С начала 1830-х гг. в селениях, где жили государственные и удельные крестьяне, ведомством государственных имуществ и удельным ведомством создавались начальные школы. Их задачей стало обучение крестьянских детей грамоте и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, которые управляли крестьянами. В этих школах большое внимание уделялось выработке у учащихся хорошего почерка и овладению ими устным счетом. Школы существовали за счет общественных сборов с крестьян, к 1858 г. их было создано 2975. Школами для государственных крестьян занимался Ученый комитет министерства государственных имуществ, в котором около четверти века (1832-1862) работал в должности старшего члена Комитета по народному образованию видный общественный деятель, писатель, выдающийся педагог-просветитель В.Ф. Одоевский (1804-1868). Он осуществлял педагогическое руководство учебной деятельностью сельских училищ государственных крестьян.

Количество школ, предназначенных для народа, до 1861 г. было так незначительно, что крестьянское население и горожане низких сословий оставались почти поголовно безграмотными. Наиболее распространенными на селе были школы грамоты со сроком обучения один-два года. Их создавали сами крестьяне на свои средства. Учительствовали здесь грамотные дьячки местной церкви, отставные солдаты или бывшие дворовые, однако эти школы оказались жизнеспособными, в некоторых местах их можно было встретить даже в начале ХХ в.

Образование подрастающего поколения в XIX в. характеризуется вниманием к деятельности учителей-иностранцев и принятием мер в защиту отечественного образования. Указ Николая I, изданный в 1831 г., обязывал повысить надзор за частными учебными заведениями и учителями-иностранцами. До педагогической деятельности допускались учителя-иностранцы и наставники, имеющие аттестаты русских университетов и дополнительные положительные характеристики.

В России складывалась система среднего педагогического образования, в основном женского, которая составила серьезную конкуренцию учителям-иностранцам в сфере семейного воспитания.

2.4 Третий период в развитии образования (1860-1890-е гг.)

С начала 1860-х гг. начинается третий период в развитии отечественного образования, характеризующийся подготовкой новой реформы. В это время в России произошли огромные политические преобразования, существенно повлиявшие на нравственный климат в обществе. Передовые общественные деятели того времени рассматривали отмену крепостного права (1861) как важнейшее условие для нравственного развития народа и страны, необходимую предпосылку для борьбы за дальнейший прогресс. В сознание русского человека стала внедряться мысль о единстве и равноправии всех людей, о достоинстве всякой человеческой личности, необходимости внимательного и гуманного отношения к ее нуждам и запросам. Освобождение личности от сословных, бытовых, семейных, религиозных пут становится главной задачей поколения интеллигенции 1860-х гг.

Реформы этого периода вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение, мощный духовный подъем русского общества, стремление передовых деятелей того времени активно участвовать в обновлении российской действительности, направить ее развитие в соответствии со своими представлениями и идеалами, породили надежду на скорую и полную гибель «прошлых времен». Важнейшим средством освобождения и развития личности признавалось просвещение. Вера в силу просвещения была свойственна всем жаждавшим обновления русского общества. Широко распространилась идея о необходимости отстаивать интересы народных масс, прежде всего крестьян, о выполнении «долга» перед народом. Этот долг мог быть уплачен прежде всего в форме распространения образования и культуры в народных массах. С этим связано участие широких кругов интеллигенции в культурно-просветительской работе, создание воскресных школ, возникновение специальных издательств, развитие педагогической журналистики и т. п.

В 1860-е гг. впервые в русской истории появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. По инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодежи, в середине XIX в. возникли воскресные школы - образовательные школы для взрослых крестьян, ремесленников и др. Были созданы первые народные библиотеки и читальни - общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся. Стали проводиться народные чтения, являвшиеся одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний.

С 1860-х гг. наблюдается расцвет русской национальной педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли и вывели начальное образование на новый уровень развития. Вслед за естествоиспытателями научные общества стали организовываться в сфере гуманитарных наук. Одним из первых в этой области было Санкт-Петербургское педагогическое общество (1869), объединявшее широкий круг ученых, деятелей народного образования, ставивших своей задачей содействие научной разработке педагогических проблем. Среди активных участников общества были К.Д. Ушинский, Н.Х. Вессель, П.Ф. Каптерев и другие видные педагоги. Члены общества организовывали филиалы в других городах, руководили педагогическими курсами, выступали с лекциями в различных аудиториях. В 1871 г. было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Результатом его деятельности стали курсы по подготовке воспитательниц в семьях и детских садах, лекции по дошкольному воспитанию и др. Петербургское общество положило начало распространению подобных обществ по всей России.

Особую роль в развитии педагогической мысли, в совершенствовании методов воспитания и обучения играли учительские съезды. Первый учительский съезд состоялся в 1867 г. в Александровском уезде Екатеринославской губернии. В 1870 г. проходил съезд учителей в Симферополе; в его работе принимал участие К.Д. Ушинский. Съезд при Всероссийской политехнической выставке в 1872 г. собрал около 700 участников, перед которыми выступили видные педагоги и методисты. В пореформенный период больше внимания стало уделяться и педагогическому образованию. Получили распространение 4-6-недельные педагогические курсы повышения квалификации учителей начальной школы. К.Д. Ушинский разработал план подготовки учителей начальной школы. По этому плану строили работу все земские учительские семинарии и школы. Он же высказал идею создания в университетах педагогических факультетов. Все это стимулировало внимание к улучшению педагогического образования. В целом наиболее значительное развитие школы и педагогики в России в XIX в. пришлось на его вторую половину и являлось результатом крупномасштабного реформирования.

В 1860 г. принимается «Положение о женских училищах ведомства министерства народного образования», согласно которому учреждаются женские училища двух типов: училища первого разряда (шесть лет обучения) и второго разряда (три года). В училищах первого разряда изучались закон Божий, русский язык, грамматика, словесность, арифметика, география, история всеобщая и русская, начала естественной истории и физики, чистописание, рукоделие.

В 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», в котором к начальному образованию были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские школы, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц. В начальных школах преподавались закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно было вестись на русском языке. Продолжительность обучения в Положении не указывалась. Фактически в лучших земских и городских школах она составляла три года, во многих других - два года. Все начальные народные училища, находившиеся ранее в ведении различных ведомств, были подчинены Министерству народного просвещения, однако для начальных училищ, открытых духовенством, делалось исключение: они оставались в ведении Священного Синода. В целом реформа начального образования согласно Положению 1864 г., означавшему ее бессословный характер, давала право открывать начальные школы органам местного самоуправления (земствам), допускала к преподаванию женщин, учреждала коллегиальные органы управления школой.

В том же году издается «Положение о земских учреждениях», по которому земства могли открывать начальные школы и содержать их в хозяйственном отношении. За первые десять лет своего существования земства создали значительную сеть начальных сельских школ. В некоторых земствах организовывалась подготовка народных учителей в земских учительских школах, проводились курсы и съезды учителей, устраивались пришкольные библиотеки. Однако права земств были ограничены и сводились преимущественно к решению финансово-хозяйственных вопросов, земства не имели права вмешиваться в учебно-воспитательный процесс и деятельность школ. Земские школы относились к числу министерских школ и официально именовались «начальными народными училищами в губерниях, на которые распространяется действие Положения о земских учреждениях». Среди населения они пользовались большей популярностью, чем другие начальные школы. Именно земские школы сыграли большую роль в распространении образования среди крестьян. Земства благодаря хорошей оплате труда могли приглашать на работу учителей со специальным педагогическим образованием. При появлении возможности в земских школах расширялся круг изучаемых детьми предметов, чаще всего за счет включения реальных знаний. Земство заботилось о развитии в школах прикладных знаний. Для этого при некоторых школах организовывались ремесленные классы, разводились питомники, пчельники, практиковалось земледелие, организовывались низшие сельскохозяйственные школы и практические фермы. Учителя, расширявшие официально действующую программу, стремились к всестороннему образованию своих учеников, а также к использованию новых, более эффективных методов преподавания. Земские школы могли по праву считаться учебными заведениями, предлагающими высокий уровень начального образования.

В 1864 г. утверждается «Устав гимназий и прогимназий», который провозглашает принцип общечеловеческого образования и внесословной школы. Согласно уставу учреждаются два типа гимназий: классическая - с преподаванием латинского и греческого языков и реальная - без древних языков, обучение в них было рассчитано на семь лет. Цель «классических» - дать общее образование, необходимое для поступления в университет и другие высшие специальные учебные заведения. «Реальные гимназии» не давали права поступления в университеты. Также существовали «прогимназии» - начальная ступень гимназии.

В реальной гимназии по сравнению с классической в большем объеме преподавались точные и естественные предметы: математика, естествознание, астрономия, физика, черчение. Предусматривалась организация прогимназий - неполных средних школ с 4-летним сроком обучения, соответствующим четырем первым классам гимназии. Как правило, они открывались в небольших уездных городах.

В 1870-1880-х гг. после неудачного покушения на Александра II реформы образования стали носить реакционный характер. Новый Устав начальных школ, принятый в 1874 г., предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях. Правительство стало тормозить открытие земских и городских школ. Поощрялось создание церковно-приходских школ. К 1880-м гг. в связи с убийством Александра II реакция в школьной политике усилилась. Положение 1874 г. действовало без изменений до революции 1917 г. и, по мнению Н.А. Константинова, являлось большим тормозом развития начального образования. Усиливался надзор духовенства за образом мыслей и поведением народных учителей и духом преподавания в начальных школах.

Реакционная политика 1870-1880-х гг. оказала сильное влияние и на деятельность земств в области народного образования. В последней четверти XIX в. было открыто втрое меньше земских школ, чем в предыдущие 10 лет. Вместе с тем в этих школах значительно расширилось содержание начального обучения, путем объяснительного чтения учащимся сообщались элементарные сведения по природоведению, географии и русской истории. В этот период начальные народные школы с трехлетним курсом обучения уже не могли удовлетворять нужды промышленности и сельского хозяйства, возникает потребность в организации начальных повышенных школ. В этой связи были созданы двухклассные народные училища с пятилетним сроком обучения: в первые три года обучение считалось первым классом и соответствовало курсу одноклассного народного училища; четвертый и пятый год были вторым классом обучения, в нем преподавали русский язык, арифметику (дроби, прогрессии, тройное правило, проценты), наглядную геометрию, элементарные сведения по естествознанию, физике, географии и русской истории. Двухклассные народные училища становились тупиковыми учебными заведениями, которые не давали возможности продолжения общего образования в средних школах, так как учебные планы и программы этих школ не имели преемственности. Более высокий уровень образования предполагался в начальных городских училищах.

Народные училища подчинялись разным ведомствам:

Министерству государственных имуществ;

Министерству двора;

Министерству внутренних дел;

Св. Синоду (больше половины всех училищ);

Министерству народного просвещения (на него приходилось около 20% училищ).

Большая часть уездных училищ, созданных по Уставу 1828 г., была преобразована в 1870-х гг. в городские училища. Эти училища имели шестилетний курс обучения, их целью было дать детям недворянского происхождения повышенное начальное образование и некоторые прикладные знания. В городских училищах преподавались закон Божий, русский язык и литература, арифметика, алгебра, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека), рисование, черчение, пение. Городские училища также представляли собой школы-тупики, поскольку не имели преемственности со средними общеобразовательными школами. При многих двухклассных городских училищах организовывались различные курсы: счетоводные, бухгалтерские, педагогические, чертежные и т. д.

В 1860 году было издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещении». Устанавливалось два типа бессословных женских училищ:

I разряда - 6 лет обучения;

II разряда - 3 года обучения.

Их цель -- «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства». Открывать их могли частные лица и общества. В учебный план женских училищ первого разряда входили: Закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, арифметика и понятия об измерениях, география всеобщая и русская, история, начала естествознания и физики, чистописание и рукоделие.

В 1870 г. «Положением о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения» женские училища первого и второго разрядов преобразовываются в женские гимназии и прогимназии. С 1872 по 1876 г. открываются высшие женские курсы в Москве и Петербурге. Однако уже в 1880-х гг. эти курсы были закрыты и возобновили свою деятельность только в начале ХХ в. Вплоть до революции 1917 г. высшее образование для женщин в русских высших образовательных учреждениях было невозможным.

В 1871 г. был издан новый Устав гимназий, по которому все мужские гимназии были преобразованы в классические. Образование в них строилось вокруг гуманитарных предметов - древних языков, словесности, грамматики и др. В 1872 г. был издан Устав реальных училищ - средних школ с 6-7-летним сроком обучения. В последних классах училища предполагалась специализированная подготовка на коммерческом, механико-техническом или общем отделениях. В 1888 г. реальные училища с ликвидацией профессионально ориентированных отделений стали общеобразовательными учебными заведениями.

Принятый в 1884 г. новый Устав университетов значительно сокращал права на самоуправление высшей школы, отменял различные неформальные объединения и землячества, ставил под контроль Министерства народного просвещения деятельность профессорско-преподавательского состава.

Таким образом, к концу XIX в. как результат проводимых государством реформ в области образования была создана национальная государственная система народного просвещения, значительно увеличились число школ и контингент учащихся. Возникли предпосылки к реализации идеи о всеобщем начальном образовании.

Заключение

В XIX в. шел процесс становления отечественной педагогической науки, формирования различных педагогических направлений и теорий. Значительным в этот период оказался вклад общественной мысли в развитие просветительских идей.

Начало XIX в.- время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение). Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика "просвещенного абсолютизма", которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

Образовательная политика государства была инструментом осуществления политических целей самодержавия, в то время как общественно-педагогическое движение являлось не только формой социального реагирования на эту политику, но и одним из факторов сохранения и развития национальных ценностей образования.

В системе образовательного взаимодействия государства и общества сочетание национальных и общечеловеческих ценностей выражалось:

В сословном регулировании государством социального состава учащихся, в ориентации правительства на воспроизводство через образование своей социальной опоры - дворянства и чиновничества, которые имели оторванный от национальных традиций культурно-исторический генотип;

В государственной политико-идеологической поддержке классицизма в средней школе, понимаемого как развивающее и охранительно-воспитывающее средство, усиливавшее разрыв ценностных систем российской интеллигенции и масс;

В политическом навязывании через систему образования общего охранительного идеала посословного служения государству как единственно возможного патриотизма;

Во взаимодействии отечественной и зарубежной педагогических культур, влиявших и на образовательную политику государства, и на общественно-педагогическое движение.

Национальные ценности образования, как разновидность общечеловеческих, были достаточно отчетливо представлены российскими просветителями. Их деятельность была важным фактором придания необратимого характера процессу становления в России демократического общества и образовательной системы, основанной на лучших национальных традициях и ценностях.

Список литературы

1. Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII -- первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.- 2009.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов- М.: ВЛАДОС, -2000.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. М. -2001.

4. Курочкина И.Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII-XVIIIвв.).М.-2002.

5. Латышина Д.И. История педагогики. М.-2005.

6. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования: Пособие для сдачи экзамена. М.- 2006.

7. Полякова Н.В. Складывание российской системы образования // Социально-политический журнал. 1998. № 3;

8. Савин М.В. 200 лет первому университетскому Уставу в России // Университетское управление. 2004. № 3.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Высшее образование в России в середине XIX в. Университетские реформы Александра II. Разработка нового университетского устава, структура университетов. Формирование системы высшего женского образования в России. Расширение сети высших учебных заведений.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2013

    Понятие дистанционного обучения. Дистанционные образовательные технологии в военном образовании. Вклад Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в создание теоретической основы дистанционного образования в России.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2013

    Основные этапы развития образования в России. Становление и развитие Российского образования. Русское нормативное педагогическое сознание. Основные направления реформирования образования на современном этапе.

    реферат , добавлен 16.06.2007

    Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период. Направления развития современной системы дошкольного образования.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2013

    Структура системы школьного образования в Российской Федерации. Финансирование образования. Реформирование системы обучения. Индексация бюджетов образовательных учреждений. Изменение численности учащихся в школах. Интернетизация российского образования.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    История развития народного и дошкольного образования в Англии. Развитие среднего и высшего образования. Наименование и расположение подготовительных школ для мальчиков. Требования для поступления в университет. Развитие международных учебных центров.

    дипломная работа , добавлен 06.05.2014

    Реформирование системы воспитания и образования в России. Развитие социально-педагогических идей, взгляды С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко на воспитание детей. Работа с трудными подростками и решение проблемы беспризорности. Становление пионерского движения.

    реферат , добавлен 27.12.2013

    Воспитание и школа в Киевской Руси. Памятники педагогической литературы Х1-ХШ вв. Реформы первой половины XVIII в. в области просвещения. Преподавательская деятельность М.В. Ломоносова. Вклад ученых-методистов в развитие учительской мысли в Беларуси.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2011

    Становление народного образования в России с древнейших времен до 60-х гг. XIX века. Общественно-педагогическая мысль России о развитии народного образования во 2-й половине XIX века. Церковно-приходская и земская школы в системе начального образования.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2008

    Слом старой и становление новой системы музыкального обучения. Задачи большевиков в реализации "культурной революции". Формирование начального, среднего и высшего музыкального образования. Реализация целей и задач данной системы в городе Белгороде.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то